Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Ольга, спасибо, что вы обратили на этот момент внимание и указали ошибку. В этом монастыре нет традиции накрывать аналое  перед алтарем платом, в будующем учтем это упущение и заполним пустое пространство цветами и растениями. Единственная проблема в том, что весь флористический материал это наши пожертвования и не всегда хватает на самые элементарные флористические принадлежности.
Прочитав сегодняшний форум хочется поделиться статей о монастырях   профессора МАрхИ А.Квасова. Он сказал: "  Поразить воображение людей, посвятивших себя Богу, - занятие неблагодарное. Их воображение недосягаемо, как вечность. Оно всегда и полностью занято одной идеей, и имя ее - Вера. Это воображение нельзя дополнить или изменить. Ему можно только соответствовать. В этом суть архитектурных канонов всех конфессий. 
 В рамках учебной прграммы работа над проектами реконструкции и благоустройства монастырей велась в режиме постоянного сдерживания творческой фантазии, в итоге приведенной в состояние аскезы. Но как известно, любая регламентация - лучший стимул для творчества.......Предпочтение отдавалось природным материалам, а вся символика сопрягалась с практическими нуждами живущих в обители. Что так же отвечает традициям обустройства православных монастырей.
 Важно было понять, что догма и канон отнюдь не синонимы. Канон - это образец и понятие временное и предполагает развитие. Догма - неизменна во времени и не учитывает конкретных исторических условий. Канон - это свод правил для трактовки, догма пораждается логикой. Догма вызывает оцепенение, канон интерес к пониманию. Догма агрессивна, канон таинственен.
 И наконец , догма - вечное пристанище, канон путеводитель. Когда это осознаешь, появляется интерес к проектированию по канонам." журнал " Ландшафтная архитектура 2007, №4
В нашем случае мы старались при минимуме возможностей соблюсти Канон. Символический Вертеп над иконой Рождества, символическая звезда, ветви ели украсили вход в Алтарь. А догмой в данном случае является несоблюдение флористических правил при украшении иконы. К ней можно отнести незакрытый оазис, мишуру и другие мнения.  Поэтому хочется научится правилам при минимуме возможностей.   Спасибо за информацию о горшечных растениях, полезная и назидательная.  Меня волнует такая проблема, когда мало цветов, растений, в каком месте впервую очередь нужно разместить букеты, в том случае когда украшается храм к празднику.  Или это на усмотрение благоукрасителя по благословлению настоятеля? Спасибо огромное за общение и содержательный форум.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
может надо было бы на аналой под праздничную икону положить хотя бы белый плат, чтобы место вокруг нее не казалось пустым
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Цитата
Ольга Малова пишет:
"Образ Вертограда заключенного раскрывается в композициях «Страшного суда», где Богоматерь представляется на фоне Райского сада, сидящей на троне между ангелами. В храме святых Новомучеников и Исповедников Российских в «Коммунарке» (Свято-Екатерининский мужской монастырь Московской епархии) имеется изображение Богородицы с Богомладенцем на Престоле на фоне Райского сада в окружении четырёх ангелов" - это цитата из моей рукописи. Вы подвизаетесь в этом храме? Где есть образ Божией Матери в Райском саду, образом которого Она и является?
Благодарю Вас Ольга Дмитриевна, читая этот форум, рассматривая росписи нашего храма, я вдруг поняла, что необходимо делать и к каким источникам обращаться. Образ Вертограда это основа благоукрашения храма. Есть замечательные книги " Монастыри земли русской",  "Монастыри - природа и люди" " Вертоград заключенный" авторов А.П.Вергунова и В.А. Горохова.  из книги "....На иконе Никиты Павловцева " Богоматерь " Вертоград заключенный" показан цветочный сад с грядками и стриженными кустами, декоративными вазами; цветут тюльпаны, гвоздики, растут деревья и травы. За балюстрадой - нетронутая дикая природа..." Когда я прочитала меня просто осенило, ведь это место на котором расположено подворье и оно должно быть благоустроено по образу Вертограда. 20 гектар лесного массива и за этим хозяйством присматривают два монаха и три послушника.  После прочтения ваших постов я более внимательно стала рассматривать росписи стен храма. Единственное, что я знала, что храм построен на пожертвования детей, родственников и внуков расстрелянных и что ни одного элемента на стенах в убранстве нет случайного, все подчинено единому замыслу. Люди, которые создавали этот храм всегда приходят на службы, поэтому всегда есть прихожане, которые видят и оценивают любую работу выполненную в подворье. Образ Богоматери находится в центральной части над иконостасом, до сегодняшнего момента я не понимала откуда взяты сюжеты, спасибо за информацию, буду изучать историю храма внимательнее. 
Ниже попробую загрузить  фотографии убранства на Рождество Христово. Звезда выполнена из картона, украшена хризантемой закреплена флористическим клеем.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Людмила Александровна, Вы пишете о том, что прочитав информацию о значении цветов в храме, размещенную на форуме, мы многое уже знаем. А у меня совсем другое ощущение, каждый раз, когда читаю посты в этом разделе на форуме, всегда радуюсь, что нашла людей которые могут мне помочь понять многие сокровенные истины цветочного убранства храма и какой должно быть место вокруг храма, но с большим сожалением понимаю, что я почти ничего не знаю, как благоукраситель.  Несколько лет назад меня Господь привел первый раз в монастырское подворье Новомученников и Исповедников Российских (Коммунарка). Только сейчас я понимаю, что этот путь лежал через всю мою жизнь, маленькими шажками я шла к этому храму, которого еще и не было, так как его построили совсем недавно.  Первый раз я пришла как поломницаодиночка, 18 июля - день казни Святой Великомученицы Елизаветы, этот день я запомнила на всю жизнь, все было как бы случайно.  Место очень тяжелое, это место расстрела многих невинных людей в годы гонений. Храм только строился.  Второй раз я пришла на это место по просьбе одной прихожанки, как садовник.....моих знаний и усилий, а самое главное молитв не хватило, чтобы быть прихожанкой этого храма....многие не могут вынести послушаний в этом месте....слишком велико и свято это место.....третий раз меня привела Богородица в это место....много лет я была прихожанкой храма " Всех скорбящих радостей" (Б.Ордынка) и по сей день я чувствую, что Богородица тот источник силы, мудрости и радости во многих послушаниях. А в третий раз произошло чудо, на курсах по православной флористике познакомилась с прихожанкой этого храма Еленой, которая пригласила помогать  храму. И пока потихоньку помогаю по силам.  Послушание это самое трудное дело, есть изречение " Послушание выше молитв" Поэтому, чтобы не было искушений необходимо на любое послушание брать благословление и слушать свое сердце, если дело не идет, то лучше отложить до того времени когда это будет угодно Господу. Помоги Всем Господи нести свое послушание не смущая и не огорчая никого, потому что и такое может быть. Простите меня, за длинное словословие.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
     Многое становиться понятным. Спасибо огромное! Тема об орнаменте привела к мысли посмотреть информацию о христианском украшении храмов. На сайте Исаакиевского собора интересная информация.  http://www.isaac.spb.ru/saviour/ubranstvo/stoun/ornament
         Из всего, что я сегодня узнала следует, что для создания композиции для оформления храма живыми цветами необходимо знать язык символов. Каждый цветок, стебель, лист несет в себе духовно-смысловую нагрузку. Необходимо тщательно продумывать каждый элемент оформления. Как бы не было трудно, но любая композиция должна быть созвучна с пением в храме, может быть в основу композиционого решения нужно брать иконографию и песнопения и цветовое оформление и все это выразить языком символов через цветы. Чувствую, что повторяю мысли Ольги Дмитриевны, но теперь многое стало понятным.....Какую литературу можно почитать о христианских символах? Может быть есть словарь христианских символов?
Изменено: Елена Герасименко - 29.10.2011 00:54:19
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Спаси Господи!  Ольга Дмитриевна, огромное Вам спасибо за наставления, со слезами на глазах прочитала все о чем Вы написали. Душа видимого искала эти слова и Господь помог обрести новую встречу для укрепления духа. Каждое слово мне ясно и понятно, спасибо. Много лет назад я приобрела книгу "Прекрасные растения Библии", тогда я еще не знала, что буду работать с растениями, а обратила внимание на нее, потомучто перед этим побывала в поломнической поездке в Дивеевском монастыре и случайно разговорилась с одним прохожим, приехавшим в это место для постоянного проживания. Он  угостил меня яблоком и разговор зашел о пище, тогда я впервые услышала о том, что человек должен питаться плодами растений , которые указаны в Библии для духовного и физического здоровья. Для меня это было открытием. Потом появилась у меня книга, долго лежала, в последнее время я стала все чаще в нее заглядывать. И вчера прочитав ваше сообщение для меня понятно стало многое, я опять открыла эту книгу ( И.Н.Соколовский " Прекрасные растения Библии"smile;).
"......"семь плодов", которыми была благословлена земля иудеев, - это пшеница, ячмень, виноград. инжир(фиги). гранаты. маслины(оливки) и финики(или мед). Это не только плоды в полном смысле слова, но и разнообразные символы, значение которых нужно знать. чтобы содержание Библии стало ближе и понятнее. 
    Пшеница - символ духовного питания, ячмень - символ питания тела; два плода из семи перечисленных скрепляют наше существо воедино, дают возможность физического и духовного существования. Затем идут еще пять плодов, украшающие наше духовное меню, добавляющие "аромат" и "особый вкус" к стремлению развивать нашу душу.
    Виноград символизирует радость, которая есть в нашей жизни, ту радость, которая высвобождает наши скрытые возможности, добавляют глубину, живость и стремление делать то, что мы делаем.
    Инжир символизирует увлеченность, наше глубочайшее личное участие в том, к чему мы стреммся, то есть состояние, когда мы полностью отдаемся тому, что мы делаем.
    Гранат символизирует деяние, высшую форму "хитрости"; отказ примириться со своим несовершенным духовным и моральным уровнем на данный момент и стремление стать лучше, чище и ближе к Творцу, чем мы есть.
    Маслины символизируют борьбу. Для большинства из нас слово "жизнь" является синонимом слова "борьба". Оливковое дерево и его плоды символизируют ту часть нашего существа, которая заставляет нас бороться, которая говорит нам. что отказаться от борьбы - значит отказаться от жизни. Подобно оливковому дереву, которое отдает масло только когда плоды его давят, мы демонстрируем наши лучшие качества, когда жизнь перемалывает нас своими жерновами, когда мы боремся между противоречивыми силами внутри самих себя.
    Финик символизирует совершенство, способность жить в мире, спокойном и совершенном состоянии духа. Несмотря на то, что лучшие свои качества мы проявляем в труднейших жизненых ситуациях, так же справедливо и то, что некоторые свойства нашей души могут проявиться только тогда когда мы находимся в полном согласии с собой, когда мы достигли внутреннего равновесия и гармонии в своей душе.
    Число семь в этой символике составляющих человеческого характера выбрано вовсе не случайно, так как оно само по себе тоже имеет знаковый характкр. Это число выражает завешенное целое в его совершенстве, чаще всего в соответствии с Божией волей, подобно тому, как  был сотворен мир:" И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и создал" ( Бытие, 2:2-3) .........там же" Хлеб наш насущный" - Пшеница в библейские времена занимала особое место в жизни общества....Ее считали лучшим хлебным злаком и символом материального благополучия. Пэтому именно ее нужно было приносить в жертву Господу: " Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана" (Левит2:1) Хлебную жертву можно было приносить в виде хлеба, печеного в печи, лепешек, жареных на сковороде, или высушеных на огне и растолченых зерен.......и еще: В Библии особое значение придается всему первородному - первенцам у людей, скота, первым плодам земли. Греческое слово" апархэ", которое в Синодальном переводе звучит как " начаток", указывает на бытовавший обычай жертвовать Богу лучшее из того, чем владеешь. Первое -это залог последующего, поэтому пожертвованием всего первого освящается все остальное. По этому поводу Господь так говорит Аарону " Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба, начатки их, которые они дают Господу, Я отдал тебе" (Числа, 18:!2).
Знакомство с православным храмом, богослужебной утварью, одеянием духовенства и т.д., Всем, практическим деятелям Церкви, для своей работы нужны и полезны знания от изучения данных материалов.
  Добрый вечер, дорогие братья и сестры!
 Ольга Дмитриевна, спасибо вам за Ваши замечания, ведь в цветочном ремесле я новичок, многое приходится познавать, что называется на ходу и порой понимаешь, что необходимо изучать все  на что Господь дает силы и возможности.
 Мой приход в храм был неслучайным и промыслительным для меня и моих близких.
 Первое с чем я столкнулась это с недостатком средств в храме на цветочное украшение, с такой проблемой сталкиваются многие и многие храмы. Как украсить храм к празднику не введя во грех и себя и тех кто видит всю эту красоту которую создает благоукраситель.
Первая моя мысль была о том, чтобы собрать деньги к Престольному празднику как пожертвование.
Мне  тут же задали вопрос: Зачем тратиться на цветы, если эти деньги можно потратить на больных, на восстановление храма. Цветы это излишество в храме и расточительство. ....об этом мне говорил человек не бедный с высшим образованием крещеный.
Честно сказать я и сама не знала почему люди приносят в храм цветы. Зачем украшаются иконы, царские врата. Я знала технику работы с цветами и как вести себя в храме в той или иной ситуации.  
Когда приходишь в Большие храмы, монастыри и видишь всю красоту цветочного убранства, то многих переполняет чувство восхищения, но не многие могут объяснить почему в храме столько цветов и зачем потрачено столько средств на это украшение.
 Я не хочу сейчас приводить изречения невоцерковленных людей как они расценивают подобную ситуацию. Поэтому чтобы быть спокойным и не впадать во гнев необходимо изучать все что связано с жизнью церкви, ее убранством, службой и уметь объяснить в первую очередь себе зачем и почему необходимо приносить цветы в храм.
Спасибо Вам за методику обучения, замечательные фотографии сосудов. Некоторые я вижу впервые. Надеюсь что на форуме нам всем хватит мудрости и терпения в изучении многих православных тем в свете Евангиелевского учения.

Вернусь к теме о сосудах.

Если я правильно поняла, то для цветов специального сосуда нет.
Цветы в храме должны возлагаться в виде венка, оформляться цветочной композицией на аналое, обрамлять Царские врата, Паникадило.....откуда пришла традиция соствлять букеты и ставить их в вазоны в храме?
 Почему меня волнует этот вопрос, потому, что вижу  что многие сосуды под цветы являются случайными в храме. Если обратить внимание, то букеты стоят в вазах порой разного стиля, формы, и т.п.
Знакомство с православным храмом, богослужебной утварью, одеянием духовенства и т.д., Всем, практическим деятелям Церкви, для своей работы нужны и полезны знания от изучения данных материалов.
Добрый день, дорогие братья и сестры!
 
 Огромное спасибо модераторам форума за помощь в авторизации. За время технических неполадок успела с большим интересом ознакомиться с этим православным цветочным форумом, в этом деле я новичок и только учусь...
Думаю, что храмовым цветоукрасителям просто необходимо изучать все что связано с жизнью церкви, ее убранством, службой и уметь объяснить в первую очередь себе зачем и почему необходимо приносить цветы в храм.
Но мне эта тема близка и в процессе работы появляется много вопросов не только практического характера, но и духовного, повторение и изучение нового материала по православию,  взаимосвязи  элементов православного храма с внутренним миром православного человека. В украшении храма цветами видимо сказываются большие проблемы с потерей знаний о значении цветов в храме.
Огромное спасибо за возможность очередной раз задуматься над этим вопросом и поделиться свими рассуждениями.
 Людмила Александровна задала очень интересный вопрос: есть ли какое-то свое особое символическое значение у цветов, стоящих в вазе?
. Попробую ответить, ответ может быть не полным но ход мыслей попытаюсь раскрыть. Первое упоминание о цветах дается в Ветхом Завете:БЫТИЕ глава 1-11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.   
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.  29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -
вам сие будет в пищу; Господь дал все человеку для жизни, растения несут в себе не только материальное значение как удовлетворение потребности организма в необходимых микроэлементах, но и эстетическое восприятие: 12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. Так появились на земле растения, цветы, об этом написано в Библии.  Что-же написано в Библии о первом храме для Господа на земле. Об этом событии упоминается в третьей Книги Царств, глава 6: В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. (2 Пар. 3, 1. Деян. 7, 47.)
    18
На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было.
   .
29
И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. (Иез. 40, 16.)
   .
32
На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы. (Иез. 41, 18.)
   
35
И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе.
   
38 А на одиннадцатом году, в месяце Буле, - это месяц восьмой, -
он окончил храм со всеми принадлежностями его и по всем предначертаниям его; строил его семь лет. (Исх. 12, 2; 13, 4. 3 Цар. 9, 10.)  

 Следовательно украшать храм цветами это ветхозаветная традиция и корнями она уходит в Древний Египет. ......Как правило, цветы приносили богам в жертву. Эти букеты цветов вставляли в держатели, которые имели форму петли жизни. Считалось, что в цветах присутствовали боги, аромат цветов отождествлялся с благоуханием богов. Слово «жизнь», имело в египетском языке такое же звучание, как слово «цветок». Изображения букетов цветов в местах погребения указывают на то, что усопший ушел в вечную весну.

 Цветы — это символы развития жизни. Лотос был первым цветком, который появился из первозданных вод. Многие божества изображены на рисунках с цветами......Почему-же "цветок" является началом жизни икак это изображается и описывается у египтян......
Цветок Жизни – символ всех религий Цветок Жизни можно найти во всех мировых религиях. В Египте, откуда вышли все монотеистические религии, Цветок Жизни можно увидеть в древнем храме в Абидосе. В Израиле он встречается в древних синагогах в Галилее и Масаде. Цветок Жизни содержит в себе схемы творения, возникшие из Великой Пустоты. Все в мире создано из мысли Творца......Сотворение Цветка Жизни

 После создания Семени Жизни (см. статью о Семени Жизни) то же спиральное движение было продолжено, создавая следующую структуру, известную как Яйцо Жизни (см. диаграмму smile8). Его трехмерная форма показана на диаграмме 4. Эта структура лежит в основе музыки, так как расстояние между сферами равно расстоянию между тонами и полутонами в музыке......Плод Жизни внутри Цветка Жизни.
 Цветок Жизни содержит в себе тайный символ, возникающий при совмещении 13-ти кругов, как показано на диаграмме 8b. Это самая важная и священная структура во вселенной, источник всего сущего – Плод Жизни. В нем заключены 13 информационных систем. Каждая из них объясняет другой аспект реальности. Эти системы могут дать нам доступ ко всему, начиная с человеческого тела и кончая галактиками. Например, первая система позволяет создать любую молекулярную или клеточную структуру, существующую во вселенной – то есть любое живое существо......(http://www.ka-gold-jewelry.com/russian/p-articles/flower-of-life.php)....
Приносить цветы в жертву. изображать цветы на стенах храмов и жилищ древнейшая традиция уходящая в глубь веков. Но вопрос был о символическом значении вазы. Что мы знаем об истории вазы ее предназачении? Сейчас попробую разобраться....
Древние сосуды употреблялись для хранения хозяйственных припасов, как сыпучих, так и жидких, а также для смешивания напитков, для черпания, питья и просто для украшения помещений. На Крите во второй половине XVI века до н.э. оливковое масло и зерно хранили в больших амфорах с сужающимся острым дном: ставить их не было необходимости, так как они хранились в специальных кладовых с глубокими ямами, в которые и устанавливались. Все они были из глины; глиняными были и все прочие сосуды.....Культура острова Крит известна своим поклонением священному быку. Ритуальные сосуды, принимавшие участие в религиозных действах, изготавливались из камня, которому придавалась форма головы быка. В знаменитом огромном критском дворце в Кноссе, вероятном прообразе мифического критского лабиринта, найдены великолепные образцы работы древних камнерезов. Одна из таких работ – ваза в виде головы быка из черного стеатита с деревянными рогами, обложенными золотыми листами ит.д. БИБЛИЯ. Ветхий Завет: 
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне.

    9 все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и
образец всех сосудов ее; так и сделайте.     29 сделай также для него блюдо, кадильницы, чаши и кружки, чтобы возливать ими: из золота чистого сделай их  31 И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него;
32 шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его;
33
три чашечки наподобие миндального цветк а , с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви , и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на всех шести ветвях, выходящих из светильника;
34 а на стебле светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами;
35 у шести ветвей, выходящих из стебля светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под третьими двумя ветвями его и на светильнике четыре чашечки, наподобие миндального цветка;
36 яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь должен быть чеканный, цельный, из чистого золота.

   
40
Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе.  Из Священного писания можно понять, что все сосуды в храме заповеданы нам по образцу от Господа и приносятся в храм как жертва, цветы также приносятся как жертва. Жертва может быть в виде денег на которые храм приобретет нужное колличество сосудов и цветов. По цветовой гамме сосуды должны быть желтого, золотого цвета, по форме в виде чаши (яблоко).....это только мои рассуждения.....вот еще интнресное рассуждение с сайта о вазах....
Но самое загадочное в вазе – ее древний символизм: это утроба богини-матери и в то же время драгоценный сосуд, источник процветания, здоровья и долгой жизни. Ваза в виде чаши обладает древним магическим значением во многих культурах. В ирландских легендах в магических чашах на пирах никогда не кончалась пища; кельтский волшебный котел дарует плодородие и изобилие, а знаменитая чаша священного Грааля дает бессмертие, отпущение грехов и прочие блага. Одновременно с этим чаша – это судьба человека («да минует меня чаша сия»), чаша жизни, из которой мы пьем. У вазы есть и другое значение: ее часто сравнивают с душой человека или его сердцем, проводя аналогии «разбитая ваза – разбитое сердце». В стихотворении известного французского поэта XIX века Армана Сюлли-Прюдома «Разбитая ваза» тоже есть это сравнение:

…А вазе уж грозит нежданная беда!
Увял ее цветок, ушла ее вода...
Не тронь ее: она разбита.
Так сердца моего коснулась ты рукой…
От всех его страданье скрыто,
Но рана глубока и каждый день растет...
Не тронь его: оно разбито.

 Простите меня за длинное рассуждение... С уважением Елена.  Ваза как источник жизни для цветка 
Страницы: 1