Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 58 След.
Помощь в составлении цветочного убранства в храме, Практический раздел форума с советами и пояснениями. Внимание! Открыт Почтовый ящик - возможность общения наших гостей на форуме: blagoykrasitelnitsa@yandex.ru для всех ваших вопросов, рекомендаций, советов и пожеланий.
Цитата
Тамара Иванова пишет:
Подскажите мне пожалуйста, как же можно крепить цветочную композицию вокруг иконы на стене и как фиксировать композицию на стекле иконы? Заранее благодарю за советы.
Почему Вы решили крепить на стекле? Это Ваш замысел. На стекле можно зафиксировать оазис, который называется мини-деко на самоклеющейся плёнке. Он небольшой, в форме полусферы. В зависимости от размера композиции Вам их может понадобиться и пять, и десять. Только старайтесь, чтобы и стекло, и оборотная сторона, с которой снимете верхний слой плёнки были сухие, чтобы зафиксировать хорошо. Распределить их можно на расстоянии, а композицию сделать сплошную за счёт растительного материала. Позднее композицию с оазисом легко уберёте.
7_5.jpg (6.47 КБ) [ Скачать ]
10_0.jpg (36.82 КБ) [ Скачать ]
e_4.jpg (53.58 КБ) [ Скачать ]
Помощь в составлении цветочного убранства в храме, Практический раздел форума с советами и пояснениями. Внимание! Открыт Почтовый ящик - возможность общения наших гостей на форуме: blagoykrasitelnitsa@yandex.ru для всех ваших вопросов, рекомендаций, советов и пожеланий.
Цитата
Наталия Чепурченко пишет:
Цитата
Наталия Чепурченко пишет:
Здравствуйте дорогие форумчане! Я около года занимаюсь украшением нашего храма цветами. Хочу поделиться своими не профессиональными работами smile:)Буду очень признательна за ваши оценки и советы!Наташа, оценивать работу всегда трудно, так как понимаешь, что 
Наташа, оценивать работу всегда трудно, так как понимаешь, что затраты душевные и физические всегда немалые. Конечно, форум не может дать системные знания, но что-то можно всегда сказать, что кажется существенным, главное не обижаться. Теорию в полном объёме дать невозможно, а именно она-то и позволяет находить варианты и ограничить ошибки. Насколько я знаю, на "флористическом форуме" Вашу работу уже оценивали. Подробности не помню, но были замечания, с которыми я согласна, так как они мотивированы основными правилами. Во-первых, фон - это та характеристика или художественно-композиционная особенность, которая всегда имеет значение: у Вас белые лилии на белом фоне - это не годится, мало того, что цвет пропал, красота формы главного церковного цветка принижена. Красота герберы превратилась в "горошек", то есть здесь ни красоты орнамента, как такового нет, ни композиция не продумана. Ведь арка может быть украшена в разных вариантах. Если это просто россыпь равномерно распределённых цветов, то тогда у Вас явно мало по количеству компонентов, да и гербера слишком крупна для такой арки,  в этом случае асимметричное построение позволяет придать художественности, только цветы надо использовать более мелкие. Важно, ведь подчеркнуть красоту каждого цветка, а не принизить её. Вы постарались создать центры - фокусные точки - это хорошо, но подвёл фон. Если есть три центра - они должны быть выделены - цветом или размером цветка, тогда всё остальное поле арки надо было организовывать более мелкими компонентами, чтобы центры выделялись и по цвету, и по размеру компонентов. Гербера затмила лилию и цветом, и количеством. Плащаница украшается белыми цветами, пусть их будет немного, но эта монохромность в традиции Церкви создаст и нужную атмосферу. Букеты красно-лиловые -   это настроение праздников, посвящённых Кресту. Если что-то непонятно в данных замечаниях, то спрашивайте, но и этого уже достаточно для осмысления.
Наши поздравления в Гостиной форума!, - с церковными праздниками, именинников, с Днем рождения и по различным житейским и трудовым поводам за поощрения и награды, за трудовые достижения и т.п.
Возлюленную во Христе, Людмилу Александровну Бондаренко поздравляем с Днём Ангела! Попробовала разобраться в том, что означает эта композиция в стиле морибана, поняла только, что что-то очень хорошее и по форме, и по цвету, и по растениям, а поглубже разберётесь, как специалист. Всего Вам самого хорошего и доброго.
Наши поздравления в Гостиной форума!, - с церковными праздниками, именинников, с Днем рождения и по различным житейским и трудовым поводам за поощрения и награды, за трудовые достижения и т.п.
Дорогая Людмила Александровна! 29 сентября - День Вашего Ангела - Небесной покровительницы - Мученицы Людмилы, княгини Чешской. И я (в силу обстоятельств) спешу Вас поздравить и пожелать, молитвами Мученицы Людмилы, Вам и Вашим близким крепости духа в разрешении земных попечений, крепости духовной на спасительном земном пути и крепости в несении послушания, окормляя сестёр в многотрудном и многоскорбном, но радостном во славу Божию, творческом созидании православного цветосложения. С любовию о Господе, Ваша О.Д.
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
Уж коль возник вопрос о флористических объектах – скульптурных, то как-то надо прояснить его до конца, чтобы вновь по прошествии времени к нему не обращаться. Вопрос о скульптуре в Православии очень важен для флороблагоукрасителей, так как большинство храмовых композиций имеет высоту, ширину и глубину, то есть они трёхмерны, и поэтому из всех видов изобразительного искусства украшение цветами ближе всего к скульптуре и архитектуре. Существует мнение, что скульптура в Православии запрещена, вернее нет единодушия в этом вопросе среди богословов. Но  Л.А. Успенский пишет, что «такого запрета вообще быть не может, так как он не мог бы  быть ничем обоснован» [Успенский, Л. А. Богословие иконы Православной Церкви / Л.А. Успенский. – М.: изд-во Западно-европейского экзархата. Моск. патриархат, 1989. – 475с. – С. 19 – это учебник в учебных заведениях Русской Православной Церкви], тем более, что есть много памятников, в том числе и древних (икона Божией Матери «Жировицкая», Годеновский Крест-Распятие, Святитель Николай Можайский и др.). Нигде не осуждает наличие изваяний в христианском городе и Святитель Иоанн Златоуст, которому принадлежит двадцать одно поучение под общим названием «О статуях». Советую благоукрасителям прочитать одну из статей, которая посвящена месту скульптуры в Православной Церкви , из книги известного исследователя иконы, опытного иконописца, кандидата философских наук, которая посвящена вопросам возникновения и развития сокровенной символики в священных образах.
Кутковой, В.С. Краски мудрости / Виктор Семёнович Кутковой. – М.: Паломник, 2008. – 655 с.: ил.
Материалы на тему имеются и в Интернете, правда статью из книги почитать полезнее:
 http://www.pravoslavie.ru/jurnal/99.htm
http://spbda.ru/news/a-1860.html
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
Цитата
татьяна тимофеева пишет:
Ольга Дмитриевна, либо я недостаточно ясно и понятно выражаюсь, либо Вы невнимательно читаете.
Вы, вероятно, будете удивлены, но я согласна с Вашими утверждениями об изучении и осмыслении наследия православной Церкви, что в меру своих сил и стараюсь делать.
Если все, лично Вами написанное, не подлежит критике, то получается, что этим Вы приравниваете себя к Святым отцам, то ....
Вот это и есть то, что я назвала "софистикой".
Простите, если обидела Вас.
Впредь, обещаю держать свои впечатления при себе и не занимать место на форуме.
Я не приравниваю себя к святым отцам, а даю Вам материалы, которые изложены в православной литературе, на основе учения святых отцов, что называется, в готовом виде. Нет изданий, которые бы давали ответы на вопросы, которые возникают у флороблагоукрасителей в Церкви. Для собирания информации мне  понадобилось 10 лет. Страх Божий и благоговейное отношение к храму должны подвигать к познанию. Если угодно, могу дать библиографические списки, чтобы Вы убедились в том, что я не отождествляю себя с Преданием Церкви, а стараюсь ему следовать, чего и Вам желаю. Просто знаю, по личной переписке, что есть пользователи из разных уголков страны, которым эта информация необходима и воспринимают они её адекватно с пониманием того, что выбиралась она порой даже не по абзацу, а по предложению из огромного наследия Церкви. Только к написанию диплома в своё время по систематизации православной литературы было прочитано и просмотрено более 500 источников, но и после этого я не переставала читать, не прекращаю и сегодня это полезное занятие. И, не взирая на отрицательные эмоции, не могу  не давать ответы на вопросы, которые возникают на форуме, хотя по слабости духовной не раз уже решалась оставить это, но есть ещё и советы, и благословения исповедника. Простите, если чем-то обидела Вас, так как не Вас имела в виду, а свои материалы, на подготовку которых тратится время и, как выясняется при такой обратной связи, что они не достигают той цели, в результате которой была бы оказана  помощь в выполнении послушания и углублении знаний по теме форума. На странице фотогалереи Вы разместили фото своей работы, в которой использовали цветы, которые вырастила и принесла прихожанка. Если Вы считаете, что из пожертвованных цветов можно создавать только невыразительные композиции, то здесь вновь никакой логики.В том и уровень мастерства, чтобы из скромного сделать выразительное. Понятно, что в сентябре лилии не цветут, и прихожанка при всём желании их принести не могла, но и из хризантем можно сделать всё иначе, даже, если их всего лишь два-три вида или сорта. Для этого и существуют знания, которые помогают на практике. Просто надо было поработать с формой, которая помогла бы Вам распределить цветы иначе, то есть со сжатием, сама бы форма стала главенствующим элементом композиции, которая бы обращала внимание на себя и цветы бы веселее и выразительнее стали. А какую форму выбрать? Для этого надо особенности праздника изучить. Вот так, соединяя законы композиции в аранжировке и богословскую основу конкретного праздника, можно и из очень скудного и, казалось бы невыразительного по цвету и однородного по форме растительного материала, сделать совсем иную композицию. На конкурсах профессиональных флористов предлагают один и тот же материал всем участникам, только результат совершенно разный получается.
Изменено: Ольга Малова - 26.09.2013 18:37:50
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
Цитата
Марина Федорович пишет:
Дорогая Ольга!Это я наверное неправильно сформулировала свою мысль,я совсем не говорила о радуге как таковой,(не встречала в жизни ни одного человека,которого она оставила бы равнодушной и меня в том числе)Но цвета небесной радуги-настолько нежны и гармоничны,что выкрашенные цветы просто всё опошлили.Я прекрасно понимаю, насколько наши потуги передать красоту Божественную ничтожны,что живые цветы-это хотя бы отблеск небесного.Может к кому-то в храме и подходят прихожане с вопросом,что обозначает эта композиция,а я всё таки думаю,что люди идут в храм молиться,и если кто-то во время Литургии будет задавать себе подобные вопросы,то грош мне цена!Я к великому своему сожалению,редко бываю в храме- только во время богослужения,да ещё ночью украшая храм. Не имею времени на проповедническую деятельность,пытаюсь спастись сама,да боюсь безуспешно.Ваши глубокие знания меня приводят в восхищение,моё же природное упрямство не даёт мне никакого покоя,где бы взять силы побороть его?Одно только страшит-когда дела мои обнажатся,какой ответ дам,чувствую,не пригодятся мне знания!Поэтому прошу вашего снисхождения ко мне,да и не обращайте внимания на глупости,которые я(конечно не желая кого нибудь оскорбить своим невежеством) вдруг когда нибудь напишу.Низкий поклон Вам,за науку!Господи,спаси нас всех!
В Церкви своё - особое понимание Красоты - Божественной красоты, поэтому, прежде чем приступать к выполнению послушания при работе с цветами, надо для себя это уяснить раз и навсегда для того, чтобы не "шарахаться" в разные стороны, руководствуясь своими чувствами. Очень часто, если уже не традиционно, оценки "красиво-некрасиво", "нравится-не нравится" и даже "пошло", далеки от ценностей церковных, то есть субъективны. Спасение в одиночку – это вопрос к Вашему духовнику. В Церкви большое значение имеет общение. Но нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13). Я вовсе не призывала Вас разговаривать во время Литургии, то, что это грех я знаю с детства. А благоукрашение храма растительно-цветочными композициями и есть проповедь, в противном случае они становятся ненужными и даже вредными в храме. А благоукрасители, соответственно, – проповедники. Изучайте символику в Церкви, учение Спасителя, которое воплощает в своих образах христианское искусство, и Вы откроете для себя мир Божественной красоты, без которой нельзя ни композиции составлять, ни душу спасать.
В церкви имеет обширное место символика
(образность), христианину надобно её разуметь и
проникать умом в сокровенный смысл её.
Прав. Иоанн Кронштадтский 
…в храме всё поучительно и нет ничего праздного,  ненужного.

Прав. Иоанн Кронштадтский
Изменено: Ольга Малова - 25.09.2013 22:58:59
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
Цитата
Марина Федорович пишет:


Мне кажется, что и само восприятие цвета, настолько всегда субъективно, что кому-то сочные цвета - радуют глаз, а вот я, наоборот, испытываю почти физическую боль, поэтому у меня и украшение, о котором вспоминает Людмила(символизирующее радугу), вызвало внутренний протест, наверное, какой-то получившейся своей искусственностью.

Радуга – это мост между Ветхим и Новым Заветом. Жизнью временной и вечной. Эта связь (в обоих смысловых значениях) осуществляется Христом и во Христе как Ходатае за весь  род человеческий, дабы он более не был истребляем волнами потопа, но обретал бы спасение о воплотившемся Сыне Божием. С этой точки зрения радуга есть не что иное, как образ сияния Славы Господа Иисуса Христа. Е.Н. Трубецкой писал: «проникая в тёмную глубину земли, солнечный луч вызывает оттуда те живые ростки, которые в цветении трав и деревьев воспроизводят на земной поверхности живую радугу, в этом воспроизведении радуги в жизни мы имеем ещё более глубокое откровение той самой сущности в радуге небесной». На стенописях собора в Афоно-Иверском монастыре в северной части алтарного свода – Вознесение Господне – Спаситель изображён на радуге, в ореоле, поддерживаемом двумя ангелами, радугу на плечах Девы Марии можно видеть на иконе «Гора Нерукосечная». В Богородичных иконах новгородского письма мир, собранный во Христе вокруг Богоматери, являет собою как бы многоцветную радугу. Глубокое понимание её мистической сущности можно найти, например, в иконе «Неопалимая Купина», где изображено преломление единого солнечного луча Божьего – и многоцветный спектр ангельских чинов, собравшихся вокруг Богоматери, и через Неё властвующих над стихиями мира. Необыкновенная яркость радужных красок – характерная черта русских икон XV в. Их воспроизведение не в состоянии передать радужность потому, что в иконах заложена неведомая нам красота духовной жизни того времени. О новгородской иконе XV в. «Вознесение» Е.Н. Трубецкой пишет: «Это радужное земное преломление небесного света красноречивее всяких человеческих слов выражает смысл евангельского текста: се Аз с вами до скончания века. Это – не единственный пример явления радуги в иконе. Она появляется там в самых разнообразных сочетаниях; но при этом всегда, неизменно выражает собою высшую радость твари земной и небесной, которая либо преломляет в себе солнечное сияние потустороннего неба, либо прямо вводится в окружение Божественной славы. Это всего лишь «введение в тему», радуга в иконографии предполагает большой и обстоятельный разговор. Делаем вывод: прежде чем что-либо обсуждать, необходимо приводить богословскую основу образа, тем более это касается церковных аранжировщиков цветов, когда они приступают к работе.  «Нравится – не нравится» – пагубный подход в обсуждениях флористических работ. Не раскаиваться, Людмила Александровна, а радоваться надо тому, что Вами была создана эта композиция именно на Пасху, ведь недаром же существует традиция, правда не во всех храмах и по разным причинам, когда священнослужители переоблачаются во все цвета радуги именно на Пасхальном Богослужении. Если мы не желаем изучать язык христианского искусства, тогда   в композициях и будет присутствовать ложь. Язык  христианства, как и любой язык, надо изучать, познавать, а не руководствоваться личными ощущениями. О какой тогда проповеднической роли растительно-цветочных композиций в храме может идти речь, если не иметь знаний о том, что проповедовать... получается, что не учение-наследие Церкви, а личные видения, чувствования и т.д. играют главенствующую роль. Простите, сестры, но очень часто превалирует банальное женское упрямство. И тут сразу отпадает вопрос о том, что молитвенная или, не настраивающая на молитву, композиция. Обоснуйте образ с точки зрения богословия и искусства Церкви - и нет вопросов. Если уж благоукраситель не видит благолепие и глубину образа радуги, то, что уж говорить о "захожанах" в храм. Зашёл человек в храм и увидел цветочную композицию в форме радуги и красках ей присущих, у него и вопрос сразу возник "А почему?" "Какой в этой композиции смысл заложен?" А благоукраситель, объяснив, и просвещает: "Это образ сияния славы Господа Иисуса Христа". "Почему?" - расскажите об иконографии, сошлитесь на Священное Писание (Быт. 9: 9, 13; Ис. 66: 1; Откр. 4: 3, 10: 1). Вот и будет "молитвенность", нам ли рассуждать о том, что подстать только святым отцам и старцам.
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
В виде голубя нередко изготавливалась дарохранительница – сосуд для хранения Святых Даров, который подвешивали над престолом. Иногда голубя вешали  внутри особой напрестольной башенки, но постепенно голубь стал помещаться не внутри башни, а наверху, утрачивая своё первоначальное значение. В России существовали лампады подобного вида. 
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
Символотворчество человека проявляется, прежде всего, на путях Богообщения – только с Божией помощью и лишь символически можно указать на святость, установленным Церковью художественным языком посредством соответствующих форм, красок и линий – показать красоту, святость, стяжанное человеком подобие Божие: «Символизм и богословие покорили себе внешнюю природу и создали новое, своеобразное, полное внутреннего смысла искусство» [Н.В. Покровский].
 Если изначально  непонятна разница между искусством светским и христианским, то, как же можно приступать к цветосложению в Церкви? Пусть это малый жанр, но это искусство, которое использует свой особенный колористический и фактурный «материал». А, если вспомнить, что растения всё таки к тому же ещё и живые создания Божии, то ответственность-то возрастает. Если для Вас это только чистый  декор, то зачем такие цветочные композиции в храме? 

 «Всякая форма искусства во время Богослужения участвует в проповеди» [Н.В. Лосский]. 

Однажды Спаситель назвал книжников и фарисеев гробами повапленными (Мф. 23: 27) – это был приговор всему древнему миру, который в период упадка уподобился выкрашенному гробу, за внешней красотой которого и величием скрывалось нечто мёртвое, пустое, неприятное, безобразное и мерзкое.
 (Вапами или шарами в иконописи называли краски: «шаровое письмо», «повапленный гроб»). 


Овнешневления, внешней красивости при внутренней пустоте – вот чего боялась более всего нарождавшаяся христианская культура тогда, но и сегодня, эта вечная истина важна в церковной жизни. Именно поэтому и произошло переосмысление даже форм, изучите историю цветочных венков, например, и почему сначала отцы Церкви их отвергали (подумаешь... цветочки...). 

Символический язык иконы даже в деталях не придумывается иконописцем, а даруется соборным разумом Церкви, а подвиг художника в Церкви состоит в упрощении ума, в очищении его от всего внешнего, чувственного и греховного, чтобы, вернувшись к простоте, достичь Фаворского света (а не «ах, какая красота, как много цветов и как это чувствительно» и т.д.). 

Возможно, профессионалам, которые бывают в храме только для того, чтобы отработать, простите, в «коммерческой нише для сбыта цветов» и потому «чем больше, чем ярче, тем лучше» – "полный парад", то для воцерковлённого украсителя пренебрежение к изучению наследия Церкви непростительно.
 Красота в Церкви должна быть осмысленной: радость для глаз и пища для ума и сердца. Считать себя воцерковлённым и не принимать установлений Церкви не получится. Простота в том, чтобы внешнее отражало внутреннее! А путь копирования на личный взгляд «красивых» композиций – это без-образный путь, не имеющий отношения к языку церковного искусства, которое всегда проповедь. 

В Церкви есть вечные образы, с которых всё начинается, только каждый жанр искусства раскрывает их своими материалами, способами и средствами, что не исключает индивидуальности христианина.

 Изначально мы изучаем историю праздника, его отражение в искусстве Церкви, затем непосредственно именно ту икону, которую благословили украсить, а уже потом, используем весь флористический арсенал (цветовые гармонии, формы, техники). Конечно, всяко бывает, но речь идёт о главной цели и обязанностях тех, кто выполняет это послушание постоянно, "назвался груздем...". 

А, что касается красивых терминов, то их надо употреблять к месту, если  Вы называете «софистикой» тексты богословия Православной Церкви, но зачем Вы в Церкви? Богословие не может быть примитивным, да, надо напрягать и разум, который Господь даровал нам, и молиться о Божией помощи, чтобы открылось то, что и разумом не понять. Это нелёгкий труд, к чтению православной литературы надо себя сподвигать, но для христиан - это благостная радость. А проверить приведённые мною тексты нетрудно. Если вся эта «выжимка» из многочисленных источников, благословлённых Церковью, Вас не устраивает, то я ещё раз напоминаю, что это не мои «личные мнения»! 

Задумайтесь, например, над тем, что крины (лилии) на памятниках христианского искусства  ещё XVI в. – не языческая, а христианская символика, и для человека позднего средневековья этот знак ещё не был просто красивым узорочьем – он его «прочитывал» не только разумом, но и душой. 

Какая уж тут софистика, если я пишу о том, что оазис – это вредное химическое вещество, а Вы отвечаете, что «оазис для Вас – это ваза» (но и о значении вазы-сосуда, в том числе и на праздник Успения Пресвятой Богородицы, художник церковного цветосложения просто обязан знать)!

 То есть я говорю о том, что шар круглый, а Вы возражаете: нет, он красный. Если Вы ищете доказательств своему личному мнению, самости, то цитаты из книг, изданных по благословению Церкви и изречения Святых отцов для Вас – это «софистика»? 

Много ли пользы в таком обсуждении? Да и стоит ли на это время терять и место на форуме занимать?
 Читайте православную литературу – в ней много пользы! 
Путь один - или принятия законов искусства Церкви, а для этого их надобно знать и изучать всю жизнь, так как абсолюта не достичь никогда, или нет. Третьего не дано.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 58 След.