Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2
Символика в иконах и символические действия, употребляющиеся при богослужении, их смысл, О понимании языка Церкви, языка иконографии, уяснении себе смысла Церковных уставных чтений и песнопений, разумении символических священнодействий.
Цитата

Людмила Бондаренко ранее пишет: Много разных форм, идей, советов по цветочному убранству к Рождеству было отражено на нашем форуме. Приводились в темах форума достаточно подробные пояснения по смысловому содержанию праздника, по иконографии и его символике.  

 Поэтому полагаю, что с помощью растительных материалов в т.ч и вечнозеленых хвойных не зимние пейзажи следует насаждать-то и воплощать-то в храмах для Рождественского убранства, а хотя бы задуматься и попытаться образно отразить в работах ту истинную суть самого праздника с воплощением символа Древа Жизни, особо подчеркнув значение Рождения Бога Младенца!

“ О глубина богатства, и премудрости и разума Божия!”


(Рим 11:33; поется в стихире службы Рождества Христова, глас 4)


                       Е. ЛУКОВНИКОВА
                                                  ИКОНОГРАФИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
                                                                                                            http://aliom.orthodoxy.ru/arch/003/003-nativity.htm
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:

Много разных форм, идей, советов по цветочному убранству к Рождеству было отражено на нашем форуме. Приводились в темах форума достаточно подробные пояснения по смысловому содержанию праздника, по иконографии и его символике.

Поэтому полагаю, что с помощью растительных материалов в т.ч и вечнозеленых хвойных не зимние пейзажи следует насаждать-то и воплощать-то в храмах для Рождественского убранства, а хотя бы задуматься и попытаться образно отразить в работах ту истинную суть самого праздника с воплощением символа Древа Жизни, особо подчеркнув значение Рождения Бога Младенца!

Именно, по такому случаю мне и хотелось бы внести некоторые, не так уж давно обнаруженные уточнения, которые касаются только маленького, но, на мой взгляд, важного вопроса: в каких же случаях логично и следовало бы составить Вертеп на центральном аналое над иконой , а в каких, наоборот, выложить у Рождественской иконы только праздничное цветочное убранство?

Как оказалось, ответ я нашла, когда просматривала в интернете картинки с различными списками икон этого праздника.)) Оказалось, что на тех списках икон, где в глубине видно небо с лучом от Вифлеемской Звезды, вход в пещеру, а на переднем плане - Святое семейство, то тогда все присутствующие в храме и смотрящие на происходящее действо, отображенное на иконе, сами же и находятся в этой же пещере, размерами которой стал уже весь предел храма!

Понятно, что при таком списке на иконе Вертеп будет, как бы и лишним.smile;) В этом случае и надо у Рождественской иконы, лежащей на центральном аналое, составить нарядный, по-праздничному, торжественный цветочный венок, который оттенит и усилит внимание!

При иных же вариантах списков икон, когда присутствующим в храме открывается вид на вход в пещеру и они оказываются как бы вне нее находящимися, то тут уже составленный Вертеп, вокруг ли аналоя или лишь частью над ним, будет кстати.smile;) Логичным дополнением будет, если разместить веночек у самой иконы, внутри такого Рождественского Верепа.

Буду рада, если подсказка кому-то помогла!

Приведу к вышесказанному несколько примеров из ранее составленных работ к празднику Рождества Христова.

 Когда в одних, как считаю, совершенно правильно, что было составлено только одно цветочное убранство у Рождественской иконы, а в  других примерах по смыслу их списков на иконах нужно было бы тоже не сооружать Рождественских вертепов. Правда, в то время никто из нас и не предполагал о существующей зависимости между списком иконы и необходимостью в сооружении вертепа над ней, работали на уровне интуиции. 

Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
... К слову, надо бы по-точнее вспомнить, а лучше и наяву ознакомиться со списком имеющейся в настоящее время в храме иконы Рождества Христова.)))) Потому, что за последнее время в храме появилось много новых красивых писанных икон с частичной заменой прежних, литографических.

На днях уточнила у настоятеля о.Иоанна список имеющейся  иконы Рождества Христова у нас в Троицком храме. 

Икона не поменялась и ее список можно увидеть на одном из приведенных ниже фото. Как раз на том, где показан вертеп с двумя "золотыми" пташками, сидящими сверху над его краем.  На этом списке Святое семейство показано на фоне пещеры, т.е. в данном случае сама пещера и есть тот, образно составляемый елочный вертеп. 

 Далее, если внимательно вглядеться, то на этом списке луч от Вифлеемская звезды показан уже проходящим над пещерой, т.е именно такой список позволяет составить вариант общего праздничного убранства в храме по типу открытого пейзажа со звездным  небом, когда внутреннее пространство в храме словно преобразуется во внешнее, а прихожане - уже извне подходящие поклониться Родившемуся Младенцу и Святым Родителям. Поэтому предложила на этот раз составить у Рождественской иконы лишь только нарядное цветочное убранство и без вертепа))) Большой же Рождественский вертеп, как всегда, составляется на парадной лестнице у храма, на улице.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко  в посте #796 от 13.01.2015г. в теме: Гостиная форума "Цветы и храм" - приглашает! Добро пожаловать! пишет:
Цитата
Тут, на днях, решила прогуляться, как по некоторым страницам популярных сетей своих коллег и храмовых флористов, так и, вообще, на просторах и-нета с тем, чтобы более глубже ознакомиться с направлениями современных стилей работы и со всем разнообразием цветочного творчества возводимого нами в православных храмах, а также вникнуть в суть реализуемых стилей, сделать попытку разобраться и понять те идеи, которыми, при этом, руководствовались мастера, составляя ту или иную свою работу.

Теперь, у меня появилась большая работа по объективному анализу всех увиденных в и-нете и + своих цветочных работ, чтобы по-возможности, понять и оценить допущенные в цветочных композициях ошибки и причины вызывающие их, а также подобрать не только способы и методы их ликвидации, но наметить и дальнейшие пути развития данного живого художественного направления в Русской Православной Церкви, чтобы добиться истиной красоты и гармонии каждой цветочной композиции в храме и простым языком цветов еще большего прославления Святой Троицы и Угодников Божьих!

Воздержусь торопиться с анализом от увиденного мною на просторах в тысячу и более фотографий работ! Некоторые работы, вообще, ох, как мало утешают.((

Почти год прошел от даты этого сообщения, но, все-таки хоть и по-тихоньку, но открываются и находятся гармоничные решения в вопросах цветочного убранства в храме к Рождественскому празднику! 

 На пороге - Сочельник с праздником Рождества Христова! Практически уже не остается времени на какие-то особые творческие размышления в поиске подходящего варианта. Тем не менее, еще можно кое-кому приложить усилия, чтобы, по-возможности, исключить прежние ошибки в составляемых к Рождеству цветочных композициях!  
Просмотр многих фото с Рождественскими работами в постах с # 100 от 24.01.2015г. и по 114 от 25.01.2015г.  темы Фотоальбом как накопитель обзорной информации о цветочных убранствах, составленных не участниками форума "Цветы и храм"

Да подаст Господь здравия и новых творческих сил всем храмовым цветоукрасителям, так душевно и с любовью трудящимся во славу Святой Церкви Христовой и Бога!
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:   Много разных форм, идей, советов по цветочному убранству к Рождеству было отражено на нашем форуме. Приводились в темах форума достаточно подробные пояснения по смысловому содержанию праздника, по иконографии и его символике. 
На днях уточнила у настоятеля о.Иоанна список имеющейся иконы Рождества Христова у нас в Троицком храме. Икона не поменялась и ее список можно увидеть на одном из приведенных ниже фото. Как раз на том, где показан вертеп с двумя "золотыми" пташками, сидящими сверху над его краем. На этом списке Святое семейство показано на фоне пещеры, т.е. в данном случае сама пещера и есть тот, образно составляемый елочный вертеп. 

Так в чем же была идея водрузить парочку "золотых" пташек на вершине Рождественского вертепа?
 Да и не просто, как парочку воркующих между собой голубков, а еще и в некой, особой их расстановке в этой композиции!
 То есть, прежде пташки возможно, что и миловались и ворковали , расположившись над входом в пещеру))) как, вдруг, Свет, Радость, Рождество - привлекло внимание у одной из них, что она от  любопытства склонилась чуть ниже и стала разглядывать происходящее!!!  Рождение Младенца!!!  Золото, за давностью времен, укрыло перышки птах) Такая милая история получилась)

Прием с использованием вот таких необычных птичек в данной композиции с вертепом превосходно помог мне символически отобразить и запечатлеть в ней не только значимость произошедшего Вселенского События, но и показать давность события по времени,  выполнить одно из требований- динамичности в оценке красоты, добавить некую изюминку в композицию в виде улыбок зрителей.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Цитата
Ирина Воробьева пишет: В теме "Цветочные убранства...: "К тому же, праздник Богоявления носит еще и название праздника Просвещение, или праздник Светов, он выражает ту истину, что Бог есть свет... Знаю, что раньше оглашенных крестили в Навечерие Богоявления, возжигая все светильники". 
Об истории праздника Богоявления - интересный материал Дмитрия Володихина предлагаю вниманию всех форумчан, а также о том, почему день Богоявления называют еще день Просвещения или праздник Светов.

КАК РОДИЛСЯ ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ Зеленые воды реки Иордан

КАК РОДИЛСЯ ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ
       Зеленые воды реки Иордан
                                                                                                                        Дмитрий Володихин



РисунокФото: flickr.com/spbpda

В наши дни Православная церковь отмечает множество больших праздников. Первейшие по значению среди них – Пасха, то есть Воскресение Христово, двенадцать «великих двунадесятых» и еще пять «великих недвунадесятых». Кроме них с большой торжественностью празднуются дни поминовения особо почитаемых святых. Для каждого торжества твердо установлен день, форма богослужения, а порою и бытовые детали: какого цвета должны быть одеяния духовенства, какая пища позволительна за праздничным столом…

Но в раннем христианстве всех этих праздников, помимо Пасхи, не существовало. А позднее они «бродили» от одной даты к другой, то сливались, то оказывались разделены, да и традиции отмечания сильно отличались в разных местах. Проще говоря, церковные праздники устоялись и приняли современную форму далеко не сразу.

Большинство из них рождались медленно, в спорах и согласованиях, которые могли тянуться десятилетиями или даже веками. Всё это происходило, главным образом, между IV и X столетиями, в огромной, давно исчезнувшей стране. Ее именуют Восточно-Римской империей или, проще, Византией. А уж оттуда церковные установления по поводу праздников расходились в разные концы Христианского мира.
У праздника Крещения Господня – сложная судьба.

      «Надлежит нам исполнить всякую правду…»

Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. Этот праздник представляет собой воспоминание о том, как Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа? Людей Иоанн крестил во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его? На это получен был ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой. Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал прообразом современного таинства.

Схиархимандит Иоанн Маслов писал о Крещении Христа в реке Иордан следующее:«Крестившись от Иоанна, Христос исполнил “правду”, т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был “исполнить” эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения».

Во время Крещения произошло чудо: на Христа снизошел Дух святой в обличии голубя, «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22). Так всему народу было явлено, что Иисус – не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Поэтому праздник имеет ныне второе название – Богоявление.

В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой. В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа.

      День белых риз

Праздновать Крещение Господне стали очень быстро – еще при жизни апостолов. Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл.

Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека (Рождество), Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения (Крещение) — смыкались в их представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» (по-гречески, — «Явление»), позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант – «Теофания» (то есть «Богоявление»). В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство – наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах.

В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие (Сочельник) со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении.

Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник.

      «Почерпнув воды в полночь…»

Совсем не простой вопрос, когда Крещение стало самостоятельным праздником. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.

Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными – с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал.

Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника.

Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие – один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды – и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй – на реках, озерах, прудах.

Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.

Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.

Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие – даже если никого из новообращенных нет в храме – сохранился.
Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие.

Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни.

Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру.

С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме – для «отгнания нечистой силы».
Епископ Иларион (Алфеев) так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана – не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней».


Дмитрий Володихин      Фома.Ru
18 января 2016 г.
Изменено: Ольга Исаковская - 29.01.2016 17:47:45
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
19 января – Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: «… явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков…»

19 января – Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: «… явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков…»


Рисунок
Величайший святой – Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, ровесник и родственник Спасителя, с удивительной силой призывал людей к покаянию. Многие и многие приходили на берег реки Иордана, чтобы своими ушами услышать этот призыв праведника. Те, кто раскаивался в своих грехах, в знак очищения принимали от Иоанна погружение в воды Иордана. Это и было крещение – крещение покаяния, которое символизировало обретение чистоты и освобождение от греха после принесения чистосердечного раскаяния.
Сам же Креститель о себе говорил как о Предтече, то есть о том, кто предшествует Спасителю, кто готовит для Него путь, призывает людей осознать свои грехи, смягчиться в своем жестокосердии. «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу…»

И вот Иисус Христос вместе с другими людьми пришел из Назарета на Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Креститель, провидя духом, что перед ним необычный человек и считая себя недостойным крестить Его, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь»,  - что значит, не удерживай меня, делай то, что тебе должно делать, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием.
И тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

Безгрешный Спаситель вместе с грешниками погрузился в воды иорданские, приемля крещение покаяния. И в тот момент Иоанн узрел, как отверзлись небеса, и Дух Божий в виде голубя сошел на Иисуса. И услышал Иоанн глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3. 17).
Богоявлением называется праздник, потому что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.


День Просвещения  или праздник Светов. Обновление обетов крещения.

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34). В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей. Отсюда же и произошел обычай освящения воды.

Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие). Крещение Христа в водах иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека.


Рисунок
При Крещении является тайна Святой Троицы

При Крещении Господа в Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.

История праздника

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В навечерие праздника (18 января по н.ст.) великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.


Великое освящение воды

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения oглашенных, которое в древности совершалось в навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. В Русской Православной Церкви водоосвящение в навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.
Рисунок


Богоявление

Великая Агиасма
Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектеньи великого освящения воды Церковь молится:
«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну (сильную)…».

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.
Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».


В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д.
Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пнем без сомнения сию святую воду».


Богоявленский кафедральный собор в Екатеринбурге

В день Святого Богоявления свой престольный праздник отмечает Богоявленский кафедральный собор, располагавшийся на Кафедральной (ныне – пл. 1905 года) площади города. Сохранились фундаменты собора.
История собора такова: в  1747 году в центре Екатеринбурге был возведен Богоявленский храм. В 1755 году к церкви пристроен придел в честь апостолов Петра и Павла. В 1770 году этот придел был разобран и перенесён на Вознесенскую горку, где был восстановлен в качестве Вознесенской церкви, а на его месте 17 июля 1771 года был заложен каменный 2х-этажный собор. 30 марта 1774 года Богоявленский престол на первом этаже был освящён.

В 1833 году собор приобрёл статус кафедрального. У собора проходили самые значимые мероприятия в жизни города, крестные ходы, встречи почётных гостей. В годы Первой мировой войны верхний храм кафедрального собора использовался как полковая церковь 126 запасного пехотного полка.

В январе 1930 года храм был закрыт, а летом того же года — взорван для получения строительного материала.



http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/news/2015/01/18/10592/
Изменено: Ольга Исаковская - 29.01.2016 18:03:57
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
В размышлении над цветочным убранством иконы к празднику Преображения и в поиске образного сюжета композиции, как вариант, предлагаю заглянуть в журнал Фома, в котором есть статья А.Моисеенкова: "Иконография иконы Преображение Господне"

http://foma.ru/ikonografiya-preobrazheniya-gospodnya.html  и, в частности, в ней говорится о символике  иконы Преображения:

Половину пространства иконы занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение — они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.

Рисунок
Преображение Господне, икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, xv в

На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно — Фавор гора лесистая. Но деревья — это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе  растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение — это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.

На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл — они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.

Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы — как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.

Фигуры Илии и Моисея — целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно,  Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей — умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира — мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.

Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно — ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый  рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле.
 
И действительно — Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит — и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28 ).

Рисунок

Рисунок


p.s. На мой взгляд, из того, что особо выделила жирным шрифтом и подчеркнула в тексте уже можно подобрать и составить не один вариант райского цветочного убранства у праздничной иконы Преображение Господне, не так сильно уж "зацикливаясь" на выборе одних лишь белых цветов только потому, что богослужебные облачения в этот день будут - белыми! ;););)

Хотелось бы, чтобы некоторые из наших пользователей еще раз прочли строчки о мандорле и ее значении: "По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы — как самых совершенных людей во Вселенной. 

Быть может, что теперь многим станет совершенно понятно почему же в качестве основной формы цветочного убранства у иконы, лежащей на аналое, все-таки, надо смело отдавать предпочтение округлым ее видам- кругам и дугам - как разъясняет всем нам праздник Преображения!;)
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
В продолжение размышлений о празднике Преображения хотелось бы поделиться такими, на мой взгляд, малоизвестными сведениями и необычными иконами.

Думаю, что они могут послужить дополнительным источником вдохновения для наших будущих работ.


...Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 27 сентября (14 сентября по ст. ст.) Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте...

...Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях и в богослужебных текстах, этот сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла. Так, в росписи церкви Спаса на Нередице (1199 г., Новгород Великий) Преображение представлено среди страстей, рядом со сценой «Вход в Иерусалим». В росписи церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 г., Псков) Преображение расположено между «Входом в Иерусалим» и «Омовением ног». В русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между «Входом в Иерусалим» и «Распятием»...



И еще немного самих изображений (см.ниже). Обращаю внимание на красный цвет!

Рисунок
это византийская икона 12в.

Рисунок
фреска в Кипрском храме (предполагаю, что это 16в.)

Рисунок
Псковская икона 16в.


Пока всё, что смогла найти о возможном красном цвете для фона в данном случае - торжество вечной жизни. А пару дней назад мне иконописец говорила, что красный, огненный фон используют для изображения пророка Илии (да, это факт).


Кроме этого, интересна мозаика 6 века - с точки зрения использованных символов. Думаю, это тоже может когда-то пригодиться. По крайней мере, для размышления!)

Рисунок




Источник: Заметки по иконографии Преображения Господня

и иконы
Изменено: Юлия Кудрявцева - 21.08.2016 20:05:52
В помощь цветоукрасителям в поиске идеи для составления цветочного убранства у иконы Преображение Господне к празднику Преображения. 
Вчера прочла заметку к празднику Преображения на странице ВКонтакте у Романа Колеснева, который пишет: 

"Скоро грядёт великий праздник Преображения Господня.
В народе его называют "Яблочный Спас". В городах народ ломонётся в храмы "святить яблоки". Священники после литургии будут ходить вокруг храма насквозь промокшие от святой воды и кропить всякие фрукты. Смысл праздника интересует единиц, а смысл для большинства - вкусить "великую святыню" - освящённое яблочко.
Но вообще-то, даже если не останавливаться на основном смысле праздника Преображения - явления Божества и Христа и возможности людям реально наполняться нетварным фаворским светом, то в церковных канонах изначально сказано только о винограде потому, что из него делается вино для Причастия. Поэтому, до Преображения положено воздерживаться от вкушения винограда. Люди приносили в храм виноград, его освящали, молились за принесших и после вкушали. (Лоза - символ Христа, розги - символ христиан, творящих Его заповеди). Поэтому, по большому счёту, если уж отталкиваться от традиций, то Спас не яблочный, а виноградный)).
Ну, а в северных районах, где виноград не растёт, люди приносили в храм первые созревшие фрукты, ко времени праздника Преображения - это, основном, яблоки и груши (по Библии, первые плоды должны быть принесены в храм Богу и только потом их можно вкушать). Называется это - приносить Богу начатки в знак того, что человек верит, что это именно Бог дал ему эти плоды.
А сегодня это, к сожалению, превратилось в непонятную традицию. Освящают яблоки (в молитве, кстати, ни слова не сказано об освящении яблок, говорится только о том, чтобы Господь благословил людей, принесших в храм дар) и считают это великой святыней. Хотя яблоки - обычная пища, а освящение фруктов, точнее их принесение в жертву Богу, - выражение благодарности Богу за урожай. И освящение яблок в духовном смысле - такое же самое, как освящение любой пищи на столе."

В легкую вижу, что из этого сообщения можно уже выделить несколько вариантов с идеями для цветочного убранства - это и символическое отображение самого Библейского сюжета, и идея с нетварным фаворским светом, и выражение благодарения Богу за новый урожай! 
Дело - в малом, за нами, сориентировавшись на сюжете - правильно и, по-церковному, красиво выставить или подать весь приобретенный либо принесенный прихожанами в храм растительный материал с плодами и цветами! Сама же размышляю над вариантом убранства из белых цветов и сортов винограда))
Время на обдумывание подходящих вариантов пока есть. Успешного всем творчества во славу Божию!


p.s. К слову сказать, о Преображении Господнем на горе Фавор говорит и протоиерей Андрей Ткачев в передаче Евангелие дня: "Слава и грех, красота и безобразие"  https://www.youtube.com/watch?v=hkfZKJ3SlSM
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Утро вечера и впрямь мудренее! С радостью отметила я себе в продолжение ко вчерашнему сообщению о неожиданно посетившей меня, поутру, замечательной идее по расстановке цветов в убранстве))  И, пожалуй, применимую лишь только на праздник Преображение Господне, когда в цветочном убранстве любая, даже мелкая ХРИЗА и та, должна и впрямь слепить, смотреть в глаза!!! 

То есть, имея ввиду нетварный фаворский свет, который на горе Фавор ослепил своей яркостью апостолов Петра, Иакова и Иоанна, и нам нужно выставлять цветы в убранствах у всех праздничных икон Преображения смотрящими именно на зрителя, чтобы подобным действием намекнуть, напомнить, подчеркнуть основной смысл праздника Преображения - явление Божества и Христа и возможности людям реально наполняться нетварным фаворским светом!  Как вам идея, одобряете?
126503-1.jpg (36.57 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
..И, пожалуй, применимую лишь только на праздник Преображение Господне , когда в цветочном убранстве любая, даже мелкая ХРИЗА и та, должна и впрямь слепить, смотреть в глаза!!!

То есть, имея ввиду нетварный фаворский свет, который на горе Фавор ослепил своей яркостью апостолов Петра, Иакова и Иоанна, и нам нужно выставлять цветы в убранствах у всех праздничных икон Преображения смотрящими именно на зрителя, чтобы подобным действием намекнуть, напомнить, подчеркнуть основной смысл праздника Преображения - явление Божества и Христа и возможности людям реально наполняться нетварным фаворским светом! Как вам идея, одобряете?

НЕА
Думаю, для таких целей можно найти другой подход.

К тому же, как я выше давала ссылку на иконы по Преображению - это праздник из страстного цикла. Поэтому, "слепение" глаз цветами, по-моему, мимо темы. Мы ослепнем глядя цветам в глаза и уже ничего соображать не сможем. А если это праздник из страстного цикла, то и смысл тут куда выше и глубже, чем простое сияние.
Если НЕА, то тогда, надеюсь, поделитесь своим решением... ))

... Истинно так и кто бы был против, но у меня задача не стоит отобразить смысл и так крепко ослепить зрителя цветами в убранстве у праздничной иконы, чтобы .."уже ничего соображать не сможем",  а ведь совсем иная, - посредством изменения угла наклона в расстановке цветов попытаться символически отобразить в цветочном убранстве у иконы Преображения ту силу яркости возникшего нетварного фаворского света, так сильно испугавшего учеников Христа и не более. 
Так, когда прочла в журнале Фома: "Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть аллегорический посыл — они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света", то мне и пришла простая идея с отображением силы этого света, поскольку сам сюжет созерцаем на иконе.  Тут же приводят и разумное напоминание, как предупреждение о необходимой предварительной подготовке.))


Кстати, Юлия, а может Вы и подскажите, к какому бы еще церковному празднику можно таким образом преподать цветы в цветочном убранстве и в такой же роли?
 Мой же ответ однозначен, - только к этому, поскольку и факт появления подобного света один.  Хотя тут надо бы отметить, что частенько, просматривая в интернете фото с цветочными убранствами у икон к другим праздникам, все же встречаю в работах цветы, выставленные с активным взглядом на зрителя, что печалит.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Страницы: Пред. 1 2
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)