Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 След.
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
Богословы видят в церковном символе изображение его таинственного содержания, соответствующего небесному, Божественному первообразу. Он-то и наполняет своим присутствием смысл символа. Одни символы, являя собою знаки и предначертания в форме иносказательной, прообразовательной, соответствуют тому, что изображают, возможно, неполно; другие воплощают совершенное, то есть Истину. Именно такова символика в иконописи. Притекающие в храм богомольцы воспринимают образ-икону как святыню.
Храмовый символизм подразумевает иерархию смыслов. Живой иконой нашего Спасителя был и есть Иисус Христос во плоти, в нераздельном явлении Его облика и небесного образа. Крест с изображением распятого Спасителя – знамение Голгофской Его победы, в Кресте мы прозреваем истинный свет искупления и нашего спасения.
Иконописный церковный канон включает элементы растительного символизма. По ту сторону плоти видится ипостасное Древо жизни, оно в богородичных иконах пишется за Ликом Пречистой. Это Древо олицетворяет собою Спасителя. По преданию, именно от Древа жизни получено Древо Честнаго Креста Господня. Орнамент по ковчегу иконы обозначает Процветший крест, вечно животворящий и повсюду спасительный. Другие изображения за Ликом Богородицы также ипостасны: здания символизируют Вседержителя Бога, Творца мироздания, гора – знак Святого Духа (потому-то при взыскании Духа и простирают руки "горе").
1.jpg (54.72 КБ) [ Скачать ]
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
Сообщение Людмилы Бондаренко: 15.01.12г. 03:12:47:  
"Учитывая, что во многих Храмах сейчас возник особый повышенный интерес у прихожан к вопросу цветочного украшения Православных праздников, а соответствующей литературы в полном объеме и обучения пока недостаточно, предлагаю на нашем форуме включить в  рассмотрение тему
     " Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари",
 с целью рассмотрения цветочных работ на их соответствие требованиям в оценке красоты  и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в пространстве каждого молитвенного Дома, при внесении на праздники в храмы различных цветочных  украшений  
В других темах форума мы рассматриваем украшения праздничной иконы с точки зрения технологии исполнения цветочного украшения, различных приспособлений и конструкций, на различные приемы установки растительного материала и, как бы, "забываем и не видем"
окружающее эту, украшенную цветами икону, Храмовое пространство. 

В этой теме, давайте  будем эти обстоятельства учитывать, рассматривать выполненную и предложенную любую работу более масштабно, с творческой оценкой,  слушать мнения специалистов, принимать замечания, советоваться и вместе разбирать все эти, возникающие при украшении, сложные вопросы."


В храме все чисто, все на месте. Никаких неблагочестивых привнесений со стороны, дабы не нарушить благоговейной гармонии представленных в культе предметов и храмового пространства, чтобы не произошло литургического сдвига. Священник Павел Флоренский об этом сказал так: "Стиль требует известной полноты круга условий, некоторой замкнутости художественного целого как особого мира, и вторжение в него элементов иного характера ведет к искажению как целого, так и отдельных частей, в целом имевших свой центр и начало равновесия. В храме, говоря принципиально, все сплетается со всем"... (Статья "Храмовое действо как синтез искусств", 1918г )
Литургически-храмовый стиль глубоко символичен. Ведь именно в храме человек, приобщаясь к Христу, восстанавливает свой Божественный образ. Символика здесь проявляется не только в архитектуре и убранстве, но и в живописи, богослужебных предметах, в облачениях. Поистине это проповедь в образах и красках, отображающая суть таинства Божественной литургии, запечатленной в молитвах, песнопениях, возгласах и священнодействиях. Православная символика помогает раскрывать догматические представления Церкви о мире небесном и земном, способствует пониманию отношения Бога к миру и человеку. Через земные вещественные знаки и образы христолюбцы познают догматическую картину мира, проповедуемую православным вероучением. Только Богооткровенные знания дают исчерпывающие представления об Истине. И всякое произвольное символотворчество, как плод суемудрия, недопустимо. Пример тому стенные росписи Николая Рериха в Талашкине Смоленской губернии. Из-за этих произвольных изображений священноначалие в свое время запретило освящать храм в Талашкине.
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
Цветы-кадильницы возносят ароматами хвалу Творцу, славят Его своими чистыми ликами. Они же напоминают нам о Едеме, о райском вертограде, являясь украшением природы – подножия Престола Божия. Недаром же святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал, что "цветы – это остатки рая на земле".
В своей книге "О Боге – Творце мира" батюшка Иоанн, назидая гордых, напоминал: "Можно еще учиться смирению при виде красоты и нежности у цветов и их скорого увядания, при виде красоты и стройности деревьев и их падения под секирою человека или от напоров ветра. Хороши и нежны цветы, но нечем им гордиться: они не свои, а Божии, и притом скоро увядают; прекрасны и стройны деревья, но и им нечем похвалиться: Бог их и насадил, и напоил, и возрастил. Точно так же и красивые люди, и величественные мужи, как цветы полевые и стройные дерева, – ничем не могут похвалиться: Божие творение – их тело; ничего в нем нет у них своего; Бог его возрастил и дал пищу и питье для его питания; о душе и говорить нечего, она также – вся Божия. Да притом и цветы и деревья одинаково падают, хотя одне живут меньше, а другие больше. Так и люди, каковы бы они ни были, все падут под секирою смерти" (ПСС. т. 1. СПб., 1911. с. 59–60).
Батюшка Иоанн наставлял: "Рассматривайте, братие, премудрое устройство растений и познавайте в них Бога: растения есть почти у всех вас во всякое время, и зимою и летом" (Там же. с. 61).
Давно известно: кто любит цветы, любит и детей. Занимаясь многие годы законоучительством, всероссийский пастырь батюшка Иоанн, как вертоградарь, ухаживал и воспитывал во Христе души юношей Кронштадтской гимназии. Он говорил: "Как приятно садовнику или любителю комнатных растений видеть, что их растения хорошо растут, зеленеют, дают цветы или плоды и вознаграждают их труды! Как они удваивают тогда свое усердие в ухаживании за ними! ‹...› Зато и посмотреть мило на эти растения! Цветочки-то какие, например, у олеандры, у розы – нашей русской и китайской, – глядишь, не наглядишься и скажешь: "Дивен Ты, Создатель наш, не только в человеке – в Твоем образе и подобии, но и в растениях бездушных, и в цветочках древесных". Впрочем, что нам много говорить о растениях и цветах? Они все-таки дерево, сено – как ни хороши. А вот вы, детки, наши растения или лучше – Божии, бесценные. Вы – наши цветы. То, что сказано об них, надо приложить и к вам".
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, ему же семя его в нем по роду на земли: и бысть тако (Быт. 1, 11).
О растениях в Священном Писании говорится прикровенно. Растениям уподоблены дети богобоязненных родителей, возрастающие в свежих своих силах. В 127-м псалме читаем: Сынове твои яко новосаждения масличная. В псалме 143 этот же образ возникает вновь: Иже сынове их яко новосаждения водруженная в юности своей. Растению уподоблен и благочестивый человек. В третьем стихе Предначинательного псалма о праведнике читаем: И будет яко древо, насажденное при исходящих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. Растениями чуждыми, произросшими от чуждой лозы, не Богом насажденной, являются носители языческих нравов и обычаев. В Новом Завете Господь сказал: Всяк сад, его же не насади Отец Мой Небесный, искоренится (Мф. 15, 13).
Растения дышат, оживотворяясь Святым Духом, набираются сил, расцветают и плодоносят, давая продолжение потомству. В своем замечательном трактате "Дух, душа, тело" архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (1877–1961) засвидетельствовал одухотворенность не только животных, но и растений. Владыка, в частности, выразил мысль: "Если так очевидно, что временная смерть семян и животных не мешает тому, чтобы снова возникла в них жизнь, то не имеем ли мы права утверждать, что это возможно без проявления в них какой-то неведомой нам силы, жизненной энергии, совершенно не поддающейся воздействию вредных агентов, уничтожающих жизнь семян и растений? А такая энергия, конечно, может быть только духовной энергией, животворящей силой Святаго Духа".
Архиепископ Лука, наделенный благодатной прозорливостью и научным дерзновением, был еще и художником мысли. Вот нарисованная им духовная картинка цветущего луга: "Вечером на цветущем лугу все множество цветов поворачивается к солнцу, точно воссылая ему вечернюю молитву, а после его заката тихо засыпает, чтобы утром, повернувшись на восток, опять встретить его утренней радостной молитвой... Благоухание цветов – это фимиам Богу. Цветы – кадильницы". (Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Дух, душа, тело. М., 1993. с. 74, 77).
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
Хочу поделиться статьёй, напрямую относящейся к нашей теме: «ОСТАТКИ РАЯ НА ЗЕМЛЕ: Растения в русском церковном обиходе». Автор: Александр Стрижев. Когда-то она для меня стала настоящим открытием (15 лет назад в Сергиевом Посаде я «случайно» купила книгу А.Стрижева «Цветы и храм»). На сегодняшний день это единственное издание по церковному благоукрашению цветами. Возможно, кто-то прочитает её впервые.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Композиция 2.
7.jpg (63.09 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Елена Лукьянова - 02.12.2011 01:37:41
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Композиция с лилиями.
6.jpg (25.49 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Елена Лукьянова - 02.12.2011 01:36:50
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Гирлянда из лилий.
5.jpg (86.02 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Елена Лукьянова - 02.12.2011 01:35:47
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Букет 4.
4.jpg (37.53 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Елена Лукьянова - 02.12.2011 01:34:42
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Букет 3.
3.jpg (28.35 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Елена Лукьянова - 02.12.2011 01:33:44
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 След.