Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 След.
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Русское языковое сознание в современном информационно-коммуникативном пространстве»

– Владимирова Татьяна Евгеньевна
профессор Московского государственного университета, д.ф.н.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий расширяет исследовательские горизонты и создает дополнительные возможности для получения среднего и высшего образования. Вместе с тем, использование Интернета приводит к снижению умений и навыков работы с информацией, а избыточность информационных потоков заставляет признать, что «мы тонем в информации, но изголодались по знаниям».
Особую тревогу вызывает возрастающая зависимость от компьютера наших подростков, которые предпочитают реальному общению мир виртуальный с изощренно разработанной технологией манипуляции сознанием. В выступлении предполагается раскрыть психофизиологические последствия компьютерной зависимости школьников (вегетативная симптоматика, головная боль, «панические атаки», суицидальные идеи и др.). В заключение делается вывод о необходимости гуманитарной экспертизы компьютерных программ (для школьников), которые должны учитывать динамику формирования сознания в единстве его бытийной, рефлексивной и духовной составляющих и, следовательно, быть экологичными для подрастающего поколения.

Видео.
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Масс-медиа в контексте развития личности»

– Иннина Наталия Владимировна
сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии МГУ, преподаватель Института им. Иоанна Богослова, психотерапевт

В сообщении будет поставлен вопрос о нахождении адекватного баланса между неизбежностью использования в современной жизни различных медийных технологий и противостоянием их негативным психологическим воздействиям. Эта коллизия будет рассмотрена как на уровне сознания субъекта, так и с учетом бессознательных тенденций и слоев психики. 
Предложена новая схема, позволяющая соотнести полюса активности-пассивности, сознательности-бессознательности личности в восприятии и противостоянии манипулятивным воздействиям масс-медиа.

Видео.
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Гуманитарные ограничения категорий “знак” и “информация”»

– Андрей Лоргус, протоиерей
ректор Института христианской психологии

Ключевые слова: информация, информационное пространство, знак, теория знака, коммуникация, личность, межличностное общение, Я и Ты, другой, диалог, слово.

В выступлении я намерен поднять вопрос о гуманитарной недостаточности категорий знака и информации в проблеме человеческого общения и пространства человеческой культуры. Деперсонализация межличностного пространства, пространства интеллектуального проектирования, пространства культа и культуры – крайне узко, и не позволяет целостно увидеть картину человеческого мира. Теория знака в современном состоянии выглядит редукцией общения, а информационные процессы и области локальными событиями, утрачивающими гуманитарный смысл.

Видео.
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Богословское понимание общения и современные информационно-коммуникативные практики»
– Чурсанов Сергей Александрович
доцент кафедры систематического богословия и патрологии Православного Св.-Тихоновского гуманитарного университета, к.филос.н., к. богословия

Ключевые слова: Общение, личность, пантеизм, индивидуализм, слово, информатизация.

На всём протяжении истории человечества как в философской и антропологической мысли, так и в обыденном сознании человеческое единство выступает в качестве устойчивой ценности. Для христианской антропологии, исходящей из библейских заповедей любви, милосердия и взаимного самоотверженного служения, богословски обоснованное прояснение христианского понимания совершенного единства человеческих личностей составляет особенно актуальную задачу. В богословских построениях таких выдающихся православных авторов XX–XXI веков, как В.Н. Лосский, протоиерей Георгий Флоровский, протопресвитер Иоанн Мейендорф, архимандрит Софроний (Сахаров), протоиерей Думитру Станилое, митрополит Иоанн (Зизиулас) и другие можно выделить четыре ключевых принципа совершенного межличностного общения, следующие из православной триадологии и христологии. Предельно лаконичным образом эти четыре принципа могут быть охарактеризованы как единство в различии, ипостасное начало, природная полнота и свободное дарение. Современные информационно-коммуникативные технологии предоставляют в распоряжения человека новые возможности по углублению межличностного общения в направлениях, соответствующих каждому из названных принципов.
Однако ситуация, сложившаяся в современном постиндустриальном обществе, позволяет констатировать, что наряду с положительными в христианском понимании тенденциями, информационно-коммуникативные технологии привели и к негативным последствиям. Основные направления отхода от христианского восприятия совершенного межчеловеческого общения можно обобщенно назвать пантеистическим и индивидуалистическим. При этом в качестве определяющей характеристики пантеистического видения удобно выделить идею необходимой природной связи человека с разного рода высшими обезличенными ценностями, принципами, законами и целями, неизбежно ведущую к представлениям о детерминированности и стереотипности людей и межчеловеческих отношений. Что касается индивидуалистического мировоззрения, то в христианской антропологии его можно определить через характерную установку на возможно более полное автономное развитие каждого отдельного человека, выражающееся в совершенствовании интеллектуальных, эстетических, волевых, физических и 
любых других качеств обособленной индивидуальной природы. В более широком понимании индивидуалистический образ жизни включает стремление к присвоению власти, символических ценностей и материальных ресурсов, а также к повышению социального статуса. Таким образом, с одной стороны, индивидуалистические установки на взаимное обособление людей как автономных индивидов противостоят пантеистическому мировоззрению, предполагающему поглощение каждого человека некой высшей целостностью, в пределе — безличным абсолютом. Однако, с другой стороны, восприятие человека как существа, исчерпывающегося своей природой, объединяет обе эти крайности. В индивидуалистическом образе мышления каждый человек понимается как индивид, определяемой частными природными характеристиками, в то время как в пантеистических мировоззренческих парадигмах люди оказываются поглощенными обезличенными природными стихиями и энергиями, а также социальными и культурными механизмами и ценностями. Процессы информатизации общества привели к возникновению и развитию новых пантеистическо-индивидуалистических искажений межличностного общения, выражающихся, в частности, в тенденциях к подмене глубинного онтологического общения поверхностным информационным обменом, а также к нарушению целостности человеческой личности, к ее фрагментации, определяемой самой возможностью принятия многообразных информационно-коммуникативных ролей.
В условиях названных антропологических рисков, связанных с современными информационно-коммуникативными технологиями, особую богословскую актуальность приобретает обращение к христианскому пониманию человека как образа Второго Лица Святой Троицы, или Слова (LÒgoj). В самом деле, в святоотеческом богословии человек часто характеризуется как существо словесное (logikÒj). Именно словесность отличает человека от животных и делает для него возможным познание Первого Лица Святой Троицы — Отца через Его Слово. По своей значимости для христианских антропологических моделей выделяются три основных богословских значения слова lÒgoj. Во-первых, в православном богословии слово lÒgoj указывает на глубинный принцип упорядочивания, определяющий целостность чего бы то ни было. В богословском понимании именно Христос как вочеловечившийся Божественный Логос в Своем свободном жертвенном служении, венчающемся Крестным подвигом, Воскресением и Вознесением, собирает христиан и весь сотворенный мир во всем его многообразии воедино и возглавляет его. По образу этой всеохватности Божественного Логоса — Иисуса Христа каждый человек призван в общении с Ним, реализуя названные в настоящих тезисах четыре принципа совершенного общения, задать единый целостный образ существования своей индивидуальной сложной природе, соучаствуя при этом в определении состояния всего сотворенного мира в целом и всех тех информационно-коммуникативных сообществ, в деятельность которых он включается, в частности. Во-вторых, слово lÒgoj носит соотносительный характер, предполагая и произносящего, и воспринимающего. Таким образом, словесность как черта образа Божия делает возможным для человека разумный, целенаправленный, структурированный обращенностью к Богу, логически упорядоченный обмен опытом, идеями, мыслями, планами, навыками и другими содержательными аспектами внутреннего мира. Для богословской антропологии словесность оказывается, поэтому, ключевым средством выражения личностных отношений как в общении человека с Богом, так и в межчеловеческом общении. 
Наконец, в-третьих, слово logikÒj, образованное от слова lÒgoj, указывает на разумность человека. Данная линия понимания образа Божия позволяет подчеркнуть значение актуализации высших мыслительных способностей человека для приближения к совершенному общению с Богом и людьми.


Видео.
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Душа и психика в зеркале современных информационных технологий»

– Братусь Борис Сергеевич
заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ, д.психол.н., заслуженный профессор МГУ, чл.-корр. РАО

В начале сообщения речь пойдет о соотношении понятий «душа» и «психика». Далее будут показаны уровни воздействия современных технологий (телефон, компьютер, ТВ) на функционирование психических и душевных процессов. В заключении намечены пути построения коррекционных методов и приемов противостояния деструктивных воздействиям.

Видео.
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Статус и функция масс-медиа в современном мире»

– Вархотов Тарас Александрович
доцент кафедры Философии и методологии науки МГУ, к.филос.н.

1. Одной из сущностных черт мира, в котором мы живем (под "миром" здесь и далее будет пониматься актуальная социальная действительность, т.е. совокупность объектов и процессов, образующих условия для осуществления человеческой деятельности и распознаваемых в качестве таковых участниками современного общества) – возрастающая степень организационной сложности социальных сетей. Общества современного типа представляют собой городские культуры, тяготеющие к различным мегаполисным формам: многомиллионные сообщества с нарастающим многообразием социальных ролей и практик. При этом число участников 
является базовым условием растущей дифференциации культурных практик – степень сложности культуры зависит от числа актуальных участников системы ее практик, поскольку культура работает на человеческой энергии. Таким образом, растущее число участников социальных сетей обеспечивает им энергию и строительный материал, а нарастающая дифференциация и сложность культурных практик создают новые территории и возможности для участников сети.
2. Эти системы развиваются экстенсивно и тяготеют к компактности из-за растущих издержек на обеспечение сопротивления энтропии: чем обширнее система, тем существеннее издержки на поддержание заданного уровня сложности. Соответственно, наращивание сложности требует растущей компактности, – прежде всего, эффективного хранения и трансляции информации, обеспечивающей наличный уровень дифференциации культурных практик (информация = мера сложности, внутренней организации объекта, – величина, обратная энтропии). "Естественная" инфраструктура информационного обмена – непосредственное межличностное общение (речь) – в больших социальных сетях оказывается слишком медленной и связанной с большими потерями информации в процессе ее ретрансляции. Соответственно, по мере усложнения, социальные системы создают специальные средства хранения информации (библиотеки, школы, мастерские и т.п.) и стремятся повысить пространственную компактность для увеличения скорости информационного обмена и сокращения информационных потерь.
3. Изобретение различных средств технического воспроизводства носителей информации (от печатного станка до кинокамеры и т.д.) создало условия для выделения функции управления информационным обменом на уровне культуры в отдельную подсистему. В XVII в. начинается формирование института СМИ, который приходит к своей протосовремененной форме во второй половине XIX в. В это время в связи с развитием избирательного права, расширением числа участников формирования органов власти, становлением политических партий и электоральных практик возникает устойчивый спрос на "общественное мнение". Система СМИ, обладающая фактической монополией на инфраструктуру системы информационного обмена общества, берет на себя эту роль и, тем самым, превращается в основное средство саморепрезентации (самонаблюдения) современной социальной системы.
4. Появление электронных средств коммуникации (начиная с телеграфа) позволяет преодолеть территориальные ограничения масштаба сетей. Теперь компактность обеспечивается за счет высокой скорости информационного обмена, позволяющей, де факто, пренебречь временными затратами на доставку информации и добиться ситуации, когда, вне зависимости от географического положения участников сети, с точки зрения коммуникативных процессов они вся находятся «рядом». Социальная сеть, оперирующая электронными средствами информационного обмена, по существу не имеет ограничений на число и географическую удаленность 
участников, – по крайней мере, в рамках нашего мира (планета Земля).
5. Появление телевидения и развитие аудиовизуальных носителей в коммуникационной системе современных обществ придает системе СМИ способность не только «сообщать о» действительности, но и непосредственно предъявлять «действительность», - по способу предъявления аудиовизуальные формы близко подобны реальности, данной в чувственном опыте («естественный опыт» человека). Это позволяет расширять «реальность 1» (индивидуальный опыт человека) не за счет работы воображения и теоретических моделей, а за счет «реальности 2» (аудиовизуальных форм коммуникации), по способу данности (и, соответственно, по психофизиологическому эффекту) сходной с «реальность 1» и способной как дополнять, так и подменять собой эту «реальность».
6. Одновременно использование на уровне социальной системы «естественных форм опыта» (телерепортаж) в качестве средств информационного обмена обеспечивает предельное расширение числа потенциальных потребителей информации. Чтение, на которое опирается работа всех архаичных средств общественной коммуникации, представляет собой активную и требующую определенного уровня образования процедуру, а воспроизводство реальности на основании чтения требует активной работы воображения. Столь высокий уровень требования к участникам коммуникации ограничивает как численность, так и эффективность пользователей печатных СМИ и сходных с ними (знако-символических) информационных систем. Переход к аудиовизуальным форматам позволяет снять это ограничение, поскольку пользователь информационных источников этого типа пассивен, и всю работу по производству представлений о действительности за него выполняют соответствующие СМИ – поскольку есть возможность видеть и слышать, представлять и размышлять уже не обязательно, а в некоторых случаях и просто невозможно.
7. Таким образом, в XX в. система СМИ преодолела важный исторический рубеж и из подсистемы, отвечающей за производство преставлений о реальности, превратилась в систему производства в равной мере и реальности (ввиду фактической неразличимости «реальности 1» и «реальности 2»), и индивида. Любая аудиовизуальная форма всегда (в силу наличия визуальной компоненты) содержит точку зрения (в буквальном смысле – позицию, из которой видно то, что видит зритель), неявно, но строго предписываемую аудитории, – таким образом осуществляется позиционирование аудитории в рамках предъявляемой действительности, т.е. поселение человека в мир, существующий посредством СМИ.
8. Ввиду растущей сложности современных социальных сетей большинство существующих в них объектов принципиально недоступны естественному наблюдению. Это в равной мере касается как объектов науки («вселенная», «бозон» и т.п.), так и социальных институтов («государство») и даже, на первый взгляд, вполне досягаемых для индивидуального опыта географических регионов. Объекты, существенные для жизнедеятельности современных социальных систем, слишком велики для индивидуального опыта. Напр., хотя Сирия существует на карте и, в принципе, досягаема для посещения, подавляющее большинство тех, кто переживает по поводу политического кризиса на ближнем востоке, имеет дело с Сирией исключительно как с медийным объектом. Причем посещение страны не способно принципиально изменить эту ситуацию, поскольку «политический кризис» – принципиально ненаблюдаемое в индивидуальном опыте событие, а «Сирия» – огромная территория в сочетании с внушительным набором экономических, политических и иных характеристик, значительная часть которых тоже недоступны естественному наблюдению.
9. Таким образом, та действительность, в которой мы «живём», принципиально недоступна естественному индивидуальному опыту и может быть предъявлена исключительно посредством специальных коммуникативных систем, ориентированных на коллективное участие и коллективное пользование. Никто не обладает полной информацией о социальной системе, но сама система обладает такое информацией, сохраняя и ретранслируя ее посредством коллективных коммуникационных сетей. В результате современные масс-медиа являются основным и по существу единственным средством доступа индивида к действительности. А поскольку мы не способны эффективно различать между условиями познания и условиями существования, то можно сказать, что современная действительность существует посредством СМИ, – другим способом она не дана и не может воспроизводиться.
10. Таким образом, можно выделить три основные функции масс-медиа в обществах современного типа:
– производство реальности посредством конструирования социальных (существенных для жизнедеятельности сетей, - «общественно-значимых») объектов и представлений с опорой на аудиовизуальные форматы коммуникации;
– производство индивида как имплицитно включенную в СМИ «точку зрения» на «реальность» (новый механизм) и как систему установок, навязываемую через институт «общественного мнения» (старый механизм);
– отчуждение, хранение и обобществление (преобразования в общедоступную форму) индивидуальных форм опыта, ценных для социальных систем (пользующихся спросом со стороны других участников сети).
Все три функции получили возможность полноценной реализации в связи с развитием аудиовизуальных форматов коммуникации, позволяющих фиксировать, хранить и воспроизводить (ретранслировать) чистые формы опыта («положения дел»).



Видео.
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Будущее онтологии: Компьютерные универсумы»

– Анисов Александр Михайлович
ведущий научный сотрудник Института философии РАН, д.филос.н., профессор

Аннотация. Предполагается обосновать необходимость перехода от господствующих в современной науке статических моделей мира к динамическим компьютерным моделям универсума.

Ключевые слова: Компьютер, универсум, вычислимость, статика, динамика, движение, уникальность.

1. Основная цель доклада – обосновать необходимость перехода от господствующих в современной науке статических моделей мира к динамическим компьютерным моделям универсума.
2. Центральная проблема состоит в разрыве тех представлений о мире, которые предлагает современное точное естествознание и данными исторических (в широком смысле) наук: геологии, биологии, гражданской истории и т.д. Упомянутый разрыв выражается, прежде всего, в противоречиях между статической и динамической концепциях времени, статическом и динамическом описании движения (зафиксированным ещё апориях Зенона), миром повторяющихся фактов и миром, включающим в себя наряду с ними уникальные события, образующие историю той или иной области реальности.
3. Состояние проблемы, а также тенденции ее развития и возможные последствия.
Статическая модель мира хорошо «схватывается» метафорой Книга Природы (Г. Галилей и др.). Эта модель не оставалась неизменной и эволюционировала от первоначальных попыток вместить реальность в механическую картину до вполне современных и принятых в науке геометрических моделей мира (например, неевклидово пространство-время теории относительности). В последнее время, однако, намечается тенденция, которую можно выразить метафорой Компьютер Природы.
Есть своего рода закономерность в том, что возникает потребность в отказе от геометризированной картины мира и переходе к принципиально иным представлениям. Подобная смена господствующих форм моделей в истории науки происходила не раз, затрагивая то локальные части материка научных знаний, то захватывая его чуть ли не целиком. Так, всем известна роль механических моделей в науке в эпоху торжества классической механики. Даже человека пытались описать и понять в механических терминах. Новые времена приводили к появлению моделей новых типов, при этом старые зачастую теряли господствующее значение (как и про-
изошло с механическими моделями).
Однако иногда некоторые типы моделей обнаруживали поразительную устойчивость на протяжении нескольких столетий. Сказанное в полной мере относится к геометрическим структурам, которые начиная с Нового времени служили и служат до сих пор практически единственным средством моделирования универсума в науке. Лишь в последние десятилетия в связи с осмыслением тех интеллектуальных изменений, которые принесла с собой компьютерная революция, начинают появляться ростки негеометрических идей в описании физической реальности. Однако не стоит преувеличивать их значение: реальных угроз господствующей 
геометрической парадигме в точном естествознании они пока не представляют.
Наиболее удобными для компьютерного моделирования отдельных физических явлений и даже всего физического универсума оказались так называемые клеточные автоматы. 
Проблема, однако, в том, что порождаемый клеточными автоматами класс вычислимых функций оказывается совпадающим с классом функций, вычислимых по Тьюрингу. Тем самым понятия вычислимости на клеточных автоматах и вычислимости на машинах Тьюринга являются эквивалентными.
Между тем, вычислимости по Тьюрингу (и, соответственно, вычислимости на клеточных автоматах) присущ ряд фундаментальных ограничений, затрудняющих или делающих вообще невозможным построение адекватных моделей динамически развивающейся объективной реальности. Отметим среди них ограничения по памяти и ограничения на порядковые типы вычислительных процессов.
Предпринимаются усилия по созданию обобщённых теорий вычислимости, которые оказываются свободными от некоторых из названных ограничений. К их числу относится, например, теория α–рекурсии, позволяющая выходить за границы натурального ряда ω и вычислять до допустимого ординала  α > ω , или теория машин Тьюринга, способных вычислять за трансфинитное время. Пока эти и им подобные обобщения находятся вне рамок задачи построения компьютерных моделей универсума, но, возможно, это временное положение дел и будущие усовершенствованные теории обобщённой вычислимости окажутся более адекватными для этой цели.
4. Пути решения проблемы, предлагаемые автором. Имеющиеся обобщённые теории вычислимости трудны для понимания и сложны технически. Данное обстоятельство исключает их плодотворные приложения к анализу философских проблем, если мы признаем стремление к ясности и (относительной) простоте решений обязательным в области философии. Кроме того (и это главное), эти обобщения исходят из стремления получить аналог обычной теории вычислимости, и в этой связи упор делается на обобщение идеи эффективности. Между тем, суть дела состоит в том, что не всякое обобщение идеи вычислимости удовлетворительно с концептуально-философской точки зрения. Мир, в котором мы существуем, является совокупностью разного рода процессов, большинство из которых трудно отнести к эффективно организованным. В подтверждение сказанного достаточно вспомнить о феномене, как правило, ускользающем от внимания представителей компьютерных наук. Речь идет об истории, фундаментальной особенностью которой, часто некритически принимаемой за определение истории, оказывается отнесенность к прошлому. Но не в нашей власти написать историю будущего. Поэтому мы вынуждены писать историю прошлого, будучи уверенными, однако, что история не дописана, что она продолжится в будущем. У нас нет даже намека на возможность эффективного предсказания исторических фактов будущего в той их целостности, которая образует историческое описание. Имея в арсенале знания законы, многое ли в действительности можно предвидеть? Не очевидно ли, что в реальности основная масса процессов, составляющих историю, находится за пределами требования эффективности описаний? История – это, несомненно, процесс. Но это неэффективный, или, проще говоря, не алгоритмический процесс. Значит, необходима теория неэффективных процессов, которые выходят за границы детерминизма.
Хотелось бы, кроме того, иметь такую теорию неэффективной вычислимости, в которой любой процесс локально вел бы себя как обычный вычислительный процесс: процессы должны состоять из шагов, каждый из которых (если он не первый и не последний) выполняется при условии, что выполнен непосредственно предшествующий шаг, и что выполнение очередного шага вызывает осуществление непосредственно следующего шага. Между тем, в рамках рассматриваемых обобщений понятия вычислимости допустимы, например, процессы, содержащие ω+1 число шагов. В качестве иллюстрации можно привести решение проблемы останова обычной вычислительной машины на обобщенной машине, которое потребует как раз ω+1 шагов. Последний шаг при таком понимании налицо, однако нельзя указать тот конкретный шаг, осуществление которого непосредственно предшествовало выполнению последнего шага.
Автор предлагает в качестве альтернативы построенную им нестандартную теорию индетерминированной вычислимости – ABTC-вычислимости, которую предполагается проиллюстрировать на примере анализа апорий Зенона о движении и проблеме вычислительного моделирования появления новых уникальных событий.
В нынешнем виде теория ABTC-вычислимости, по-видимому, далека от совершенства. И всё-таки это пусть малый, но шаг вперёд в построении возможной будущей онтологии, реализующей метафору Компьютера Природы.

Презентация доклада.


Видео.
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Информация и реальность»

– Катасонов Владимир Николаевич
заведующий кафедрой философии Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. Св.Кирилла и Мефодия, д.филос.н., д. богословия, профессор

Аннотация. В докладе дается критика современной мифологемы информации и обсуждается историко-философская перспектива, в которой возникло это понятие. Существенную роль здесь сыграли теоретико-множественные построения и генеральный проект Г. Кантора, свести все знание к исчислению множеств. В докладе подчеркивается, что стандартный математический континуум есть только модель континуума. В связи с этим делаются выводы об общем кризисе цивилизации.
1. Информация. Мифология информации, научные мифологии вообще.
2. Всякое ли знание информация? Знание: непосредственное («жизненный мир» Э. Гуссерля); научное (новоевропейская теория); информация. Информация, знание, жизнь.
3. Дискретность информации. Кинематографический эффект А. Бергсона. Пифагорейская традиция: все есть число. Но какое число ?
4. Проблема континуума. «Иррациональные числа как миф» (Квайн). Дедекинд, Кантор, Кронекер. Радикальность Канторовского научного проекта. Теория множеств и физика. Теория множеств и искусство. Знание как исчисление (Декарт, Гоббс, Лейбниц). Исчисление как магическое овладение реальностью. 
5. Континуум математики и континуум сознания. Сознание и дух. Бог.
6. Мир науки и мир Божий. Цивилизация как «самоокарауливание». «Выгуливание» человечества на виртуальных пространствах. Наука и цивилизационные фобии. Кризис цивилизации.

Видео.
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Медиаскетизм»

– Соловьев Дмитрий
исследователь, руководитель проектов в компании «Радость понимания»

Аннотация. Медиаскетизм – дисциплина, которая отвечает на вопрос, как аскетические практики могут помочь каждому человеку осознать свои отношения с технологиями и выправить свою повседневную практику использования технологий и информационной сети Интернет.
В докладе дается анализ общепринятого мирового тренда – digitaldetox (явления, когда люди делают перерывы в использовании технологий, ограничивают пользование Интернетом). 
Изучаются вопросы, почему людей постоянно тянет в сеть, как алгоритмы меняют общество и самого человека, как можно объяснить новые чувства, которые испытывают люди в Интернете и при использовании технологий, какие процессы идут в психике человека и как наиболее эффективно жить в современном цифровом мире.
Это презентация появилась, как результат большого исследования, в ходе которого был проанализирован опыт пользователей, цифровых художников, аскетов, и материал медиаисследователей и медиафилософов.

Ключевые слова: аскетизм, медиа, digitaldetox, социальные сети, интернет, технологии.

Повсеместно можно наблюдать сигналы того, что люди устают от постоянного подключения к сети и использования мобильных технологий, и хотели бы сократить частоту или время пользования сетью/технологиями.
Вместе с ростом количества информации у людей развиваются навыки регулирования потребляемой информации. 
Аскетические практики могут помочь каждому человеку осознать свои отношения с технологиями и выправить свою повседневную практику использования технологий и информационной сети Интернет.
Изучает это дисциплина под названием медиаскетизм. Медиааскетика – это образ жизни, характеризующийся пониманием работы средств электронной коммуникации и их разумным использованием.
Цель медиааскетики – научиться разумно существовать в мире современных технологий и медиа. На этом пути человеку приходится сталкиваться с самограничениями, но они только откроют новые возможности.

Презентация доклада.

Видео.
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Российские подростки в информационно-коммуникативном обществе»

– Цымбаленко Сергей Борисович
Президент творческого объединения ЮНПРЕСС, д.пед.н., к.филос.н.

Аннотация. В России сформировалось первое интернет-поколение с новой жизненной и медиасредой. Его характерные особенности: интенсивное реальное и виртуальное общение, коллективный дискурс, глобальное восприятие действительности. Основной задачей медиаобразования становится формирование медиакультуры как умения жить в диалоге с разными поколениями, культурами, цивилизациями.

Ключевые слова: интернет-поколение, межпоколенческий диалог, межличностная коммуникация, медиакультура, медиалидеры.

В подходе к современным научным технологиям преобладают две тенденции: охранительная (стремление защитить от пагубного влияния интернета и других открытых источников) и, в лучшем случае, образовательно-компенсаторская (подготовка детей к работе в современном информационном пространстве). Но киберпространство развивается стремительно, при таком подходе мы вынуждены будем все время догонять эти изменения. Поэтому нужна еще одна система координат: взгляд на проблему, исходя из модели ближайшего будущего. 
Это позволяет сделать изучение тенденций развития подрастающего поколения.
Наше исследование 2012 года обнаруживает, что за последние четыре года сложилось новое, цифровое поколение с иным входом в мир знаний и человеческих отношений. По данным массового опроса (2015 человек 10-17 лет из всех федеральных округов, село, небольшой город, большой город), 93,1% респондентов пользуются интернетом практически ежедневно, независимо от места проживания. Для сравнения: по данным исследовательской группы ЦИРКОН, в 2012 году каждый день или почти каждый день выходили в интернет лишь 37% взрослых с 18 лет и никогда не выходили 46% (в исследуемой группе – 6,6%).
В отличие от нас, современные дети рождаются и живут в условиях интернет-коммуникации. Освоение информации с помощью цифровых технологий происходит раньше, 
чем дети начинают читать и писать – в три-четыре года, часто стихийно, без контроля взрослых. Для современного ребенка это главное, а иногда и единственное средство входа в мир знаний и общения. Образная и виртуальная картина мира преобладает над интеллектуальной. Но образ может быть примитивным комиксом, анимэ, а может вести к глубокому постижению того, что есть мир и общество. Ребенок в своем развитии проходит все исторические этапы информационно-коммуникативных культур, начиная с жеста и аффектированных звуков, но в ускоренном темпе. При этом он может сформироваться медиакультурным, а может остановиться на одной из форм или деградировать к ним. Дети испытывают влияния неоднородного социального окружения, которое сохраняет разнообразные поколенческие медиакультуры (письменную, аудиальную, визуальную, компьютерную, мультимедийную). У ребенка может возникнуть потребность в диалоге с носителями других культур, а может - их отторжение. В этом широком диапазоне происходит развитие юного человека, и это та планка, которая необходима в медиаобразовании.
Существенная особенность цифрового поколения: подростки не просто пользуются, как мы, интернетом, они живут посредством него. Это устойчивая тенденция развития подрастающего поколения для жизнедеятельности в коллективном диалоге как начальной стадии формирования общества коллективного разума (ноосферы). Интернет и в целом информационное пространство являются продолжением, усилением личностного и группового 
социального пространства.
Вторая особенность связана с постоянным расширением информационного и жизненного пространства юных россиян. Интернет-поколение можно охарактеризовать как глобальные дети, у которых неограниченные возможности получения и переработки информации, знаний. 
Глобальность и свобода выбора предоставляют возможность для бесконечного расширения знаний и контактов, но требуют для этого новых качеств и механизмов самоорганизации, самообразования. В новом образовательно-информационном пространстве мы сталкиваемся с информационным парадоксом. Благодаря открытой и всеобъемлющей информации с помощью интернета, дети имеют возможность быть независимыми от взрослых в получении интересующих их сведений. Однако они испытывают потребность в диалоге с авторитетными взрослыми по важным для жизни сведениям и вопросам (родители и учителя занимают третью и четвертую позицию после интернета и сверстников, опережаю средства массовой информации). Достижения выдающихся людей, цивилизаций и человечества, благодаря качественным каналам коммуникации, становятся доступны конкретной личности как психологические орудия и механизмы.
Несостоятельным оказывается миф о том, что интернет уменьшает реальное жизненное пространство. Об этом свидетельствует изучение каналов информации в структуре досуга. Если ранее первую строчку в таблице безоговорочно занимало телевидение (в 1998 году 76,7%, в 2005 году 74,2%), то в 2012 году телевидение уходит на вторую строчку (56,2%), уступая место общению с друзьями (68,5%). Компьютерные игры (47,3%) и обмен информацией по интернету (46,7%) на третьем и четвертом месте, значительно уступая реальному общению. Растёт значимость совместных форм досуга, при этом значимость индивидуальных форм досуга . 
Происходит, вопреки социальным условиям, возрождение коллективистского сознания и установок. Это еще один сигнал движения подрастающего поколения в направлении коллективного разума.
Интернет выходит на первое место как источник значимой информации, постижения реальности, а не ухода от нее. Компьютерные источники, интернет лидируют со значительным опережением – 71%. По-прежнему существенен приоритет межличностных каналов, которые, начиная с 1990-х годов, потеснили средства массовой информации. Живое общение, межличностное взаимодействие с ровесниками и взрослыми, наряду с виртуальным, доминирует, когда подростку нужно что-то понять или принять важное для него решение. Вектор цивилизационного развития с вертикали поколений переходит на равноправное горизонтальное взаимодействие. Межличностное общение у современных подростков является своеобразным «котлом», где переваривается поступающая из разных источников информация: основным фильтром для отбора значимой информации, способом экспертных оценок, придания определенных смыслов информации, порождения новой информации на основе усвоенной индивидуально.
Итак, подрастающее поколение сделало решающий шаг к информационно-коммуникативной цивилизации, где основным фактором и формой прогресса становится межпоколенческое взаимодействие. Подростки с большим опережением стихийно уже живут по модели коллективного интеллекта, используя для принятия решений коммуникацию со сверстниками и взрослыми.
Новая задача медиаобразования: формирование культуры общества и юного поколения как готовности и способности жить и действовать в межпоколенческом диалоге, коллективном дискурсе, и при этом принимать на себя индивидуальную ответственность за те или иные решения, быть субъектом информационного и социального творчества. Информационный хаос, с которым сегодня сталкивается подрастающее поколение, особенно в интернете, определяет перенос акцентов формирования медиакультуры на обучение грамотному поиску информации, ее систематизации, освоение этических правил существования в информационном пространстве.
Вызовы времени предполагают включение в медиаоброзование не только знаний и навыков поиска и переработки информации, но и обучение медиатворчеству. Можно констатировать повышение информационной и социальной активности подрастающего поколения в связи с новыми информационными возможностями. Самодеятельные информационные ресурсы по инициативе и с участием детей и подростков бурно развиваются, принимая форму движения национального масштаба по созданию своего сегмента в информационном пространстве, который способствуют включению подростков во взрослую жизнь с сохранением своей автономной территории, помогает им найти свое место в ней, служат диалогу между поколениями. Человек, уже в юном возрасте проявляющий активность в информационном пространстве, решает проблемы не только в личном психологическом поле, но и становится медиалидером в межличностной коммуникации со сверстниками и даже взрослыми, определяет групповое мнение.
Вызывает опасение то, что новые тенденции и возможности, связанные с цифровыми технологиями, вместо развития сдерживаются из-за панической реакции поколений, выросших в другой культуре. А они имеют законодательную и исполнительскую власть, которую используют на запретительные инициативы. Появление цифрового поколения ставит новые задачи перед российским обществом.

Презентация доклада.


Видео.
Страницы: Пред. 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 След.