Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
    Елена Герасименко пишет: «Пшеница - символ духовного питания, ячмень - символ питания тела; два плода из семи перечисленных скрепляют наше существо воедино, дают возможность физического и духовного существования. Затем идут еще пять плодов, украшающие наше духовное меню, добавляющие "аромат" и "особый вкус" к стремлению развивать нашу душу.
    Виноград символизирует радость, которая есть в нашей жизни, ту радость, которая высвобождает наши скрытые возможности, добавляют глубину, живость и стремление делать то, что мы делаем».
В христианстве колосья пшеницы – это прежде всего хлеб Евхаристии, тело Христово.  Многочисленные упоминания о пшенице встречаются в Священном Писании и различных притчах. Например, хорошо известна евангельская притча о поле пшеницы с плевелами, когда работнику нужно было отделить хорошее зерно от сорной травы. В христианстве хлеб (пшеница) используется при причастии в соответствии со словами Спасителя на Тайной вечере: «Это - тело мое».
Виноградная лоза —  евхаристический образ, а также символ народа Божия, Церкви. В последней беседе с учениками Иисус сказал: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь... Я есмь Лоза, а вы ветви; кто * во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода...» (Ин.15:1; 15:5). Виноград, в христианском искусстве символ евхаристического вина и потому крови Христа, особенно с колосьями зерна. Существуют иконы: «Христос – Виноградная Лоза», «Христос – Виноградарь», «Спас Лоза Истинная» и др.
Эти образы широко используются в христианском искусстве.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Рада вновь приветствовать всех участников форума!
Людмила Александровна, расстраиваться мне не из-за чего, наоборот такие дискуссии, что называется «на пользу дела». Ведь наша цель состоит не в том, чтобы отстоять свою собственную правоту, а всем вместе прийти к правильному решению, касающемуся в данном случае становления теоретических основ православной флористики. Так что, думаю, останавливаться не стоит.
Особенно рада, что к нашей дискуссии присоединился священник.
О.Олег, Вы, наверняка, очень занятой человек, но очень хотелось бы чаще видеть Ваши комментарии на этой странице форума. Без Вашей помощи не обойтись. Полностью согласна с Вашим мнением: «В первую очередь, уместным было бы использовать элементы Икэбаны, конечно же, в японских православных храмах. В храмах Русской Церкви, наверное, - по принципу: "семь раз отмерь - один отрежь"» и с мнением Маловой О.Д.: «Поэтому, конечно, икебана, в духовной своей основе, не может быть перенесена в православный храм, но восточное отношение к каждому растению, цветку, в отличие от европейской традиции, должно быть примером вдумчивого внимания для всех, а титаны флористики показывать пример благоговейного и уважительного отношения к существам, у которых есть душа… Правила, принципы, приёмы и целевое назначение флористических украшений в наших храмах, конечно же, основывается на  традициях Церкви Православной».
Людмила Александровна, также хотелось бы сказать, что вызывает большое уважение ваша преданность этому Богоугодному делу украшения православных святынь (уже 20 лет). Надеюсь на дальнейшее общение.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Людмила Александровна, я не могу давать Вам советов (и не давала их в предыдущем письме), так как мой практический опыт невелик, а теоретические знания - это полностью заслуга Маловой О.Д., у которой я обучалась на курсах "Православной флористики". Именно она собрала весь теоретический материал и систематизировала его. Всё, что я Вам написала по поводу символики клёна и цветовой символике праздника - это не моё личное мнение, а знания уже давно принадлежащие Церкви. Твёрдо уверена, что в церковном искусстве не должно быть никакой "отсебятины", иначе можно очень далеко уйти. "В этой работе я использовала и совсем иной подход, работая с цветами, как художественной палитрой и семи принципах понятия красоты японского искусства Икэбана." - это мне не понятно вообще. Мы православные или кто?
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
18 октября - Празднование Московских и всея России Святителей и чудотворцев: свтт.Петра,Алексия,Ионы, Макария,Филиппа,Иова, Ермогена,Тихона,Петра, Филарета,Иннокентия и Макария. На фото - украшенная икона этих Святителей в Московском храме Св.Филиппа. На фото хорошо видны и осенние,золотые кленовые листья, некоторые из которых я сворачивала в виде цветов лилий. Тем самым показывая о возможности использования и сезонного материала из нашей местности. Здесь и остальные, составляющие украшение иконы, цветочные элементы, несут каждый свой символический смысл.
Клён является символом великой премудрости Божией, поэтому его использование в данной аранжировке является оправданным. Сам цвет листьев – жёлтый (золотой) также соответствует цветовой символике праздника:  цвет облачений священников по церковному уставу для групп праздников Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей – золотой (жёлтый) всех оттенков. По этой же причине введение в аранжировку других цветов (как в рассматриваемом случае – красного, зелёного и белого (нецвета в теории флористики)) должно быть минимальным,   от синего же цвета стоило отказаться вообще. Правильнее было бы, на мой взгляд, подчеркнуть золотой оттенок листьев клёна разнообразными оттенками жёлтого, жёлто-оранжевого других листьев и цветов, создав тем самым ощущение «золотого сияния».
Хотелось бы, Людмила Александровна, узнать о символическом смысле других составляющих представленной аранжировки.
Изменено: Елена Лукьянова - 05.12.2011 12:39:30
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Добрый день всем участникам форума! Разрешите к вам присоединиться?
Мне бы хотелось высказать свои размышления и пригласить вас к дискуссии по поводу самого понятия «православная флористика», в чём её отличие от светской, каковы её цели и значение. Знаю, что многие скептически относятся к этому новому виду церковного искусства и сомневаются в его необходимости, либо не делают никаких отличий от светской флористики.

"Храмовое искусство – это искусство создания сакрального пространства для молитвы, проповедь в любой форме... И если что-то делается «под омофором Церкви», то здесь должно быть такое качество, которое сразу же захватывает. Музыка, живопись, фотография – всё, что соприкасается с душой и делается церковным человеком, должно быть лучшим…"
Георгий Колосов, православный фотограф

"…смолкает голос совести, и люди становятся бессовестными и, как следствие, во многих исчезает воля к качеству на всех путях жизни, и люди предаются всем порокам, скверно работают и создают одно плохое (плохое искусство, плохую жизнь, плохие дома, плохой хозяйственный продукт); при этом параллельно отмирает чувство ранга, и все начинают посягать на всё. Любовь уступает место ненависти, знание подменяется и снижается, воспитание становится развращением. В душах не остаётся чувства ответственности..."
И.А.Ильин

Ответственным должно быть отношение православного христианина ко всему в своей жизни: к работе, к семье, к окружающим людям, к произносимым словам, поступкам. Быть ответственным – значит жить по совести (совесть, как известно, это голос Божий в нас). А если речь идёт о храме, служении в нём, работе на благо его, украшении, то ответственность становится особой.

«Если что-то делается «под омофором Церкви», то здесь должно быть такое качество, которое сразу же захватывает…должно быть лучшим…» Это высказывание можно отнести и к украшению цветами в храме. Владея искусством флористики, возможно церковную аранжировку превратить в проповедь и профессиональное служение Церкви и людям художественно одарённого христианина. Если же мы, обладая необходимыми знаниями, способностями и возможностями, поступаем по-другому, то мы поступаем против воли Божией.

«Потоки благ изливаются от благодати Его; она…сияет в цветах».
Прп. Ефрем Сирин

«Цветы – это остатки рая на земле».
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

«Живые цветы – это кадильницы, фимиам Богу…Они – свидетели Божьего устройства мира, их совершенная красота – это проповедь, символ смиренного послушания Создателю и жертвенности».
Свт. Лука Войно-Ясенецкий

«Бог в былинке у нас под ногами…»
Св. Антоний Великий

«Смотрите на крин сельный, пусть сами цветы полевые служат вам примером…»
Свт. Дмитрий Ростовский



«Христианская культура должна созидаться на земле, творчески преображая тот мир, в пределах которого она существует».
И.А. Ильин

Искусство (со старославянского искус – опыт) – образное осмысление действительности и наряду с наукой – один из способов познания, в том числе, и Богопознания. И кем бы ни был художник: музыкантом, поэтом, живописцем, скульптором или архитектором, – его основная задача – служение тайне Божией, познание и раскрытие её другим людям.

«Духовно значительное искусство воспитывает человека и строит его дух» (И.А. Ильин), другое же – просто не имеет смысла.

«Художественное искусство, заслуживающее своего имени, есть нечто от духа и для духа; а дух имеет свой лик, свои грани и стены, свои законы и ритмы, свои требования, свою силу и свою мудрость. Вот почему художники – наши душевные врачи и воспитатели. Горе им и горе нам, если они вместо благих средств дают нам яд; и вместо благих путей ведут нас к распаду и гибели! Но если они верны своему призванию, то дело их становится служением и радостью…Служением художника, который творит свои создания для того, чтобы вовлечь и нас в сослужение с собой… Радостью создающего и, вот, создавшего в своём произведении новый способ жизни и подарившего нам, воспринимающим его создание, эту незаслуженную нами радость…» (И.А. Ильин).

Флористика как искусство возникла в 30-е годы XX века. Православная флористика начинает развиваться только сейчас и несёт в себе те же задачи, что и любой другой вид искусства: познание Бога в творении Его, а как церковного искусства, участвующего в богослужении, – создание образа Иного мира, преображённого, в котором царствует Бог. «Всякая форма искусства в богослужении участвует в проповеди» (Н. Лосский).

В православном храме нет и не может быть ничего случайного, бессмысленного: ни в архитектурных формах, ни в его внутреннем убранстве, ни в происходящих действах, – всё имеет свой смысл и своё значение, и всё в совокупности воздействует на духовную жизнь человека, рождая в душе умиротворение и радость. И именно синтез всех существующих в храме видов искусств ведёт к желаемому результату: все они согласно раскрывают простую и важную мысль о единстве звука, цвета, формы, мысли, духа, о единстве всех людей в служении единой Истине.

И та красота, которая присутствует в православном храме, – раскрывается для нас как красота Бога: Бог есть красота; красота – путь к Богу. «…Перед каждым из христиан стоит задача: наряду с восстановлением в себе чувства совести, также развитие способности восприятия истинной красоты, ибо постичь, оценить и полюбить красоту есть то же, что понять безобразие греха и почувствовать отвращение к пороку» (Н.Е. Пестов).

Православная флористика в современном мире способна стать ещё одним видом искусства, гармонично участвующем в богослужении. Цветы, присутствующие в храме, должны быть не случайным скоплением, а осмысленной проповедью и прославлением Бога. Змеиная мудрость – обращать всё на пользу людям и Церкви Христовой, тем самым укрепляя Её позиции в противостоянии духу мира сего.
Изменено: Елена Лукьянова - 05.12.2011 12:35:12
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11