Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Новости церковной науки. Литургика
На днях прочитал интересную статью о становлении чина литургии святителя Иоанна Златоустаго (реконструкция чина во времена святителя): http://www.religion.in.ua/main/bogoslovya/2815-modernost-i-tradiciya-v-liturgii-svyat-ioanna.html
Здравствуйте, отец Олег!

Может быть выскажусь немного резко, но мне показалось, что статья по большому счету ни о чем... некое рассуждение на тему, причем не подкрепленное никакими аргументами.

Во-первых, у нас нет достаточных сведений для того, чтобы реконструировать таксис (чин) византийского богослужения доиконоборческой эпохи. Да, есть мнение что Литургия того времени начиналась с возгласа "мир всем" и восхождения епископа на горнее место, однако какими песнопениями это действие сопровождалось, и сопровождалось ли вообще - мы знать не можем. Некоторые литургисты утверждают, что оно сопровождалось пением неких псалмов (очевидно, приспособленных к той или иной памятной дате или празднику) с припевом - так называемый антифон, и что Трисвятое есть ничто иное, как припев к псалму, потом выделившийся в отдельное песнопение. Однако это лишь догадки.

Во-вторых, как писал Успенский в своей работе "Молитвы евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста", более-менее точно мы можем определить лишь авторство некоторых молитв - прежде всего анафоры. И здесь, пользуясь в том числе и косвенными данными, можно с довольно высокой точностью утверждать что тексты анафор вышеназванных литургий действительно принадлежат Златоусту и Василию. Собственно больше ничего установить мы не можем, так как в отличие от современных служебников, в древних евхологиях давались только молитвы, без описания действий. Да и евхологиев времен святителей до нас не дошло.

Ну, а яркое описание обстановки, в которой проходили проповеди или даже само богослужение той эпохи в данной статье - не больше чем художественный вымысел.
Изменено: George Dubovoy - 25.12.2009 23:57:18
я конечно дико извиняюсь.... я далеко не богослов и уж тем более не литургист.... И не в коем случае не националист! Но! одно то, на каком сайте размещена эта статья - уже говорит о многом.... smile8)
Не понял, при чем тут национальный вопрос, но статья мне вот например понравилась. Только немного протестантский дух чувствуется. Но это мне так показалось smile:)
ДЛЯ ТЕХ, КОГО СМУТИЛ НАЦИОНАЛьНЫЙ ВОПРОС, - БОЛЕЕ АВТОРИТЕТНЫЙ ИСТОЧНИК: http://www.bogoslov.ru/text/532092/index.html
smile:)
да эти украинцы вечно что-нибудь придумают!!! то революцию в мирное время, то независимость (непонятно, правда, кого и от кого),то патриарха себе, то еще чего-то...... А уж в вопросе религии - тут они чудотворцы, конечно!!...
НЕТ!!! конечно же я не говорю о ВСЕХ людях smile:!: везде есть хорошие люди и... испорченные... В любой стране!!!
Вот попалась статья: "Компьютер показал, почему расступилось Красное море."
http://www.bbc.co.uk/russian/science/2010/09/100922_wind_parted_red_sea.shtml
А правда, что подобные явления случаются и на Азовском море?
Изменено: Наталья - 26.09.2010 20:20:19
Насчет Азовского моря не знаю, а вот о чудесах библейских и небиблейских могу сказать следующее.

Значение понятия «чудо», определяется религиозно-философским мировоззрением как нарушение теории причинности, или как явление, не вытекающее из законов природы.

Необъяснимые события сами по себе не являются чудесами, а приобретают характер чудесного лишь при определенном способе их истолкования. Для атеиста всегда остается возможность отрицать чудо ссылкой на неизвестные еще законы природы, психические феномены, галлюцинации и т.п. Наоборот, при соответствующем миросозерцании самое обыкновенное явление в жизни может приобрести статус чуда (например, выздоровление больного ребенка по молитвам родителей).

В христианстве признание реальности чудесного берет начало непосредственно из понятия о Боге, как Творце и Промыслителе мира. В широком смысле сам факт сотворения и бытия вселенной является чудом. Проявление Божественной воли в мире можно пытаться понимать по-разному, при этом необходимо помнить, что наши попытки осмысления тайны чудесных явлений есть лишь условные образы.

При рассмотрении феномена чуда известный философ и богослов прот. Василий Зеньковский допускает его и при сохранении обычного закона причинности (детерминизме). Он прибегает в данном случае к объяснению чуда как «случайности», возникающей при встрече двух независимых друг от друга причинных рядов, усматривая в самом факте их пересечения Божественную волю. С другой стороны, о. Василий говорит о возможности сверхъестественной отмены причинности (детерминизма) (Зеньковский В., прот. Апологетика. – М.: Издательский Дом «Грааль», 2001, с. 29-31).

Можно рассматривать чудо и как замену по Божественной воле в определенные моменты обычного, «законного», привычного нам строя космоса на иной, неведомый для естествознания (возможно – один из бесконечно многих) план-порядок бытия.

Владыка Александр (Милеант) для раскрытия понятий «промысел», «чудо» использует интересную математическую аналогию т.н. комплексных чисел. «Иногда в науке возникают проблемы, которые неразрешимы в плане имеющихся сведений. Необходимо к проблеме подойти совсем по-новому, например, изменив координаты, или увеличив количество измерений, и тогда задача находит решение. Например, уравнение x2 - 1 = 0 легко решается, x=+1 и х=-1, а вот x2 + 1 = 0 нельзя решить реальными числами. Для решения уравнения надо перейти из одномерного пространства обычных чисел, в двухмерное пространство комплексных чисел. Тогда уравнение x2 + 1 = 0 получает решение x=+i и х= -i где i — это мнимая величина. Но мнимой она является условно: она играет кардинальную роль в математике и физике.

Уравнения электромагнитных или тепловых волн, взаимоотношения между временем, пространством и скоростью света и многие другие физические явления ... выводят физика из тисков трехмерного пространства, в четырехмерное пространство релятивных явлений. Подобным образом и проблемы, связанные с возникновением мира, жизни и человека на земле выходят за пределы физических закономерностей. Они разрешимы лишь при условии включения потусторонней разумной Воли.

Действительно, кроме совершенно естественных и логически-объяснимых событий, Священная История и тысячелетний опыт верующих людей свидетельствуют о наличии необъяснимых, сверхъестественных событий, т.е. чудес.
Само возникновение мира с его замечательными законами, предусматривающими развитие жизни — величайшее чудо! Всякое чудо, в силу своего сверхъестественного происхождения, в принципе или необъяснимо или настолько маловероятно, что граничит с невозможностью. Христианская вера зиждется на непрерывном потоке необъяснимых событий, которые в своей совокупности указывают на бытие единого премудрого и благого Бога.

Мнение, что мир всегда существовал, как предполагали ученые и философы прежних времен, опровергается современной космологией. Мир явился во времени... и вместе с ним стало развиваться наше трехмерное пространство и время. О появлении мира во времени однозначно учит Священное Писание. Возможность случайного возникновения мира путем, скажем, квантового колебания вечно существующего вакуума — ничего не объясняет, потому что случайность предполагает наличие чего-то существующего. Например, брошенная монета может показать “орел” или “решку,” но если нет самой монеты, то не случится ни то, ни другое.

Чудо — это вмешательство Бога в естественный ход событий, оно — акт Его всемогущества. До известного момента события развивались по законам необходимости, и вдруг, привели к неожиданному исходу. Ветхозаветная история Израиля и новозаветная история Церкви наполнены чудесными событиями — в особенности период земной жизни Иисуса Христа, Который своим словом исцелял любую болезнь, изгонял демонов, умножал хлебы, воду превратил в вино, ходил по водам, укрощал бурю, воскрешал мертвых, предсказывал будущее ... Его воплощение и воскресение — величайшие чудеса.

И вот парадокс: при всем обилии чудес, которыми насыщена история человечества, нигде не оставлено вещественных доказательств вмешательства божественной воли. Очевидно, Бог скрывает Себя от пытливого взора и не позволяет “проверить” Себя. Он ждет нашей веры» (Александр (Милеант), еп. Опыт согласования библейского повествования с научными открытиями. (Глава VI. Проблема чуда). – Электронный ресурс: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/creation_man_a_mileant.htm#_Toc56492079).

Поэтому "естественные" объяснения библейских чудес, с одной стороны, не отменяют их, а с другой, - не позволяют "поймать Бога за руку". Господь слишком деликатен и любит нас, чтобы механически ставить перед фактом Своего существования свободного человека, не желающего быть с Ним.
Изменено: Свящ. Олег Мумриков - 11.03.2011 10:39:00
Здравствуйте, отец Олег.
Спасибо большое.
Вот нашла на сайте Предание.ру :Протоиерей Н.Соколов в конце лекции "Исход" рассказал о том, что наблюдал отступление воды под действием сильного ветра в заливе пос.Кагальник, под Азовом.
Это только деталь.
Хотя тема(из осторожности, наверное) наталкивает на строки из 1 Кор 1:21-25 "и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости...". Ключом к Библии остается наша вера,прежде всего.
Изменено: Наталья - 29.12.2011 19:27:34 (ошибка)
Очень глубокие, толковые передачи, затрагивающие в т.ч. и проблему чуда Исхода, которое мы здесь обсуждали:
http://radiosofia.ru/index.php?author=kalinina&prg=plody&year=2010
Полный архив здесь: http://radiosofia.ru/index.php?author=kalinina
В данном случае (естественнонаучная апологетика) конфессиональные различия не столь существенны.
Отец Олег, спасибо за ссылки.
Подскажите еще, пожалуйста, статьи по теме "Особенности экзегетики шести дней творения". Вы нам рассказывали, но может быть есть в печатном виде.
И другой вопрос о переводах Библии(в частности Ветхого Завета) на английский язык. Где можно об этом почитать?

Спасибо.
Изменено: Наталья - 19.04.2011 19:32:08
Христос воскресе!
По экзегетике Шестоднева - публикация прот. Леонида Грилихеса: http://www.bible-mda.ru/e-books/djvu/grilihes_l-genesis.djvu (Грилихес Л., прот. Шестоднев в контексте Священного Писания // Альфа и Омега, 2005, 2, с. 14-28.)
Интересная книга о. Леониды Цыпина, к сожалению, недавно скончавшегося: http://www.bogoslov.ru/biblio/text/381626/index.html
А это пространное интервью с ним: http://www.bogoslov.ru/text/570139.html
О переводах Священного Писания на английский можно почитать в V томе "Православной энциклопедии" (сс. 168-174) - она есть в библиотеке нашего Духовного центра.
Воистину воскресе!
Спасибо за помощь.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 2, пользователей: 0, из них скрытых: 0)