Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
Этот материал о языке цветов (размещенный выше) - можно сказать уже из истории, а вот интересная трактовка символики орхидей из сегодняшних дней. 

"Свадебный букет из орхидей подвинул с пьедестала классические розы, которые стремительно уступают свои позиции нежным, изысканным цветам орхидеи. Уникальные декоративные особенности, изящная форма бутонов и нежный запах этих тропических цветов-бабочек привлекают все большее число невест. Орхидеи удивительно хорошо сочетаются с кружевом, бисером, вышивкой, шелком – они просто созданы друг для друга! Орхидея – настоящая королева свадебного бала."

"Свадебный букет из орхидей – символ утонченной роскоши, чистоты, нежности, очарования. Это если говорить об общепринятом мнении и о первом впечатлении, которое производит орхидея. Если вспомнить язык цветов, то орхидея на нем означает некую интимность, кокетство, игривость и… сексуальное удовольствие. Ну, и не самый ли это подходящий цветок для свадьбы?!" 

http://lulusvadba.ru/naryad-nevesty/buket-nevesty/svadebnyj-buket-iz-orxidej-dlya-roskoshnyx-i-izyskannyx-nevest/
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Дорогая Ольга! Причём здесь свадебная флористика? Она изменчива, как земной мир и под него "прогибается"! Если раньше невесты-девицы венчались исключительно в белых платьях, то сегодня и в красных, и в зелёных, и в фиолетовых, и в жёлтых...  Для нас важна исключительно церковная символика - христианская, которая основывается на Священном Предании, Священном Писании, наследии святых отцов. Тема эта серьёзная и большая. Важна для нас и история, то есть те традиции, которые связаны с церковной жизнью России, тесно связан этот язык цветов и с историей монастырских садов. В Библии только три символичных цветка: лилия, роза и нарцисс. А, что касается созданий Божиих, то они после грехопадения имеют отчасти и повреждённую природу, только лилия осталась первозданной и чистой, а у розы, например, выросли шипы, так нас наставляет святитель Василий Великий в беседах на Шестоднев.
Во-первых, потому, что довольно часто одни и те же люди занимаются свадебной флористикой и украшают православные храмы. Может быть, такая информация о цветах будет для многих полезной. 

Во-вторых, ведя разговор о языке цветов, здесь также дается некая ссылка: "Если вспомнить язык цветов, то орхидея на нем означает некую интимность, кокетство, игривость и… сексуальное удовольствие". 

В-третьих, те самые женихи и невесты, которым предлагаются такие букеты - они могут быть прихожанами православных храмов. Почему бы и им не задумываться над тем, какое значение имеет тот или иной цветок?
Изменено: Ольга Исаковская - 30.05.2014 17:44:22
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Доброго времени суток всем участникам жаркой беседы.Трудно переварить сразу всю информацию, особенно цветочный язык чувств   в восточной трактовке. О себе могу сказать, что долгое время была равнодушна к модной орхидее, пока не увидела их на ветках. Даже после таких убедительных пояснений уважаемых мною благоукрасителей, не  вижу никакой интимности в этих цветах.Но понимаю,что не имею права ошибаться и не хочу самодеятельности.В связи с этим у меня вытекает вопрос- можно ли использовать такие цветы , как альстромерии, эустомы?Об орхидеях хочу ещё посоветоваться с нашим Батюшкой. С уважением ко всем участникам и гостям форума. Ирина.
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Цитата
Ирина Шандровская пишет:
....Даже после таких убедительных пояснений уважаемых мною благоукрасителей, не вижу никакой интимности в этих цветах.
Но понимаю, что не имею права ошибаться и не хочу самодеятельности. В связи с этим у меня вытекает вопрос- можно ли использовать такие цветы , как альстромерии, эустомы?
Об орхидеях хочу ещё посоветоваться с нашим Батюшкой....
Ирина!
Как же по Вашему тогда должна выглядеть интимность в цветах, чтобы ее Вам можно было бы увидеть?
Простите, смех,- да и только!
Увидели же современные торговцы цветами и предлагают, - так ярко и символично рекламируя цветы орхидей различных сортов. Увидели и флористы,- зазывающие и составляющие из орхидей всевозможные свадебные букеты и иные, но опять же, все с той же кокетливой символикой.

Понимают и действуют довольные цветочные представители не только Европы, но и мира, предлагая  потребителям цветочной продукции и специально разработанный и пропагандируемый классификатор значимости цветов, как выше, в своем сообщении о нем, пишет Ольга Малова:
"... по классификации значимости цветов в европейской флористике, орхидеи относят к первой категории - к царственным (розы ко второй - благородным, хризантемы - к последней пятой - общественным...). "

Вот, думаю, что именно отсюда, согласно этому классификатору значимости и возникла среди храмовых цветочных украсителей эта навязанная ПУТАНИЦА! ( мое прим.- специально  для нас и навязанная)
Ведь, значимость цветов для потребителей, пусть с любой их фантазией в миру и теми, кто использует цветы по церковной символике в православном храме, не может быть однозначна, тождествена!!!!!!

В храме царственный цветок и прежде всех, это - ЛИЛИЯ, а не по Европейским меркам,- орхидея, именно, этого и надо строго придерживаться! Храм,- не цветочный выставочный зал!
В какое же смятение душевных чувств и искушения у прихожан, могут привести только одни работы тех храмовых цветоукрасителей и флористов, кои упустили из своего вида такое важное обстоятельство значимости и символического значения орхидей и о котором, забывают, что могут знать и прихожане.
 А кто может быть полностью уверенным, что и преподносимый букет с орхидеями не будет "прочитан с эта-кими намеками", как окружающими, так и предназначающимся лицом? smile;)

Вот, Ольга Малова, сокрушалась в своей работе об использовании и трех орхидей-цимбидиумов, а когда я, не так давно, увидела убранство с цимбидиумами и розами, почитаемой иконы Собора Киево-Печерских Святых, то какое-то в душе возникло чувство сожаления, из-за этих королей-орхидей, выложенных для почитания этого Собора Святых.
 Исполнители тут, что:- следовали классификатору и выбору из первой, второй категорий значимости,- царских цветов и благородных?!!
  Быть может, разумнее было использовать, взятые из общественной, пятой категории(!), но сияющие своими лучиками, белые хризантемы и главные в храме,- цветы и цветки лилий, при тех же розах.
 При этом, художественно, грамотно и эти цветы можно расставить вокруг иконы.
 Такой бы выбор цветов и соответствующая их расстановка, позволили бы символически цветами еще раз подчеркнуть: Святость Святых, упомянутых на иконе и безусловное ими почитание Пречистой Девы и самой Матери Церкви.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Ирина!
Как же по Вашему тогда должна выглядеть интимность в цветах, чтобы ее Вам можно было бы увидеть?
Простите, смех,- да и только!
Увидели же современные торговцы цветами и предлагают, - так ярко и символично рекламируя цветы орхидей различных сортов. Увидели и флористы,- составляющие из орхидей всевозможные свадебные букеты и иные, но с кокетливыми, интимными намекоми.
Понимают и действуют цветочные представители не только Европы, как выше, в своем сообщении, пишет Ольга Малова:
Уважаемая Людмила Александровна!А нужна ли вообще та самая интимность в цветах?В наших краях я видела свадебные букеты из розы светлых тонов, с добавлением всяких бусинок, недавно стали добавлять гортензию. Свадебные арки тоже составляют с применением роз и гортензий. Современные торговцы много чего предлагают, не только  орхидею. Во вчерашней переписке был приведен как пример- цветочный язык чувств, восточной трактовки. И если обращать внимание на рекламу торговцев, восточные сказки или следовать советам  фен-шуя, можно далеко уехать. Вчера я подняла эту тему в нашем храме с регентом, которая 15 лет занималась и убранством к праздникам- плетением венков.  В разговоре я не высказывала своё мнение,  спросила, что она думает по этому поводу. Ответ был такой- же как и мой. Все цветы Творение Божие, почему бы в особенных случаях не применить их в убранстве? А яркой и символичной рекламы орхидей в Крыму я не видела, да и сами орхидеи ещё поискать надо.  Торговцы успевают и иконы для заговоров продавать, только бы покупали. В общем, о себе могу сказать, что не готова я думать об орхидее, как о цветке разврата и отказываться в зимнее время применять в убранстве храма. Как тогда можно понять убранства Киево -Печерского храма с применением орхидей? Такое Святое место, наверное было бы кому Там сказать о плохом. Прошу прощения у всех участников форума и у Вас, Людмила Александровна, если я неправа. Но пока неубедительно всё. С уважением Ирина.
Изменено: Ирина Шандровская - 30.05.2014 17:46:56
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Здравствуйте. Ирина, полностью разделяю Ваше отношение к орхидеи. Вообще, всегда следует исходить из конкретной ситуации. Например, в небольшом сельском деревянном храме орхидея будет, скорее всего, неуместна, тогда как в большом богато декорированном соборе использование этого цветка в украшении вполне возможно и оправдано. Никакой цветок изначально не имеет какого бы то ни было страстного смысла, им его наделяет человек. Почему возникают именно у этого человека именно эти ассоциации, это вопрос к психологу.
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
В храме царственный цветок и прежде всех, это - ЛИЛИЯ, а не по Европейским меркам,- орхидея, именно, этого и надо строго придерживаться! Храм,- не цветочный выставочный зал!
В какое же смятение душевных чувств и искушения у прихожан, могут привести только одни работы тех храмовых цветоукрасителей и флористов, кои упустили из своего вида такое важное обстоятельство значимости и символического значения орхидей и о котором, забывают, что могут знать и прихожане.
А кто может быть полностью уверенным, что и преподносимый букет с орхидеями не будет "прочитан с эта-кими намеками", как окружающими, так и предназначающимся лицом? smile;)
В продолжение нашего разговора хочу сказать, что ЛИЛИЯ бесспорно имеет право на первенство в храмовом цветочном убранстве. Но мне приходилось сталкиваться с такими трудностями: в убранстве храма к Праздникам Божьей Матушки конечно хочется применить царственные цветы лилий.Но благоухание  лилий нравится многим, но не всем. И к сожалению в нашем храме одна любимая мною прихожанка не разговаривала со мной после праздничного убранства храма. Как  найти золотую середину? Теперь больше одной ветки не покупаю , не хочу обижать людей. А всякие символические значения орхидей - придуманые сказки, как и  восточный язык цветов.  С уважением ко всем диспутирующим .Ирина.
Изменено: Ирина Шандровская - 30.05.2014 17:46:56
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Вот, Ольга Малова, сокрушалась в своей работе об использовании трех орхидей-цимбидиумов, а когда, не так давно, увидела убранство с цимбидиумами и розами, почитаемой иконы Собора Киево-Печерских Святых,то какое в душе возникает чувство?
Исполнители тут, что:- следовали классификатору и выбору из первой,второй категорий значимости,- царских цветов и благородных?!!
Быть может, разумнее было использовать, взятые из общественной, пятой категории(!) , но сияющие своими лучиками, белые хризантемы и главные в храме,- цветы и цветки лилий, при тех же розах При этом, художественно и грамотно все расставить вокруг иконы.
Очень  красивое убранство иконы Собора Киево-Печерских Святых.И работа Ольги Дмитриевны интересная. Я  эту работу ещё зимой  оставила себе, как ценный образец.
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Ирина!
 Убеждать, доказывать не в формате и задачах форума, тут принцип иной: услышать мнения еще других, сопоставляя которые со своим, найти и для себя, ту золотую середину или решение интересующего вопроса.
Надеюсь, что далеко нам Бог "уехать" не позволит, но и следовать выбору только по цветовому оттенку, не принимая во внимание, уже давно и многим известное, символическое значение,- так тоже нельзя.
Прочла из Вашего сообщения и предложение-вопрос: ".. почему бы в особенных случаях не применить их в убранстве?"
 Использовании цветов орхидей, как утвержденного царского цветка и 1-й категории его значимости, по Европейскому классификатору цветов это только в миру, а для храмовых же цветочных убранств,- разве он может претендовать на царское главенство?
Наш же известный филолог А.Стрижев, в своей работе "Цветы и храм", так коротко и ясно написал в разделе "Цветы и зелень в убранстве храма," на 12 стр.: " Не для храма растения сомнительного достоинства."
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Разве речь идет отом, что орхидею применяют из-за 1 категории значимости? Я вообще о таком делении не знала. Как указала уважаемая О.Д. Малова, в писании упоминаются только лилии, розы и нарциссы. Вот приоритетные цветы в храмах. Все остальное -  традиция, сложившаяся в результате доступного цветочного ассортимента. Когда-то и хризантемы были экзотикой, а уж про гортензии и говорить не стоит. Сейчас возможности выбора цветочного материала гораздо шире, и не страшные торговые представители навязывают нам те или иные цветы. Не перестаю восхищаться красотой и совершенством цветов, как чудом. И хочется принести в дар Господу самые красивые из них. Тех же орхидей имеется столько сортов, что можно найти на любой вкус и случай. Белоснежные фаленопсисы и дендробиумы очень нежны и, на мой взгляд, целомудренны. Достоинства этих цветов совсем не сомнительные. Вот вопрос цены- другое дело. Но с точки зрения ухода и временной стойкости орхидеи себя окупают. 
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Ирина!
Убеждать, доказывать не в формате и задачах форума, тут принцип иной: услышать мнения еще других, сопоставляя которые со своим, найти и для себя, ту золотую середину или решение интересующего вопроса.
Людмила Александровна!О задачах и принципах форума я вроде уже поняла и Слава Богу, что такой форум существует. Спасибо за Ваши рассуждения, но пока я полностью согласна с каждым словом Татьяны Тимофеевой. Я тоже не знала о первенстве орхидей на западном рынке и не хочу знать. Каждый цветок можно преподнести по своему- на востоке с одним смыслом, на западе с другим, а в Российских храмах и монастырях этот цветок вместе с другими учавствует в прославлении  Господа. Как я уже писала в нашем храме одни и те же цветы орхидей учавствовали в трёх разных композициях- никакая хризантема этого не выдержала бы.Интересно, если задумываться о символике цветов, что Вы скажете в защиту красной гвоздики?Некоторые прихожане нашего храма не любят красную гвоздику по понятной причине. А по стойкости гвоздика стоит дольше хризантемы.Для меня вопрос с орхидеей остаётся открыт, но надеюсь, что Господь поможет разобраться. Спасибо всем за рассуждения. С уважением Ирина.
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Цитата
Ирина Шандровская пишет:
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Ирина!
Убеждать, доказывать не в формате и задачах форума, тут принцип иной: услышать мнения еще других, сопоставляя которые со своим, найти и для себя, ту золотую середину или решение интересующего вопроса.
Людмила Александровна!О задачах и принципах форума я вроде уже поняла и Слава Богу, что такой форум существует. Спасибо за Ваши рассуждения, но пока я полностью согласна с каждым словом Татьяны Тимофеевой. Я тоже не знала о первенстве орхидей на западном рынке и не хочу знать. Каждый цветок можно преподнести по своему- на востоке с одним смыслом, на западе с другим, а в Российских храмах и монастырях этот цветок вместе с другими учавствует в прославлении Господа. Как я уже писала в нашем храме одни и те же цветы орхидей учавствовали в трёх разных композициях- никакая хризантема этого не выдержала бы.Интересно, если задумываться о символике цветов, что Вы скажете в защиту красной гвоздики?Некоторые прихожане нашего храма не любят красную гвоздику по понятной причине. А по стойкости гвоздика стоит дольше хризантемы.Для меня вопрос с орхидеей остаётся открыт, но надеюсь, что Господь поможет разобраться. Спасибо всем за рассуждения. С уважением Ирина.
Ирина, очень трудно в формате форума обсуждать очень непростые вопросы, касающиеся растений в православной традиции, уже потому, что требуют изучения больших объёмов информации, да сразу нескольких аспектов и т.д. Дело тут не в том, кто за или против. Для того, чтобы как-то разобраться с тем или иным цветком, необходимо для начала изучить историю декоративного садоводства, то есть окультуривание диких растений, время, когда они появились в России и, конечно, их место в православном искусстве. Каждый век привносит, несомненно, что-то своё,  и это не является неканоничным: "Хранить "догматическое предание" - не значит быть привязанным к формулам доктрины" (В.Н. Лосский. Предание и предания). Естественное развитие живой культуры Церкви не отвергает новых проявлений её учения, так как преемственно на символическом уровне сохраняется дух Православия и цели его присутствия в мире на протяжении веков: "..."догматическое предание", сохраняя свою неизменность "правил веры", из которого ничто не может быть изъято, может расширяться и по мере необходимости включать новые, сформулированные Церковью выражения Богооткровенной Истины" (Там же). Здесь любая точка зрения может быть неправильной или обе правильными одновременно в зависимости, например, от повода по  использованию. Это дело времени. А коммерция всегда для сбыта найдёт и объяснение, и символику придумает. Если-бы только белые цветы пользовались спросом для свадьбы, или того хуже - только миртовые венки, устраивало бы это цветочный бизнес? Что касается гвоздики, то этот вопрос у меня возник не потому, что она "спутница тревог", и, видимо именно поэтому её не воспринимают Ваши прихожане (но цветок-то чем виноват? вождь пролетариата любил гладиолусы, что же теперь и гладиолусы предать забвению?), а потому, что флористы в миру, пришедшие в храм, стали устанавливать правило о том, что "Плащаницу надо украшать только гвоздиками, причём непременно в количестве 33 штук", это и в интернете есть.  Хорошо, почему 33 - понятно, но почему именно гвоздиками? Над этим вопросом пришлось поработать довольно долго по той схеме, которую привела выше, начиная с изучения времени, когда она появилась в России, так как мирские оппоненты утверждали, что "это древняя русская традиция". Возможно в слово "древняя" они привносили свой смысл, и, например, XVII или  XIX вв. они считают "древними", но само утверждение всего этого, как правила Церкви, мне, конечно, мягко говоря, не  понравилось. Это один из примеров поверхностного отношения к "цветочкам" в храме. Гвоздика появилась в России в XVIII в. Есть традиции в мире, связанные с христианскими праздниками, но в одних странах это, например, символ апостола Петра, а в других до сих пор, это знак негативный. В Священном Писании гвоздики нет и быть не может по времени её введения в декоративное садоводство. Архангел Гавриил с тюльпанами (и гвоздиками, как считают искусствоведы) изображён на иконе Благовещения Ивана Максимова XVII в. из Гос. Третьяковской галереи. На иконе XVII в. "Богоматерь Вертоград заключенный" Божья Матерь изображается с красной гвоздикой в руке, здесь это символ страстей Христовых, а светлые тюльпаны и гвоздики были символом непорочного зачатия Девы Марии в западном искусстве, влияние которого здесь и прослеживается. В историческом альбоме Н.Ф. Золотницкого, изданном в России в 1912 г. не говорится ни о народных, ни о церковных традициях. Крайне редко гвоздика появлялась и на русских иконах. Появление орхидных в России - нач. XX в. Это, что можно кратко.
Изменено: Ольга Малова - 30.05.2014 17:46:56
Уважаемая Ольга Дмитриевна! Спасибо за интересную информацию и рассуждения. Об украшении Плащаницы я уже читала предложения флористов  использовать 33 основных  цветка, а оказывается ещё и гвоздику.Я уже мечтала исполнить убранство Плащаницы с участием 33 роз. Но наш Батюшка не благословил  убранство выполнять на кирпичах- только традиционно, с плетённым веночком. Уже заказали белые гвоздики , но не 33, а больше. Как мне пояснили- что гвоздики более стойкие чем хризантемы.Что же касается  выбора цветов для Храма - не всегда это бывает легко. Понятно, что цветочные убранства в Храме- это проявление нашей любви и Благодарности к Господу, Царице небесной и Святым Угодникам Божиим.И   готовясь к Праздникам не хочется изучать чужие традиции и категории. А о том, чтобы цветочки подольше постояли- думать приходится.Поэтому такие дискуссии могут быть полезными для  благоукрасителей. С уважением Ирина.
Изменено: Ирина Шандровская - 30.05.2014 17:49:10
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Наш же известный филолог А.Стрижев, в своей работе "Цветы и храм", так коротко и ясно написал в разделе "Цветы и зелень в убранстве храма," на 12 стр.: " Не для храма растения сомнительного достоинства."
Какие цветы пригодны для храма? На этот вопрос можно ответить кратко — все, что красивы и благоуханны. Розы, пионы, ирисы, георгины, гладиолусы, астры, хризантемы, а из дикорастущих — примулы, ландыши, купальницы-жарки, бессмертники-иммортели, золотарники. Пышные цветочные растения либо выращивают в монастырских и церковных оранжереях, либо берут с грунта в садах. Принимаются и приношения от прихожан.

Не для храма растения сомнительного достоинства. Взять, к примеру, багульник, по-другому — рододендрон. Его цветущие ветки испускают тяжелый, пьянящий запах. По этой же причине не подойдут для украшения полынь, пижма, конопля,                 душистый табак. Не приличествуют святому месту ядовитые растения: чемерица, ясенец, акониты, белена, волчье лыко (дафна). Колючие травы и ветки кустарников вроде боярышника, акации, терновника тоже неуместны в храме. Исключаются из обихода и так называемые колдовские травы, за которыми молва закрепила отрицательный сакральный смысл. Речь идет о дербеннике иволистном, известном как плакун-трава, кувшинке (одолень-трава), кошачьей лапке (нечуй-ветер).                           Не сочетаются в букете цветы совершенно разных мест произрастания, вроде колокольчиков и георгинов, орхидей и анютиных глазок.
Изменено: Ирина Шандровская - 30.05.2014 17:49:10
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Ввиду того, что из-за возникших разговоров, суждений и советов в использовании  цветов орхидей в храмовых убранствах, что вне данной тематики, как атласа растений, сообщаю о его переносе в тот раздел где и делимся своими мнениями.
См. с поста #202 от 5.04.13г., темы Гостиная форума "Цветы и храм" - приглашает! Добро пожаловать! *) и продолжении в ней обсуждения этого вопроса .
*)Чтобы автоматически осуществить этот переход в ту тему, надо мышью подвести руку под текст с названием и левой частью щелкнуть и такое удобство теперь есть по всем темам.)))

А в этой теме, продолжим знакомство с видом сем.орхидных,- орхидеей Цимбидиум  и другими сортами.

Орхидея Цимбидиум
Орхидея Цимбидиум (лат. Cymbidium). 
[TABLE]

[TR][TD]Рисунок[/TD][TD]
Цитата
Относится к семейству орхидных. Всего род включает в себя около пятидесяти видов, семь из которых находятся в Красной книге.

Цитата
Орхидею Цимбидиум достаточно часто скрещивают. Название растения было предложено в 1799 году ботаником из Швеции Олафом Шварцем. Оно объясняется характерной формой губы цветка. Встретить орхидею Цимбидиум можно в Юго-Восточной Азии и других странах. 
[/TD][/TR]

[/TABLE]
Соцветия орхидеи Цимбидиум имеет в своем составе свисающую кисть, на которой распределены порядка тридцати цветков с сильным и душистым ароматом. Они могут быть как мелкими, так и крупными. Оттенки обычно пастельные, диаметр – четыре сантиметра. Окраска может быть самой разной: кремовой, белой, зеленоватой, коричневой, красной.
302036.jpg (53.18 КБ) [ Скачать ]
302034.jpg (87.7 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата
татьяна тимофеева пишет:
Разве речь идет отом, что орхидею применяют из-за 1 категории значимости? Я вообще о таком делении не знала. Как указала уважаемая О.Д. Малова, в писании упоминаются только лилии, розы и нарциссы. Вот приоритетные цветы в храмах. Все остальное - традиция, сложившаяся в результате доступного цветочного ассортимента. Когда-то и хризантемы были экзотикой, а уж про гортензии и говорить не стоит. Сейчас возможности выбора цветочного материала гораздо шире, и не страшные торговые представители навязывают нам те или иные цветы. Не перестаю восхищаться красотой и совершенством цветов, как чудом. И хочется принести в дар Господу самые красивые из них. Тех же орхидей имеется столько сортов, что можно найти на любой вкус и случай. Белоснежные фаленопсисы и дендробиумы очень нежны и, на мой взгляд, целомудренны. Достоинства этих цветов совсем не сомнительные. Вот вопрос цены- другое дело. Но с точки зрения ухода и временной стойкости орхидеи себя окупают.


Цитата
Ирина Шандровская пишет:
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Наш же известный филолог А.Стрижев, в своей работе "Цветы и храм", так коротко и ясно написал в разделе "Цветы и зелень в убранстве храма," на 12 стр.: " Не для храма растения сомнительного достоинства."
Какие цветы пригодны для храма? На этот вопрос можно ответить кратко — все, что красивы и благоуханны. Розы, пионы, ирисы, георгины, гладиолусы, астры, хризантемы, а из дикорастущих — примулы, ландыши, купальницы-жарки, бессмертники-иммортели, золотарники. Пышные цветочные растения либо выращивают в монастырских и церковных оранжереях, либо берут с грунта в садах. Принимаются и приношения от прихожан.

Не для храма растения сомнительного достоинства. Взять, к примеру, багульник, по-другому — рододендрон. Его цветущие ветки испускают тяжелый, пьянящий запах. По этой же причине не подойдут для украшения полынь, пижма, конопля, душистый табак. Не приличествуют святому месту ядовитые растения: чемерица, ясенец, акониты, белена, волчье лыко (дафна). Колючие травы и ветки кустарников вроде боярышника, акации, терновника тоже неуместны в храме. Исключаются из обихода и так называемые колдовские травы, за которыми молва закрепила отрицательный сакральный смысл. Речь идет о дербеннике иволистном, известном как плакун-трава, кувшинке (одолень-трава), кошачьей лапке (нечуй-ветер). Не сочетаются в букете цветы совершенно разных мест произрастания, вроде колокольчиков и георгинов, орхидей и анютиных глазок.
Чтобы как-то подытожить обсуждение темы, касающейся орхидей, во-первых, мы не должны отклоняться от темы форума и, если говорить о символике растений, то размещать информацию о символике растений в Священном Писании и традициях Русской Православной Церкви, а не о большом наборе символик нехристианских, которые ещё и взаимоисключающие часто по смыслу: у многих народов знак любви - роза, у англичан - незабудка, у китайцев - пион и  т.д.; во-вторых, использование растений, которые свыше этого списка (чуть более 100 наименований), как и мнения наши, должны аргументироваться не столько личными ощущениями, сколько наследием святых отцов, а не пространными отсылками в область мирской психологии. Надо понимать разницу между растениями, которые были в Раю до грехопадения, с тем растительным миром, который мы наблюдаем сегодня. А храм - это Райский сад, в котором не может быть терниев и растений "сомнительных". О различии райских - небесных  растительных красот (и человека!) и земных  почитайте у свт Василия Великого, прп. Варсонофия Оптинского, прп. Ефрема Сирина.  Митрополит Макарий расскажет о том, как изменился мир после грехопадения, поэтому и выделяет ядовитость растений, Священное Писание рассказывает о терниях, как о символе греха, сюда же относятся растения-хищники и паразиты, представителем которых является, например, орхидея.  О каких "колдовских" растениях написал Александр Стрижев, он не уточняет, часто люди сами наделяют такими свойствами невинные растения, на этот вопрос могут ответить только святые отцы. Скорее всего, эти растения лишь орудие-символ в руках тех, кто дружит с лукавым. Если не читать святых отцов, то со своими личными мнениями можно далеко зайти, что мы и наблюдаем сегодня в храмах. Если цветосложению в храме можно научить за две недели, как рекламируют в интернете, то тут, конечно, можно руководствоваться только личными мнениями, даже кратко ввести в курс богословия растений за такой срок невозможно. О каком образном церковном мышлении можно говорить,  если процесс познания Православия у художников цветосложения не будет постоянным, в том числе и через чтение православной литературы, да и не будет страха Божьего, а только смелость и самость. Но самое главное, с чего необходимо начать, так это с определения понятий красоты и красивости в миру, и то, как это понимается в Церкви и её искусстве: что такое Божественная красота? "Сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? На вопрос об орхидеях должны дать ответ авторитетные богословы, которые занимаются вопросами богословия растений. 
[RIGHT]Красота – одно из центральных понятий не только философской и эстетической мысли, но и богословия.[/RIGHT][RIGHT]Митрополит Иларион (Алфеев)[/RIGHT]
В.К. Невярович

Красивость и красота
Красивость – это броскость тела,
Очарование лица,
Наряд, подобранный умело,
И ухищренья без конца.
Красивость дарит наслажденье,
Она прелестных чувств магнит,
И, как гипноз, привороженье,
Чарует душу и пленит,
Нам мнится облик Афродиты,
Иль Аполлона чудный стан,
Красивость часто знаменита,
Но редко страх ей Божий дан.
И обнажаются модели,
Актёры в том не отстают,
Легко красивость на панели
Совместно с телом продают.
Торгуют ею, как товаром,
(Коль спрос велик и есть что дать),
Но, в сущности, красивость даром
Возвышенным нельзя назвать!
Красивость больше от природы,
Обманчив часто внешний вид,
И мудро говорят в народе:
«Не всё то злато, что блестит!»
Не всё красивое достойно
Своей же маски-красоты,
И могут крайне непристойно
Вдруг вспыхнуть мерзкие черты.
Продажность, лживость и коварство
Иль пустота, притворный взгляд,
Красивость – вовсе не лекарство,
А чаще – смертоносный яд!
Вот красота – иное дело,
Она не только вид лица
Иль грациозность, стройность тела,
Но добролюбье без конца.
[RIGHT]
[/RIGHT]
Она и в измождённой плоти,
И в дряхлом теле хороша,
Прекрасна, точно песнь в полёте,
В ней исцеляется душа.
Она божественна и свята,
Мудра и вместе с тем проста,
Любовью Божией богата,
Вся бескорыстна и чиста.
Пленяет разум наш красивость,
К ней устремляются мечты,
И, попирая справедливость,
Проходим мимо красоты,
Она, как Золушка гонима,
Предпочитаем злату медь,
Но красота непобедима,
Ей гимны вечно будут петь!
1998 г.
Красота земная только в большей или меньшей степени отражает первоисточник, она замутнённый образ истинной Красоты: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно" (1 Кор. 13: 12).
Изменено: Ольга Малова - 30.05.2014 17:49:10
В защиту орхидеи хочу сказать, что она не является растением-паразитом. Вот что говорится в Википедии:"Из жизненных форм доминируют многолетние травы, реже встречаются небольшие кустарники и крупные одревесневающие лианы. Наряду с автотрофными нередко встречаются сапрофитные формы.[9]Среди тропических видов в оранжерейных условиях выращивания нередко наблюдаются «долгожители» по 70 и более лет. Размеры у орхидных колеблются от нескольких миллиметров до 35 метров (Vanilla planifolia).
По характеру субстрата произрастания различают эпифитылитофиты и наземные орхидные. Большинство орхидей — эпифиты. Литофиты и наземные жизненные формы составляют значительно меньшую группу. Они распространены преимущественно в умеренных широтах.
Все орхидные вступают в симбиоз с микоризообразующими грибами, которые поставляют растению воду и минеральные соли, получая взамен органические вещества. Есть также микотрофные орхидные, лишённые хлорофилла и фактическипаразитирующие нгрибе-симбионте (например, гнездовка, а также австралийская орхидея криптантемис, цветущая под землёй). Эпифитные орхидные, как правило, развивают многочисленные воздушные корни, лишённые волосков, зато снабжённые специализированной всасывающей тканью — веламеном. У некоторых эпифитных орхидных листья редуцируются, а функцию фотосинтеза принимают на себя уплощённые зелёные корни (фаленопсис)[6]."
Цитата
Ольга Малова пишет:
На вопрос об орхидеях должны дать ответ авторитетные богословы, которые занимаются вопросами богословия растений.
[RIGHT] Красота – одно из центральных понятий не только философской и эстетической мысли, но и богословия. [/RIGHT][RIGHT]Митрополит Иларион (Алфеев)[/RIGHT]
О  самостоятельом решении в убранстве храма  не может быть и речи. В нашем случае о применении орхидей к престольному празднику Батюшка против не был. Но чтобы развеять сомнения относительно этих цветов хотелось бы, конечно,  послушать объективное мнение богословов.
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
С большой радостью приветствую, так неожиданно и вновь появившуюся на форуме, Татьяну Тимофееву, что не смогла этого не отметить!
  Татьяна, как прошел Ваш творческий отпуск?  Какими же цветочными работами Вы нас порадуете от Псковских краев?

 Благодарю всех, принявших участие в разговоре о вопросе использования цветов орхидей в храмовых цветочных убранствах. Мнения, как оказалось, далеко неоднозначные и пока без единомыслия, а это значит, что рассмотрение выдвинутых нами обстоятельств, - еще продолжается.
Обращаясь с этим вопросом, простите меня, что сразу не пояснила и саму причину его у меня возникновения, - поняла это, когда только стала читать ваши ответы.
Тут, слава Богу, мне совсем неожиданно, открылось и я увидела, что мой подход, лично наработанный годами и с помощью Божией, в построении образного сюжета цветочной композиции у икон совсем иной, чем те принципы, которые предлагают на всех ныне обучающих курсах и школах по храмовой, церковной флористике, программы обучения которых, исключительно, построены только на Европейской флористике по их же классификации значимости изучаются и строятся формы видов цветочных украшений  и на базе того же, импортируемого из Европы, цветочного материала и с реализацией коммерческих задач успешного продвижения на нашем рынке, этого красивого товара, а уж, никак не рассмотрения вопросов благоукрасительства для наших храмов.
Понятно,что претензий к поставкам и быть не может, а вот решать, что, куда и как этим воспользоваться, простите, но должно оставаться за нашим разумным подходом!
 Ирина и Татьяна  пишут, что эти цветы хорошо подходят по сроку своей службы и выгодны, как долгоиграйки, а разве мы забыли о роли цветов в церкви и их значении? -Напомнить ими еще раз, о быстротечности нашей жизни! Цветы,-наша жертва и почитание!
Но может быть, действительно, забудем,- нам только и нужны будут в храме стабилизированные, на пол-года, цветы-мумии?

Поэтому, когда же ранее и впервые, в сильном волнении и страхе, 20лет назад, мне только пришлось перешагнуть порог церкви, но, правда, с уже большим профессиональным багажом и педагогическим опытом аранжировки цветов, кто бы мог подумать, что все мои усилия и труды в церкви пройдут не напрасно, а позволят создать совсем другой и иной стиль и формы. С радостью отмечу и то, что Бог, по своей милости, оградил меня от всей информации за прошедшие все годы вне интернета и помогал мне самостоятельно преодолевать возникающие в творческих вопросах все проблемы!
 Но, тут вот, за последнее время выхода в интернет, я, вдруг, стала к своему удивлению замечать очень широкое использование орхидей во многих храмах и в разных церковных убранствах от букета до Иконостаса, как оказалось, ведь и следуя, все по тому же классификатору значений!
 У меня же эти цветы, ну никак, не подходили ни в один сюжет только из-за своей формы, но когда же в миру рекламы, проявилась и их всякая, такая соблазнительная символика с намеками, то у меня, просто и однозначно, решился вопрос их использования в церковных убранствах.

На днях, встретила приехавшего в наш храм о.Валентина и пользуясь таким случаем, задала и ему вопрос об возможности использовании орхидей в храме. На что получила и ответ:" Лучше сохранять мир и любовь между людьми, заменяя эти цветы другими, раз есть сомнения, чем использовать их при таких всевозможных подозрениях и разных восприятиях".
Могу добавить и такие свои выводы:
1) эти цветы,- носят чисто экзотический, подарочный характер в единичном или на цветоносе оформлении, но и эгоистический, нетерпящий общества других цветов, рядом стоящих, например, в букете! Работает цветок орхидеи, исключительно, на: "Удивить! Сразить внешней, необычной своей формой и цветосочетанием!"  Разве что "Удивить и т.п.", подходит к почитанию и Образам Святых, коих иконы убирают ныне орхидеями? Думаю, что это не тот вариант и этот цветок, опять же, нельзя рассматривать только по цветовой гамме и классификатору торговой значимости о чем, к сожалению, могут и не знать, как храмовые украсители, так их жертвователи и спонсоры.
2) Допустим, что мы и не будем вдаваться во все подробности физиологии развития интересующих видов орхидей и кто они по образу существования, но одно явно видно, что их жизнь без дополнительной опоры затруднительна, по сравнению с традиционными цветами. Символически, интерпретируя этот факт к житиям Святых, то, невольно и наоборот, вспоминаешь о их стойком, крепком стоянии в Вере, за что и преклоняешь колено, благоговеешь, почитаешь и любишь. Ведь обычные, но свежие, отборные любые цветы разве не исполнят наших чувств?

3)По моему мнению, эти виды цветов в храмах, можно использовать только в том случае и тогда, когда символически требуется, специально, отразить разных людей с помощью разных и цветов, стоящих в вазе, вспомнив значение того конкурсного вопроса, с которого начиналась работа нашего форума: "О символическом значении цветов в вазе, в храме стоящей?" см.пост#2, от 22.09.11г., темы О роли и значении цветов в церковных, цветочных убранствах
 Так, например, собирая разных сортов цветы в вазы под воздушный покров гипсофилы, подобно нам, под Покров Царицы нашей Небесной или же опять, совсем  разные цветы в вазах в т.ч. и орхидеи, на праздник Входа Господня во Иерусалим, символически отображающих как и всех нас разных, но стоящих в храме и приветствующих входящего нашего Господа!

На фото: как наглядный пример, привожу некоторые экзаменационные билеты с готовыми и ответами, предложенные слушателям в одной из школ церковной флористики г.Москвы, к возникшему у нас вопросу об источнике закрепления царского статуса за орхидеей. Из вопросов этих билетов видно, что и изучаемый в этой школе программный материал, построен на основе реализации значений цветов, установленных по Европейскому торговому классификатору и основ Европейской флористической школы.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
далее, к примеру, вопросы и ответы к ним:
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Уважаемая Людмила Александровна!Могу сказать, что по прочтении Вашего  материала расстроилась ещё больше. Дело в том, что мы с Вами говорим на разных языках.Опять приходится повторяться о том, что об экзотике, классификации, чувственности, интимности , приписываемыми этому цветку из наших прихожан никто не слышал. Спрашивала мнение  подруги, которая 15 лет пела в церковном хоре Севастополя- в ответ было изумление о нашем споре и мнение такое-же, как у меня и Татьяны. Я не пытаюсь защитить свои работы, в которых применяла орхидеи, понимаю, что и бех орхидей у меня было масло масляное, просто не могу понять , если простые люди, много лет ходящие в храм не видят ничего такого, что навязывают торговцы, может пусть те торговцы и задумаются о смысле жизни?Не могу пока спросить Батюшку, по причине сильной загруженности, но после Поста надеюсь, что разговор такой состоится.Да, Ольга Дитриевна правильно писала о самости, которой не должно быть в Православных храмах и ближайшее время орхидею применять не буду,но для меня вопрос по прежнему открыт.К вопросу о том- почему  сомнения только в адрес орхидеи? Я уже спрашивала ранее про использование альстромерии и эустомы, появившихся тоже недавно на цветочных рынках. У альстромерии тоде 5 липестков, как и у орхидеи. Прошу прощения у всех. С уважением Ирина.
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Цитата
Ирина Шандровская пишет:
....спрашивала ранее про использование альстромерии и эустомы, появившихся тоже недавно на цветочных рынках. У альстромерии тоже 5 лепестков, как и у орхидеи..
Тут дело и не к количестве лепестков, эти растения, просто рядовые и не принадлежат к царственной, первой Европейской группе значимости, растут в грунте и могут прекрасно "дружить" в различных сочетаниях со многими другими сортами цветов в букетах и композициях. Это тип только заполняющих пространство цветов, если использовать их в полном, естественном объеме, но отдельно взятый цветок(и), что от альстромерии или эустомы сможет составить роль акцента в композиции, но только среди более мелких по размеру, других цветов, например, гипсофилы или т.п..
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Получается, если завтра европа причислит розу, например, к первой категории значимости, что будем делать мы?Я никак не могу понять почему орхидеи должны страдать из-за кем-то придуманной значимости.
Изменено: Ирина Шандровская - 30.05.2014 17:54:27
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Людмила Александровна пишет:Допустим, что мы и не будем вдаваться во все подробности физиологии развития интересующих видов орхидей и кто они по образу существования, но одно явно видно, что их жизнь без дополнительной опоры затруднительна, по сравнению с традиционными цветами. Символически, интерпретируя этот факт к житиям Святых, то, невольно и наоборот, вспоминаешь о их стойком, крепком стоянии в Вере, за что и преклоняешь колено, благоговеешь, почитаешь и любишь. Ведь обычные, но свежие, отборные любые цветы разве не исполнят наших чувств?                                                               А как же виноград? Ведь это лиана. А большинство используемых у нас орхидей - эпифиты. И на деревьях они растут, чтобы ,будучи приближёнными к свету, использовать гумус, который заносится ветром, животными и т. д.и скапливается в развилках ветвей или в расщелинах коры. Наши же северные орхидеи все как один наземные растения.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
Читают тему (гостей: 3, пользователей: 0, из них скрытых: 0)