Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1 2 3 4 5 След.
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Для создания гармоничных цветочных украшений у икон в храме, цветоукрасителям просто необходимо учитывать   в своей творческой работе  не только цвета богослужебных облачений и символику, но ориентироваться и   хорошо  знать существующие в искусстве законы цветосочетаний. О чем будем вести разговор в этой теме.

Мир участникам и гостям форума и доброго здоровья!
Очень много полезного и неизвестного удалось за последний короткий промежуток времени узнать.
Спаси Господь!
Вчера в инете повстречался материал о цветах богослужебных облачений и о символике цветов. Об этом уже много сказано, но может и он окажется нужным и привнесет свою пользу в наше обсуждение.
Цвета богослужебных облачений. Символика цветов.
http://liturgy.ru/docs/
и
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/noauthor5/201.html
Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов:
белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный.

Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или "света", как его точно называли в древности, также имеют глубоко символическое значение.То же самое относится к настенным росписям, убранству' храмов. Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики цвета.
Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.

 1. Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений - золотой (желтый), всех оттенков.
   2. Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений - голубой и белый.
   3. Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений - фиолетовый или темно-красный.
   4. Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений - красный. (В Великий четверг цвет облачений - темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле - белая пелена.)
   5. Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений - зеленый. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святаго Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков.
   6. В период постов цвет облачений - темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни - темный с золотой или цветной отделкой.
Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.
Изменено: Ольга Исаковская - 30.08.2014 13:49:08
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно - монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в "багряны ризы" - в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1725г. для участия в похоронах Петра I. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.
В каноне богослужебных облачений нет "своего места" у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен. Этот цвет очень тонкий, и не всякий глаз воспринимает его правильно. Будучи соединением красного и желтого цветов, оранжевый цвет в тканях практически постоянно скользит:
с оттенком в сторону желтого он воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного - как красный. Такая неустойчивость оранжевого цвета: лишила его возможности занять определенное место в ряду общепринятых цветов для облачений. Но практически он часто встречается в церковных ризах, которые считаются либо желтыми, либо красными.


Если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно заметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет, как символ света, все семь цветов спектра солнечного света и черный цвет.
Церковная литургическая литература хранит полное молчание о символике цветов. Иконописные "лицевые подлинники"указывают, какого цвета одеяния следует писать на иконах того или иного святого лица, но не объясняют почему. В связи с этим "расшифровка" символического значения цветов в Церкви довольно затруднительна. Однако некоторые указания Священного Писания, Ветхого и Нового Заветов, толкования Иоанна Дамаскина, Софрония Иерусалимского, Симеона Солунского, творения, которые связаны с именем Дионисия Ареопагита, некоторые замечания в деяниях Вселенских и Поместных Соборов дают возможность установить ключевые принципы расшифровки цветовой символики. Помогают этому и труды современных светских ученых. Много ценных указаний по данному предмету содержится в статье нашего отечественного ученого В. В. Бычкова "Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве" (Вопросы истории и теории эстетики". Изд. МГУ, 1975, с. 129 - 145.). Автор основывает свои выводы на данных истории, археологии и толкованиях вышеуказанных учителей Церкви. На иных источниках строит свою работу Н. Б. Бахилина (Н. Б. Бахилина. История цветообозначений в русском языке. М., "Наука", 1975.). Материалом для ее книги служит русский язык в памятниках письменности и фольклора от XI в. вплоть до современности. Замечания о символическом значении цветов у этого автора не противоречат суждениям Бычкова, а в ряде случаев прямо подтверждают их. Оба автора ссылаются на обширную научно-исследовательскую литературу.
Изменено: Ольга Исаковская - 28.11.2012 17:10:24
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Предлагаемая ниже трактовка основных значений цветов в церковной символике дается с учетом современных научных исследований в этой области.
В сложившемся каноне церковных богослужебных облачений мы по существу имеем два явления - белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит (или на которые он разлагается), и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства. (Н. Б. Бахилина в указанной книге отмечает, что в сознании русских людей с глубокой древности черный цвет имел два разных символических значения. Он, в противоположность белому, означал нечто принадлежащее к "темным силам", "сонмищу бесов", смерти в одном своем смысле и монашескую одежду как знак смирения и покаяния - в другом (с. 29-31).)


Спектр солнечного света - это цвета радуги. Семицветная радуга составляет и основу цветовой гаммы древних икон. Радуга, это поразительное по красоте своей явление, была представлена Богом Ною как знамение "завета вечного между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле" (Быт. 9, 16). Радуга, подобно дуге или мосту, переброшенным между некими двумя берегами или краями, означает и связь между Ветхим и Новым Заветами и "мост" между жизнью временной и вечной в Царстве Небесном.:



Эта связь (в обоих смысловых значениях) осуществляется Христом и во Христе как Ходатае за весь род человеческий, дабы он более не был истребляем волнами потопа, но обретал бы спасение в Воплотившемся Сыне Божием. С этой точки зрения радуга есть не что иное, как образ сияния славы Господа Иисуса Христа. В Откровении апостол Иоанн Богослов видит Господа Вседержителя, Сидящего на престоле, "и вокруг престола радуга" (Откр. 4, 3). В другом месте он видит "Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга" (Откр. 10, 1). Евангелист Марк, описывая Преображение Господне, говорит, что "одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег" (Мк. 9, 3). А снег при ярком блистании на солнце дает, как известно, именно радужные переливы.
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Последнее особенно важно отметить, потому что в церковной символике белый цвет - не просто один из многих других цветов, он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета.
Внешний, вещественный, земной свет всегда рассматривался Церковью лишь как образ и знамение невещественного Божественного света. В самом деле, если нет и не может быть ничего внешнего, что не было бы явлением в видимом веществе невидимого, духовного, то свет и составляющая его цветовая гамма должны содержать в себе отображения определенных Божественных истин и явлений, быть образами тех цветов, которые в области небесного бытия присущи определенным духовным явлениям и лицам. Откровение Иоанна Богослова изобилует поразительным множеством цветовых подробностей. Отметим главные. Святые и ангелы в области небесной жизни облачены в белые ризы Божественного света, в такие же светлые одежды облачена "жена Агнца" - Церковь. Этот общий для Божественной святости свет как бы раскрывается в многоцветии радуги, и в сиянии вокруг престола Вседержителя, и в блеске различных драгоценных каменьев и золота, из которых состоит "Новый Иерусалим", духовно также означающий Церковь - "жену Агнца". Господь Иисус Христос является то в подире (ветхозаветное облачение первосвященника, которое у Аарона было голубым), то в одеянии цвета крови (красном), что соответствует пролитию крови Сына Божия за спасение человеческого рода и тому, что Господь Иисус Христос постоянно питает Кровию Своей Церковь в таинстве Причащения. Ангелы опоясаны по персям золотыми поясами, на главах Христа и окружающих Его старцев-священников Тайнозритель видит золотые венцы.


Золото благодаря своему солнечному блеску является в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый цвет. Оно имеет и особое смысловое значение - царственной славы, достоинства, богатства. Впрочем, это символическое значение золота духовно объединяется с его первым значением как образа "Божественного света", "Солнца правды" и "Света миру". Господь Иисус Христос есть "Свет от Света" (Бога Отца), так что понятия царственного достоинства Небесного Царя и присущего Ему Божественного света объединяются на уровне представления о Едином в Троице Боге, Творце и Вседержителе.
В. В. Бычков в указанной статье пишет об этом так: "Свет играл важную роль практически на любом уровне восточно-христианской культуры. Весь мистический путь "познания" первопричины в той или иной форме был связан с созерцанием в себе "Божественного света". "Преображенный" человек мыслился как "просветленный". Свет, освещение, возжигание различных светильников и свечей в определенные моменты службы, светильничные мотивы - все это имело большое значение в структуре богослужения - литургическом пути приобщения к высшему знанию. "Канон утрени" завершался восклицанием предстоятеля: "Слава Тебе, показавшему нам свет!". Имелся в виду и свет солнца (восход), и свет истины, ибо Иисус Сам сказал о Себе: "Я свет миру" (Ин. 9, 5). Поэтому и золото - устойчивый символ истины".
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Тот же В. В. Бычков подмечает и подчеркивает, что в иконописи Божественный свет символизировался не только золотом, но и белым цветом, который означает сияние вечной жизни и чистоты (Аналогичное смысловое значение слова "белый" в древнерусском языке отмечает и Н. Б. Бахилина (с. 25).) в противоположность черному цвету ада, смерти, духовной тьмы. Поэтому в иконописи чернотой закрашивались только изображения пещеры, где в белых пеленах покоится Родившийся Богомладенец, гроба, из которого в белых пеленах выходит воскресший Лазарь, отверстие ада, из глубины которого изводятся Воскресшим Христом праведники (тоже в белых пеленах). А когда на иконах нужно было изобразить нечто, имеющее в обыденной земной жизни черный цвет, то старались этот цвет заменить каким-нибудь другим. Например, черных коней рисовали синими;
Следует заметить, что по аналогичной причине в древней иконописи старались избегать и коричневого цвета, ибо он является по существу цветом "земли" и грязи. И когда на старинных иконах мы встречаем иной раз коричневый цвет, то можно думать, что живописец все же имел в виду темно-желтый, охристый цвет, стремился передать некую телесность, но не земную, поврежденную грехом.


Что же касается чистого желтого цвета, то в иконописи и богослужебных облачениях он является преимущественно синонимом, образом золота, но сам по себе, непосредственно не заменяет белый цвет, как может заменять его золото.
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
В радуге красок есть три самостоятельных цвета, от которых обычно образуются остальные четыре. Это - красный, желтый и голубой (синий). Имеются в виду красители, которыми обыкновенно пользовались в старину при иконописании, а также красители, наиболее распространенные в обиходе современных живописцев, "обычные". Ибо многие современные химические красители могут давать при сочетании совсем другие, неожиданные эффекты. При наличии "старинных" или "обычных" красителей художник может, имея красную, желтую и голубую краски, получить путем их сочетания зеленую, фиолетовую, оранжевую, синюю. Если же у него нет красной, желтой и голубой красок, он не может получить их путем смешения красок других цветов. Подобные же цветовые эффекты получаются при смешении излучений различных цветов спектра с помощью современных приборов - колориметров.
Таким образом, семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, - шести дням творения мира и седьмому - дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию;
семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.
"Бог есть любовь", явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца.
Сын Божий есть "сияние славы Отчей", "Царь мира", "Архиерей грядущих благ". Этим понятиям более всего соответствует цвет золота (желтый) - цвет царского и архиерейского достоинства.
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Ипостаси Духа Святого хорошо соответствует голубой цвет неба, извечно льющего дары Духа Святого и Его благодати. Небо вещественное есть отображение Неба духовного - невещественной области небесного бытия. Дух Святой и называется Царем Небесным.
Лица Святой Троицы едины в Существе Своем, так что, по учению Православной Церкви, Сын - в Отце и Духе, Отец - в Сыне и Духе, Дух - в Отце и Сыне. Поэтому если принимать цвета в качестве символов Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества. Все промыслительные действия Божии содержат в себе участие всех Лиц Троицы. Но есть Божественные акты, в которых преимущественно прославляются или Бог Отец, или Бог Сын, или Бог Дух Святой. Так, в Ветхом Завете заметней всего слава Бога Отца - Творца и Промыслителя мира. В земной жизни и крестном подвиге Иисуса Христа прославлен Бог Сын. В Пятидесятнице и последующем излиянии благодати в Церкви прославляется Утешитель, Дух Истины.
Соответственно этому красный цвет может выражать преимущественно представления о Боге Отце, золотой (желтый) - о Боге Сыне, голубой (синий) - о Боге Духе Святом. Указанные цвета, конечно, могут обладать и обладают также особыми, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, настенной росписи, орнамента. Но и в этих случаях не следует при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трех основных, непроизводных цветов. Это дает возможность истолковать смысл церковных облачений.


Праздник праздников - Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.
Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.
Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева - избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием - ив Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность. Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Но на иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь является Царицей Небесной.
Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, - Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, "Господа животворящего". Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.


Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра - красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний" (Откр. 22, 13).
Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.
Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу "всем сердцем и всею душею" (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике-это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.
Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.


Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.
Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.
ЛИТЕРАТУРА
   1. Большой Успенский собор в Москве. М., 1896.
   2. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1913.
   3. Васильев А. Андрей Рублев и Григорий Палама. "ЖМП", 1960, N 10.
   4. Архиеп. Вениамин. Новая скрижаль. Изд. 12-е. СПб., 1859.
   5. Голубинский Е. История Русской Церкви. М., 1881.
   6. Дмитриевский А. Ставленник. Киев, 1904.
   7. Прот. Ермолатий Н. Конспект по Церковному Уставу для 1-го класса Волынской духовной семинарии,1958.
   8. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. СПб., Изд. И, Л. Тузова, 1896.
   9. Книга Правил. М., 1886.
  10. Митрополит Макарий. История Русской Церкви, т. II, Изд. 3-е. СПб., 1889.
  11. Миронов А. М. История христианского искусства. Казань, 1914.
  12. Нестеровский Е. Литургика, ч. I. М., 1909.
  13. Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. Изд. 7-е. СПб., 1907.
  14. Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, т. II. СПб., 1856.
  15. Покровский Н. В. Церковная археология в связи с историею христианского искусства. Пг., 1916.
  16. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд. П. Сойкина. СПб., 1912.
  17. Прот. Рудаков А. Краткое учение о богослужении Православной Церкви. Изд. 41-е. СПб., 1913.
  18. Служебник.
  19. Соколов Д. Краткое учение о богослужении Православной Церкви.
  20. Типикон.
  21. Требник, ч. I, II.
  22. Троице-Сергиева Лавра. М., 1968.
  23. Успенский Л. Смысл и язык икон. "ЖМП", 1955, NN 6, 7.
  24. Успенский Л. Храм, его символика и значение в жизни христианина. "ЖМП", 1953, N 11.
  25. Свящ. Флоренский П. Иконостас. Богословские труды, N 9. М., 1972.
  26. Свящ. Флоренский П. Экклезиоло-гические материалы. Богословские труды, N 12. М., 1974.
  27. Церковный Устав. Конспект для 1-го класса Московской духовной семинарии.
  28. Иванов В. Таинства Агнца. "Московский Патриархат 1917 - 1977 гг.". М., 1978, ее. 68-79.
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Ольга Исаковская пишет:

ЛИТЕРАТУРА
1. Большой Успенский собор в Москве. М., 1896.
2. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1913.
3. Васильев А. Андрей Рублев и Григорий Палама. "ЖМП", 1960, N 10.
4. Архиеп. Вениамин. Новая скрижаль. Изд. 12-е. СПб., 1859.
5. Голубинский Е. История Русской Церкви. М., 1881.
6. Дмитриевский А. Ставленник. Киев, 1904.
7. Прот. Ермолатий Н. Конспект по Церковному Уставу для 1-го класса Волынской духовной семинарии,1958.
8. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. СПб., Изд. И, Л. Тузова, 1896.
9. Книга Правил. М., 1886.
10. Митрополит Макарий. История Русской Церкви, т. II, Изд. 3-е. СПб., 1889.
11. Миронов А. М. История христианского искусства. Казань, 1914.
12. Нестеровский Е. Литургика, ч. I. М., 1909.
13. Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. Изд. 7-е. СПб., 1907.
14. Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, т. II. СПб., 1856.
15. Покровский Н. В. Церковная археология в связи с историею христианского искусства. Пг., 1916.
16. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд. П. Сойкина. СПб., 1912.
17. Прот. Рудаков А. Краткое учение о богослужении Православной Церкви. Изд. 41-е. СПб., 1913.
18. Служебник.
19. Соколов Д. Краткое учение о богослужении Православной Церкви.
20. Типикон.
21. Требник, ч. I, II.
22. Троице-Сергиева Лавра. М., 1968.
23. Успенский Л. Смысл и язык икон. "ЖМП", 1955, NN 6, 7.
24. Успенский Л. Храм, его символика и значение в жизни христианина. "ЖМП", 1953, N 11.
25. Свящ. Флоренский П. Иконостас. Богословские труды, N 9. М., 1972.
26. Свящ. Флоренский П. Экклезиоло-гические материалы. Богословские труды, N 12. М., 1974.
27. Церковный Устав. Конспект для 1-го класса Московской духовной семинарии.
28. Иванов В. Таинства Агнца. "Московский Патриархат 1917 - 1977 гг.". М., 1978, ее. 68-79.
Ольга, у меня к Вам вопрос: "Этот список литературы Вы рекомендуете с какой целью? Он является продолжением темы о значении цвета?" Если так, то в данном случае надо было дать страницы, на которых имеется материал по данной теме. Поскольку многие из приведённых в списке мною прочитаны, найти эту информацию довольно сложно, в подавляющем большинстве совсем её, как отдельной темы, нет. Если это список для чтения аранжировщику цветов, то он сумбурный, так как не выделены темы, но, главное то, что источники являются раритетами по времени выпуска. Конечно, "Настольная книга...", "Иконостас" отца Павла Флоренского, "Новая скрижаль", книги Н.В. Покровского, Л. Успенского и др. переиздавались, поэтому, если приводить библиографию,то для удобства необходимо рекомендовать современные издания. И ещё, многие из приведённых непериодических изданий рассчитаны на подготовленного читателя, а алгоритм чтения предполагает путь "от простого к сложному". Что касается периодических изданий, то это раритет вдвойне, ЖМП за 50-е годы можно найти, если только в духовных учебных заведениях, у меня есть с 1948 г., но это наследие дедушки. Поэтому воспользоваться приведённой рекомендательной библиографией довольно сложно. Это небольшая консультация  специалиста, так как я - библиограф, и дипломная работа посвящена критериям отбора и систематизации православной литературы. Интернет также не всегда помощник в поиске материалов приведённых годов выпуска, да и чтение с монитора в больших объёмах нежелательно, а распечатка  может быть ограниченной.
Что касается значения цвета в христианском искусстве, то самая популярная информация -  это статья, материалами которой Вы воспользовались:Бычков, В.В. Эстетическое значение цвета в восточно-христианском искусстве / В.В. Бычков // Вопросы истории и теории эстетики.  - М.: Издательство Московского университета, 1975. - С. 129-145. Настольную книгу священнослужителя найти будет нетрудно, материалы которой также есть в приведённой информации. Также есть материал в учебнике: Языкова, И.К. Богословие иконы / И.К. Языкова. - М.: изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. - 207 с.: 16 л. вкл. Желательно прочитать: Трубецкой, Е., князь. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках; Два мира в древне-русской иконописи; Россия в её иконе / Е. Трубецкой. - Новосибирск: Сибирь XXI в., 1991. - 111 с. Эти книги неоднократно переиздавались и их легко найти. Художнику цветов желательно познакомиться и с очень известным изданием, материалы которого изучают на курсах флористического дизайна: Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен; пер. с нем. и предисл. Л. Монаховой. - 3 изд. - М.: Д. Аронов, 2004. - 96с.: ил. ISBN 5-94056-008-3.
В работе с цветом важно соединить символику цвета в Церкви с законами гармоний больших и малых контрастов, об этом можно поговорить дополнительно.
Что касается символики цвета облачений священнослужителей, то есть основного - доминирующего цвета в цветочных композициях, то могу дополнить: Цвет облачений священнослужителей на праздники, посвящённые благоверным князьям различные, если мученики, то – красные, если преподобные – зелёные (князь Даниил Московский, княгиня Анна Кашинская), а, если равноапостольные (великая княгиня Российская Ольга и креститель Руси князь Владимир), то – золотистые (жёлтые). Например, в Даниловском монастыре Богослужение  князю Даниилу Московскому и князю Петру и княгине Февронии в Муромском Троицком монастыре проходят в зелёных облачениях, хотя это можно считать местным обычаем, как и Богослужение в золотых, потому что по Уставу цвет облачений для Богослужений благоверным князьям – красные. Но, поскольку подобные явления имеют место быть в Церкви, тот, кто несёт послушание по украшению храма цветами, должен знать об этом и предусматривать в своей работе с благословения настоятеля.
Краткий материал в популярном изложении по иконографии и символике - это издание: Филатов, В.В. Словарь изографа / В.В. Филатов. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1997. – 287с.: ил. ISBN 5-7429-00040-6.
Уточняю одну из позиций списка: Успенский, Л. Смысл и язык икон / Л. Успенский // ЖМП. – 1955. – № 6. – С. 55-64; № 7. – С. 53-65; № 8. – С. 50-58.
Изменено: Ольга Малова - 13.11.2012 23:51:40
Ольга Дмитриевна, этот материал обнаружила на сайте, посвященном церковному лицевому шитью. Прочитав его, разместила на нашем форуме, кто его автор, к сожалению, не знаю. Но решила поместить в первозданном виде, ничего не сокращая. 
Цитата


Вчера в инете повстречался материал о цветах богослужебных облачений и о символике цветов. Об этом уже много сказано, но может и он окажется нужным и привнесет свою пользу в наше обсуждение. 
Цвета богослужебных облачений. Символика цветов. 
http://liturgy.ru/docs/ 
Может быть, в этой статье вообще очень много "авторского"? Хочется думать, что польза от нее  все-таки будет, пусть хоть не большая. Если что-то не так, простите smile:)
Изменено: Ольга Исаковская - 13.11.2012 23:51:41
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Людмила, спасибо за теплый приём! Тогда для совсем новичков позвольте выложить статью "ЦВЕТ В ЦЕРКВИ И ЖИЗНИ" протоиерея Александра Бутрина.


http://www.hram-bal.ru/reading/ID-305/
Изменено: Светлана Стельмашенко - 16.11.2012 23:00:21
Продолжим  тематические  беседы.
Теперь немного о "Цвете и форме  в цветочной композиции".
Природа щедро одарила  цветы богатейшей палитрой цветов и оттенков. Каждый цветок самодостаточен в своём "цветовом решении".  Пёстрая масса беспорядочно перемешанных цветов не так уж красива, как это может показаться на первый взгляд. Цветовая картина в этом случае теряет целостность восприятия, так как чем больше красок, тем сложнее создать их гармоничное сочетание. Индивидуальность каждого цветка просто потеряется в цветовом хаосе. При этом два-три правильно подобранных цвета будут выглядеть гораздо привлекательнее.
 
 Чтобы грамотно ориентироваться в этом вопросе, следует усвоить несложные правила. Существует такое понятие, как "цветовой круг". Цветовой круг — это последовательно расположенные по окружности цвета: красный, оранжевый, жёлтый, салатный, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Обратите внимание — это обыкновенное чередование цветов светового спектра, только между жёлтым и зелёным цветами добавлен салатный для чётного количества цветов. Сделано для это возможности применения следующих трёх правил:
 
 Правило №1. Диаметрально расположенные в цветовом круге цвета являются контрастными. Например, синий — жёлтый, или оранжевый — голубой, или фиолетовый — салатный. Контрастные цвета отлично дополняют друг друга и их сочетание смотрится очень гармонично.
 
 Правило №2. Цвета, расположенные на вершинах равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг и основанием которого является диаметр этого круга, называются "цвета трёх тонов". Если проще — это любой цвет цветвого круга и два других, находящихся рядом через цвет. Например, красный — зелёный — жёлтый, или оранжевый — голубой — фиолетовый. Сочетания этих цветов также очень гармонично дополняют друг друга.
 
 Правило №3. Сочетание цветов, последовательно расположенных на цветовом круге, дают красивые комбинации тонов.
 
Как уже отмечалось,  цветы необычайно разнообразны и по размеру и виду соцветий, и по размеру и контуру листьев. Используя эти различия можно получить очень оригинальные сочетания. Вариантов "игры на формах" может быть несчётное количество и на любой вкус. 
Также следует уделить внимание и собственно листьям. Помимо размеров и контуров они отличаются цветом и фактурой. Цвет листьев может быть от бледного светло-зелёного до насыщенного тёмно-зелёного, а также бурым, фиолетовым и даже красным. По фактуре лист может быть шероховатым, гладким, матовым, глянцевым, бархатным, жёстким, мягким и т.д. Лист обрамляет соцветие, как рама картину. Это тоже можно использовать для подчёркивания деталей и создания контраста.
Изменено: Людмила Бондаренко - 19.11.2012 16:40:10
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Добрый вечер, дорогие форумчане! Как хорошо все цветоукрасители потрудились. 
Спасибо всем и за предоставленную информацию.
Вчера,17 марта,2012г. и меня Господь Бог допустил до возможности принять участие в украшении Креста украсителем,-  Людмилой Бондаренко.
Принимая все ваши рекомендации и советы, вот что у нас получилось: (фото среднее - это верхняя часть Креста, символизирующая Царствие Небесное).
0061_3~1.JPG (134.31 КБ) [ Скачать ]
0045_2~1.JPG (138.04 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Марина Косова - 01.12.2012 00:59:13
Красиво! Хорошо, что Господь послал нам такого вдохновителя.
Как известно, поиск гармонии в цветовом решении будущей цветочной композиции,- задача непростая.

 Для быстрой ориентации в определении цветовых соотношений есть очень замечательная подсказка-ссылка Он-лайна инструмента,
позволяющая легко и быстро определить гармоничную цветовую схему и гамму.
http://colorschemedesigner.com/
Для этого надо выбрать и щелчком мыши задать цветовую схему из тех, которые расположены выше цветового круга, а затем, на самом круге стрелкой мыши установить вам необходимый цвет, тогда во внутреннем секторе которого появится черная точка, а справа от круга в поле квадрата, автоматически появятся  и соответствующие выбранному цвету дополнительные цвета и даже, с указанием необходимого их цветового объема.
Для получения монохроматического ряда с выбранным цветом и его просмотра, надо просто мышкой щелкнуть по центральной клавише, расположенной на панеле, но под цветовым кругом. 
В Цветовом круге, цвета делятся на основные , вторичные и третичные и т.д.,и соответственно образованы  схемы однотонно- монохроматические, дополнительные(тепловые,контрастные), триадические, тетрадические и т.д.
И есть еще названия таким понятиям,как:
Оттенок- цвет, который получается в результате добавления белого;
Тон - цвет, который получается в результате добавления серого;
Тень - цвет,который получается в результате добавления черного.
Позтому, однотонные монохроматические цветовые схемы и получаются, когда добавляются к цвету белый, серый ,черный.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Продолжая цветовые схемы :
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Как нам, украсителям, постоянно, нужны в работе хорошие знания по колористике!
Именно цветовое решение позволяет и помогает создавать воплощение задуманных в работе сюжетов!  
Какими же разными и даже по созданию гармонии, могут получаться  цветочные композиции, вот к примеру: 
RLZJLpHYvNA.jpg (122.96 КБ) [ Скачать ]
0356.jpg (18.28 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
smile:)
0116_2~1-1.jpg (236.84 КБ) [ Скачать ]
image 4456.jpg (136.79 КБ) [ Скачать ]
Krest_2007.jpg (241.92 КБ) [ Скачать ]
IMG_8340.jpg (188.96 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
smile:)
_2012_~1.JPG (102.29 КБ) [ Скачать ]
_____1~1-1.jpg (199.69 КБ) [ Скачать ]
100_1696.jpg (13.83 КБ) [ Скачать ]
15897_d.jpg (115.63 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Дорогая Людмила Александровна!
Читаю Вашу тему по колористике  и очень Вам благодарна! Недавно в интернете натолкнулась на интересный с точки зрения цветовой гармонии сайт.
Спешу поделиться ссылочкой.
Смотрите и наслаждайтесь красотой).
Цитата
Анастасия Орлова пишет:
Дорогая Людмила Александровна!
Читаю Вашу тему по колористике и очень Вам благодарна! Недавно в интернете натолкнулась на интересный с точки зрения цветовой гармонии сайт.
Спешу поделиться ссылочкой .
Смотрите и наслаждайтесь красотой).
Матушка Анастасия!
Спаси Господь! Очень интересный и позновательный  материал.
Особенно  замечательно, что с конкретными цветовыми примерами и вариантами.
Тут надо не смотреть и наслаждаться, а хорошенько запоминать цветовые пропорции, изучать и применять на практике т.к. нам, украсителям, постоянно, нужны в работе хорошие знания по колористике!
Именно гармоничное цветовое решение и главная работа с дополнительными цветовыми тонами, позволяет и помогает создавать не только воплощение задуманных в работе сюжетов, но и самой праздничной атмосфере в храме придать незабываемый оттенок!  
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Полностью с Вами согласна).
Спаси Господь!
К празднику святителя Николая. в теме "Помощи...", вела разговор о выборе цветов для убранства иконы святителя Николая: белого, желтого, оранжевого, малиново-лилового и зеленого оттенков.
Поясню, для интересующихся, почему же возможен такой ( и не только такой) выбор цветовой гаммы с точки зрения создания гармонии в цветосложении, ведь, согласно уставу, облачения у священнослужителей будут желтого цвета и часто наблюдаю это слепое повторение в цветочном украшении: икона только в бело-желтом цветочном обрамлении ?!?
Попробуем вместе разобраться. 
Для начала, обратимся к брошюре писателя, Александра Стрижева "Цветы и храм", где он пишет: (пока перерыв,т.к.мне требуется время на дополнительную подготовку материала. Простите.).
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
 Матушка Анастасия в посте #138 от 28.12.12г.,темы Гостиная форума "Цветы в храме" - приглашает! Добро пожаловать! , о работе Ольги Исаковской "Введение во храм Пресвятой Богородицы. Георгиевская церковь с.Алешино, 04.12.2012 г"., фотографии которой выложены в посте #163 от 28.12.12г., темы Фотогалерея "Цветочные убранства для православных храмов и монастырей", пишет:
 
"Красиво! Вы молодец. Как будто две руки обнимают и приподносят ко Господу! 
Только две ярко-розовых розочки, выделяются непонятно. Может можно вместо них несколько чайных розочек? Ну это я так, конечно это была бы тогда совершенно иная идея и композиция...."
 
Ольга, простите меня, но так получилось, что из-за переносов старых сообщений по новым темам, возможно, Вы не заметили этого сообщения матушки Анастасии Орловой.
 Предполагаю, что использование Вами в работе двух выделяющихся, ярко-розовых розочек не случайно. Вы могли бы пояснить в чем причина такого выбора?     
SDC12910-1.jpg (85.95 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Страницы: 1 2 3 4 5 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)