Цитата |
---|
татьяна тимофеева пишет:
Разве речь идет отом, что орхидею применяют из-за 1 категории значимости? Я вообще о таком делении не знала. Как указала уважаемая О.Д. Малова, в писании упоминаются только лилии, розы и нарциссы. Вот приоритетные цветы в храмах. Все остальное - традиция, сложившаяся в результате доступного цветочного ассортимента. Когда-то и хризантемы были экзотикой, а уж про гортензии и говорить не стоит. Сейчас возможности выбора цветочного материала гораздо шире, и не страшные торговые представители навязывают нам те или иные цветы. Не перестаю восхищаться красотой и совершенством цветов, как чудом. И хочется принести в дар Господу самые красивые из них. Тех же орхидей имеется столько сортов, что можно найти на любой вкус и случай. Белоснежные фаленопсисы и дендробиумы очень нежны и, на мой взгляд, целомудренны. Достоинства этих цветов совсем не сомнительные. Вот вопрос цены- другое дело. Но с точки зрения ухода и временной стойкости орхидеи себя окупают. |
Цитата |
---|
Ирина Шандровская пишет:
Цитата |
---|
Людмила Бондаренко пишет:
Наш же известный филолог А.Стрижев, в своей работе "Цветы и храм", так коротко и ясно написал в разделе "Цветы и зелень в убранстве храма," на 12 стр.: " Не для храма растения сомнительного достоинства." | Какие цветы пригодны для храма? На этот вопрос можно ответить кратко — все, что красивы и благоуханны. Розы, пионы, ирисы, георгины, гладиолусы, астры, хризантемы, а из дикорастущих — примулы, ландыши, купальницы-жарки, бессмертники-иммортели, золотарники. Пышные цветочные растения либо выращивают в монастырских и церковных оранжереях, либо берут с грунта в садах. Принимаются и приношения от прихожан.
Не для храма растения сомнительного достоинства. Взять, к примеру, багульник, по-другому — рододендрон. Его цветущие ветки испускают тяжелый, пьянящий запах. По этой же причине не подойдут для украшения полынь, пижма, конопля, душистый табак. Не приличествуют святому месту ядовитые растения: чемерица, ясенец, акониты, белена, волчье лыко (дафна). Колючие травы и ветки кустарников вроде боярышника, акации, терновника тоже неуместны в храме. Исключаются из обихода и так называемые колдовские травы, за которыми молва закрепила отрицательный сакральный смысл. Речь идет о дербеннике иволистном, известном как плакун-трава, кувшинке (одолень-трава), кошачьей лапке (нечуй-ветер). Не сочетаются в букете цветы совершенно разных мест произрастания, вроде колокольчиков и георгинов, орхидей и анютиных глазок. |
Чтобы как-то подытожить обсуждение темы, касающейся орхидей, во-первых, мы не должны отклоняться от темы форума и, если говорить о символике растений, то размещать информацию о символике растений в Священном Писании и традициях Русской Православной Церкви, а не о большом наборе символик нехристианских, которые ещё и взаимоисключающие часто по смыслу: у многих народов знак любви - роза, у англичан - незабудка, у китайцев - пион и т.д.; во-вторых, использование растений, которые свыше этого списка (чуть более 100 наименований), как и мнения наши, должны аргументироваться не столько личными ощущениями, сколько наследием святых отцов, а не пространными отсылками в область мирской психологии. Надо понимать разницу между растениями, которые были в Раю до грехопадения, с тем растительным миром, который мы наблюдаем сегодня. А храм - это Райский сад, в котором не может быть терниев и растений "сомнительных". О различии райских - небесных растительных красот (и человека!) и земных почитайте у свт Василия Великого, прп. Варсонофия Оптинского, прп. Ефрема Сирина. Митрополит Макарий расскажет о том, как изменился мир после грехопадения, поэтому и выделяет ядовитость растений, Священное Писание рассказывает о терниях, как о символе греха, сюда же относятся растения-хищники и паразиты, представителем которых является, например, орхидея. О каких "колдовских" растениях написал Александр Стрижев, он не уточняет, часто люди сами наделяют такими свойствами невинные растения, на этот вопрос могут ответить только святые отцы. Скорее всего, эти растения лишь орудие-символ в руках тех, кто дружит с лукавым. Если не читать святых отцов, то со своими личными мнениями можно далеко зайти, что мы и наблюдаем сегодня в храмах. Если цветосложению в храме можно научить за две недели, как рекламируют в интернете, то тут, конечно, можно руководствоваться только личными мнениями, даже кратко ввести в курс богословия растений за такой срок невозможно. О каком образном церковном мышлении можно говорить, если процесс познания Православия у художников цветосложения не будет постоянным, в том числе и через чтение православной литературы, да и не будет страха Божьего, а только смелость и самость. Но самое главное, с чего необходимо начать, так это с определения понятий красоты и красивости в миру, и то, как это понимается в Церкви и её искусстве: что такое Божественная красота? "Сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? На вопрос об орхидеях должны дать ответ авторитетные богословы, которые занимаются вопросами богословия растений.
[RIGHT]
Красота – одно из центральных понятий не только философской и эстетической мысли, но и богословия.[/RIGHT][RIGHT]Митрополит Иларион (Алфеев)[/RIGHT]
В.К. Невярович
Красивость и красота
Красивость – это броскость тела,
Очарование лица,
Наряд, подобранный умело,
И ухищренья без конца.
Красивость дарит наслажденье,
Она прелестных чувств магнит,
И, как гипноз, привороженье,
Чарует душу и пленит,
Нам мнится облик Афродиты,
Иль Аполлона чудный стан,
Красивость часто знаменита,
Но редко страх ей Божий дан.
И обнажаются модели,
Актёры в том не отстают,
Легко красивость на панели
Совместно с телом продают.
Торгуют ею, как товаром,
(Коль спрос велик и есть что дать),
Но, в сущности, красивость даром
Возвышенным нельзя назвать!
Красивость больше от природы,
Обманчив часто внешний вид,
И мудро говорят в народе:
«Не всё то злато, что блестит!»
Не всё красивое достойно
Своей же маски-красоты,
И могут крайне непристойно
Вдруг вспыхнуть мерзкие черты.
Продажность, лживость и коварство
Иль пустота, притворный взгляд,
Красивость – вовсе не лекарство,
А чаще – смертоносный яд!
Вот красота – иное дело,
Она не только вид лица
Иль грациозность, стройность тела,
Но добролюбье без конца.
[RIGHT]
[/RIGHT]
Она и в измождённой плоти,
И в дряхлом теле хороша,
Прекрасна, точно песнь в полёте,
В ней исцеляется душа.
Она божественна и свята,
Мудра и вместе с тем проста,
Любовью Божией богата,
Вся бескорыстна и чиста.
Пленяет разум наш красивость,
К ней устремляются мечты,
И, попирая справедливость,
Проходим мимо красоты,
Она, как Золушка гонима,
Предпочитаем злату медь,
Но красота непобедима,
Ей гимны вечно будут петь!
1998 г.
Красота земная только в большей или меньшей степени отражает первоисточник, она замутнённый образ истинной Красоты: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно" (1 Кор. 13: 12).