Пальметта 5
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
18.09.2012 22:50:33
Припозднилась я с тем, чтобы рассказать об образе, который стал основой для композиции на Успение в Воскресенском женском монастыре в 2012 г., несмотря на то, что участники форума просили об этом.
Простите, но причин много, одна из которых в том, что трудно кратко рассказать о проблеме, которая «мучила» меня на протяжении очень многих лет и разрешилась в результате поиска ответа на вопрос, связанного с символом Пресвятой Богородицы. Именно сегодня я понимаю, что этот поиск и стал началом вступления в область благоукрашения храмов живыми цветами в православной традиции. Сегодня с улыбкой вспоминаю, как я «приставала» к священнослужителям и иконописцам, чтобы они ответили на мучительный вопрос. Но сегодня ответ открыт, и я поделюсь с вами кратко материалами, которые поясняют этот образ-символ: Просите, и дастся вам, ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф. 7:7-8 ) В монографии Г.В. Вагнера «Скульптура Древней Руси» прочитала, что отсутствие нимбов и пальметты на женских ликах храма Покрова на Нерли говорит о том, что здесь изображена не Божья Матерь. Пальметта? Символ Богоматери? Пальметта – это форма орнамента, в основе этого украшения у греков – пальмовый лист. Находим её, исполненною в живописи или рельефе, вышивке или тканную на церковных облачениях, в убранстве храмов, например, архиерейскую кафедру в Храме Христа Спасителя украшает фриз из золотых пальметток. Трёхлистная пальметта… но криновидная!!! – символ Божественной избранности Богоматери. На Ярославской иконе Благовещения вт. пол. XVII в. изображена золотая пальметта-вазон с цветущими ветвями, но основа этого образа очень древняя. Криновидная (трёх- или пятилистная) пальметта – в архитектуре – византийский цветок, связана с символикой Богоматери и позднее перешла на Её корону. В первые века христианства Богоматерь изображали Девою и по внешности – с распущенными и непокрытыми волосами, на древних византийских – заплетённые в косы, то есть как Дева и с пальметтой на голове. Как известно, даже в русской иконе «Введение во храм Пресвятой Богородицы» Трилетствующая изображается в мафории, то есть с покрытой главой, но есть и другие примеры в русском искусстве. Эта деталь самым тесным образом перекликалась с чрезвычайно популярным в древнерусском искусстве XII в. мотивом трёхлистного крина (лилии). На рельефах русских храмов, посвящённых Богоматери, можно заметить женские лики с крином – трёхлопастной пальметтой на главе – отличительный знак символизирует непорочное зачатие Христа Девой Марией, он имеет прототипы в Коптском и Византийском искусстве. Как символ животворящего начала жизни этот символ изображался в многочисленных сюжетах, а также на одеждах святых. На иконе Киево-Печерской Лавры «Иверская» криновидные пальметтки украшают платье Богородицы. Поэзия крина была чрезвычайно широка, ведь благоухающий крин – одно из многочисленных уподоблений Божией Матери: «…яко от благословенного корня, процвела еси нам райская отрасль; Ты еси цвет польный и крин удольный, процветший нам небесное благоухание и веселие». (Псалом 131 // Христианские песнопения Пресвятой Царице Небесной, Приснодеве Марии Богородице. Составлены по подобию псалмов.– М.: Издание Московской Патриархии, 1990. – 271с.– С. 223-224). Преподобный Максим Грек отождествляет лилию с образом Церкви, которая процвела, яко крин пришествием Господа в мир через Благовещение Пресвятой Богородице: «… Цветом Ея именуется рожденное Ею безсемянно, ради чистоты и благоухания воплощения Бога-Слова, и так как пришествием Его имела расцвесть составившаяся из язычников церковь, именуемая иносказательно пустынею, каковою и была ранее, как недуговавшая неведением Бога и потопляемая всяким нечестием, как ясно учит ирмос третьей песни второго гласа, который поётся так: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, в ней же утвердися моё сердце». И почему не сказано, что процвела пустыня как роза, но яко крин? Ведь и роза очень благоуханна и прекрасна на вид; потому что крин (лилия) при приятнейшем своём благоухании, имеет ещё три листка, коими образует три богоначальныя ипостаси Святыя Троицы… Хотя и роза благоухает и имеет прекрасный вид, но не служит образом Святыя Троицы, так как имеет много листков и произрастает на растении тернистом» (Максим Грек, преподобный. Творения: В 3ч. Ч.2. Догматико-полемические сочинения / Максим Грек. – Репринт. изд. 1911г. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. – С. 306-307). Существует много примеров в иконографии Богоматери, когда мафорий расписывается лилиями или криновидными пальметтами или пальметта украшает корону. Образ композиции: «Процвела пустыня, яко крин». Поэтому во всех элементах предполагалось присутствие лилий или их форм в различных интерпретациях, например, колокола на центральной гирлянде. Но лилии для украшения нам привезли нераспустившиеся, и композиция, конечно, отличается от предварительного эскиза. Но не это главное, замыслы, что естественно, никогда не воплощаются полностью, а ошибки неизбежны, когда находишься в поиске новых образов, а, значит форм и их гармоничного сочетания. Повторить уже соделанное всегда проще. Ограждение гирляндами на четырёх столбах (подсвечниках) – это и образ Райского сада, и Церкви. Малые гирлянды – ниспадающие на подсвечниках – образ Невесты Неневестной. На Плащанице – трёхлистные пальметты – «византийские цветки», правда, сестры монастыря, почему-то положили их обратной стороной, и они стали похожи на птичку. Недавно на иконе Божией Матери «Тихвинская» из Богородицкого монастыря увидела херувимов, которые напомнили мне наши пальметты на Плащанице, а также пальметты на иконе «Владимирская». Если пальметты соединить, то получится криновидный крест. Участвовали в создании всей композиции: Малова О.Д. (в том числе идея проекта), Лукьянова Елена, Белякова Татьяна, Василиса, Тамара.
Изменено:
|
|
|
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
02.09.2012 18:52:30
Часто сложно бывает выразить словами то, что рождается в сердце при созерцании. Есть доминанта - Центр композиции - лилия и светильник (свеча в иконографии Успения!), которую Матерь Божия затеплила сразу после благовестия Архангела Гавриила! Но! Благодаря этому композиционному построению, главный центр - Плащаница, которая открыта взору. Мы с Вами разговариваем без слов, на языке христиан. Здесь гармония в простоте, выраженная через церковные формы (арка, круг-венок, лилии), которые слились воедино. Без пафоса и роскоши эта композиция в интерьере данного храма смотрится естественно, как родная. Всё благоговейно преклоняется перед Той, Которая стала Единственным Сосудом, в который Бог вселился Самим Своим Существом – Царица Небесная в Успении – Матерь всего человечества, которая открывает нам двери Рая в Своём Успении (арка), обращаясь к Сыну за нас грешных. Вы учли и форму гробницы, создав из букетов своеобразное обрамление по её боковым линиям, ведь Матерь Божия благословила украсить одр. Сложна задача цветочных украсителей в Церкви – достичь простоты, а не светской поверхностной примитивной красивости в сложности, которая предполагает через земные понятия рассказывать о небесном. Жаль, что фотография не передаёт того, что мы ощущаем при «живом» созерцании. Это ещё и пример творческого осмысления материалов форума, которым Вы придали свою интерпретацию. По-больше бы таких плодов! Это и пример соборности, которая так важна в Церкви. «Красота не признавалась апологетами без простоты, а простота, понятая как естественность, в отличие от всего искусственного, художественного, созданного людьми, усматривалась в природе, то есть отождествлялась не с примитивностью, но с природной сложностью и целесообразностью» [В.В. Бычков. Эстетика отцов Церкви]. (Профессор В.В. Бычков ввёл в научный оборот понятие «православной эстетики», считая православную линию истории культуры и эстетики самобытной, отличной от западноевропейской).
Изменено:
|
|||
|
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
26.08.2012 13:02:24
|
|||
|
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
25.08.2012 15:10:07
|
|||
|
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
25.08.2012 14:59:11
См. Богослужебные указания на 2012 г.
Вторник. УСПЕ́НИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. Совершается всенощное бдение. Примечание. В некоторых храмах существует следующая практика: в канун праздника Успения, перед всенощным бдением, Плащаница Божией Матери украшается живыми цветами и полагается на престоле, перед которым возжигается светильник, после чего бывает каждение престола и Плащаницы. Во время утрени, на полиелее, Плащаница из алтаря выносится царскими вратами и полагается посреди храма, где и * до богослужения, на котором совершается чин Погребения Божией Матери. Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника, то на службе Погребения Божией Матери выноса Плащаницы не бывает, но в свое время совершается Погребение с крестным ходом. Впрочем, во многих храмах Плащаница выносится в день Погребения, во время пения особых тропарей праздника на «Бог Господь».
Изменено:
|
|
|
Наши поздравления в Гостиной форума!, - с церковными праздниками, именинников, с Днем рождения и по различным житейским и трудовым поводам за поощрения и награды, за трудовые достижения и т.п.