Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 58 След.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Пальметта 5
1.JPG (214 КБ) [ Скачать ]
2.JPG (194.74 КБ) [ Скачать ]
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Припозднилась я  с тем, чтобы рассказать об образе, который стал основой для композиции на Успение в Воскресенском женском монастыре в 2012 г., несмотря на то, что участники форума просили об этом.
 Простите, но причин много, одна из которых в том, что трудно кратко рассказать о  проблеме, которая «мучила» меня на протяжении очень многих лет и разрешилась в результате поиска ответа на вопрос, связанного с символом Пресвятой Богородицы.
 Именно сегодня я понимаю, что этот поиск и стал началом вступления в область благоукрашения храмов живыми цветами в православной традиции.
Сегодня с улыбкой вспоминаю, как я «приставала» к священнослужителям и иконописцам, чтобы они ответили на мучительный вопрос. Но сегодня ответ открыт, и я поделюсь с вами  кратко материалами, которые  поясняют этот образ-символ: Просите, и дастся вам, ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф. 7:7-8 )
 В монографии Г.В. Вагнера «Скульптура Древней Руси» прочитала, что отсутствие нимбов и пальметты на женских ликах храма Покрова на Нерли говорит о том, что здесь изображена не Божья Матерь. Пальметта? Символ Богоматери?
 Пальметта – это форма орнамента, в основе этого украшения   у греков – пальмовый лист. Находим её, исполненною в живописи или рельефе, вышивке или тканную на церковных облачениях, в убранстве храмов, например, архиерейскую кафедру в Храме Христа Спасителя украшает фриз из золотых пальметток.
Трёхлистная пальметта… но криновидная!!! – символ Божественной избранности Богоматери. На Ярославской иконе  Благовещения вт. пол. XVII в. изображена золотая пальметта-вазон  с цветущими ветвями, но основа этого образа очень древняя. Криновидная (трёх- или пятилистная) пальметта – в архитектуре – византийский цветок, связана с символикой Богоматери и позднее перешла на Её корону. В первые века христианства Богоматерь изображали Девою и по внешности – с распущенными и непокрытыми волосами, на древних византийских – заплетённые в косы, то есть как Дева и с пальметтой на голове.
 Как известно, даже в русской иконе «Введение во храм Пресвятой Богородицы» Трилетствующая изображается в мафории, то есть с покрытой главой, но есть и другие примеры в русском искусстве. Эта деталь самым тесным образом перекликалась с чрезвычайно популярным в древнерусском искусстве XII в. мотивом трёхлистного крина (лилии).
 На рельефах русских храмов, посвящённых Богоматери, можно заметить женские лики с крином – трёхлопастной пальметтой на главе – отличительный знак символизирует непорочное зачатие Христа Девой Марией, он имеет прототипы в Коптском и Византийском искусстве. Как символ животворящего начала жизни этот символ изображался в многочисленных сюжетах, а также на одеждах святых.
  На иконе Киево-Печерской Лавры «Иверская» криновидные пальметтки украшают платье Богородицы. Поэзия крина была чрезвычайно широка, ведь благоухающий крин – одно из многочисленных уподоблений Божией Матери: «…яко от благословенного корня, процвела еси нам райская отрасль; Ты еси цвет польный и крин удольный, процветший нам небесное благоухание и веселие».  (Псалом 131 // Христианские песнопения Пресвятой Царице Небесной, Приснодеве Марии Богородице. Составлены по подобию псалмов.– М.: Издание Московской Патриархии, 1990. – 271с.– С. 223-224).
 Преподобный Максим Грек отождествляет лилию с образом Церкви, которая процвела, яко крин пришествием Господа в мир через Благовещение Пресвятой Богородице: «… Цветом Ея именуется рожденное Ею безсемянно, ради чистоты и благоухания воплощения Бога-Слова, и так как пришествием Его имела расцвесть составившаяся из язычников церковь, именуемая иносказательно пустынею, каковою и была ранее, как недуговавшая неведением Бога и потопляемая всяким нечестием, как ясно учит ирмос третьей песни второго гласа, который поётся так: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, в ней же утвердися моё сердце». И почему не сказано, что процвела пустыня как роза, но яко крин? Ведь и роза очень благоуханна и прекрасна на вид; потому что крин (лилия) при приятнейшем своём благоухании, имеет ещё три листка, коими образует три богоначальныя ипостаси Святыя Троицы… Хотя и роза благоухает  и имеет прекрасный вид, но не служит образом Святыя Троицы, так как имеет много листков и произрастает на растении тернистом» (Максим Грек, преподобный. Творения: В 3ч. Ч.2. Догматико-полемические сочинения / Максим Грек. – Репринт. изд. 1911г. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. – С. 306-307).
 Существует много примеров в иконографии Богоматери, когда мафорий расписывается лилиями или криновидными пальметтами или пальметта украшает корону. Образ композиции: «Процвела пустыня, яко крин».
 
Поэтому во всех элементах предполагалось присутствие лилий или их форм в различных интерпретациях, например, колокола на центральной гирлянде.
 Но лилии для украшения нам привезли нераспустившиеся, и композиция, конечно, отличается от предварительного эскиза. Но не это главное, замыслы, что естественно, никогда не воплощаются полностью, а ошибки неизбежны, когда находишься в поиске новых образов, а, значит форм и их гармоничного сочетания.
Повторить уже соделанное всегда проще. Ограждение гирляндами на четырёх столбах (подсвечниках) – это и образ Райского сада, и Церкви. Малые гирлянды – ниспадающие  на подсвечниках – образ Невесты Неневестной.
На Плащанице – трёхлистные пальметты – «византийские цветки», правда, сестры монастыря, почему-то положили их обратной стороной, и они стали похожи на птичку.
Недавно на иконе Божией Матери «Тихвинская» из Богородицкого монастыря увидела херувимов, которые напомнили мне наши пальметты на Плащанице, а также пальметты на иконе «Владимирская». Если пальметты соединить, то получится криновидный крест. Участвовали в создании всей композиции: Малова О.Д. (в том числе идея проекта), Лукьянова Елена, Белякова Татьяна, Василиса, Тамара.
Изменено: Ольга Малова - 01.10.2012 19:03:32(Вместо цифры восемь - смайл, который не получается удалить, поставила восклицательный знак)
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Всех форумчан от души поздравляю с праздником Успения Богородицы и хочу пожелать милости и помощи Божией, заступничества Пресвятой Богородицы, радости, тепла, мира, добра и здоровья, и всех-всех благ. ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ СПАСИ НАС!!!
Не могу не поделиться впечатлением, которое произвела на меня Ваша композиция.
Часто сложно бывает выразить словами то, что рождается в сердце при созерцании.
Есть доминанта - Центр композиции - лилия и светильник (свеча в иконографии Успения!), которую Матерь Божия затеплила сразу после благовестия Архангела Гавриила! Но!
Благодаря этому композиционному построению, главный центр - Плащаница, которая открыта взору.
Мы с Вами разговариваем без слов, на языке христиан.
Здесь гармония в простоте, выраженная через церковные формы (арка, круг-венок, лилии), которые слились воедино. Без пафоса и роскоши эта композиция в интерьере данного храма смотрится естественно, как родная.
 Всё благоговейно преклоняется перед Той, Которая стала Единственным  Сосудом, в который Бог вселился Самим Своим Существом – Царица Небесная в Успении – Матерь всего человечества, которая открывает нам двери Рая в Своём Успении (арка), обращаясь к Сыну за нас грешных.
 Вы учли и форму гробницы, создав из букетов своеобразное обрамление по её боковым линиям, ведь Матерь Божия благословила украсить одр.
 Сложна задача цветочных украсителей в Церкви – достичь простоты, а не светской поверхностной примитивной красивости в сложности, которая предполагает через земные понятия рассказывать о небесном.
 Жаль, что фотография не передаёт того, что мы ощущаем при «живом» созерцании.
 Это ещё и пример творческого осмысления материалов форума, которым Вы придали свою интерпретацию. 
 По-больше бы таких плодов!
 Это и пример соборности, которая так важна в Церкви.
«Красота не признавалась апологетами без простоты, а простота, понятая как естественность, в отличие от всего искусственного, художественного, созданного людьми, усматривалась в природе, то есть отождествлялась не с примитивностью, но с природной сложностью и целесообразностью» [В.В. Бычков. Эстетика отцов Церкви].
 (Профессор В.В. Бычков ввёл в научный оборот понятие «православной эстетики», считая православную линию истории культуры и эстетики самобытной, отличной от западноевропейской).
Изменено: Ольга Малова - 18.11.2012 01:09:42
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
Цитата
Татьяна Вл. пишет:
И еще у меня вопрос про дорожку перед Храмом. По ней люди будут идти или она не доходит непосредственно до дверей? Не приходилось видеть самой, поэтому возник такой вопрос.
Дорожка делается специально для Чина погребения по пути следования Крестного хода, до начала которого по традиции на неё никто не ступает. Путь этот всегда называли "Благоуханной дорогой". Где-то Крестный ход вокруг храма, где-то вокруг ограды монастыря или прихода - по благословению.
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
Цитата
Ольга Дмитриевна! Одного не могу понять, почему 6-дней венок на Плащанице,как сообщила Татьяна Вл.,должен быть? Вы знаете?
Из "Богослужебных указаний" видно, что традиции в храмах разнятся. У нас украшается к вечерней службе 27 августа и до 30августа - Плащаницу уносят.
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
См. Богослужебные указания на 2012 г.
http://www.patriarchia.ru/bu/2012-08-28/ 

http://www.patriarchia.ru/bu/2012-08-30/


Вторник. УСПЕ́НИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
Совершается всенощное бдение.
Примечание. В некоторых храмах существует следующая практика: в канун праздника Успения, перед всенощным бдением, Плащаница Божией Матери украшается живыми цветами и полагается на престоле, перед которым возжигается светильник, после чего бывает каждение престола и Плащаницы. Во время утрени, на полиелее, Плащаница из алтаря выносится царскими вратами и полагается посреди храма, где и * до богослужения, на котором совершается чин Погребения Божией Матери. Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника, то на службе Погребения Божией Матери выноса Плащаницы не бывает, но в свое время совершается Погребение с крестным ходом. Впрочем, во многих храмах Плащаница выносится в день Погребения, во время пения особых тропарей праздника на «Бог Господь».
Изменено: Ольга Малова - 18.11.2012 01:27:39
Наши поздравления в Гостиной форума!, - с церковными праздниками, именинников, с Днем рождения и по различным житейским и трудовым поводам за поощрения и награды, за трудовые достижения и т.п.
С престольным  праздником!
Страницы: Пред. 1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 58 След.