Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 21 След.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
В этой теме предполагается теоретическое раскрытие темы "Цветы в храме" православными, отечественными специалистами, вкладывающими духовный смысл в украшение икон и создание внутреннего убранства храма. Здесь также следует задавать вопросы, связанные с ролью того или иного цветка в украшении икон, со смыслом, вложенным в ту или иную цветочную композицию.
Цитата
ВэбМастер пишет:
В этой теме предполагается теоретическое раскрытие темы "Цветы и храм" специалистами, вкладывающими духовный смысл в украшение икон и создание внутреннего убранства храма. Здесь также можно задавать вопросы, связанные с ролью того или иного цветка в украшении икон, со смыслом, вложенным в ту или иную цветочную композицию.
smile:) Дорогие форумчане и гости нашего форума "Цветы и храм"!
 От всей души поздравляю всех с открытием на Сайте нашего храма этой важной, красивой, интересной и необходимой темы!
 Очень хочу надеяться, что именно здесь, на форуме, у православных цветочных украсителей из разных храмов России и Зарубежья будет возможность интегрировать, корректировать и формировать, как теоретический, так и практический материалы в искусстве цветочного украшения православных праздников в храмах.
  Здесь смогут делиться накопленным опытом профессионалы или же ими только ставшие. Смогут не только делиться опытом, но и помогать новичкам, делающим свои первые и робкие "шаги" в цветочном храмовом творчестве, обучать их.)
 
Всем ясно и понятно, что такое церковная служба, поющий клирос, но далеко не всем известна роль, отведенная цветам в храме!!!
А, возможно, подумает кто-то, у цветов и нет никакой роли, просто придумали?
Многие ли помнят или знают историю украшения храмов на Руси, с ее богатейшей символикой, историю, которую стоило бы пересказывать своим детям и внукам, правнукам!

Теоретически, польза от работы форума мне видна и понятна, но теперь, с упованием на помощь Всевышнего и со взаимопониманием друг ко другу, и мы, цветоукрасители, все начинаем осваивать эту пользу на практике, трудиться для Славы Божией, для еще большего и благолепного убранства в Его храмах!
Мой первый и очень простой вопрос к аудитории: есть ли у ваз с цветами, которые обычно находятся в храме, символический смысл?

Дорогие братия и сестры!
Св. новомуч.прот.Георгий (Извеков)- был настоятелем нашей Донской церкви и 27ноября 1937г. расстрелян в на полигоне в Бутово.
В память об этом, хочу символически, и именно в начале работы нашего форума, дать мною украшенную, красными гвоздиками с белой гипсофилой его икону, молитвенно просить о помощи нам в плодотворной работе форума.
Изменено: Людмила Бондаренко - 19.09.2015 15:38:52
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Людмила Александровна, спасибо за Ваше доброе начинание!

К сожалению, я не знаю ответа на поставленный вопрос, но мне попалась интересная ссылка, свидетельствующая о том, что цветы в храме - тема действительно важная, нужная и востребованная.

С 2010 года на Подворье Данилова монастыря в храме Святителя Николая в Измайлово действует "Школа церковной флористики":http://svtnikola.ru/schooloffloristry  На сайте выложена даже программа курсов.

Хочется надеяться, что и в нашем храме со временем такое станет возможным.
Ольга Маркина, Вы первая (!!!) на форуме, поздравляю! smile:)
Жалко, что на простой вопрос пока не ответили. Буду ждать еще ответов!
Относительно подворья Данилового монастыря, - все давно знаю, и с программой знакома, и накопилось много "почему"(???) к ее руководителю, - Кондратьевой Г.Н., т.к. новенькие ученицы просто не способны их задать в силу их первоначального незнания предмета. Надеюсь, что наш форум  сведет нас для знакомства и ответов!
Благодарю за Ваши надежды, и сама надеюсь, а там, как Бог даст!
Изменено: Людмила Бондаренко - 04.05.2015 19:23:21
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Сердечно поздравляю всех братьев и сестёр во Христе с первым православным форумом по украшению храмов цветами.
Низкий поклон тем, кто осуществил техническую сторону этого события.
Потребность в этой информации большая и трудность в том, что, с точки зрения теории, новая!
Благодарю Людмилу Александровну за инициативу открытия форума, а у священнослужителей форума испрашиваем благословения и просим о том, чтобы были консультантами во всех вопросах православного цветосложения.
Со своей стороны, поделюсь той информацией, которую собирала на протяжении 10 лет.
 
С поклоном, Ольга Дмитриевна Малова.
Благодарю Вас, Ольга Дмитриевна, за поздравления и за Ваше желание учствовать в работе данного Форума!
 Пусть между нами сотни километров, но теперь,- Муром здесь,- и мы рядом!!!
Вспоминаю слова Господа о двоих - троих, собранных вместе и надеюсь на Его нам помощь!
А для участников форума,- на взаимопонимание, плодотворную работу в мире и любви!
Изменено: Людмила Бондаренко - 21.11.2012 15:38:17
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Людмила Александровна задала вопрос:

Цитата
Мой первый и очень простой вопрос к аудитории: есть ли у ваз с цветами, которые обычно находятся в храме, символический смысл?

Попробую ответить:

Материалы о цветах в храме собираю очень давно. А символика ваз с цветами и корзин с плодами присутствует во многих аспектах этой темы. Буквально на днях решила собрать их воедино и проследить эти образы хронологически и по жанрам искусства Церкви, оказалось, что памятники присутствуют как во времени,так и в различных сюжетах, и во всех жанрах. Материал получился большой, много иллюстраций. Небольшой кусочек предлагаю вашему вниманию и, если будет пожелание продолжить, то буду дополнять.

Цветы и плоды, как выражение христианской любви и райского блаженства в искусстве первых христиан, и флористические образы библейских сюжетов, обогатившие иносказательный язык своими формами и символикой, представляют собой единый священный образ, о чём свидетельствует не только архитектурное, но и литературное наследие Церкви. В выборе сюжетов и построении многочисленных композиций, в которых присутствовали цветы, иконописцы обращались не только к текстам Священного Писания, но и к творениям отцов Церкви, и к проповедям. Большую роль в создании этих образов сыграла и гимнографическая традиция. Цветы, как свидетельство присутствия Рая на земле – реальносимволичный одушевлённый – цветочный Рай стал олицетворением мира духовного, образом надмирного бытия, равноценным Неопалимой Купине и Мамврийскому дубу. Но особым смыслом обладают букеты и композиции с цветами и плодами в вазах и корзинах.
Самыми ранними, дошедшими до настоящего времени произведениями христианского изобразительного искусства являются росписи катакомб – подземных кладбищ первых христиан, возникших в период гонений (II - нач. IV в.), сохранившихся в ряде мест Италии (Рим, Неаполь, Сицилия), на Мальте, в Испании, в Северной Африке. Росписи украшали также стены молитвенных домов христиан, где собиралась община для совершения богослужения. Уже в древних памятниках христианского искусства мы находим изображения сосудов, ваз, корзин с цветами и плодами: катакомбы Домициллы и мавзолей Констанцы.
Что это? Просто украшения и предметы быта, которые были атрибутами языческих захоронений?! Или это символы, в которых сокрыт богословский смысл, ведь подобные изображения присутствуют в искусстве Церкви и сегодня!?
Несомненно, эти компоненты-символы важны для понимания глубины христианского мировоззрения, миропонимания и мировосприятия, так как случайных предметов в христианском искусстве быть не может. Корзинка с фруктами на стенописях катакомб обозначала цветущий Рай. К символике винограда относятся также изображения чаш, корзин и бочек, используемых при его уборке.
На фреске III в. в катакомбах Домициллы Амур и Психея (др.-греч. душа, дыхание), как олицетворение любви и души, собирают цветы в корзины. В символике раннего христианства Амур и Психея воплощали полноту и радость посмертного * в вечности, основанной на союзе души с Богом, названном апостолом Иоанном Любовью (1Ин. 4: 7-21).
В ранней христианской композиции плафонной живописи с кладбища святой Агнессы, близ Рима «Добрый Пастырь» присутствует восемь ваз с плодами и растениями. Райские плоды в иконах св. муч. Дорофеи Кесарийской и св. муч. Фоки Вертоградаря – плоды духовные, а цветы Архангела Варахиила – благословение Божие.
Изменено: Ольга Малова - 25.09.2011 17:32:37
Уважаемая Ольга Дмитриевна!

Спасибо за интерес к нашему форуму и желание поделиться знаниями.

Несколько раз внимательно прочитала предоставленную Вами информацию в поиске ответа на вопрос: что же олицетворяют собой цветы в вазах, стоящие в храме?

Насколько я поняла из Вашего сообщения

цветы и плоды, присутствующие в украшении христианского храма, - это выражение
1. христианской любви
2. райского блаженства.

Цветы в храме - свидетельство присутствия Рая на земле. "Цветочный Рай" - олицетворение надмирного бытия, символ, подобный Неопалимой Купине и Мамврийскому дубу.

К сожалению, в Вашем тексте не прозвучал ответ на вопрос о том, есть ли какое-то свое особое символическое значение у цветов, стоящих в вазе, в отличие от цветов, украшающих икону, паникадило, стены храма, алтарные свечи?

Насколько я поняла, вопрос касался не просто символического значения цветов в храме, но именно цветов, стоящих в вазе и использующихся для храмового украшения.

Людмила Александровна в беседе со мной озвучила один из вариантов ответа на этот вопрос, но мне бы хотелось знать и Ваше мнение. А Людмила Александровна потом, если захочет, сама опубликует свой вариант ответа.

Большое спасибо!
Уважаемая Ольга, это я дала всего лишь зачин к лекции о цветах и плодах, вазах и корзинах в христианском искусстве.
 Да, речь здесь только о растениях в сосудах, как введение для благоукрасителей в необъятную тему православного цветосложения, чтобы сразу сформировалось понимание того, как порой полярно различается сам подход к этому, казалось бы, не самому важному послушанию в Церкви, от современного светского коммерческого ремесла флориста.
 Пока не поняла, как иллюстрации помещать, но разберусь, иллюстраций очень много.
Тема цветов в храме охватывает очень много вопросов,
во-первых, понимание красоты в Церкви,
во-вторых, вопросы созерцания, так как Бог познаётся из видимого мира: философы однажды спросили преподобного Антония Великого, откуда он так много всего знает, не учившись. Святой Антоний улыбнулся и сказал, указывая на небо и землю: «Есть две страницы Великой Книги создания Божия: одна страница – небо, другая – земля. Вот я и изучал эти две страницы.Из них я научился уму-разуму…».
Мой дед, протоиерей Василий Смирнов, в детстве воспитывал в вере именно, обращая внимание на красоту простых полевых цветов, и говорил, что только безумец может в маленьком лютике не видеть Творца!
 
То есть Библия и природа – это параллель двух «книг» одного автора – Бога: природа – мир как книга, Библия – книга как мир (храмы и природа, христианская экология, пейзаж в иконе и растения в иконах космического содержания, растительная символика в произведениях христианских живописцев, пейзаж, как главный носитель и хранитель русского национального духовного опыта (пейзажное мышление русского народа и современные иконы "Спас Чернобыльский"; икона Божией Матери "Морская" с растительной символикой и др.);
флора в Священном Писании и символика растений и цветов, здесь же история христианской флоросимволики; символика в жизни Церкви, так как создавать флористические образы без этих знаний невозможно; растительная орнаментика в храмовом зодчестве (только флемская резьба иконостасов чего стоит!; флористические образы в иконографии - интереснейшая тема!; особо дорогая тема для православного сердца - растения в земной жизни Богородицы и её "растительные иконы", ну и, конечно, основы парвославного цветосложения (правила и определение),художественно-композиционные и технические особенности богослужебного созерцания цветов и, как итог, "Православный календарь" аранжировщика).
Составление растительно-цветочных композиций в православном храме не просто копирование прекрасного в окружающем нас растительном мире, а сотворчество.
Очень интересная тема монастырских садов, их важность и образы, почему уже первые христиане первые базилики - дома состоятельных христиан, в которых проводились богослужения, огораживали и в ограде вокруг молитвенных домов насаждались растения?

Один только перечень аспектов темы занимает столько места! Разве это не аргумент в вопросе особой важности цветов в храме и духовной жизни христианина!
Ольга Дмитриевна, мне очень приятно общаться с внучкой протоиерея.

Разделяю любовь Вашего дедушки к красоте Божьего мира. У нас с мужем целая коллекция фотографий цветов. Они не устают поражать нас своей красотой и совершенством, хотя, казалось бы, мы уже столько раз их видели.

Присоединяю к сообщениям несколько кадров в доказательство того, что теперь и Вы сможете разместить здесь свои изображения.

Напоминаю, что разрешенные расширения файлов: jpg,gif,doc,docx,xls,xlsx,zip,rar,txt. Размер файла, прикрепляемого к сообщению, не должен превышать 244.14 КБ К одному сообщению можно прикрепить несколько файлов. Подробности читайте в разделе "Вставка картинки" файла Помощь.

Файл Помощь доступен при нажатии на надпись BBCode, находящуюся над окном написания ответа на сообщение - на синей строке справа от слов "Форма ответа". Также Файл доступен в разделе "Правила", а недавно в первой ветке Форума создана специальная тема "Помощь по работе на Форуме", где также размещена ссылка на столь необходимый Файл со всеми ответами.
Дорогие о Господе, Ольга и Людмила Александровна!
 С Божией помощью будем делиться и знаниями, и опытом, и иллюстрациями!
 У меня систематизированный архив по украшению храмов насчитывает более 6 тысяч фотографий, не говоря уже о просто цветах, пейзажах, "храм и цветы", растительной орнаментики в храмовом зодчестве и т.д.

Главное, чтобы на форум пришли те, кто нуждается в помощи, так как эта страница - первая и единственная пока, которая будет рассказывать не просто о "храмовой флористике", а о благолепном украшении, цветосложении, о богослужебном созерцательном песнопении цветов, основанном на традициях Православия и Уставе Церкви.
 Единственный (из православных) сайт, на котором этот вопрос обсуждают матушки и варятся, что называется "в собственном соку":

http://www.matushki.ru/viewtopic.php?f=41&t=3271&start=70  - раздел "Научите украшать храм цветами".
Изменено: Ольга Малова - 01.06.2014 18:15:18
Цитата
Ольга Маркина пишет:
Здорово было бы, если бы Вы и Ольга Дмитриевна смогли сформулировать, скажем 5 или 15 главных принципов храмовой флористики.

Есть православные основы в храмовом цветосложении,то есть основные положения богословия, а также художественно-композиционные и технические особенности храмовых композиций. Можно, конечно, и конспективно их изложить или даже систематизировать.


Цитата
Ольга Маркина пишет:
Интересно, что означает композиция из цветов, расположенна справа над Крестом в воздухе на фото 2007 года.

Круг (шар) – доминирующий геометрический феномен. Акцентирует внимание на конкретных элементах.
Шар - символичная - Божественная форма в Церкви.
Если круг - плоская фигура, то шар - это пространство, символ вечной власти.
Тема очень интересная, так как эта форма присутствует как в храмовой архитектуре, интерьере, так и в иконографии, раскрывая различные образы.
Почему флористический шар на празднике Воздвижения... трудно сказать, интерпретировать можно по-разному, тем более что эта форма уместна в храме практически всегда, несмотря на различный смысл и символику.
Например, это образ того, что Воздвизальный Крест - это орудие и знамя Спасителя - Царя славы и олицетворяет символ Вечной власти Иисуса Христа.
Цитата
Ольга Маркина пишет:
Здорово было бы, если бы Вы и Ольга Дмитриевна смогли сформулировать, скажем 5 или 15 главных принципов храмовой флористики.

Я поддерживаю эту просьбу!
А теперь о флористических принципах.

Из предыдущего разговора я пока вынесла для себя 2 основных положения.

1. Прежде чем приступить к подбору цветов для составления той или иной храмовой композиции, необходимо обратиться к "Богослужебным указаниям", где может содержаться вполне конкретная информация на этот счет.

2. Все растения (ветви, цветы, плоды) должны быть на "втором" плане или уровне. Крест, Икона или иной атрибут богослужения ни в коем случае не должен "утопать" в композиции. Цветы должны подчеркивать смысл иконы (Креста), но не отвлекать от его восприятия.


Может быть попробуем сформулировать третий принцип?
Цитата
Ольга Маркина пишет:
А теперь о флористических принципах.



Из предыдущего разговора я пока вынесла для себя 2 основных положения.



1. Прежде чем приступить к подбору цветов для составления той или иной храмовой композиции, необходимо обратиться к "Богослужебным указаниям", где может содержаться вполне конкретная информация на этот счет.



2. Все растения (ветви, цветы, плоды) должны быть на "втором" плане или уровне. Крест, Икона или иной атрибут богослужения ни в коем случае не должен "утопать" в композиции. Цветы должны подчеркивать смысл иконы (Креста), но не отвлекать от его восприятия.



Может быть попробуем сформулировать третий принцип?


Дорогая Ольга, Вы задали так много вопросов, что я прошу прощения, так как не получается сразу на все ответить, тем более, что эту задачу перед нами поставил батюшка, а,это говорит о том, что обязаны выполнить.
 
Третьим принципом можно обозначить использование форм и символики церковного искусства: иконопись, стенопись, храмовое зодчество, интерьер, кувуклии, оклады, хоругви, иконостасы и т .д.
 То есть в обязательном порядке цветочные композиции должны гармонично вводиться в интерьер конкретного храма.
 Это соответствует такой художественно-композиционной особенности как гармоничность и форма.
Но начинают составление композиций, в первую очередь с определения цвета праздника - это закон православного богослужения, то есть цвет облачений священнослужителей, что должно быть основным принципом.

Конечно, украшают, кто во что горазд! Почему?
Одни скажут, что подходящих цветов нет, другие вообще не считают нужным задумываться над образами и правилами, в третьем случае и самость играет свою роль, забывая что это Дом Божий!
Это говорит о том, что необходима заблаговременная подготовка, тем более что с весны до осени можно выращивать необходимые растения в ограде храма или монастыря.
Четвёртым принципом несомненно должна быть символика растений.
 Главный цветок в Церкви - лилия - крина, затем - роза... - подтверждения этому мы находим в Священном Предании, Священном Писании, гимнографии, церковном искусстве.
 История христианской флоросимволики раскрывает нам глубины духовные, используя достаточно много растений, которые мы при внимательном рассмотрении храмовых интерьеров, найдём и на своих приходах.
Но! По Уставу есть праздники, на которых присутствие определённых растений обязательно: Рождество Христово, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы, Преображение (цветы и плоды).
То есть первым принципом будет Устав Церкви и Богослужебные указания, в который нужно включить и символику цвета праздничных богослужений.

Ответ о символике фиолетового цвета.

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра – красного и голубого (синего) – это некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы.
Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как это соединение не оставляет в цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.
В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом, фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра.
Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей.
Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью.
В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблён для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви.
 Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Что касается ваз, то попробую давать материал частями в сокращённом виде.
Сайт Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.Обязательно загляните на фотогалерею.

http://spas-monastery.by/shrines_of_the_monastery/cross_of_st_euphrosyne.php
Дорогая Олечка!
Прочла Ваш вопрос о том шарике из хризантемок - 2007г., над двумя аналоями. Мне,как художнику и автору, особенно приятно следить за наблюдательностью моих зрителей, их реакцией и восприятием, - значит, думаю я,- самостоятельно делают попытки "чтения" и осознания предложенной работы.
На этот раз и Вы, меня удивили, совсем неожиданным своим вопросом, а значит и наблюдательностью и, что Вы, этот элемент - маленький, цветочный шарик, не только заметили, но и настойчиво повторяете свой вопрос.
Если вернуться к предлагаемому фото с упоминаемым, цветочным шариком, то увидим,- два стоящих аналоя, где на одном,- Крест,а на другом,- икона Воскресения Христова(на фото виден только уголок иконы).
Я интуитивно решила, для того,чтобы провести их своеобразное и смысловое, декоративное "объединение" нужно подвесить по центру этот маленький, из беленьких хризантемок- шарик, символически напоминающий нам, как бы о сюжете из Воскресениия Господа Иисуса Христа, а 6 красных гвоздичек, данные на этом шарике объемным Крестом( т.к шарик все время может свободно вращаться), отобразили бы опять же символически,"поднятие" Воздвизаемого Креста.
Ну,а сейчас, когда прочла у О.Д.Маловой данные ею материалы о символике шара,то порадовалась этому смысловому совпадению.
Теперь о принципах. Каким-то, на мой взгляд,- этот вопрос сразу по журналистски-традиционным показался!
Простите, Ольга, если ошиблась. Возможно, что задающие такие вопросы лица, не всегда могут себе представить о сложности и возможности ответа,тем более, что эта сфера православного  творчества ,как сейчас,только получает свое развитие.
И я сама храмовым цветочным украшением занимаюсь недавно, только с агуста 1993года. И до сего дня. нет ни грамотных книжек, ни учебников, а курсов,- раз,два: в Москве и Питере.
Зато за работу цветочного украшения включаются все и свою "красоту творят" каждый по-своему, просто и не понимая, что это вид цветочного искусства.
 Да,есть вкладки в журналах,фото и т.п.,- да и наш форум по этой же причине и возник.
В имеющихся двух переводных, зарубежных изданиях, нам предлагаются католические и пр.варианты цветочных украшений, которые в наших храмах просто бывает,что украсители копируют,без понимания смысла.
Поэтому имеем в наличии пока только частные и то по отдельным храмам,- удачные, не совсем удачные, либо совсем ...ах,- случайные работы- эксперименты по цветочному украшению, и не в таком уж большом кол-ве храмов.
В этом еще раз убедилась, недавно просматривая матариалы с форума "Матушки.ру" Писала об этом выше.
Таким образом, получается,что пока и аналитический обзор трудно сделать из-за малого общения самих участников между собой.
 Кстати, и о самом,часто употребляемом слове,-ФЛОРИСТ, не мешало бы поговорить, о его ошибочном здесь употреблении, называя так тех, кто занимается цветочным украшением в храмах.Как и в храме, - клирос,а не- хор! Как же сейчас сформулировать эти принципы при таком раскладе дел? Спасибо и Вам,Олечка, за вопрос и первую Вашу работу по выработке наших же принципов! Очень хорошо,что есть теперь и пожелание о.Олега,- значит все у нас, с Божией помощью,- должно получиться! И,как иконописцы,воплощают все свое мастерство и талант в написание икон,так и в наше цветочное украшение должно называться со слов: Искусство украшения цветами икон и храмовых праздников! Торопливость же выроботки необходимых всем принципов, тут не должна быть. Но, разумно основываясь уже на твердых ,проверенных принципах,- станет возможным и разрабатывать различные методики от обучения до практической ее художественной и гармоничной реализации на православных,церковных праздниках в наших храмах. Даю фото к примеру моих слов,как бывает украшение по-разному, так:
0_L_1_~1.JPG (190.96 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Людмила Бондаренко - 21.11.2012 16:22:51
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
А, вот встретила,что бывает и иначе smile:( (естественное,растительное украшение- лилейники и зеленый кустик на задним плане фото)
Изменено: Людмила Бондаренко - 07.10.2011 12:48:31
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
А когда и такое "искусство" - здорово и простенько:
Изменено: Людмила Бондаренко - 07.10.2011 12:50:36
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Либо и так...,да и так,к примеру,как еще посоветуют с книжной страницы :
01.jpg (15.16 КБ) [ Скачать ]
03.jpg (16.82 КБ) [ Скачать ]
mail.jpg (6.31 КБ) [ Скачать ]
%20%20~1.JPG (86.25 КБ) [ Скачать ]
IMG_2311.jpg (121.33 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Людмила Бондаренко - 07.10.2011 13:55:40
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Цитата
Свящ. Олег Мумриков пишет:
Цитата
Ольга Маркина пишет:

Здорово было бы, если бы Вы и Ольга Дмитриевна смогли сформулировать, скажем 5 или 15 главных принципов храмовой флористики.


Я поддерживаю эту просьбу!

Это первая редакция основных правил-принципов. Получилось девять.


Всякая форма искусства во время Богослужения участвует в проповеди.
Н.В. Лосский


Только владение флористическим дизайном: художественные формы, цветовые гармонии, технические условия не могут создать церковную аранжировку, как и одно богословие. Храм – это образ Горнего Иерусалима, Райского сада, а церковное искусство в Богослужении – это создание образа иного мира, преображённого, в котором царствует Бог. Растительно-цветочные композиции в православном храме, безусловно, элемент литургического действа. Но современные аранжировки в православных храмах очень часто бывают не связаны с Богослужением и церковным искусством – значимость подобных цветочных украшений лишь в декоративности. Важно, чтобы украшения из цветов в храме, как писал князь Евгений Трубецкой, «производили некоторое эстетическое впечатление, соответствовавшее определённому религиозному настроению», а не были предметом коммерции, то есть использования как можно большего количества растительного материала по своему усмотрению и простым перенесением традиционных форм флористики в миру.
1. Всё в Церкви начинается с благословения священнослужителя и, желательно, чтобы выполняющий послушание в храме по работе с растениями был воцерковлённым, а, значит, перед работой необходимо исповедаться и причаститься. Полное понимание христианского искусства, его образов и символики возможно лишь воцерковлённому сознанию, в то же время, познание духовной реальности происходит через постепенное проникновение в смысл христианских образов, которые помогают нам придти к пониманию Горнего мира. И даже, освоив теоретические основы аранжировки и, имея практические навыки, «переходить от буквы к духу трудно и болезненно», [Архиепископ Евлогий (Смирнов), доктор богословия, профессор], так как творчество в православном храме неподвластно сознанию художника: христианскую культуру может творить только христиански устроенная душа, а потому и ценно внутреннее состояние художника (флориста). Нельзя пытаться проникнуть в тайну православного искусства без веры, то есть, не зная языка.
2. Задача православного творчества заключается в воплощении образов Горнего мира. Предоставить полную свободу благоукрасителю в храме – это значит предоставить свободу богословствовать по своему разумению. Поэтому, прежде всего, при подготовке к определённому празднику после благословения необходимо ознакомиться с Уставом (или посоветоваться со священником) и с «Богослужебными указаниями» и предусмотреть технические особенности, без которых невозможно и художественное творчество. Например, «венок на Плащаницу возлагается тогда, когда она уже вынесена на средину храма». Символика цвета праздничных богослужебных облачений священнослужителей, определённая Уставом, – это основной доминирующий цвет цветочных композиций, а гармонии больших и малых контрастов художник цветов использует по своему выбору и творческому замыслу.
3. Цветы в храме – благоговейные акценты, которым отведены определённые места: Рака со святыми мощами, праздничная икона на аналое, Царские врата, чудотворные и чтимые святыни, вход в храм. Поэтому необходимо соблюдать баланс, всё должно быть соразмерно. Нельзя, чтобы икона или Крест утопали в цветах или «подавлялись» ими. Это касается и храмовых икон больших размеров и других святынь. А также и комплексной - групповой аранжировки, когда украшается весь храм (Рождество Христово, Пасха, Успение, престольные…). Дом Божий – не оранжерея, и не цветы являются главным элементом храмового интерьера.
4. Украшение должно гармонично вводится в интерьер храма, учитывая его архитектурный стиль, формы, размеры и др. Это касается и ёмкостей для композиций и ваз для букетов, учитывая форму, фактуру и колористику. Церковная цветочная аранжировка включена в храмовое пространство и неразрывна с ним, существуя для молитвы и ради неё.
5. Православное цветосложение предполагает различные подходы к выбору технологий при украшении храма к определённому празднику и их сочетание: традиционные для композиций “в миру” или с оформлением символов и форм, характерных для христианского искусства. Но, независимо от того, чему отдаётся предпочтение, желательно для создания образа праздника соблюдать символику цвета и использовать имеющиеся теоретические знания и наработанные подходы, то есть обучаться ремеслу, как всякой другой профессии. Но, так как символика является основой христианского искусства для проповеди и просвещения в вере, то создание образов и использование символов желательно: абрис композиции и её элементы (круг, мандорла, шар, арка…), а также предметная символика, прежде всего, крест, например, в украшении Богородичной иконы – криновидный; звезда, три звезды; голубь, два голубя. На праздник Святой Троицы использовать голубя неканонично. При украшении Плащаницы традиционно используют киворий–сень. Красота в храме должна быть осмысленной: радость для глаз и пища для ума и сердца.
6. Необходимо предусмотреть, чтобы цветы не мешали священнослужителям во время проведения Богослужения и определить в композиции то место, к которому прикладываются верующие, чтобы не вызывать неудобства, а композиция не сминалась, не требовала постоянного ремонта и имела бы свежий красивый вид.
7. Не использовать растения сомнительного достоинства: ядовитые, растения-хищники и паразиты, испускающие тяжелый, пьянящий запах, а сильнопахнущие использовать в больших храмах (лилия – исключение из правила, убирать тычинки), чтобы не заглушали запах ладана. Неуместны и колючие, шипы необходимо убирать, в том числе и с роз, так как терние являют собой образы отрицательные (грех, язычество, необдуманные слова…).
8. Благоговейное отношение к живым растениям должно быть на всех этапах работы с ними, ведь "это остатки Рая на земле" [Прав. Иоанн Кронштадский]: на стадии подготовки, использования, поддержания свежести, а также, что необходимо отметить, после отдания праздника украшение снимается, но растения ни в коем случае нельзя выбрасывать вместе с мусором: использованные цветы высушивают и раздают верующим, а в отдельных случаях сжигают. Троицкую зелень и вербу хранят весь год.
9. Не использовать искусственные цветы. Об этом свидетельствует святоотеческое наследие.
Изменено: Ольга Малова - 09.10.2011 15:26:00 (дополнение и ошибки)
Несмотря на то, что форум ещё совсем молод, посещений уже довольно много, что радует. Только к сожалению пока в основном наблюдатели, да те, кто использует информацию, в том числе и на платных курсах, которые на "Популярном флористическом форуме" представляются, как самые престижные. Так вот, предупреждаю, что все материалы, данные мною на форумах, использовать необходимо со ссылкой на авторство. О других источниках также нетрудно догадаться.
Братья и сестры, смелее регистрируйтесь и участвуйте в обсуждениях, будем вместе учиться и развиваться, тем более, что священнослужители помогут нам в творчестве.
Какой пламенный призыв прозвучал в адрес наших пользователей-наблюдателей от О.Д.Маловой и я его повторю,- регистрируйтесь и будем все вместе учиться,разбираться и творить! Но,пока для меня, остается не ясным,- в чем причина возникшего здесь,на форуме, явления:- посещений много,а участников нет! Если посмотреть статистику посещений этого нового, цветочного форума,то- поражает его число, даже за день!!! Это не может не радовать,- значит вызывает интерес и потребность у пользователей в такой,на сегодняшний день проблеме,как:-благолепное, гармоничное украшение цветами наших, церковных праздников. Но вот,почему нет новой регистрации,- это удивляет.Все,как наблюдатели со стороны! Правда, ко мне лично, были два обращения от желающих стать участниками нашего форума,но я пока не знаю результатов по регистрации,а на форуме их тоже не вижу. Я этим вопросом буду заниматься с администраторами форума и, обязательно,дам ответ, если есть в этом, какая-то техн.причина. smile:|
Я хотела бы,обращаясь ко всей нашей аудитории,- предложить:
"Давайте,начнем все по-порядку,- с... начала начал,- и обратимся к матушке- истории,- о времени возникновении цветочного украшения в наших,православных храмах и в какой форме это было, и послушаем тех,у кого,возможно есть, либо сохранились, пусть и крупицы архивных материалов". Напомню еще и про мой вопрос:- о символике, цветов в вазе,стоящих в храме,на который, пока поступило только два предположения. [IMG] Совсем скоро,14 октября мы будем на празднике Покрова Пресвятой Богородицы и в связи с этим, даю цвточное украшение в нашем храме к этому празднику.Поясну только одно,- что старалась в вазы, по бокам от аналоя, поставить, как можно больше самыых разнообразных цветов по форме и колеру,а также и сами вазы устанавливала на разных уровнях:выше и ниже. А сверху,над аналоем,как "покров",- была подвешенная в виде арки,- мелкая,белая гипсофилла. Быть может кто-то и найдет в этом ответ на мой первый вопрос.
Изменено: Людмила Бондаренко - 05.11.2012 21:42:24
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Добрый день всем участникам форума! Разрешите к вам присоединиться?
Мне бы хотелось высказать свои размышления и пригласить вас к дискуссии по поводу самого понятия «православная флористика», в чём её отличие от светской, каковы её цели и значение. Знаю, что многие скептически относятся к этому новому виду церковного искусства и сомневаются в его необходимости, либо не делают никаких отличий от светской флористики.

"Храмовое искусство – это искусство создания сакрального пространства для молитвы, проповедь в любой форме... И если что-то делается «под омофором Церкви», то здесь должно быть такое качество, которое сразу же захватывает. Музыка, живопись, фотография – всё, что соприкасается с душой и делается церковным человеком, должно быть лучшим…"
Георгий Колосов, православный фотограф

"…смолкает голос совести, и люди становятся бессовестными и, как следствие, во многих исчезает воля к качеству на всех путях жизни, и люди предаются всем порокам, скверно работают и создают одно плохое (плохое искусство, плохую жизнь, плохие дома, плохой хозяйственный продукт); при этом параллельно отмирает чувство ранга, и все начинают посягать на всё. Любовь уступает место ненависти, знание подменяется и снижается, воспитание становится развращением. В душах не остаётся чувства ответственности..."
И.А.Ильин

Ответственным должно быть отношение православного христианина ко всему в своей жизни: к работе, к семье, к окружающим людям, к произносимым словам, поступкам. Быть ответственным – значит жить по совести (совесть, как известно, это голос Божий в нас). А если речь идёт о храме, служении в нём, работе на благо его, украшении, то ответственность становится особой.

«Если что-то делается «под омофором Церкви», то здесь должно быть такое качество, которое сразу же захватывает…должно быть лучшим…» Это высказывание можно отнести и к украшению цветами в храме. Владея искусством флористики, возможно церковную аранжировку превратить в проповедь и профессиональное служение Церкви и людям художественно одарённого христианина. Если же мы, обладая необходимыми знаниями, способностями и возможностями, поступаем по-другому, то мы поступаем против воли Божией.

«Потоки благ изливаются от благодати Его; она…сияет в цветах».
Прп. Ефрем Сирин

«Цветы – это остатки рая на земле».
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

«Живые цветы – это кадильницы, фимиам Богу…Они – свидетели Божьего устройства мира, их совершенная красота – это проповедь, символ смиренного послушания Создателю и жертвенности».
Свт. Лука Войно-Ясенецкий

«Бог в былинке у нас под ногами…»
Св. Антоний Великий

«Смотрите на крин сельный, пусть сами цветы полевые служат вам примером…»
Свт. Дмитрий Ростовский



«Христианская культура должна созидаться на земле, творчески преображая тот мир, в пределах которого она существует».
И.А. Ильин

Искусство (со старославянского искус – опыт) – образное осмысление действительности и наряду с наукой – один из способов познания, в том числе, и Богопознания. И кем бы ни был художник: музыкантом, поэтом, живописцем, скульптором или архитектором, – его основная задача – служение тайне Божией, познание и раскрытие её другим людям.

«Духовно значительное искусство воспитывает человека и строит его дух» (И.А. Ильин), другое же – просто не имеет смысла.

«Художественное искусство, заслуживающее своего имени, есть нечто от духа и для духа; а дух имеет свой лик, свои грани и стены, свои законы и ритмы, свои требования, свою силу и свою мудрость. Вот почему художники – наши душевные врачи и воспитатели. Горе им и горе нам, если они вместо благих средств дают нам яд; и вместо благих путей ведут нас к распаду и гибели! Но если они верны своему призванию, то дело их становится служением и радостью…Служением художника, который творит свои создания для того, чтобы вовлечь и нас в сослужение с собой… Радостью создающего и, вот, создавшего в своём произведении новый способ жизни и подарившего нам, воспринимающим его создание, эту незаслуженную нами радость…» (И.А. Ильин).

Флористика как искусство возникла в 30-е годы XX века. Православная флористика начинает развиваться только сейчас и несёт в себе те же задачи, что и любой другой вид искусства: познание Бога в творении Его, а как церковного искусства, участвующего в богослужении, – создание образа Иного мира, преображённого, в котором царствует Бог. «Всякая форма искусства в богослужении участвует в проповеди» (Н. Лосский).

В православном храме нет и не может быть ничего случайного, бессмысленного: ни в архитектурных формах, ни в его внутреннем убранстве, ни в происходящих действах, – всё имеет свой смысл и своё значение, и всё в совокупности воздействует на духовную жизнь человека, рождая в душе умиротворение и радость. И именно синтез всех существующих в храме видов искусств ведёт к желаемому результату: все они согласно раскрывают простую и важную мысль о единстве звука, цвета, формы, мысли, духа, о единстве всех людей в служении единой Истине.

И та красота, которая присутствует в православном храме, – раскрывается для нас как красота Бога: Бог есть красота; красота – путь к Богу. «…Перед каждым из христиан стоит задача: наряду с восстановлением в себе чувства совести, также развитие способности восприятия истинной красоты, ибо постичь, оценить и полюбить красоту есть то же, что понять безобразие греха и почувствовать отвращение к пороку» (Н.Е. Пестов).

Православная флористика в современном мире способна стать ещё одним видом искусства, гармонично участвующем в богослужении. Цветы, присутствующие в храме, должны быть не случайным скоплением, а осмысленной проповедью и прославлением Бога. Змеиная мудрость – обращать всё на пользу людям и Церкви Христовой, тем самым укрепляя Её позиции в противостоянии духу мира сего.
Изменено: Елена Лукьянова - 05.12.2011 12:35:12
Елена Лукьянова, я рада приветствовать Вас на форуме!  Значит с регистрацией процесс налаживается. Хорошо. Очень интересную и глубокую по идейному смыслу тему Вы нам сразу предлагаете! Я так считаю,что этот вопрос уже можно рассматривать и практически начнать его реализацию. Правда вот, с названием "флорист" хотелось бы тоже разобраться и не применять его, когда речь идет о человеке, занимающимся цветочным украшением в храме. Флорист, это же коммерческий специалист по реализации и сбыту цветочной продукции, посредством всевозможных флористических технологий и  приемов.Есть и просто лукавые  приемы в работе с цветами,обманывающие покупателя только ради дохода. Знаю, что и далеко не всякие  нормальные флористические приемы могут быть применены в храмовых украшениях. К моему сожалению сейчас - "кто во что... и что только... и как..."- можно увидеть в цветочных украшениях  на храмовых праздниках. Возможно, что люди еще либо не знают, либо забывают или просто не понимают или не хотят понимать - о той силе влияния на человека Божественной Красоты через цветочное искусство!
Изменено: Людмила Бондаренко - 21.11.2012 16:04:58
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 21 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)