Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 58 След.
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
 «Что ни изобрело бы искусство, если плоды изобретения ты приносишь Богу, оно никогда не будет осуждено, если содействует познанию Владыки… Но всё ли у нас бывает согласно с этим намерением?» Свт. Иоанн Златоуст. 
Церковь установила язык христианского искусства. Понятно, что не о целующихся голубках, сердечках, пронзённых стрелой, и купидонах идёт речь. Это даже не обсуждается. Взрослые люди – должны же, наконец, это понимать!

 Голубь в Церкви – символ многозначный и не только образ Святого Духа; «процветшие сердца» – древнейший орнамент с глубоким духовным смыслом, сохранились не только древние памятники, но есть и преемственность в современных произведениях церковного искусства; 
что касается ангелов, то можно или нельзя изображать их с помощью растительных средств, может ответить только Церковь, несмотря на то, что такие примеры уже имеются. 
Западная иконопись, начиная с эпохи Возрождения, непрестанно обмирщалась, ничем не управляемая, она оказалась в полной зависимости от безудержной фантазии художника. Изображения Ангелов при этом весьма пострадали и превратились в декоративные украшения, таким образом, в сознании людей сформировался новый образ ангела – «купидон», навеянный язычеством, пришедший, к сожалению, и на нашу Родину – образ, имеющий исключительно коммерческие цели.
 В первохристианском искусстве много того, что сегодня нам кажется  «некрасивым» – не в «красивости» дело: художественное убранство храма и декор интерьера – разные и нередко противоположные вещи!
 Первые христиане и художники русского средневековья своим символотворчеством выражали духовные истины! Именно сам символ должен вызывать в душе христианина духовные образы его веры, даже, если они недостаточно художественные с субъективной точки зрения! Идеальных композиций и быть не может – идеален только Господь, путь в Церкви – в устремлении к Идеалу, в творческом созидании себя.

 Цветочно-растительные композиции в православном храме должны быть и подлинно церковными, и высоко художественными. Да, это трудно, но это цель, к которой надо стремиться: богословие и ремесло. Мы всегда начинаем работу с эскизов, которые подаём на благословение. 

Когда  делали звёздочки на Плащанице Божией Матери, то думали, прежде всего, о том, что братья и сестры  сразу поймут, что это образы Откровения и в их душе возникнет именно этот благоговейный образ Божией Матери, и они вновь перечитают эти места Священного Писания! Разве не для этого установлен язык христианского искусства?  А корона потому, что именно в Успении мы обрели Царицу Небесную, а свеча потому, что мы знаем эту икону праздника и понимаем, почему на ней изображена свеча, ведь в иконе нет ничего ненужного! Из Предания знаем, что так заповедала Сама Царица Небесная перед Своим Успением! 
Только, вот Устав не даёт нам конкретных рекомендаций. Возможно, в этом премудрость для творческого созидания и, прежде всего, себя самого через изучение наследия Церкви и овладение ремеслом.  Получается, что при  украшении иконы,  на сами образы художники цветосложения внимания не обращают, иконографию не изучают и главное, значение придаём "своему произведению" и даже "топим" в цветах сам образ.

 Совершенно необходимо для благоукрасителя и постоянно советоваться со священнослужителями, богословами и специалистами в области церковного искусства. Павлины Вам не понравились… Знаете, несколько священников-богословов с большим стажем и соответствующим образованием прореагировали совершенно не так, как Вы, в письме два игумена  написали довольно восторженно. И "восторг" это не от красивости, а от образности. И для меня эта радость не от того, что им понравилось (похвала здесь ни при чём) или не очень, а то, что они увидели в этом образ Евхаристии на языке первых христиан – вот, что главное, когда в этом единстве сливаются наши души. 
Речь-то  идёт о том, что искусство призвано говорить о духовных понятиях, которые словами выразить невозможно! А Вы всё  про «чучела, металл, красиво-некрасиво по личному мнению», «естественно или нет» и т.д. А как же быть  нам с крашенными яйцами, например? Это, ведь тоже не от природы и неестественно? Но это для нас даже не столько историческое свидетельство из жития Равноапостольной Марии Магдалины, сколько символ Воскресения Спасителя!!!
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
Цитата
татьяна тимофеева пишет:
Пытаясь сделать цветочные композиции "говорящими", порой украсители добиваются обратного эффекта, перегружая пространство и отвлекая молящегося от святыни и богослужения.
Я, извините, не точно выразилась, когда задавала вопрос о применении флористической бижутерии и т. п. Конечно я имела ввиду цветочное украшение икон. Про мишуру я спросила не в связи с рождественской елкой, а по поводу использования ее и бус в цветочных венках вокруг икон для передачи каких-то смысловых образов или просто для украшения. Кроме елочных игрушек, виденных мною в рождественских венках на икону, я неоднократно сталкивалась с использованием в храмовых композициях игрушечных птичек, например, на Богоявление для иллюстрации сошествия Святого Духа.
Но вот дешевые бусины и блестящая проволока меня смутили.
А вот крашеные живые цветы, независимо от того, что их делали еще в девятнадцатом веке, являются как бы правкой Божьего творения, недостаточно удовлетворяющего и хорошего для нас. Поэтому, то с чем можно жить в миру( как и окраска волос), в храме ощущается как ложь и кажется неуместным. Ну а оазис я воспринимают как вазу, ну т. е. "емкость", удерживающую воду.

 Когда мы говорим о каком-то несоответствии композиций, то надо приводить конкретные примеры, фотографии.

 Архив у меня почти 7 тысяч фотографий и нет ни одной иконы, чтобы в украшении присутствовали бусы или птички (только одна с маленькими павлинчиками, которые совсем не претендуют на повышенное внимание). 

 Металл, и не только золото и серебро, естественны для храмового пространства, это к тому же минералы, которые являются третьей составляющей природы, созданной Богом.  И, если мы используем, например, металлизированные вазы для букетов, то почему в композиции не может присутствовать золото и серебро, как символический компонент, естественно со смыслом и в разумной достаточности. 
Ёлочные игрушки, конечно, принижают образ древа в храме, вносят ощущение бутафории, равно как и мишура. Но, что касается "птичек", то есть огромное количество примеров, когда голубь присутствует в храме, как скульптура, где его только не размещают, и где только не используют! 
И над Царскими вратами, и как дарохранительница, и на кафедре для проповедей, и на светильниках и т.д.

Нельзя использовать голубя, как символ, на праздник Святой Троицы. Если это сочетание скульптурных элементов и живых цветов представляет собой именно смысловую композицию, то почему нельзя? И что тут светского? Это же не свадебные голубки! 
Как-то мне не представилась возможность украсить икону Сретения, но если будет такая возможность, то я подумаю, как ввести в композицию двух горлиц, а уж из растений или скульптурные... видно будет. 
 Скульптура в Православии не запрещена, её немного, но запрета не было и нет. В храмах, имеющих скульптурные святые образы, их так же украшают цветами. 
 А "дешёвых" бусинок много в церковной вышивке, да и, пожалуй, они-то и преобладают и никого не смущают! Драгоценные камни в убранстве церковных образов можно встретить только в музеях и редко в храмах, которые не закрывались. Известные события нач. XX в. способствовали тому, чтобы изъять церковные ценности.

 Если же Церковь запретит использование окрашенных цветов, то это будет закон к исполнению, да последнее время их используют всё реже. Если композиция составлена, учитывая цветовую символику, то она уже говорящая, уже этого достаточно, чтобы создать образ праздника, а, если ещё и со знанием цветовых гармоний в приложении к уставному цвету, то это ещё и художественно, гармонично.

 Беда в том, что изначально надо учиться составлять именно флористические композиции, а не "случайные скопления" и "запутанные беспорядки". Цветочные композиции отвлекают от молитвы в том случае, если им отвели слишком много места в храмовом пространстве, неоправданная их роскошь, которая, в свою очередь, принижает красоту самих цветов. Если можешь - сделай просто, не можешь - сделай красиво, а не можешь красиво - делай богато. Только простота в Церкви - это глубина её символического искусства.
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
Кстати, ленты и драпировки - тоже традиция в Церкви, подобные атрибуты есть и в интерьере храма, в том числе воплощённые в иконографии и живописи интерьера храма, то есть имеющие внутренний духовный -  символический смысл, например, полотенца в росписи нижней части стен, велум и др.
 Бабочки и пр., конечно, в храме будут неприемлемыми, а вот к сердечкам надо относиться серьёзно и очень, ведь это, прежде всего, древний церковный орнамент "процветшие сердца", а не подарочек к дню Валентина, но здесь речь уже идёт о форме с дополнениями.
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
Цитата
татьяна тимофеева пишет:
Давно хочу предложить для обсуждения тему использования окрашеных цветов в храмовых украшениях.
Ольга Дмитриевна пишет:
" В «Настольной книге священнослужителя» читаем:
«Следует избегать украшений икон искусственными цветами, оскорбляющими честь святыни: ”Они предосудительны в церковном обиходе – не потому, что они малоценны, но потому, что заключают в себе ложь”, – говорил Святейший Патриарх Алексий..."

Мне кажется, что искусственно подкрашеные , хотя и живые, тоже заключают в себе ложь, независимо от способа окраски (применялся ли для этой цели спрей или разведенный в воде краситель). Ольга Дмитриевна, неоднократно использовала в своих композициях окрашеные цветы. Как я понимаю, Вы относитесь к этому терпимо и, когда требуется по замыслу, считаете оправданным.

И еще, насколько допустимо применение в украшении икон, да и вообще в храме, флористической бижутерии, игрушек, мишуры и т. п.? Это вопрос ко всем украсителям. Все это элементы светского дизайна, не так ли?
  О мишуре уже написано и имеется на форуме в материале об истории рождественской ёлки, зачем же возвращаться к тому, что уже обсуждалось? 
Что касается окраски живых цветов, то это, отнюдь, не изобретение европейской флористики. Окрашенные цветы были обычным делом ещё в России XIX в. Об этом можно прочитать в материалах о цветах в так называемой «Русской энциклопедии»: Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний / под. ред. С.Н. Южакова. – В 22 т. изд. 4-е, стереотип. – СПб.: Просвещение, 1904. 
 То есть окраска живых цветов была обычным делом, их легко красили через раствор, и использовали в композициях, почему я в своё время (в 90-х годах) и попробовала поставить цветы в воду, подкрашенную чернилами. 
Вот такие рекомендации давали в 1904 г. и значительно ранее:  «Для этого обыкновенно срезают стебли и ставят их в водяной раствор желаемой краски. Таким способом цветы ландыша можно окрасить в синий или красный цвет за 6 часов, белые нарциссы за 12 часов». Использовали, естественно, натуральные – природные – растительные красители, о которых также в этой энциклопедии имеются сведения. 
Это нисколько не хуже использования вредного химического оазиса или рыночной  импортной цветочной продукции, обработанной биохимическими консервантами, что делают все, ведь запахи в пространстве храма – тема, которая напрямую касается послушников цветосложения в Православии, только задумываются об этом немногие, тем более, что и здесь никаких личных мнений быть не может.

 И, наконец, о «камешках». Золото, серебро, квадратные и округлые драгоценные камни в убранстве, например, Спасителя, Божией Матери и святых в иконографии, в украшении крестов, окладов и т.д. не просто украшение, а образ Небесного Иерусалима, стены которого покрыты золотом и драгоценными камнями (Откр. 21: 18-21). Все эти образы персонифицируют Райский сад – Вертоград – Небесный Иерусалим, и об этих образах украсители, ну просто обязаны знать, то есть о символике Райского сада в искусстве Церкви. Да и Священное Писание изучать обязан каждый христианин, а для художников – это просто хлеб насущный. 
 Драгоценные камни характерны не только для иконографии Иерусалима, но и символических предметов, олицетворяющих его, каковым является крест или венец, нимб, корона.
 Особое значение занимает жемчуг  (А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины),  у иконописцев даже термины особые есть, касательно жемчуга. «Жемчужка – термин русских иконописцев, название белых точек (различной величины) по краям коим, запястий, обшлагов, оплечий и окружение изображений драгоценных камней» – из «Словаря иконописца», в котором есть много познавательного и для благоукрасителей живыми цветами.

 Если Вы имеете в виду мою композицию этого года Плащаницы Божией Матери, которая построена на образах Откровения, то здесь жемчужка – это морозник, снежник, то есть плоды снежноягодника (лат. Symphoricárpos) из семейства жимолостных. Плоды этого кустарника могут быть белого, красного, кораллового и даже чёрного оттенков. Использованы и простые бусины, их немного, но есть надежда, что для этого в перспективе нам подарят и настоящие, полудрагоценные, например.

 Для флороблагоукрасителей  готовых ответов почти нет, поэтому надо постоянно изучать богословие Церкви, чтобы из большого материала находить эти маленькие драгоценные крупицы той информации, которую необходимо знать, чтобы композиции были «говорящие», в противном случае они в храме становятся бессмысленными, то есть бесполезными или того хуже.

 Наши, не всегда умеющие читать предки, глубоко понимали смыслы церковного искусства, как писал Н.П. Кондаков о русских иконописцах и зодчих (Кондаков, Н.П. Древнехристианские храмы. М., 1866),  художники создавали образы «с расчётом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа найдут и время, и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением». Это то, что называли «Библией для неграмотных». Через эти образы благодать Духа Божия животворящего, всё собою наполняющего, «сокровища благих и жизни подателя», проникает в человеческую душу, способствуя её просветлению. 

Нужно подчиниться законам искусства в Церкви и исполнять их, даже если не всё понятно – в этом смирении придут просветление и познание. Осмысленной должна быть и красота православной церковной аранжировки: поучительным обучением, душеполезным наставлением – безмолвной проповедью, а не олицетворять собою просто "красивость". 
Для первых христиан и христиан  Древней Руси образы и символы искусства Церкви были понятным языком – безмолвным, на котором «разговаривали» и «общались» между собой души художников и прихожан.
Факультативные и выездные практические занятия форума "Цветы и храм" при Духовно-просветительском центре в Перловке., Практическое приложение к форуму "Цветы и храм".Консультации для желающих - в день проведения занятий или МК !!! Схема проезда к нам: см. в 11-м сообщении.
Цитата
Анастасия Орлова пишет:
Думаю многих будет интересовать вопрос -" А в какой приоритетной цветовой гамме использовать цветы и различные материалы в украшении храма на Успение Божией Матери?" После обсуждения данного вопроса с двумя настоятелями и Людмилой Александровной вот, что получилось:
- обязательно должен присутствовать белый цвет - цвет погребения, печали и прощания;
- голубой цвет обозначает успение не кого либо , а именно Божией Матери;
- розовый цвет обозначает постоянное присутствие, жизнь Богородицы на земле с нами в скорбях, болезнях и искушениях. Как описывалось в Патерике, что Божией Матери нет в Раю потому, что она денно и нощно находится на земле, помогая немощным, больным и убогим.
Вот такое мини-расследование у меня получилось smile:)
Всем украсительницам желаю Помощи Божией в предстоящей подготовке храмов к Великому празднику и Покрова Божией Матери.
М. Анастасия, а почему именно розовый цвет обозначает постоянное присутствие?
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
На иконе «Успение Пресвятой Богородицы» изображается одна или несколько свечей, символизирующих молитву ко Господу.
На иконе Феофана Грека, написанной на оборотной стороне иконы «Донская Богоматерь» свеча, горящая у ложа, концентрирует в себе особенность происходящего. Помещённая в самом центре, на одной оси с фигурой Христа и херувимом, она кажется исполненной особого смысла. 
По апокрифическому преданию, Мария зажгла свечу перед тем, как узнала от Ангела о своей смерти. Свеча в иконе – это символ души Богоматери, светящей миру. Но у Феофана Грека это больше, чем отвлечённый символ. Трепещущее пламя словно бы даёт услышать гулкую тишину оплакивания, ощутить неподвижность тела Марии. Мёртвое тело, как сгоревший и остывший воск, из которого ушёл огонь – душа.
 Свеча догорает – кончается время земного прощания с Марией. Благодаря образу свечи ощущается и быстротечность времени, неумолимо ведущего всё и всех к концу. Свеча, как символ иконографии праздника, может быть взят и за основу образа, воплощённого в растительно-цветочных композициях.
6.JPG (179.35 КБ) [ Скачать ]
7.JPG (224.63 КБ) [ Скачать ]
8.JPG (242.15 КБ) [ Скачать ]
9.JPG (217.41 КБ) [ Скачать ]
10.JPG (230.95 КБ) [ Скачать ]
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Украшение Плащаницы на праздник Успения в 2013 г., Муром, Воскресенский женский монастырь. 
Финансовые возможности были скромные, поэтому при составлении проекта были выбраны образы, воплощение которых реально и при таких условиях. Композиция выполнена в гармонии пастельных тонов.
Свеча, как символ иконографии праздника и 12 звёзд во образ Откровения: Жена, облечённая в солнце, под ногами у Неё луна и на главе Её венец из 12 звезд (Откр. 12: 1).
 Об этом говорит и псалом 11-1: «… паче солнечнаго света одеяна еси ризами позлащенными, преиспещренными, преукрашенными красотою чистейших  Твоих добродетелей: дванадесять пресветлых небесных звезд составляют венец, иже на главе Твоей: слава Тебе всех верных христиан усердная Заступнице». 
"Усовершенствованные" подсвечники в традиционных дореволюционных формах.
2.JPG (234.08 КБ) [ Скачать ]
3.JPG (228.77 КБ) [ Скачать ]
4.JPG (224.49 КБ) [ Скачать ]
Знакомство с православным храмом, богослужебной утварью, одеянием духовенства и т.д., Всем, практическим деятелям Церкви, для своей работы нужны и полезны знания от изучения данных материалов.
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Дорогие наши участницы форума: Татьяна Тимофеева, Ольга Малова, Елена Летуновская и Ирина Шандровская !
Сердечно благодарю всех за очень важные для меня ваши искренние и откровенные мнения, отзывы и размышления, как по поводу последней выполненной мною к 1 августа с.г. работы в Серафимовском храме, г.Юбилейного, так и за те рассуждения, которые возникли между вами в связи со сложившейся у меня рабочей ситуацией, когда я для цветочного убранства праздничной иконы батюшки Серафима использовала только те подаренные к празднику. разноцветные, пестрые цветы! Простите, если кого всем этим ввела в искушения.

Наконец, теперь добавлю и я, о том, что выбирая самый упрощенный путь для создания на праздники в храме гармоничного единения между окраской цветов и облачениями - путь тождественности и этим опасаясь только того, чтобы не попасть в негармоничное сочетание их с цветами, можно незаметно создать и даже вообще уйти в иное,- безжизненное, монотонное, вовсе не праздничное восприятие и тогда встает вопрос: "А зачем же вообще,тут нужны были цветы?" К примеру: Зеленые цвета облачений- зеленые аналойники и идя "по-простому" - зеленые цветы,- это унисон? А как же тут быть тем украсителям, кто не сможет, либо не вырастит, либо не приобретет именно зеленой окраски цветы и что же тогда, разве службу отменят по этой причине? Разумеется, что нет!
И еще, уверена, что будет абсолютно неразумно, ради такого "упрощения", отметать все цветочное многообразие, данное нам Господом, для Его же Прославления!
Дорогая, Людмила Александровна! Вы, несомненно умеете работать с цветом, художник. У меня явно не получится так сочетать это разноцветье (правда не пробовала). Только здесь вопрос о том, всё ли то, что хорошо в миру, можно привносить в храм? Можно ответить кратко, а можно много и долго. Иконописец, ведь не пишет так, как ему хочется! Ответ очевиден. Ваша композиция не произвела на меня впечатления как образ церковный, простите, она имеет только художественные особенности.. Святые отцы говорят про простоту без пестроты, а нам всё равно надо по-своему, то есть это правило выполнять не желаем. Все тканевые драпировки в храме для определённого праздника (престол, облачения, пелены...) в одном цвете не могут вызывать "безжизненного" и "монотонного"  настроения, а наоборот, именно это уже способствует определённой собранности - настроенности на молитву, не потому ли чёрные облачения поста предполагают отсутствие или сдержанность окраски цветов в храме, или мы по своему разумению "разукрасим" разноцветьем, например, Царские врата? И потому, что нам этого никто не позволит, и надо делать вывод и по поводу украшения всех праздников. Именно в этом мы и должны быть истинными помощниками батюшкам, а не использовать их занятость, проявляя самость. Иногда мне кажется, судя по обсуждениям, что для благоукрасителей вообще церковных авторитетов не существует и Священное предание ничего не значит, да и Устав можно обойти, ведь цветы не разговаривают, но это только кажется. Цветы в храме - это жанр вотивный (а, судя по образам Священного Писания - глубоко духовный, проповеднический), то есть жертвенный и довольно странно, что именно в современном храме прихожане не могут соборно принести жертву хотя бы к большим праздникам. Одного не могу понять после того, как дала большой материал о цветовых гармониях, отчего же непременно и только зелёный? Ну давайте будет следовать Вашей логике, и икону святителя украсим красными цветами, а икону Богородицы жёлтыми, Плащаницу Спасителя разноцветьем и т.д. Чего мы достигнем в этом самоутверждении? Есть вещи, которым надо просто подчиняться, сознавая свою ограниченность и несовершенство в Церкви. В конце концов, надо и ремесло изучать, в частности, науку о цвете. Разве непонятно из вышеизложенного, что к уставному цвету праздника можно "приложить" и другие (и даже нужно), но только разбираясь в правилах гармоний и отдавая этому цвету приоритет - так по Уставу Церкви! Цвет-то в Церкви символичен! И без-образная композиция становится в храме бессмысленной! Службу-то, конечно, не отменят, батюшка и один, и в чистом поле может Литургию отслужить. Сегодня разговоры о том, что нет нужных цветов, становятся всё более неактуальными. На выделенную сумму можно приобрести цветы по выбору или проявить активность и поработать с благотворителями, или... выращивать специально для украшения храма, что традиционно и имеет вековой опыт, или, наконец, сделать "минималистскую композицию", может пара бутоньерок в уставном цвете будет уместнее? Не оправдание ли это нашей лени, в том числе, что есть, то и есть, принесли - хорошо, а не принесли - ещё лучше.  Для украшения Плащаницы Божией Матери нам выделена очень маленькая сумма (монастырь только возрождается), но мы продумываем композицию, исходя из этой суммы и ещё подумаем, что можно сделать. К тому, у кого цветов предостаточно, и требования другие.  Получается только одно: нежелание постигать смыслы христианского искусства и для этого ищем оправдания. Искусству восточного цветосложения обучают долго, немало времени требует и постижение европейской флористики, а, вот, цветосложению в Православии (форма, цвет, линии, масса, контраст, гармоничность, баланс, акцент, объект и т.д.) учиться необязательно, как хочешь, так и украшай, главное всегда можно найти оправдание. Только в Православной Церкви все ремёсла всегда были на должном профессиональном уровне, а современное цветосложение эту традицию нарушает.
Знакомство с православным храмом, богослужебной утварью, одеянием духовенства и т.д., Всем, практическим деятелям Церкви, для своей работы нужны и полезны знания от изучения данных материалов.
Цитата

Вытаскивай, одним словом, на суд Евангелия свою религиозную практику, чтобы не стать сыном геенны при полной уверенности, что ты – великий избранник".
Протоиерей Андрей Ткачев
www.pravmir.ru
P.S. И еще, если позволите, Ольга Дмитриевна, вопрос об украшении паникадил в храме. На форуме, обсуждая этот вопрос, Вы высказывались о мере, о том чтобы не нарушить гармонию в храме и не испортить уже существующее творение автора, поэтому и очень интересно знать Ваше мнение о последних проектах в Дивеево, в которых Вам довелось быть участницей. Спаси Господи.
Прискорбно, что приходится несколько раз говорить об одном и том же и не быть услышанной. Если даётся готовый материал, как результат изучения многочисленных православных источников, то его никак нельзя сводить к личному мнению. Если Вас не убеждают цитаты признанных отцов Церкви, то, что же уж обращать внимание на тексты, которые являются результатом многолетних трудов по изучению церковного искусства, но и они-то, отнюдь, не авторские, и таковыми быть не могут. Это не моё личное мнение, я всегда стараюсь от этого бегать. У форума не тот формат, чтобы предоставлять участникам материалы, большие по объёму по каждому узкому вопросу, да я и не буду это делать. Полгода, как минимум, надо слушать курс лекций. Прискорбно, что много раз приходится возвращаться к одному и тому же. Успокаивает то, что материалы читают не только активные участники, но и скрытые, как выясняется при личном общении. Речь не идёт о том, чтобы отказывать тем, кто принёс "не те" цветы в храм, а о том порядке, который существует в Православии, о том, что не нам устанавливать новые правила и т.д. Надо смотреть правде в глаза, сегодня многие женщины в храмах проповедуют то, что к Церкви не имеет никакого отношения, беда в том, что именно с ними встречаются те, кто в церковь ходит нечасто, в том числе и когда цветы жертвуют. Не так давно я приносила свою внучку причащать, так вот та женщина, которая недавно стала работать и принесла запивку, увидев, что грудному младенцу дали запить из бутылочки, сказала мне, что, если "не запить этой  святой водой из чайника, то Таинство будет недействительно", я даже не сразу нашлась, что ей ответить, тем более, что ребёнок ещё из чашки-то не пил. Одна женщина, не вполне здоровая, приносила много искусственных цветов в храм (это было во времена перестройки). Когда я спросила настоятеля об этом, то он ответил, вроде бы человек-то болящий, но  цветы-то убрали и до сегодняшнего дня искусственных цветов в соборе нет. Или Вы считаете, что эту женщину обидели или даже оскорбили? Если Вы читаете между строк то, о чём я не писала, то это не моя проблема. Не женские обиды надо обсуждать, и не свои обычаи в Церкви насаждать, а изучать её наследие, находить ответы на вопросы у святых отцов  и изучать христианское искусство. Но, как учат святые отцы, чтобы приблизиться к Премудрости, надо изначально выполнять правила, педантично и постоянно и к фарисейству это не имеет никакого отношения. Соблюдать пост, посещать Богослужение, исповедываться и причащаться, нести послушание и т д. Так, вот, если в церковном искусстве такие правила существуют, то их надо выполнять. Христианское искусство символично, оно проповедует и просвещает, значит и цветочные композиции, которые не соответствуют этим требованиям (а иконография - основа всех жанров), не должны находиться в храме. Если Вы спрашиваете о композициях в Дивеево, то отвечу не потому, что мне нравится или нет, а соответствуют они или нет церковному искусству. Проекты не мои, я лишь участвовала, потому что пригласили. То, что мне "не понравилось", то есть не соответствовало образам церковным по цвету или форме я отчасти руководителю сказала, например, сень для Богослужения на открытом воздухе в 2013 г. украшает уже арка, а не форма, напоминающая пагоду в буддизме. К украшению на праздник Святой Троицы у меня много вопросов,особенно к композиции у икон Преподобного Серафима и Божией Матери "Умиление": слишком много элементов (каждый из них сам по себе интересен), которые не согласованы между собой и полностью закрыт резной киот (надо с уважением относиться к произведениям других жанров церковного искусства), но "плетёный" узор орнамента является древним и символичным в церковном искусстве. А 1 августа гармонии было больше, хотя бы в отношении цвета. Что касается главных светильников, то нет однозначного ответа, то, что хорошо в одном храме, может быть неприемлемо в другом. В Троицком соборе эти светильники не являются произведением искусства, и лишь святые образы нельзя закрывать цветами - они открыты всегда. Боюсь говорить от себя, но это понятно (есть мнения иерархов), что нельзя перегружать цветами все элементы храмового интерьера, в том числе и хорос, и паникадило - это общее правило. Но эти светильники украшали и в нач. XX в., есть такие фото! Имеются и такие светильники, которые в целом представляют историческую, художественную ценность, наполнены символами, например, хорос-паникадило церкви Святого Георгия в Лидде (Иерусалим, современный город Лод,  Греческая церковь), в которой покоятся святые мощи Великомученика Георгия Победоносца, - светильник - подарок Русского царя. Или паникадило в форме креста, которое было изготовлено в мастерской отца Патриарха Пимена и сегодня утраченное, трудно украсить, не исказив формы, да и надо ли? Церковное современное флороблагоукрашение проходит период становления, несмотря на то, что эта традиция очень древняя, просто возможности сегодня иные в северных странах. И очень важно обсуждать все вопросы, но не на эмоциональном уровне, иконографию и её законы надо изучать. Прочтите хотя 2-3 книги по иконографии, они сейчас общедоступны, о том, что пишут святые отцы о растениях и т.д., и тогда Вы увидите по-новому это вхождение цветов в мир храма и то, каким языком они должны говорить, и что за это придётся ответ держать.
Знакомство с православным храмом, богослужебной утварью, одеянием духовенства и т.д., Всем, практическим деятелям Церкви, для своей работы нужны и полезны знания от изучения данных материалов.
Цитата
Елена Летуновская пишет:
Доброго времени суток всем форумчанам!
Хочу поделиться своими мыслями по-поводу рассматриваемого вопроса о соответствии цвета облачений священников и выборе окраски цветов для убранства храма.
Лично для меня вопроса не возникает (я думаю, что меня поддержат форумчане), когда прихожане уже пожертвовали цветы в храм, то эти цветы необходимо использовать в украшении. Здесь меркнут и кем-то надуманные правила, потому что важно другое, что не должно уходить на второй план. Особенно, как в данном случае: дарованный по молитвам батюшки Серафима сыночек да еще и с любовью выращенные и с благодарением переданные в храм цветы, что может быть выше!
Если нам только задуматься, какую же радость испытал тот человек, когда труды его многодневных (может быть и многолетних) трудов заняли место непосредственно в украшении места аналойной иконы. Сложились и умножились любовь и усилия многих людей в совместной благодарности преподобному Серафиму! (это как соборная молитва). Перед этим меркнут суетные мысли и о цветосложении , потому что венчает все Любовь, та которой наполнял и освящал и заповедывал нам сам Преподобный!
Спаси Господи!
p.s. На мой взгляд, мы не можем отказывать людям, жертвующим цветы в храм. А тем, кто промыслом Божиим поставлен помочь этим цветам занять место в убранстве храма хочу пожелать мудрости, помощи Божией и Любви - главного аргумента во всех вопросах.
Конечно, всё венчает любовь нашего Спасителя. Только любовь понимается как-то по-разному. Для одних, это церковные законы (христианского искусства в том числе) и смиренное подчинение им, изучение их, постижение глубоких духовных смыслов церковного искусства, и чем глубже человек постигает их, тем больше понимает насколько его знания малы;  для других - оправдание всех действий, поступков, личных мнений и т.д. - "лишь бы с любовью". Это что же получается: всё позволено лишь бы с любовью? Принесли цветы в храм - поставьте их  в вазу, и никто не будет в обиде, и совершенно необязательно использовать их в украшении, тем более, что на жертвенные цветы наверняка есть благословение настоятеля (куда ставить и как). Во-первых есть те, кто отвечает за цветы в храме, как минимум тот, кто поддерживает чистоту и порядок, и это уже должны понимать все прихожане, а кто не понимает, тому объяснять, что всё в Церкви делается по благословению. Во-вторых, тем, кто выполняет послушание по составлению композиций и букетов, учиться ремеслу. История Церкви нас учит и тому, что в Церкви всегда любое ремесло было на высоком профессиональном уровне, многие из этих ремёсел и жанров искусства  зародились именно в Церкви, в том числе и искусство цветосложения, раскрывающее христианские образы.  Всегда у всех народов цвету придавалось не только эстетическое, но и философское значение. Сочетание красок прекрасно не само по себе, а как выражение духовного смысла! Для восточнохристианского искусства "цвет всегда был одним из главных средств художественного выражения" [В.В. Бычков]. Ведь кому-то из-за внутренней радости захочется встать на клирос и спеть, а кому-то что-то изобразить на стене храма, опять же из переполняющих чувств. А для кого-то нет и вовсе разности между своим домашним интерьером и храмовым. И опять же всё из любви! Я связала крючком салфеточку с любовью и попробуйте её не постелить где-нибудь в храме, а может быть мне ещё и захочется, чтобы на престоле? Так ведь, получается. Вы, меня простите, но существуют определённые законы в Церкви, иначе её просто не будет. Только, вот, как-то сегодня напоминание об этом даже многим не нравится, но Церковь на этих законах будет стоять до скончания века, и незнание их не освобождает от ответственности тех, кто без страха работает с цветочками по своему вкусу. Конечно, было время, когда живые цветы были диковинкой, но мы говорим о реалиях сегодняшнего дня. 



«Каждый цветовой оттенок имеет в своём месте своё особое смысловое оправдание и значение. Если этот смысл нам не всегда виден и ясен, это обусловливается единственно тем, что мы его утратили: мы потеряли ключ к пониманию этого единственного в мире искусства» [Князь Евгений Трубецкой]. 
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 58 След.