Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 ... 58 След.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Лепестки 3
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Лепестки 2
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Лепестки 1
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Мы все самое лучшее стараемся принести в дар Спасителю нашему и Божией Матери.
"Разве Богородица, Спаситель не достойны лучшего, пусть и сотворённого руками человека?" - Я бы сказала иначе: это мы должны стремиться стать достойными или чуть-чуть достойными, чтобы своими руками прикасаться к нашим святыням.
Но ведь, согласитесь, не все хорошо, что блестит. В мире флористики очень много интересных замыслов, форм и фантазий. Никто и не спорит, что это кропотливо и трудоемко. Для этого и существуют флористические показы, на которых можно делиться своими изобретениями и фантазиями.
Но в Храм человек приходит для покаяния, для молитвы, а не на выставку. Главное то, что происходит в сердце человека, в его душе, а не в напыщенности, пусть даже и из натуральных лепестков. Все должно быть на своих местах.
Помоги нам, Господи, избавиться от хаоса в наших головах!
Мы никогда не будем достойны, так как без Бога ничесоже не можем. И я бы поостереглась говорить о стремлении к достоинству, путь может быть пагубным.  Мишура, возможно, и не приемлема в храмовом интерьере. Я за то, чтобы хвойные деревья  аскетичнее украшались в храмах, но это лишь наши эмоции и чувствования, которые не являются аргументами. Если не ошибаюсь, Вы использовали мишуру, да и во многих храмах используют «всё, что блестит» даже в композициях у праздничных икон. Хорошо это или не очень? Священнослужители благословляют, и церковной установки – нет, поэтому надо говорить не  о «хаосе в головах», а о принятии на сегодня того, что имеем, ибо это вопрос не нашего уровня, а значит мнения наши лишь простое суждении и обсуждение, требующие оценки компетентных священнослужителей-богословов. Для рождественского праздника можно и особо украсить ёлку, а к храмовым – подход должен быть иной – это всего лишь моё мнение, которое нельзя представлять как исключительно правильное.
Фотографии звёзд я привела вовсе не для того, чтобы подражать или копировать пятиконечные… и т.д. А для того, чтобы внимательно изучать техники флористики в миру, в данном случае, каркасы. Необходимо приучать себя к вниманию и анализу, иначе о создании церковных образом не будет и речи. Церковь всегда современна, последуем и мы её примеру. Так ведь и оазис можно назвать вредной химией, которой не место в храме. В нач. XX в. использовали мох. Правильнее было бы задаться вопросом: «А как это сделано и можно ли эти «изобретения и фантазии» использовать в создании христианских образов?».
Порой прихожане со стажем не могут объяснить сюжеты, историю и смысл стенописей храма, который они посещают десятилетиями. А украсители живыми цветами кроме этого ещё и не хотят ничего знать о новых технологиях в мирской флористике! Вы же пользуетесь Интернетом! Но аранжировка в храме предполагает и богословие, и владение ремеслом одновременно.
В порядке обсуждения, давайте попробуем проанализировать такую технику, как «гламелия», то есть создание большого цветка из лепестков, который даже может заменить букет. Изначально такой цветок в Англии изготавливали их лепестков гладиолуса и камелии (откуда и название), но в современной практике есть примеры из гербер, калл и др. На первый взгляд создание такого «букета» требует уничтожения природного цветка, и в этом есть нечто варварское. Но в практике Богослужения современной Церкви такое множество примеров использования лепестков, что невольно возникает вопрос: «Что это? «Напыщенность из натуральных лепестков» или нечто, «что происходит в сердце человека»? Например, лепестки используют при погребении Плащаницы в Иерусалиме: в Воскресенском храме Иерусалима на вышитой Плащанице множество цветов: вся она в лепестках роз, символизирующих миро. Священник перемещает цветы по телу Спасителя, символически показывая, что он омывает его благовониями. Потом Плащаницу поднимают и несут в Кувуклию на Гроб Господень так, как действительно несли хладное тело Спасителя – за края. Плащаницу полагают на Гробе Господнем. В заключение каждый присутствующий на Богослужении архиерей прикладывается, берет понемножку лепестков роз. Затем Плащаница вносится в алтарь. И потом Патриарх Иерусалимский раздаёт на амвоне всем молящимся в храме Гроба Господня лепестки роз.
Лепестки используют и при чине погребения Плащаницы на Успение Пресвятой Богородицы, в том числе и при изготовлении живых ковров, что традиционно в Церкви; на Крестных ходах; украшают кафедру епископа; используют  при встрече Святейшего Патриарха, есть и другие примеры, причём в древних Церквах, например в Антиохийской. На сегодня это уже опыт церковный, не запрещённый, а значит, принятый иерархами и не подлежит даже обсуждению.
Ведь можно голубя попробовать изготовить, используя лепестки, или в украшении икон Благовещения и Архангела Гавриила?
Давайте размышлять!!! Но без знаний истории Церкви и её наследия мнения и размышления получаются из вакуума.
Вспомнила ещё опыт в Покровском монастыре на Покровской заставе, где почивают святые мощи блаженной Матроны Московской: лепестки цветов, украшающие Раку с мощами, то есть освящённые, раздают верующим на выходе из храма.
Изменено: Ольга Малова - 02.11.2011 15:43:51
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Фото не очень качественное (мыльница). Это мои первые шаги в нач. 90-х гг., всё интуитивно и из минимального количества растительного материала. Деревянный  сельский храм Спаса Нерукотворного. Звёзды на гирляндах Царских врат из рогоза - болотной осоки, трубчатой, полой внутри, которая хорошо сгибается, похожа на хвощ.  Над Царскими вратами крест с полумесяцем, как образ Вифлеемской люльки. В изготовлении гирлянд использовано несколько видов хвойных: голубая ель, туя, можжевельник, ель, различная форма, фактура и цветовые оттенки которых позволяют создавать более интересные поверхности, чем из одного вида растения. Батюшка, отец Михаил сам ездил в лес за материалом, к сожалению почил в Бозе в 30 лет. Работала всю ночь одна (икона, семисвечник, шар), вокруг храма кладбище, но воспоминание о светлом, чистом и радостном в душе. Ни о каких законах и техниках флористики тогда не ведала, но идеи возникшие можно и сейчас развивать на более качественном уровне, может быть, и ещё кому-то пригодится этот довольно давний незамысловатый опыт.
7.jpg (100.63 КБ) [ Скачать ]
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Также можно воспользоваться, как своеобразным макетом-эскизом.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Это уже вариант украшения в храме.
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
Вазоны у входа в храм.
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
Цитата
Ольга Исаковская пишет:

Мое мнение, что использовать комнатные растения можно, если за ними ухаживают, и естественно в умеренных количествах, как и в оформлении Храма цветами smile:).
На фотографиях бальзамин и гортензия, чтобы всем было понятно, что это такое.
Вопрос о горшечных растениях не так прост, как может показаться на первый взгляд. В одном из храмов нашего города все подоконники заставлены ёмкостями с землёй и самыми разнообразными растениями, в том числе и ядовитыми и т.д., да и их декоративность также весьма спорная, как и их состояние, здоровое и не очень. Но ещё и иконы, стоящие на подоконнике, за этими горшками почти не видно. Кроме того, в разнокалиберных кадках стоят ещё и диффенбахии и прочие растения. Когда я сказала об этом, что всё таки иконы-то важнее этого спорного "уюта", несколько неблагоговейно - горшки-то бы отодвинуть от образов, то это вызвало очень негативную реакцию. У каждой женщины свои представления о красоте и уюте, но, что же будет с нашими храмами, если каждая из служащих женщин, а, возможно, и мужчин, будут наводить "свой" уют, то есть по своему разумению и своим представлениям о красоте. Храм - это Дом Божий, и только Церковь устанавливает правила. Я, конечно, себе этот вопрос задала и попробовала найти что-то, если уж не из установок Церкви, то, хотя бы из анализа священников, так как это явление не такое уж редкое. О том, что в храмах, порой, бывает и безвкусица пишут и исследователи искусства в Церкви, богословы, преподаватели духовных заведений. И, если что-то имеет место быть сегодня, это ещё не значит, что практика являет собой воплощение теории. Да и наши чувственные, особенно женские порывы не всегда уместны в храмах, это относится и к композициям из живых растений. Один из ответов-рассуждений, который получила - это то, что в горшках земля, а  храм - воплощение Небесного Иерусалима, то есть это присутствие земного (земляного) нежелательно.  Другой ответ-рассуждение - это то, что срезанные цветы являются жертвенными, а присутствие горшечных- полная бессмыслица. Нет, жертва,  не в том, что вы купили (пожертвовали) в магазине горшечное растение и принесли в храм, а то, что растение находится в непрерывном росте и не становится образом и проповедью о кратковременности земного * . О проповеднической роли живых цветов есть в святоотеческом наследии, просто эти объёмы не для форума. Поэтому на сегодня пока я для себя сделала такой вывод:
Присутствие горшечных растений естественно во всех церковных и монастырских помещениях, но только не в храме. Архиепископ Аверкий объясняет это на примере алтаря, но его слова можно отнести и к другим частям храма: «Украшение храма цветами и зеленью положено по Уставу только в известных случаях, но держать в алтаре целые кадки или глиняные горшки, конечно совершенно недопустимо. Здесь, несомненно, сказывается западное римско-католическое влияние. К сожалению, это неблагоговейное отношение проникает уже и на Православный Восток».
Но всё это пока на уровне мнений, а общецерковной установки нет, а, может быть, этот вопрос возник на пустом месте, так как никогда и не было горшечных растений в храмах, и это порождение современности? У меня ещё одна ассоциация возникает: внутренняя духовная сущность храма получает своё выражение в той символике, присущей храму в целом и его отдельным частям, и которая воплощается в архитектурных формах и художественном оформлении. А свет в храме - это образ Божественного света (на Литургии света бывает больше, чем на вечернем, а на Шестопсалмии совсем гаснет...), это тоже довод к тому, что не надо заставлять горшками подоконники. Постановка этого вопроса должна нас подвигать ещё к тому, что многие аспекты темы "Цветы в храме" находятся в стадии обсуждения, и в их разрешении должна быть лишь установка Церкви и обсуждать их необходимо со священнослужителями. А мы, если высказываем "своё мнение", то должны подкреплять его наследием Церкви, своих аргументов быть не должно. В недавно изданной книге по флористическому мастерству приводится правило о том, что нельзя ставить вазы с цветами на престол, но повсеместно вазы и композиции стоят на престоле, украшают также по-разному и семисвечник, и делается это по благословению настоятелей. Какой-же вывод? Надо весьма осторожно высказывать свои мнения, и не флористам устанавливать законы. В "Богослужебных указаниях" весьма мало таких правил, да и они не всегда исполняются.
Елена Лукьянова затронула ещё вопрос о том, что не только в интерьере храма используют растения, но и в экстерьере - это отдельная большая тема! Так вот у входа в храм, наверное растения в горшках допустимы, как, естественно,и вазоны с однолетниками.
Изменено: Ольга Малова - 16.11.2012 20:55:45
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
Предлагаю обсудить вопрос о горшечных растениях в интерьере храма: уместны ли они, а, если нет, то почему?!
Страницы: Пред. 1 ... 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 ... 58 След.