Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1 2 3 След.
Зачем нужны богословские курсы
Зачем нужны богословские курсы?

Этот вопрос часто можно услышать от тех, кто задумывается о том, стоит ли ему получать богословские знания таким необычным способом: не в стенах семинарии или православного университета, а в Духовно-просветительском центре при Донской церкви в Перловке. Богословские курсы при нашем храме действуют третий год. В этом году - первый выпуск.

О том, что дают богословские курсы и куда применить полученные знания рассказывают сами слушатели...

Что дали мне богословские курсы. Размышления преподавателей и слушателей. Скачать файл

Наши богословские курсы. Скачать файл
Приветствую форумчан!
Могу сказать как некогда прошедший подобные курсы в Сергиевом Посаде при Троице Сергиевой Лавре, что такие занятия дают огромную пользу новопришедшему в стены Церкви. Есть думаю две составляющие пользу курсов: 1) то, что квалифицированные преподаватели передают не только знания, но и свой вдумчивый опыт жизни в Церкви, и 2) приведенные в систему знания, так необходимые порядочному христианину.
На занятиях можно обсудить любую интересующую тему, задать недоумевающий вопрос и получить верный ответ. То есть при помощи курсов можно начать активно жить в Церкви, что значит не пройти церковь, а войти в неё полноценно, взять от неё всё, что она предлагает для преображения нашего Бытия.
Всем советую!
Спаси Христос! smile:)
На ваш взгляд - есть ли у курсов "подводные камни"? Если да, то какие?
Цитата
Agricola пишет:
На ваш взгляд - есть ли у курсов "подводные кани"? Если да,то какие?

а не могли бы вы пояснить, что вы имеете в виду под словосочетанием "подводные камни"?
Изменено: diakon_Dmitri - 20.12.2009 23:08:51
Дорогой Agricola, мы рады приветствовать Вас на нашем форуме! smile;)

О подводных камнях могу сказать не понаслышке. Три года назад стала слушателем сих курсов. Первый год ходила на все занятия и сдала все экзамены. Потом ходить не получалось и сдавать тоже. Пока не отчислена, но и не считаю себя слушателем, так как на занятиях не бываю. Очень жаль, что так получилось, так как преподаватели замечательные и знания даются на редкость глубокие и важные, НО

Подводный камень заключается в том, что когда обучение не обязательное (не ВУЗ и не платные курсы), то человек может расслабиться: не ходить, не учить, надеяться, что он все нагонит, спишет и прочитает, но наступает момент, когда ты понимаешь, что время упущено. ПОЭТОМУ

Курсы - это не просто возможность получить бесплатно богословские знания, но это еще и прекрасное средство для развития воли.

Вчера в журнале "Славянка" прочитала замечательное высказывание:

Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего... Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло - Свою волю - Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу собственное крыло - волю человеческую. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит.

Старец Паисий Святогорец.
Цитата
diakon_Dmitri пишет:
Цитата
Agricola пишет:
На ваш взгляд - есть ли у курсов "подводные камни"? Если да, то какие?

а не могли бы вы пояснить, что вы имеете в виду под словосочетанием "подводные камни"?


Апостол Павел говорит : "...мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него" (1 Кор. 8:1-3). То есть человек может получить знания, а потом ходить и щеголять ими. Мол, вот я ж на курсах учусь, а ты кто такой, чтобы мне указывать!? Знание есть, а любви нет... Я не говорю о том, что курсы не нужны, а о том, если есть такая опасность превозношения над остальными, то как её избежать? Ведь опыт печальный уже есть - кочетковцы...
Цитата
Agricola пишет:
Цитата
diakon_Dmitri пишет:

Цитата
Agricola пишет:

На ваш взгляд - есть ли у курсов "подводные кани"? Если да, то какие?


а не могли бы вы пояснить, что вы имеете в виду под словосочетанием "подводные камни"?




Апостол Павел говорит : "...мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него" (1 Кор. 8:1-3). То есть человек может получить знания, а потом ходить и щеголять ими. Мол, вот я ж на курсах учусь, а ты кто такой, чтобы мне указывать!? Знание есть, а любви нет... Я не говорю о том, что курсы не нужны, а о том, если есть такая опасность превозношения над остальными, то как её избежать? Ведь опыт печальный уже есть - кочетковцы...




Спасибо за пояснение! Ваше опасение понятно и даже оправданно, но главное с ним не перегнуть палку, можно впасть в кочетковство smile;) На счет кочетковцев можно сказать так, что у них не только любви нет, как вы заметили, но они еще и еретики вообще-то. Те, кто вошел в это течение не разбирали за кем идут, это несчастные люди! Поэтому то стремление наших перловских пастырей научить правому учению свою паству нельзя предавать критике, оглядываясь на плачевный опыт своих заблуждших братьев. А прихожанам могу посоветовать самим читать здравую литературу и уметь её классифицировать, что немаловажно, для того, чтобы уметь отличить еретическое учение пастыря от Православного.

Дело в том, что христианство - религия книжная, поэтому нужно стремиться правильно читать её книги, знать, короче говоря, свою веру, для чего и существуют курсы. Это помощь прихожанам в приобретении знаний о вере, о чем можно только мечтать думающему христианину.

А о том, как "Любовь стяжать" - это вообще не тема для обсуждения на христианском форуме, ведь по слову апостола, кто имеет всё, а любви не имеет, тот ничто.

[2 Тим.1:13] Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.

Помогай Христос!
Я насчет
Цитата
Дело в том, что христианство - религия книжная
Думаю, это не христианство книжная религия, скорее - культура, в которую было некогда интегрировано христианство, - культура книжная (греко-римская или же европейская культура). А христианство оно надкультурно. "Добрый христианин", как показывает опыт наших святых, - человек, который, в какой-то степени, как раз-таки преодолел эту книжную культуру (пусть и богословско-книжную), отказался от нее. В противном случае профессора богословия (университетского) автоматически становились бы святыми.

А вопрос, заданый Agricola очень важный. Самый большой "подводный камень" не только наших курсов, но вообще любого духовного образования, находится в том месте, где взаимодействуют образовательная и воспитательная системы. Христианство не изысканная философия, а в первую очередь, жизнь по Бозе. Другими словами, самый "умный" христианин - тот, кто живет с Богом. То знание, которое мы получаем на курсах, должно помочь нам получить теоретические навыки того, как это делать, ради чего; показать, как это делали наши предшественники и пр.

Поэтому первый камень - как раз получение духовного образования ради образования, единственно для расширения кругозора. Само знание к Богу не приблизит, к Богу приблизит лишь напряжение воли. Знание лишь показывает как, когда, в каких условиях ее нужно напрягать.

И здесь скрыт второй камень - мало только курсов для того, чтобы прочувствовать, как, когда, в каких условиях это напряжение воли должно иметь место. Необходима полноценная общинная жизнь, воцерковление другими словами. В противном случае мы получим гремучую смесь - "кухарку, управляющую государством", которая, получив минимум знаний по предмету, заткнет за пояс любого: от профессора богословия до приходского священника, который ей же и преподает. Общинная же жизнь необходима как раз для того, чтобы преодолеть эту спесивую книжность, расставить акценты, показать, что это книжное знание - по сути грубая форма знания, первая ступенька к знанию настоящему, которому, увы, из книжек не научишься.
А вы не заметили,что приход разделился на курсы и "не курсы"? smile:)
Какой коварный вопрос smile:D Не знаю, но теоретически, это допустимо и закономерно до неизбежности.
Сначала (2 года назад) такие опасения были. Сейчас это в прошлом. По разным причинам. Во-первых, многие прихожане стали постоянными слушателями курсов или посещают отдельные лекции. Во-вторых, слушатели стали принимать активное участие в жизни прихода - начиная от уборки храма и помощи в трапезной и заканчивая написанием статей в газету и дежурством по храму. В-третьих, совместные паломнические поездки курсистов с прихожанами многих крепко сдружили. В-четвертых, у кого-то дети пошли в воскресную школу - дополнительный существенный момент связи с храмом. Кто-то (меньшинство) вообще ходит только на занятия, а богослужения посещает на своих приходах, при этом оставаясь всегда нашими добрыми друзьями. А самое главное - это общая Евхаристическая Чаша.
Разделение между курсами и просто прихожанами конечно немного ощущается, но надеюсь это будет преодолено. Да, честно говоря, я и сам думаю записаться в следующем году smile;)
В связи с этим очень хотелось бы узнать список предметов, которые на курсах изучаются.
И еще: после окончания курсов слушателям будет выдаваться какой-то документ? если да, то какого образца?

Заранее спасибо.
Здравствуйте, Петро!

Список предметов и не только smile:) размещен у нас на сайте на страничке "Богословские курсы". Этот раздел находится во вкладке "Духовный центр". Вот ссылочка: http://www.donsloboda.ru/dcenter/bogoslov/

Очень интересен взгляд со стороны. А в чем прявляется разделение на курсы и не курсы? Это видно во время богослужения или где-то еще, может быть во время поездок?
Могу сказать, что сам пошел на курсы только в 2009 году, хотя желание возникло год назад. Тогда, придя на собеседование, я был поставлен в тупик вопросом анкеты о дне ангела. Сразу понял, что пока не готов к обучению, если не знаю таких простых вещей. В течение года smile:) удалось найти ответ на вопрос... и поступить.

Одной из целей обучения у меня было знание Священного Писания и основных понятий своей веры, для того чтобы общаться в своем кругу с коллегами по работе и друзьями, которые постоянно приводили какие-то уничижительные и неверные факты о Православии. Я уж молчу, что надо научиться "отбиваться" от людей неверующих, и оттого, наверное, особенно ревностных противников веры.

В общем-то, проучившись полгода совершенно точно доволен и начал постепенно находить нужные слова для коллег и друзей с ссылками на Писание и Святых Отцов. А главное, сам начал чувствовать необходимость содержать свою душу и сердце в чистоте. Ведь, понимаю, что любой из нас, слушателей Богословских курсов, является лицом этих курсов, и по нашему поведению многие могут делать выводы вообще "о православных" и "верующих". И это самая благодатная сила этого обучения.

И третьим положительным фактом (это я уже почувствовал в процессе обучения) является то, что это не просто обучение. Когда священник сначала рассказывает вам об таинстве исповеди на курсах, а через два-три дня реально исповедует вас в Храме - это уже не просто зачет или экзамен. Это уже настоящая Жизнь в Церкви.
Здравствуйте!

Хотел задать вопрос - точнее это мнение - странно, что на форуме, особенно в разделе о богословских курсах не слышно ни одного преподавателя этих курсов, ну кроме батюшки Олега smile:) Это наводит на мысли...
Изменено: Петро - 29.12.2009 21:41:35
Дорогой Петро!

Это наводит на мысли только о том, что форуму нет еще и двух недель и, помимо того, нашим преподавателям пока никто не задает вопросов. Им интеренее отвечать, беседовать дискутировать. А учат они на курсах smile:)

Преподаватели у нас все в Интернете хорошо смыслят, так что, вполне реально с ними побеседовать. Имена преподавателй и предметы, которые они ведут можно посмотреть в разделе "Богословсике курсы".

Преподавательский состав богословских курсов

И еще одно просто объяснение: отец Олег - модератор форума, поэтому он здесь старается бывать каждй день, а остальные преподаватели - простые гости или пользователи. Кстати, еще двое преподавателей, помимо отца Олега, уже зарегистрированы на нашем форуме: Константин Иванович Храпач и дьякон Иоанн Кечкин, так что им можно задавать вопросы как на форуме, так и посылать личные сообщения.
Приветствую всех!
ОООО!!! Богословские курсы... если бы вы знали, как я хотела на них учиться! Я даже посещала несколько занятий (специально приезжая несколько раз из г.Сходня! хотя это было и не часто smile;)
Там говорили какие-то очень важные вещи! Я не помню что именно, но я была уверенна, что мне все это очень нужно узнать!
Из предметов запомнилась История и Литургика (отец Борис, например, рассказывал об устройстве храма, и показывал все это... прямо в храме smile:D )
А в целом мне нравилась обстановка (атмосфера если можно так сказать) - дружественная, приветливая, радостная. Наверное, я запомнила это так ярко потому, что на тот момент была как бы оторванна от семьи и мне не хватало такого семейного общения...
Сейчас я учусь на первом курсе, и у нас все замечательно: интересные предметы, замечательные преподаватели и отличные студенты.
Про разделение на просто прихожан и учащихся. Оно очень даже заметно - это когда в храме некоторые люди очень-очень дружественно приветствуют друг друга и общаются о чем-то важном...! И еще как то по особому улыбаются smile:D
На 3-м курсе учится моя сестра, и я видела, как благотворно влияет на нее учеба. А еще они рассказывали разные интересные (забавные, курьезные) истории. В общем там своя особая жизнь.
Что я уже узнала благодаря учебе? Церковно-славянский язык, и "открыла" для себя Ветхий Завет - там все так интересно! smile:)
Может составим листовку: "А ты еще не учишься на богословских курсах?! Тогда мы идем к тебе!!!" smile;)
Ах да! Хочу особо поблагодарить Максима за такое интересное мнение, что мы лицо курсов и надо бы побольше следить за собой... smile:)
Хотелось бы и мне рассказывать коллегам, а еще лучше родственникам о том, что я узнаю (и вообще знаю).
Может у нас когда-нибудь появиться новая дисциплина: что-то вроде "как рассказывать близким о том, что ты знаешь о своей вере".
Дорогая Вероника, спасибо за столь эмоциональный отклик smile:)

Радостно слышать и сознавать, что благодаря курсам можно не только прикоснуться к источнику богословской премудрости, но и почувствовать себя членом дружной любящей семьи.

Правда, я думаю, что листовку все-таки составлять не стоит. Это не наш метод. У нас вовсе нет цели поголовного богословского образования всех перловчан, мытищинцев, жителей Королева, Пушкина, а может быть даже и Москвы. Все-таки, более действенным будет наше собственное поведение, отношение к окружающим, те или иные шаги, которые мы предпринимаем в своей жизни. Более двухсот лет назад преподобный Серафим Саровский сказал: "Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи!" И двести лет назад, и в наши дни, и в будущем эта фраза останется живой, потому что в ней - истина. Доказательство тому - многие святые и просто добрые благочестивые люди, примером своей жизни приводившие ищущих ко Христу.

В чем главная цель богословских курсов? На мой взгляд, эта цель заключается в том, чтобы через более глубокое познание Основ Православия люди поняли, что Бог есть любовь, чтобы они почувствовали в своей жизни эту всеобъемлющую любовь Бога, премудро все устрояющего для нашего спасения, научились дарить свет и радость близким и просто и доступно отвечать на порой простые, но столь важные вопросы, возникающие у людей на пути к вере. А иногда, мне кажется, можно даже не рассказывать о вере, о просто выслушать человека, рассказать ему что-то... и он может прийти в храм или заново увидеть и полюбить своего ребенка, мужа, начальника, да просто ближнего, который каждый день находится радом с ним. Даже если не все слушатели курсов будут отличниками, но будут по окончании курсов уносить любовь и радость в своем сердце, на мой взгляд, это будет настоящей победой.

Чего всем и желаю. И да хранит Вас Господь!

А для подкрепления своих слов размещаю фотографию двух слушателей богословских курсов, радостно приветствующих друг друга. Это фото сделано в прошлом году на прощеное воскресенье. Тогда меня немного удивило и очень обрадовало, что по окончании такой строгого и торжественного богослужения людям ничто не мешало открыто, с любовью, от всего сердца улыбаться, приветствуя друг друга.
Здравствуйте!
Прошу Вас просветите, как можно попасть на Богословные курсы? То есть, они начинаются с начала учебного года или можно и в течении года присоединиться?
Дорогой Константин!

Спасибо Вам за интерес к курсам. Все никак не привыкнем к тому, что нередко наши курсы воспринимаются как что-то недосягаемое, куда "попасть" может далеко не каждый smile:)

На курсах всегда рады будут любому новому слушателю, независимо от времени года, как Христос радуется каждой душе живой, обратившей взор от житейских будней к * и вечности.

Прийти и послушать лекции Вы можете и сейчас. Расписание занятий выложено на страничке "Богословские курсы" в разделе "Духовный центр". Просто, скорее всего, Вам удобнее было бы начать слушать курсы лекций сначала, чтобы воспринимать все последовательно и постепенно.

Набор на новый учебный курс проходит у нас два раза: в конце мая и в сентябре. Даты собеседований будут размещены в разделе объявлений. Следите за обновлениями. На собеседовании не проверяют уровень Вашей подготовленности и воцерковленности. Как правило, спрашивают о том, чем занимаетесь, для чего хотели бы получить богословские знания. Желательно знать свой день Ангела. Его необходимо будет вписать в анкету. На курсы приходят порой люди, ничего не знающие о богослужении, не посещающие регулярно храм, не читавшие Евангелия. Главное - желание получить знания, побольше узнать о православии.

Помоги Вам Господь!
Ольга, огромное спасибо за столь подробный экскурс в данном вопросе! Теперь буду следить за обновлениями!
А вот еще зачем нужны Богословские курсы: http://www.bogoslov.ru/text/639637.html smile:(
Кстати эту статью можно обсудить и здесь, и на самом Портале, где она опубликована.
Замечательная статья.

На мой взгляд, ее главное достоинство не столько в том, что она показывает нам положение дел, заключающееся в том, что большинство населения, провозглашающее себя православными христианами таковыми не явлется, сколько в том, что показывает нам с вами, что способ воцерковления "отпавших" (по контексту статьи - это люди, крещенные, но не живущие церковной жизнью) у нас с вами есть, и это наши, третий год действующие богословские курсы.

Действительно, когда задумываешься о катехизаторских беседах, то вполне соглашаешься с тем, что возможен такой их итог: "На выходе — недовольно утомленные лица отсидевших лекционную пару крестных и родителей, но самое неприятное — после такой беседы, всевозможных пояснений во время совершения Крещения, увещевательной проповеди по воцерковлении — исчезновение всех купно стоящих... до наступления катастрофических ситуаций в семье, до начала проблем со здоровьем ребенка или до венчания и... погребения по православному обряду. Значит, все происходившее сердце не тронуло..."

Проводить беседы, безусловно надо. Крещением человек как бы усыновляет себя Богу. Не узнав своего Небесного Отца, не услышав о Царстве, уготованном любящим Бога и стремящимся ко спасению, человек так и останется сиротой в духовном плане. Пусть не сразу после Крещения, а в какой-то трудный или, смею надеяться, радостный момент, человек все же вспомнит о своем сыновстве и подобно блудному сыну придет с покаянием к своему Отцу. Всякий должен знать, что этот Отец у него есть и ждет его.

Слышала от священников, что после введния обязательных бесед перед Крещением для крещающихся и восприемников, к радости батюшек, совершающих Таинство, они нередко видят этих новых членов Церкви на Божественной Литургии.

Но даже если кто-то и воспринимает катехизаторские беседы как нечто неизбежное и обязательно-принудительное, то богословские курсы, действующие при нашем храме, как раз не носят такого характера. На курсы приходят добровольно, кто-то за тем, чтобы понять смысл совершаемого в Церкви, кто-то за систематизацией разрозненных богословских знаний, кто-то (даже и так бывает) из любопытства, кто-то - для того, чтобы стать ближе к приходской жизни, обрести друзей... Причин множество. Но, главное, - у всякого, ищущего ответы на духовные вопросы есть место, куда он придет и получит эти ответы, причем ответы глубокие, исчерпывающие и располагающие к дальнейшим раздумьям.

И, безусловно, надо, чтобы таких мест: курсов, дискуссионных клубов было больше. Сейчас, к сожалению, для огоромного количества крещенных в православии людей Церковь подобна некоему замкнутому миру, живущему по своим законам. Сведения о правилах и законах, царящих в этим мире получают из третьих лиц: из скандальных публикаций и выступлений на телевидении, рассказов знакомых и полузнакомых о беспределе в церковной ограде, из неуклонно распространяемого убеждения, что Бог един, а путей к нему много, поэтому выбор веры или секты - личное решение каждого, а также из собственных домыслов на счет спасения души, опять же произвольно понимаемой.

Отсюда два крайних мнения, между которыми - множество...

1. Можно не ходить в храм, не участвовать в Таинстве Евхаристии, оправдываясь тем, что"в церкви мне некомфортно", но считать себя православным христианином, читая ежедневно молитвы и считая, что Бог Милостив и все простит.

2. Быть убежденным, что церковь - это институт наиболее удобного зарабатывания денег, где "священство не стесняется брать денег даже за отпевание" и живет в домах, по размеру больших, чем сам храм. Многие жители Перловки считают здание духовно-просветительского центра - домом настотеля, выстроенным, вероятно, на средства прихожан.

Все это очень грустно. Поэтому дай Бог сил, терпения и любви к алчущим и жаждущим правды всем тем, кто создал наши курсы, преподает на них, думает об их развитии и, что главное, думает о спасении души каждого приходящего, вопрошающего и слушающего.
Доброго времени суток!
спасибо за статью - о многом заставляет задуматься!
хочется отметить несколько моментов
1 - на богословские курсы (во всяком случае говоря о своем 1 курсе) ходят не "отпавшие" а вполне воцерковленные люди. как привлечь, пригласить, заинтересовать именно "отпавших" БОООЛЬШОЙ БОЛЬШОЙ вопрос. потому что:
а) в храм они НЕ ходят а значит услышать о таких замечательных/нужных/полезных курсах сами не могут
б) с воцерковленными людьми общение о таких курсах как правило не складывается, так как:
- сами воцерковленные (посещающие курсы) не всегда могут правильно, с любовью, душевно донести эту информацию (этому тоже надо учиться) либо стесняются, либо перегибают палку, и ... разное (может нам что то вроде тренингов по этой теме организовать?)
- "отпавшие" уже заранее предвзято относятся ко всему что касается церкви
в) люди не понимают что там делают, что они получат в результате, и как собственно все это выглядит (обычно люди боятся того чего не знают)
2 – хотелось бы предложить разделить направление работы:
а) с не крещенными (приглашать их на простые беседы/дискуссионные клубы/тренинги/семинары /чаепития)
б) с «отпавшими» (см. п. «А» + более активное приглашение на богословские курсы)
в) с воцерковленными (да да хотя возможно это немного странно звучит тот же п. «А» )
пока это все что я успеваю записать) возможно позже продолжу свои мысли
Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 4, пользователей: 0, из них скрытых: 0)