Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
Цитата
Татьяна Пушкарева пишет:
Однако, знаю, что есть некоторые храмы, которые очень бедные и материальных средств на приобретение живых цветов нет совсем, да и взять их порою, в зимнее время, просто негде. Но людям, оказавшись и в такой ситуации, все-равно, как-то хочется тоже выделить и украсить к празднику икону, к примеру, любимого святого. Вот и используют от избытка любви сердечной и от бедности в украшениях на праздники искусственные цветы и вышитые полотенца-рушники! Кому же захочется оставлять в Праздники свою церковь совсем без цветочного убранства ?

По возможности, искусственных цветов в украшении храма нужно избегать как безвкусных и неестественных.
А полотенца-рушники - так это целая традиция есть, например, на Украине...
Если в храме, даже очень бедном, все аккуратно, со вкусом, - можно вообще обойтись без украшений, а ОДИН живой цветок на праздник создаст особое ощущение и подарит радость. У меня так было в 2006 г., когда в миссионерской поездке на Чукотку ранней весной (а снег там сходит в конце мая) служил в храме, расположенном в обычной однокомнатной квартире на втором этаже жилого дома поселка Эгвекинот.
Кроме того, даже в самом бедном приходе можно организовать людей и поручить кому-то что-то выращивать при храме или у себя дома для особых праздничных случаев - было бы желание.
В православной энциклопедии "Азбука веры" в разделе Вопросы и ответы. В изъяснение церковного благочестия и душепопечения есть ответ, данный архиепископом Аверкием (Таушевым), на вопрос об использовании искусственных цветов в убранстве православных храмов.  

                                                                Вопросы и ответы.
                                     В изъяснение церковного благочестия и душепопечения

архиепископ Аверкий (Таушев)

                                                                                    Извлечение из журнала «Православная Русь».
                                                                                                 Типография преп. Иова Почаевского.
                                                                                                                                        1958 год.

Предисловие.

В 1958 году в «Православной Руси» был открыт новый отдел «Вопросы и ответы» с подзаголовком: «В изъяснение церковного благочестия и душепопечения». Ведёт этот отдел еп. Аверкий (Таушев), что обеспечивает авторитетность и церковную обоснованность того освещения, которое даётся недоуменным темам церковной жизни.
Задание этого отдела: отвлечь людей от попытки разрешать возникающие вопросы, в области вышеотмеченной, собственным разумением и следованием суждениям текущей литературы, проникнутой духом пытливости — не уяснив предварительно того, какие ответы даёт на эти вопросы Святая Церковь. Именно это только и находит читатель в этом отделе: осведомление о том, как на тот или иной вопрос смотрит Святая Церковь.
В таком осведомлении не было особой нужды в те времена, когда церковный народ жил церковной жизнью, из опыта жизни обретая знание Церкви. Теперь, за редчайшими исключениями, даже люди привычно посещающее богослужения и считающие себя в составе церковного народа, опытного знания церковного не имеют. Значительная часть наших богомольцев по условиям жизни принудительно лишена была церковного общения, впервые иногда приходя ныне к Церкви. Значительная часть по собственному изволению обособилась от Церкви и уже из этого устоявшегося обособления ныне в Церковь возвратилась. Часто, поэтому, широко и глубоко неведение в области церковной, и, силою вещей, слагается нередко взгляд на явления церковной жизни совершенно произвольный. А, между тем, есть настоятельная потребность осведомиться о том, как же именно Церковь решает тот или иной вопрос.
Можно было, конечно, откликнуться на эту потребность опубликованием систематического пособия — в этом направлении кое-что сделано и должно быть ещё сделано. Но это путь медленный и неверный, на который прочно может стать только очень незначительное меньшинство. Конкретный ответ на конкретный вопрос доходчивее, да и легче усвояется. К тому же точность и обстоятельность осведомления повышается при таком подходе к делу. Внимание обостряется, интерес усиливается, да и в памяти запечатлевается усвоенное сильнее.
Недолгий опыт практики наших «вопросов и ответов» показал, что метод этот оправдан вполне. Об этом можно судить не только по тому, что не оскудевает редакционный портфель, пополняясь все новыми и новыми вопросами самыми разнообразными. Из писем читателей и из устных их сообщений видно, какой исключительный интерес возник в самом широком кругу к этому отделу. Опыт показал и то, в какой мере настоятельна была нужда в подобном осведомлении. Очень разно воспринимается это осведомление, основанное, повторяем, исключительно на учении Церкви, во всей его строгости. Даже в печати! высказывались сетования на то, что «Православная Русь» не считается с условиями действительной жизни, опираясь на каноны, имевшие ввиду совершенно другую среду и другие обстоятельства. Тем более существенно, чтобы в широкую церковную массу проникали сведения точные о том, как же именно решается тот или иной вопрос канонами. Церковь снисходит к немощи и готова быть милостивой к тем, кто эту немощь несёт к Ней, прося о снисхождении. Но пренебрежения к себе она не терпит. Не берёт на себя отдел «вопросов и ответов» смелости вступать на путь рассмотрения той меры снисхождения, которая была бы уместна — почему без ответа остаются те вопросы, которые именно так бывают поставлены, вводя элемент полемики и усмотрения в оценку того или иного момента церковной жизни. Здесь читатель найдёт только одно — осведомление о том, как на тот или иной вопрос благочестия и душепопечения смотрит Церковь.
Постепенно, номер за номером, накопляется общеполезная сумма осведомления. Образуется справочник. Нечто даже большее образуется: практическая энциклопедия церковности, нанизанная на некую нить практической нужды. Вот почему сочли мы полезным выпустить отдельной книгой всё то, что было помещено за год в этом отделе. Да пойдет это начинание на пользу того большого дела, которое диктуется так повелительно переживаемым нами безвременьем: оцерковления жизни.

***

184. ВОПРОС: Есть ли указание в уставе применять искусственные цветы при украшении храма, св. икон и др. священных предметов?
ОТВЕТ: Никаких указаний в уставе на этот счёт нет, но естественному здоровому религиозному чувству должны претить такие украшения святыни искусственными цветами, и у нас в Православной Церкви этого никогда не было принято делать. Пришло ли бы кому-нибудь в голову положить в гроб своего отца или матери «букет» искусственных цветов? Тем более странно и неуместно класть искусственные цветы на святыню, перед которой мы должны благоговеть. Искусственные цветы — не настояще, а в нашем почитании святыни всё должно быть настоящее.

193. ВОПРОС
: В «Православной Руси» было сказано, что у нас в Православной Церкви никогда не было принято украшать святыни искусственными цветами. Это неверно: всегда в России, а особенно в Малороссии иконы украшали искусственными цветами и вышитыми полотенцами и т. д.
ОТВЕТ: Вышитые полотенца ничего общего с искусственными цветами не имеют, а что касается искусственных цветов, в собственном смысле, то этот обычай пришёл к нам через Малороссию (как и многое другое, чуждое духу истинного Православия), находившуюся под польской властью, с латинского Запада. В церковь верующие должны приносить всё настоящее, а не поддельное, фальшивое, искусственное, какими являются искусственные цветы. Многое вошло у нас в обычай за последнее время, под влиянием чуждого Православия Запада, но это не значит, что всё это может быть оправдано с точки зрения истинного Православия.
Изменено: Ольга Исаковская - 01.01.2015 22:03:57
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Ранее, многие пользователи смогли прочесть мнения наших участников  по поводу использования блестящей, разноцветной елочной МИШУРЫ и всякой иной, но искусственной атрибутики, так "полюбившихся" в Рождественском убранстве православных храмов к празднику Рождества Христова. Так,   
Цитата
Елена Лукьянова пишет:
В храмах на Рождество Христово вечнозелёные ели и сосны оставляют либо совсем без украшения (что смотрится неплохо), либо декорируют их. Декор деревьев должен быть неярким: особенно уместны в украшении ангелы, восьмиконечные звёзды, живые цветы.
Украшение интерьера ёлочными огоньками, шарами, мишурой (само слово «мишура» вызывает отторжение) в убранстве храма, на мой взгляд, не приемлемы. ...  Видя наши иконы рука не поднимается украшать их мишурой и тому подобным.
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Цитата
Елена Лукьянова пишет: Всё зависит от замысла художника и его умения.
Я бы еще добавила: от его внутренней культуры, от того, как он воспринимает духовный мир (если мы говорим об украшении Храмов и дорогих нашим сердцам святынь). 
Елена, то, что для праздничного стола, для создания композиций для рождественских подарков друг другу, для украшения интерьера в наших домах, на мой взгляд, всегда ли подходит для убранства в храмах? .....
... Вы правильно пишете "Видя наши иконы рука не поднимается украшать их мишурой и тому подобным". Очень даже с этим согласна.

Цитата
Ольга Малова пишет:
В каждом отдельном храме вопросы, что возможно, а что нет решают правящий архиерей и настоятель и уж никак не аранжировщик, будь он хоть "семь пядей во лбу". Сердце сердцем, а личный вкус каждой прихожанки не может иметь силу в убранстве православного храма. Так и епитимью можно счесть за жестокость.
Храм – это образ Горнего Иерусалима и своего рода модель мира, а церковное искусство в богослужении – это создание образа иного мира, преображённого, в котором царствует Бог. Что же это будет, если каждая женщина будет привносить в храм свои представления о красоте! 
А для большей убедительности слова Патриарха.
В 1946 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), в обращении к московскому духовенству, призывал его на путь следования Преданию: «Для того чтобы… указать, в чём заключается, не по моему личному вкусу, а по самому духу церковности то, что мы разумеем под названием “благолепия” в храме, в богослужении… – я хочу преподать необходимые для всех отцов настоятелей и для всех храмов нижеследующие указания.
Обратим внимание на то, что в храме Божием всё отлично от того, что мы видим постоянно вокруг себя в наших жилищах: иконы – не такие, какие мы видим в домах; стены расписаны священными изображениями; всё блестит; всё как-то поднимает дух и отвлекает от обыденных житейских дум и впечатлений. И когда мы видим в храме что-либо, не соответствующее его величию и значению, то это оскорбляет наш взор.
Святыми отцами, установившими не только богослужебный чин в храмах, но и их внешний вид, и внутреннее устройство, всё было продумано, всё предусмотрено и устроено для создания особого настроения в молящихся, дабы ничто в храме не оскорбляло ни слуха, ни взора и дабы ничто не отвлекало от устремления к * , к Богу, к миру горнему, отображением которого и должен являться храм Божий. Если в лечебнице телесных недугов всё предусматривается к тому, чтобы создать для больного условия, потребные ему по состоянию его здоровья, то, как же всё должно быть предусмотрено в лечебнице духовной, в храме Божием». [1] 

[1] Алексий I. Из пасхального послания Святейшего Патриарха Алексия I к настоятелям церквей г. Москвы в 1946 г. // Календарь МП за 1847 г.; ЖМП. – 1958. – № 1. – С. 56-57.

 Нам в помощь, к уже изложенному, Ольга Исаковская, добавляет еще и более убедительную информацию с ответами, которые были даны архиепископом Аверкием (Таушевым), на вопрос об использовании искусственных цветов в убранстве православных храмов. 

Однако, очень печально, когда все эти убеждения для некоторых у-у-украсителей могут оставаться лишь только на бумаге!smile:evil:  

Так, к примеру,  Ирина Шандровская, еще в прошлом году, поделилась со мной сообщением о том, что некоторое время назад, о.Николай, настоятель Свято-Андреевского храма в г. Керчи, обратился к прихожанам с просьбой помочь в сборе  елочных украшений для проведения детской Рождественской елки и многие люди, понимая, жертвовали в больших количествах елочные игрушки и мишуру для таких нужд храма. В результате, их собралось такое большое количество, что породило инициативу среди активных прихожан в продолжении увлекательного процесса украсительства и она, вместе с мишурой, смело перешла в интерьер самого храма!smile:oops:
Потому-то и помощь Ирины в цветочном убранстве праздничной иконы этого праздника оказалась, увы, не востребованной.smile:oops: (((   
Поручение по украшению в храме было возложено не на Ирину, а на другие лица.  По фото с работами видно, с каким большим старанием, усердием и заботой активисты обрядили, по-домашнему, елку и насытили искусственной  елочной мишурой, как мерцающей "драгоценностью", еще и многое по храму: на Иконостасе, Царских Вратах, на Распятии, на настенных киотах с Образами! 

Странно наблюдать, что этих "украсителей" не смутило ни то, что это особый Дом Молитвы, ни наличие утонченной, ручной, художественно выведенной, резьбы Иконостаса и пр. элементов из утвари храма, ни наличие благодати и теплоты, исходящих  от писанных Святых Образов! Быть может, блеск от мишуры, сильно затмил взоры украшавшим?  smile:oops: 

Однако, тут же подумалось, что с кем не бывает? Ну, будут в храме, увидят со стороны все свои промахи, ошибки, почитают и то, о чем мы стараемся и пишем на форуме и в будущем их уже не повторят!  smile:) 

Когда же, Ирина, по моей просьбе, вновь переслала мне фото с итогами работ уже этого, 2015 года и когда я увидела на них аналогичные прошлогодним работы и тот же подчерк "украсителей", т. к., повсюду в храме оказалась все та же разноцветная, словно в Цирке, блистающая у икон МИШУРА, вот, тогда и решила, что настала пора выложить для сравнения и всеобщего обозрения на форуме фото этих двух годов, чтобы на такой пример !украсительства! обратить внимание всех его участников и гостей. smile;)smile;)smile;) 

Как я предполагаю, на сами результаты работы может сильно сказаться использование в обиходе и самого термина "УКРАШЕНИЕ", понимаемого людьми в прямом смысле этого слова. Которое, будет невольно, но настраивать многих исполнителей в храме на выполнение поручения по прежде ими усвоенным светским меркам и принципам житейского, самодеятельного украсительства, так всем привычного занятия и в интерьерах домов, и в общественных местах, будь то на свадьбу, юбилей и т.п. проводимым мероприятиям, но совсем не четко понимаемым и явно отличающимся своим исполнением в храме, пусть даже со вложенными в работу полным усердием, любовью к Богу и Святым Образам! 

Ирина, благодарна Вам за фото.  Мне не хотелось бы нанести обиду на проявленную прихожанами храма творческую активность, но и пройти мимо, без внимания, простите, тут тоже нельзя. 

Вижу, что в центральной части предела храма ведутся отделочные работы и стоят строительные леса, но и при этом, надо не забывать, работая в храме о том, что не все то золото, что блестит! Надеюсь, что для избыточной мишуры найдется ее новый пользователь.smile:)

На фото: прежде работы 2014года.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Работы 2015 года:
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
+ продолжение:
Следует добавить, подмеченный на фото один из видов нью- украшения: присмотритесь на фото к лежащим горизонтально иконам Спасителя и Богородицы. На них, между слоями упаковочной пленки, обведены жемчужными нитями контуры у каждого Образа! Впервые встречаю подобное! smile:oops:
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
добавлю еще парочку оставшихся фото. ))
В заключении показа, меня неожиданно посетила мысль, а что если я сгущаю краски, ошибаюсь и во время отделочных работ в храме это отличный вариант для отвлекающего взгляд от строительных лесов, такого  яркого, праздничного Рождественского убранства? Ведь, наверняка то, что особо довольными от своей работы остались и те жертвователи, и те украсители, а может , что и .... прихожане? 
 Хотелось бы по этому поводу услышать мнения и еще других храмовых цветоукрасителей.smile:)
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Однако, на сегодня, выше приведенный пример, с использованием всякого рода лживой елочной "мишуры" в Рождественских убранствах у икон в православных храмах не является единственным. При желании, этому, прочно прижившемуся факту можно найти великое множество объективных причин, потому, что ... , поясняющих его использование в храме, различных обстоятельств, т.к......
По-существу, живые цветы и ветви зелени, как символы выражения любви, почитания, благодарения Богу и всем Святым, никогда не могут быть заменены в храме никакой иной или искусственной атрибутикой!
К сказанному, могу рекомендовать перечитать и сообщение О.Маловой, размещенное ею в посте #25, этой же темы.) 
5986421.jpg (153.48 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Еще пример с мишурой:
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Цитата
татьяна тимофеева пишет:    ....Про мишуру я спросила не в связи с рождественской елкой, а по поводу использования ее и бус в цветочных венках вокруг икон для передачи каких-то смысловых образов или просто для украшения. Кроме елочных игрушек, виденных мною в рождественских венках на икону, я неоднократно сталкивалась с использованием в храмовых композициях игрушечных птичек, например, на Богоявление для иллюстрации сошествия Святого Духа. 
Простите, но написанный ответ взяла до завтра на доработку smile:|
IMGP0011-1.jpg (189.34 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Да, мишура...Можно сказать одним ёмким словом- жесть!
Прекрасная работа Ирины Шандровской, тонкая, изящная! 
Прямо видны брызги водицы, и маленький всплеск  в центре композиции, одним словом очень хорошая работа. И  на заднем плане обвешанные мишурой Царские  Врата! А за ними вообще-то Алтарь, символ Рая!!!!!!! 
Вот и дёшево и сердито! И многоразового использования! Символ нынешнего века, не драгоценности, а копеечная подделка, но как блестит!!! Господи, так хочется поближе к Тебе, ну а пока вот ,мишура, не побрезгуй!
Ирочка,  как же это?
%20001~1.JPG (41.48 КБ) [ Скачать ]
Низкий поклон всем за науку.
Спаси, Господи, нас всех!
https://vk.com/id200858147
Цитата
Марина Федорович пишет:
И на заднем плане обвешанные мишурой Царские Врата! А за ними вообще-то Алтарь, символ Рая!!!!!!!
Вот и дёшево и сердито! И многоразового использования! Символ нынешнего века, не драгоценности, а копеечная подделка, но как блестит!!! Господи, так хочется поближе к Тебе, ну а пока вот ,мишура, не побрезгуй!
Ирочка, как же это?
Марина, простие, сразу не заметила  Ваше  сообщение.  Да, я с Вами полностью согласна- мишуре в доме Божьем не место. Но как об этом сказать и кому, не знаю. Прихожане принесли с любовью, клирос украшает с любовью, стараются девочки. О гармонии и речи нет,  цветные шары цирк напоминают, печально видеть святые образы  в мишуре, неужели ОНИ  нуждаются в блеске?  Общий вид праздника Крещения  никакой  получился. Хотела разобрать сама, сказали не надо.
Изменено: Ирина Шандровская - 09.03.2015 20:37:33
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Странно как-то у вас там, то образ Иуды прикроют цветочком, то мишуру навешают на Царские врата, печально... И всё ведь вроде с любовью, а почему-то приходит на ум - заставь дурака Богу молиться, так он и лоб разобьёт.  А ведь всё происходящее с нами, это проекция нашего внутреннего состояния!   А тамо гади, им же нет числа... И прекрасные цветочные композиции, и пошлая мишура.   Господь и святые его, конечно не нуждаются в блеске, мы ведь несём самое лучшее в храм, правда?  Видимо в этот раз ничего кроме мишуры не оказалось.  Может это как-нибудь донести до старательных девочек с клироса?
Низкий поклон всем за науку.
Спаси, Господи, нас всех!
https://vk.com/id200858147
На днях получила письмо от Марины Александровны из г. Актау, Казахстан, которая сообщает:

Людмила Александровна здравствуйте.

 Хотела попросить у Вас помощи или совета.. Дело в том что я недавно пришла в храм помолиться попросить Боженьку и всех святых о помощи.. И встретила там знакомую Нину Ивановну она при храме служит. Раньше покупала у нас цветы по оптовой цене со склада. Потом я там перестала работать и с ней долгое время не виделись. И вот когда я ее встретила она обрадовалась обняла меня и спросила чем сейчас я занимаюсь... Я ответила что больше на чужую тетю работать не могу вот по помаленьку сама свой бизнес развиваю. Тоже цветы только теперь не срезка а достойная замена им. Ну в общем пришла за одним а пришлось говорить о другом.. Внезапно возникла идея что-то сделать для храма из моих цветов которые не вянут и не требуют никакого ухода.)) Сказала что пока финансово нет возможности помочь церкви в большем объеме пока могу сделать от себя одну композицию.. Спросила где место или икона где должны всегда быть цветы? Она ответила что у Креста. Я ответила, что обязательно сделаю храму пожертвование от себя.. Пришел батюшка очень удивился что есть живые цветы и не вянут которые, улыбнулся и сказал: как соберешься делать приходи я тебя благословлю. Я поблагодарила и ушла... Но с этого дня нет мне покоя) Хочу сделать что-то красивое торжественное но останавливает то, что я не знаю какие цвета можно брать, какое количество, какая форма.. В общем в растерянности я..Крест напольный, высокий стоит в углу почти.. Может что-то подскажете?Рисунок Первый раз буду делать благое дело))) Радостно и волнующе... Хотя я давно тянусь к храмовой флористике, просто не знала, что можно было предложить свою помощь я ведь флорист как никак) Надеюсь и жду от Вас ответа. СпасибоРисунок Вам!


Доброго Вам времени суток, дорогая Марина Александровна
Сердечно благодарю Вас за проявленное ко мне доверие! 
Простите, что не сразу смогла ответить на Вашу просьбу, - все размышляла над ней, пытаясь по-философски, глубоко вникнуть в "живую" суть стабилизированных цветов, которые Вы так загорелись внести в храм в виде своего пожертвования.

Но, ведь, как говорят в народе, не все то золото, что блестит! Поэтому, прежде поиска варианта составления цветочной композиции из такого вида цветов для Креста в храме, быть может, что надо пояснить о.настоятелю, что это за Ваши "живые" чудо-цветы и почему не вянут. 

Вспомните, как прекраснейшее из всех созданий, произрастающих из земли, цветок уподоблялся человеку, “превосходящему всех живых существ благородством телесного сложения и души”. Но оба они, как порождения земли, пусть и прекраснейшие, подвержены тлению, и в сопоставлении с Божественными сущностями цветы превращались в образ, напоминающий о бренности земной жизни. Не случайно все этапы жизни любого живого цветка олицетворяют в себе те же, что и человека.

Вопрос к Вам: "Разве искусственные, сухие и даже стабилизированные цветы готовы исполнить данную им роль, напоминающую человеку о бренности земной жизни? Поэтому-то ответ один - Нет! .
Однако, если бы нам с Вами вести светский разговор о дизайнерских работах, оформлении витрин, стендов на выставках или же  ресторана, концертного зала и т.п. , то вопрос об использовании аналогичного вида цветов даже вовсе и не рассматривался бы,- были бы средства на них.
В Божием храме я бы воздержалась от использования таких цветов ни в какой из допустимых форм и композиций, поскольку стабилизированные цветы - мертвые цветы! Они уже не будут представлять тот живописный гимн красоте Божественного творения, а значит через них Мудрость и Щедрость самого Творца, позволяющий человеку навеки запечатлеть эту земную красоту! 

Но, несмотря на всю красоту и привлекательность этих, химически законсервированных "живых"цветов и облегчение в уходе за ними( кроме солнечных лучей), считаю, что стабилизированные цветы - этот вид "растительного" материала не для храма!

Если же такой вид цветочного лукавства и обмана отец-настоятель все же благословит разместить в своем храме, то лучше бы не Крест украсить, а посоветую Вам собрать тонкий, в один ряд цветов, полу-веночек, дугу, которую по необходимости, как условное праздничное украшение, алтарники храма будут накладывать вокруг праздничной иконы, лежащей в этот день на аналое. 
Пока, что так), будут вопросы - пишите), будет желание общаться - заходите на наш православный цветочный форум http://www.donsloboda.ru/forum/index...ME=list&FID=31smile:)
С уважением и любовью к Вам, Людмила.


p.s. Разместила это письмо с тем, чтобы услышать мнения или предложения от других наших участников по использованию стабилизированных( консервированных) цветов в православных храмах.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Цитата
татьяна тимофеева пишет: ....Про мишуру я спросила не в связи с рождественской елкой, а по поводу использования ее и бус в цветочных венках вокруг икон для передачи каких-то смысловых образов или просто для украшения. Кроме елочных игрушек, виденных мною в рождественских венках на икону, я неоднократно сталкивалась с использованием в храмовых композициях игрушечных птичек, например, на Богоявление для иллюстрации сошествия Святого Духа.
Простите, но написанный ответ взяла до "завтра" на доработку smile:|
Цитата
Людмила Бондаренко пишет в посте#29 от 05.01.2015г. в теме Символические действия, употребляющиеся при богослужении и смысл их       Так в чем же была моя идея водрузить парочку "золотых" пташек на вершине Рождественского вертепа? Да и не просто, как парочку воркующих между собой голубков, а еще и в некой, особой их расстановке в этой композиции! То есть, прежде пташки возможно, что и миловались и ворковали , расположившись над входом в пещеру))) как, вдруг, Свет, Радость, Рождество - привлекло внимание у одной из них, что она от  любопытства склонилась чуть ниже и стала разглядывать происходящее!!!  Рождение Младенца!!!  Золото, за давностью времен, укрыло перышки птах) Такая милая история получилась). Прием с использованием вот таких необычных птичек в данной композиции с вертепом превосходно помог мне символически отобразить и запечатлеть в ней не только значимость произошедшего Вселенского События, но и показать давность события по времени,  выполнить одно из требований- динамичности в оценке красоты, добавить некую изюминку в композицию в виде улыбок зрителей.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Цитата

Марина Косова пишет: ....Татьяна Майорова  взялась за главное цветочное декорирование основы вертепа. Для чего  прихватила с собой из дома всякий-всякий  дополнительный растительный материал: разного сорта веточки барвинка, сосны, шишечки, позолоченные звездочки-сердцевинки от яблок и пр.
Цитата
Ольга Исаковская пишет: 
Доброго вечера всем добрым людям! Мариночка Косова спасибо за подробное разъяснение, а то у меня было возник вопрос, что за звездочки такие появились в центре хризантемок? Причем, на одной из фоток, в самом центре, одна из них просматривалась как пятиконечная звездочка))) Теперь все ясно - позолоченные звездочки-сердцевинки от яблок))) Молодцы!
Цитата
Марина Косова пишет: Ольга, эта фантазия Татьяны Майоровой, на мой взгляд, оживила убранство( с серцевинами яблок).
 Простите, но, откровенно говоря, я не согласна. На мой взгляд, подобная комбинация породила существенный вопрос: Зачем цветку надо было искажать его естественную форму, данную Богом, внося в цветок эту 5-конечную звезду, пусть и изготовленную из сердцевины яблока, да еще и с искусственным золотым напылением? Неужели чистое сияние лепестков хризантемы не способно передать той ликующей радости Рождества Христова, что потребовались навешивать к ним "золотые" звезды? Считаю, все это - плод излишней флористической фантазии, игра в развлечение с цветами, но мы же ведь в храме, а не на цветочной выставке или у себя дома !
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Решила пофоткать последние сухоцветы в нашем храме (Св. апп. Петра и Павла. Беларусь) и Благовещенском. Использовались самшит, кермек, бессмертник и др.
Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок
Цитата
Ника пишет:
Решила пофоткать последние сухоцветы в нашем храме (Св. апп. Петра и Павла. Беларусь) и Благовещенском. Использовались самшит, кермек, бессмертник и др.

Христос Воскресе!

Ника, коль скоро Вы решили пофоткать последние сухоцветы в храме (кстати, почему последние?), быть может, тогда поясните смысл и роль их размещения в Вашем храме?  

Воспринимаю  все сухоцветы, искусственные цветы, стабилизированные и т.п. только лишь, как сугубо декоративный природный материал, используемый для точечной декорации и украшения мест общественного  пребывания, рабочих офисов, домашних жилищ, витрин и т.п. , поскольку весь перечисленный растительный материал, так и остается природным материалом и применим в декоративно-художественной работе, подобно дереву, глине, камню, металлу, стеклу и т.п. Не раз работала с ними, создавая интересные декоративно-художественные произведения.))

Но, вот с подобным растительным материалом в храме, в частности, как подношение букетов из сухоцветов у икон, может быть, дело совсем иное, как Вы считаете?  Полны ли они дыхания самостоятельно славить Господа, Божию Матерь, Святых Его угодников, своей "сухой" цветочной молитвой или же высыхая, уже подобны "черепам застывших поцелуев"? 

Гелихризум, лимониум( кермек), физалис, а с ними и еще множество других видов растений- все они еще на зеленом стебле со свежими зелеными листьями, но уже цветы, соцветия у них сухие. И все же, мы также частенько используем и их вместе со срезкой, вспомним с улыбкой тот, синего цвета, лимониум при составлении цветочных убранств у икон в храме. 

Кроме подобных сухоцветов в богатом арсенале флористического магазина можно найти всякое разнообразие, как сухих злаков, окрашенных веток, например, извивающихся веток корелиуса, так и любые другие декоративные сухие растительные материалы от шишек до плодов: им место в храме? 

Тут, если посмотреть с декоративной стороны, то в храмовой утвари много увидим вариантов рукотворных цветов: резных, кованных, писанных, вышитых, мозаичных и т.п.,  в виде цветочных элементов и целых мотивов, как объемных, так и в плоскостном исполнении. Сухоцветы - готовое природное чудо исполненное самим Творцом, которое по технике вряд ли уступит любому рукотворному виду!

Одно время, я сильно увлеклась шелковыми, бумажными цветами, японским искусством Пандо - лепными цветами, где все: Тончайшие лепестки, нежнейшие цветки, листочки - шелк, "luna-cley", креповая бумага, акварели, акрил, масло, - лишь аромата цветам не хватало!  Техника и точность их изготовления - вызывала восторг зрителей. Вела учебные занятия, с учениками организовала и провела в Москве две Международные выставки цветов, под красивым, поэтичным названием "Счастливая весна для цветов из шелка" в которую также входили различные техники и материалы для исполнения всевозможных сортов в т.ч. были показаны, впервые в Москве, изящные цветы из холодного фарфора "luna-cley". 

Однако, несмотря на проведенную обширную практику по рукотворным цветам и прочим цветам, все же у меня вызывает определенное сомнение в непосредственном размещении у икон букетов из сухоцветов в храме, кроме как не в трапезной, гостевом доме и т.д и т.п. 

Форумчане, ваше мнение?
80031.jpg (61.59 КБ) [ Скачать ]
image_2436.jpg (90.35 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Дорогая Людмила Александровна! Я с Вами согласна.  Сухоцветы в Храме Божем не совсем уместны (хорошо бы написать "совсем не уместны") и не могут должным образом  отразить всю полному  влаживаемого  в них при составлении убранства смылса Святости и Любви к Господу. Но иногда хочется празднично убрать аналойную икону, а живых  цветов нет. В нашем Храме вмч. Георгия Победоносца прихожан не много, в основном пожилые женщины. Цветы покупаю сама, даже садовый участок купила возле дома, чтобы цветы выращивать.  В прошлом году сделала убранство под Крест, так его (цветочный каркас) почему-то потом перевернули на 180 градусов. Так и стояло убранство на Литургии - листиками и цветами вниз. Но тем не менее, когда я делаю цветочное украшение - прихожане радуются. Поэтому к Празднику  Рождества Богородицы в прошлом году я сделала украшение из сухостоя: кермек, бессмертник, колоски пшеницы. На Праздник Рождества Господнего добавила шишек и зелени кипариса насухую,  потом еше добавили веточки красной рябины. Фото, к сожалению нет, но было красиво и, на сколько я могу оценить, вполне уместно. Вероятно, сухоцветы не стоит использовать, если есть возможность закупить цветы и выполнить убранство из живых цветов. Но в маленьких или сельских храмах если постараться гармонично выложить у Иконы сохоцветы - почему нет? Главное - не допускать нелепости. Ведь иногда живые цветы всовывают в Храме небрежным  снопом в вазу или усыпают икону, закрывая лики. А бывает, что сухими цветами, цветами из бисера, из атласных лент прихожане аккуратно украшают Икону. И пусть это не вяжется с принципами храмовой флористики, но это сделано с любовью и благоговением. Простите, если написала что не так. И спасибо всем за науку.
Елена, я с Вами полностью согласна,  именно у нас и была такая ситуация: зимой храм не отапливается, службы только в сб и вс, в остальное время закрыто, и людей очень мало. Эти сухоцветы приносили с любовью прихожане для украшения в зимний период. Лично я в этом ничего крамольного не вижу, и эти цветы тоже созданы Богом и не являются какими-то искусственными. У меня до сих пор ощущение, что цветы купленные в цветочном магазине кажутся более неестественными чем эти сухоцветы, ну как огурцы покупные и свои на грядке))) Когда вижу украшения сделанные из цветов которые сейчас растут в полисадниках, то от них веет такой любовью, они свои, нашенские, а покупные как иностранцы. Вроде бы красивые и стоят долго, но чего-то им явно не хватает.
Добрый день! Давно хотелось высказаться по этой теме. Было дело- по благословению настоятеля храма, делала и я композиции из сухоцветов. Причем, когда настоятель выразил такое желание, первое, что я спросила:" ...а.. это уместно?"
Батюшка заверил меня, что раньше храмы очень часто украшались сухими цветами, и будет неплохо, если такие композиции появятся и в нашем храме. Я долго думала, подобрала необходимые цветы, часть из которых были выращены мной, собрала две симметричные композиции, используя пену для сухоцветов. Все вроде бы красиво. Настоятелю понравилось. А вот я интуитивно чувствовала, что что-то то не то. Не могла даже понять, что.
Теперь, по прошествии времени, я понимаю, что было не так. Использование сухоцветов- декораторский прием. Использование шишек, веток, каких-либо то дополнительных флористических штучек- из той же оперы. Недавно довелось увидеть даже искусственные цветы вперемешку с сухими у чтимого образа. И это было настолько чужеродно в храме, где все остальное убранство было искусно проработано зодчими и мастерами иконописи.
На мой взгляд, декорации в храме неуместны. Лучше пусть икона лежит на аналое не убранном цветами, нежели наши порой жалкие потуги все приукрасить.
Я для себя выводы сделала. Лучше поставить к иконе один цветок. Но живой.
Убранство на Праздник Преображения Господня из сухих цветов и фруктов. Потом вместо фруктов добавятся еще цветы (сухие). Отношение к вопросу использования сухих цветов у меня не поменялось - хорошо бы использовать живые цветы, но это пока не всегда по силам для нашего прихода.
2.jpg (43.95 КБ) [ Скачать ]
1.jpg (60.94 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Елена Смеянова - 21.08.2017 17:00:59
Страницы: Пред. 1 2 3
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)