КАРТИНЫ ПАВЛА РЫЖЕНКО
В Царской башне Казанского вокзала (вход со стороны гостиницы «Ленинград) находится выставочный зал: картинная галерея народного художника Российской Федерации Дмитрия Белюкина. Именно в этой галерее проходит сейчас (до 13 ноября с. г.) выставка картин нашего известного художника ПАВЛА РЫЖЕНКО.
Православной аудитории его творчество хорошо известно, и все-таки хочется сказать несколько слов о выставке, так как осведомленность о ней весьма недостаточна.
Павел Рыженко умер в возрасте 44 лет в канун дня Царской Голгофы – 16 июля 2014. Умер от инсульта, от невероятной перегрузки. Ибо темп, в котором он работал в последнее время, как свидетельствует его вдова Анастасия Рыженко, она же – экскурсовод и организатор выставки, - был невероятным. Конечно, на выставке представлены не все работы художника, но организаторам удалось показать весь диапазон творчества Павла Рыженко. Православной аудитории, повторюсь, хорошо известны картины этого художника. Но для тех, кто хочет его открыть для себя следует сказать следующее.
Этот молодой художник, крестившийся только в 23 года, поставил перед собой невероятную цель – через историю показать современникам веру, силу, мощь и трагизм русского характера. Показать, что со времен древней Руси и поныне – мы, русские, все те же. Его картины будто снимают нашу опамятованность. Богом данный талант позволил Павлу предельно растворить себя в каждом персонаже. Наверное потому они – так достоверны. Воины-монахи Пересвет и Ослябя. Первый перед боем и за мгновение до смерти на коне. Второй – в цветущем саду Троицкой обители также пред боем… И все это достоверно и «современно» вплоть до человеческой узнаваемости… В последние годы художник пошел дальше и вглубь в плане раскрытия русского характера. Он показал на двух полотнах язычника князя Святослава, сына княгини Ольги, который несмотря на все старания его матери, православия не принял. Но проявил те черты русского характера, которые очень близки Православию: поддержка ближнего, готовность пострадать «за други своя», чем поразил пленившего его византийского царя Цимисхия. Последний, пораженный тем, что этот язычник во многом превосходит его, православного, отпустил его из плена и одарил. Но Святослав, как настоящий воин, от злата отказался, но взял только меч. Образ Святослава – поразителен.
Обогатилась и углубилась новыми картинами тема русской трагедии, которая сопутствовала революционным событиям и отречению от Государя. Русские офицеры в эмиграции, батальные сцены и др. Поразительна картина, на которой изображен боевой корниловский офицер, надевший фрак официанта во Франции. Он жестко смотрит на себя в зеркало, готовый пустить себе пулю в лоб… Добавились картины Царской темы. Вот мирная картина: фотографирование Царской семьи и приближенных в день столетия Бородинской битвы в 1912 г. Всматриваешься, всматриваешься… Чувствовали или не чувствовали приближение катастрофы?.. А вот картина уже близ катастрофы. Николай II сидит в госпитале (Первая мировая война) между двумя кроватями, на которых лежат умирающие Георгиевские кавалеры – русский и мусульманин. Он держит их за руки, поддерживая их в последний час. Лицо Царя напряженно. Он будто чувствует, что скоро наступит и его последний час. И поддержать его уже будет некому… Интересно, где-то философски, подан образ Александра III. В сюжете картины обыграна его почти шутливая фраза: «Когда русский царь ловит рыбу, Европа может подождать». Эту фразу он сказал, когда во время рыбалки ему доложили о получении депеши из Европы. На картине мы видим мощную фигуру Царя-миротворца с озадаченным лицом и удочкой в руках, а на заднем плане толпятся европейские дельцы, которых он до времени сдерживает… Встает и горькая для нас тема русского разделения, русского предательства. Смотришь на картины трагедии русских эмигрантов на чужбине и думаешь: все ли из них поняли, что это возмездие за предательство Царя? В целом же, Павел Рыженко так глубоко чувствует тему русского характера, русской трагедии, что кажется – надиктовывает темы для современного искусства – театра, кинематографа… Каждая картина художника настолько глубока по содержанию и важна для понимания в деталях, что перед каждой из них можно проводить «урок истории», который полезен в том числе и для взрослых.
Очень жаль, что выставки Павла Рыженко – редки. Ибо картины эти заслуживают постоянной экспозиции. Например, как постоянно действующая экспозиция «Романовы» на ВДНХ. Не опоздайте! Выставка картин Павла Рыженко в Царской башне Казанского вокзала работает только до 13 ноября с. г. Тел. картинной галереи: 8-903-554-57-41. По этому тел. можно договориться об экскурсии, которую проведет Анастасия Рыженко.
СВЕТЛАНА КОЛОСОВСКАЯ