Богословы видят в церковном символе изображение его таинственного содержания, соответствующего небесному, Божественному первообразу. Он-то и наполняет своим присутствием смысл символа. Одни символы, являя собою знаки и предначертания в форме иносказательной, прообразовательной, соответствуют тому, что изображают, возможно, неполно; другие воплощают совершенное, то есть Истину. Именно такова символика в иконописи. Притекающие в храм богомольцы воспринимают образ-икону как святыню.
Храмовый символизм подразумевает иерархию смыслов. Живой иконой нашего Спасителя был и есть Иисус Христос во плоти, в нераздельном явлении Его облика и небесного образа. Крест с изображением распятого Спасителя – знамение Голгофской Его победы, в Кресте мы прозреваем истинный свет искупления и нашего спасения.
Иконописный церковный канон включает элементы растительного символизма. По ту сторону плоти видится ипостасное Древо жизни, оно в богородичных иконах пишется за Ликом Пречистой. Это Древо олицетворяет собою Спасителя. По преданию, именно от Древа жизни получено Древо Честнаго Креста Господня. Орнамент по ковчегу иконы обозначает Процветший крест, вечно животворящий и повсюду спасительный. Другие изображения за Ликом Богородицы также ипостасны: здания символизируют Вседержителя Бога, Творца мироздания, гора – знак Святого Духа (потому-то при взыскании Духа и простирают руки "горе").
Храмовый символизм подразумевает иерархию смыслов. Живой иконой нашего Спасителя был и есть Иисус Христос во плоти, в нераздельном явлении Его облика и небесного образа. Крест с изображением распятого Спасителя – знамение Голгофской Его победы, в Кресте мы прозреваем истинный свет искупления и нашего спасения.
Иконописный церковный канон включает элементы растительного символизма. По ту сторону плоти видится ипостасное Древо жизни, оно в богородичных иконах пишется за Ликом Пречистой. Это Древо олицетворяет собою Спасителя. По преданию, именно от Древа жизни получено Древо Честнаго Креста Господня. Орнамент по ковчегу иконы обозначает Процветший крест, вечно животворящий и повсюду спасительный. Другие изображения за Ликом Богородицы также ипостасны: здания символизируют Вседержителя Бога, Творца мироздания, гора – знак Святого Духа (потому-то при взыскании Духа и простирают руки "горе").