Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 58 След.
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Икона свв. апостолов Петра и Павла украшена в пастельной гармонии в согласии с цветовой гармонией самого образа. Нежные тона природного происхождения являются неиссякаемым источником для создания гармоничной пастельной палитры цветочных композиций в храме, которую используют в различных гармониях, особенно её широкий диапазон в полихромных композициях.


  Различные пастельные тона почти всегда сочетаются друг с другом и создают гармонию и порядок. В пределах монохромных композиций они имеют большое значение и выглядят особенно гармонично, легко и мягко воспринимаются, создают атмосферу спокойствия.
 Делаем вывод о том, что нельзя однозначно понимать выбор цвета в двух вариантах -  только как доминирующий цвет (монохромная композиция) или пёстренько (полихромная композиция). Если исходить из богословского обоснования, то вариантов немало, в том числе и в оказании предпочтений в использовании цветовых гармоний основного цвета - уставного цвета облачений священнослужителей.
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
"Пестрота" может быть пестротой, а может и не быть, то есть этот термин имеет свою определённость, как в подборе цвета, так и в организации поверхностей. По теории не больше трёх (четырёх) и неравномерное распределение. Но вот, пример на фото 29, как-будто исключение отчасти, ведь цвет в иконе и в композиции согласован. И кажущаяся пестрота примера на фото 27 не отличается крапчатостью, но цветовой согласованностью с образом.
25.jpg (80.2 КБ) [ Скачать ]
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Обратите внимание на гармонию цвета престола в Даниловском монастыре в целом и как гармонична цветочная композиция.
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
При каноничности цвета в иконописи, образы одного праздника могут иметь особенности в выборе композиции цвета, например, в иконе праздника  «Введение во храм Пресвятой Богородицы» иконописец может  использовать или голубой, или зелёный цвет (смотрите выше п. 36). То же самое можно наблюдать в иконографии Пресвятой Богородицы, святителей, мучеников и др. Поэтому решение творческой задачи осложняется, когда основной цвет праздника и составление композиции с его непременным учётом, на первый взгляд, не согласуется с цветовым решением самой праздничной иконы, но всегда можно найти решение, главное – не пренебречь  таким нюансом, а всегда обращать на него внимание.
 Гармония формы с украшаемой иконой "Знамение"; голубой цвет в украшении иконы Спасителя в иконостасе - необычно, но гармонично. Если икона Божией Матери (справа от Царских врат) украшена с голубым закономерно, то икона Спасителя в гармонии с самим образом и вместе согласованы.
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
 Такой творческий выбор позволит показать  чтимый чудотворный образ в его  индивидуальности,  создать акцент, подчеркнув не  только и не столько его художественные особенности,  сколько духовную значимость и особенность святыни.
 Цвет всегда проявляет свою выразительность как основной образ праздника, который по Уставу Церкви соответствует богослужебному цвету облачений священнослужителей, но необходимо учитывать  цветовые особенности конкретно-украшаемого образа. 
Обращает на себя внимание композиция у образа "Похвала Богоматери" в Богоявленском монастыре. То есть у каждого благоукрасителя есть множество вариантов для выбора: можете создать более сдержанную монокомпозицию, выбрать более яркую гармонию с доминирующим цветом или добавить красок с украшаемой святыни.
13.jpg (41.94 КБ) [ Скачать ]
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Конечно, прежде чем начать работу над эскизами,  художник цветосложения, в первую очередь, должен изучить именно тот образ, который благословляется украсить, его киот, аналой, плат, чтобы само украшение цветами было гармонично с точки зрения и цвета, и формы, и размеров. Если композиция в украшении иконы на аналое предполагает наличие цвета праздника, а фон – плат, как правило, имеет цвет облачений священнослужителей, то при украшении храмовой иконы всегда можно идти по пути составления композиции в гармонии с цветовым решением самого образа. В этом случае не надо бояться  кажущейся несогласованности с правилами цветовых гармоний, так как мы следуем правилам иконографии, да и с художественной точки зрения - гармонии цветочной композиции с образом, здесь обоснованно и закономерно. Обратите внимание на то, что руководствуясь этим правилом, можно украсить все святыни, в Даниловом монастыре - ковчег со святыми мощами.
6.jpg (59.82 КБ) [ Скачать ]
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Отобранные из имеющихся у меня фотографий очень разные, со своими достоинствами и недостатками, но все они являются иллюстрацией к тому, как можно украсить икону, руководствуясь иконографическими красками.
4..jpg (230.4 КБ) [ Скачать ]
5.jpg (180.45 КБ) [ Скачать ]
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Только одна из цветовых гармоний, которую можно использовать на праздник Святой Троицы и которая имеет богословское обоснование.
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
На странице: "Знакомство с православным храмом, богослужебной утварь..." Татьяна Тимофеева пишет, что руководствоваться в выборе цвета уставными облачениями священнослужителей нужно просто потому, что это проще".
 Я не разделяю точку зрения и Людмилы Александровны о пестроте не потому, что это проще, легче или потому, что мне так больше нравится. Мне казалось, что текст о простоте и пестроте довольно аргументированный, с точки зрения богословия Церкви.
  Мы всё время забываем при высказывании собственных мнений, что аргументами в их пользу должны быть традиции Церкви, а не то, как мы думаем, чувствует, как видим, как нам кажется. Такую трактовку могут позволить себе флористы в миру. Тот, кто неверен в малом, не верен и в большом. 
 На примере иконописи мы видим, насколько необходимо придерживаться канонов, здесь всегда находится место критике, если возникают отступления, то же самое бывает и с церковным пением. Так почему же малый жанр церковного цветосложения мы пытаемся регламентировать исключительно только тем, что нам нравится. Понятно, что изучение  Священного Предания, Священного Писания, святоотеческого наследия, иконографии и гимнографии требуют труда и времени, усилий над собой, а собственное мнение всегда под рукой. Только посмотрите, как при наличии канонов иконописцы "умудряются" создавать индивидуальные работы! То же самое можно сказать и об авторах церковных песнопений. Так давайте следовать их примеру!

Каноны – это основные церковные законы, которые составляют фундамент действующего в Церкви права во всех поместных Православных Церквах во все века церковной истории. Свод положений, носящих догматический характер. Церковный канон – правила в области догматики, культа, организации Церкви, возведённые в закон.Иконописный канон, понимаемый о. Павлом Флоренским как «духовное предписание святых отцов техникам кисти», отобрал и закрепил приёмы, схемы, последовательность процесса и состав материалов в создании образов.Церковь требует, чтобы в текстах молитв не содержалось ничего вопреки вере, да глаголются те кои просвещеннейшими собраны.

Молитвой можно назвать и труд тех, кто украшает храм цветами, а композиции – фимиамом Богу. Как правило веры определяет правило молитвы, так и правило молитвы определяет правило православной растительной аранжировки. «В храме, его расположении и частях, в иконах, богослужении с чтением Священных Писаний, пением, обрядами, начертана образно, как на карте, в лицах, в общих чертах вся ветхозаветная, новозаветная и церковная история, всё божественное домостроительство человеческого спасения.
 Величественно зрелище богослужения нашей Православной Церкви для тех, кто понимает его, кто вникает в его сущность, дух, значение, смысл!» Св. прав. Иоанн Кронштадский
Поскольку церковная обрядность строго узаконена, канонизирована церковными постановлениями и освящена традицией, то и всё, что связано с этой обрядовой стороной и без чего она не может существовать, должно быть традиционно и консервативно. Неизменность идеи может быть выражена только в одной тождественной форме: «…канон является не только закономерным следствием духовного символизма византийского и древнерусского искусства, но и сам оказывается принципом конструирования некоторого множества произведений, принципом культуры, ориентированной на соблюдение правил» [Н.Букин]. 

То есть, соблюдая канон, художник в Церкви "конструирует" множество произведений, ориентированных на соблюдение правил. Крепкая, органическая традиция не препятствует проявлению творческого духа, напротив, в искусстве религиозном способствует возрастанию его глубины: «…в канонических формах дышится легко: они отучают от случайного, мешающего в деле движения. Чем устойчивее и твёрже канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность; каноническое есть церковное, церковное – соборное, соборное же – всечеловеческое» [о. Павел Флоренский. 280. С. 72].
 
Канон – для художников это правила, следующие из заповедей Иисуса Христа и поучений его апостолов; постановления Вселенских и местно-русских соборов об устройстве церковной жизни; каталог книг Священного Писания и богослужебных книг; иконография. То есть существует разнообразие подходов для нас в работе с цветом и формой.
 Вот давайте и посмотрим, как можно соединить уставной цвет праздника со знанием ремесла, то есть цветовыми гармониями. Мало того, каждый принцип будет иметь различные интерпретации в зависимости от индивидуальности, набора растительного материала, формы композиции, организации поверхностей и т.д., то есть разнообразие может быть почти бесконечным. 
Конечно, не всё мы можем взять из светского ремесла, но придерживаться уставного цвета необходимо, ибо даже начинающий, соблюдая правила церковные, уже в большей или меньшей степени гармонично вводит свою художественную работу в пространство храма. 

Придётся повториться (частично об этом уже писала), во-первых, мы можем использовать гармонию малого контраста, когда используются оттенки от светлого до тёмного; во-вторых, родственных цветов, в которых этот цвет присутствует (возможность для любителей составлять композиции поярче), то есть похожей сущности, например,
 - икону Святой Троицы можно украсить от салатового до тёмно-зелёного; 
 - в украшении иконы святителя можно использовать жёлтый, золотисто-жёлтый, кремово-жёлтый, оливковый, песочный; 
 - иконы мученика: от оранжевого до багрово-фиолетового;
 - в украшении Воздвизального Креста: от серовато-лилового до красно-фиолетового.  


Третий вариант – это двуцветное сочетание гармонии больших контрастов: «цвет и нецвет», когда чистый оттенок цвета комбинируется с белым, но здесь с белым можно сочетать гармонию "в созвучии" основного богослужебного цвета, что смягчит восприятие.
 Например, украшение иконы и Плащаницы Божией Матери в сочетании белого и синего со значительным преобладанием синего (голубого) в первом случае и со значительным преобладанием белого – во втором. 
Как же можно отступать от основного цвета праздника, если Церковь его установила и понятно, что неслучайно, так как его выбор имеет богословское обоснование, например,  Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева – избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием – и в Благовещении, и в Пятидесятнице. Голубой цвет является цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Её небесную чистоту и непорочность. 

В житии преподобного и богоносного отца нашего Афанасия Афонского, подвизавшегося в X в., читаем о «голубом видении» ему Божией Матери. Трудно представить, чтобы виденное преподобным Афанасием «прозрачное голубое покрывало» Пречистой Девы, «Её голубое окружение», «голубой нимб», «голубое прозрачное облачко» были случайностью. В видениях Горнего мира нет случайностей: в Нём всё знаменательно.
Ещё вариант:  Гармония равнобедренного треугольника (больших контрастов) предполагает замену основного цвета на две соседние краски, например, в сочетании жёлтого и фиолетового, последний цвет заменяют на сине-фиолетовый и красно-фиолетовый. Этот двойной тон плюс нецвет (белый) даёт трёхцветную гармонию, которую можно использовать в украшении Креста. Кроме того можно использовать гармонию пастельных тонов на праздники "Рождество Пресвятой Богородицы" и "Введение во храм".
Смешивать цвета необходимо, учитывая и цветовую гамму храмового интерьера или украшаемой святыни. А вот храмовую икону, в отличие от праздничной аналойной, можно украсить, руководствуясь цветовой гаммой самого образа, что возможно и для аналойной иконы, в том числе и соблюдая уставной цвет облачений, и тому есть немало примеров в украшении Богородичных икон, но не только. Свои просмотрела и нашла немало, а чужих ещё более, чем достаточно. Вот какое разнообразие нам даёт канон, надо только уважать церковную дисциплину и постигать профессионально аранжировку. 
Понятно, что это не вся теория, которую просто обязан постигнуть тот, кто осмелился украшать православные святыни. Например, композиция у праздничной иконы Святой Троицы, выполненная моими ученицами из Воскресенского монастыря г. Мурома совершенно самостоятельно, я при этом не присутствовала. Здесь используется гармония большого контраста "цвет-нецвет" (противоположные в цветовом круге), которая имеет богословский смысл: жёлтый-фиолетовый. Жёлтый - символ Спасителя: фиолетовый состоит из красного и голубого: красный - Бог-Отец, голубой - Дух Святый. Белый - тождество с золотым. Вот так произошло соединение богословского смысла  иконографии с мирской теорией цвета в растительной композиции.
Наши поздравления в Гостиной форума!, - с церковными праздниками, именинников, с Днем рождения и по различным житейским и трудовым поводам за поощрения и награды, за трудовые достижения и т.п.
Людмила Александровна, есть ещё фотографии, правда такого же не очень хорошего качества и промежуточные. Я подготовлю позднее с комментариями, просто в данный момент не имею возможности, есть срочная литературная работа по благословению. За поздравления сердечно благодарю.
Страницы: Пред. 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 58 След.