«Что ни изобрело бы искусство, если плоды изобретения ты приносишь Богу, оно никогда не будет осуждено, если содействует познанию Владыки… Но всё ли у нас бывает согласно с этим намерением?» Свт. Иоанн Златоуст.
Церковь установила язык христианского искусства. Понятно, что не о целующихся голубках, сердечках, пронзённых стрелой, и купидонах идёт речь. Это даже не обсуждается. Взрослые люди – должны же, наконец, это понимать!
Голубь в Церкви – символ многозначный и не только образ Святого Духа; «процветшие сердца» – древнейший орнамент с глубоким духовным смыслом, сохранились не только древние памятники, но есть и преемственность в современных произведениях церковного искусства;
что касается ангелов, то можно или нельзя изображать их с помощью растительных средств, может ответить только Церковь, несмотря на то, что такие примеры уже имеются.
Западная иконопись, начиная с эпохи Возрождения, непрестанно обмирщалась, ничем не управляемая, она оказалась в полной зависимости от безудержной фантазии художника. Изображения Ангелов при этом весьма пострадали и превратились в декоративные украшения, таким образом, в сознании людей сформировался новый образ ангела – «купидон», навеянный язычеством, пришедший, к сожалению, и на нашу Родину – образ, имеющий исключительно коммерческие цели.
В первохристианском искусстве много того, что сегодня нам кажется «некрасивым» – не в «красивости» дело: художественное убранство храма и декор интерьера – разные и нередко противоположные вещи!
Первые христиане и художники русского средневековья своим символотворчеством выражали духовные истины! Именно сам символ должен вызывать в душе христианина духовные образы его веры, даже, если они недостаточно художественные с субъективной точки зрения! Идеальных композиций и быть не может – идеален только Господь, путь в Церкви – в устремлении к Идеалу, в творческом созидании себя.
Цветочно-растительные композиции в православном храме должны быть и подлинно церковными, и высоко художественными. Да, это трудно, но это цель, к которой надо стремиться: богословие и ремесло. Мы всегда начинаем работу с эскизов, которые подаём на благословение.
Когда делали звёздочки на Плащанице Божией Матери, то думали, прежде всего, о том, что братья и сестры сразу поймут, что это образы Откровения и в их душе возникнет именно этот благоговейный образ Божией Матери, и они вновь перечитают эти места Священного Писания! Разве не для этого установлен язык христианского искусства? А корона потому, что именно в Успении мы обрели Царицу Небесную, а свеча потому, что мы знаем эту икону праздника и понимаем, почему на ней изображена свеча, ведь в иконе нет ничего ненужного! Из Предания знаем, что так заповедала Сама Царица Небесная перед Своим Успением!
Только, вот Устав не даёт нам конкретных рекомендаций. Возможно, в этом премудрость для творческого созидания и, прежде всего, себя самого через изучение наследия Церкви и овладение ремеслом. Получается, что при украшении иконы, на сами образы художники цветосложения внимания не обращают, иконографию не изучают и главное, значение придаём "своему произведению" и даже "топим" в цветах сам образ.
Совершенно необходимо для благоукрасителя и постоянно советоваться со священнослужителями, богословами и специалистами в области церковного искусства. Павлины Вам не понравились… Знаете, несколько священников-богословов с большим стажем и соответствующим образованием прореагировали совершенно не так, как Вы, в письме два игумена написали довольно восторженно. И "восторг" это не от красивости, а от образности. И для меня эта радость не от того, что им понравилось (похвала здесь ни при чём) или не очень, а то, что они увидели в этом образ Евхаристии на языке первых христиан – вот, что главное, когда в этом единстве сливаются наши души.
Речь-то идёт о том, что искусство призвано говорить о духовных понятиях, которые словами выразить невозможно! А Вы всё про «чучела, металл, красиво-некрасиво по личному мнению», «естественно или нет» и т.д. А как же быть нам с крашенными яйцами, например? Это, ведь тоже не от природы и неестественно? Но это для нас даже не столько историческое свидетельство из жития Равноапостольной Марии Магдалины, сколько символ Воскресения Спасителя!!!
Церковь установила язык христианского искусства. Понятно, что не о целующихся голубках, сердечках, пронзённых стрелой, и купидонах идёт речь. Это даже не обсуждается. Взрослые люди – должны же, наконец, это понимать!
Голубь в Церкви – символ многозначный и не только образ Святого Духа; «процветшие сердца» – древнейший орнамент с глубоким духовным смыслом, сохранились не только древние памятники, но есть и преемственность в современных произведениях церковного искусства;
что касается ангелов, то можно или нельзя изображать их с помощью растительных средств, может ответить только Церковь, несмотря на то, что такие примеры уже имеются.
Западная иконопись, начиная с эпохи Возрождения, непрестанно обмирщалась, ничем не управляемая, она оказалась в полной зависимости от безудержной фантазии художника. Изображения Ангелов при этом весьма пострадали и превратились в декоративные украшения, таким образом, в сознании людей сформировался новый образ ангела – «купидон», навеянный язычеством, пришедший, к сожалению, и на нашу Родину – образ, имеющий исключительно коммерческие цели.
В первохристианском искусстве много того, что сегодня нам кажется «некрасивым» – не в «красивости» дело: художественное убранство храма и декор интерьера – разные и нередко противоположные вещи!
Первые христиане и художники русского средневековья своим символотворчеством выражали духовные истины! Именно сам символ должен вызывать в душе христианина духовные образы его веры, даже, если они недостаточно художественные с субъективной точки зрения! Идеальных композиций и быть не может – идеален только Господь, путь в Церкви – в устремлении к Идеалу, в творческом созидании себя.
Цветочно-растительные композиции в православном храме должны быть и подлинно церковными, и высоко художественными. Да, это трудно, но это цель, к которой надо стремиться: богословие и ремесло. Мы всегда начинаем работу с эскизов, которые подаём на благословение.
Когда делали звёздочки на Плащанице Божией Матери, то думали, прежде всего, о том, что братья и сестры сразу поймут, что это образы Откровения и в их душе возникнет именно этот благоговейный образ Божией Матери, и они вновь перечитают эти места Священного Писания! Разве не для этого установлен язык христианского искусства? А корона потому, что именно в Успении мы обрели Царицу Небесную, а свеча потому, что мы знаем эту икону праздника и понимаем, почему на ней изображена свеча, ведь в иконе нет ничего ненужного! Из Предания знаем, что так заповедала Сама Царица Небесная перед Своим Успением!
Только, вот Устав не даёт нам конкретных рекомендаций. Возможно, в этом премудрость для творческого созидания и, прежде всего, себя самого через изучение наследия Церкви и овладение ремеслом. Получается, что при украшении иконы, на сами образы художники цветосложения внимания не обращают, иконографию не изучают и главное, значение придаём "своему произведению" и даже "топим" в цветах сам образ.
Совершенно необходимо для благоукрасителя и постоянно советоваться со священнослужителями, богословами и специалистами в области церковного искусства. Павлины Вам не понравились… Знаете, несколько священников-богословов с большим стажем и соответствующим образованием прореагировали совершенно не так, как Вы, в письме два игумена написали довольно восторженно. И "восторг" это не от красивости, а от образности. И для меня эта радость не от того, что им понравилось (похвала здесь ни при чём) или не очень, а то, что они увидели в этом образ Евхаристии на языке первых христиан – вот, что главное, когда в этом единстве сливаются наши души.
Речь-то идёт о том, что искусство призвано говорить о духовных понятиях, которые словами выразить невозможно! А Вы всё про «чучела, металл, красиво-некрасиво по личному мнению», «естественно или нет» и т.д. А как же быть нам с крашенными яйцами, например? Это, ведь тоже не от природы и неестественно? Но это для нас даже не столько историческое свидетельство из жития Равноапостольной Марии Магдалины, сколько символ Воскресения Спасителя!!!