Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Цикл лекций-встреч «Веровать разумно!», Встречи с преподавателем Московской духовной академии, кандидатом философских наук иеродиаконом Симеоном (Мазаевым). 2014г.
Аудиозаписи лекции можно скачать здесь



План лекций 

1. Человек в поисках счастья. 

«Проблема царевича Гаутамы» и ее решение. Как неудачная попытка построить личное счастье привела к возникновению первой мировой религии. Утраченный идеал счастья: буддистский пессимизм, стоический героизм и христианская надежда (сравнительный анализ трех стратегий). Русский философ Константин Леонтьев: почему человек становится монахом? 

2. Имя долга. 

От стремления к счастью – к осознанию долга. Почему добро часто оборачивается «медвежьей услугой»? Родственность имен «смирение» и «долг» в философской традиции Запада и Востока: заочная полемика спартанцев и японских камикадзе, Толстого и Достоевского, мастеров Возрождения и современных авангардистов. Как Ницше и Экзюпери сошлись в едином мнении с Карлосом Кастанедой, а Пушкин последовал правилу Конфуция. См. видео.   

3. Феномен веры. 

Августин о проблеме соотношения веры и знания. «Адамов комплекс» и путь к вере: почему один человек верит, а другой нет? Споры вокруг доказательств бытия Бога. Апории Зенона: античные обоснования возможности чуда. Вера и разум: конфликт или взаимодействие? Доктор Фауст и разочарование в науке: начало философии как поиск Абсолюта, первый кризис философии и сократический переворот. Теодицея: где Бог, когда творится зло? 

4. Философские основания христианской этики. 

Преступление и наказание: грех как антропологический просчет. Искушение. Добро и цена, которую нужно за него заплатить. Верность как добродетель: «чтобы создать великую культуру, нужно вести оседлую жизнь» (И. Ильин). Сыновняя почтительность: заповедь о покорности властям и аргумент Конфуция. Зачем нужна добродетель девства? Аргумент Эмпедокла против т. н. «гражданского брака». «Кощунство» как категория художественной критики. 

5. Духовная жизнь. 

Благодарность как минимум религиозного чувства. Посты и прочие самоограничения: объяснение Распэ в одной из историй о бароне Мюнхгаузене. 

Заповеди блаженства: кто такие нищие духом, плачущие, кроткие и милостивые? Почему именно они определяются как идеал устроения христианина? «Теория разбитых окон»: как некоторые законы духовной жизни были открыты социологами. «Последний человек» Ф. Ницше и общество спектакля Ги Дебора в рамках христианской эсхатологии. 

6. Имя любви. 

Платон о природе красоты и любви. Виды любви и христианское понимание значения каждого из них. Платоническая любовь (Агапе) и христианский идеал. Как возможна любовь к ближнему, который ее не заслуживает? Неразделенная любовь и три монашеских способа ее преодоления. 

7. Творчество. 

«Гений и злодейство – вещи несовместные»? А. Пушкин и И. Ильин о творческой стратегии. Научная истина и поиск путей решения задач. Почему ум у всех одинаков, а отличие гения от посредственного ученого лежит в духовно-нравственном измерении. Гений в искусстве: почему художник не может обойтись без аскезы. Феномен «цветов зла». Призвание и дар Божий. Смысл заповеди «не сотвори себе кумира».
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)