Лепестки на Успение Пресвятой Богородицы
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
03.11.2011 13:47:34
2. В тексте руководителя московских курсов по украшению храма цветами также была обозначена цель присутствия растительных композиций - "удивлять прихожан". Конечно, именно эта цель, поставленная на курсах при монастыре и удивляет! Ни удивлять, ни поражать, ни тешить гордость мастера призвано цветосложение в православном храме, а благоговейно и молитвенно, со смирением и сокрушенным сердцем, преклонив колени, славить Святую Троицу, Царицу Небесную и собор святых. Ни какое творение рук человеческих не сравнится с творением Бога! Это уже на грани ереси:удивлять, значит отвлекать, уводить, мешать, раздражать и т.п. У первых христиан средняя часть храма предназначалась для познания - созерцания Бога в Его творении, что имеет к нашему послушанию прямое отношение, мы привносим в храм жертвенные цветы, но создал их Господь, хотя растения и повреждены после грехопадения, только степень этого повреждения для нас сокрыта: "Цветы - остатки Рая на земле" (Прав. Иоанн Кронштадский), в этом наставляет и преподобный Максим Исповедник: "... на основании мудрого созерцания творения мы постигаем учение о Святой Троице, то есть (учение) об Отце, Сыне и Святом Духе". 3.Какой канон Вы старались соблюсти? Православного флористического канона на сегодня пока не существует, есть Устав Церкви и "Богослужебные указания". Насколько я знаю, про звезду и вертеп таковых нет. Это те самые образы, символы праздника в иконографии, против использования которых так часто восстают те, кто радеет о простоте, поверхностно и однозначно понимая это слово. 4. Следующие Ваши рассуждения мне совершенно не понятны, пожалуйста объясните, прилагала усилия к пониманию, но ничего у меня не получается. "А догмой в данном случае является несоблюдение флористических правил при украшении иконы. К ней можно отнести незакрытый оазис, мишуру и другие мнения. Поэтому хочется научиться правилам при минимуме возможностей". О догматах Церкви беседу проводить лучше священнослужителям, тема основная и должна интересовать каждого православного христианина. Растительным же символом (если интересно!) догматов Церкви является кипарис. Давид жил в доме кедровом ("Цар. 7: 2); Кровли домов наших - кедры, потолки наши - кипарисы (Песн. 1: 16). Дом, где душа человеческая встречается с Богом - это Церковь, которая обладает Благоуханной добродетелью, потолки не гниющие из благовонного дерева - это православные догматы, которые никогда не меняются и издают прекраснейшее благоухание. Содержание догмата – это истина, реально существующая независимо от того, знает её или не знает человек. Но Богооткровенную сущность догмата нужно отличать от способа его выражения. Догматическая формула, в частности православные законы (каноны) христианского искусства, есть зримое и словесное выражение этой истины. Истина (содержание) догмата неизменна, а догматические формулы могут изменяться, и они действительно изменялись в жизни Церкви. Но при всех изменениях более новая формула бывала лишь более совершенной, ни в чём не противореча формуле более ранней или даже её отсутствию, примером может являться и такой жанр христианского искусства, как благолепное цветосложение, присутствующее в интерьерах и экстерьерах современных храмов. Исходя из особенностей и потребностей настоящего времени может быть создан канон присутствия живых цветов в православном храме, но, пока он не создан, мы обязаны руководствоваться канонами символичного христианского искусства и, в первую очередь - иконографии. Поэтому, простите, "несоблюдение правил, неприкрытый оазис, да ещё и мишура..." к догматам никакого отношения не имеют! 5. "Правил при минимуме возможностей" в теории флористики достаточно: используйте бутоньерки, икону украшайте частично (сверху, снизу, по углам...), ставьте букеты в вазах. В тёплое время года предусмотрительно выращивайте цветы в открытом грунте, специально для составления храмовых композиций. 6. Если в руках только один букет, и мы думаем, куда же его поставить? То решение зависит от того, в какой день православного календаря Вы эту проблему решаете. Если Крестопоклонная неделя - то - к Распятию; если двунадесятый, великий или престольный праздник, то - у аналоя в центре средней части храма, у храмовой иконы в иконостасе; если, это день прославления святого или святых, мощи которых присутствуют в данном храме, то - у Раки со святыми мощами и по аналогии далее. Батюшки, возможно меня поправят, но главное место в храме - это Горнее место и престол, то есть алтарь и Царские врата. В средней части - это праздничная икона на аналое, Рака со святыми мощами, святыни, чудотворные и чтимые храмовые иконы. |
|||
|
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.