Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 58 След.
Наши поздравления в Гостиной форума!, - с церковными праздниками, именинников, с Днем рождения и по различным житейским и трудовым поводам за поощрения и награды, за трудовые достижения и т.п.
С праздником прославления Преподобного Серафима Саровского! Как только встретили святые мощи и внесли их в храм, то начался дождь, словно он медлил и ждал этого. Богослужение ночное, ночь необыкновенная, тёплая и тихая. Фото, к сожалению, некачественные.
Гостиная форума "Цветы и храм" - приглашает! Добро пожаловать!, Делимся впечатлениями, мнениями, анонсами предстоящих событий, общаемся и прочее, прочее разное и разнообразное и сопутствующее в работе, даже улыбкой!)
Дорогие сестры, прочитав последние материалы, возникли те же мысли.
 Как хорошо, что есть возможность общения.
Как-то наш Владыка Евлогий в своей проповеди спросил: "Что главное для нас, христиан?" и ответил: "Общение".
 На праздник Казанской иконы Божией Матери была в Дивееве. На этот раз пять человек украшали уже два собора, помогли паломники. Исполнялся проект О.М. Тимоховой, а она учла пожелания сестёр. Да, так бывает нередко в нашем послушании, что выполняем пожелания... Сподобилась украсить храмовую икону Казанского собора, праздничную для Троицкого (как и мечтала), круг на хорос  (два раза переделывали технику, а, когда сделали, оказалось, что не тот круг, не того диаметра - сутки потеряли, но спокойно всё переделали), гирлянды на Царских вратах.
 Фотографии не было никакой возможности сделать, только рабочие моменты - храмы полные, несмотря на то, что фотоаппарат хорошо работал, а на Троицу заклинило. Обещали прислать.
Место особенное, мысли материализуются. Шла по Канавке и подумала о том, чтобы хоть одну крыжовинку съесть - спелые такие ягодки, так в трапезной получила целых пять (монахиня незнакомая принесла), можно было бы и побольше взять, да постеснялась, я же одну попросила.
  Когда на Троицу приехали в Дивеево ночью, я вышла из машины, и у меня в голове заиграла музыка "Над небом голубым есть город золотой", я никогда не была поклонницей Б. Гребенщикова, что называется, краем уха только слышала, что эта песня про Рай.
 Приехала домой, прочитала все материалы об этом, внимательно прочитала (оказывается есть авторы, поэт эмигрировал, а композитор скрывал своё авторство), строки проникают в глубину души...
Действительно, там Рай, там Богородица, где горит Звезда - наш Господь Спаситель Иисус Христос. Трогательные строки о Евангелисте Иоанне Богослове: Третье – золотой орёл небесный,
Чей там светел взор незабываемый. А участвовать в украшении могут все желающие.

Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И яркою стеной.
 
А в городе том сад,
Всё травы да цветы.
Гуляют там животные
Невиданной красы.
 
Одно как рыжий огнегривый лев,
Другое – вол, исполненный очей,
Третье – золотой орел небесный
Чей там светел взор незабываемый.
 
А в небе голубом
Горит одна звезда,
Она твоя, о Ангел мой,
Она всегда твоя.
Кто любит, тот любим
Кто светел тот и свят.
Пускай ведёт звезда твоя
Дорогой в дивный сад.
 
Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

А. Волохонский. Рай
Гостиная форума "Цветы и храм" - приглашает! Добро пожаловать!, Делимся впечатлениями, мнениями, анонсами предстоящих событий, общаемся и прочее, прочее разное и разнообразное и сопутствующее в работе, даже улыбкой!)
Николай, от Вашей своеобразной подачи наглядного материала  в посте #76 от 15.06.13г. темы Фотоальбом как накопитель обзорной информации о цветочных , событийных работах, кем-то и когда-то составленных или где-то увиденных. будет много пользы для начинающих благоукрасителей.
 По страницам не так удобно искать практические примеры, но это не умаляет значимости и текстовых материалов, и общения участников форума. Те более, что чаще всё таки большинство желает посмотреть готовые образцы. Правда, из этого накопительного материала надо бы и отбирать желательные для копирования.
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Пожалуй, главенствующей характеристикой  украшения  живыми цветами в православной традиции является именно цвет, поэтому работе с цветом необходимо уделять внимание в первую очередь. Наша дисциплинированность и смирение перед законом Церкви об уставном богослужебном цвете облачений священнослужителей позволяет соблюсти образ, отражающий  глубину духовной жизни («простота без пестроты») и не допустить ошибок, касающихся ремесла.

Составитель жития Преподобного Сергия Радонежского Епифаний Премудрый выделил главные черты святого:  «Прочая же добродетели его како имам поведати: тихость, кротость, слова млъчание, смирение, безгневие, простота  без пестроты». Все они по сути одна добродетель, более общая в разных формах и степенях её проявления, здесь речь идёт о степенях аскетического смирения. Это не внешняя простоватость, такая простота – дар Божий, следствие внутренней свободы. Пёстрый – разноцветный, пятнистый, рябой, неоднородный. Пёстрый человек – разный, а во всякости возможно и плохое, от которого надо удаляться. Простота «без пестроты», означает её незапятнанность, чистоту, полноту положительную и подготавливает к таинственной глубине Божественного огня и света. 

Простота одобрена Спасителем (будьте… просты как голуби. (Мф. 10: 16)), необходима для обретения Царствия Небесного (Мф. 18: 2, 3) и должна обнаруживаться во всём нашем поведении: жить в простоте и богоугодной искренности (2 Кор. 1: 12), служить ближнему в простоте сердца, боясь Бога (Кол. 3: 22), быть мудрыми на добро и простыми на зло (Рим. 16: 19). Святой Пётр Дамаскин говорит, что, отрешаясь от суеты, можно ощутить духовную реальность только в простоте, до которой надо докапываться, опускаясь всё глубже и глубже и подниматься, взмывая ввысь, Горе. Только  имеющие простоту, соделываются мудрыми через Слово Божие. Цвет в церковной композиции не может быть синтетически сложным (исключается, конечно, образ радуги, когда это подчёркивает ещё форма арки-дуги и присутствует чёткое разделение цветового спектра), но для сочетания с золотом храмовых интерьеров должен быть первозданно чистым. Одна из граней правила: «простота без пестроты» предостерегает  от ошибки в работе с цветовыми гармониями, которая обозначена как крапчатость. Если мы, соблюдая Устав, помним об основном доминирующем цвете, то этой ошибки не допустим, но «во всякости возможно и плохое».

 Даже  учитывая обязательность символики цвета, не следует использовать в цветовой схеме композиции одинаковое количество растений одной окраски – основной цвет должен доминировать на фоне дополнительных не только потому, что это нарушит «каноничность»  церковной аранжировки, но и потому что, при распределении цвета по композиции в равных количествах, создаётся  эффект крапчатости (пестроты, ряби).


 Попробую привести примеры церковных украшений, в которых при создании поверхностей такая рябь проявляется, то есть используются  компоненты в равных количествах, надеюсь, что это не вызовет обид, простите. К сожалению, это очень распространённая ошибка, от которой предостерегает не только церковное искусство, но и мирское. 
Чтобы не допустить подобной ошибки, флористическое искусство кроме  нежелательного использования равного количества цветов разной окраски,  рекомендует создавать именно композиции, а не равномерно-рассредоточенные поверхности, то есть намечать её центр, фокусные точки,  точки сжатия, то есть не создавать "случайное скопление" или "запутанный беспорядок"и т.д.
Изменено: Ольга Малова - 06.11.2013 22:27:36
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
Пришло время, закончила работу над материалом об искусственных цветах и решила поделиться небольшим отрывком с участниками форума, чтобы, наконец, поставить точку, благодаря самым что ни на есть авторитетным источникам. Часть материала уже было размещено, поэтому даю только то, чего не было.

 К сожалению, некоторые современные флористы до сих пор используют горшечные растения и даже это пропагандируют, в том числе и в Интернете. Да что флористы! 
В очень многих современных храмах  можно видеть множество комнатных растений!

 Патриарх Алексий  (Симанский) просил не приносить в храм бумажные цветы, потому что в них нет правды, известно и его отрицательное отношение к горшечным растениям в храме. 
В «Настольной книге священнослужителя» читаем: «Следует избегать украшений икон искусственными цветами, оскорбляющими честь святыни: ”Они предосудительны в церковном обиходе – не потому, что они малоценны, но потому, что заключают в себе ложь”, – говорил Святейший Патриарх Алексий.

 Живые цветы можно ставить или класть у икон, но в умеренном количестве. Не следует ставить в алтаре и храме горшки или кадки с комнатными растениями». [1] Присутствие горшечных растений естественно во всех церковных и монастырских помещениях, но только не в храме. 

Можно предположить, что вопрос о горшечных растениях в интерьере православного храма  – явление лишь современности, так как в храмах до нач. XX в. их просто не было. 
Патриарх Пимен (Извеков) особым указом запрещал приносить в храм искусственные цветы (почитать бы этот указ!). 

В четвёртом томе «Настольной книги священнослужителя» читаем: «Крест может быть украшен венком только из живых цветов», подчёркнуто о живых цветах говорится и в «Богослужебных указаниях» на вынос Плащаницы.

 Седьмой пункт памятки  начинающему священнику гласит: «Дух и учение Церкви воплощаются в храмовом искусстве. Но оно приходит в упадок, если священники и паства не понимают его. Нужно следить, чтобы росписи делали с хороших образцов (советуясь при этом с компетентными лицами), развивать церковно-эстетический вкус прихожан, объясняя им, что аляповатые украшения и бумажные цветы нарушают строгое благолепие храма». 
А протоиерей Алексий Остапов в рекомендациях священнослужителям («Пастырская этика»)[2] пишет: «Уродливая резьба, скульптуры, искусственные цветы… полотенца с бездарными вышивками, низкая по качеству и нецерковная по характеру стенопись… – всё это часто наполняет наши храмы. Вкуса, эстетики порой до обидного мало». 

Но «послевоенные технологии изготовления псевдофлоры не могут, конечно, сравниться с современными. Сейчас иногда и вблизи не отличишь искусственный цветок от натурального. Однако если ложь становится искусней, от этого она не становится правдой. Кому-то может показаться сущей мелочью такой вопрос: каким цветком украсить икону на аналое – живым или бумажным?

 А если нет живых цветов? 
И всё же будем помнить: коль мы неверны в малом, то кто нам доверит большее? В Ветхом Завете муляжи животных на жертвеннике не сжигали. И ныне священник произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносящее…». «И здесь всё определяется подлинностью Таинства Евхаристии».[3] 

В Церкви неизменно действует принцип: где Бог – там жизнь, ибо Он Сам – Жизнь. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20: 38 ».[4] 
«Безусловно недопустимы в храме искусственные цветы и фальшивые украшения. Здесь всё должно быть иным, именно храмовым. Здесь даже воздух иной, напоенный ладаном, струящимся в лучах солнца, проникающих в храм.

 А разве может заменить лампочка свечу или лампаду – эти символы живой молитвы и веры» [Протоиерей Алексий Остапов, профессор].
То есть наличие искусственных (это относится и к стабилизированным) и комнатных растений в православном храме в различных ёмкостях на подоконниках, в нишах, на полу и т.д., а тем более в сочетании с живыми (срезанными) цветами в украшении святынь,  является несоблюдением церковно-богослужебной дисциплины.
Святейший Патриарх Кирилл, как мне сказали, говорил о несоответствии искусственных цветов в православном храме. У меня найти не получилось. Возможно, кто-то из участников поможет нам – найдёт этот материал, чтобы в этом вопросе была поставлена уже окончательная точка. 

[1] Алексий, Патриарх Московский  и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи (1941- 1948. Т. 1. – М., 1948. – С. 104. Настольная книга священнослужителя. Богослужение в Православной Церкви. Часть 1. Глава 2. Церковно-богослужебная дисциплина.
[2]  Алексий Остапов, протоиерей, профессор. Пастырская эстетика. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000;  М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. – 80 с. (Серия «Христианский взгляд»). ISBN 978-5-75330686-9. Автор – Алексий Данилович Остапов, преподаватель Московской Духовной Академии, крестник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). Этот свой краткий труд отец Алексий издал с целью назидания молодых священников: что такое эстетика в применении к пастырской жизни православного священника. 
[3] Успенская Л., Успенский Л. О материалах в церковном искусстве // Ж МП. – 1988. – № 11. –  С. 20.
[4] Кутковой, В.С. Краски мудрости / Виктор Семёнович Кутковой. – М.: Паломник, 2008. – 655 с. –  С. 83.  ISBN 5-88060-149-8. (Книга известного исследователя иконы, опытного иконописца, кандидата философских наук посвящена вопросам возникновения и развития сокровенной символики в священных образах).
Фотогалерея "Цветочные убранства в православных храмах и монастырях, созданные участниками форума", В Фотогалерею, организованную на стенах нашей Гостиной, размещаются работы только участников данного форума. Добро пожаловать !!!
Цитата
Люба пишет:
Ольга Дмитриевна хочу спросить , зелень которая использовалась на паникадило на берёзку не похожа, что за зелень?
В гирляндах туя, аспарагус и папоротник. Берёза только на свечах.
Фотогалерея "Цветочные убранства в православных храмах и монастырях, созданные участниками форума", В Фотогалерею, организованную на стенах нашей Гостиной, размещаются работы только участников данного форума. Добро пожаловать !!!
Цитата
татьяна тимофеева пишет:
Ольга Дмитриевна, спаси Вас Господи за доставленное удовольствие. Проделанная работа вызывает восхищение, как по объему, так и по мастерству исполнения. Расскажите, если возможно, в какой технике выполнялись украшения? На киотах и арках - на оазисе, а гирлянды на хоросе - плетением?
Объём работ очень большой, помогали и паломники, только без знаний и навыков не у всех получалось. Естественно, что и не без искушений: через 25 минут богослужение, а работы ещё много. Ольга Мироновна - профессионал по флористическим  техникам, здесь не только оазис, но и наматывание - гирлянды, клеевая - венцы и крест, использовались и удлинители, и проволока. Очень мне нравится крест, но это уже второй вариант, первый получился не совсем... Особенности интерьера Троицкого собора в том, что паникадило-хорос  низко расположены и как бы являются центром, заполняющим пространство, и сразу приковывают взгляд входящего и, только продвигаясь вперёд. глазу открывается весь интерьер. Свечи сестры поставили очень близко к аналойной иконе, надо было дать воздух. Очень интересный способ Ольга Мироновна нашла для выкладывания орнамента - своеобразный трафарет из проволоки, скреплённый специальными "маркерами" (пластмассовые, используют в электрике), соответствующими по цвету. Праздник Святой Троицы - это тот единственный праздник, когда мы можем позволить себе разноцветье (на Преображение ещё освящаются цветы), да это ещё тот праздник, который имеет несколько вариантов цветовых решений композиций, каждый из которых богословски обоснован и интересен. Вообще, сама по себе орнаментальная техника особенная по организации флористических поверхностей, только при кажущейся простоте, непросто их составлять так, чтобы не были деформированными мотивы, из-за уже заданных форм цветов, небольшая разница в размере цветка или угол уже существенно могут повлиять. Да и богословский анализ о том, какие орнаменты приемлемы, а какие нет, также очень важен. Я недавно закончила эту тему, открыла для себя много нового. Конечно, фотографии не передают всей полноты ощущений. При входе в среднюю часть храма на столбе икона "Всех скорбящих Радость", у которой очень интересный киот - резьба золочённая - расцветающие цветочными гирляндами вазы-потиры. Да и место - особенное, сподобились и причастия, а  ещё и облегчения телесного. Иду собираться к отъезду, навстречу женщина, спрашивает почему я прихрамываю, говорю, что нагрузка на ноги была, а она - давайте посмотрю, а то как Вы украшать-то храмы будете. Я с недоверием, да ещё уезжать уже надо... Вобщем кости она мне вправила (приезжает лечить священников и сестёр - Вера из Самары), теперь земные поклоны могу делать! Слава Богу за всё!
Фотогалерея "Цветочные убранства в православных храмах и монастырях, созданные участниками форума", В Фотогалерею, организованную на стенах нашей Гостиной, размещаются работы только участников данного форума. Добро пожаловать !!!
Простите, надо было в "Фотогалерею".
Фотогалерея "Цветочные убранства в православных храмах и монастырях, созданные участниками форума", В Фотогалерею, организованную на стенах нашей Гостиной, размещаются работы только участников данного форума. Добро пожаловать !!!
Престольный праздник. Троицкий собор. Серафимо-Дивеевский монастырь, 2013 г.
Фотогалерея "Цветочные убранства в православных храмах и монастырях, созданные участниками форума", В Фотогалерею, организованную на стенах нашей Гостиной, размещаются работы только участников данного форума. Добро пожаловать !!!
Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря, 2013 г.
Страницы: Пред. 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 58 След.