"Что есть истина?" - вопрос Пилата Христу, оставшийся без ответа. Этот вопрос - суть современного мировоззрения, которое должен разделять каждый современный немракобесный человек.
Этот вопрос справедливо остается без ответа по двум причинам.
Во-первых, задающий его ответом не интересуется в принципе. Более того, само наличие ответа было бы ответом на этот вопрос. Ведь если ответ существует, то само существование ответа есть проявление истины. Поэтому, Пилат, задав вопрос, не дожидается ответа. Он продемонстрировал свое тонкое проникновение в суть вещей и ушел распинать Христа.
Во-вторых, сам вопрос содержит противоречие, совершенно очевидное в славянском языке (в котором истина - это то, что есть, "естина").
Вопрос "что есть истина", можно "разложить" на составные части и получится совершенно комичный (если бы не погибель души, связанная с ним) идиотизм: "что есть то, что есть?" или "что есть существующее"? И тут мы видим , что сам вопрос внутренне противоречив: если ты отрицаешь существующее, ты не можешь пользоваться глаголом "есть".
В-третих, мы внезапно видим имя, Которым назвал Себя Бог. "Аз есмь Сый". И таким образом, весь вопрос состоит из лжи. Ложно слово "Что" - потому что с таким же успехом можно спрашивать "когда есть красный?". Ложно слово "есть" - потому что вопросник не верит в существование существования. Ложно слово "истина", потому что вопросник не верит в существование истинного ответа.
И вдруг становится совершенно понятным, что этот вопрос не что иное ,как ... отрицание Троицы. "Что" есть отрицание самого существования Отца , "есть" - отрицание Того, Имже вся быша. "истина" - это отрицание Духа истины, иже от Отца исходит".
Таким образом, квинтэссенция современного постмодернизма ,выраженная в этом вопросе, представляющим вид философии, в глубинах своих есть исповедание отрицания Троицы.
Гностики это эзотерическая секта, возникшая в Римской империи во 2-м веке нашей эры. Гностики были реакцией умирающего античного мира на появление христианства, это была хорошая попытка перехватить инициативу, использовать в своих целях новые и набирающие популярность христианские образы и идеи. Гностики хотели использовать христианскую оболочку, но сохранить старый языческий смысл. Попытка не удалась и после нескольких веков упорной борьбы гностики сошли со сцены. На некоторых моментах этого идейного противостояния я и хочу сейчас остановиться.
Учение гностиков было эзотерическим. В гностических сектах было несколько ступеней посвящения. В отличие от христиан, которые проповедовали свои священные тексты на улицах и площадях всем,кто хотел и не хотел их слушать, гностики открывали свои тексты только избранным после многолетних испытаний. Потому неудивительно, что после поражения гностиков именно гностических текстов почти не осталось, так что в исследовании гнозиса приходится опираться на христианских полемистов. Надо сказать, что христианские теологи хорошо знали свое дело. Уже в 20-м веке были открыты подлинные гностические тексты, и они не прибавили ничего существенного к уже известной картине.
Итак, гностики задаются вопросом: как возможно зло в мире? Как добрый совершенный Бог мог сотворить злой и несовершенный мир? Гностических сект было великое множество и подробно пересказать все варианты их ответов нет возможности, так что я опишу суть дела, сам принцип гностического решения вопроса, который однозначно маркирует гностическое мировоззрение.
Решение это следующее. Существует наивысший Бог,который абсолютно благ, хорош и совершенен. От Бога отпадает некий мир. Этот мир тоже благ, хорош и совершенен, но уже несколько хуже, чем сам Бог, потому что таким же абсолютно хорошим не может быть ничего кроме Бога. От этого мира отпадает еще один мир, который в свою очередь немножко и незначительно хуже первого. От второго мира отпадает третий, и так далее. Разные секты насчитывают от тридцати до трехсот шестидесяти пяти миров, каждый из которых немного хуже предыдущего. В самом низу лестницы находится наша земля, и это уже сущий ад. Наш мир сотворен из материи, которая так ухудшилась, что по существу является злом. Некоторые гностические секты считали, что Бог Ветхого Завета это сам Сатана, что Творец нашего мира это Люцифер. В этом мире всё зло, всё плохо, это обреченное тлению и ужасу место.
Но в этом ужасном аду есть светлые моменты — это души людей. Души людей как искры истинного света, они занесены в этом мир из того самого высшего и самого светлого, они состоят по существу из добра, противоположного злу. И тут самая главная гностическая идея, ради которой всё и затевалось — такие души-искры имеют не все, а только некоторые. Большинство людей имеют душу из той же материи, что и всё в этом мире. Такие люди зовутся людьми природными, они погибнут вместе с душой когда умрут. Есть люди душевные, которые имеют шанс попасть в нижний круг рая, если будут вести строгий образ жизни и соблюдать все предписания морали. И наконец есть истинные люди, люди духовные, пневматики. Только их души заброшены к нам сюда из верхнего мира, и только эти души возвратятся туда после смерти. Однако для того, чтобы вернуться в высшую сферу, пневматик должен владеть некоторыми особыми техниками и обладать неким особым знанием. Знание по-гречески гнозис, отсюда и происходит название «гностики».
По учению гностиков Иисус пришел в наш мир только ради них, ради пневматиков. Всё, что написано в Евангелиях, это пустяки для простаков, на самом деле Иисус принес тайное знание, тот самый гнозис, который с тех пор гностики передают друг другу, чтобы вернуться на свою сияющую родину. Нужно особо отметить, что пневматики попадают в самую высшую сферу не за свое поведение и не за свои заслуги, а только по своей природе. Они не обязаны соблюдать моральные нормы, они могут вести себя как угодно, они будут спасены просто потому, что их души изначально оттуда, из царства света, туда они и вернутся.
Мы видим тут разделение людей на два сорта, на две породы если можно так сказать. Пневматики высшие по своей природе и стоят над моралью, им позволено всё, и они спасутся. Остальные же низшие по своей природе, погибнут вместе с миром и по сути эти люди даже при жизни не имеют особой цены.
В описании нашего мира гностицизм смыкается с манихейством. Манихеи не признают иерархии миров, по их учению наш единый мир сотворили добрый и злой бог, которые равны по силе между собой. Злой бог сотворил материю и человеческие тела, а добрый — души. Смерть это освобождение из этого ада, из плена материи, после смерти души возвращаются к светлому богу. Казалось бы, для манихея естественный выход — самоубийство. Однако и гностики, и манихеи признавали переселение душ. То есть уходить надо всем вместе, пока на земле рождаются дети, душе придется возвращаться обратно, и хорошо если на день или на год, а если нужно будет провести в этом плену лет пятьдесят? Потому манихеи, как и гностики выбирают следующую стратегию — нужно обратить в свою веру всё человечество, и коллективно покончить с собой. Не в смысле всем выпить яду, а перестать рожать детей. Тогда в следующем поколении человечество вымрет и все освободятся.
Христианство конечно же не могло отнестись к этому учению равнодушно. У христианства было что противопоставить гностицизму догматически, и Церковь, тогда еще гонимая и преследуемая, бросилась в бой.
Христиане не признают иерархии миров, наш мир единственный. Этом мир не отпал от Бога, как у гностиков, а сознательно сотворен благим Богом. Сотворив мир, Бог сказал, что это хорошо, то есть наш мир по природе своей добр и хорош, а не зол.
Далее, человеческое тело в его нынешнем состоянии конечно слабо и убого, но Господ воплотился именно в человека, а не в ангела или какую-то высшую силу. Господь почтил и освятил человеческое тело и презирать тело как таковое значит идти против Господа. Христиане признают воскресение в телах, то есть тело достойно вечной жизни не меньше, чем душа. Этим разбиваются гностические тезисы о том, что тело это изначальное зло, обреченное на вечную гибель.
Церковь благословляет брак и деторождение. Церковь не учит о переселении душ. Августин говорит об этом так: если человек жил праведно и после смерти должен удостоиться Царства Небесного, не будет ли бесчеловечной жестокостью отправить его опять на землю, в душу какого-нибудь животного? Это невозможно, Бог никогда не отдаляет от себя тех, кто приходит к нему. Далее, воскресение телесное прямо противоречит идее о переселении душ.
Разумеется, не могли христиане смириться и с заявлением, что Христос пришел только ради пневматиков. Христос умер за всех и пришел ради всех и каждого, не выделяя какую-то особую породу людей. Спасутся те, кто принял дар бессмертия, кто подтвердил это своими поступками, так как вера без дел мертва. Никакие заклятия, психотехники и тайное знание тут не помогут. Что нужно знать для спасения, Церковь говорит открыто всем.
Каждое свое утверждение христиане могли подтвердить ссылкой на Писание и таким образом показать тем, кто искренне заблуждался, что гностики не христиане, и вывести этих людей из секты. После трех веков активной борьбы гностицизм сошёл со сцены, или погиб, или ушел в глубокое подполье.
Какое-то время империя жила, занимаясь внутрицерковными спорами, тринитарными и христологическими, пока в 8-м веке не появились знаменитые павликиане. Это были открытые манихеи, с которыми ромейская империя долго вела борьбу, в том числе и вооруженную. Но самым значительным выступлением гностиков было противостояние в Провансе, в 13-м веке, которое завершилось знаменитым Альбигойским крестовым походом.
Гностики, которые тогда выступили против католической церкви, назывались катарами, чистыми. Это означало, что им дозволено всё, их не загрязнить никакая нечистота. У секты было несколько ступеней посвящения. Для простецов ограничивались антикатолической пропагандой, благо папский Рим давал для этого поводы, посвященные же практиковали безбрачие в смысле отказ от брака одного мужчины с одной женщиной, полную сексуальную свободу для членов секты, и эндуру. Эндурой называется умерщвление голодом. Эндуре подвергали больных, стариков и детей, мотивы легко понять из изложенного.
В конце 12-го века катарская ересь захватила северную Италию и южную Францию. Местные сеньоры поддерживали катаров и вступали в секту по политическим соображениям. Появились целые области, где католические священники не смели показываться под страхом расправы, а когда в одном южнофранцузском городе сенешаль-катар арестовал католического епископа, папский престол наконец-то осознал, что время полумер прошло. Против катаров был созван крестовый поход, и через несколько лет катаров полностью уничтожили, сравняв Прованс с землей.
Однако, как всегда бывает в таких случаях, главари секты оставили простецов на убой, а сами скрылись. Катары считали дозволенным врать и убивать ради своих целей и допускали ложную клятву. Именно для борьбы с катарами, для того, чтобы не дать распространиться ереси снова, была создана Первая инквизиция. В дальнейшем инквизиция выродилась в довольно одиозную организацию, но о Первой инквизиции этого сказать нельзя. Я не склонна преувеличивать благость и доброту католической церкви,но тогда в Провансе католики столкнулись с силой, которая могла уничтожить человечество каким мы его знаем. Гуревич описывает, как в одной деревне в Пиренеях была обнаружена катарская секта. Женщины этой секты рассказывали инквизитору, как им было жалко морить голодом своих только что рожденных детей, просто сердце разрывалось, а глава их секты и отец всех этих детей говорил им, что это дьявольское искушение и им надо молиться, чтобы не обращать на это внимания. Если бы это победило и стало нормой, мир был бы значительно хуже. В той битве я на стороне католиков, их победа — наша победа.
Если в 13-м веке католики отбились, то триста лет спустя они потерпели поражение. Я оставляю открытым вопрос о том, были ли первые протестанты связаны с теми самыми первыми древними гностиками. В любом случае главную гностическую идею о двух типах людей протестанты переоткрыли и стали воплощать в жизнь. Большинство протестантских сект признают двойное предопределение, а именно: некоторые люди еще до их рождения предопределены Богом к раю, а все остальные тоже еще до их рождения предопределены к аду. Поступками этого изменить нельзя, переход между категориями абсолютно невозможен.
После победы протестантизма гностицизм уже никогда не уходил со сцены и всегда был в поле зрения любого европейски образованного человека. Повлияли гностические идеи и на западную фантастику, а через нее — на фантастику советскую.
Я не касаюсь вопроса о путях этого влияния, я хочу показать элементы гностического мировоззрения в известных произведениях.
В фильме «Кин-дза-дза» мы сразу же видим иерархию миров. Земля где-то посередине, высший и светлый мир — Альфа, низший и худший — Плюк. Путешествие между мирами возможно, для этого нужно иметь определенное знание, гнозис. В данном случае это координаты планеты. Заметьте, что на Землю в конце концов попадают те, кто изначально был с Земли, люди другой породы, плюканцы, на Землю не попали. Хочу также обратить внимание на то, что Альфа, которая по замыслу гностиков должна быть самой привлекательной, оказывается самой отвратительной планетой. Плюканцы не ангелы, но их вредности какие-то детские — заполучить цветные штаны или ходить на всех плевать. Жители Альфы другое дело, это царство серьезной недетской гордыни. Они знают, что они лучше всех, что они другой породы, они имеют право решать, кому жить, а кто будет кактусом, и ни на минуту не сомневаются в этом своем праве. Наивысший круг гностического рая оказывается самым последним кругом христианского ада.
Со Стругацкими мне будет гораздо легче. Еще когда я смутно представляла себе, кто такие гностики, но была большой поклонницей дуэта АБС, я прочитала в одном их интервью, что они по мифологическому словарю искали, как называется их мировоззрение, и нашли, что это гностицизм.
Не будем подвергать сомнению эрудицию авторов. Поищем элементы гностического мировоззрения в их творчестве.
Далеко ходить не надо. В романах, посвященных прогрессорству, мы наблюдаем хорошо знакомую нам иерархию миров. В качестве самого светлого мира выступает Земля, все остальные миры хуже и должны быть культурно уничтожены, не должны быть сохраняемы в том виде, в каком они есть. Путем прогресса эти миры должны стать такими, как и Земля. Добиться этого прогрессоры пытаются, интегрируясь в элиту. Они там дворяне, руководители, министры, начальники охраны, а не простые люди из нижних социальных слоев. Сравните: Еще очевиднее обнаруживается ложность их толков относительно семени и может быть усмотрена каждым в том, что они говорят, будто те души, которые получили семя от Матери, гораздо превосходнее других, почему и почтены Демиургом и поставлены князьями, царями и священниками. Ириней Лионский, «Против ересей», 2, 19.
Прогрессоры в этих мирах ведут себя как гностическая секта — скрываются, прячутся, хранят тайну, открывают правду о высшем светлом мире только посвященным. Прогрессоры ищут в этих мирах людей, которые достойны стать в один ряд с землянами, и только им помогают, только их могут в любой момент забрать на Землю из этого ада. Такие люди воспринимаются как равные, в отличие от всех остальных. Румата смотрит на Будаха как на равного себе землянина. В последней сцене «Парня из преисподней» Гаг встречает доктора, который везет лекарство в город, где свирепствует эпидемия. Это маленький заляпанный грязью человечек, но Гаг смотрит на него и видит высокие светлые залы, дворцы, полные прекрасных людей, и вот этот врач — такой как они, той же самой природы. Ради таких и стоит стараться.
Там, где Стругацкие не описывают контакт цивилизаций, а пишут об одном обществе, в их борьбе с мещанством явно видно презрение пневматиков к гиликам, к природным людям. Разделение людей на две породы, на два несмешиваемых вида является центральной идеей АБС. В «Обитаемом острове» люди делятся на две группы — одни чувствительны к излучению, другие нет. Отбор происходит не по моральным или физическим данным, принадлежность к группе врожденная, изменить группу путем сознательных усилий невозможно. Выделение из человечества иной, высшей расы является главной темой романа «Волны гасят ветер». В качестве гнозиса у Стругацких выступает научное знание. До инициации людены могли заниматься чем угодно, быть пряхой или агротехником, но после инициации они занимаются лишь наукой, познанием как таковым.
Особняком стоит роман «ОЗ, Отягощенные Злом». Это роман явно гностический, где гностики упоминаются прямо. Отягощенная злом это гностический термин, так гностики называли материю нашего мира. Один из главных действующих лиц — Демиург, это тоже гностический термин, так гностики называли творца нашего низшего мира. Все люди на Земле делятся на обычных людей, в которых ничего примечательного, и на тех, у кого есть душа, прекрасная как жемчужина. Эти души собирает Агасфер Лукич, и на этой почве с ним сходится Демиург. Он хочет заполучить портфель Агасфера Лукича, где тот хранит эти души-жемчужины, потому что ради этого он, Демиург сюда и пришел.
Изложенная в этом романе версия евангельских событий тоже восходит к гностикам. Августин пишет, что в его время, через сто лет после миланского эдикта, некоторые представляли Иисуса мягким и добрым учителем нравственности, который вовсе не собирался умирать на кресте, а арест и смерть его были подстроены Петром. Петр хотел таким образом прославиться и добиться власти, заставив верить в того, кто Богом не являлся. Эту же версию повторяют АБС в книге.
Таким образом, мы видим созданный умными и талантливыми людьми настоящий гностический космос. Разные стороны жизни регламентируются гностическими идеями. Перед нами замечательная модель, на которой можно проследить разные моменты гностического учения в их развитии и взаимодействии.
Есть мнение, что фантастика это такой жанр, изначально приспособленный для выражения именно гностических идей. Не хочешь гностической картины мира — смотри на иконы, а в фантастике ничего другого быть не может. Это было бы интересной задачей именно с точки зрение эстетики — исследовать, так ли это на самом деле, действительно ли перед нами форма, приспособленная только для одного типа содержания. В связи с этим можно упомянуть «Аэлиту» Толстого и «Час Быка» Ефремова — произведения явно не гностические, однако и вершинами жанра в чисто литературном плане их не назовешь. Оставляю эту идею будущим исследователям.
По поводу сказки сразу надо задать вопрос: кто здесь главный отрицательный герой? Все, кого я спрашивала, отвечают одинаково – бабка. Однако давайте подумаем, что это за фольклорный персонаж, который появляется из ниоткуда и начинает за просто так выполнять все желания? Если еще учесть, что персонаж этот является в звериномобличьи, станет ясно, что Золотая рыбка – родная сестрица Мефистофеля. В таком случае взаимоотношения персонажей с Рыбкой приобретают особый интерес.
Рыбка – представительница мира чудесного. Мир чуда существует, Рыбка являет его реальность. Как может вести себя человек, столкнувшись с этим миром? Первый вариант – использование чуда для удовлетворения своих эгоистических желаний: новое корыто, столбовое дворянство. Это то, что делает бабка в первых своих желаниях. Встретиться с чудом и перевести его в деньги и статус - недостойно человека, и все читатели единодушно осуждают бабкину жадность. Все читатели, но заметьте, не рыбка. Пока речь идет о житейских благах, все желания бабки немедленно удовлетворяются. Золото не превращается в черепки, красивые наряды – в дерюгу, новая изба – в жалкую развалину.Бабка никак не наказывается за жадность, что нехарактерно для обычной народной сказки.
Второй способ взаимодействия с миром чудесного реализует старик. Он ничего не требует от рыбки, ему достаточно знать, что чудо существует. Старик благоговейно и трепетно относится к чуду, он ему удивляется и поражается, ему и в голову не приходит как-то использовать его в утилитарных целях. Иное бытие есть в мире – этого довольно. Старик выказывает себя духовно более зрелым, чем старуха, и рыбке это не очень нравится. Старика терпят, но никак не поощряют.
Вспомним, как разрабатывается эта тема в волшебной сказке. Морозко спрашивает:
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Девица отвечает:
- Тепло, дедушка!
Дедушка тут же набрасывает ей на плечи дорогую шубу и дарит сундук с золотом. Ничего подобного не происходит со стариком. Его скромность, незлобивость и бескорыстие никак не вознаграждаются.
Сейчас мы переходим к рассмотрению третьего варианта поведения человека при встрече с чудом. Этот вариант реализуется последним желанием бабки. После этого желания бабка остается у разбитого корыта, и не одно поколение читателей училось на этом примере, как пагубна жадность и к чему она приводит. Если же вспомнить, что в этом месте сюжета доктора Фаустуса черти уже с радостными воплями тащат в ад, нельзя не признать, что бабка отделалась легким испугом. Сказка кончается возвращением в исходную точку, до начала искушения. Да, все бабкины чудесные приобретения исчезли, но она сама уцелела. Рыбак, который загнал джинна в кувшин и выбросил его в море, остался как был, ничего не приобрел, но мы же не считаем, что он проиграл, напротив, в его случае остаться при своих – огромная удача. Бабкин случай такой же.
В восточной литературе известен сюжет, который позднее получил распространение и в фантастике. Это волшебный сон, в котором герой проживает жизнь. Китайский Ду Цзычунь претерпевает в таком сне даже несколько перерождений, японский Акиносуке становится во сне царским зятем, корейский «Сон в Нефритовом павильоне» является общим для семи небожителей, которые во сне рождаются на земле и проживают целую жизнь, успев и детей поженить. Все такие сны заканчиваются пробуждением, которое является возвращением в исходную точку, до начала событий. Герой получает бесценный опыт и познание себя, но не выносит из своего сна никаких материальных выгод. То же самое случилось с бабкой. Её последнее желание каким-то образом вернуло ситуацию в исходную точку, что в столкновении с бесом нельзя не признать отличным исходом. Как же бабка добилась этого? Что такого в её последнем желании?
Последнее желание бабки оказалось желанием, посрамляющим дьявола, позволяющим перехитрить хитреца и обмануть обманщика. Такая развязка сказки нередки в народном творчестве и известна с тех самых пор, как появился сюжет о борьбе с чертом. Этот сюжетный ход жив и в наши дни. Можно проиллюстрировать его примерами из современного кинематографа.
- «Исполнитель желаний»
- «Константин»
(Кто не видел, не стоит тратить время на просмотр, википедии достаточно)
Почему желание бабки стало в этот ряд? Вспомним, чего она пожелала:
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках
Тут возникает вопрос, как же должно быть на самом деле? Кто кому должен служить? В ветхозаветном апокрифе об Адаме и Еве приводится следующая версия: Люцифер был сброшен с неба, потому что отказался поклониться Адаму, когда Господь этого потребовал; Люцифер был ангелом, созданным из света, и он считал унижением поклониться человеку, созданному из праха; в этом и проявилась его гордыня. Здесь по сути утверждается, что онтологический статус человека выше онтологического статуса ангела. При встрече первого из ангелов и последнего из людей должен кланяться ангел.
В христианской традиции эта идея выражена достаточно явно. Блаженный Августин пишет, что бесы совращают человека из зависти. Демон не имеет ничего такого, чему мог бы завидовать человек. Пусть демон бессмертен, но если он не добродетелен, то его бессмертие означает для него только невозможность избавиться от зла. В ангеле мы уважаем моральное совершенство, а не высшую природу. Морального совершенства может достичь и человек, ангела люди уважают точно так же, как и нравственного человека.
Григорий Богослов говорит о том, что Господь стал человеком, дабы не возгордились ангелы. Как видим, гордыня ангелов это явление, которое надо учитывать. Ангел создан из света, однако от Абсолюта его отделяет непреодолимая онтологическая граница по сравнению с которой отличие от праха, из которого создан человек, несущественно. К этому же кругу идей относятся евангельские слова об убивающих тело, но душу погубить не могущих.Таким образом, мы видим, что всемогущей волей человек поставлен выше всех сотворенных существ, не исключая ангелов и тем более бесов.
Бес не имеет власти над человеком и не может силой завладеть его душой. На это нужно согласие самого человека, и потому бес употребляет все свои силы, чтобы обманом выудить это согласие. Небольшая иллюстрация сказанного.
Один бедный юноша влюбился в дочь своего хозяина. Зная, что богатый отец не захочет отдать ему девушку, молодой человек решился продать душу дьяволу. Бес обещал, что девица выйдет за него и чудо – в указанный срок отец согласился и назначил свадьбу. После жениться молодая жена заметила, что ее супруг ведет себя странно – не ходит в церковь, постоянно мрачен и угрюм. На расспросы жены он наконец-то рассказал праву. Супруги отправились к местному святому, из жития которого и взята эта история, который похвалил их за то, что обратились за помощью, и своими молитвами прогнал беса от них навсегда. Молодые жили долго и счастливо и никакие бесы больше их не тревожили.
(Историю эту я прочитала несколько лет назад у Егора Холмогорова, а теперь не могу найти. Кто ее знает по этому или другим источникам - будьте так добры, киньте ссылочку - Н.)
Нашему современнику эта история может показаться в корне несправедливой – бес же выполнил свою часть договора, почему же он лишается награды? Однако это только видимость. Бес не может заставить человека что-то сделать, но обладает некими сверхъестественными способностями. В данном случае благодаря дару предвидения или даже просто подслушав под дверью бес узнал, что отец собирается выдать девушку за влюбленного. То ли тронут был ее просьбами, то ли решил, что лучше приобрести человека к деньгами, а не деньги к человеку, как бы там ни было, отец определился со свадьбой в пользу жениха. Зная это, бес и начинает действовать, пытаясь обманом извлечь для себя как можно больше пользы, то есть получить драгоценную душу юноши. Характерный момент – договор с бесом не имеет магической силы, это не клятва водами Стикса, которую даже олимпийцы не могут нарушить. И заключенный по всей форме договор оставляет человека свободным, человек в любой момент может освободиться, если искренне раскается. Иногда это может стоить жизни, но тут уж ничего не поделаешь. Нам не сказано, что нас не смогут убить, нам сказано не бояться смерти.
Как мы видим, в своем последнем желании бабка угадала, поняла истинное положение вещей. Место рыбки – у бабки на посылках, это промысел Божий о рыбке, которого она не может нарушить. Так что рыбка обязана выполнить это желание, но выполнив его, она лишается возможности заставить бабку служить себе. Иерархия установлена и подтверждена, рыбке остается только отступиться и вернуть бабку в исходную точку, сняв весь морок и наваждение.
Интересен вопрос, как бабка додумалась до этого. В черновиках Пушкина есть версия, что предпоследние желание бабки было стать Римскою Папой. Мы видим, что поэт искал какой-то мистический источник бабкиного прозрения, однако остановился на царском сане. Оптические свойства царской короны нельзя недооценивать. Есть высказывание, столь же распространенное, сколь и неверное: любая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Бабкин пример показывает обратное: любая власть просвещает, абсолютная власть просвещает абсолютно. Монархи стоят в особых отношениях с миром чудесного и только от личности монарха зависит, как они используют полученное знание. Бабка всё поняла правильно, и осталась со своим дедом, со своим корытом и со своей душой.
Знаменитая фраза "Попы придумали религию, чтобы наживаться на глупости невежественных людей" на самом деле означает громогласное провозглашение "Я - вор!" со стороны произносящего ее.
Дело в том, что эта фраза обозначает не что иное, как то, что говорящий ее считает нравственность ниже и менее важной, чем деньги.
В самом деле . Если бы было наоборот, и обвинитель попов считал нравственность выше денег, то ему пришлось бы признать, что попы в обмен на деньги дают нечто, что выше денег. Пусть он не верит в Бога и в вечную жизнь, пусть он считает "попов и монахов" поголовно лицемерами, которые говорят одно, а сами грешат. Но ведь в таком случае совершенно глупо утверждать, что попы сами себе проповедуют религию, чтобы наживаться на самих себе. Нет. Кому они проповедуют в этой картинке? Другим людям, которые призываются быть более нравственными. Отрицать то, что христианство понуждает к повышению нравственности тех, на ком "наживаются попы, проповедуя религию" - невозможно.
Таким образом, фактически, остается на выбор только два варианта : или попы за нечто, имеющее низшую стоимость и цену, дают большее (за деньги - нравственность), или же что обманщики меняют на бросовый (в глазах говорящего) товар - нравственность, за очень важные вещи - деньги.
А последнее есть ни что иное, как громогласное признание самого себя вором. Потому что человек, который считает нравственность пустым ненужным звуком, а деньги - ценностью, несравнимой с этикой - не может не быть вором.