Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 След.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Цитата
Свящ. Олег Мумриков пишет:
Цитата
Ольга Маркина пишет:

Здорово было бы, если бы Вы и Ольга Дмитриевна смогли сформулировать, скажем 5 или 15 главных принципов храмовой флористики.


Я поддерживаю эту просьбу!

Это первая редакция основных правил-принципов. Получилось девять.


Всякая форма искусства во время Богослужения участвует в проповеди.
Н.В. Лосский


Только владение флористическим дизайном: художественные формы, цветовые гармонии, технические условия не могут создать церковную аранжировку, как и одно богословие. Храм – это образ Горнего Иерусалима, Райского сада, а церковное искусство в Богослужении – это создание образа иного мира, преображённого, в котором царствует Бог. Растительно-цветочные композиции в православном храме, безусловно, элемент литургического действа. Но современные аранжировки в православных храмах очень часто бывают не связаны с Богослужением и церковным искусством – значимость подобных цветочных украшений лишь в декоративности. Важно, чтобы украшения из цветов в храме, как писал князь Евгений Трубецкой, «производили некоторое эстетическое впечатление, соответствовавшее определённому религиозному настроению», а не были предметом коммерции, то есть использования как можно большего количества растительного материала по своему усмотрению и простым перенесением традиционных форм флористики в миру.
1. Всё в Церкви начинается с благословения священнослужителя и, желательно, чтобы выполняющий послушание в храме по работе с растениями был воцерковлённым, а, значит, перед работой необходимо исповедаться и причаститься. Полное понимание христианского искусства, его образов и символики возможно лишь воцерковлённому сознанию, в то же время, познание духовной реальности происходит через постепенное проникновение в смысл христианских образов, которые помогают нам придти к пониманию Горнего мира. И даже, освоив теоретические основы аранжировки и, имея практические навыки, «переходить от буквы к духу трудно и болезненно», [Архиепископ Евлогий (Смирнов), доктор богословия, профессор], так как творчество в православном храме неподвластно сознанию художника: христианскую культуру может творить только христиански устроенная душа, а потому и ценно внутреннее состояние художника (флориста). Нельзя пытаться проникнуть в тайну православного искусства без веры, то есть, не зная языка.
2. Задача православного творчества заключается в воплощении образов Горнего мира. Предоставить полную свободу благоукрасителю в храме – это значит предоставить свободу богословствовать по своему разумению. Поэтому, прежде всего, при подготовке к определённому празднику после благословения необходимо ознакомиться с Уставом (или посоветоваться со священником) и с «Богослужебными указаниями» и предусмотреть технические особенности, без которых невозможно и художественное творчество. Например, «венок на Плащаницу возлагается тогда, когда она уже вынесена на средину храма». Символика цвета праздничных богослужебных облачений священнослужителей, определённая Уставом, – это основной доминирующий цвет цветочных композиций, а гармонии больших и малых контрастов художник цветов использует по своему выбору и творческому замыслу.
3. Цветы в храме – благоговейные акценты, которым отведены определённые места: Рака со святыми мощами, праздничная икона на аналое, Царские врата, чудотворные и чтимые святыни, вход в храм. Поэтому необходимо соблюдать баланс, всё должно быть соразмерно. Нельзя, чтобы икона или Крест утопали в цветах или «подавлялись» ими. Это касается и храмовых икон больших размеров и других святынь. А также и комплексной - групповой аранжировки, когда украшается весь храм (Рождество Христово, Пасха, Успение, престольные…). Дом Божий – не оранжерея, и не цветы являются главным элементом храмового интерьера.
4. Украшение должно гармонично вводится в интерьер храма, учитывая его архитектурный стиль, формы, размеры и др. Это касается и ёмкостей для композиций и ваз для букетов, учитывая форму, фактуру и колористику. Церковная цветочная аранжировка включена в храмовое пространство и неразрывна с ним, существуя для молитвы и ради неё.
5. Православное цветосложение предполагает различные подходы к выбору технологий при украшении храма к определённому празднику и их сочетание: традиционные для композиций “в миру” или с оформлением символов и форм, характерных для христианского искусства. Но, независимо от того, чему отдаётся предпочтение, желательно для создания образа праздника соблюдать символику цвета и использовать имеющиеся теоретические знания и наработанные подходы, то есть обучаться ремеслу, как всякой другой профессии. Но, так как символика является основой христианского искусства для проповеди и просвещения в вере, то создание образов и использование символов желательно: абрис композиции и её элементы (круг, мандорла, шар, арка…), а также предметная символика, прежде всего, крест, например, в украшении Богородичной иконы – криновидный; звезда, три звезды; голубь, два голубя. На праздник Святой Троицы использовать голубя неканонично. При украшении Плащаницы традиционно используют киворий–сень. Красота в храме должна быть осмысленной: радость для глаз и пища для ума и сердца.
6. Необходимо предусмотреть, чтобы цветы не мешали священнослужителям во время проведения Богослужения и определить в композиции то место, к которому прикладываются верующие, чтобы не вызывать неудобства, а композиция не сминалась, не требовала постоянного ремонта и имела бы свежий красивый вид.
7. Не использовать растения сомнительного достоинства: ядовитые, растения-хищники и паразиты, испускающие тяжелый, пьянящий запах, а сильнопахнущие использовать в больших храмах (лилия – исключение из правила, убирать тычинки), чтобы не заглушали запах ладана. Неуместны и колючие, шипы необходимо убирать, в том числе и с роз, так как терние являют собой образы отрицательные (грех, язычество, необдуманные слова…).
8. Благоговейное отношение к живым растениям должно быть на всех этапах работы с ними, ведь "это остатки Рая на земле" [Прав. Иоанн Кронштадский]: на стадии подготовки, использования, поддержания свежести, а также, что необходимо отметить, после отдания праздника украшение снимается, но растения ни в коем случае нельзя выбрасывать вместе с мусором: использованные цветы высушивают и раздают верующим, а в отдельных случаях сжигают. Троицкую зелень и вербу хранят весь год.
9. Не использовать искусственные цветы. Об этом свидетельствует святоотеческое наследие.
Изменено: Ольга Малова - 09.10.2011 15:26:00(дополнение и ошибки)
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Сайт Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.Обязательно загляните на фотогалерею.

http://spas-monastery.by/shrines_of_the_monastery/cross_of_st_euphrosyne.php
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Цитата
Ольга Маркина пишет:
А теперь о флористических принципах.



Из предыдущего разговора я пока вынесла для себя 2 основных положения.



1. Прежде чем приступить к подбору цветов для составления той или иной храмовой композиции, необходимо обратиться к "Богослужебным указаниям", где может содержаться вполне конкретная информация на этот счет.



2. Все растения (ветви, цветы, плоды) должны быть на "втором" плане или уровне. Крест, Икона или иной атрибут богослужения ни в коем случае не должен "утопать" в композиции. Цветы должны подчеркивать смысл иконы (Креста), но не отвлекать от его восприятия.



Может быть попробуем сформулировать третий принцип?


Дорогая Ольга, Вы задали так много вопросов, что я прошу прощения, так как не получается сразу на все ответить, тем более, что эту задачу перед нами поставил батюшка, а,это говорит о том, что обязаны выполнить.
 
Третьим принципом можно обозначить использование форм и символики церковного искусства: иконопись, стенопись, храмовое зодчество, интерьер, кувуклии, оклады, хоругви, иконостасы и т .д.
 То есть в обязательном порядке цветочные композиции должны гармонично вводиться в интерьер конкретного храма.
 Это соответствует такой художественно-композиционной особенности как гармоничность и форма.
Но начинают составление композиций, в первую очередь с определения цвета праздника - это закон православного богослужения, то есть цвет облачений священнослужителей, что должно быть основным принципом.

Конечно, украшают, кто во что горазд! Почему?
Одни скажут, что подходящих цветов нет, другие вообще не считают нужным задумываться над образами и правилами, в третьем случае и самость играет свою роль, забывая что это Дом Божий!
Это говорит о том, что необходима заблаговременная подготовка, тем более что с весны до осени можно выращивать необходимые растения в ограде храма или монастыря.
Четвёртым принципом несомненно должна быть символика растений.
 Главный цветок в Церкви - лилия - крина, затем - роза... - подтверждения этому мы находим в Священном Предании, Священном Писании, гимнографии, церковном искусстве.
 История христианской флоросимволики раскрывает нам глубины духовные, используя достаточно много растений, которые мы при внимательном рассмотрении храмовых интерьеров, найдём и на своих приходах.
Но! По Уставу есть праздники, на которых присутствие определённых растений обязательно: Рождество Христово, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы, Преображение (цветы и плоды).
То есть первым принципом будет Устав Церкви и Богослужебные указания, в который нужно включить и символику цвета праздничных богослужений.

Ответ о символике фиолетового цвета.

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра – красного и голубого (синего) – это некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы.
Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как это соединение не оставляет в цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.
В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом, фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра.
Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей.
Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью.
В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблён для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви.
 Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Что касается ваз, то попробую давать материал частями в сокращённом виде.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Цитата
Ольга Маркина пишет:
Здорово было бы, если бы Вы и Ольга Дмитриевна смогли сформулировать, скажем 5 или 15 главных принципов храмовой флористики.

Есть православные основы в храмовом цветосложении,то есть основные положения богословия, а также художественно-композиционные и технические особенности храмовых композиций. Можно, конечно, и конспективно их изложить или даже систематизировать.


Цитата
Ольга Маркина пишет:
Интересно, что означает композиция из цветов, расположенна справа над Крестом в воздухе на фото 2007 года.

Круг (шар) – доминирующий геометрический феномен. Акцентирует внимание на конкретных элементах.
Шар - символичная - Божественная форма в Церкви.
Если круг - плоская фигура, то шар - это пространство, символ вечной власти.
Тема очень интересная, так как эта форма присутствует как в храмовой архитектуре, интерьере, так и в иконографии, раскрывая различные образы.
Почему флористический шар на празднике Воздвижения... трудно сказать, интерпретировать можно по-разному, тем более что эта форма уместна в храме практически всегда, несмотря на различный смысл и символику.
Например, это образ того, что Воздвизальный Крест - это орудие и знамя Спасителя - Царя славы и олицетворяет символ Вечной власти Иисуса Христа.
Цветы у Креста в православном храме., Новая тема!!! Виды и формы цветочных убранств, составляемые у Крестов в православных храмах. Размышления и мнения по созданию у Креста гармоничного цветочного убранства
Это эскизы выпускного проекта одной из слушательниц курсов, которые я вела в течение прошлого года в Воскресенском женском монастыре. Здесь используются гладиолусы.
Цветы у Креста в православном храме., Новая тема!!! Виды и формы цветочных убранств, составляемые у Крестов в православных храмах. Размышления и мнения по созданию у Креста гармоничного цветочного убранства
В некоторых храмах используют тканевую драпировку в том месте композиции, в котором прикладываются прихожане. В этом есть смысл, так как приходится "ремонтировать" украшение после определённого количества лобызания Креста, даже, если оно осторожное.
Цветы у Креста в православном храме., Новая тема!!! Виды и формы цветочных убранств, составляемые у Крестов в православных храмах. Размышления и мнения по созданию у Креста гармоничного цветочного убранства
При чине Воздвижения на Воздвизальный Крест льётся вода, которой кропят верующих, а цветыиз ёмкости, в которую эта водичка собирается, в конце богослужения раздают присутствующим на Богослужении.
Цветы у Креста в православном храме., Новая тема!!! Виды и формы цветочных убранств, составляемые у Крестов в православных храмах. Размышления и мнения по созданию у Креста гармоничного цветочного убранства
Воздвижение в храме Христа Спасителя.
Цветы у Креста в православном храме., Новая тема!!! Виды и формы цветочных убранств, составляемые у Крестов в православных храмах. Размышления и мнения по созданию у Креста гармоничного цветочного убранства
Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь.
Цветы у Креста в православном храме., Новая тема!!! Виды и формы цветочных убранств, составляемые у Крестов в православных храмах. Размышления и мнения по созданию у Креста гармоничного цветочного убранства
Чин Воздвижения в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре. Крест у них особенный с интересной историей, с которой можно познакомиться на сайте монастыря.
Страницы: Пред. 1 ... 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 След.