Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 58 След.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Ольга Дмитриевна! Примеров светильников и практического использования, в настоящее время, цветочной срезки для декорирования Паникдила Вы привели нам много, но учитывая особенную тематическую направленность данной темы " О роли и значении цветов...", то выводов и заключений от Вас по этому, конкретно рассматриваемому вопросу со светильниками, пока не услышала. В каких же ролях оказываются цветы при таких вариантах их использования, на что нам указывают?
Считаю это актуальным вопросом и ответ на него хорошо бы знать каждому украсителю?
Добавлю еще несколько примеров для большей наглядности.

Людмила Александровна, Вы считаете, что я вправе говорить «да» или «нет»?
Хорошо загромождать массивными гирляндами паникадило или хорос или неприемлемо? 

Выводы исключительно дело времени, так как, как мы видим, в настоящее время согласия нет даже среди священнослужителей. Мнение, конечно, высказать можно, но оно должно быть аргументировано, поэтому постараюсь заручиться поддержкой святых и авторитетных отцов Церкви. 
Церковь всегда считала необходимым условием для участия в своём богослужении чистоту веры, “единомыслия” в исповедании у всех его участников, полагая, что во имя Господа Иисуса Христа не могут собираться люди, имеющие о Нём ложные понятия, вносящие ложь в самое существо церковной жизни. 
Поэтому, прежде всего, каждому благоукрасителю необходимо усвоить понимание красоты в Церкви, а не земной красивости. Красота не является самоцелью для христианина (и христианина – благоукрасителя), она лишь отблеск Истинной красоты, а потому способствует пониманию приоритета смысла над эстетикой и ведёт к познанию Бога.

Истинная красота – это Бог. 
Красота земная только в большей или меньшей степени отражает Первоисточник, она замутнённый образ истинной красоты: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13: 12). Поэтому в романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского  читаем: «Красота – это страшная   и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая… Тут дьявол с Богом борется». "… мир сей, получив бытие от Истинной Красоты, в устройстве всех своих частей отражает следы духовной красоты, которые могут возводить нас к невещественным первообразам". Свт. Дионисий Ареопагит

 Земная красота двойственна, а значит, таит в себе угрозу душе, надеющейся на тленное богатство. Понятно, что главная цель – не в массе, не в количестве, не в роскошестве цветочном. Почему и первые христиане отвергали даже венки из живых цветов, слишком памятна была роскошь римская, когда, например, император Гелиогабал с его безобразным потреблением роз, просто умертвил своих гостей количеством цветов и лепестков, которые упали на гостей из раскрывшегося потолка – они задохнулись.

 Раннехристианская эстетика стремилась заменить эстетические ценности на нравственные, чтобы эстетические интересы не вытесняли благочестие. Только не надо путать с роскошью золото, как символ и олицетворение Божественного света в искусстве Церкви.

 Смысл и ценность иконы и храмовых растительно-цветочных аранжировок не заключаются в их материальной красоте, но в духовной, которую они призваны изображать. "Цветы сотворил Бог для человека, чтобы душа в твари прославляла Творца и любила Его". Прп. Силуан Афонский. 

Святитель Климент Александрийский рассказывает о том, как живописец Апеллес, увидев, что один из его учеников изображает «Золотую Елену» в лучших её нарядах с массой украшений, заметил: «О, юноша, будучи не в силах изобразить Елену прекрасной, ты показал её богатой».

 Поэтому композиции, говорящие на языке Церкви, в основе которого заложен символ, и раскрывающие красоту каждого отдельного цветка ценнее роскошных объектов, демонстрирующих богатство. А, если эти объекты ещё и формы образуют, противные духу Церкви, то встаёт вопрос об их неуместности и даже вредности по воздействию на созерцающих.

Если можешь – составь символичную композицию, если не можешь – красивую, а, если не можешь красивую, то – богатую. "В церкви имеет обширное место символика (образность), христианину надобно её разуметь и проникать умом в сокровенный смысл её". Св. прав. Иоанн Кронштадский.

Внутренняя духовная сущность храма получает своё выражение в той символике, которая присуща храму  в целом и отдельным его частям и которая воплощается в свою очередь в архитектурных формах и художественном оформлении. 

"Литургическое действо престаёт как симфония символов в жестах, словах, мелодиях, изображениях, запахах, объёмах и формах". Е. Пилипенко. 

И должно всегда помнить, что форма дух бережёт. И, используя различные формы креста, квадрат, овал, круг, шар, полумесяц, цату, арку, звезду, голубя, павлина …   делать это обязательно осмысленно на языке Церкви, а не на простом художественном воображении. Следить, чтобы в процессе творчества при образовании какой-либо формы не получалось что-либо, согласное с теми символами, формы которых неприемлемы, как внешнее проявление противоречий по отношению к вероучению. 

Конечно, звезда, плетёнка, яблоко, гирлянда традиционной формы (корамысло) имеют своё осмысление в искусстве Церкви, но «массивность» их исполнения не может приветствоваться в храме. Цель здесь одна – удивить грандиозностью и богатством, дизайном и фантазией, но это прямой и необдуманный перенос интерьерной декоративной флористики в храм, где духовные ценности и понимание истинной красоты совсем иного порядка – надмирного. 

Главное сделать выбор - образно-символичная  или без-образная композиция; прославляющая каждый отдельный цветок, как письмена Божественного откровения, или цветы - лишь средство для достижения пусть благих, но земных целей.
Изменено: Ольга Малова - 24.04.2014 22:25:44
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Светильники 15.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Светильники 14.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Светильники 13.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Светильники 12.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Светильники 11.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Светильники 10.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Светильники 9.
4.jpg (122.19 КБ) [ Скачать ]
5.gif (243.67 КБ) [ Скачать ]
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Светильники 8.
2. .jpg (37.16 КБ) [ Скачать ]
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Ольга Дмитриевна! В чем состояла причина размещать свои пояснения по данному вопросу в теме "О роли и значении цветов...", если рассматриваемый вопрос о цветочном декорировании Паникадила, явно относится к данной теме, как элемента интерьера храма?
Думаю, что систематизация разделов форума не совсем продумана, так как многие вопросы, как говорят библиографы, подвержены размежеванию (информация может быть разнесена одновременно в нескольких разделах), ведь о чём бы мы ни говорили, всё требует обоснования с точки зрения богословия, то есть два главных вопроса: богословие и техника. Что касается светильников, то краеугольный вопрос здесь, прежде всего, не как сделать, а почему это надо делать, с какой целью, то есть какова роль и значение растений и какую символичную форму выбрать для композиции, а какие формы неприемлемы в храмовом пространстве. Именно в  разделе "О роли и значении..." должен быть анализ и на его основе выводы. Продуманная систематизация необходима как для размещения информации, так и для поиска необходимых ответов. Поэтому, если давать конкретную информацию об украшении того или иного элемента с ясным обоснованием всех художественных характеристик, например, с точки зрения уставных определений, формы, цвета... с конкретными примерами, то это в этом разделе, а, если речь идёт об исследовании или анализе, поиске ответов, то это, конечно, раздел "О роли и значении...".
Страницы: Пред. 1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 58 След.