Простите, забыла поблагодарить Людмилу Александровну за теплое приветствие. Было несколько работ, но есть проблемы с фотографиями, и не хватает времени для их решения. И еще, только, пожалуйста , не сердитесь, вопрос: в прошлом году на праздник Сретения Господня Вы использовали в композиции орхидеи, и символизировали они Младенца Иисуса, - это неудачный вариант украшения, или допустимый случай использования определенного сорта орхидей?
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
22.04.2013 14:41:03
|
|
|
|
22.04.2013 23:56:34
Представляете, что и я, вот только, тоже собралась обратиться к выполненной мною в прошлом году, на праздник Сретения Господня, работе с использованием веток мелких, белых орхидей,- дендробиумов, как Вы меня опередили. Забыла где же этот материал находился, в какой теме и нашла его, пока 59 страниц форума не перелистала. Спасибо Вам за то, что мне напомнили, т.к. отвечая на Ваш вопрос, скажу: -нельзя назвать это неудачным вариантом украшения,но по возникшей ситуации, он возможно, что более подходит, как допустимый случай использования определенного сорта орхидей. Уже при виде и при покупке цветов у нас, в Москве, на оптовом цветочном, Рижском рынке, быстро сложился и весь образный сюжет работы. Всему тон и идею задали, ну, просто огромные по размеру и великолепные белые, однголовые хризантемы "Антонов" и крепкие ветки лилий "Сибирики", а вот для "лучей", по форме, - подошли, из оставшегося на продаже, только вот эти, с большим количеством разных по величине бутонов на ветках, мелкие белые дендробиумы. Признаюсь, что тут, в поиске формы, особого значения не придала и виду почти еще не раскрытых на ветках цветам. Перечитав, сегодня, свой, быстро написанный и поздним вечером, пост#36 от 13.02.12г., темы Непосредственно, еще при работе мы этот момент, конечно же, разобрали, а вот, к моему сожалению, более точную редакцию в посте, пришлось внести только сейчас, за что Вас, Татьяна, искренне благодарю.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
|
|||
|
|
23.04.2013 00:30:59
Я рада, что все прояснилось, и хочу заметить, что Ваше изменение в пояснениях к работе, несомненно улучшело для меня ее восприятие
|
|
|
|
23.04.2013 01:26:31
![]()
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
|
|||
|
|
23.04.2013 01:42:43
Сколько бы мы ни рассуждали, основой всегда будут образы Священного Писания и символика христианского искусства, в котором главную роль играет цвет и форма, то есть, прежде чем мы приступаем к растительному трудничеству, надо понять, что необходимо постоянно и постепенно вводить себя, свой разум и душу в богословие растений. Что это за темы? Во-первых уяснить для себя, что такое Божественная красота, а не наши женские охи и вздохи (простите, это отрицательная сторона женской чувственности, но есть и много положительных сторон, в Евангелии Господь нас только ободряет); во-вторых, понять, что это за третий день творения и какой в нём жизненный и духовный смысл в радости созерцания; в-третьих, тема флоры в Священном Писании и история растительной христианской символики; в-четвёртых, растения в жизни и иконографии Спасителя, Пресвятой Богородицы и святых; в-пятых, большая тема из подразделов состоящая, о символике в жизни Церкви. Основа искусства Церкви - это символы! Это закон Церкви! И ему надо подчиниться. Без знания образы могут быть только чувственными и личностными по восприятию или, что не лучше, исключительно декоративными или как теперь принято говорить - дизайнерскими. Для нас неважно в каком ряду классификации стоит роза - это символичный цветок в нашей Церкви (его, кстати поставили во второй ряд), лилия, нарцисс, пальма, миндаль и многие другие, а тем более виноград и пшеница, даже если её относят к сухоцветам - всё это Богово. Кстати, виноград - это древо, иначе он не стал бы образом Церкви, поскольку виноградная лоза с возрастом превращается в толстый и высокий ствол. Это ясно видно на иконах. Если изучать тему древа в иконографии, то уже куда как осмысленнее будет подход к украшению храма к праздникам Рождества и Святой Троицы! Для нас кроме цвета очень важна форма! И это всегда нас будет волновать - уместно ли по форме или нет? Девочка из хора - не эксперт в нашем деле, да и мало тех, кто в вопросе церковного цветосложения разбирается. К большому сожалению многие батюшки на это даже внимания не обращают, а ведь растительные образы являются и многочисленными образами проповедей известных святых отцов, не говоря уже об образах Библии. Если хотите, отношение к растительному миру для христианина - это показатель его духовного состояния и восприятия мира, как органического целого. Городская жизнь не способствует даже христианам сегодня относиться к растительному миру, как к живому, который Бог создал, прежде всего, для созерцания и познания создан - для спасения. Очень важная эта тема в воспитании детей. Поэтому у художников цветосложения в Церкви задача, прежде всего, духовная, а не эстетическая и, что хорошо за оградой храма, в домашней обстановке, порой вредно в стенах и даже в ограде храма. В Православии должен постепенно вырабатываться свой стиль не ради различий с католиками, а потому что догматически мы разные, значит и образы другие. Можно быстро научить каркасы делать, оазис резать, да с плёнкой и сеткой работать. Только из дерева можно лопату сделать, а можно икону, так и из цветов, не всё то золото, что блестит. Не всё красивое, с точки зрения эстетики, уместно в храме. Композиции растительные очень близки к скульптуре, которая никогда в Православии не запрещалась, просто в нашей Церкви особый подход к своеобразию скульптуры, об этом говорят чтимые чудотворные образы, только в Западной Европе пластика всегда носила внешний формообразующий характер (важна внешняя красота линий и форм), а на Руси смыслообразующий. Нельзя из первого класса сразу в аспирантуру шагнуть, процесс должен быть постепенным. Что касается дендробиума, то на мой взгляд, это вид из-за своих изящных размеров можно использовать, так как форма не так выразительна из-за миниатюрности цветка, но нежность и ступенчатая форма имеют свою ценность. Несмотря ни на что, все рассуждения и общение имеют большое значение, так как, рано или поздно будет выстраиваться именно православный стиль в духовном смысле, а переходить от буквы к духу всегда непросто и болезненно."Природа перманентно являет собой человеку некий загадочный иероглиф трансцендентного, а художественное творчество с помощью образа пробует его оригинально разгадать. Без этого искусство превращается в утилитарную вещь". В.С. Кутковой
Изменено: |
|
|
|
23.04.2013 10:55:43
Абсолютно согласна с Ольгой Дмитриевной. Правда, виноград - это все же многолетняя деревянистая лиана. Иногда, даже покупая виноград в магазине, можно найти гроздь с закрученными усиками
|
|
|
|
11.08.2013 00:01:44
Доброго времени суток всем форумчанам!
Сегодня, в композиции на стол молодоженов, я впервые использовала молочай окаймленный - очень нежненький, безобидный цветочек. Оказалось, что только на первый взгляд! Млечный сок этого растения, оказывается может вызвать аллергическую реакцию! Мне "посчастливилось" на себе это испытать!!!! Сталкивался ли кто-нибудь из форумчан с такой проблемой? Выходит, что нельзя использовать это растение в композициях (не дай Бог аллергия будет у невесты), но скорее всего, это реакция не на пыльцу, а на сок, который вытекает при срезке. Буду очень признательна за советы. Спаси Господи. |
|
|
|
12.08.2013 00:41:00
Да, действительно, сок молочая вызывает сильное раздражение кожи, но в срезке используется и хорошо стоит при соблюдении некоторых правил. Стебель подрезают и дают время на стекание сока. Когда сок перестал выделятся, срез тщательно вытирают тканью или на несколько секунд опускают в кипяток. Теперь растение можно ставить в воду. Во избежание неприятностей рекомендуют работать с цветами в перчатках. В вазе стоит приблизительно неделю, а то и больше.
|
|
|
|
12.08.2013 12:43:29
Спасибо, Татьяна, очень ценная информация.
|
|
|
|
12.08.2013 15:44:34
Леночка! Искренне сочувствую Вам , что такое случилось при работе с молочаем. Спаси Господи за предупреждение и информацию. Видео: "Молочай. Виды молочая" и в котором на 4.2мин. есть и про молочай окаймленный: Мне приходилось использовать молочай окаймленный, но всего 1-2 раза за все время работы и то в малых количествах, быть может, поэтому и ничего подобного со мной не произошло. Хорошо еще, что у молодых или у кого-нибудь из гостей на этой свадьбе такой реакции, как у Вас, не произошло! Ведь случайно или по любопытству кто-нибудь оторвал бы красивый листочек понюхать да и попробывать на вкус и тут тебе,- весь результат на лицо! Как же тут у Вас очень рискованно и опасно получилось! Вот, на видео " Опасные комнатные цветы" где, на 2.2 мин, речь о воздействии молочая Аналогичное ведь, по случайности, может произойти и при использовании таких молочаев и других красивых, но ядовитых цветов, в цветочных убранствах на праздники.Торговцы цветами предлагают,- наша ответственность лежит и в выборе материала. Все у того же, всеми нами любимого писателя-филолога А.Н.Стрижева в работе" Цветы и храм", читаем поучение: " Не для храма растения сомнительного достоинства с пьянящими, тяжелыми запахами. Не приличествуют святому месту и ядовитые растения..." К примеру такие, как на видео "Удивительные растения" : Когда в интернете подробнее прочла о молочаях да и посмотрела дополнительно еще на видео, то оказалось, что есть и другие подобные молочаям "цветы-красавцы" об опасности которых надо не забывать формируя убранство и помнить при выборе и покупке. Очень часто красота и яркость цветов уже сигнализирует нам о их ядовитости, например, такие как гиппеаструмы, антуриумы, пуансеттии, диффенбахии, азалии, кротоны, фикусы и многие другие. О видах ядовитых комнатных цветах-убийцах в доме,где на 0.4мин. идет опять речь о молочаях. а ниже даю еще и ссылку: виды молочаев в саду: О воздействии молочая прочла такое: Млечный сок молочаев способен вызвать жжение и волдыри на коже, а при попадании в глаза - временную слепоту.Вкус у млечного сока очень острый и жгучий. Поэтому животные избегают дотрагиваться до молочаев. В теле растения сок находится под некоторым давлением, и стоит надломить лист или веточку, как он выступает и попадает в рот, прежде чем животное успевает отстраниться. Сок обжигает, и животное хорошо запоминает это растение. Молочаи, которые произрастают в наших полях и лесах, называли когда-то "бесовым молоком". Если "бесово молоко" случайно попадет в глаза, человек может полностью лишиться зрения. Внешне эти растения не сильно различаются между собой. У них прямой, ветвистый стебель, очередные или супротивные листья в основном ланцетной формы, зонтиковидные соцветия желто-зеленого цвета. А главное - белый млечный сок. (Есть одно исключение - без млечного сока Будьте осторожны. Пожалуйста, не забывайте, что все эти растения ядовиты. Работать с ними желательно в перчатках. А после работы помыть руки. Ядовитые молочаи. Млечный сок молочаев - самый богатый по разнообразию ядовитых веществ в нем содержащихся. Он был известен и использовался древними египтянами, греками и римлянам. Исследователи полагают, что семейство молочайных получило свое название от слова "эвфорбиум". Так в древности именовалось вещество, получаемое из африканских молочаевEuphorbia resinitera и Euphorbia canariensis . Это высокие безлистные растения, похожие на кактусы. На ребрах стволов растений делали надрезы и затем собирали млечный сок, твердеющий на воздухе. Он использовался как целебное средство. В прошлом сок применялся при укусах бешенных животных, для выведения веснушек, мозолей и бородавок. Вещество евфорбий получали также в странах Юго-Восточной Азии, на Аравийском полуострове и в Египте. Собирали его очень осторожно, завязывая рот и нос платком, чтобы пыль евфорбия не попадала в органы дыхания. Пыль вызывала сильнейшее чихание, воспаление слизистых путей и пузыри на коже.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
|
|||
|
|
04.02.2014 20:03:42
Хотела бы добавить к теме. Когда я, еще в самом начале своей цветочной работы в церкви, подошла к отцу настоятелю с подобными выше разговорами, то он мне ответил так: "Если мы делим растения на хорошие и плохие, то верим что они могут быть магическими или иметь какой-либо сакральный смысл. А это противоречит нашей православной вере. Все растения сотворены Господом и только люди вкладывают в них плохой смысл." И потому, запретил мне так делить растения и благословил использовать любые растения в цветочных украшениях. Даже и колючие. Я же, конечно, кактусы не использую при убранстве икон цветами (хотя он и их отметил добрым словом), но лютики, пижму, красную гвоздику и веточки с плодами боярышника использую, в зависимости от Праздника. ![]() |
|||
|
|
06.02.2014 22:54:42
Вполне согласен. При этом, разумеется, нужно руководствоваться такими критериями, как безопасность, сочетание с интерьером и проч. Важно учитывать и менталитет местного населения, деликатно воспитывая прихожан и постепенно искореняя предрассудки. Насчет кактусов - на Святой Земле видел украшенные ими храмы, только не внутри, а снаружи, в палисаднике. |
|||
|
|
13.02.2014 22:01:09
Отец Олег, благословите. Важен не менталитет населения, а Предание Церкви. После грехопадения вся природа повреждена, не только человеческая. В иллюстрациях Шнорра, например, в сюжете "Изгнание из Рая" мы видим райские растения внутри ограды Рая и терние за его оградой. А храм - это Райский сад: "Благолепие храма означает красоту Рая, потому что божественный храм изображает Рай, или лучше сказать, представляет райские небесные дары" [Святитель Симеон Солунский], поэтому в искусстве Церкви мы видим природу не земную, а преображённую, в том числе и растительную. Преподобный Варсонофий Оптинский объясняет нам различие райских и земных красот растительного мира с помощью сравнения чудной статуи великого мастера и её осколков. В осколках сохраняются признаки красоты линий, но прежней красоты гармонии и цельности уже не получить. Грехопадение первых людей разрушило красоту Божьего мира, оставив одни осколки, по которым можно только представлять, как прекрасен был Райский сад. Не потому ли и на иконах, и стенописях православных храмов растительные формы особенные – неземные, преображённые. Из того, что в Саду Эдема была совершенная полнота бытия, и человек был другой – «из тонкой материи», можно предположить, что и растения, созданные Творцом в особых условиях, отличных от земных, также обладали не только родственными с земными растениями свойствами, но и другими – особыми – сущностными качествами и внешними отличиями от форм земной природы – «наименее чтимой материи», так как служили они человеку, в связи с особыми целями и задачами, которые были поставлены Творцом. Об этом свидетельствуют также Святитель Василий Великий, Преподобный Ефрем Сирин, Святитель Филарет Московский. Достаточно напомнить, что у розы в Райском саду шипов не было, деревья находились в непрестанном и одновременном цветении и плодоношении «вечном» (об этом свидетельствует и блаженный Андрей, Христа ради юродивый, описывая своё небесное видение Митрополит Макарий (Булгаков), обобщая разные святоотеческие мнения и высказывания относительно того, насколько сильно изменился мир после трагедии грехопадения, выделяет и ядовитость некоторых растений для человека. Неплодоносящее дерево свидетельствует о несовершенстве мира, ибо дерево существует для того, чтобы приносить плоды (вспомним неплодную смоковницу). Но точно определить степень изменения природы невозможно, так как не видели первозданной славы и красоты, хотя имеются среди святых отцов и разногласия при обсуждении степени повреждённости окружающего мира после грехопадения. Преподобный Силуан Афонский в своих «Заметках…» пишет, что «… цветы напоминают нам рай земной, в котором жил Адам, и к нему приходил Господь», но «какая красота Рая, нам неизвестно, и побывать там нельзя, потому что душа несмиренна, горделива, и за это Господь не даёт знать, что делается на небесах. Но смиренным святым Господь показывал Рай, но рассказать ясно, не скажешь, да и ум наш не понимает. Но Господь сказал: Царствие внутри вас есть. А внутри садов нет, а Дух Святой есть в православных христианах… Если бы мы были смиренны, то Господь дал бы нам видеть Рай каждый день». Поэтому и вопрос о нахождении ядовитых растений и растений-паразитов - не праздный для благоукрасителей, а разве только для благоукрасителей? А что касается колючек - это тернии и волчцы - символ греха, прежде всего, и не в безопасности тут дело, несмотря на то, что крови в православном храме быть не должно, но первопричина: свидетельство грехопадения и символический образ греха, исключает и травмоопасность. С поклоном, р.Б. Ольга. |
|||||
|
|
14.02.2014 00:39:15
Не нужно подменять одно другим. Простите, но "иллюстрации Шнорра" - не есть выражение Св. Предания, а лишь вольные "вариации на тему", не более того. Согласие отцов в учении о Рае также лежит отнюдь не в плоскости мнений "были ли у розы шипы до грехопадения". Для многих, в т.ч. и из перечисленных Вами Отцов, Рай и Мiр до грехопадения были или должны были бы быть одним целым. Например, блаженный Августин предполагает, что животные и стихии из окружающего мира не могли вредить безгрешному человеку, подобно тому, как львы не представляли опасности для святого пророка Даниила (Дан. 6:22), а ехидна не причиняла вреда апостолу Павлу (Деян. 28:5); «земля и раньше [до грехопадения, за пределами рая – свящ. О. М.] рождала волчцы и терния, но не для труда человека, а для соответственной пищи таким или иным животным, так как есть животные, которые с удобством и не без удовольствия питаются этого рода растениями; для человека же, в тягостный труд ему, она начала рождать их с того времени, как после греха он стал обрабатывать землю <…>, что и обозначается прибавлением слова тебе, так как сказано не: терния и волчцы возрастит, но: возрастит тебе, т. е. – для тебя, для твоего труда [отселе] начнет рождаться то, что прежде рождалось только для питания животных» («О книге Бытия буквально, в 12 книгах», книга 3, главы 15, 18). Упоминаемый же Вами святитель Филарет (Дроздов) в своих "Толкованиях на книгу Бытия" замечает: «Нет нужды полагать, что проклятие произвело на земле новые роды тварей. И благословенная земля могла произращать терние и волчцы, но для тех тварей, которым они служили в пользу и благо». А в Новом Завете, тем паче, критерии иные: напомню, что было открыто св. ап. Петру (Деян. 10 гл.): "что Бог очистил, того ты не почитай нечистым". "Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть" (Тит. 1:15) - это уже о "менталитете". Никто не призывает специально украшать храм "терниями и волчцами", но наличие того или иного "нетрадиционного" растения в силу ряда обстоятельств, если это никого не соблазняет, не калечит и не отравляет, вполне допустимо, ибо "ибо Господня земля, и что наполняет ее" (Пс. 23:1; 1 Кор. 10:26, 28). Напомню, что в день Успения Божией Матери на греческом острове Кефалония (Κεφαλλονιά) у чудотворной иконы Панагия Федуса в храм, к образу Пречистой Девы сползаются со всей округи, страшно сказать... небольшие маленькие ядовитые змейки, что считается знамением особой милости Божией! Храни Господь! |
|||
|
|
14.02.2014 14:20:48
Отец Олег, благословите. Я знала, что Шнорр вызовет у Вас такое отношение. И привела я его не как свидетельство Предания Церкви, а лишь пример того, что в искусстве Церкви (иконография, орнаменты, росписи) колючих и ядовитых растений нет, если только как намёк на сорняки - символ язычества при написании образа ветхозаветного пророка: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, в ней же утвердися мое сердце». И почему не сказано, что процвела пустыня как роза, но яко крин? Ведь и роза очень благоуханна и прекрасна на вид; потому что крин (лилия) при приятнейшем своём благоухании, имеет ещё три листка, коими образует три богоначальныя ипостаси Святыя Троицы, во имя которых совершается божественная баня пакибытия, разумею спасительное крещение, в котором и через которое прежняя пустыня, то есть, составленная из языческих народов церковь, очистилась и процвела, то есть обновилась как цвет, именуемый крин. Хотя и роза благоухает и имеет прекрасный вид, но не служит образом Святыя Троицы, так как имеет много листков и произрастает на растении тернистом, почему и не приличествует для показания тайны Святыя Троицы. Ибо терние Змеи Кефалонии, хотя и не имеют отношения к растениям, но как представители природы лишь являются свидетельством чуда, то есть того, что это исключение, не свойственное природе этих земных существ, которые жалят и убивают человека. Терния и волчцы (Быт. 2: 18; Притч. 24: 31; Иов. 31: 40 и др.) – символы наказания и опустошения, греха, порока, затруднений и препятствий, реальной и духовной бесплодности, пренебрежения своим делом, необдуманных слов, гибель души, последствий неисполнения Божьего промысла. Использовались как орудия пытки (Суд. 8: 7, 16) и однажды из терния был сделан венец (Мф. 27; 29; Мк. 15: 17; Ин. 19: 2, 5).[Земля], производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение. То пусть вместо пшеницы вырастает волчец, и вместо ячменя куколь (Иов 31: 40). Дурные и пустые люди сравниваются с терном и колючей изгородью (Мих. 7: 4). Смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом (Еккл. 7: 6). «Язык твой да руководится разумом твоим: слова, произнесённые необдуманно, – волчцы и терние» (Прп. Антоний Великий). В мессианские последние времена вместо терниев вырастут кипарисы (Ис. 55: 13). Святитель Григорий Богослов в проповеди о мытаре и фарисее использует этот образ греха: «Как страшен мне грех, как страшно оказаться полным терний и гроздов гоморрских, когда Христос станет судить богов, чтобы каждому воздать о его достоинству и назначить страну, сколько взор вынесет света?». Святитель Феофан Затворник в «Мыслях на каждый день», предостерегая от опасностей духовных, дополняет этот образ (Гал. 2: 16-20; Лк. 8: 5-15): «Под терниями и волчцами, подавляющими слово Божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие – под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар; незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего. Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, – выбрось из головы, а когда не выбрасывается, – подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым». Слова тернии и волчцы вообще стоят нераздельно в Священном Писании и означают весьма часто всякую растительность бесполезную, вредную, негодную, как, например, плевелы. В иносказательном смысле употребление этих слов значит опустение (Притч. 24: 30; Ис. 5: 6 и др.), посещение Божьего промысла (Чис. 33: 55), затруднение и препятствия (Притч. 22:5). Терние и волчцы были присуждены Богом земле, обречённой проклятию вследствие грехопадения прародителей (Быт. 3: 17-19). Проклята земля в делах твоих, – сказал Господь Адаму, изрекая Свой праведный суд, – со скорбию будешь питаться от нея; терния и волчцы произрастит она тебе… (Быт. 3: 17-19). «Нельзя впрочем, думать, – пишет Святитель Филарет в своих Записках на книгу Бытия, – что именно с этого времени терние и волчцы появились на земле. Благословенная Богом земля могла произращать их, но для тех тварей, которым они служили в пользу и благо; теперь она произращает их человеку и при том там, где он насаждает цветы или сеет пшеницу, дабы память о грехе преследовала его и в трудах, и в удовольствиях». В «Книге Соломона Песнь Песней» иносказательно говорится о том, что никакое окружение не может помешать человеку стать лилией или терновником: Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами (Песн. 2: 2). И душа может быть, подобной лилии, выросшей среди терна, как прекрасным растением возросла Пречистая Дева. Трудно решить, какие именно виды растений имеются в виду под этими словами. Земля произрастила для человека два вида колючек: одни отталкивают («коц», евр.), а другие цепляются («дардар», евр.). Земля отталкивает стремящегося овладеть ею человека и цепляет, когда он стремится оторваться от неё. К терниям ботаники относят многие растения, среди них: саркопотериум и ладанник, белый и шалфеелистный, расторопша, бодяк, артишок. С поклоном, р.Б. Ольга.
Изменено: |
|||||
|
|
14.02.2014 22:35:56
С Праздником Сретения Господня!
Уважаемая Ольга, Вы, видимо, не внимательно прочитали предыдущее мое сообщение, где вполне ясно говорится о том, что: а) никто не призывает специально украшать храм одними терниями, б) ветхозаветные образы имеют относительную применимость к реалиям новозаветным. Замечу также: - творения Шнорра мы относим не к иконографии, а к западной религиозной живописи; - несмотря на наличие шипов, мы не только украшаем розами наши храмы, но и традиционно букет роз вручается при встрече от прихожан и клира Святейшему Патриарху и правящим архиереям (или шипы здесь тоже имеют какой-то особый скрытый мистический смысл ??? ); - Терновому Венцу Спасителя (самой реликвии и ее многочисленным образам) мы поклоняемся как и Животворящему Древу, так что терния в Новозаветном контексте могут иметь совсем другую, противоположную, жизнеутверждающую, искупительную символику; - колючая ель, появляющаяся в храме Рождественским сочельником - символ райского Древа Жизни; - ну а если все-таки строго следовать приведенным Вами образам только как символам греха и оскудения, то Великим постом уж просто необходимо прибирать весь храм терновником, да побольше, чтобы лучше прочувствовать необходимость в слезном покаянии! |
|
|
|
15.02.2014 16:07:35
Отец Олег, благословите. Речь разве шла об украшении храма терниями, жизни по ветхозаветным законам, не использовании розы и принятии западно-европейского искусства? Ветхозаветные образы прообразовательные и в растительных символах, например, «Песни Песней» мы видим, опять же по толкованию святых отцов, Спасителя и Его Церковь, Матерь Божию и душу христианскую. Не только с роз, но и с боярышника, например, шипы всегда удаляются – это общеизвестно даже в миру. Как же можно Райский сад, в котором нет греха убирать терниями? Дом-то Божий, а не наш. Символичным представляется объяснение, почему именно из терна был возложен венок на главу Спасителя: как сказано выше, тернистые растения являются символом греха, и Господь смиренным принятием, то есть возложением на Его главу тернового венца, принял на Себя грехи мира. «Агнче Божий, Сыне Отечь, /вземляй В память о Терновом венце Спасителя патриархи и архиереи служат Божественную литургию без митр Во-первых, материал святых отцов дан для информации, а не для того, чтобы Вам противостоять, в нём более чем достаточно новозаветного материала, а не моих суждений и мнений. Во-вторых, для меня приведённые цитаты авторитетных отцов Церкви являются правилом и руководством практическим, что каждый для себя решает сам. Что касается не ели, а сосны, кипариса и кедра, как растений трисоставного Древа Креста, то здесь символика их вечнозелённости, а не колючести играет роль, как известно, лиственные деревья таким свойством не обладают. Каждому именно из этих деревьев песни церковные придают свой символический смысл (Постная Триодь, среда четвёртой недели. Утреня, Канон Преполовению и Кресту. Песнь 7). Если внимательно прочитать пост, который был Вами поддержан, то речь шла о том, что все растения имеют право быть в православном храме. Именно это и сподвигнуло меня дать материал, а вовсе не для того, чтобы вступать в дискуссию. Ведь то, что сказано двумя священниками, может превратиться в правило, и в храм с любовью понесут всё подряд: ядовитые, с различными запахами (а запахи, как известно имеют особый смысл в храме), не приличествующие по форме и т.д. В своей публикации Александр Николаевич Стрижёв, как специалист-ботаник и богослов (регалии перечислять не будем) не просто так заострил внимание на этом: исключить ядовитые и сомнительного достоинства растения. Что касается западно-европейского искусства, которое в огромном количестве присутствует в храмах России, то это обстоятельство осложняет и послушание благоукрасителей, так как композиция по стилю должна соответствовать украшаемому образу, и понимание различий – обязательное знание для аранжировщика, для убедительности привожу две работы на Рождество Христово в 2014 г. Подробный разбор – предмет полноценной лекции-практикума. Это и понимание различия готического и византийского орнаментов. В растительных орнаментах готики появилось множество реальных растений с искусственно созданной средневековой символикой, и даже включение в орнаменты пространства храмов терниев, то есть растений с колючками, которые в растительной символике Библии представляют грех: терновник, чертополох, репейник и др. Но именно орнамент, по о. Павлу Флоренскому «философичнее других ветвей изобразительного искусства» и «облекает наглядностью некие мировые формулы бытия». Нервные «колючие» и гротескные силуэты готического орнамента – яркий отпечаток душевного состояния, которому свойственно болезненное воображение. Многосложный орнамент с разнообразными фантастическими сюжетами и многочисленными уродливыми персонажами, в которых даже листья переходят в человеческие лица и наоборот, не даёт глазу остановиться и создаёт ощущение тревоги, а не мира в душе, и, несмотря на обличительный характер, образы земного греха становятся акцентом, а не святость и небесная благодать. Не напоминают ли нам эти особенности восприятия сложнокомпонентной западной орнаментики обильные, со множеством разнообразного растительного материала современные тенденции пёстрой и роскошной европейской флористики с её ориентированностью на индивидуальное лидерство в творчестве? С поклоном, р.Б. Ольга. |
|||
|
|
18.02.2014 01:05:25
Уважаемая Ольга, цитат из Свв. Отцов можно приводить много, но важно учитывать, во-первых, контекст написанного и сказанного, во-вторых, понимать, что бывают и разномыслия (такие примеры я приводил выше). Еще несколько ремарок:
Да и роза с удаленными шипами не перестает быть таковой в целостном восприятии.
![]() Поэтому настоятель и его помощники с любовью перераспределят - что подходит, а от чего лучше в тех или иных обстоятельствах воздержаться. |
|||||||||||
|
|
18.02.2014 14:55:38
Отец Олег, благословите. 1. Я понимаю и знаю, что порой святые отцы дают и противоположные ответы, но все они для нас духовные авторитеты. Понятно, что путь один, только тропинки, ведущие к нему у всех разные. Так, ведь, и священнослужители на один и тот же вопрос, нередко дают противоположные ответы. Они и могут иметь место, как индивидуально- исповедальные (что русскому - хорошо, то немцу - смерть), но нам, хотя бы научиться малочисленные уставные определения, касательно растений исполнять с уважением к Преданию Церкви, к Священному Писанию, святоотеческому наследию, и священнослужители должны нам пример показывать. Что же это будет с Церковью, если каждый, даже священнослужитель, во главу угла поставит свои личные суждения или прихожанка на послушании благоукрашения свои личные чувствования и представления в растительно-цветочных композициях будет воплощать - "красоту" домашнюю наводить. Надо разделять вопросы специальные, касающиеся церковных профессий, и вопросы индивидуально-духовные. К сожалению, нередко сегодня можно наблюдать такое явление: когда, например, молодой священнослужитель (а бывает и немолодой), не владея определёнными профессиональными знаниями о богословии растений, аргументы образовательного характера в диалоге заменяет на аргументы обличительного: гордость, прелесть, ересь и т.д.: я так сказал, а ты смиряйся... но Истина во главу угла и Она всего дороже - хиротония не является гарантом духовности и образования, что не исключает благоговейности к сану: христианства нет без Церкви, а Церкви без священства! Но невежество есть грех. 2. Конечно, Орудия страстей для христиан - святыня, но, что касается терниев венка Христова, то поклоняемся мы ему через искупительный подвиг Спасителя нашего и только благодаря Ему, как земному свидетельству Крестного подвига, а не просто самим терниям, как растениям (мы же не язычники), и, тем более, не как отрицательным символам Священного Писания, которые именно таковыми и будут представлены в композициях храмовых. 3. А, если мы будем наличие растительных символов греха ставить в параллель с упомянутыми знаками Богослужебной утвари и структурных частей храма, то превратим храм в прославление греха, так как это уже будет смешение на грани богохульства. Какова цель искусства в Церкви и преимущество образов? 4. Какие тернии могут быть у Плащаниц, Святых мощей, икон и т.д. Конечно, можно и "передёрнуть" и сказать, что это символ тех грехов, которые победили святые и т.д., чтобы всегда помнили о своих грехах, но главная цель - спасение, через покаяние конечно, но святость-то важнее, они первостепенные - в этом цель Церкви и каждого христианина и, что логично, образы малого жанра - флороблагоукрашения: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы (1 Кор. 3: 16-17). Поэтому дискуссии можно вести бесконечно, но, конечно и они крайне необходимы для всех, но и должны быть установлены правила - определения - фундаментальные правила общецерковные - соборные, да и их-то мы умудряемся не выполнять. Написано же в "Богослужебных указаниях", что на Плащаницу возлагается венок, а мы кто, во что горазд... и объяснение найдём, но, как известно, кто верен в малом, тот верен и в большом. 4. Именно поэтому византийское искусство, по части тех же терниев, так отличается от готического стиля. Есть здесь какое-то лукавство демоническое, вроде бы как обличение греха у католиков, напоминие о грехе, но глаза наши будут во время Богослужения всё время видеть этот грех в храме, а не спасение... уныние это называется в конечном итоге, а не надежда в устремлённости к чистоте и правде Христовой, не подражание святым подвижникам и не прославление святости. Если бы современные христиане в массе своей могли бы прочитывать духовные смыслы византийского орнамента, в котором, в отличие от готического терниев нет! А наши предки прочитывали! Иконография - азбука искусства в Церкви, и это надо взять за правило. 5. Исключения могут быть, но, что касается терниев, то это исключение - Терновый венец Спасителя и только. Возможно, хвойные трисоставного Древа Креста и привносятся в храм исключительно как вечнозелёные древа в своей целостности, как символ-форма вечности Церкви, вечной жизни христиан, а форма, как известно, дух бережёт, то есть надежда на спасение - светлый безгреховный образ: кипарис - милосердие, кедр - вера благовонная, певг (сосна) - истинная любовь (Постная Триодь, среда четвёртой недели, Утреня, Канон преполовению и Кресту, Песнь 7), а использовать отдельные колючие элементы в украшении праздничной иконы на аналое и не следует. Я этого не делаю, тем более можно в украшении святынь на праздник "Рождество Христово" использовать аспарагус или ваксфлауэр, например, которые внешне "хвойные" - символичные, но мягкие - без колючек. К сожалению, батюшка, понимающих настоятелей по части аранжировки цветов не так много, как могло бы и должно быть. Нередко на это послушание смотрят, как на нечто "женское", а потому "незначительное" и даже "второстепенное", что также является не церковным и не духовным. В чём-то виноваты и сами благоукрасители. так как не хотят совершенствоваться ни в профессиональных знаниях, ни в том, чтобы и помочь как-то настоятелю изменить это мнение. В растениях, в богословии растений заключено всё Домостроительство Церкви: Крест - Древо, Церковь - Древо; лилия - образ Спасителя и Его Церкви, Матери Божией; розы - Божественная благодать; нарцисс - вечная жизнь и др. Через растения Господь проповедует и сегодня, только слепы мы. Вчера работали с батюшкой (игуменом), понимающим глубоко значение этой темы в духовной жизни христианина, над материалами по теме (служит в одном из заграничных приходов нашей Церкви), и он высказал одну потрясающую мысль, когда разбирали композиции: "Праздничные растительно-цветочные образы должны стать наглядным пособием праздничной проповеди для священнослужителя". А, чтобы стать таковыми, благоукраситель должен потрудиться, а вдохновить его в этом соработничестве должен настоятель с пониманием глубокого проповедническо-просветительского характера и цели послушания в составлении растительно-цветочных композиций в православном храме (конструкций, по о. Павлу Флоренскому), а в реальной жизни (общаюсь с коллегами по всей России и из заграничных приходов) это далеко не так, к сожалению. С поклоном и благодарностью за общение, будьте с нами почаще, с любовью о Христе, р.Б. Ольга. |
|||||||||||||
|
|
18.02.2014 14:57:42
«Введение во храм Пресвятой Богородицы» 2013 г. Украшение праздничной иконы «плат с просфорной монограммой».
У Царских врат древа (крона дуба) – образ из Акафиста: Радуйся, цвете нетления; радуйся древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози . Акафист Пресвятой Богородице. Икос 7-й . Святитель Григорий Палама, обобщая святоотеческое богословие, поставляет Божию Матерь на ближайшее к Пресвятой Троице место, называя Её живой границей между сотворенным миром и несотворенным бытием Превечного Бога, Творца и Вседержителя всего сущего. Венок (корень) у Древа – образ Церкви, три лилии – образ Трилетствующей. Выносная свеча - образ Спасителя Иисуса Христа - Свет миру. |
|
|
|
18.02.2014 19:18:53
Уважаемая Ольга! К сожалению, Вы периодически приписываете мне нечто, что никак уж сказать не мог, а это называется передергивание слов. Разве где-то шла речь о поклонении "самим терниям", "прославлении греха" или "украшения плащаниц терниями"? Важно также отличать "аргументацию от противоположного" при гипотетическом рассматрении некоторых положений как "абсолютных" от собственно позиции собеседника (это, в частности, о моем "предложении" украшать храм терниями в период Великого поста. ![]() Между тем, черные великопостные катапетасма, траурные тканевые убраства и облачения, хотя и являются достаточно поздним заимствованием с Запада, прижились в нашей традиции и никак уж не ассоциируются с "прославлением греха"!). Как было видно из предыдущих публикаций, я не отвергал ни одного Вашего тезиса по существу, предлагая лишь не абсолютизировать их, возводя в ранг непогрешимых догматических установлений. Почти на все замечания, а также приведенные мною Святоотеческие мысли и цитаты Священного Писания, также не услышал внятного аргументированного ответа - разговор обычно переводится на какую-то другую тему. Конечно, можно было бы еще поговорить о многих образах и Едином Первообразе в контексте поклонения, "скользящей" многосмысловой аллегории, присутствующей в святоотеческой экзегезе библейских текстов, букве и типологии, соотносимости покаянного настроя, архитектуры, живописи, гимнографии и убранства и т.п., но как только общение начинает сводиться к терминам "богохульство" и назидательным увещеваниям, предпочитаю поставить точку, откланяться и пожелать помощи Божией в трудах! |
|||
|
|
19.02.2014 13:35:54
Досточтимый, отец Олег, благословите. Простите, батюшка, но это самое простое, что можно сделать, бросить своих овец. А слова и предложения, порой, понимаются по-разному, пишущим и читающим - разный смысл вкладывается. Мы тоже понимаем, что такое типология, экзегетика, аллегория... только тема у нас такая, что затрагивает все аспекты богословия, что весьма непросто. Может, и мне откланяться, тем более, что именно сейчас времени нет совершенно, да и сил тоже, да и Людмиле Александровне есть, чем заниматься, тоже время не всегда бывает... Вот и ещё одно доказательство того, что благоукрасители не окормляются, чувствуют себя ненужными, а порой и навязчивыми, и им очень нелегко в этом нелёгком и многоскорбном послушании. Простите Христа ради, р.Б. Ольга.
P.S. О навязчивости и непонимании это я не о себе, а то вновь какой-то иной смысл будет придаваться вышесказанному. Милостию Божией рядом священники-богословы и исповедники, игуменья, молитвами и участием которых поддерживается постоянно желание познавать и трудиться.
Изменено: |
|
|
|
19.02.2014 17:14:49
Доброго всем дня! Признаюсь, что несколько раз перечитывала все сообщения по теме, которую затронула Татьяна Пушкарева, в том числе и статью А.Стрижева «ОСТАТКИ РАЯ НА ЗЕМЛЕ: Растения в русском церковном обиходе», и с нескрываемым волнением следила за сложным, изобилующим многочисленными цитатами из святоотеческих книг и высказываниями почитаемых нами святых отцов нашей Церкви, диалогом о.Олега Мумрикова и О.Д.Маловой.
Поскольку в моей голове все труднее укладывалось прочитанное, несомненно, очень важное для каждого христианина – о терниях, об орнаментах, о стилях, об иконографии, о богословии растений и многом-многом другом, - вернулась к сообщению Татьяны.
Собственно, фраза «…… и благословил использовать ЛЮБЫЕ растения в цветочных украшениях….» и явилась предметом данного разговора. Что понимается под словом «любые»? Почти уверена, что речь вовсе не шла о заведомо ядовитых растениях, которые собиралась использовать Татьяна, скорее всего, и от колючего боярышника берется «веточка с плодами» для создания гармоничной композиции. На мой взгляд, о.Олег очень правильно уточнил и дополнил: «При этом, разумеется, нужно руководствоваться такими критериями, как безопасность, сочетание с интерьером и проч. Важно учитывать и менталитет местного населения, деликатно воспитывая прихожан и постепенно искореняя предрассудки». Трудно не согласиться с тем, что благоукраситель непременно должен иметь знания, хотя бы элементарные, о растениях, которые предполагается использовать, чтобы не нанести вреда и окружающим, и себе (как это, к сожалению, бывает). Это касается использования, по незнанию, ядовитых растений. Использовать лютик мне как-то не приходилось, но может, в силу своей доступности, многие не знают о его ядовитости или не придают этому значения, - о чем и предупреждает А.Стрижев в своей статье (и не только о лютике). Сейчас нельзя пожаловаться на отсутствие литературы и справочников о растениях, да в интернете много полезной информации. Кстати, это необходимо еще и потому, что и рынок нам предлагает много растений, о свойствах которых не всегда дают продавцы консультации: это и растения тропического происхождения, и молочаи, и гипераструмы, и ранункулюс (лютик азиатский) и пр.
----------------------------------------------
|
|||
|
|
19.02.2014 17:25:22
Опять возвращаюсь к тому, как хорошо, что Татьяна открыла эту важную тему, а иначе бы мы и не увидели новых работ Ольги Дмитриевны Маловой, которыми она с нами поделилась. Жаль, что, конечно, не в фотогалерее нашего форума.
![]() ![]() И слава Богу, что о.Олег, несмотря на колоссальную занятость, находит время и для нас. Думаю, что общение на волнующие нас темы, связанные с цветочным убранством, каждый из нас, без сомнения, находит в своих храмах. Во всяком случае, в нашем храме это происходит только так - настоятель нашей Георгиевской церкви всегда и во всем наставляет, направляет и доверяет нам. А как возможно иначе? Возникает очень много вопросов, очень много переживаний из-за существующих в цветочном благоукрашении разночтений, разных направлений, нет как таковых правил, совсем немного источников полезного материала и опыта, на которые так нужно опираться благоукрасителям. Может поэтому, излишняя эмоциональность и появляется в сообщениях, и напряженность, ведь у всех есть желание все самое лучшее, все самое чистое донести через цветы прихожанам, прославляя Творца и Создателя – Бога. А у кого не бывает трудностей? - С нами Бог.
----------------------------------------------
|
|
|
|
19.02.2014 18:00:26
И еще хочу рассказать об одной истории, которая произошла прошлым летом, в самый разгар жаркой погоды в нашем храме. Настоятель нашего храма позвонил мне по телефону и рассказывает, что он везет в машине необыкновенно красивый цветок в горшочке (название которого он не упомнил), который передан в дар нашему храму и его хорошо бы посадить на прихрамовой территории. Цветок, - говорит, - очень необычный, говорят, очень модный, быстро разрастается и будет большим кустом, пахнет очень приятно.....но так сильно, что очень сильно разболелась голова, несмотря на то, что открыты все окна в автомобиле. Пытаюсь расспросить поподробнее, какие цветки, какие листья и т.д. и понимаю, что растение сие называется Дурман обыкновенный, или дурман-трава, или датура, что собственно через некоторое время и подтвердилось при ближейшем рассмотрении. Договорились с батюшкой, что он очень аккуратно поставит его куда-нибудь подальше от глаз, среди посаженных кустов, чтобы потом определиться с его "судьбой".
Небольшое отступление. Огромные чудо-колокола датуры, или в русском варианте, дурман травы, источают дивный тонкий аромат, обволакивающий и дурманящий. Цветы дурмана очень быстро увядают, но это компенсируется тем, что их на кусте бывает очень много. Красота растения достаточно коварна, она скрывает страшное свойство - его ядовитость. Ядовитым в датуре является все: стебли, листья, цветы и даже корни! «Бешеное зелье», а именно так еще называют в народе датуру, получило такое народное название за свойства растения, которое при приеме внутрь вызывает фантастические галлюцинации и бред, а в больших дозах приводит к длительным психическим расстройствам, безумию, потере памяти. Вот такой получился подарок. Дурман однозначно решили на территории храма не сажать, во избежании неприятностей, ведь может кто-то, а особенно детишки, они народ любопытный, нечаянно прикоснется или еще что.... Ну о плохом можно не продолжать. Но судьба его сложилась благоприятно: одной из прихожанок он настолько приглянулся, что несмотря на все наши увещевания, она увезла его себе на дачу, аргументировав, что детей маленьких у них нет, а рядом - помойка, где и будет благоухать сие растение. О дальнейшей судьбе датуры не знаю, но сдается мне, что близкие родственники совсем не обрадовались такому выбору. А чем все закончилось - Бог весть.
----------------------------------------------
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)