Цитата |
---|
Ольга Малова пишет: в Пюхтицком монастыре, например, составляют орнаменты. Растительный орнамент в церковном искусстве, его сакральный смысл и символика - очень интересная тема, которую необходимо изучать. |
Очень понравились работы сестер Пюхтицкого монастыря, сделанные с такой любовью!Орнаментальные растительные композиции украшают наши Храмы, начиная от росписи стен до предметов церковного обихода. Древнерусский орнамент своими корнями происходит из византийского искусства.
Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило ее новыми образами. Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а с другой - под влиянием художественной культуры Ближнего Востока. Особенно важную роль в художественной жизни сыграло христианство.
Главное место в византийской культуре занял образ Иисуса Христа. Именно Византия выработала все прообразы (архетипы) - постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов. Эти схемы перешли позже и в русскую иконопись, и отчасти в западноевропейское искусство, хотя там они были больше подвержены изменениям.
Растительные мотивы в византийской орнаментике несложны и разделяются на простейшие элементы - пальметику, полупальметику и стебель, образующие немногие комбинации. Они широко распространены в искусстве средневековья, в том числе и византийской орнаментальной флоре.
К наиболее распространенным в византийском орнаменте относятся следующие мотивы:
Пальметки - а) пятилепестковые, где нижняя пара лепестков образована спирально закрученными усиками; б) трехлепестковые; нерасчлененные пятилистники, вписанные в ромбические фигуры.
Древовидные композиции. Узоры из парных сливающихся завитков с цветками внутри.
о.Павел Флоренский :
«... Орнамент философичнее других ветвей изобразительного искусства, ибо он изображает не отдельные вещи, и не частные их соотношения, а облекает наглядностью некие мировые формулы бытия. Если орнамент кажется лишенным трансцендентного содержания, то это – по малой доступности его предмета сознанию, не привыкшему к орлим взлетам над частным и дробным.
.... орнамент, созданный в иные времена, монументального мышления и монументального мирочувствия, недоступен в своем мировом смысле мелкому сознанию современности, и оно пользуется этими таинственными и насыщенными величавою мыслью схемами бытия как внешним украшением ...»
Цитата из работы «Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях», написанной в 1924 году.
Подробнее см. в книге : священник Павел Флоренский «Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии», М.2000, стр. 158 -163.
И еще несколько цитат из этой же книги:
"...наряду с чувственными образами и над ними существуют также не чувственные, но вполне реальные типы и виды соотношения между собою чувственного, ритмы и закономерности чувственного и даже сверхчувственного."
"Эти ритмы бытия, законы мировой жизни и типы конкретности вполне могут быть предметом, выражаемым или передаваемым посредством художественного произведения."
"Орнамент - глубочайшее проникновение в ритм и строй жизни. "
"Отвлеченное украшение, рассматривающееся как таковое, возникает только в дробящихся и лишенных органической цельности культурах...Тут только и появляется орнамент в современном, т.е. обмирвщленном смысле. А в цельных культурах орнамент всегда был искусством прикладным..., направляющееся не на самостоятельно взятую красоту, а на целое культуры, где красота служит лишь критерием истины."