Лепестки 3
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
02.11.2011 15:17:12
Фотографии звёзд я привела вовсе не для того, чтобы подражать или копировать пятиконечные… и т.д. А для того, чтобы внимательно изучать техники флористики в миру, в данном случае, каркасы. Необходимо приучать себя к вниманию и анализу, иначе о создании церковных образом не будет и речи. Церковь всегда современна, последуем и мы её примеру. Так ведь и оазис можно назвать вредной химией, которой не место в храме. В нач. XX в. использовали мох. Правильнее было бы задаться вопросом: «А как это сделано и можно ли эти «изобретения и фантазии» использовать в создании христианских образов?». Порой прихожане со стажем не могут объяснить сюжеты, историю и смысл стенописей храма, который они посещают десятилетиями. А украсители живыми цветами кроме этого ещё и не хотят ничего знать о новых технологиях в мирской флористике! Вы же пользуетесь Интернетом! Но аранжировка в храме предполагает и богословие, и владение ремеслом одновременно. В порядке обсуждения, давайте попробуем проанализировать такую технику, как «гламелия», то есть создание большого цветка из лепестков, который даже может заменить букет. Изначально такой цветок в Англии изготавливали их лепестков гладиолуса и камелии (откуда и название), но в современной практике есть примеры из гербер, калл и др. На первый взгляд создание такого «букета» требует уничтожения природного цветка, и в этом есть нечто варварское. Но в практике Богослужения современной Церкви такое множество примеров использования лепестков, что невольно возникает вопрос: «Что это? «Напыщенность из натуральных лепестков» или нечто, «что происходит в сердце человека»? Например, лепестки используют при погребении Плащаницы в Иерусалиме: в Воскресенском храме Иерусалима на вышитой Плащанице множество цветов: вся она в лепестках роз, символизирующих миро. Священник перемещает цветы по телу Спасителя, символически показывая, что он омывает его благовониями. Потом Плащаницу поднимают и несут в Кувуклию на Гроб Господень так, как действительно несли хладное тело Спасителя – за края. Плащаницу полагают на Гробе Господнем. В заключение каждый присутствующий на Богослужении архиерей прикладывается, берет понемножку лепестков роз. Затем Плащаница вносится в алтарь. И потом Патриарх Иерусалимский раздаёт на амвоне всем молящимся в храме Гроба Господня лепестки роз. Лепестки используют и при чине погребения Плащаницы на Успение Пресвятой Богородицы, в том числе и при изготовлении живых ковров, что традиционно в Церкви; на Крестных ходах; украшают кафедру епископа; используют при встрече Святейшего Патриарха, есть и другие примеры, причём в древних Церквах, например в Антиохийской. На сегодня это уже опыт церковный, не запрещённый, а значит, принятый иерархами и не подлежит даже обсуждению. Ведь можно голубя попробовать изготовить, используя лепестки, или в украшении икон Благовещения и Архангела Гавриила? Давайте размышлять!!! Но без знаний истории Церкви и её наследия мнения и размышления получаются из вакуума. Вспомнила ещё опыт в Покровском монастыре на Покровской заставе, где почивают святые мощи блаженной Матроны Московской: лепестки цветов, украшающие Раку с мощами, то есть освящённые, раздают верующим на выходе из храма.
Изменено:
|
|||
|
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
01.11.2011 18:34:09
Фото не очень качественное (мыльница). Это мои первые шаги в нач. 90-х гг., всё интуитивно и из минимального количества растительного материала. Деревянный сельский храм Спаса Нерукотворного. Звёзды на гирляндах Царских врат из рогоза - болотной осоки, трубчатой, полой внутри, которая хорошо сгибается, похожа на хвощ. Над Царскими вратами крест с полумесяцем, как образ Вифлеемской люльки. В изготовлении гирлянд использовано несколько видов хвойных: голубая ель, туя, можжевельник, ель, различная форма, фактура и цветовые оттенки которых позволяют создавать более интересные поверхности, чем из одного вида растения. Батюшка, отец Михаил сам ездил в лес за материалом, к сожалению почил в Бозе в 30 лет. Работала всю ночь одна (икона, семисвечник, шар), вокруг храма кладбище, но воспоминание о светлом, чистом и радостном в душе. Ни о каких законах и техниках флористики тогда не ведала, но идеи возникшие можно и сейчас развивать на более качественном уровне, может быть, и ещё кому-то пригодится этот довольно давний незамысловатый опыт.
|
|
|
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
02.11.2011 13:10:22
Присутствие горшечных растений естественно во всех церковных и монастырских помещениях, но только не в храме. Архиепископ Аверкий объясняет это на примере алтаря, но его слова можно отнести и к другим частям храма: «Украшение храма цветами и зеленью положено по Уставу только в известных случаях, но держать в алтаре целые кадки или глиняные горшки, конечно совершенно недопустимо. Здесь, несомненно, сказывается западное римско-католическое влияние. К сожалению, это неблагоговейное отношение проникает уже и на Православный Восток». Но всё это пока на уровне мнений, а общецерковной установки нет, а, может быть, этот вопрос возник на пустом месте, так как никогда и не было горшечных растений в храмах, и это порождение современности? У меня ещё одна ассоциация возникает: внутренняя духовная сущность храма получает своё выражение в той символике, присущей храму в целом и его отдельным частям, и которая воплощается в архитектурных формах и художественном оформлении. А свет в храме - это образ Божественного света (на Литургии света бывает больше, чем на вечернем, а на Шестопсалмии совсем гаснет...), это тоже довод к тому, что не надо заставлять горшками подоконники. Постановка этого вопроса должна нас подвигать ещё к тому, что многие аспекты темы "Цветы в храме" находятся в стадии обсуждения, и в их разрешении должна быть лишь установка Церкви и обсуждать их необходимо со священнослужителями. А мы, если высказываем "своё мнение", то должны подкреплять его наследием Церкви, своих аргументов быть не должно. В недавно изданной книге по флористическому мастерству приводится правило о том, что нельзя ставить вазы с цветами на престол, но повсеместно вазы и композиции стоят на престоле, украшают также по-разному и семисвечник, и делается это по благословению настоятелей. Какой-же вывод? Надо весьма осторожно высказывать свои мнения, и не флористам устанавливать законы. В "Богослужебных указаниях" весьма мало таких правил, да и они не всегда исполняются. Елена Лукьянова затронула ещё вопрос о том, что не только в интерьере храма используют растения, но и в экстерьере - это отдельная большая тема! Так вот у входа в храм, наверное растения в горшках допустимы, как, естественно,и вазоны с однолетниками.
Изменено:
|
|||
|
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.