Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1 2 3 След.
Украшение территории и работа над ландшафтом храма., Цветочные, композиционные и ландшафтные идеи, приемы, принципы, советы и обсуждения.
Растения вокруг храма
Уже и на подходе к храму благочестивые люди настраиваются на созерцательность и молитвенное стояние в Доме Божием. Наши предки ставили церкви на самом видном месте: на пригорке у изгиба реки, возле рощи, в середине села. В городе, само собою, что ни урочище, то приход во главе с храмом. Богомольцы, притекающие к храму, еще и на подходе к нему должны почувствовать лепоту рукотворную: чем ближе церковная ограда, тем шире дорожка, да и сама ограда не глухая, а в просветах крестов, ежели сложена из кирпича, либо помечена крестами. Вдоль ограды иногда сажают кустарники, чаще всего боярышник, спирею, чубушник-жасмин.
Над святыми вратами высится луковка, увенчанная опять же крестом – символом нашего спасения. Чуть пониже, перед образом, полагается лампаде быть: теплится, мерцает, душу согревает. Перекрестившись у святых врат, прихожане попадают в культовое пространство, окружающее храм. Убранство этого пространства, как земли сакральной, и вовсе благолепное. Колодезь освящен и помечен крестом. Кругом намоленная, церковная земля. Зачастую здесь похоронены священнослужители, храмоздатели, почетные прихожане. Приходские кладбища-скудельницы возле городских храмов перестали существовать с XVIII века. Более поздние захоронения велись только с особого разрешения священноначалия и светских властей. Так что культовое пространство вокруг храма совсем не "мемориально-культурное", как его называют мирские озеленители и архитекторы.
Главная церковная дорожка обсажена рядами цветов, сияющих с весны до осени. Весной тут радуют глаз подснежники – крокусы, галантусы, сциллы, за ними примулы, нарциссы, маргаритки, анютины глазки, а далее – ирисы и тюльпаны. В середине лета вспыхнут розы, раскроют свои голубые светелки колокольчики, расцветут люпины. Начало августа отмечено цветеньем флоксов, ромашек, георгинов, гладиолусов и мальв. Тогда же заблагоухают левкои и резеда. Осень украсит обочины дорожек цветущими ноготками, хризантемами и шалфеем. Перед самым снегом раскроются венчики многолетних астр.
Цветами же помечают и дорожки для крестного хода. Поодаль могут быть каменистые горки. Привлекательны цветы на каменистых горках. Камни в сочетании с цветущими и декоративными растениями особенно живописны. Весною горку могут украсить белые подснежники, синие сциллы, лиловые крокусы, розовые морозники. Красивы желтые адонисы и кремовые анемоны, разноцветные примулы и фиалки. В преддверии лета порадуют глаз дикие тюльпаны – красные, желтые, белые. Впечатляют оранжевые купальницы – жарки, голубые карпатские колокольчики, синие ирисы, огнистые гравилаты, бледно-розовые гвоздики. В середине лета буйно зацветут голостебельные маки, знойное солнце надолго затеплит голубые и розовые васильки. Осенью горка может быть украшена разноцветными хризантемами, пунцовыми астрами, а также кустарниками с яркими плодами, например, барбарисом или вечнозеленым можжевельником. У основания горки крупными пятнами разводят незабудки, гвоздику-травянку, очитки, дернистые флоксы, молодило.
Отдельно надо сказать о фиалке – образе смирения – первой и самой необходимой добродетели, основы всех добродетелей. Фиалка мало заметна среди других цветов, ведь она как бы прижалась к земле. И все же тянется вверх, к свету, причем красива и благовонна. Цветок, искони почитаемый православными.
Опрятная зеленая лужайка возле храма – тоже украшение немалое. "Трава шелковая", – говорят в народе о злаках. Живые ковры и состоят из мятлика, полевицы, овсяницы и тимофеевки.
Растения должны быть во всей красе к большим православным праздникам: Вознесению, Троице, Петрову дню, Успению Божией Матери, церковному Новолетию, Рождеству Богородицы, Воздвижению и Покрову.
Вся земля вокруг храма – культовая – освящена, потому надлежит о ней и особое попечение клира и прихожан. Полотую травку тут не выкидывают, а сберегают про запас. В святых заветах дивеевским инокиням Преподобный Серафим Саровский наставлял: "Землю с обеих сторон Рождественской церкви непременно отгородите заборчиком: тут стопочки Царицы Небесной. Эта земля святая! Не ходите по этой земле, а загородите ее. Даже скотинке не дозволяйте ходить тут. А травку-то полите, да и то к себе в обитель ее уносите с этого места, а так кидать не могите; травка эта святая, тут стопочки Царицы Небесной прошли!" (Митрополит Серафим (Чичагов) и его книга "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря". М., 1992. с. 28).
Церковные и монастырские сады
Древний московский сад давал хозяину плоды, овощи, мед, рыбу и цветы. Ведь плодовые деревья в нем перемежались с грядками, а вдоль зарыбленных прудков произрастали цветы. Тут же сновали пчелы, обитательницы бортней – колодных ульев, поставленных в укромное место; из развешанных по кустам клеток раздавались голоса певчих и диковинных птиц. Снаружи сад огораживали, отчего и называли его вертоградом (верт, вертище – по-старославянски сад; град – ограда).
Самый старый московский сад – Святителев, размещался на подоле теплой стороны кремлевского холма. К XV веку вокруг него было так много садов, что когда стали обносить Кремль каменной стеной, большинство их пришлось перенести на правый берег Москвы-реки, где заложили Берсеневский сад. Век спустя путешественники восхищались пышностью московских садов, их вкусными плодами и овощами. Так, Адам Олеарий в своих воспоминаниях хвалит превосходные наливные яблоки, груши, вишни, сливу, смородину, а также огурцы, дыни и спаржу, возделанные московитянами. Дыни, весом по полпуду и более, выращивали на варовых (утепленных) грядках.
В петровские времена вертограды уступают место регулярным садам, расположенным и засаженным по плану. Сад постепенно освобождается от овощей, принимая хорошо выраженный плодовый характер.
Отборными плодами славились патриаршии и монастырские сады, называемые "раями". Исстари православные монастыри славились садами и огородами. Даже в суровых условиях Севера монахи-трудники умели выращивать дивные плоды, будь то на Соловках или на Валааме. Здесь даже вывели особые сорта садовых культур: скажем, на Валааме широко была представлена слива с белыми плодами, исключительно крупными и вкусными.
Монахи не только выращивали садовые деревья и кустарники, они владели тонким искусством селекции. В этом отношении весьма любопытен опыт насельников Киево-Печерской Лавры. Долгое время в обители хранилась рукопись "Общеполезное садоводство блаженных иноков", относящаяся к первой четверти XIX века; написана Иваном Романовичем Мартосом (1760–1831) – писателем-мистиком, кабинетным секретарем гетмана графа К.Г. Разумовского. В его рукописи отражен опыт как светских, так и монастырских садоводов, а он только в Киево-Печерской Лавре был весьма значителен. Напомним, что лаврскими садами и огородами восхищался еще Петр I, ценитель же он, как известно, был строгий.
Иноков интересовало как само насаждение деревьев и кустарников, так и способы их лечения от болезней, приведен даже "садовнический календарь" и приметы о переменах погоды. В заключение немало места отведено сведениям, касающимся лаврских огородов и целебным свойствам овощей. Конечно, в части насаждения деревьев обращено внимание к началу начал – выбору семян, которые надлежит выбирать "из спелых плодов и зерен полных, а не мозглых, кои цветом должны быть: яблочные зерна темные, грушевые черные, сливовые косточки темно-красные". Заготовка черенков, прививки, обрезка – всему уделялось пристальное внимание. Солнечные ожоги, дупла и разного рода поранения лечили мазями, приготовленными по рецептам иноков.
Сад... "Человечество обновится в саду и садом выправится – вот формула", – сказано Федором Достоевским в "Дневнике писателя". Замечательные слова!
"Изучая природу в обширном значении этого слова, мы изучаем себя и того Великого Творца, Который захотел стать Источником всего живущего и мыслящего. Природа, как лучшая книга, докажет вам, что Бог един, что нет пределов Его творчества, мощи и разума, и наконец то, что наша жизнь земная лишь приготовление к иной жизни, вечной, которая потечет в еще большем общении с Источником жизни. Начиная понимать природу, мыслящий человек уже здесь, на земле, предвкушает будущее бессмертие, верит в него, живет лишь для него, а окончательно постигает только тогда, когда совершит свою земную жизнь.
...Человек, ощущающий тонко в своей душе влияние природы, может вкусить еще на земле частицу вечного бытия, так как нет легче пути к любви и познанию Бога, как через ту же Им же созданную, прекрасную и мудрую природу" (Князь Андрей Ширинский-Шихматов. В свободную минуту. М., 1904. с. 84–85).
Да поможет нам Господь Бог преодолеть вящую расслабленность, чтобы подвигнуться к духовному возрастанию, так необходимому для врачевания поврежденных душ.
Весна!!! Так хочется украсить прихрамовую территорию! Создать цветущий "рай",напоминающий о потерянном рае, имеющий непрестанное благолепное цветение в весенне-летне-осенний сезон! Ждем Ваши размышления по теме, рекомендации и фотографии!
Пока все думают). Размещаю фотографии нашей прихрамовой территории - 2006г. Создано силами прихожан, соответственно без какого либо специального образования, по наитию. Мне бы так, но......
276.jpg (239.95 КБ) [ Скачать ]
81.jpg (239.67 КБ) [ Скачать ]
16м.jpg (237.32 КБ) [ Скачать ]
88а.jpg (168.58 КБ) [ Скачать ]
Красиво! и тема крайне необходимая!
Как оказалось на практике Астильба супер замена гипсофилы и очень декоративна как куст. Уж мы её срезали срезали а всё равно красавица. Есть много расцветок. Неприхотлива. Уход практически ни какой.
Матушка Анастасия!
Очень красиво и практично!
Простите,что не нашлось у меня времени, за весь прошедший летний период, чтобы разместить тоже  понравившиеся мне ландшафтные прихрамовые работы. Обязательно выложу фото, а там, глядишь, еще кто-нибудь отзовется и примет участие в этой теме. 
Вот,например к сказанному, какую  ландшафтную работу проводила на прихрамовой территории  Серафимовского храма, г.Юбилейного М.О.,- Татиана, его прихожанка и ландшафтный мастер.
Какой белоснежный ковер по началу лета все мы созерцали! Но,к сожалению,названия этого дивного, почвопокровного растения я не знаю. Татьяна соорудила и "сухой" речеек, бегущий вокруг храма, насадила красивых цветов и растений,что очень нравилось всем.    
115-1.jpg (235.7 КБ) [ Скачать ]
123-1.jpg (215.53 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
smile:)
Вот, эти мелкие "снежинки",но крупным планом снятые и далее там же:
127-1.jpg (235.8 КБ) [ Скачать ]
113-1.jpg (185.24 КБ) [ Скачать ]
193-1.jpg (233.65 КБ) [ Скачать ]
124-1.jpg (214.3 КБ) [ Скачать ]
203.jpg (33.27 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
smile:)
210.jpg (34.52 КБ) [ Скачать ]
208.jpg (33.53 КБ) [ Скачать ]
205.jpg (33.85 КБ) [ Скачать ]
209.jpg (34.04 КБ) [ Скачать ]
207.jpg (33.86 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
smile:)
... и,даже черные тюльпаны Татьяна посадила! Вот, как!
212.jpg (39.23 КБ) [ Скачать ]
213.jpg (33.59 КБ) [ Скачать ]
211.jpg (35.14 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Ой, красотища какая!!!smile:)
На смену летней палитры пршла яркая,насыщенная,красочная,- осенняя! О ней на территории Перловского Троицкого храма, заботливо постарался наш цветовод и садовник Олег! 
 Низкий ему поклон за вложенные и кропотливые труды и помощи от Господа!
014-1.jpg (219.05 КБ) [ Скачать ]
012-1.jpg (214.64 КБ) [ Скачать ]
010-1.jpg (241.66 КБ) [ Скачать ]
013-1.jpg (232.81 КБ) [ Скачать ]
011-1.jpg (237.95 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
У храмовой иконы "Живоначальной Троицы" в Перловке.
015-1.jpg (221.01 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Помоги Господь нашему замечательному садовнику Олегу! Мы все его очень любим!smile:)

Людмила Бондаренко,  как же я люблю эту нашу икону!
Немного  о территории вокруг храмов.К сожалению не знаю где это, собирала давно может кому нибудь пригодится.
и ещё
b_3233.jpg (152.39 КБ) [ Скачать ]
Немного светских вариантов ,но они подходят не сложны в уходе , и очень ухоженно смотрятся .
standalone-1.jpg (127.93 КБ) [ Скачать ]
Честно говоря какое-то все не родное, не русское. Стандартные и без движения жизни, неестественные композиции... Нет родных растений, английский газон, даже в Европе в ландшафтном дизайне идет курс "ближе к природе".
и ещё
raps1.jpg (74.46 КБ) [ Скачать ]
Цитата
Анастасия Орлова пишет:
Честно говоря какое-то все не родное, не русское. Стандартные и без движения жизни, неестественные композиции... Нет родных растений, английский газон, даже в Европе в ландшафтном дизайне идет курс "ближе к природе".
Английский стиль и есть "пейзажный", французский - регулярный, а русский стиль в ландшафтном дизайне называют натуральным, и он вбирает в себя и пейзажный, и регулярный. Если Вы хотите нечто национальное, то это стили "кантри", "прованс" или по-нашему - деревенский - вот в этом стиле и плетень, и горшки, и подсолнухи, васильки и ромашки. Да и очень много растений, которые культивировались в России аж 2-3 века назад, но сегодня их почему-то считают экзотическими и не нашими. Возможно, знания по истории декоративного садоводства в России и не помешали бы благоукрасителям, например, сирень появилась у нас в посл. четв. XVIII.
В райских садах отца Лонгина
Изменено: Ольга Исаковская - 26.01.2013 15:10:41
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
На меня этот флористический фонтан тоже произвёл впечатление в 2011 г.
Рай на земле: http://www.youtube.com/watch?v=R-JpsA5QXPY
Этот сад заложил в конце XIX века, коллекционер растений Edmund Loder в Англии. У него была цель -- создать сад экзотических растений.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)