Наши поздравления в Гостиной форума!, - с церковными праздниками, именинников, с Днем рождения и по различным житейским и трудовым поводам за поощрения и награды, за трудовые достижения и т.п.
Людмила Бондаренко пишет:
Русский основоположник цветомузыки, композитор-новатор А.Н. Скрябин, от природы обладавший цветным слухом, построил спектр, отличный от ньютоновского, в котором :
« ре » -- была желтой,
« ми » — голубой,
« соль » — оранжевой,
« ля » — зеленой,
« си » — синей.
Уважаемая Людмила Александровна, интересную тему Вы затронули.
Цветной слух - загадочное явление, которым обладали немногие композиторы, в произведениях которых не было ни одной случайной тональности.
Один из великих русских композиторов Римский- Корсаков, подаривший миру необыкновенно красивые произведения, обладал цветным слухом. Интересно, что его цветовое восприятие музыки отличалась от цветного восприятия звуков А.Н. Скрябина.
Итак, уже 25-30 лет назад нами было подтверждено в деталях предупреждение В.Ястребцева в упомянутой статье о "цветном слухе" о том, что "выбор тональностей в сочинениях Николая Андреевича далеко не случайный и это надо твердо помнить при изучении его произведений".
Подтверждаются вновь и выводы Б.Асафьева, утверждавшего, что "в логике корсаковских тональных соотношений <...> и в тональных планах лежат не рассудочные закономерности учебника гармонии, а что тут налицо тесная связь <...> с несомненным тяготением к звуко-свето-красочной изобразительности, не случайно связанной с его звуко-цветовыми ощущениями".[ 27]
Все это позволило Асафьеву сделать следующие выводы уже в контексте развития всей русской музыки: "Для Чайковского симфония ощущалась реальной лирической драмой, но его сознание всегда искало выхода в экспрессивном. Глинка жизненно-живописное любил претворять в музыкально-лирическое. Римский-Корсаков уже мыслил музыкально-цветово, его тональное чувство было всецело красочным, он слышал и видел тональность одновременно <...>. Всегда очень реалистично, вернее, положительно-позитивно мысливший Римский- Корсаков нисколько не удивлялся в себе данному явлению, и его свидетельство в этом отношении особенно ценно".[ 28]
И теперь, после этого, казалось бы, заключительного аккорда, можно перейти к общетеоретическим выводам.
Не следует считать, что синестетичность музыки есть достояние последнего столетия. Музыка всегда была синестетична и, более того, вне синестезии вообще не могла бы существовать. [29] При этом "синестетический фонд" постоянно меняется и у каждой эпохи - свой. Подобно тому, как в классические времена в музыке торжествовала мелодия, а в живописи, соответственно, рисунок, синестезия тогда была насыщена моторикой и пластичностью, прежде всего, через "танцевальность" музыки (вспомним в связи с этим оценку Гегелем инструментальной музыки венских классиков как "невидимого танца" звуков, повторенную Вагнером относительно симфоний Бетховена). Со времен романтиков синестезия начинает становиться красочной (вместе с тем, что в живописи усиливается интерес к цвету, к колориту, а в музыке, соответственно, к инструментовке и фоническим свойствам вертикали). Таким образом, подтверждает себя синестетическая аналогия, заявленная еще Руссо: "мелодия – рисунок, гармония – колорит", а реальная практика уточнила, что со временем происходит смена приоритетов в этом ряду, которую, кстати, отмечал и Римский-Корсаков: в музыке "сперва господствовала одинокая мелодия, затем были открыты гармония и ритм, а в настоящем столетии колорит".[ 30]
Но у самого Римского-Корсакова, в его стремлении воплотить в звуке видимый мир во всей его многосторонней целостности, "синестетический фонд" формировался без потерь, по принципу последовательного наращивания потенциала, хотя акцент на освоении новой компоненты – синестетического цвета бросается в глаза прежде всего. Как бы то ни было, все это и позволяет Римскому-Корсакову в итоге называть оркестровые переработки своей оперной музыки "движущимися музыкальными картинами", ибо в его музыке логика изобразительного, живописно-пластического мышления вписывается в структуру и в средства мышления музыкального, причем отнюдь не противореча ему.
И в этом контексте становится очевидной необоснованность беспокойства по поводу наличия несовпадений в "видении" цвета тональностей у разных музыкантов. Как в живописи важен не сам цвет, а отношение цветов, так и в музыке оправдывает себя работа практически в любой мотивированной системе принятых (сложившихся) цвето-тональных соответствий. И здесь нет места универсальным алгоритмам "на все случаи жизни". "Да ведь я же художник, - говорил про подобные ситуации Римский-Корсаков, - вот захочу и сделаю назло всем правилам так, как мне, моему слуху будет нужно". [31] Впрочем, об этом давно уже точно подметил Пушкин: судить поэта нужно по законам, которые он сам себе устанавливает!..
Но вне зависимости от этого, еще при жизни композитора, да и после, до сих пор слышны отголоски споров: достойная ли вообще эта задача для музыканта – сочинять "звуковые пейзажи", [32 ]хотя собственно сам Римский-Корсаков и не давал особого повода упрекать его в односторонности, органично и под контролем своей "музыкальной совести" сочетая талант "живописца" с поэтическим, лирическим, драматургическим даром. Но все же исключительная "живописность" его музыки порою смущала даже Асафьева, отмечающего уже "предельный" ее характер.
А если вспомнить примеры еще более решительного движения к цвету, свету у Дебюсси, Скрябина, и наконец, Мессиана, налицо факт интенсивной красочной синестизации музыки последнего столетия, позволившей тому же Мессиану ошарашить даже своих почитателей неслыханным признанием: "Священная музыка может быть церковной, религиозной", но выше этого композитор ставит "вечную музыку цвета", позволяющую познать Бога через высокое "ослепление", подобно тому, как средневековые витражи служат целям приносить "ослепляющее восхищение". [33]
Конечно, это не есть обязательный для всех путь, но музыка может и должна быть разной, в том числе и синестетической "музыкой цвета". И именно творчество всех этих композиторов, и прежде всего Римского- Корсакова, со всей очевидностью позволяет понять и сделать вывод, быть может, и выходящий за рамки традиционного музыкознания: любое искусство есть Метафора (с большой буквы), в том числе и музыка, которая представляет собой глобальное синестетическое Иносказание, позволяющее ей воплощать образы нашей не только многозвучной, но и многоцветной действительности.
___________________________________
1) Ванечкина И. Из опыта художественного решения проблемы синтеза музыки и света.
Ирина, как Вы мгновенно уловили мое сообщение!
Спаси Господи, за интересную информацию.
Как считаете, сможем ли с Вами опробывать такую цвето-музыкальную теорию и в вариантах для наших цветочных работ в храме?
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Людмила Бондаренко пишет:
Ирина, как Вы мгновенно уловили мое сообщение!
Спаси Господи, за интересную информацию.
Как считаете, сможем ли с Вами опробывать такую цвето-музыкальную теорию и в вариантах для наших цветочных работ в храме?
Людмила Александровна, очень интересная тема.Я с большой радостью буду Вашим слушателем!
Ирина, а я,- Вашим, если позволите!
Тут, без благословения, участия музыкантов и регентов никак нельзя даже художникам! Подождем еще мнения и предложения от других участников, а пока, предлагаю взяться за эскизы и способы будущего цветочного крепежа!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Людмила Бондаренко пишет:
Тут, без благословения, участия музыкантов и регентов никак нельзя даже художникам! Подождем еще мнения и предложения от других участников
Людмила Александровна, мы конечно же с Вами пошутили и понятно, что такого благословения не будет. В таком случае, на все праздники пришлось бы выполнять радугу из цветов, или россыпь из семи цветов и их оттенков.
Дорогая матушка Анастасия!Сердечно поздравляю Вас с днём Ангела!
Христианину в день рожденья
Так трудно что-то пожелать...
Нет лучше Божьего спасенья!!
Кто больше Бога сможет дать?
Пустые штампы о здоровье...
Зачем они, коль ты Христов;
Ты исцелён святою Кровью
И верой - истинно здоров!
Удача, перемена-птица...
Желать её - напрасный труд!
Прими любое, что случится!
Удачи счастья не дают!
Анастасия Орлова пишет:
Можно попробовать разбить по цветам гласы. Интересно, что выйдет?
Цитата
Ирина Шандровская пишет:
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Тут, без благословения, участия музыкантов и регентов никак нельзя даже художникам! Подождем еще мнения и предложения от других участников
Людмила Александровна, мы конечно же с Вами пошутили и понятно, что такого благословения не будет. В таком случае, на все праздники пришлось бы выполнять радугу из цветов, или россыпь из семи цветов и их оттенков.
Отлично, что от участников уже начинают поступать как идеи, так и сомнения- шуточки!
Значит, есть повод продолжить разработку, ну а там, как нам Бог даст!
Кто знает, быть может, что вскоре, проявится и первый эскизный набросок такого интересного варианта цветочного убранства.
Жду от всех желающих дальнейших предложений!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Ирина Шандровская пишет:
6 ноября – день памяти иконы Божией Матери «Скорбящая»
В Свято-Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря г. Симферополя хранится одна из крымских святынь: обновившаяся чудесным образом икона Божией Матери «Скорбящая». Есть иконы — покровительницы городов или целых регионов. Когда-то и наш полуостров осеняла икона Божией Матери, именуемая Бахчисарайской, Мариупольской, Одигитрией, Панагией. Но в 1778 году, когда греки-христиане переселялись в Приазовье, икона ушла вместе с ними, и долгое время, вплоть до своего исчезновения в годы Великой Отечественной войны, находилась в Мариуполе. С самого конца XVIII века в Крыму не было святыни равной той, которую забрали с собой на новые земли переселенцы. И вот, спустя двести двадцать лет, явился образ, почитание которого мгновенно охватило всю крымскую землю. В Симферополе совершено торжественное празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой «Скорбящая» (Крымская)
вкл. 07 Ноябрь 2013. Опубликовано в События 2013
5 и 6 ноября в Свято-Троицком женском монастыре г. Симферополя прошли торжества в честь всекрымской святыни – иконы Пресвятой Богородицы «Скорбящей» (Симферопольской). Икона чудесным образом обновилась в 1998 году и из села Первомайское Кировского района была перенесена в Симферополь.
Спаси Господи, Ирина, за интересный материал о Всекрымской святыне,- иконе с Образом Божией Матери "Скорбящая" и фотографии.
Однако, не могла не обратить свое внимание на выполненные, при этом, цветочные убранства.
Так, у мозаичного Образа, в мое поле зрения сразу попадает не та удачная подборка цветовой гаммы, а небрежная "лохматость" общей расстановки материала и в композиционном плане тот акцент, из внизу стоящих пластиковых ящиков с редкими в нем, грунтовыми цветами и оставленной для обозрения, зеленого цвета полочки. Глубокими "заездами" растительного материала в поле иконы. Значительным превышением размера по ширине и самого цветочного венка. Что, к сожалению, сильно"перебивает и закрывает" от взора всю красоту и изящество исполненного мозаичного Образа Божией Матери. (((
Поэтому-то в этой работе чувствуется какая-то недоработка, торопливость исполнения с подходом без особого благоговения к самому Образу, а ведь Образ-то почитается, как Всекрымская святыня!
Вторая, уже аналойная работа, тоже не без явных промахов. Видно, что возможность приобрести разнообразный, красивый, растительно-цветочный материал тут была, а вот элементарная грамотность подачи его для гармоничного цветочного убранства у этого, почитаемого Образа, так и не проявилась у исполнителей, хотя с цветовой гаммой и здесь справились вполне успешно.
И наконец, мне хотелось бы не оставить без внимания и цветочную работу, составленную для переносимого Образа Божией Матери"Скорбящая". Что тут привлекло мое настороженное внимание? Подбор самого материала? Нет. Расстановка? В какой-то степени, чуть небрежно и хаотично даны лилии к такому Образу, но приемлемо.
Так, что же еще могло попасть мне во внимание?
Оказывается, если приглядеться, то станет заметно, что этим широким цветочным венком почти полностью закрылось то красивыми линиями и лучами выведенное и драгоценными камнями украшенное, обрамление у самой иконы! Тем самым его использовали в качестве обычной фанерной подложки для установки оазиса с цветами!!! Батюшки, я так и ахнула!
Просите, вот ведь до чего смогли додуматься такие сестры-цветоукрасители, чтобы цветами закрыть такую, сотворенную у иконы красоту!
Что же в результате данного непродуманного "убранства" тут обозначалось и проявилось? А вот, оказывается, что нет, не цветочная красота и гармония для возвеличивания почитаемого Образа была создана, а дерзновенный прием:" Что ранее не интересно, плохо было, а вот теперь, с такой цветочной заменой, стал настоящий, праздничный вид у иконы с этим Образом Божией Матери!!!" Вот и доукрашались, придали торжественности Образу!
Конечно, быть может наяву, а не по фото, все смотрелось иначе и превосходно, тогда все мною приведенные по этим работам замечания, пусть лягут в качестве предупреждений и в залог красоты будущих работ для всех еще начинающих цветоукрасителей.
Сестрам же, исполнителям из Симферопольского, Свято-Троицкого женского монастыря, пожелаю дальнейшего совершенства в этом творчестве!
Завтра, на календаре последнее, четвертое воскресение месяца - 24 ноября!
От всего сердца поздравляю всех наших Матерей!
Всего самого доброго и хорошего, много светлых и радостных дней!
Желаю здоровья и благополучия всем вашим родным и близким.
Именно, в День Матери, мне на память приходят картины Джанны Тутунджан из Вологды, Народного художника РФ, члена-корреспондента Российской Академии Художеств: " Гори ясно", "Первенец", "Незабудки","Моя бабушка", Надежда" и многие другие, замечательные ее работы. Сколько же в них материнской нежной любви и заботы запечатлено!
Её искусство – это её судьба, судьба девочки с Арбата, с горячей армянской кровью своих предков со стороны отца и интеллигентским аристократизмом предков со стороны матери, неисповедимыми путями, как говорила она о себе сама – пришедшая – ...хоть странно... Туда, за Вологду, в леса, где Сухона течет пространно, где неба – высь, где суть ясна!
Проникая в глубины ее творчества, невольно, задаешься вопросом:" Каково же значение слова ПОСТИГНУТЬ?"
Постигнуть – значит узнать, добиться чего-то, что-то преодолеть, открыть, выяснить, наконец, сравняться с чем-то большим и сродниться, не теряя при этом себя и не обижая постигаемое.
Таково, на мой взгляд, значение этого красивого слова. Наверное, к нему найдется и еще много синонимов! Но я уверена: все они, взятые и отдельно, и вместе, так до конца не охарактеризуют то, что смогла воплотить в искусстве эта замечательная, вологодская художница Джанна Тутунджан. Постижение народных характеров, народной психологии, отображение современного народного облика, а особенно, матери – вот, что, вероятно, было основной ее заботой с переполненной в душе любовью и состраданием к каждому.
Под впечатлением Дня Матери, мне хотелось особо обратиться и к нашим детям, чтобы постарались запомнить эти, дорогие сердцу строки:
***********
Не забывай о матери своей, нет ничего важней её здоровья…
И одари бесценною любовью, ведь нет и нас без наших матерей.
Не нужно о работе и делах поспешно ей твердить по телефону…
Она одна из сотен миллионов заметит грусти тень в твоих глазах…
Она в окошко смотрит каждый день, с улыбкой грустной снова вспоминает,
Как ночью тихо песню напевает, качая осторожно колыбель…
Она молила Бога о тебе, под сердцем девять месяцев носила.
Она тебя ни разу не винила, что ей минутки нет в твоей судьбе…
Остановись, задумайся, пойми, что мама будет жить, увы, не вечно…
И не звонить, не ехать – бессердечно, ведь нас учили мамы быть людьми…
И чтоб потом над каменной плитой, рыдая, не вымаливать прощенья,
Ты встреться с мамой в это воскресенье, его не жаль для матери родной…
У глаз её морщинки всё видней, но от улыбки так на сердце сладко…
Ей знать бы, что с тобою всё в порядке, не забывай о матери своей…
******************
Как мало мы жалеем матерей,
Пока они, единственные, живы,
Но сознаем мы это все поздней
Со скорбным сердцем у ее могилы.
И вот теперь желаем мы сказать,
И вот теперь хотелось что-то сделать.
Но в небесах с Иисусом наша мать,
Та, чья любовь светила нам и грела.
И встреча отодвинулась на срок,
Определенный Богом Всемогущим.
Печальный, поучительный урок
Дается смертью на земле живущим.
И потому спеши скорей отдать
Свой долг любви, пока живешь на свете.
У каждого одна лишь только мать,
Не надо забывать об этом, дети!
Сегодня, 24 ноября 2013г., на почту форума написала сообщение Галина Озорнина:
"Людмила, благодарю! Замечательные стихи! Очень проникновенные и душевные!
Действительно, так часто бывает, не успеваем попросить прощения у наших мам...Как жаль...
Я очень Вам благодарна за теплые слова и стихи!
Всего Вам доброго и радостного. С уважением, Галина."
Дорогая Галина, спаси Господи! Мне они тоже пришлись по душе.
Признаюсь честно, к моему сожалению, не помню фамилии этих авторов, а хорошо бы их знать!
Подскажите, если кто их знает?
27 ноября, 2013г, в среду, в день мученической кончины в Бутово настоятеля нашего, Донского храма, протоиереяГеоргия Извекова (+ 1937) была совершена Божественная литургия, а накануне, - 26 ноября, 2013г, во вторник, в 17:00 - торжественное Всенощное бдение.
Спешу познакомить со своей идей проекта цветочного убранства для этого дня и ее последующим авторским исполнением.
Людмила Бондаренко пишет
27 ноября, 2013г , в среду, в день мученической кончины в Бутово настоятеля нашего, Донского храма, протоиерея Георгия Извекова (+ 1937) была совершена Божественная литургия , а накануне, - 26 ноября, 2013г , во вторник, в 17:00 - торжественное Всенощное бдение.
Спешу познакомить со своей идей проекта цветочного убранства для этого дня и ее последующим авторским исполнением.
Дорогая Людмила Александровна, трудно выразить словами те чувства, которые возникают при просмотре Ваших шедевров. Любовь, радость, сияние, гармония- всё в Ваших умелых ручках. Слава Богу за таких художников- Вдохновителей!Вам- низкий поклон за радость!
Людмила Бондаренко пишет
27 ноября, 2013г , в среду, в день мученической кончины в Бутово настоятеля нашего, Донского храма, протоиерея Георгия Извекова (+ 1937) была совершена Божественная литургия , а накануне, - 26 ноября, 2013г , во вторник, в 17:00 - торжественное Всенощное бдение.
Спешу познакомить со своей идей проекта цветочного убранства для этого дня и ее последующим авторским исполнением.
Дорогая Людмила Александровна, трудно выразить словами те чувства, которые возникают при просмотре Ваших шедевров. Любовь, радость, сияние, гармония- всё в Ваших умелых ручках. Слава Богу за таких художников- Вдохновителей! Вам- низкий поклон за радость!
Ирина, спаси Господи!
Рада, что моя идея и работа смогла вызвать в Вас чувства сопереживания о случившемся!
Однако, признаюсь, что оценку дали уж очень завышенную, согласна на "четверочку" от "нуля" отсчета! )))
Работа, действительно, получилась неплохой, особенно, если бы Вы увидели ее в натуре, а не по фото. Но из-за моей работы в "автоматическом" режиме, т.к. уже не было того времени, требующегося на обдумывание воплощаемой идеи и при расстановке каждого элемента композиции, т.е. выверение конкретной точности:
- срезов по длине стеблей,
- углов наклона цветов,
- передачи цветовых оттенков
- тщательного закрытия оазиса и т.д.,от чего в результате, хоть и не сразу глазу заметно, но пострадало качество исполнения, а с ним и художественный уровень.(((
Тут бы, еще на часик-другой по-больше времени, а то у меня оставалось до начала службы всего "чистых, напряженных два часа" и это только на одновременную, цветочную расстановку в трех работах при уже выполненных всех необходимых, подготовительных процедурах и готовых креплениях.
Сердечно благодарю Екатерину Охнован за сделанные ею фотографии, особенно, крупным планом.)))
Людмила Александровна, благодаря такой Вашей работе -виртуозно исполненной, трогательно звучащей, я посмотрела фильм о жизненном пути и трагической кончине духовного композитора, священномученика Георгия Извекова. Спасибо Вам!
Ирина Шандровская пишет:
Людмила Александровна, благодаря такой Вашей работе -виртуозно исполненной, трогательно звучащей, я посмотрела фильм о жизненном пути и трагической кончине духовного композитора, священномученика Георгия Извекова. Спасибо Вам!
Ирина, очень трогательно и приятно читать, что данной цветочной работой смогла побудить Вас к просмотру этого документального фильма, спаси Господь! Ссылку на Фильм о жизненном пути, творчестве и трагической кончине священномученика Георгия Извекова и желающим его посмотреть, можно найти на стартовой странице нашего сайта.
В начале поиска сюжета, у меня все-таки появилась идея и наброски о цветомузыкальном цветочном воплощении в убранстве, тем более, что для такого духовного композитора, как свмч.Георгия Извекова, но потом решила, что надо глубже проработать вопрос и пока повременить с желаниями и торопливостью.
+ Да подаст нам Господь, по молитвам свмч.Георгия, верные разумения.
Сегодня, 28 ноября, наступил Рождественский пост! Желаю всем участникам и нашим гостям душеполезного и спасительного его проведения!
Начавшийся Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа.
Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению, а нам, храмовым цветоукрасителям, в дополнение, предстоит основательно все продумать и подготовиться, чтобы создать радостное и красивое цветочное убранство в своем храме.
Помощи Божией всем и радости в творчестве!
Прочла проповедь известного православного писателя, протоиерея Андрея Ткачева на сайте Православие.ру, под названием
" Рождественский пост - две лепты от души и тела" http://www.pravoslavie.ru/put/66197.htm "Ответы молодым о посте и не только"http://www.pravoslavie.ru/smi/57960.htm Рекомендую прочитать.)))
Сегодня, 2 декабря 2013г., впервые, Афонского старца Порфирия Кавсокаливита, в Церкви Христовой поминают в Лике Святых!
27 ноября 2013 г. Священный Синод Константинопольского патриархата принял решение о канонизации старца Порфирия Кавсокаливитас Афона, сообщает нам Romfea. Установлен день памяти преподобного Порфирия - 2 декабря.
Прославление преподобного Порфирия в Лике Святых состоится 1 декабря 2013г, но уже сегодня, в честь этого события, по всей Греции радостно звонят колокола!!!
Подробнее о нем, его поучениях и видео, найдете на : 28 ноября 2013 год.
Дорогие форумчане и гости форума, поздравляю с праздником Введения во хрвм Пресвятой Богородицы!
Свет возсиявши Богородица благодати, вся просвети, и совокупи пресветлое Ея украсити торжество песньми: приидите к Ней, стецемся.