Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 58 След.
Наши поздравления в Гостиной форума!, - с церковными праздниками, именинников, с Днем рождения и по различным житейским и трудовым поводам за поощрения и награды, за трудовые достижения и т.п.
Поздравляю с праздником Святых Жен-мироносиц!
2..jpg (236.15 КБ) [ Скачать ]
3.jpg (233.91 КБ) [ Скачать ]
4.jpg (213.77 КБ) [ Скачать ]
5.jpg (227.77 КБ) [ Скачать ]
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Цитата
Анастасия Орлова пишет:
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Наверно я консерватор и люблю более классические способы украшения цветами!
А что Вы считаете классическими способами? И за какое время? За сколько веков? Где об этом Вы прочитали? Например, в средневековое время в церковном обиходе составляли целые полотна из цветов, которые называли "миллифлёр". Да и техники использовали разные, пришивали и даже ткали. На Руси много было традиций, которые не дошли до наших дней. Что уж говорить о далёком? Вы знаете, как украшали православные храмы в нач.XX в. (и в какой цветовой гамме) на Пасху? Я об этом прочитала в рассказе, напечатанном в журнале для сельских пастырей. Ничего похожего с современными "класическими" традициями. Что для Вас классика? Европейская флористика? Господь наш - Художник! Он призывает нас к творчеству. Но к такому, чтобы мы трудились и изучали, чтобы традиции Церкви ставили выше собственных ощущений и суждений, а не шли по пути неоправданного копирования. Здесь уже как-то прозвучала фраза, что на форуме можно научиться просто так и бесплатно. Суждение не для православных, чтобы сидеть и ждать, как кто-то покажет, а мы ещё и мнение своё выскажем. В обсуждении, конечно, смысл общения, только всякое суждение должно быть основано на аргументах, исторических церковных.
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Цитата
Марина Федорович пишет:
Христос Воскресе! Дорогая Ольга, приятно видеть Ваше улыбающееся, одухотворённое лицо! И конечно же Вашу пасхальную работу.
Спаси Господи за такой пространный комментарий, у меня возникло много вопросов, если Вы ответите, я буду рада - должны же мы (чайники)учиться! Что это за техника? Цветы, как будто приклеены, если да, то чем и на что? Когда я вижу Ваши работы, меня поражает Ваш высочайший уровень, возникает чувство собственной ущербности, многое не понимаю. Это как за обильным прекрасным столом, где стоит огромное количество яств, среди них много изысков, а ты просто не можешь это оценить. Ну, в общем, горе мне грешной.
Воистину Воскресе Христос! Что касается "высочайшего уровня", то всё относительно, во-первых; во-вторых, почти никогда проекты на 100 % не воплощаются, недостатки есть всегда, мы же знаем, как много вопросов, в том числе и организационных, должны слиться воедино, чтобы получить ожидаемый результат, а, в-третьих, самое главное: без Бога мы ничесоже не можем, и лишь уповая на Него, при неустанном труде, молитвенно можно что-то сделать, и при самых желаемых результатах благодарить Господа и Царицу Небесную за помощь, раз и навсегда забыть про иллюзорное авторство. А ответственность при выполнении послушания должна нас сподвигать на постоянное желание постигать профессию, много читать, общаться, учиться... а совершенствованию предела нет. Впервые желание отойти от традиционных украшений вокруг иконы возникла много лет назад, когда продумывала образы праздника "Преображение Господне", тогда и возник образ горы Фавор, как растительно-цветочного постамента, на котором возвышается икона праздника. Возможно, эту идею кто-то воплотит быстрее меня. В таких случаях помогает изучение истории Церкви, зодчества... В Вифанской обители в храме была такая гора с растениями и животными, на которой возвышался алтарь. Разрушенный в советское время храм восстановлен, в том числе и гора. Позднее, когда рассматривала образы Божией Матери "Неувядаемый Цвет", на одном из изводов Младенец стоит на постаменте из цветов, тогда и возникла идея создания композиции "Аналойный плат", чтобы икона была не обрамлена цветами, а "возлежала" на цветах, как образе Рая, Небесного Иерусалима. Плат всегда фон для цветов, который в одном цвете с композицией, и возникают трудности, ведь фон может "убить" композицию...  как сделать так, чтобы плат и композиция,  оттеняя друг друга,  пребывали  в гармонии? В поиске этого единения, идея сделать сам плат из цветов вновь возникла, правда есть ещё идеи совмещения плата в единении  с цветами. Для благоукрасителей в совершенствовании мастерства очень полезно интересоваться другими жанрами декоративно-прикладного искусства Церкви (шитьё, вышивка, ювелирное искусство, резьба по дереву, ковка и др.). Встал вопрос о технике исполнения. Изначально я решила, что надо использовать технику пришивания на фетре, позднее разработали основу из металлической сетки для клеевой техники, произошло это на престольный праздник в Введенском храме Воскресенского женского монастыря г. Мурома в 2013. г. Но и на Рождество Христово и Пасху 2014 г. использовали ту же основу - это пример того, как в одной форме можно создавать самые разные композиции, раскрывающие различные образы.
Изменено: Ольга Малова - 28.04.2014 23:59:28
Стили, техники и технологии составления цветочных композиций для церковных праздников, Знакомство с различными стилями, техниками, технологиями, а также делимся своим опытом, полученным из личной практики проведения работ и полезными советами; информируем о различных сопутствующих материалах, аксессуарах, используемых инструментах и т.п.
Цитата
Марина Федорович пишет:
Христос Воскресе! Простите и меня, дорогая Ольга, я тоже скорее согласна с Еленой, хотя и не вижу особой красоты и в венчальных венках, возникает какое-то странное чувство ненастоящести происходящего, какой-то театр. И вот нам уже, что поизысканей, подороже, поэффектней, ну, чтобы пощекотать нервы, вызвать в людях восхищение, молитва- это же так примитивно... И ведь и я туда же... Каждый раз, при украшении храма на праздник, радуюсь о Господе, благодарю его, что позволяет мне негодной, поработать ради Него, а по окончании, в этот раз, например, моей соработницей, мне было сказано: "Ну, у кого-то синдром отличницы" и я с удивлением спросила: "Ты обо мне?" И да, увидела себя во всей красе... И теперь понимаю, наши все порывы, да густо приправлены известно чем... Простите меня ради Бога!
Камни пожертвованные после украшения венца на Успение Пресвятой Богородицы. Пожертвованы специально для украшения живыми цветами, так как жертвователь изучил символику библейских камней. А жанр благоукрашения цветами также вотивный, как и ювелирное искусство Церкви.  Не надо обличать в гордости тех, кто пожертвование сделал тайно и с пониманием. Эскиз предполагал несколько другую композицию, но заказ на оптовой базе был не выполнен, поэтому венок получился более объёмный, чем предполагался, работой я недовольна, но причина невыполнения объективная - не было тех цветов, на которые рассчитывали. По эскизу кресты должны были быть доминантами композиции венка, образующими большой крест. Драгоценные камни - это не аксессуары в светском понимании и уж тем более не роскошь. Язык христианского искусства не рассчитан на "изыски" и "эффекты" - это проповедь на особом духоносном языке, а не на земном. На золото и серебро, драгоценные камни, дорогие ткани и вышивку надо смотреть духовным зрением, которое раскрывает внутренние смыслы. Этот язык установлен Церковью, это "молочная пища" для нас.  И уж тем более не следует рассуждать о молитве, уж слишком молитвенное делание сокровенно, а самобичеванием - лучше на исповеди.  К XVIII в., учитывая общие тенденции всех жанров церковного искусства в устремлении к декоративности, то есть к чувственному восприятию, а не духовному, цельность и каноническая строгость растворяется в стремлении к яркости, пышности и богатству. И сегодня драгоценные камни, ткани с дорогой  вышивкой, живописные золотые и серебряные орнаменты в храмовых интерьерах, да и флористические композиции, воспринимаются лишь как  внешнее украшение, декоративный материал с утилитарной функцией, а не произведения христианского искусства, заключающие в себе духоносные смыслы вероисповедания и вероучения, что наставляет нас сегодня к возвращению к древним принципам церковного творчества. Присутствуют и обвинения в устремлённости к роскоши, связанные с непониманием проповедническо-просветительской задачи церковного искусства в раскрытии основ и глубин христианского вероучения. Но разумно и  при благом устремлении к догматическому прочтению художественных образов с использованием символов, в том числе и в качестве природного материала, избегать не только их чрезмерного употребления в большом количестве, но и  их формального восприятия, помня слова Святителя Андрея Кесарийского, что «точное исследование непостижимых для нас вещей достойно посмеяния». Но символы, данные свыше, как средство познания духовного мира, не подлежат рациональному и однозначному осмыслению.
Стили, техники и технологии составления цветочных композиций для церковных праздников, Знакомство с различными стилями, техниками, технологиями, а также делимся своим опытом, полученным из личной практики проведения работ и полезными советами; информируем о различных сопутствующих материалах, аксессуарах, используемых инструментах и т.п.
Драгоценные камни – природные минералы, которые в отличие от бижутерии [1] являются представителями особого жанра христианского искусства и его символики, неправомерно, с точки зрения вероучения, считать аксессуарами. "Так как человек должен реализовать в себе образ Божий, то есть приобрести божественные качества, то и камни Апокалипсиса могли обозначать духовные качества христианина.Обобщая, можно сказать, что для древней Церкви драгоценные камни являлись, главным образом, символами духовных качеств, независимо от их персонификации, так как в полной мере они присущи только Господу и Его Святой Церкви, образ которой нам и являет Небесный Иерусалим. Этим объясняется обилие самоцветов на окладах святых чудотворных икон и Евангелий и других, особо почитаемых церковных реликвиях» Ю.А. Фёдоров
[1] «В яшме отражается истина и вера; в сапфире – высота надежд небесных; в халцедоне – пламя внутреннего милосердия. В изумруде выражена сила веры в несчастии; в сардониксе – смирение святых; в сарде – священная кровь мучеников. Хризолит отражает истинную духовную проповедь; берилл – совершенство пророчеств. Наконец, в хризопразе отражены труды благословенных мучеников и их вознаграждение; в гиацинте – вознесшиеся на небо в высоких мыслях и их покорное сошествие к делам земным; в аметисте – постоянная мысль о Царствии Небесном в душах смиренных» [Архиепископ Майнцский Рабан Мавр. IX в. Автор средневековой энциклопедии “О природе вещей»].
[1] Бижутерия (фр. bijouterie) – украшения из недорогих материалов: металлы и сплавы, разные сорта прозрачного и цветного стеклапластмассыкерамики и др. По внешнему виду бижутерия может быть очень похожа на «настоящие» ювелирные изделия.
Изменено: Ольга Малова - 27.04.2014 13:37:38
Стили, техники и технологии составления цветочных композиций для церковных праздников, Знакомство с различными стилями, техниками, технологиями, а также делимся своим опытом, полученным из личной практики проведения работ и полезными советами; информируем о различных сопутствующих материалах, аксессуарах, используемых инструментах и т.п.
В Новом Завете, в книге Откровения Иоанна Богослова мы встречаем нетелесное описание Господа Вседержителя, который видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду (Откр. 4: 2-3). Смарагд (изумруд, зелёные камни) составляет четвёртое основание стен Небесного Иерусалима (Откр. 21: 19), с его красотой не может сравниться ни один драгоценный камень. В описании Небесного Иерусалима Апостол Иоанн уподобляет славу Божию, освещающую город, драгоценнейшему камню как бы камню яспису кристалловидному (Откр. 21: 11). Под ясписом всегда понимался зелёный камень, традиционно зелёная яшма, нефрит или жадеид. Сардис – это красный камень, либо красная яшма, либо корнеол, ярким огненным цветом служит образом славы и величия Божия (Откр. 4: 3). Таким образом, в Новом Завете символом Господа являются камни зелёного и красного цвета, передающие образ Сына Божия. Зелёные – яспис и смарагд показывают Христа как Источника Вечной Жизни, а красный цвет сардиса напоминает о Его жертве. Сардоникс (Быт. 2: 12; Откр. 21: 20) соединяет в себе красный цвет сардиса и белизну оникса, откуда и получил своё название.Оникс – зелёный с беловатыми линиями или бледного цвета, «подобнаго цвету ногтя»украшает одно из оснований стен Святого града Иерусалима(Откр. 21: 20).
Изменено: Ольга Малова - 27.04.2014 13:36:17
Стили, техники и технологии составления цветочных композиций для церковных праздников, Знакомство с различными стилями, техниками, технологиями, а также делимся своим опытом, полученным из личной практики проведения работ и полезными советами; информируем о различных сопутствующих материалах, аксессуарах, используемых инструментах и т.п.
Каждый цветок есть изваянный стих, /  В каждом растении – сага. / В них очертания мыслей моих, / Слёз освежительных влага.К. Бальмонт.    Богослужебные указания. Вечерня Великого Пятка: «До начала вечерни святая Плащаница с изображением положения Господа во гроб полагается на святом престоле на место Евангелия, а само Евангелие поставляется горе престола, как на Литургии. Плащаница полагается так, чтобы Глава Спасителя была к северной стороне. Если есть живые цветы, то на Плащаницу возлагают венок из таких цветов и если есть благовонное масло или розовая вода, то ими намащают Плащаницу. Возлагать на Плащаницу венки из искусственных цветов, намащать ее духами или одеколоном, изготовленным на спирту, не следует. Закрывать лик Спасителя на Плащанице покровцом также не следует. На Плащаницу полагается требное Евангелие (желательно небольшого размера). На середине храма устанавливается специальная подставка (в виде гробницы) или столец для Плащаницы. Более правильно живые цветы возлагать на Плащаницу тогда, когда она уже вынесена на середину храма, иначе во время шествия они могут сбиться или упасть». Венок – круг славы – это фон в иконографии в виде двух, чаще трёх кругов, вписанных один в другой для размещения полуфигуры (поясное изображение) святого. При изображении фигуры в полный рост (Христа, Богоматери) его преобразуют в эллипсы, которые принято называть итальянским словом – мандорла – миндалина («Царь Царем», «Похвала Печерская», «Покров», «Державная», «Всех скорбящих Радость», «Что Тя наречем»). Круг славы обычно трёх тонов: наружный светлый, средний темнее, внутренний наиболее тёмный («Сошествие во ад», «Преображение», «Вознесение», «Успение»). Мандорла как символ Царства Небесного может изображаться в виде полукруга в верхней части иконы или в форме сегмента. В украшении крестов использованы натуральные (полудрагоценные) – библейские камни: оникс, яшма, жемчуг, агат, сердолик. Оникс бледно-зелёный – 5-е основание Небесного Иерусалима.   Яшма красная – Слава Божия, из ясписа  построены 1-е основание и  стена Небесного Иерусалима: Откр. 21: 18. Жемчуг – двенадцать ворот (Откр. 21: 21). Мелкий жемчуг в церковном искусстве употребляется и в виде обнизей в окладах икон и Евангелий, крестах, панагиях и золотом шитье и символизирует, в отличие от притчи об одной крупной жемчужине, не Самого Христа и не Царство Небесное, а слово Божие, Евангельскую Истину (Мф. 7: 6). Например, четыре жемчужины часто встречаются в углах средокрестия русских наградных крестов и понимаются как четыре Евангелия. Агат (Исх. 28: 19) – бледно-коричневый и белый. Сердолик красно-коричневый (крупнее яшмы) (Откр. 21: 19-21) – 6-е основание Небесного Иерусалима.
Изменено: Ольга Малова - 27.04.2014 13:34:08
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
В крайности впадать, конечно, не нужно, но и ботаника благоукрасителям не помешает. В первую очередь, нас интересуют цветы, которые в  Священном Писании представлены как символы: лилия, роза и нарцисс в срезке не представляют никакой опасности в работе с ними. Лилия и нарцисс (в том числе и лилиецветные: тюльпан, гиацинт) в отличие от ириса, относят к слабоядовитым растениям, а, если учесть, что ядовитыми у них считаются только луковицы,  да ещё и не у всех сортов, то в срезанном виде они не представляют никакой опасности. Правда, некоторые представители нарциссов  при очень частом соприкосновении могут вызывать раздражение кожи, так как известно около 30-ти тысяч сортов, которые получены в результате сложной межвидовой гибридизации и длительного отбора и в соответствии с международной классификацией все сорта нарциссов и садовые формы объединены в 12 групп. Но Библия представляет нам растения природы, а не окультуренные. Нелишне отметить, что существуют такие сорта лилии, луковицы которых съедобны и являются деликатесом национальной кухни, в том числе и в свежем виде (напоминают картофель и имеют сладкий вкус): тигровая и леопардовая,  клубненосная или оранжевая, лилия Брауна. Употребляют в пищу и  лепестки роз и другие цветы (настурция, фиалка, лаванда, ноготки и др.), только к импортной продукции цветочных магазинов это не относится!!!
Роза не ядовита, проблема может возникнуть только в случае, если уколоться грязным шипом. Летучие вещества цветов (лилии, розы, фрезии и др.)  могут вызывать разное субъективное отношение, если они и обладают сильным воздействием на человека, то только когда их много, например, поле маков.  Существуют и такие сорта лилии, которые не имеют запаха, снизить концентрацию летучих веществ лилии помогает удаление тычинок. Белоснежная лилия кандидум, которую считают церковным сортом, издавна выращивается не только как декоративное, но и как лекарственное растение для получения душистых масел и мазей.
Но всегда нужно помнить о том, что привозные цветы находятся в состоянии «искусственного сна», посредством химических консервирующих препаратов, имеют специфический запах и требуется их проветривание в течение 2-3-х дней для испарения консервантов. От того и труд продавцов цветочных магазинов сродни работе на вредном производстве, ведь цветы перед отправкой обрабатывают рабочие в спецодежде, напоминающей скафандры космонавтов. Отсутствие аромата – верный признак законсервированных цветов, но сохраняют свежесть цветов и за счёт низких температур, поэтому при переносе в тёплое помещение они быстро вянут.
Вот так «ядовитость» растений, кроме природной, бывает ещё и привнесённой человеком, то есть искусственной, но  это отнюдь не единственное,  что привнесено светской флористикой в современную жизнь церковного обихода и  внутреннего убранства православных храмов.
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
Цитата
Татьяна Пушкарева пишет:
Цитата
Свящ. Олег Мумриков пишет:
Что касается опасных для здоровья растений, речь-то вообще о другом: отрицательными мистическими смыслами богодухновенные авторы вторично наделяют то, что вышло из Рук Божиих лишь применительно к состоянию падшего человечества. А в бытовом аспекте мистики вообще никакой нет - ядовитыми и опасными растениями не будет украшаться не только храм, но и обычное кафе, офис, жилище и проч. В школе такой предмет есть, называется ОБЖ smile:)

Я полностью согласна с о.Олегом. И именно это и имела в виду, когда писала заметку. И думаю, что мало людей не знакомых с ядовитыми растениями. Соответственно, ими никто церковь украшать не станет. Это даже не обсуждалось, как само собой разумеющееся. Я написала именно по поводу мистики ненужной. Я против того, чтобы ее привносили в церковь и придавали этому такое повышенное значение.
Чтобы быть полностью согласной с чем-либо, необходимо изучить вопрос глубоко, широко, основываясь на исследованиях авторитетов в узких областях знания, то есть всегда быть готовой аргументировать своё мнение, тем более, что в Церкви "личных" почти не бывает, так как главенствует "соборное".  Не такой уж простой этот вопрос о "неприличествующих растениях", тем более, что причины тому, аспекты в характеристике растений могут быть разными. Я попыталась сделать объективный анализ, в том числе и по форме. Материалы получились объёмные, и на меня саму произвели слишком сильное впечатление. Трудно понять, что имеется в виду, когда говорят о "мистике растений" в Православии, но, поскольку материал, например, об орхидеях получился довольно большим, скажу лишь одно, уже для первых христиан, форма, которая дух бережёт, играла основополагающую роль, и орхидея была исключена из христианской символики сразу и навсегда: в искусстве Церкви такой формы нет и по сей день. В настоящее время материалы читают богословы, и, несмотря на то, что они довольно объёмные, а сокращать нельзя, так как информация слишком важна, как историческая, так и культурологическая, позднее я их предложу для чтения, так как замалчивать эти вопросы мы не вправе, тем более, что существуют решения Вселенских соборов, которые к этому вопросу имеют прямое отношение. А о ядовитых, то есть о том, что "ими никто церковь украшать не станет", немного информации даю, чтобы сделали выводы о том, что в храмовом пространстве, в отличие от светских кафе и офисов (возможно), ядовитые растения используются весьма широко:
"Некоторые приятные запахи способны раздражать слизистую оболочку и кожу, поэтому ботанические знания о таких особенностях флоры необходимы при работе с ней. Есть цветы аллергены (примула), при частом   прикосновении альстромерия и монстера могут вызывать кожные дерматиты, пестролистные (аглаомена) – воспаление кожи; аспарагус (ядовиты ягоды) – раздражение слизистой оболочки; у алоказии все органы ядовиты, а листья опасны для слизистой, как и млечный сок кливии и кротона, поэтому при работе с ними следует одевать перчатки. Золотарник канадский может вызывать сильную аллергическую реакцию, степень агрессивности которой превышает возможности в этом смысле даже борщевика. Ядовит и агапантус, сок которого способен вызывать сильное раздражение ротовой полости и глаз, поэтому после работы  необходимо тщательно мыть руки.
Среди огромного разнообразия растений ядовитыми являются всего 2 %, но встречаемся мы с ними довольно часто и в дикой природе (яды применяют растения для самозащиты – фитотоксины), и в срезке, и в комнатном озеленении, и в ландшафтном дизайне. Конечно, среди ядовитых растений есть и лекарственные. Пеларгония (герань) и тысячелистник, являясь ядовитыми, имеют много лечебных свойств. Степень токсичности может быть разная и зависит от многих факторов: от возраста растений (безопасные в молодом, но ядовитые во взрослом), от климата, почвы и др. Например, ягоды именно старых лиан хедеры (плюща) ядовиты. Хризантема ядовита, но не сильно, а из луковиц амариллиса даже изготавливали яд для стрел, и папоротник мужской относят к сильно ядовитым растениям. Практически ядовиты все виды вьюнков из-за млечного сока, который содержится не только в цветке, но и во всём растении.  То есть представлять опасность может всё растение (ирис, гиппеаструм, гладиолус, антуриум) или, как семена у душистого горошка, только его части (корни, плоды, листья, цветы, семена). Поэтому и степень вредоносности может не иметь особого значения, например для тех, кто работает со срезанными растениями, если ядовиты только корень или луковица. И в тоже время  потребовать большей осторожности в контакте с другими растениями, например, в связи с летучими вредными веществами, или при соприкосновении, и тогда возникает вопрос об исключении из храма таких представителей флоры, так как  воздействие на атмосферу храма и на всех присутствующих в нём будет более продолжительным по времени, нежели на благоукрасителей во время работы. У падуба, столь популярного на Западе символа Рождества, ядовиты ягоды, как и у пуансеттии – Вифлеемской звезды – млечный сок. Конечно, нередко вредоносность растения представляет опасность для человека, прежде всего, при употреблении внутрь, но  аранжировщику надо быть осторожным и с теми представителями растительного царства, которые при частом соприкосновении вызывают контактные дерматиты, аллергические реакции и раздражают слизистую оболочку, как через кожу, так и посредством запаха. Например, среди полевых и лесных – это, в первую очередь, ландыш майский, у которого ядовито всё от корней до цветов, особенно ягоды, и даже запах может вызывать лёгкое отравление – головную боль. Среди горшечных: адениум, амариллис, гортензия, диффенбахия, кливия, пуансеттия, цикламен, фикус, колеус, монстера и др. То, что может пройти незамеченным при кратковременном контакте, может иметь неприятные последствия при постоянной и долговременной работе". Ядовитые растения: Аконит, авокадо, агератум, аглаонема, адонис, азалия, алое, ананас, борщевик, дельфиниум, драцена, дурман,  львиный зев, аралия, полынь, георгины, гледичия, жимолость, каладиум, каланхоэ, каштан конский, крокус, лавровишня, лютик, люпин, морозник, можжевельник, бирючина, олеандр, мак, пиретрум, петунья, спатифиллум, сцилла, фикус, прострел (сон-трава), седум (очиток), рододендрон, лавр, мирта, самщит, паслён, нертера, шефлера, хойя и др.
Изменено: Ольга Малова - 27.04.2014 14:42:37
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 58 След.