Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 58 След.
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
Дорогая Ольга! Причём здесь свадебная флористика? Она изменчива, как земной мир и под него "прогибается"! Если раньше невесты-девицы венчались исключительно в белых платьях, то сегодня и в красных, и в зелёных, и в фиолетовых, и в жёлтых...  Для нас важна исключительно церковная символика - христианская, которая основывается на Священном Предании, Священном Писании, наследии святых отцов. Тема эта серьёзная и большая. Важна для нас и история, то есть те традиции, которые связаны с церковной жизнью России, тесно связан этот язык цветов и с историей монастырских садов. В Библии только три символичных цветка: лилия, роза и нарцисс. А, что касается созданий Божиих, то они после грехопадения имеют отчасти и повреждённую природу, только лилия осталась первозданной и чистой, а у розы, например, выросли шипы, так нас наставляет святитель Василий Великий в беседах на Шестоднев.
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
Цитата
Ирина Шандровская пишет:
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
В последнее время, для цветочного убранства храмовых икон, Плащаниц, в поздравительных букетах для священнослужителей и прихожан, можно заметить включение и красивых, экзотических, тропических цветов орхидей, различных сортов.
Разумен ли выбор и использование этих цветов в рамках православной Церкви? Учитывается ли украсителями символический язык цветов либо проявляется интерес только по их форме и их цветовым оттенкам?
Мое предложение о рассмотрении этого вопроса на форуме, поступило в посте#205, от 05.04.2013г., темы Помощь в церковном , цветочном убранстве , когда возник вопрос выбора цветов по цветовому оттенку. Тут, подумалось, а вдруг, цветоукрасители, в предстоящие цветочные убранства будут смело, без размышлений, включать и орхидеи?
В миру, торгующими цветами, орхидеям приписывается насыщенная чувственностью символика, только покупай!

Действительно, при внимательном рассмотрении структуры цветка можно заметить, что 5 имеющихся в нем лепестков, так расположены, что подобны человеку: с головой и с разведенными в разные стороны руками и ногами, тогда совсем нетрудно понять, что же представляется тем сложным строением центральной его части, именуемой у ботаников,-губой, а в миру, поэтому же, как цветок полный страсти и пылких чувств?


Получается, что с таким же намеком эти цветы будут восприниматься и в наших, православных храмах. Как часто любит говорить на своих лекциях А.И.Осипов: " Ай, да молодцы, нечего сказать!"smile:oops:


Так, давайте же, уважаемые, разберемся во благо Церкви и с пользой для своей работы в этом вопросе и взвесим все "За" и "Против "об использовании в православных храмах этих, не только красивых и экзотических , но и э....., цветов, с их манящей красотой и символикой.


p.s. Приведенные мною работы с использованием в храмовых, цветочных убранствах,- орхидей, были мною взяты из интернета, наугад и никак не в осуждение авторов этих работ, а только в качестве наглядных подтверждений вышесказанного.
Уважаемая Людмила Александровна!
Позвольте мне не согласиться с Вашим мнением об орхидеях. В защиту этого торжественого цветка хочу сказать, что такая символика никак не воспринимается в моём воображении. Лепестки орхидеи похожи на лепестки лилии, но сами цветы не имеют запаха, в отличии от лилии.
В нашем храме орхидеи стояли около 20 дней, учавствуя в трёх праздниках, которые были для нас особенными.
Знаю людей которые выращивают орхидеи на своём участке, но о таком смысле слышу впервые.
И если все цветы - Божье творение, можно ли думать о плохом?
Простите меня за дерзость, обидеть не хотела, сказала своё мнение.
С уважением, Ирина.
Да, по классификации значимости цветов в европейской флористике, орхидеи относят к первой категории - к царственным (розы ко второй - благородным, хризантемы - к последней пятой - общественным...). В 2009 г., на мой взгляд, композиция в украшении иконы "Введение во храм Пресвятой Богородицы" была неудачной, так как ни один замысел (ни по форме, ни по цвету, ни по ассортименту цветов) не был воплощён в жизнь, в том числе и по центру - планировала лилии, пришлось довольствоваться орхидеей. И благословлённая форма лестницы не получилась, да и крестик  незаметный...). И вот, когда закончила работу, весьма недовольная и собой, и тем, что цветы не те, я подошла приложиться к иконе, чтобы испросить прощения и, посмотрев на орхидеи, ощутила что-то неприятное, в том смысле, что им тут не место - что-то действительно связанное со страстностью, совершенно здесь неуместной. Конечно, можно отнести эти ощущения, прежде всего, к своей собственной греховности, и я поделилась этим впечатлением, будучи расстроенной к тому же ещё свое работой, с иконописцем, который, вобщем, разделил со мной отчасти это впечатление, закрепив его в моём сознании.  Я, конечно, давно уже об этом разговоре забыла, но Людмила Александровна напомнила, и  не для солидарности, а правды ради, ибо Господь об этом знает, делюсь. Ведь, если двое или трое по своим ощущениям едины, то над этим стоит задуматься. Конечно, сортов орхидей множество, они различны как по форме, так и по цвету и размеру и, наверное, не стоит предавать их все анафеме, но задуматься надо над некоторыми сортами, надо быть очень внимательными и осторожными при выборе формы, ибо она дух бережёт. Осмеливаюсь и фото этой неудачной композиции дать в качестве иллюстрации.
3.jpg (217.17 КБ) [ Скачать ]
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
Цитата
Ирина Шандровская пишет:
Благовещение Пресвятой Богородицы -Праздничное убранство в храме Андрея Первозванного.
Ирина, не могу не поделиться своими впечатлениями о Вашей работе. Причём, именно последнее фото навело меня на размышления. Мы, конечно, знаем, как важно сделать качественные фотографии и в нужном ракурсе. Так вот, здесь в центре - сам образ, сначала впечатление цветовой гармонии в создании настроения праздника, то есть образа, который мы разбирали на форуме, но сразу же, вдруг, я ловлю себя ещё на том, что присутствует и цветовая гармония цветочной композиции с самой иконой, серебристой рамки образа с нежно-серебристо-голубым платом аналоя.  Эта тема очень важная, так как бывает, что наш традиционный подход по основному цвету праздника "спорит" с колористическими особенностями  праздничной иконы. На это надо обращать внимание всегда. Сорадуюсь  хорошей работе!
Помощь в составлении цветочного убранства в храме, Практический раздел форума с советами и пояснениями. Внимание! Открыт Почтовый ящик - возможность общения наших гостей на форуме: blagoykrasitelnitsa@yandex.ru для всех ваших вопросов, рекомендаций, советов и пожеланий.
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
При работе над эскизом убранства Креста, я сохранила и некоторые этапы всей последовательности работы
В итоге, согласно эскизу и уже, непосредственно, на практике, цветочное убранство Креста в нашем, Троицком храме, в Перловке, получилось.
Работа была одобрена и принята настоятелем, о.Иоанном(Осиповым):
Для меня всегда представляют интерес новые идеи, пусть и не всегда они бывают удачные,  в чём не делаю исключение для себя. Когда идут бесконечные повторы, это как-то настораживает и походит на творческий стопор. Людмила Александровна каждый год создаёт новые композиции в украшении креста, что всегда радует.  И праздник этого года не исключение, да ещё  и технология вся пошаговая представлена! Идея понравилась, тем более, что есть и обоснование  орнамента. Конечно, на мой взгляд, если бы  фон был фиолетовый, а вместо бордовых роз были бы родственные фиолетовому, то было бы ещё гармоничнее. К сожалению не на всех приходах благоукрасители имеют возможность всё предусмотреть, особенно, когда кто-то ещё имеет право расставлять букеты по своему усмотрению, обидно, что не виден сосуд с такой изящнейшей веткой лилии. Что касается плетёнки, которая взята в основу организации поверхности, то не могу не провести аналогию с другими жанрами искусства в Церкви: византийское искусство привнесло в культуру многих стран новое содержание, эта преемственность характерна и для форм орнаментики русских храмов. Византийские мастера создавали сложные ленточные плетения. Мотив плетёнки относится к числу универсальных орнаментальных мотивов (узел, жгут). В основе своей имеют узел, как знак соединения двух начал и опираются на идею креста, средокрестие которого и воспринимается в особо сакральном смысле соединения. Верёвка с древних времён ассоциировалась как символ связи Неба с землёй - с небесной лестницей, Древом, нитью жизни. Это и нашло отражение в искусстве Церкви. Остаётся только порадоваться тому, что творческое внутреннее начало души художника было интуитивно в гармонии с тем, что принято в христианской живописи как продолжение византийских форм. Но всякая форма может иметь и множество интерпретаций, а Людмилу Александровну надо поблагодарить за свежую идею в создании храмовых композиций.
Помощь в составлении цветочного убранства в храме, Практический раздел форума с советами и пояснениями. Внимание! Открыт Почтовый ящик - возможность общения наших гостей на форуме: blagoykrasitelnitsa@yandex.ru для всех ваших вопросов, рекомендаций, советов и пожеланий.
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
При работе над эскизом убранства Креста, я сохранила и некоторые этапы всей последовательности работы.
Людмила Александровна, очень полезный урок, спасибо за труды.
Помощь в составлении цветочного убранства в храме, Практический раздел форума с советами и пояснениями. Внимание! Открыт Почтовый ящик - возможность общения наших гостей на форуме: blagoykrasitelnitsa@yandex.ru для всех ваших вопросов, рекомендаций, советов и пожеланий.
Согласно преданию, Марию на иконах Благовещения изображали прядущей пурпурную нить для завесы Иерусалимского храма, что символизирует момент зачатия – зарождения плоти Иисуса Христа, как Царя царствующих, материализующегося во чреве Богоматери из Её крови подобно пурпурной нити. Исткание завесы можно найти в богослужении: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница  (Багряница – длинная одежда, окрашенная в тёмно-красный, багровый цвет)  Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася, темже Богородицу воистинну Тя почитаем» (Богородичен 8-й песни канона прп.  Андрея Критского).  Это предание отразилось на некоторых иконах Благовещения, где в руках Мария держит клубок красных ниток. На скульптурном изображении Благовещения кафедры Максимиана в Равеннском соборе VI в. в шуйце Богоматери – веретено и пурпур, как и на мозаике XII в. Киевского собора святой Софии, а также на иконах Благовещения в Синайском монастыре (XII в.) и Дионисия (ок. 1500 г.). Особое понимание получил момент смерти Христа в Евангелии: Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась на-двое, сверху до низу (Мф. 27: 50, 51). Завеса не просто отделяла, закрывала от взора алтарь, но сама изображала Христа. Пурпурный – царственный цвет на богородичных иконах (мафорий, сапожки…) подчёркивает и Её происхождение из царского рода Давидова. Поэтому, учитывая все эти образы, можно ввести в композицию очень тонко и пурпурный цвет – нитевидно. Белая лилия – обязательный символ праздника, все остальные по выбору. Зелень желательно использовать светлых тонов и с белыми вкраплениями.


file:///C:/Documents%20and%20Settings/%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%B0/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0%202.%20%D0%94%D0%BB%D1%8F%20%D0%B2%D1%91%D1%80%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B8.%20.%20.doc#_ftnref2
Изменено: Ольга Малова - 04.04.2013 00:56:08
Помощь в составлении цветочного убранства в храме, Практический раздел форума с советами и пояснениями. Внимание! Открыт Почтовый ящик - возможность общения наших гостей на форуме: blagoykrasitelnitsa@yandex.ru для всех ваших вопросов, рекомендаций, советов и пожеланий.
Нарцисс на Благовещение Пресвятой Богородицы.
Помощь в составлении цветочного убранства в храме, Практический раздел форума с советами и пояснениями. Внимание! Открыт Почтовый ящик - возможность общения наших гостей на форуме: blagoykrasitelnitsa@yandex.ru для всех ваших вопросов, рекомендаций, советов и пожеланий.
"Ошибка укоренилась и вводит в смущение"!!! Людмила Александровна! Почему Вы считаете, что голубой (синий) цвет не может доминировать в композиции на праздник Благовещения? Ведь, можно использовать не одну гармонию и не две в этом случае, почему и композиции могут быть самые разнообразные.  О какой ошибке идёт речь? Уставной цвет богослужебных облачений в современных композициях, пожалуй, уже единственное церковное правило, которое может свидетельствовать о том, что благоукрасители хоть как-то стараются приблизиться - смириться перед установлениями в искусстве Церкви. Или каноны церковные для нас ничего не значат? Понятно, что основной цвет праздника может быть, как доминирующим, так и быть компонентом цветовой гармонии при умелом построении точек сжатия - центров, акцентов. Ну, хотя бы знак равенства поставить между двумя вариантами, учитывая для кого-то сложность ситуации! Но отвергать ещё и единственно главное правило, да ещё называть это ошибкой, надо осторожно! Получается, что все жанры искусства в Церкви стараются придерживаться канонов и уставных определений, а "флористам" это необязательно? "Мы сами с усами"? Как режиссеры: "Я так вижу, у меня такие ощущения и т.д.". Конечно, не у всех есть возможность приобрести голубые цветы, но можно в таком случае и белые, и пастельные оттенки использовать, но отвергать голубой цвет, как главный, праздника Благовещения Пресвятой Богородицы?! Не нами это установлено, не нам и изменять! Так ведь, и с другими праздниками можно свои правила установить. И фиолетовые цветы на Воздвижение Животворящего Креста Господня могут быть для кого-то проблемными, тогда, может быть, и в этом случае мы скажем, что использовать фиолетовый цвет, как основной - это ошибка? Я не согласна с Вами. Но  у меня возникла одна мысль - предложение, возможно, кто-то и воспользуется этим образом возрождения и воскресения в Церкви. Мысль возникла, когда увидела на одной из представленных Людмилой Александровной открыток. Я даю репродукцию, поэтому поймёте на какой.  Дело в том, что одним из символичных цветов в Библии является нарцисс, правда в переводе это может быть просто цветок. Блестящая красота Палестинских цветущих растений прославлена Соломоном в его книге "Песнь Песней" (11:1). Нарцисс выступает наравне с лилией.  Нарцисс является символом возрождения (Ис. 35: 1). В христианстве нарцисс стал символом воскресения и возрождения.  Архангел Гавриил с нарциссом в руке изображён в церкви Вознесения Павлово-Посада. В Третьяковке есть картина Я.Ф. Капкова, на которой Архангел Гавриил изображён также с нарциссом. К сожалению, репродукция не передаёт того, что созерцаешь на подлиннике (свечение). Есть примеры изображений нарциссов в церковной живописи (позём), их ещё называют пасхальными лилиями.  Думаю, что при украшении иконы Благовещения можно использовать нарцисс осмысленно с образами Священного Писания и церковного искусства, тем более, что примеров церковных композиций с нарциссами архимало, используют эти нежные цветы, похожие на лилии, крайне редко. Так что, если нет возможности приобрести лилии - используйте нарциссы со смыслом.
Изменено: Ольга Малова - 02.04.2013 20:54:55
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Соглашусь, что и этот вопрос в убранстве Плащаниц, требует от нас, опытных, храмовых цветоукрасителей, проведения детального анализа и более расширенного изучения используемых и предлагаемых практических приемов и средств в настоящее время.
Не буду торопиться высказывать свое мнение: "За" или "Нет", т.к. прежде, хорошо бы еще и услышать от самих исполнителей толкование такой воплощенной, творческой идеи Венка-нимба, да и аргументы или мотивы, взятые ими за основу. Вполне возможно, что в этом монастыре следуют, согласно установленному, внутреннему их Уставу и сохраняют исторически сложившуюся традицию, а быть может, следуют современным изысканиям духа времени, - удивить новизной либо тут затронута совсем иная, экономпроблема. Кто еще кроме авторов сможет нам пояснить?
Ольга Дмитриевна, а есть ли у Вас еще и фотографии в полный размер этих Плащаниц?
Быть может я ошибаюсь, но если внимательно присмотреться к изображениям на фото, то видно и продолжение: что эти обе Плащаницы помещаются, всякий раз, в прозрачный гробик с невысокими, в 10см.,ограничивающими краями и вокруг которого, в плетенных корзинах, дополнительно, расстановлены и еще цветы.
Если же это, общее цветочное убранство не такой полной формы, а лишь украшение на одних нимбах, то пока, могу только отметить, что украшенный цветами нимб у Богородицы на первой фотографии, воспринимается мною еще, как-то естественно, но на второй фотографии, где цветочный венок-кольцо, вокруг главы Спасителя,- вызвало откровенное удивление и мысль сожаления о каком- то "сжатом", экономичном образе того традиционного венка, украшающего Плащаницу Спасителя.

В середине апреля собираюсь в этот монастырь и буду иметь возможность задать вопросы, которые у меня возникли. Только ведь можно находить аргументы в пользу или нет венка-нимба гадательно, вопрос в том, насколько это верно с точки зрения Устава Церкви, что в нём заложено, какой венок? Полный по всей Плащанице или только нимб. Речь здесь не об "эконом-варианте", не о том, что венок без оазиса не испортит Плащаницу, как святыню или произведение искусства и т.д. 
Вопрос принципиальный, какой венок имеет в виду Устав?
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Венки-нимбы в украшении Плащаниц в Успенском женском монастыре г. Александрова Владимирской области навели меня на размышления. В Уставе на Успение Пресвятой Богородицы о венке на Плащаницу не говорится, а на Страстную Пятницу венок возлагается тогда, когда Плащаницу выносят на средину храма. Почему-то представления благоукрасителей, судя по практике, о венке, как о мандорле - овале по всей Плащанице  стали почти традицией. Возможно, мы неправильно понимаем, и речь в Уставе идёт как раз о таком венке-нимбе, как в Успенском монастыре? Подражательный рефлекс не только у детей развит, взрослые также очень часто подражание превращают в традиции. Вот я и задумалась!!! Может быть, сестры Успенского монастыря именно по Уставу всё делают, и в простоте Истина? А нам надо исправляться? Надеюсь, что мы как-то с Божьей помощью разрешим этот вопрос?
Страницы: Пред. 1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 58 След.