Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Встреча Патриарха Московского Кирилла с Папой Римским Франциском
Что-то такая тема животрепещущая, а никто не обсуждает...
Вот, для затравки пара мнений:

Как сообщалось, 12 февраля 2016 года в здании международного аэропорта Гаваны имени Хосе Марти состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с папой Римским Франциском. По итогам встречи принято Совместное заявление папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла.

Содержание документа проанализировал кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:



Совместное заявление папы и Патриарха вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, радостно, что они возвысили голос в защиту гонимых христиан Сирии и Ирака, призвали к миру на Украине, к восстановлению христианских корней в Европе и осудили антихристианский характер глобализации, выступили в защиту семьи и право всех людей, прежде всего, младенцев, на жизнь.

С другой стороны, целый ряд формулировок в этом документе вызывает обоснованную тревогу. Понятно, что документ написан на так называемом конвенциональном языке, на языке богословской дипломатии. Как сказали бы византийцы, он написан на воде. В нем существуют целый ряд противоречивых и взаимоисключающих формулировок.

Начнем сначала. «Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева Мария, и святые, которых мы почитаем». К сожалению, приходится констатировать, что уже с VI века начинают нарастать те или иные противоречия и изъяны в западном предании, которые в конечном счете привели к катастрофе 1054 года и ухода латинян из лона Вселенской Церкви. Некоторые католические богословы, такие как Мартин Жюли, считают ответственными за раскол Императора Юстиниана. По большому счету, после собора 879 г., которые некоторые богословы называют Восьмым Вселенским, серьезного общения между Западом и Востоком не было. Кстати, этот собор осудил ересь filioque, которая, однако, победительно утвердилась на Западе в 1014 году. Тем не менее, пункт пятый: «Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого».

Следует, конечно, отдать должное трезвости создателей декларации, которые не стали маскировать реальные различия и не стали выдавать желаемое за действительное, а честно сказали о различии и разделении, а также то, что сказали о различии пониманий. Здесь речь идет о самом главном - о Троическом догмате. «Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах». Тогда, извините, о каком общем предании можно говорить? Тем более, наше разделение с католиками далеко не сводится только к filioque. Это и вопрос о чистилище, о непорочном зачатии и телесном вознесении Девы Марии и вопросы мистики, аскетики. Но во втором тысячелетии по Р. Хр. на Западе сложилось такое предание, которое в корне исказило следы первого тысячелетия латинской традиции. Уверен, что если бы встретились святой Иоанн Кассиан Римлянин и Франциск Ассизский, то Иоанн Кассиан Римлянин не узнал бы во Франциске или в Терезе Авильской христиан. Налицо тенденция минимизировать проблему, хотя честно сказано о различии в понимании.

Далее. Тем не менее, несмотря на различие понимания тайны Святой Троицы, в самом начале документа победно свидетельствуется: «По воле Бога и Отца, от Которого исходит всякий дар, во имя Господа нашего Иисуса Христа, содействием Святого Духа Утешителя, мы, Франциск, Папа Римский, и Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, встретились ныне в Гаване. Мы воздаем благодарность в Троице славимому Богу за эту встречу, первую в истории».

Возникает вопрос, как мы воздаем благодарность. Совместной молитвой? Уж более сильный посыл в этом призыве! В особенности, когда в начале документа сказано: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13). Более сильный посыл, говорящий о совместной молитве.



Далее. Если мы должны преодолевать многочисленные препятствия, касающиеся самой сущности нашей веры, какое совместное свидетельство о Христовой Вере оказывается возможным? О чем мы будем свидетельствовать, если верим по-разному? Овцы в донцы, утки в дудки, тараканы в барабаны? «Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией». Как и о чем свидетельствовать? Может быть, сначала надо поработать над собой и сущностью своей веры?

Конечно, отраден призыв об исключении любых форм прозелитизма, от которых страдает больше православный мир, чем католики. Но, во-первых, это неоднократно провозглашалось, но Васька слушает да ест.

Очень тревожит 25-й пункт: «Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод "униатизма" прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования». Иными словами, украинское униатство, явившееся результатом брестского разбоя, объявляется законом и имеет право на полное восстановление сферы влияния. Все более чем законно.

В документе выражается надежда, что раскол в Церкви будет преодолен на основе существующих канонических норм. А вопрос – а судьи кто и что считать нормами? Будем ли мы считать законным Брестский или Львовский собор? Изначально римский империализм на Востоке был незаконным, потому что Римский папа является лишь Патриархом Запада согласно древним установлениям. С точки зрения норм первого тысячелетия, католикам вообще нечего делать на Украине. Но, тем не менее, пусть в неявной форме, но в документе проводится мысль о законности их бытия. И, по сути дела, этот документ есть шаг назад в нашей церковной дипломатии.

Достаточно смутный 26-й пункт. «Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта». Все вроде бы верно, хорошо и по существу. Но возникает вопрос, что считать «участием в противоборстве». Если, допустим, православный батюшка окормляет донецкое ополчение и поддерживает людей, защищающих свои дома и семьи от убийц «Правого Сектора», можно ли это считать поддержкой противоборства конфликта? К сожалению, здесь не указаны виновные противостояния на Украине, а Западная Украина и униатские структуры внесли свой существенный вклад.

Достаточно тревожными являются те пункты, которые посвящены семье и биоэтике. В особенности: «Распространение так называемой эвтаназии приводит к тому, что престарелые и больные начинают ощущать себя чрезмерным бременем для своих близких и для общества в целом». Этот пункт выглядит не только слишком мягким, но и двусмысленным. Вместо того, чтобы объявить эвтаназию убийством стариков, причем убийством подлым, потому что те, кому должны оказываться любовь и почтение, становятся жертвами эгоизма родственников, которые их считают чрезмерным бременем и поэтому убивают, в данном случае в этом пункте неявно, по принципу «Окон Овертона», говорится о своего рода законности эвтаназии вместо жесткого ее осуждения как убийства беспомощных и тех, кому должна воздаваться помощь. Вместо этого говорится, что «больные начинают ощущать себя чрезмерным бременем», и что, получается, может быть, они и являются таковым бременем? Этот пункт выглядит неудовлетворительно.

В высшей степени двусмысленным является и пункт 20. «Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания». В этом пункте не содержится осуждения мерзостных сексуальных извращений – гомосексуализма, лесбиянства, однополых «браков» и т.д. Лукаво говорится об иных формах сожительства, как будто бы речь идет о невенчанном браке, о простом сожительстве мужчины и женщины без регистрации, а не о тех извращениях, из-за которых Господь низринул огонь на Содом и Гоморру. Понятно, что подобная редакция пункта предпринята по указке папы Франциска, который, в силу оказываемого на него страшного давления, не смог открыто осудить гомосексуализм. Опять-таки здесь мы видим принцип «Окна Овертона», а именно мерзость и извращения теперь признаются всего лишь иной формой сожительства. Ну а дальше неявно будут проводиться мысли о допустимости, а потом и законности разврата. С точки зрения предания первого тысячелетия, подобное высказывание является нонсенсом и ересью, потому что все отцы первого тысячелетия свидетельствовали, что гомосексуализм и лесбиянство являются мерзостью пред Богом и заслуживают самых тягчайших церковных и государственных наказаний. И тогда возникает вопрос, о каком общем свидетельстве в рамках преданий первого тысячелетия может идти речь?

В данном случае я рассматриваю эту встречу как наше поражение. Бог ведает причины, по которым Святейший Патриарх Кирилл предпринял эту поездку. Может быть, ему не оставлено было выхода. Но в любом случае эта встреча явилась во многих своих пунктах неудовлетворительной.

Источник http://ruskline.ru/news_rl/2016/02/13/dokument_vyzyvaet_protivorechivye_chuvstva/

Комментарий к подписанному совместному документу с папой.
Для начала напомню для тех, кто уже по самому факту встречи причитает: "все пропало, все пропало". Ничего не пропало. Каноны запрещают служить с еретиками, молиться с ними, брать их благословение. Просто встречаться каноны не запрещают. От встречи с папой патриарх католиком не стал.
Теперь про встречу. Поскольку наш патриарх не был направлен на нее ни Синодом, ни Архиерейским собором (насколько мне известно), то это по факту является его личной встречей.
Хорошо, что она прошла без каких-либо совместных литургических или молитвенных действий. Возникает впечатление, что папа римский принял патриарха как равного - нигде по фото не видно, чтобы патриарх согласился бы на какую-либо второстепенную или подчеркнуто приниженную по отношению к папе позицию.
И, наконец, по документу.
С одной стороны, в документе немало слов, с которыми можно согласиться. Например, слова в защиту гонимых и притесняемых на Ближнем Востоке (п. 8-10), критика ислама (п. 13), слова против дискриминации христиан на Западе (п. 15) призыв к богатым странам поделиться с бедными (п. 17), осуждение насаждения гомосексуализма (п. 20) и абортов (п. 21), слова о том, что раскол на Украине должен быть решен "на основе канонических норм" (п. 27).
Но при всем этом есть там и выражения, которые отнюдь не бесспорны, а порой и ошибочны.
Например: "надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос… и вдохновит христиан всего мира… призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников" (п. 6). В Церкви Христовой единство уже достигнуто и оно является полным. Потому в символе веры мы исповедуем веру в "единую Церковь". Другое дело, что вышли из этого единства с Церковью различные еретические и схизматические сообщества. Но их членов нельзя назвать учениками Христа. Они - ученики тех, кто превратно учит о Христе и кто вывел их из единства с Церковью.
"Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто ценой собственной жизни свидетельствуют об истине Евангелия, предпочитая смерть отречению от Христа. Верим, что мученики нашего времени, происходящие из различных Церквей, но объединенные общим страданием, являются залогом единства христиан" (п. 12). Они могли бы быть залогом единства христиан только в том случае, если мы объявим все догматические различия в вере Церквей, к которым принадлежали убитые, совершенно не имеющими значения. Но поступить так мы не можем. В действительности залогом единства христиан может быть только единство в истине, которое достигается не замалчиванием догматических расхождений, а исследованием их и отбрасыванием тех догматов, которые являются ложными ради тех, которые истинны.
Настораживает утверждение, что миссия "исключает любые формы прозелитизма" (п. 24). Не поясняется, что имеется в виду. Например, в миссионерской концепции есть пояснение, что прозелитизм - это ведение миссии недолжными средствами (насилие, подкуп, обман). В этом смысле можно согласиться. Но полагаю, что в этом документе, особенно при словосочетании "любые формы", можно понять так, что вообще католиков нельзя переводить в Православие, что, разумеется, абсурдно. То же и в следующем пункте: "метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства" (п. 25). Но если бы мы могли некую общину католической Церкви привести в Православие, это как раз и будет для данной общины восстановлением единства с Церковью Христовой, а если этого не произойдет, то эта община останется в состоянии отделения от Церкви.
"От того, сможем ли мы в переломную эпоху вместе нести свидетельство Духа истины, во многом зависит будущее человечества" (п. 27). Для того, чтобы нам вместе с Римской Церковью "вместе нести свидетельство Духа истины" необходимо, чтобы она исповедовала истину, для чего ей нужно отказаться от ложных догматов.

Источник http://yurij-maximov.livejournal.com/404149.html
Кстати, а кто читал совместное заявление? Просто любопытно. Может модератор организует голосование по этому поводу?
Испытание на рассудительность нашей веры
Слово в Неделю о мытаре и фарисее
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)

Два человека принесли в храм Божий каждый свою правду и представили ее пред Богом – мытарь и фарисей.
Фарисей представил свою правду: он строго исполняет все, предписанное законом Моисея, не просто исполняет, а истово, до самых мелочей. И видит в этом смысл своей жизни. Изучает закон. Гнушается всем тем, что не соответствует этому закону. И это действительно его выстраданная и спасительная, как он думает, правда. Но эту правду мы в Церкви называем правдой фарисейской, гордостной, лживой. Это – смертельно опасная праведность. Она ищет и очень успешно находит силы в самопревозношении и еще – в постоянном уничижении других. И силы эти – поистине недюжинные. Но Бог Истина, Бог Любовь с омерзением отторг от Себя этот лукавый и жестокий дух: «Змии, порождения ехиднины!» (Мф. 23:33). Нет в Евангелии более гневных слова Творца, обращенных к Своему созданию. Только «праведники»-фарисеи удостоились их.
Мытарь тоже принес Богу свою правду. Эта правда заключалась в словах, которые, подобно фарисейским, выражали дух и состояние сердца человека. Но эти слова стали глубочайшей и любимой молитвой всех учеников Господа Иисуса Христа. Их мы повторяем каждый день: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Эта искренняя и горькая, мудрая и спасительная правда о себе и стала святым приношением мытаря Богу.
Какую правду несем мы в своих душах? Какую правду не на словах, а подлинно возносим из своих сердец Богу, знающему о нас все самое сокровенное? Святая Церковь из года в год призывает нас учиться следовать правде мытаря.
Сегодня мы также столкнулись с двумя правдами, которые люди приносят в храм по отношению к одному и тому же недавно возникшему вопросу. Десять дней назад произошло событие, поразившее, взволновавшее миллионы людей: Святейший Патриарх Кирилл встретился с Римским папой. Но у немалого числа православных людей это событие породило и серьезные смущения – назовем вещи своими именами. Мы, священники, знаем это по исповедям, по вопросам, которые обращены к нам при встречах и в письмах на портал «Православие.Ru». Что же сказать? Это – ни что иное, как испытание. Испытание на рассудительность нашей веры, на верность Церкви, святому Православию, Евангелию Христову. Об этом сегодня, братья и сестры, нам необходимо говорить.
Что такое католицизм, мы не будем сейчас напоминать: это школярская тема. Каждый сам может заглянуть в катехизис, изучить многочисленные труды, в том числе святоотеческие, рассказывающие, какие отклонения, ереси содержатся в католическом учении.
Святые отцы безусловно признают католические заблуждения еретическими. «Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения», – определяет святитель Игнатий (Брянчанинов). «Папа изменил многие догматы, все таинства перепортил, расслабил правила церковного руководства и исправления нравов, и все пошло не по намерению Господа – хуже и хуже...» – пишет святитель Феофан Затворник.
Единомысленны с ними и другие святые отцы.
Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви так определяет понятие ересь: «Ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине».
Но при этом надо осознавать как принципиально важное для всей нашей святоотеческой традиции: отпадение Западной церкви в 1054 году – одна из самых страшных трагедий в истории христианства. Это – наша общая беда, горе. И поэтому желание единства, молитва о нем («Да будут все едино» (Ин.17:21)), заповеданные Самим Господом Иисусом Христом, – совершенно естественны для православных христиан.
Вот слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, сурового обличителя латинства: «Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно во Христе, одною Церковью, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиною?»
А вот, что пишет своему корреспонденту-англиканину священномученик Иларион: «Кто из сознательных христиан не скорбит душой, когда видит вражду и разделение среди тех людей, которых должна объединить их вера, среди которых должны бы царствовать мир, оставленный и дарованный Христом Его ученикам, и любовь, излитая в сердца христиан Духом Святым! За века разделения столько было уже сказано вражды и обличения друг другу, что пора говорить нам в духе любви и благожелательности. Я вполне готов повторить слова Вашего письма: “Дух любви должен восторжествовать над духом ненависти; дух смирения – над духом мятежа и гордыни”».
Два важных урока мы можем вынести из этих посланий наших святых. Первое: соединение церковное, литургическое может быть только на основе возвращения к первоначальному единству, к вероучительной истине Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, как говорит нам святой праведный Иоанн Кронштадтский. И второе – из священномученика Илариона: «Дух любви должен восторжествовать над духом ненависти».
А что же мы зачастую видим сегодня в отношении этой до сих пор кровоточащей проблемы? Вот письмо из ряда многих в нашей почте последних дней:
«Никакого общения с католиками. Что может быть общего между волками и агнцами? Как предатели истины Христовой нам братие? Встреча Патриарха с папой – прямое отступление от святоотеческих заповедей и соборных посланий».
Не буду приводить других, еще более жестоких примеров, но их множество. Чувствуете, какая разница, как не похоже это на скорбь об утерянном единстве праведного Иоанна Кронштадтского и священномученика Илариона. Последний при этом был необычайно строг к католическому учению, и даже не признавал католиков христианами, поскольку они находятся вне Православной Церкви.
Откуда сегодня такая беспощадность? Ах, от ревности по спасению Православия? От желания искоренить в Церкви всякое зло? Как тут не вспомнить преподобного Иосифа Оптинского, сказавшего: «Ревность, желающая искоренить всякое зло, на самом деле сама есть самое страшное зло».
Но действия дьявола простираются и дальше. Вот, что пишет 20 февраля нам на сайт православный христианин по имени Иосиф:
«Сим заявляю, что разрываю молитвенное и евхаристическое общение со всеми архиереями, одобрившими и подписавшими на Архиерейском Соборе в Москве 2–3 февраля 2016 года проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези 10–17 октября 2015 года, до их всенародного письменного покаяния. Так как сей документ нарушает Символ Веры, содержит в себе ересь, осужденную Соборами Церкви и Святыми Отцами Церкви. Патриарха, во всеуслышание признавшего еретиков церковью, папу – святейшим, позволяющему еретикам присутствовать на Литургии верных. Архиереи РПЦ молчат, а некоторые и восхваляют документ, встречу предстоятеля с еретиком. Господи, помилуй! Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду. Аминь».
Какое бесовское поругание, какая демонская насмешка! Человек, исступленно радящий о Церкви, сам себя извергает из церковного общения, сам себя отлучает от Христовой Церкви. И даже не осознает, несчастный, что творит с собой. Ведь «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37). Это производит с собой мирянин. А когда слышишь известия о добровольном отпадении от Церкви священников...
Это действительно страшно. Вот что делает нерассудительность, вот что делает бесовская торопливость, вот что делает дух лукавый, дух осуждения и возношения, который, как у фарисеев, под видом благочестия ведет к противлению Церкви Божией, под видом спасения разоряет обитель Духа Божия в себе самом и вокруг себя, увлекая и других людей в погибель словом и примером.
Мы молимся за каждой службой, молимся неоднократно о Святейшем Патриархе как о Великом Господине и отце нашем. Молимся, чтобы Господь благословил его «право править» слово евангельской истины. А те, кто точно так же молились со всей Церковью, а теперь осуждают Патриарха, что могут по сути представить, кроме своих догадок, подозрительности и бесконечного осуждения? Патриарх принял Filioque? Он исповедовал догматы, которые мы называем еретическими? Он перешел в подчинение папе? Ничего этого даже близко нет.
Да, Патриарх встретился с папой в то время, когда счел это необходимым, нравится нам это или нет. Святой апостол пишет: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17). Уместно вспомнить и предупреждение святителя Григория Богослова: «Овцы, не пасите пастырей и не выходите из своих пределов; для вас довольно, если вы на доброй пажити. Не судите судей, не предписывайте законов законодателям».
Патриарх объяснил цель этой встречи. Вот его слова из недавней проповеди в Латинской Америке: сказав о том, что между нами остаются догматические различия, Святейший говорит о цели его общения с римским первосвященником – о необходимости «бороться за то, чтобы прекратились гонения, притеснения христианских ценностей, чтобы прекратилась дехристианизация человеческой цивилизации XXI века». Патриарх напомнил, что сегодня на Ближнем Востоке и в Африке подвергаются жесточайшим гонениям миллионы христиан, разрушаются храмы и монастыри, верующие уничтожаются целыми поселениями и городами, «к человечеству прикасается страх большой войны».
Могут ли два таких крупнейших религиозных деятеля возвысить свой голос и привлечь внимание к убийствам христиан и гонениям на них? Могут. Мы помним, что во время гонений в России и Кентерберийский архиепископ, и папа Римский неоднократно обращались к мировой общественности с мольбой приложить все силы, чтобы остановить безбожников. И несомненно, в том, что Православная Церковь в России в двадцатые-тридцатые годы не была уничтожена полностью, есть заслуга наших инославных братьев. Более двадцати лет они, в первую очередь англикане, постоянно во весь голос напоминали миру о гонениях на христиан в России. Это был их многолетний неустанный труд и, как мы видим теперь, труд в русле Промысла Божия по сохранению нашей Церкви: в период международного признания СССР большевики, как бы они этого ни хотели, не решились полностью уничтожить Православную Русскую Церковь перед лицом всего мирового христианского сообщества.
О каких еще целях встречи с понтификом говорит Патриарх? Он поясняет, что вместе надо противостоять и гонениям христиан в нынешней Европе, «где злой политической силой под видом толерантности изгоняется христианство из общественной жизни, когда людям запрещают в публичных местах, и особенно на работе, носить крест, который был возложен на них во время крещения, когда в некоторых странах запрещается употреблять слово “Рождество”, и оно заменяется непонятным словом или просто “зимним праздником”, когда принимаются законы, оправдывающие человеческий грех, происходит отказ от понимания брака как священного союза мужчины и женщины, когда человечество по-прежнему страдает от огромного количества абортов, убивающих детей, от все увеличивающегося количества разводов».
Что противопоставляется этим словам Предстоятеля Русской Церкви? На голых фантазиях основанные панические догадки, домыслы, самозваные пророчества о том, что все будет ужасно, что сейчас все предадут Православие и прочее, и прочее? Но самое страшное для носителей такой позиции – это даже не паникерство, а их, по сути, полное неверие в Церковь. И неверие, надо сказать, упоительное, самозабвенное, такое, с которым они не мыслят расстаться, каким спешат наперебой поделиться с другими. Они не верят в то, что даже если, избави Бог, появится в недрах Церкви отступление от Православия, Церковь сможет это преодолеть. Нет, говорят они нам, врата адовы вот-вот одолеют ее. Но в Церкви слышали подобное и во времена гонений ХХ века, и в период наступления экуменизма, и во время сравнительно недавних смут. Не бойтесь, братья и сестры, корабль Церкви, ведомый Своим Божественным Кормчим Господом нашим Иисусом Христом, многократно за две тысячи лет преодолевал подобные бури и паки преодолеет.
Будем молиться, чтобы попытка Святейшего Патриарха «говорить с инославными в духе любви и благожелательности», по слову священномученика Илариона, завершилась успехом. А там – как Бог судит. Увенчается ли успехом эта очередная попытка? Многократно случалось, что православные со всей душой, со всем сердцем шли навстречу, да и простые католики испытывали те же чувства, но заканчивалось все опять недоумениями, разрывами. Но значит ли это, что надо прекратить все попытки? Безусловно, нет.
Конечно, нельзя забывать и о том, что в нашей общей истории бывали очень мрачные страницы – когда католические епископы и священники приходили на нашу землю не со словом добра, не со словом дружбы, а с мечом. Крестовые походы в XIII веке, Смутное время – когда помимо политического покорения страны главной целью католической экспансии было упразднение Православия. Отец Иоанн (Крестьянкин) писал в недавнее время, в девяностые, когда на Украине униаты захватывали храмы, избивали, и даже убивали православных христиан: «А если мы с вами заглянем вглубь истории, посмотрим на деяния новоявленных спасителей России – Римскую католическую церковь, то увидим, что она появлялась у нас всякий раз, когда начинались смутные времена, цель же была у нее всегда одна – подчинить Русь господству Рима». При всей нашей искренней доброжелательности мы об этом, конечно, ни в коем случае не должны забывать – это наша история.
Святитель Феофан Затворник, определяя католицизм, писал: «Латинская церковь есть апостольского происхождения, но отступила от апостольских преданий и повредилась. Главный ее грех – страсть ковать новые догматы...» Мы знаем эти новые догматы, католики вводили их один за другим, и мы просто не могли с ними согласиться, мы понимали, что это ложь, и скорбели о своих братьях. И правильно, по-христиански Святейший называет их «братьями», но братьями, ушедшими далеко. Хотя даже и «братьев» Патриарху сейчас ставят в вину. «Никогда вы нам не будете братьями!» – как-то слишком знакомо это нам сегодня. И мы хорошо понимаем, какого это духа.
Это противно учению Христову. Господь за заблудшей овцой пошел и обрел ее. Что же, мы не знаем об этом? Но как мудро надо действовать, чтобы не унизить и не оскорбить, а показать всю красоту Православия, всю его силу и радость, все то, от чего отошла Западная церковь. Сколько сотен и тысяч католиков, иногда целыми общинами, перешли за последние годы в Православие! Иные стали священниками, монахами, иные – благочестивыми мирянами. А если бы им, как предлагают, заявили бы: «Боже, благодарю Тебя, что эти люди нам не братья и никогда ими не будут»?
Почти 1000 лет назад произошло отделение Западной церкви, а смотрите, какие трагедии, духовные катаклизмы, какие споры бушуют как последствия этого события даже до нынешнего дня! Вот сколь ужасен грех разделения в Церкви, и не дай Бог быть ему причастником. Даже внутри Православия не утихают споры. Смотрите, в нашем храме висит икона, на которой изображены два великих русских святителя XIX века: Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, наши любимые учителя. Но один – святитель Игнатий – не признавал католиков как Церковь, а святитель Феофан рассуждал по-другому: «Наша Святая Церковь снисходительна к католикам и признает силу не только крещения католического и прочих таинств, но и священства, что очень значительно. Только одно держать следует, что переходить к католикам не следует, ибо у них некие части в строе исповедания церковного чина повреждены и изменены с отступлением от древнейшего. Более всего не имею сказать».
Наш святитель Иларион твердо утверждал: «Католики для меня – не Церковь, а следовательно, и не христиане, ибо христианства нет без Церкви».
А святитель Филарет Московский пишет: «Всякий, во имя Троицы крещеный, есть христианин, к какому бы он не принадлежал исповеданию. Истинная Вера одна – Православная; но и все христианские верования – по долготерпению Вседержителя – держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви – не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании. Простые души – в простоте и веруют по учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них и недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители. Благочестивые люди бывали и будут как в Православной Церкви, так и в Римо-католической. Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан, и молится “о соединении всех”».
А вот слова исповедника святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «Зачем нужно собрать все самое грязное, самое отрицательное о Римской церкви? Разве церковь католическая – только папа и кардиналы?.. Разве церковь католическая не состоит из миллионов простых людей с чистыми сердцами? Зачем же отравлять их статьями, ставящими злые и тяжко греховные преграды между христианами? Зачем, зачем этот тяжелый грех на радость врагам Церкви?»
Все мы почитаем и преклоняемся перед подвигом Евгения Родионова. Был такой во время чеченской войны молодой человек (не очень церковный, надо сказать), но носил крестик и не дал его с себя снять, за что принял смерть как мученик. С 1980 по 2014 год в мире было убито 1062 католических миссионера. Они приехали в Африку, на Ближний Восток с проповедью Евангелия. За это их схватили и предложили выбор: или ты отказываешься от Христа, или тебя после мучений убивают. 1062 человека выбрали Христа. А тысячи их сподвижников, которые, слава Богу, не были казнены, но несли свет Евангелия людям! Пусть даже церковью, содержащей искажения в своем учении. Сложный вопрос, дорогие братья и сестры! Сложный.
«Не подобает хвалить чужую веру. Кто хвалит чужую веру, тот все равно, что свою хулит. Если кто будет хвалить свою и чужую, то он двоеверец, близок к ереси». Это слова преподобного Феодосия Киево-Печерского. Веру чужую, конечно, хвалить нельзя. Как можно хвалить искажение, ересь? Невозможно. Но это не относится к людям, когда они этого заслуживают, даже если это язычники: «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны» (Деян.17: 22).
Как-то на вопрос, спасутся ли католики, святитель Феофан ответил: «Не знаю, спасутся ли католики, знаю только, что я без Православия не спасусь». Вот для нас самое главное и самое правильное. Мы веруем, что спасение только в Православии, в мистическом теле Единой Святой Соборной Апостольской Церкви Христовой, соединяющей народ Божий и Господа Спасителя нашего Иисуса Христа. Но как произведет Господь суд – мы не ведаем. И диктовать Ему, дерзко восхищать Его суд, отданный Ему Отцом, конечно же, не можем. Мы знаем слова, которые дают надежду и тем, кто почитают себя Его учениками, стараются жить по евангельским заповедям, но находятся вне Православной Церкви. Апостол Иоанн Богослов в одном из своих посланий уверяет нас: «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1 Ин. 4:2).
Что же, пренебрежем этими словами? Вот что по поводу именно этих слов, этого откровения апостола говорит святитель Филарет (Дроздов): «Знай же, что, держась слов Писания, никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной... По самим законам церковным я предаю частную Западную Церковь всю суду Церкви Вселенской, а души христианские суду или наипаче милосердию Божию».
Вторят ему и другие наши святые: «Мы твердо уверены только в том, что кроме Христа нет другой двери в Царство Небесное, а также в том, что перед нами самый прямой путь к этой двери, но попадут ли в эту дверь из окольных путей, мы не знаем и предоставляем судить об этом Богу, страшась сами делать это», – пишет в своих дневниках святитель Николай Японский.
И мы с вами призваны в первую очередь как мытарь, о котором мы сегодня говорили, помнить главное: чтобы чисто и благодатно видеть мир, все происходящее в нем, надо в первую очередь принадлежать Православной Церкви, твердо веровать в ее учение и искренне, покаянно осознавать свои грехи, но не жить в фарисейском ослеплении.
Мы должны точно знать, что есть Святая Православная Церковь, должны знать, каково ее учение. Недаром мы здесь, у нас в храме, каждое Торжество Православия прочитываем тот самый Чин анафематствования чужеродных для христианства идей, ересей, чтобы всегда помнить о правде и лжи в духовной жизни. Господь ждет от христиан единства. Но единства не за счет искажения в вере. Святитель Марк Эфесский произнес слова, которые нам всем надо крепко запомнить: «Никогда то, что относится к Церкви, не разрешается путем компромиссов».
Мы должны знать те рамки, в которых может происходить наше общение с инославными, в том числе с католиками. Мы можем с ними дружить. Мы можем им помогать. Можем получать от них помощь. Мы можем вместе трудиться над теми задачами, о которых, в частности, сказал Святейший Патриарх, слова которого мы слышали: для сохранения христианского мира с его христианскими ценностями. Но мы не можем совершать с инославными Божественную литургию. Мы не можем вместе молиться, не можем принимать их вероучение. Мы не можем ввести нашу Церковь под главенство Римского епископа. Это очевидные вещи.
Если мы будем помнить и исполнять эти святоотеческие заповеди, то принесем пользу и нам, и тем, кому нам доведется свидетельствовать о Православии в неправославном мире. И мы не превратимся в угрюмых изоляционистов, которые, кроме себя, не хотят никого слышать и никого видеть. А будем открыты и исполнены веры и любви, завещанной нам Спасителем.
Лишь так православный христианин может внести свою лепту, чтобы привлечь неправославных в истинную Церковь: молитвой и примером своей жизни. Ничего другого сделать нельзя. Никакие богословские конференции, никакие переговоры и договоры, никакая агитация ни к чему подобному не приведут.
И в заключение хотелось бы привести слова из проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина):
«Будем же помнить и приводить всегда на память слова святого и праведного Иоанна Кронштадтского, обращенные к нам: “Множество существует вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными Божественной истине Евангелия и учениям святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов. Нельзя считать их все за истинные и спасительные: безразличие в вере или признание всякой веры за одинаково спасительную ведет к безверию или охлаждению в вере, к нерадению об исполнении правил и установок веры и к охлаждению христиан друг к другу”.
Строго держись Единой и Истинной веры и Церкви. Едина вера, Едино Крещение, Един Бог и Отец всех. Это слова апостола Павла. А для этого борись со всяким злом, немедленно гаси его, воюй с ним данным тебе от Бога оружием Святой Веры, Божественной мудрости и правды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью! Будем все всегда помнить и сознательно исповедовать Символ Святой веры, будем в Боге и с Богом». Аминь.

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)

22 февраля 2016 г.
Простите... Как Вы сами относитесь к этой встрече?...
Можно ли узнать Ваше имя?...
Зовут меня Дмитрий. К самой встрече отношусь положительно. К словам, сказанным на встрече и в последующем заявлении, отношение осторожное. Есть слова, которые вызывают недоумение и непонимание. К сожалению, последующие интервью Патриарха, Легойды и митрополита Иллариона не вносят ясность и недоумение не развеивают. Надо посмотреть на последствия этих слов.
Мнение преподавателя МДА священника Антония Борисова
Цитата
kdl пишет:
Зовут меня Дмитрий. К самой встрече отношусь положительно. К словам, сказанным на встрече и в последующем заявлении, отношение осторожное. Есть слова, которые вызывают недоумение и непонимание. К сожалению, последующие интервью Патриарха, Легойды и митрополита Иллариона не вносят ясность и недоумение не развеивают. Надо посмотреть на последствия этих слов.
Благодарю, Дмитрий... А что скажете о принятом документе... Знакомились?...
Знакомился. Пока мое смущение от некоторых формулировок не прошло. Пожалуй, даже усугубилось. Жду новых встреч или высказываний, которые могли бы прояснить и правильно расставить акценты в принятом документе.
Цитата
kdl пишет:
Знакомился. Пока мое смущение от некоторых формулировок не прошло. Пожалуй, даже усугубилось. Жду новых встреч или высказываний, которые могли бы прояснить и правильно расставить акценты в принятом документе.
Ссылку можете дать, чтобы ознакомиться?...
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13).
1. По воле Бога и Отца, от Которого исходит всякий дар, во имя Господа нашего Иисуса Христа, содействием Святого Духа Утешителя, мы, Франциск, Папа Римский, и Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, встретились ныне в Гаване. Мы воздаем благодарность в Троице славимому Богу за эту встречу, первую в истории.
С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы «говорить устами к устам» (2 Ин. 12), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации.
2. Наша братская встреча произошла на Кубе, на перекрестке путей между Севером и Югом, Западом и Востоком. С этого острова — символа надежд «Нового света» и драматических событий истории ХХ века — мы обращаем наше слово ко всем народам Латинской Америки и других континентов.
Мы радуемся тому, что сегодня здесь динамично развивается христианская вера. Мощный религиозный потенциал Латинской Америки, ее многовековые христианские традиции, реализуемые в жизненном опыте миллионов людей, являются залогом великого будущего этого региона.
3. Встретившись вдали от старых споров «Старого света», мы с особенной силой ощущаем необходимость совместных трудов католиков и православных, призванных с кротостью и благоговением дать миру отчет в нашем уповании (1 Пет. 3:15).
4. Благодарим Бога за те дары, которые мы получили через явление в мир Его Единородного Сына. Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева Мария, и святые, которых мы почитаем. Среди них — бесчисленные мученики, явившие верность Христу и ставшие «семенем христианства».
5. Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).
6. Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос. Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников. Пусть она — в мире, который ожидает от нас не только слов, но и деяний — станет знамением упования для всех людей доброй воли.
7. В решимости прилагать все необходимое для того, чтобы преодолевать исторически унаследованные нами разногласия, мы хотим объединять наши усилия для свидетельства о Евангелии Христовом и общем наследии Церкви первого тысячелетия, совместно отвечая на вызовы современного мира. Православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо. Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен. Христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа.
8. Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни — осквернению, памятники — уничтожению. В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами.
9. Мы призываем международное сообщество к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока. Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия.
10. В Сирии и в Ираке это насилие унесло тысячи жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей. Призываем мировое сообщество сплотиться, чтобы покончить с насилием и с терроризмом, и одновременно через диалог содействовать скорейшему достижению гражданского мира. Необходима широкомасштабная гуманитарная помощь страдающему народу и многочисленным беженцам в соседних странах.
Просим всех, кто может повлиять на судьбу всех похищенных, в том числе митрополитов Алеппских Павла и Иоанна Ибрагима, захваченных в апреле 2013 года, сделать все необходимое для их скорейшего освобождения.
11. Воссылаем молитвы ко Христу, Спасителю мира, об установлении на земле Ближнего Востока мира, который есть «дело правды» (Ис. 32:17), об укреплении братского сосуществования между находящимися на ней различными народами, Церквами и религиями, о возвращении беженцев в свои дома, об исцелении раненых и упокоении душ безвинно погибших.
Мы обращаемся ко всем сторонам, которые могут оказаться вовлеченными в конфликты, с горячим призывом проявить добрую волю и сесть за стол переговоров. В то же время необходимо, чтобы международное сообщество употребило все возможные усилия, дабы покончить с терроризмом при помощи общих, совместных, скоординированных действий. Призываем все страны, вовлеченные в борьбу с терроризмом, к ответственным, взвешенным действиям. Призываем всех христиан и всех верующих в Бога к сугубой молитве Творцу и Промыслителю мира, дабы Он сохранил Свое творение от разрушения и не допустил новой мировой войны. Для того, чтобы мир был прочным и надежным, необходимы особые усилия, направленные на возвращение к общим, объединяющим нас ценностям, основанным на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа.
12. Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто ценой собственной жизни свидетельствуют об истине Евангелия, предпочитая смерть отречению от Христа. Верим, что мученики нашего времени, происходящие из различных Церквей, но объединенные общим страданием, являются залогом единства христиан. К вам, страждущим за Христа, обращает свое слово Его апостол: «Возлюбленные! …как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4:12-13).
13. В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог. Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям. Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33).
14. Свидетельствуя о высокой ценности религиозной свободы, мы воздаем благодарение Богу за беспрецедентное возрождение христианской веры, которое происходит ныне в России и во многих странах Восточной Европы, где десятилетиями господствовали атеистические режимы. Сегодня оковы воинствующего безбожия сброшены, и во многих местах христиане могут свободно исповедовать свою веру. За четверть века здесь воздвигнуты десятки тысяч новых храмов, открыты сотни монастырей и богословских учебных заведений. Христианские общины ведут широкую благотворительную и социальную деятельность, оказывая многообразную помощь нуждающимся. Православные и католики нередко трудятся бок о бок. Они отстаивают общие духовные основы человеческого общежития, свидетельствуя о евангельских ценностях.
15. В то же время, нашу озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся в столь многих странах, где христиане все чаще сталкиваются с ограничением религиозной свободы и права свидетельствовать о своих убеждениях, жить в соответствии с ними. В частности, мы видим, что превращение некоторых стран в секуляризованные общества, чуждые всякой памяти о Боге и Его правде, влечет за собой серьезную опасность для религиозной свободы. Мы обеспокоены нынешним ограничением прав христиан, не говоря уже об их дискриминации, когда некоторые политические силы, руководствуясь идеологией секуляризма, столь часто становящегося агрессивным, стремятся вытеснить их на обочину общественной жизни.
16. Процесс европейской интеграции, начавшийся после столетий кровавых конфликтов, был воспринят многими с надеждой, как залог мира и безопасности. В то же время мы предостерегаем против такой интеграции, которая не уважает религиозную идентичность. Будучи открыты к вкладу иных религий в нашу цивилизацию, мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням. Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией.
17. Наш взгляд обращен к людям, находящимся в тяжелом положении, живущим в условиях крайней нужды и бедности в то время, когда материальные богатства человечества растут. Мы не можем оставаться безразличными к судьбе миллионов мигрантов и беженцев, стучащихся в двери богатых стран. Безудержное потребление, характерное для некоторых наиболее развитых государств, стремительно истощает ресурсы нашей планеты. Растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений.
18. Христианские Церкви призваны отстаивать требования справедливости, уважения к традициям народов и действенной солидарности со всеми страждущими. Мы, христиане, не должны забывать о том, что Бог «избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:27-29).
19. Семья — естественное средоточие жизни человека и общества. Мы обеспокоены кризисом семьи во многих странах. Православные и католики, разделяя одно и то же представление о семье, призваны свидетельствовать о семье как пути к святости, являющем верность супругов по отношению друг к другу, их готовность к рождению и воспитанию детей, солидарность между поколениями и уважение к немощным.
20. Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак — это школа любви и верности. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания.
21. Призываем каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь. Миллионы младенцев лишаются самой возможности появления на свет. Голос крови не родившихся детей вопиет к Богу (Быт. 4:10).
Распространение так называемой эвтаназии приводит к тому, что престарелые и больные начинают ощущать себя чрезмерным бременем для своих близких и для общества в целом.
Выражаем озабоченность все более широким применением биомедицинских репродуктивных технологий, ибо манипулирование человеческой жизнью — это покушение на основы бытия человека, сотворенного по образу Божию. Считаем своим долгом напомнить о непреложности христианских нравственных принципов, основанных на уважении к достоинству человека, который призван к жизни, согласной с замыслом своего Творца.
22. Мы хотим обратить сегодня особое слово к христианской молодежи. Вам, молодым, надлежит не зарывать талант в землю (Мф. 25:25), но употребить все дарованные вам Богом способности для утверждения в мире истины Христовой, для воплощения в жизнь евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему. Не бойтесь идти против течения, отстаивая правду Божию, с которой далеко не всегда сообразуются современные секулярные стандарты.
23. Бог любит вас и от каждого из вас ожидает, что вы будете Его учениками и апостолами. Станьте светом мира, чтобы окружающие, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:14-16). Воспитывайте детей в вере христианской, передайте им драгоценную жемчужину веры (Мф. 13:46), которую вы получили от ваших родителей и предков. Не забывайте, что «вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:20) — ценою смерти на кресте Богочеловека Иисуса Христа.
24. Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает любые формы прозелитизма.
Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим. 15:5). Недопустимо использовать неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями. Мы призваны воплощать в жизнь завет апостола Павла и «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20).
25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.
26. Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта.
27. Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать, чтобы наше христианское братство было еще более очевидно.
28. В современном мире — многоликом и в то же время объединенном общей судьбой — католики и православные призваны братски соработничать для возвещения Евангелия спасения, для общего свидетельства о нравственном достоинстве и подлинной свободе человека, «да уверует мир» (Ин. 17:21). Этот мир, в котором стремительно подрываются духовные устои человеческого бытия, ждет от нас сильного христианского свидетельства во всех областях личной и общественной жизни. От того, сможем ли мы в переломную эпоху вместе нести свидетельство Духа истины, во многом зависит будущее человечества.
29. В безбоязненном возвещении правды Божией и спасающей Благой вести да поможет нам Богочеловек Иисус Христос, наш Господь и Спаситель, духовно укрепляющий нас Своим неложным обетованием: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32).
Христос — источник радости и надежды. Вера в Него преображает жизнь человека, наполняет ее смыслом. В этом на собственном опыте убедились все те, о ком можно сказать словами апостола Петра: «Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2:10).
30. Исполненные благодарности за дар взаимопонимания, явленный на нашей встрече, обращаемся с надеждой к Пресвятой Матери Божией, взывая к Ней словами древней молитвы: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево». Пусть Преблагословенная Дева Мария Своим предстательством укрепит братство всех, Ее почитающих, дабы они в Богом определенное время были собраны в мире и единомыслии во единый народ Божий, да прославится имя Единосущной и Неразделимой Троицы!


Патриарх Московский 
всея Руси Кирилл 

Епископ Римский,
Папа Католической Церкви Франциск



12 февраля 2016 года, Гавана (Куба)
Цитата
Протоиерей Олег Мумриков пишет:
Мнение преподавателя МДА священника Антония Борисова
О.Олег... Прошу благословения...  Есть ли отклонения во встрече патриарха и папы-католика от решений Церковных Соборов?...  Отчего такая волна возмущения в народе?...
Благодарю за текст,  Дмитрий...
Вопрос по тексту совместного Заявления:

"[JUSTIFY]7. В решимости прилагать все необходимое для того, чтобы преодолевать исторически унаследованные нами разногласия, [/JUSTIFY][JUSTIFY]мы хотим объединять наши усилия для свидетельства о Евангелии Христовом и общем наследии Церкви первого тысячелетия, совместно отвечая на вызовы современного мира."[/JUSTIFY]
[JUSTIFY][/JUSTIFY]
=== Лично мне бы не хотелось  объединять свои усилия с католиками для свидетельства о Евангелии Христовом, ибо у нас различные толкования Евангелия (прошу простить, если ошибаюсь), а если различные толкования, то значит и дУхи толкования разные. Считаю, что Дух Христов есть только в нашей православной Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. 


=== Где нибудь в Уставе нашей Церкви говорится об объединении наших усилий с усилиями католиков для свидетельства Истины Христовой?...
Изучайте Устав: http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/
Цитата
kdl пишет:
Изучайте Устав: http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/
Благодарю, Дмитрий...   Думал священники ответят...
Вот главы Устава:

Устав Русской Православной Церкви
Глава I. Общие положения
[Документы]
Устав Русской Православной Церкви принят на Архиерейском Соборе 2000 г. Определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 гг. в текст Устава был внесен ряд поправок. Архиерейский Собор 2013 г. принял исправленную и дополненную редакцию Устава. На Архиерейском Соборе 2016 г. были приняты изменения и дополнения в Устав.
5 февраля 2013 г. 17:50
Глава II. Поместный Собор
[Документы]
5 февраля 2013 г. 17:40
Глава III. Архиерейский Собор
[Документы]
5 февраля 2013 г. 17:30
Глава IV. Патриарх Московский и всея Руси
[Документы]
5 февраля 2013 г. 17:20
Глава V. Священный Синод
[Документы]
5 февраля 2013 г. 17:17
Глава VI. Высший Церковный Совет
[Документы]
5 февраля 2013 г. 17:15
Глава VII. Межсоборное Присутствие
[Документы]
5 февраля 2013 г. 17:10
Глава VIII. Московская Патриархия и синодальные учреждения
[Документы]
5 февраля 2013 г. 17:00
Глава IX. Церковный суд
[Документы]
5 февраля 2013 г. 16:50
Глава X. Автономные Церкви
[Документы]
5 февраля 2013 г. 16:40
Глава XI. Самоуправляемые Церкви
[Документы]
5 февраля 2013 г. 16:30
Глава XII. Экзархаты
[Документы]
5 февраля 2013 г. 16:20
Глава XIII. Митрополичьи округа
[Документы]
5 февраля 2013 г. 16:15
Глава XIV. Митрополии
[Документы]
5 февраля 2013 г. 16:10
Глава XV. Епархии
[Документы]
5 февраля 2013 г. 16:00
Глава XVI. Приходы
[Документы]
5 февраля 2013 г. 15:50
Глава XVII. Монастыри
[Документы]
5 февраля 2013 г. 15:40
Глава XVIII. Духовные учебные заведения
[Документы]
5 февраля 2013 г. 15:30
Глава XIX. Церковные учреждения в дальнем зарубежье
[Документы]
5 февраля 2013 г. 15:20
Глава XX. Имущество и средства
[Документы]
5 февраля 2013 г. 15:10
Глава XXI. О пенсионном обеспечении и об освобождении от должности по возрасту
[Документы]
5 февраля 2013 г. 15:00
Глава XXII. О печатях и штампах
[Документы]
5 февраля 2011 г. 14:50
Глава XXIII. Об изменениях настоящего Устава
[Документы]
======================================
... Ничего об объединении усилий с католиками, вроде, нет...
Вот: в Уставе прописано общение только с двумя общинами:

Церковный диалог
РПЦЗ
Старообрядчество
==================
https://m.youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=3LcRbqwCFBA.  Только после этого мы можем называться братьями!!!
Изменено: Валентина Чернышева - 08.03.2016 14:02:50
Цитата
Владимир Уралов пишет:
Есть ли отклонения во встрече патриарха и папы-католика от решений Церковных Соборов?... Отчего такая волна возмущения в народе?...
Никаких отклонений нет. Это политика, а не догматика. Чем по сути отличается этот документ от документа, подписанного 17 августа 2012 г. в Польше ? Где "волна возмущения в народе"? 
Наименование Католической церкви - Церковью и католиков братьями и сестрами подразумевает не мистическое единство с ними в Церкви как Едином Теле Христовом, а диалог с крупнейшей инославной христианской общиной, их Церковью как институтом, в области действительно актуальных, важных для нас и для них вопросов, не более того.
Это очевидно из самого контекста документа, где четко декларируется отсутствие догматического единства и евхаристического общения.
Если последовательно придерживаться логики, в рамках которой строятся опасения об "отклонении" на основании лишь риторики, изъятой из контекста, стоит тогда предъявить и аналогичные претензии св. Апостолу Павлу за его обращение с применением термина "святыни" (даже не к христианам-еретикам, а к язычникам!): "Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны" (Деян.17:22,23).
Или, быть может, кому-то придет в голову после традиционного возложении венка Патриархом и духовенством г. Москвы в Александровском саду под звездами Кремля 23 февраля в День защитника Отечества инкриминировать коммунистическо-атеистические взгляды? 
Цитата
Валентина Чернышева пишет:
https://m.youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=3LcRbqwCFBA . Только после этого мы можем называться братьями!!!
Да, все верно, мы тоже с благословения правящего архиерея так принимаем мирян. Но при этом с разрешения епископов венчаются в Православной Церкви уже не одну сотню лет браки с католиками, армяно-григорианами и лютеранами. А еще при просмотре ролика обратите внимание, что католик принимается в Православную Церковь в сущем сане священника, через покаяние. В отличие от некоторых раскольников разных толков, на которых данная икономия может и не распространяться, - их перекрещивают.
Насчет "братства"  - все зависит от смысла, влагаемого в это понятие. Наименование католиков братьями и сестрами подразумевает не мистическое единство с ними в Церкви как Едином Теле Христовом, а то общее, неповрежденное у них, что объединяет - вера во Христа, пришедшего во плоти (ср. 1 Ин. 4:2).
А еще то доброе в делах, что есть и у них (http://www.bogoslov.ru/text/297869.html).
Ну и конечно, единство человеческого рода, происходящего по плоти от Адама.
Цитата
Владимир Уралов пишет:
Вопрос по тексту совместного Заявления:

"7. В решимости прилагать все необходимое для того, чтобы преодолевать исторически унаследованные нами разногласия, мы хотим объединять наши усилия для свидетельства о Евангелии Христовом и общем наследии Церкви первого тысячелетия, совместно отвечая на вызовы современного мира."

=== Лично мне бы не хотелось объединять свои усилия с католиками для свидетельства о Евангелии Христовом, ибо у нас различные толкования Евангелия (прошу простить, если ошибаюсь), а если различные толкования, то значит и дУхи толкования разные. Считаю, что Дух Христов есть только в нашей православной Единой Святой Соборной Апостольской Церкви.
Уважаемый Владимир, вы не поняли текст и оттого противоречите сами себе. Читайте внимательнее - речь идет об объединении усилий для свидетельства Евангелия лишь "в общем наследии Церкви первого тысячелетия", т.е. о том, что для нас является Православным преданием и наследием святых отцов первого тысячелетия.
Кроме того, все вопросы сотрудничества регламентируются еще одним документом -  сновные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию"
Цитата
Протоиерей Олег Мумриков пишет:
Насчет "братства" - все зависит от смысла, влагаемого в это понятие. Наименование католиков братьями и сестрами подразумевает не мистическое единство с ними в Церкви как Едином Теле Христовом, а то общее, неповрежденное у них, что объединяет - вера во Христа, пришедшего во плоти (ср. 1 Ин. 4:2).
[CENTER][SPAN]На сайте [/SPAN]Rivoice.net[SPAN] размещено открытое письмо в адрес председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата [/SPAN]митрополита Илариона (Алфеева)[SPAN]. В ней отмечается, что 21 января 2016 года в католическом соборе Непорочного Зачатия в г. Москве руководитель Секретариата по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата [/SPAN]иеромонах Стефан (Игумнов)[SPAN] и сотрудник Секретариата [/SPAN]священник Алексий Дикарев[SPAN] приняли участие в совместном богослужении и молитве с представителями Римо-католической и Армянской церквей, а также лютеран, баптистов и пятидесятников. Приводим текст этого обращения.[/SPAN][/CENTER][CENTER] [/CENTER][CENTER]Открытое письмо митрополиту Илариону (Алфееву)
[/CENTER][CENTER][RIGHT]Его Высокопреосвященству
митрополиту Волоколамскому
Илариону, 
председателю Отдела внешних церковных связей
Русской Православной Церкви

[/RIGHT]Ваше Высокопреосвященство,[/CENTER]Рисунок21 января 2016 года в католическом соборе Непорочного Зачатия в г. Москве руководитель Секретариата по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудник Секретариата свящ. Алексий Дикарев приняли участие в совместном богослужении и молитве с представителями Римо-католической и Армянской церквей, а также лютеран, баптистов и пятидесятников.
Информация об этом представлена на католическом и протестантском ресурсах. Фото и видео подтверждают факт совместной молитвы.
Как хорошо известно Вашему Высокопреосвященству, совместные молитвы с инославными категорически запрещены канонами Православной Церкви (10 и 45 прав. свв. апп., 33 прав. Лаодикийского Соб.).
Эта норма неоднократно повторяется и в новейших документах Русской Православной Церкви. Так, например, в принятом Синодом в 2006 г. документе «Об отношении к инославным вероисповеданиям» говорится: «Православная Церковь исключает всякую возможность литургического общения с неправославными. В частности, представляется недопустимым участие православных в литургических действиях, связанных с так называемыми экуменическими или межконфессиональными богослужениями». А в решениях Архиерейского Собора 2008 г. в 36 пункте заявляется, что «в процессе [межхристианского] диалога наша Церковь не приемлет попыток “смешения вер”, совместных молитвенных действий, искусственно соединяющих конфессиональные или религиозные традиции».
Остается предположить, что либо Ваши подчиненные иеромонах Стефан и иерей Алексий никогда не слышали об этих канонах и соборных постановлениях, и нарушили их по неведению, либо же сознательно считают себя выше канонов и соборных постановлений, и думают, что им «закон не писан». Поскольку совершенное ими каноническое преступление бросает тень не только на них самих, но и на возглавляемый Вашим Высокопреосвященством синодальный отдел, а также и на всю нашу Церковь, просим Вас не оставить этот случай без серьезного разбирательства.
И если окажется, что дело произошло по невежеству, то просим Вас провести разъяснительную работу среди сотрудников ОВЦС относительно правил Церкви о молитве с неправославными. Если же окажется, что нарушение было совершено ими сознательно по причине презрения к канонам и соборным постановлениям Православной Церкви, то возникает вопрос о соответствии их занимаемым должностям.
Стоит отметить, что данное противоканоническое деяние иеромонаха Стефана и иерея Алексия сильно повредило диалогу Русской Православной Церкви с другими конфессиями. Поскольку, согласно соборным документам, «Участие Русской Православной Церкви в двустороннем и многостороннем межхристианском и межрелигиозном диалоге ведется ради свидетельства об истине Святого Православия» (п. 35 решений Арх. Соб. 2008 г.) и что «Православная Церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем “христианским миром”, что христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров» (Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, II.4).
Однако если мы посмотрим на те тезисы, которые звучали во время упомянутой экуменической встречи 21 января и на те выводы, которые из нее сделали инославные участники, то убедимся, что участие православных представителей привело их к утверждению как раз того отвергнутого тезиса.
В приводимых выше материалах говорится, что эта встреча «помогает вновь открыть узы единства по ту сторону каких бы то ни было различий», что она дает «ощущение принадлежности к общему Телу Христову», что «католики, православные и протестанты составляют вместе царственное священство, народ святой», что «мы – члены одной Церкви».
Таким образом участие представителей ОВЦС в экуменической встрече и молитве 21 января привело инославных участников к выводам, прямо противоположным тем, которые прописаны в качестве цели и основы диалога с инославными в документах Русской Православной Церкви. Не секрет, что записи о данной встрече ныне активно используют различные раскольники для своей информационной войны против нашей Церкви. Многие простые верующие глубоко смущены столь публичным попранием канонов со стороны упомянутых священников. Итого – инославные введены в заблуждение, православные смущены, раскольники получили подарок. Таковы результаты действий главы и сотрудника Секретариата по межхристианским отношениям ОВЦС.
Что еще раз ставит вопрос о соответствии своим должностям этих Ваших сотрудников и в целом об уровне подготовки работников ОВЦС.
Ваше Высокопреосвященство, надеемся, что из произошедшего будут сделаны выводы, и в следующем году представители нашей Церкви не будут принимать участия в этой ежегодной экуменической молитве. В случае рецидивов подобных деяний оставляем за собой право обращаться в церковный суд Русской Православной Церкви по каждому такому инциденту.
С любовью о Господе … 

[CENTER] 
Рисунок[/CENTER]

To whom will the petition be forwarded: В  приемную  Отдела  внешних  церковных  связей
Petition signature must be confirmed in a subsequent e-mail.
Цитата
Валентина Чернышева пишет:
[CENTER][SPAN]На сайте [/SPAN] Rivoice.net [SPAN] размещено открытое письмо в адрес председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата [/SPAN] митрополита Илариона (Алфеева) [SPAN]. В ней отмечается, что 21 января 2016 года в католическом соборе Непорочного Зачатия в г. Москве руководитель Секретариата по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата [/SPAN] иеромонах Стефан (Игумнов) [SPAN] и сотрудник Секретариата [/SPAN] священник Алексий Дикарев [SPAN] приняли участие в совместном богослужении и молитве с представителями Римо-католической и Армянской церквей, а также лютеран, баптистов и пятидесятников.
Во-первых, это должен комментировать тот, к кому обращено письмо: цели, формат, последствия данной встречи.
Я на таких мероприятиях не бывал, они лично мне не нравятся, хотя проводятся уже более 50 лет (полистайте подшивку "Журнала Московской Патриархии" за 60-ые-80 гг. ХХ в.).
Во-вторых, это не богослужение - православное духовенство без каких-либо богослужебных облачений. Скорее похоже на акцию.
В-третьих, межконфессиональные браки в Русской Церкви венчаются православными священниками с 1723 г. - это тоже совместная общественная молитва.
В-четвертых, вопрос применения и толкования канонов - один из самых острых, т.к. канон нельзя рассматривать в отрыве от исторического контекста (истории принятия и сложившихся практик применения).
О. Олег, проясните, пожалуйста, такой момент. Церковь едина и разделенной быть не может. Т.е. с православной точки зрения есть единая православная церковь и есть отделившиеся от нее различные еретические сообщества, к которым относится и РКЦ. Как тогда можно воспринимать слова декларации, в которой написано - Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя? О какой утрате единства мы скорбим, если церковь была, есть и будет едина? Разве православная и католическая догматика это есть различия в понимании и изъяснении нашей веры? Получается, что есть некая "наша вера" и есть различные понимания - католическое и православное - этой веры? Если это не так и это политические слова и политическая встреча, то где проходит граница между политикой и верой? К сожалению, пока ни в одном комментарии к этой декларации я не нашел ответа на эти вопросы.
Цитата
kdl пишет:
О. Олег, проясните, пожалуйста, такой момент. Церковь едина и разделенной быть не может. Т.е. с православной точки зрения есть единая православная церковь и есть отделившиеся от нее различные еретические сообщества, к которым относится и РКЦ. Как тогда можно воспринимать слова декларации, в которой написано - Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя ? О какой утрате единства мы скорбим, если церковь была, есть и будет едина? Разве православная и католическая догматика это есть различия в понимании и изъяснении нашей веры? Получается, что есть некая "наша вера" и есть различные понимания - католическое и православное - этой веры? Если это не так и это политические слова и политическая встреча, то где проходит граница между политикой и верой? К сожалению, пока ни в одном комментарии к этой декларации я не нашел ответа на эти вопросы.
Верно, мы скорбим об отпадении католиков от истинной Православной веры и Церкви.
Но, во-первых, кто хорошо знает историю раскола 1054 г. и предшествующих событий, помнит и о "человеческом факторе" византийской политики. Поэтому, не оправдывая католической схизмы и ереси, скорбеть нужно и "о себе самих" (по некоторой аналогии с расколами внутри Русской Церкви).
Во-вторых, не следует забывать, что это церковно-политическая декларация, подписанная двумя иерархами и обращенная от лица каждого из них и к католикам, и к православным, в первую, очередь, как я понимаю, с признанием своих церковно-политических, а не догматических ошибок. А "наша вера" - всего лишь их общая с нами   часть неповрежденной догматики - об этом прямо говорится в документе.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 3, пользователей: 0, из них скрытых: 0)