Образ Божественный и многочудесный Пречистаго Лица Твоего
зрети любящим Тя и покланятися даровала еси…

Донская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых на Руси образов Пресвятой Богородицы. Образ этот относится к очень распространенному византийскому иконографическому типу «Елеуса», что в переводе с греческого означает «Умиление», очень любимому русскими верующими. Богородица изображена здесь с Младенцем Христом, сидящим на Ее руке и прижимающимся щекой к Ее щеке.

На Донской иконе Пресвятой Богородицы, как и на других иконах Богородицы «Елеусы», между Марией, образ которой символизирует идеал рода человеческого, и Богом-Сыном нет расстояния, потому что их любовь безгранична. Младенец припадает щекой к щеке Матери, которая предвидит страдания Сына в Его земном пути. Таким образом, иконографический образ «Елеусы» богословски прообразует собой крестную жертву Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. В то же время икона передает полное нежности человеческое общение Матери и Ребенка. Вот как описывает Донскую икону известный искусствовед В.Н. Лазарев: «Богоматерь как бы предвидит трагическую судьбу своего Сына. Но лицо Ее не только печально; оно отражает внутреннюю просветленность, что придает ему оттенок особой мягкости, несвойственный византийским иконам на эту же тему. Такого выражения мягкой человечности художник достигает с помощью певучего цвета с интенсивными ударами драгоценной ляпис-лазури и с помощью умелого использования плавных, округлых линий, в которых нет ничего жесткого и стремительного».

Автором Донской иконы ученые традиционно считают Феофана Грека, либо одного из его учеников или мастеров его круга. Но существуют и альтернативные версии: согласно одной из них, автором иконы был Игнатий Грек, писавший в Успенском соборе Симонова монастыря. По другой версии, образ Богородицы принадлежит кисти сербского мастера моравской школы. Такое разномыслие связано, прежде всего, с тем, что точных данных о том, когда и кем была написана икона, не сохранилось. Имеются лишь довольно поздние письменные источники, основанные на народном предании.

Так, во вкладной книге Донского монастыря, составленной в 1692 году, имелась запись, что икона Богоматери была поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы. Вот отрывок из нее: «Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного великаго князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному великому князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеша». Однако некоторые исследователи расценивают это сообщение как не более чем недостоверное предание, и считают, что икона написана уже после Куликовской битвы. Впрочем, это всего лишь догадки.

Существует также несколько версий о том, где первоначально могла находиться икона. Согласно одной из них, она была написана для Успенского собора Симонова монастыря, основанного в 1370 году племянником преподобного Сергия Радонежского – святителем Феодором, откуда икона могла быть перенесена в 1567 году в Благовещенский собор Московского Кремля, восстановленный после кремлевского пожара 21 июня 1547 года.

Согласно другому мнению, высказанному известным искусствоведом В.И. Антоновой, Донская икона первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне, построенном по указанию князя Дмитрия Ивановича, в котором, предположительно, работал Феофан Грек и его ученики, создавая фресковый ансамбль и иконостас. В Москву же она попала после казанского похода Ивана Грозного. Так, царь молился перед ней 3 июля 1552 года, после чего двинулся на Казань, неся с собой чудотворный образ Богородицы, а затем, уже после возвращения из казанского похода, в знак благодарности за милость Пресвятой Владычицы поместил икону в Благовещенском соборе Московского кремля – домовой церкви русских царей.

Впрочем, существует и третья версия появления Донской иконы, наиболее распространенная в научной среде. Согласно ей, икона была заказана великой княгиней Евдокией как молитвенная память о своем муже Дмитрии Донском и о воинах, погибших на Куликовом поле.

Предание донесло до нас и еще одно чудо, явленное Пресвятой Богородицей через Ее Донской образ. Так, когда в 1591 году крымский хан Казы Гирей, внезапно напав на владения Московского государства, подступил к самой Москве, царь Феодор Иоаннович вышел со своим войском и расположился под Москвой, взяв с собою Донскую икону Божией Матери. Одержав победу над татарскими войсками, царь велел поставить каменную церковь и поместить в нее чудотворный образ. Впоследствии здесь был построен Донской монастырь, и после его обновления в период правления царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, обитель становится местом царского богомолья.

В XVII веке для иконы был изготовлен драгоценный оклад, описание которого в Переписной книге Благовещенского собора за 1680 год занимает несколько листов. Оклад не имел аналогов по количеству мощевиков, которые помещались на него в память о царских родственниках. Оборот иконы со сценой Успения был закрыт гладким серебряным окладом с резными золочеными венцами. Икона находилась в деревянном киоте, обложенном вызолоченным серебром со множеством драгоценных камней. Его украшали изображения Деисуса, Господских праздников, евангелистов, пророков, различных святых, в том числе соименных членам царской семьи. Оклад Донской иконы не сохранился. В 1812 году солдаты Наполеона разграбили с него драгоценные камни, а после Октябрьской революции была утрачена и сама серебряная риза. Сохранились лишь отдельные детали украшений.

Помимо подлинника Донской иконы, той самой, на оборотной стороне которой изображено Успение Пресвятой Богородицы, существует еще два списка. Один из них – малый, датируемый, как и подлинник, концом XIV века, который был подарен в Троице-Сергиеву Лавру в память о благословении русского воинства на битву прп. Сергием Радонежским. Второй список гораздо более поздний, выполненный в 1668 году иконописцем Симоном Ушаковым, стоявший до революции в Малом Донском соборе. Все три иконы пребывают ныне в стенах Государственной Третьяковской галереи. А в иконостасе Большого собора Донского монастыря, справа от Спасителя, в настоящее время находится современная копия древней иконы.

С начала 90-х каждый год, 1 сентября, в день памяти Донской иконы, чудотворный образ привозится на поклонение из Третьяковской галереи в Донской монастырь, перед которым всю ночь служатся молебны и молятся сотни верующих.

Материал из номера газеты "Донская Слобода" №5 (27)
подготовил Юрий Дубовой

На странице "Молитва о воссоздании Донской церкви" размещен текст молитвы о воссоздании Донской церкви, а также молитва, тропарь, кондак и Акафист Пресвятой Богородице перед Ее иконой Донская.


Возврат к списку