Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
История пасхальной открытки и не только...
Светлое Христово Воскресение - торжество торжеств, величайший и радостнейший праздник, древнейший в христианской церкви. Он был установлен еще во времена апостолов, и от них, как наследие, передано нам пасхальное приветствие: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!"
0030-016.jpg (48.84 КБ) [ Скачать ]
8_341.jpg (144.06 КБ) [ Скачать ]
171.jpg (67.74 КБ) [ Скачать ]
8_342.jpg (151.26 КБ) [ Скачать ]
Изменено: гостья - 15.04.2012 15:24:39
С появлением и распространением в конце XIX века открытых писем появилась новая возможность пронести эти слова через версты весенней распутицы и пограничные посты. Показательно, что одни из самых первых отечественных иллюстрированных открыток были выпущены к Пасхе 1898 года: четыре акварели "на весенние сюжеты" известного писателя и художника Н.Н.Каразина стали первым (и весьма успешным) опытом издания открыток, предпринятым Общиной Св. Евгении. В дальнейшем это издательство - без преувеличения, лучшее в России из выпускавших открытые письма - неоднократно обращалась к пасхальной тематике. Ей отдали дань художники И.Я.Билибин и Ф.Г.Беренштам, В.И.Зарубин и И.И.Смукрович, Н.К.Пимоненко и Е.М.Бем - каждый в своей неповторимой манере.Символично, что одни из последних открыток Общины, которые увидели свет в марте 1917 года, изображали украинские "писанки" - расписные пасхальные яйца.
Полноцветные пасхальные открытки выходили и в других издательствах: по оригиналам профессиональных русских художников их выпускали такие крупные фирмы, как "Ришар" (С.-Петербург), "Ленц и Рудольф" (Рига) - с ним сотрудничал малоизвестный ныне живописец М.М.Гермашев, а также "Гранберг" (Стокгольм).
Вообще в Европе производили огромное количество почтовых карточек к празднику Пасхи для российского рынка. При этом множество зарубежных иллюстрированных открыток использовало несвойственную русской традиции атрибутику, как то цыплят и зайцев. Основную же массу составляли черно-белые фотооткрытки сентиментального (в лучшем случае), а чаще всего пошлого содержания.

В короткий промежуток 1914 - 1917 годов у пасхальных открыток появляется новая сюжетная канва, обусловленная внешними и внутренними событиями российской жизни: I мировой войной и Февральской революцией. Весной 1917 года неизвестный художник использовал образ красного пасхального яйца, чтобы иносказательно выразить радость по поводу рождения республики рабочих и солдат.
Однако вскоре поздравительные открытки к Пасхе на десятилетия исчезли из обихода нового советского общества.

Впрочем, они продолжали существовать в среде русской эмиграции. Представление о них дает небольшая коллекция, которую РНБ в 1997 году получила в дар от Библиотеки Университета штата Калифорния (США): в 1950 - 1960-х годах парижские и нью-йоркские частные издательства, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) публиковали почтовые открытки, изображающие обычные пасхальные кушания или же сцены светлого праздника на безвозвратно ушедшей, идиллической и милой родной земле.
С начала 1990-х годов в России возобновилось издание иллюстрированных пасхальных открыток.Многие из них воспроизводят (явно или скрыто) образцы начала XX века, а современные художники в своих оригинальных работах, как правило, оперируют крайне ограниченным набором мотивом: храм, кулич и пасха, вербовая ветвь и, разумеется, расписные или крашеные яйца. Чтобы понять, как же велико на самом деле число сюжетов, связанных с празднованием Светлого Христова Воскресения, нужно всего лишь обратиться к опыту русской пасхальной открытки.http://pasxa.eparhia.ru/about/p_otkr/
4_343.jpg (31.3 КБ) [ Скачать ]
4_368.jpg (42.11 КБ) [ Скачать ]
Изменено: гостья - 15.04.2012 15:22:45
*
Изменено: гостья - 16.04.2012 11:33:19
а это те, о которых говорилось выше
4_310.jpg (84.78 КБ) [ Скачать ]
4_312.jpg (42.82 КБ) [ Скачать ]
4_308.jpg (63.23 КБ) [ Скачать ]
Изменено: гостья - 15.04.2012 15:26:47
тоже красивейшие, но не такие умилительно-родные какими были наши открытки для наших же людей
4_314.jpg (106.07 КБ) [ Скачать ]
4_311.jpg (89.54 КБ) [ Скачать ]
4_313.jpg (67.11 КБ) [ Скачать ]
Изменено: гостья - 15.04.2012 15:28:40
Пасха в Царской семье
Конечно не сравнить как праздновали Пасху в дореволюционные времена, какие были чувства, настроения и вера на Святой Руси....Когда читаешь описания Празднования Пасхи в Царской России, то представляется действительно сказочный праздник в сказочной стране, которую в 1917 году уничтожили...

"Так вспоминает Пасху Владимир Олленгрэн, воспитывавшийся вместе с Великими князьями Ники и Жоржи (Николай II и Великий князь Георгий Александрович): 
"Время до Воскресения дети переживали необычайно остро. Все время они приставали к маме с вопросами:
- Боженька уже живой, Диди? Ну скажите, Диди, что Он уже живой. Он уже ворочается в своей могилке?
- Нет, нет. Он еще мертвый, Боженька.
И Ники начинал капризно тянуть:
- Диди… Не хочу, чтобы мертвый. Хочу, чтобы живой…
- А вот подожди. Батюшка отвалит крышку гроба, запоет: «Христос воскресе», - тогда и воскреснет Боженька…
- И расточатся врази Его? – тщательно выговаривал Ники непонятные, но твердо заученные слова.
- И расточатся врази Его, - подтверждала мать.

В Страстную Пятницу с Императорского фарфорового завода привозилась груда фарфоровых прелестных яиц различных размеров. Эти яйца предназначались для христосования со всеми служащими во дворце. Большие яйца, очень дорогие, вероятно, получали лица, близкие к Августейшей Семье. Меньшие полагались персоналу, обслуживавшему дворе."

Вспоминает Владимир Оллленгрэн еще один случай: " ...когда я сказал, что иду сейчас в мамину квартиру, где Аннушка красит яйца, то впечатление было такое, будто гром ударил среди ясного неба! Что такое: красить яйца? Как это так: красить яйца? Разве можно красить яйца? И в сравнении с этим любопытством чего стоили все писанки, изготовленные на Императорском заводе? Аннушка делала какую-то особенно прочную краску из лукового настоя. Она снизошла к нашим мольбам, засучила нам рукава, завесила грудь каждому какими-то старыми фартуками и научила искусству краски. Забрав в руки плоды своего искусства, мы с невероятно вымазанными руками, следовали на свою половину. Начали мыть нам руки, принесли песок, но краска так и не отмылась до самой Фоминой.
2.jpg (135.8 КБ) [ Скачать ]
Изменено: гостья - 15.04.2012 15:29:58
Во время христосования отец Ники вдруг потянул носом и спросил:
-Что-то ты, брат, луком пахнешь, а?
И тут заметил его неоттертые руки.
-А ну ты, Жоржик? Ты, Володя? 
Понюхал нас всех. От нас несло луком.
-В чем дело?
Мать со слезами объяснила происшествие. Александр Александрович расхохотался на весь дворец. 
-Так вы малярами стали? Молодцы! А где ж ваша работа?
Мы бросились в опочивальню и принесли свои узелки.
-Вот это папе, это маме, это - дедушке. 
Александр Александрович развел руками.
-Вот это - молодцы! Хвалю. Лучше всякого завода. Кто научил?
-Аннушка.
-Шаль Аннушке! И пятьдесят рублей денег. А вам по двугривенному. Сколько лет живу на свете - не знал, что из лука можно гнать краску!
И через несколько минут после его ухода нам принесли по новенькому двугривенному.
3.jpg (151.16 КБ) [ Скачать ]
Пасха была одним из любимейших праздников и в семье императора Николая II. Вот что пишет о Русской Пасхе Роберт Масси в книге "Николай и Александра": 
Пасху царская семья обычно встречала в Ливадии. Хотя этот праздник в императорской России и был утомителен для императрицы, он приносил ей много радости. Государыня не щадила сил, которые собирала по крохе. Христово Воскресение было главным событием года, важнее даже Рождества. Повсюду на лицах видны были радость и умиление. По всей России в святую ночь храмы полны были верующих, которые, держа в руках зажженные свечи, слушали пасхальную службу. Незадолго до полуночи начинался крестный ход, который возглавлял священник, епископ или митрополит. За ним, словно огненная река, шли прихожане. Вернувшись к дверям храма, они воссоздавали сцену, когда ученики Христа обнаружили, что камень, закрывавший погребальную пещеру, отвален. Заглянув внутрь и убедившись, что храм пуст, священник обращал лицо к собравшимся и восторженно восклицал: "Христос Воскресе!" И прихожане с сияющими от радости глазами громогласно ответствовали: "Воистину Воскресе!" В разных уголках России - перед собором Василия Блаженного на Красной площади, на ступенях Казанского собора в Петербурге, в маленьких церквушках в самых отдаленных селениях - русские люди - и князья, и простолюдины - смеялись и плакали от счастья. А.Вырубова вспоминала: "В светлое Христово Воскресенье в продолжение двух часов Их Величества христосовались, Государь с нижними чинами охраны, полиции, конвоя, команды яхты "Штандарт" и т.д. Императрица - с детьми местных школ". Когда заканчивалась служба, начинался всенародный праздник. Люди угощали и угощались, ходили друг к другу в гости, обменивались подарками. Пировать, как правило, начинали после возвращения из храма. Великий пост, во время которого запрещено было, помимо прочего, есть масло, сыр и яйца, оканчивался. Традиционным угощением была пасха, изготовлявшаяся из творога, сметаны и изюма, и кулич - круглый праздничный кекс, залитый сверху белой глазурью, по которой выведены были инициалы ХВ - "Христос Воскресе". Всякий, кто заходил в дом, был желанным гостем, столы были накрыты днем и ночью. Ливадийский дворец превращался в огромный банкетный зал. Наутро приезжали из Ялты похристосоваться школьники, получавшие из рук императрицы и великих княжен куличики. Свитским и
лейб-гвардейцам августейшие хозяева дарили свои знаменитые пасхальные яйца. Некоторые из них были незамысловаты: изящно раскрашенная скорлупа, откуда сквозь крохотные отверстия извлечено содержимое. Но были и такие, что представляли собой шедевры ювелирного искусства - творения бессмертного Фаберже."
"Христос Воскресе!"
1.jpg (142.87 КБ) [ Скачать ]
Изменено: гостья - 15.04.2012 15:31:30
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 2, пользователей: 0, из них скрытых: 0)