Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 58 След.
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Цитата
Елена Исаенко пишет:
Христос Воскресе!!

Ольга, маленькая поправочка, "не цветом"- можно назвать только черный, т.к., черного цвета нет в природе, а вот отсутствие его и вообще какого-либо пигмента- это и есть черный. Белый это пегмент поглощающий и вбирающий в себя ВСЕ цвета, оттенки и пигменты. Поэтому для обозначения границ, или контура используют как правило черный, или темные пигменты в цвете, а вот в расширении силуэта как раз и берут белый, либо светлые оттенки контура...
Я написала своими словами, если кто-то хочет более конкретно и подробно, можно погуглитьsmile;).

Белый, чёрный и все оттенки серого – цвета ахроматические или «нецвет». Серый цвет – это ахроматический цвет, точнее – множество всех цветов, получаемых путём совмещения основных цветов: красного, зелёного и синего в равных концентрациях. В зависимости от яркости оттенок серого меняется от чёрного (яркость 0%) до белого (яркость 100%). Этот безразличный ахроматический цвет легко изменяется под воздействием контрастирующих цветов и даёт яркие оттенки в цветочных композициях, он делает краски светящимися. Если Вы посмотрите на цветовой глобус, то увидите, что каждому цвету присущи свои оттенки белого, чёрного и серого. Конечно, цвет у православных праздников каноничен, но, чтобы  создавать множество разнообразных композиций в уставном цвете, необходимо изучить гармонии большого и малого контрастов, прочитать книгу И. Иттена "Искусство цвета" (у него есть ещё "Искусство формы"). В интернете имеются электронные варианты. Цвет и форма - основополагающие вопросы, которые обязаны знать благоукрасители, то есть умение совмещать, при должном анализе, классическое знание и церковные особенности. Формулу: «знание плюс творчество» решает художник как личность, её решение проявляется в практической деятельности индивидуально, и ответов может быть множество – у каждого мастера свой, следовательно, первым условием является духовное формирование и развитие этой личности, а затем уже возможности профессионализма.
И, как утверждает И. Иттен: «Серьёзное изучение цвета – это превосходное средство для этой цели, ибо оно ведёт к пониманию внутренней обусловленности явлений. Признать существование этой обусловленности, или необходимости, это значит проникнуться вечными законами природного мира. Понять и принять это для себя – значит подчинить свою волю и служить Создателю, стать Человеком». 

Изменено: Ольга Малова - 27.04.2014 12:20:16
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Композиция иконы Пасхи: Образ Спасителя – Солнца правды в Воскресенском монастыре г. Мурома, 20 апреля 2014года.
 С этого образа начинается текст Стоглава – кодекса правовых норм внутрицерковной, общественной и государственной жизни русского священства, принятый Собором 1551 г.:
 «Некто мудрый сказал: прекрасно утром является солнце, ибо оно свет… Оно одно своими лучами заливает вселенную и всё, что в ней. И если зримое солнце такую силу света имеет, то насколько же сильнее духовное солнце… Зримое солнце само бессловесно и дара слова не даёт. Умное же солнце и глаголет избранным своим, и слово, и прозрение всем дарует, ибо духовное слово, солнце праведное – Христос Бог наш».

 Книга Праведного Иоанна Кронштадтского о жизни и учении Господа нашего Иисуса Христа так и называется «Солнце правды»:
 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его (Мал. 4: 2); 
 Он есть Солнце правды, Свет истинный (Ин. 1: 9), 
 пришедший в мир, чтобы отделить свет от тьмы, чтобы служить светом миру (Ин. 8: 12; 9: 5), 
 Который всё просвещает, – Он свет невечерний, вечный, незаходимый (Откр. 21: 23; 22: 5).

Поможет раскрыть этот образ  весенне-пасхальная светоносно-золотистая «солнечная гармония»: сочетание в композиции белого, жёлтого, оранжевого, красного и красно-коричневого. 
В теории цвета это сочетание приближено к гармонии соседних красок плюс нецвет (белый). 
В данном случае это четыре цвета цветового круга, находящиеся рядом друг с другом: жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый. 
Гармонию соседних красок можно часто наблюдать в растительном мире, например, цветовая гамма тагетеса (бархатцы): от лимонного до золотисто-жёлтого и от оранжево-жёлтого до красно-коричневого.

В создании поверхности образ: «пасхальное солнышко играет». 
К сожалению, фотографии не передают богатую «бархатную» фактуру хризантемной поверхности.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Звёзды Божией Матери 2.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Звёзды Божией Матери 1.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Звёзды Божией Матери.
6.jpg (113.6 КБ) [ Скачать ]
8.jpg (79.29 КБ) [ Скачать ]
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Цитата
Ольга Малова пишет:
Украшение Плащаницы на праздник Успения в 2013 г., Муром, Воскресенский женский монастырь.
Финансовые возможности были скромные, поэтому при составлении проекта были выбраны образы, воплощение которых реально и при таких условиях. Композиция выполнена в гармонии пастельных тонов.
Свеча, как символ иконографии праздника и 12 звёзд во образ Откровения: Жена, облечённая в солнце, под ногами у Неё луна и на главе Её венец из 12 звезд (Откр. 12: 1).
Об этом говорит и псалом 11-1: «… паче солнечнаго света одеяна еси ризами позлащенными, преиспещренными, преукрашенными красотою чистейших Твоих добродетелей: дванадесять пресветлых небесных звезд составляют венец, иже на главе Твоей: слава Тебе всех верных христиан усердная Заступнице».
"Усовершенствованные" подсвечники в традиционных дореволюционных формах.
Ольга Дмитриевна , наконец-то, пришло время и я с большим интересом приступила к внимательному просмотру, анализу и неторопливому изучению Вашей, новой работы, как очередного, предлагаемого Вами варианта цветочного убранства к празднику Успения Божией Матери. Вспоминаю при этом и Александровский эконом-вариант!
Да, пожалуй, что тут сразу же следует отметить не только Вашу идейную находчивость при скромных финансовых возможностях монастыря, но и опытность по превосходно подобранной, цветовой гамме использованных растений и той, созданной гармонии пастельных тонов между ними.
Но, далее, следуя по предлагаемому Вами тексту, прихожу к вопросу: "Могли бы Вы нам более подробно пояснить те соотношения текста с расстановкой всех цветочных элементов в работе?" Почему и зачем так? К примеру, читаю: "... На главе Ее венец из 12 звезд...", смотрю, - на главе их нет, а вижу что-то подобие звезд шаровой формы расставленными по поверхности Плащаницы? smile:(

Если внимательно изучать иконографию Божией Матери, в частности формы звёзд, то можно увидеть, что очень часто они обозначаются в форме круга с небольшими лучами и необязательно восемь из них выступают за границы круга, часто и четыре или совсем без лучей. Но кругом (шаром, полусферой), как формой, не ограничивается разнообразное решение по форме этих символов, нередко это квадрат или прямоугольник… 
Звёзды – знаки Приснодевства на мафории Богоматери – как символы имеют свою историю развития. В основе звёзд лежат кресты, которые изображали по-разному и в разном количестве. Например,  крест нередко присутствовал на челе или головном уборе христиан. Позднее он перешёл и на мафорий Богородицы. 
В XIII  в. на Богородичных иконах он постепенно заменялся звездой: добавление диагональных лучей к кресту преобразовало его в крест орнаментированный – звезду, в основании которой крест. Изначально это были  знаки Богоизбранности, но впоследствии преобразованы в кресты-звёзды, числом три, выражающие один из догматов Церкви – Приснодевство Богоматери, поэтому звёзды непорочности называют лилиями.
 Что касается расположения 12-ти звёзд, то асимметрия здесь неслучайная и связана не только и столько с удобством при прикладывании ко святыне и тем более не с экономическими соображениями. Обратившись к иконографии, мы увидим, что украшенные  звёздами платье или мафорий, олицетворяющие образ небесный, присутствуют в искусстве Церкви, например, об этом пишет о.Павел Флоренский (икона «Явление Божией Матери Преподобному Сергию).

Ничего нет предосудительного в том, что лучи серебряные (металлические), так как и этому есть объяснение. Нельзя делать выводы, основываясь на личных ощущениях и восприятии, а всегда искать ответы в традициях Церкви, так как это образы неземной красоты. Как «синтез храмового действа не ограничивается только сферой изобразительных искусств» [о. Павел Флоренский], так и создание растительно-цветочных аранжировок в православном храме предполагает включение во флороблагоукрашения производных элементов, заимствованных из других декоративно-прикладных жанров искусства Церкви, что является  малым художественным отражением организации храмового действа, как художественного целого, в том числе природных и производных из природных: золото, серебро, драгоценные камни, металлы, стекло; ленты и ткани, которые также могут быть и натуральными.

 С глубокой древности ювелирное искусство зародилось как сакральное: золото, серебро, драгоценные камни, дерево – природные материалы были символами духовных качеств и явлений. В какой-то степени золото и серебро могут считаться «аксессуаром» с мирской точки зрения, так как не являются растительными, но, ведь,  природными, как растения или драгоценные камни! Да, к тому же особо-символичными, а потому весьма ценными в церковном искусстве и, что самое важное – незаменимыми по образности: Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф.  «Ты, яко солнце, ризами позлащенными и преиспещренными одеяна, сардис и топазион в венце Твоем, слава и богатство в деснице твоей, смирна, и Ливан, и бальзам в руце Твоей, сапфир и измарагд на перстех Твоих». 

О числе  «двенадцать» я уже писала, здесь не только образ венца из Откровения (Откр 12: 1), поэтому совершенно необязательно, чтобы звёзды присутствовали только в венце. Двенадцать – это неразрывная связь между Богом и человечеством, цельность и совершенство, как образ, безусловно, относится, в первую очередь к Богородице. Да, и числовая символика должна интересовать благоукрасителей, если есть стремление создавать образы на языке искусства Церкви.
1.jpg (34.7 КБ) [ Скачать ]
2.jpg (135.46 КБ) [ Скачать ]
3.jpg (121.7 КБ) [ Скачать ]
4.jpg (32.16 КБ) [ Скачать ]
5.jpg (120.06 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Ольга Малова - 24.04.2014 21:44:58
Факультативные и выездные практические занятия форума "Цветы и храм" при Духовно-просветительском центре в Перловке., Практическое приложение к форуму "Цветы и храм".Консультации для желающих - в день проведения занятий или МК !!! Схема проезда к нам: см. в 11-м сообщении.
Круг в растительно-цветочных композициях.
Факультативные и выездные практические занятия форума "Цветы и храм" при Духовно-просветительском центре в Перловке., Практическое приложение к форуму "Цветы и храм".Консультации для желающих - в день проведения занятий или МК !!! Схема проезда к нам: см. в 11-м сообщении.
Факультативные и выездные практические занятия форума "Цветы и храм" при Духовно-просветительском центре в Перловке., Практическое приложение к форуму "Цветы и храм".Консультации для желающих - в день проведения занятий или МК !!! Схема проезда к нам: см. в 11-м сообщении.
Животворящему Кресту Господню мы поклоняемся в Богослужении Православного календаря четыре раза, и каждый раз это поклонение имеет свой особый смысл, а значит и художественные образы, оправданные с точки зрения богословия Церкви, то есть духовной жизни христианина.

 На Крестопоклонной неделе – это напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. Но лишь напоминание, поэтому  Голгофы ещё нет и как формы украшения, тем более что уставные определения дают нам правило о венке (круге, мандорле), форма которого в этом случае всё-таки нарушается. Крест выносится для того, чтобы напоминанием о страданиях Господа укрепить постящихся и последовать примеру Спасителя пройти по этому пути: «Через крест открывается сама тайна бытия, и в свете того, что означает крест, нам легче понять и смысл воздержания, смысл поста» [Святейший Патриарх Кирилл. Проповедь в Неделю Крестопоклонную].

 Крест явлен Спасителем нам как любовь и надежда (Мк. 8: 34-38), а как идти  по крестному пути, побеждая страсти,  указует нам Церковь Православная, символом которой и является круг,  Церковь, как спасительный круг, то есть венок: «… человек, побеждающий страсть, освобождает душу от похоти плоти, обретает и силу, и терпение, и внутреннюю свободу. И тогда всякое принятие креста, всякое преодоление страданий, что посылает нам жизнь и что возлагает на нас Господь, становится бременем благим и легким… К этой внутренней духовной силе и к внутренней свободе и призывает нас крест Христов. А для того чтобы мы могли обрести эти спасительные силы и качества, нам даётся пост как некая школа борьбы со своими пристрастиями» [Святейший Патриарх Кирилл]. 

Из этого вытекает насколько важно так составить растительно-цветочную композицию в форме венка, чтобы выделить именно Крест, как главный центр, не отвлекая большим размером цветов или пестротой флористической поверхности, то есть  проявить жертвенное благоговение и благодарность за этот дар. О  колористическом решении нас наставляет Устав и гимнография праздника. Круг, шар – тема, требующая особого и подробного рассмотрения, но позволю себе хотя бы для введения в тему дать немного информации.

 Форма круга – символ вечности и Церкви, по объяснению Святого Климента Александрийского: «Сам Сын Божий есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся». На иконе «Церковь Христова» форма круга используется многократно. Пророк Исаия называет Церковь Венцом украшенным: И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего (Ис. 62: 3). С древних времён (раннее христианство Сирии и Египта) крест изображали вписанным в круг.[1] 

Круг около креста означает небесную сферу, указывая на космологическое значение креста. Редчайший из сохранившихся крестов подобного типа находится в Новгороде Великом – это Людогощинский крест, XIV в., вырезанный из сосны, замысловатой формы «процветший крест». 

Крест, вписанный в круг, говорит о его вселенском значении – о славе Христовой, в которой * святые. Круг означает небо, вселенскую сферу, окружность крестчатого нимба Спасителя, говорящего о Его крестной жертве. 

Теперь о 12 апостолах. Конечно, апостолов не было при крестной казни. Кроме Богоматери, Апостола Иоанна, всегда рядом была Равноапостольная Мария Магдалина. Евангелисты перечисляют среди стоящих у Креста ещё и мать Апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а Апостол Иоанн кроме Богоматери упоминает только её и Марию Клеопову. 

Но здесь надо обратить внимание на числовую символику, то есть на цифру «12», которая как образ может иметь место в конструкции (то есть в образе по о. Павлу Флоренскому) растительно-цветочной композиции. Число «двенадцать» означает Неразрывную связь между Богом и человечеством, цельность и совершенство. Неразрывную!!! То есть круг! 

Так, как же можно разрывать круг, как символ  Спасителя и Его Церкви только ради того, чтобы «не помялись цветочки»!!! И настоятелю надо постараться, помолясь усердно Богу, объяснить, почему именно такой проект вы составили, а, «помятые цветочки" во времени почитания Креста можно и заменить! Ну, а примеры из догматов Церкви, Священного Писания, истории Церкви  с цифрой «12» каждый в состоянии сам  найти. 

Главное, надо всегда помнить, «ведь иконографические символы – не только эмблемы, но и некоторые мистические реальности; они, ведь, – не голые значки иного мира, не алгебраические формулы мира духовного, но также – одеяния и картины высшей реальности. Например, венчик на изображениях святых – не только живописный титул «св.» или «преп.», но и примерное изображение действительного свойства духоносной личности, её подлинной осиянности» [о. Павел Флоренский].

 Поэтому-то и надо смиренно подчиняться уставным церковным определениям, здесь послушание спасает от незнания и лени, то есть от греха: «Нет пустяков в духовной жизни. Жизнь человеческой души – это самое главное, ведь от состояния души зависит качество нашей жизни. Можно до бесконечности улучшать внешние условия жизни, а внутри человека будет ад. И никакого качества жизни не получится – какими бы комфортными условиями ни обставлять жизнь человека, какие бы блага ему не предлагать» [Святейший Патриарх Кирилл. Проповедь в Неделю Крестопоклонную]. 
 
[1] См. доп.: Успенский, Б.А. Крест и круг: из истории христианской символики. – М.: Языки славянской культуры, 2006. – 488с. ISBN 5-9551-0108-Х.
Наши поздравления в Гостиной форума!, - с церковными праздниками, именинников, с Днем рождения и по различным житейским и трудовым поводам за поощрения и награды, за трудовые достижения и т.п.
Дорогие сестры во Христе, Людмила, Ирина и Ольга, благодарю вас за внимание и тёплые слова!
Простите за то, что вовремя не ответила.((
Ушли из жизни два очень близких мне человека, две русские православные женщины: духовная старица в возрасте 103-х лет и та, которая ухаживала за ней - новопреставленные Анна и Антонина. 
Анна сподобилась видеть Праведную Иулианию Лазаревскую, когда она освящала свой святой источник после осквернения в 50-х годах XX в.
У неё жила монахиня Арсения - духовная дочь Праведного Иоанна Кронштадтского, бывшая рядом с ним с 13 лет. 
О ней можно рассказать очень много, псалтирь знала наизусть и множество евангельских баллад, не теряя памяти до кончины, свидетельница многих чудес, перенесшая много скорбей.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 58 След.