Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
Цитата
Ольга Малова пишет:
но это самое простое, что можно сделать, бросить своих овец
Интересно как получается: в храме "терниям" места нет, а едким уколам на форуме - пожалуйста! smile;)

Поясню: просто-напросто мне было прислано письмо одним из участников форума с просьбой прокомментировать один из постов о выборе материала, что и было сделано, на большее ничуть не претендую, хотя с работами глубокоуважаемого А. Стрижева и др. авторов вообще-то знаком еще с рубежа 1980-90-х.
Тональность и стиль беседы определяет ее целесообразность и продуктивность, поэтому, чтобы она продолжалась (во всяком случае - с моей стороны) следует избегать фраз, подобных цитированной (особенно в сочетании с "благословите!" - дисгармонично как-то выглядитsmile:)) и переходить на личности.

Цитата
Ольга Малова пишет:
Высказал одну потрясающую мысль: "Праздничные растительно-цветочные образы должны стать наглядным пособием праздничной проповеди для священнослужителя"
Это вообще-то вполне очевидный основополагающий принцип, иначе украшение храма теряет всякий смысл! Также убранство не должно отнимать внимание служащих и молящихся от главного - богослужения и иконографии, а напротив, - помогать сосредотачиваться на молитве. Дальше - свобода творчества в рамках допустимого богословского разномыслия и эстетического здравомыслия.
Что касается опасных для здоровья растений, речь-то вообще о другом: отрицательными мистическими смыслами богодухновенные авторы вторично наделяют то, что вышло из Рук Божиих лишь применительно к состоянию падшего человечества. А в бытовом аспекте мистики вообще никакой нет - ядовитыми и опасными ратениями не будет украшаться не только храм, но и обычное кафе, офис, жилище и проч. В школе такой предмет есть, называется ОБЖ smile:)
Хотелось бы поблагодарить о. Олега за внимание к нашему форуму!
Было итересно узнать мнение батюшки об украшении храма.
Спаси Вас Господи!
Цитата
Свящ. Олег Мумриков пишет:
Что касается опасных для здоровья растений, речь-то вообще о другом: отрицательными мистическими смыслами богодухновенные авторы вторично наделяют то, что вышло из Рук Божиих лишь применительно к состоянию падшего человечества. А в бытовом аспекте мистики вообще никакой нет - ядовитыми и опасными растениями не будет украшаться не только храм, но и обычное кафе, офис, жилище и проч. В школе такой предмет есть, называется ОБЖ smile:)

Я полностью согласна с о.Олегом. И именно это и имела в виду, когда писала заметку. И думаю, что мало людей не знакомых с ядовитыми растениями. Соответственно, ими никто церковь украшать не станет. Это даже не обсуждалось, как само собой разумеющееся. Я написала именно по поводу мистики ненужной. Я против того, чтобы ее привносили в церковь и придавали этому такое повышенное значение.
Цитата
Татьяна Пушкарева пишет:
Цитата
Свящ. Олег Мумриков пишет:
Что касается опасных для здоровья растений, речь-то вообще о другом: отрицательными мистическими смыслами богодухновенные авторы вторично наделяют то, что вышло из Рук Божиих лишь применительно к состоянию падшего человечества. А в бытовом аспекте мистики вообще никакой нет - ядовитыми и опасными растениями не будет украшаться не только храм, но и обычное кафе, офис, жилище и проч. В школе такой предмет есть, называется ОБЖ smile:)

Я полностью согласна с о.Олегом. И именно это и имела в виду, когда писала заметку. И думаю, что мало людей не знакомых с ядовитыми растениями. Соответственно, ими никто церковь украшать не станет. Это даже не обсуждалось, как само собой разумеющееся. Я написала именно по поводу мистики ненужной. Я против того, чтобы ее привносили в церковь и придавали этому такое повышенное значение.
Чтобы быть полностью согласной с чем-либо, необходимо изучить вопрос глубоко, широко, основываясь на исследованиях авторитетов в узких областях знания, то есть всегда быть готовой аргументировать своё мнение, тем более, что в Церкви "личных" почти не бывает, так как главенствует "соборное".  Не такой уж простой этот вопрос о "неприличествующих растениях", тем более, что причины тому, аспекты в характеристике растений могут быть разными. Я попыталась сделать объективный анализ, в том числе и по форме. Материалы получились объёмные, и на меня саму произвели слишком сильное впечатление. Трудно понять, что имеется в виду, когда говорят о "мистике растений" в Православии, но, поскольку материал, например, об орхидеях получился довольно большим, скажу лишь одно, уже для первых христиан, форма, которая дух бережёт, играла основополагающую роль, и орхидея была исключена из христианской символики сразу и навсегда: в искусстве Церкви такой формы нет и по сей день. В настоящее время материалы читают богословы, и, несмотря на то, что они довольно объёмные, а сокращать нельзя, так как информация слишком важна, как историческая, так и культурологическая, позднее я их предложу для чтения, так как замалчивать эти вопросы мы не вправе, тем более, что существуют решения Вселенских соборов, которые к этому вопросу имеют прямое отношение. А о ядовитых, то есть о том, что "ими никто церковь украшать не станет", немного информации даю, чтобы сделали выводы о том, что в храмовом пространстве, в отличие от светских кафе и офисов (возможно), ядовитые растения используются весьма широко:
"Некоторые приятные запахи способны раздражать слизистую оболочку и кожу, поэтому ботанические знания о таких особенностях флоры необходимы при работе с ней. Есть цветы аллергены (примула), при частом   прикосновении альстромерия и монстера могут вызывать кожные дерматиты, пестролистные (аглаомена) – воспаление кожи; аспарагус (ядовиты ягоды) – раздражение слизистой оболочки; у алоказии все органы ядовиты, а листья опасны для слизистой, как и млечный сок кливии и кротона, поэтому при работе с ними следует одевать перчатки. Золотарник канадский может вызывать сильную аллергическую реакцию, степень агрессивности которой превышает возможности в этом смысле даже борщевика. Ядовит и агапантус, сок которого способен вызывать сильное раздражение ротовой полости и глаз, поэтому после работы  необходимо тщательно мыть руки.
Среди огромного разнообразия растений ядовитыми являются всего 2 %, но встречаемся мы с ними довольно часто и в дикой природе (яды применяют растения для самозащиты – фитотоксины), и в срезке, и в комнатном озеленении, и в ландшафтном дизайне. Конечно, среди ядовитых растений есть и лекарственные. Пеларгония (герань) и тысячелистник, являясь ядовитыми, имеют много лечебных свойств. Степень токсичности может быть разная и зависит от многих факторов: от возраста растений (безопасные в молодом, но ядовитые во взрослом), от климата, почвы и др. Например, ягоды именно старых лиан хедеры (плюща) ядовиты. Хризантема ядовита, но не сильно, а из луковиц амариллиса даже изготавливали яд для стрел, и папоротник мужской относят к сильно ядовитым растениям. Практически ядовиты все виды вьюнков из-за млечного сока, который содержится не только в цветке, но и во всём растении.  То есть представлять опасность может всё растение (ирис, гиппеаструм, гладиолус, антуриум) или, как семена у душистого горошка, только его части (корни, плоды, листья, цветы, семена). Поэтому и степень вредоносности может не иметь особого значения, например для тех, кто работает со срезанными растениями, если ядовиты только корень или луковица. И в тоже время  потребовать большей осторожности в контакте с другими растениями, например, в связи с летучими вредными веществами, или при соприкосновении, и тогда возникает вопрос об исключении из храма таких представителей флоры, так как  воздействие на атмосферу храма и на всех присутствующих в нём будет более продолжительным по времени, нежели на благоукрасителей во время работы. У падуба, столь популярного на Западе символа Рождества, ядовиты ягоды, как и у пуансеттии – Вифлеемской звезды – млечный сок. Конечно, нередко вредоносность растения представляет опасность для человека, прежде всего, при употреблении внутрь, но  аранжировщику надо быть осторожным и с теми представителями растительного царства, которые при частом соприкосновении вызывают контактные дерматиты, аллергические реакции и раздражают слизистую оболочку, как через кожу, так и посредством запаха. Например, среди полевых и лесных – это, в первую очередь, ландыш майский, у которого ядовито всё от корней до цветов, особенно ягоды, и даже запах может вызывать лёгкое отравление – головную боль. Среди горшечных: адениум, амариллис, гортензия, диффенбахия, кливия, пуансеттия, цикламен, фикус, колеус, монстера и др. То, что может пройти незамеченным при кратковременном контакте, может иметь неприятные последствия при постоянной и долговременной работе". Ядовитые растения: Аконит, авокадо, агератум, аглаонема, адонис, азалия, алое, ананас, борщевик, дельфиниум, драцена, дурман,  львиный зев, аралия, полынь, георгины, гледичия, жимолость, каладиум, каланхоэ, каштан конский, крокус, лавровишня, лютик, люпин, морозник, можжевельник, бирючина, олеандр, мак, пиретрум, петунья, спатифиллум, сцилла, фикус, прострел (сон-трава), седум (очиток), рододендрон, лавр, мирта, самщит, паслён, нертера, шефлера, хойя и др.
Изменено: Ольга Малова - 27.04.2014 14:42:37
А я думаю, что это в работах выставленных на форуме фигурируют в основном розы, хризантемы, лилии и гипсофила...ну еще плюс\минус что-то....хотя с лилиями понятно, достаточно тычинки убрать с пестиком и запаха сильного не будет...да сестры...перечитав Ваши Ольга тексты, понимаю....вообще все в округе ядовитое...ну кроме перечисленной малой группы цветовsmile:|.....Господь же сотворил сию красоту и что, это не достойно в украшении Храма? (речь не идет о колючих цветах, хотя розы, как правило с шипамиsmile;)). По мне так, не надо впадать в крайности, а ко всему лучше подходить разумно, на то нам Господь и разум, и чутье дал + мы же просим Его благословение на дело в украшении храма к празднику, или как?
В крайности впадать, конечно, не нужно, но и ботаника благоукрасителям не помешает. В первую очередь, нас интересуют цветы, которые в  Священном Писании представлены как символы: лилия, роза и нарцисс в срезке не представляют никакой опасности в работе с ними. Лилия и нарцисс (в том числе и лилиецветные: тюльпан, гиацинт) в отличие от ириса, относят к слабоядовитым растениям, а, если учесть, что ядовитыми у них считаются только луковицы,  да ещё и не у всех сортов, то в срезанном виде они не представляют никакой опасности. Правда, некоторые представители нарциссов  при очень частом соприкосновении могут вызывать раздражение кожи, так как известно около 30-ти тысяч сортов, которые получены в результате сложной межвидовой гибридизации и длительного отбора и в соответствии с международной классификацией все сорта нарциссов и садовые формы объединены в 12 групп. Но Библия представляет нам растения природы, а не окультуренные. Нелишне отметить, что существуют такие сорта лилии, луковицы которых съедобны и являются деликатесом национальной кухни, в том числе и в свежем виде (напоминают картофель и имеют сладкий вкус): тигровая и леопардовая,  клубненосная или оранжевая, лилия Брауна. Употребляют в пищу и  лепестки роз и другие цветы (настурция, фиалка, лаванда, ноготки и др.), только к импортной продукции цветочных магазинов это не относится!!!
Роза не ядовита, проблема может возникнуть только в случае, если уколоться грязным шипом. Летучие вещества цветов (лилии, розы, фрезии и др.)  могут вызывать разное субъективное отношение, если они и обладают сильным воздействием на человека, то только когда их много, например, поле маков.  Существуют и такие сорта лилии, которые не имеют запаха, снизить концентрацию летучих веществ лилии помогает удаление тычинок. Белоснежная лилия кандидум, которую считают церковным сортом, издавна выращивается не только как декоративное, но и как лекарственное растение для получения душистых масел и мазей.
Но всегда нужно помнить о том, что привозные цветы находятся в состоянии «искусственного сна», посредством химических консервирующих препаратов, имеют специфический запах и требуется их проветривание в течение 2-3-х дней для испарения консервантов. От того и труд продавцов цветочных магазинов сродни работе на вредном производстве, ведь цветы перед отправкой обрабатывают рабочие в спецодежде, напоминающей скафандры космонавтов. Отсутствие аромата – верный признак законсервированных цветов, но сохраняют свежесть цветов и за счёт низких температур, поэтому при переносе в тёплое помещение они быстро вянут.
Вот так «ядовитость» растений, кроме природной, бывает ещё и привнесённой человеком, то есть искусственной, но  это отнюдь не единственное,  что привнесено светской флористикой в современную жизнь церковного обихода и  внутреннего убранства православных храмов.
Нашла интересную статю на простора и-нета, она как раз о теме  символики цветов в Христианстве. И так, немного истории....
 
В 1931 году «Антиквариат» решил сбыть всего Рафаэля с его антипролетарскими святыми. «Мадонну Альба» продали за 2,5 млн. руб. ($1,166 млн.) Эндрю Меллону, и эта сумма, выложенная за произведение искусства, оставалась рекордной еще 30 лет. Вместе с «Мадонной» Меллон приобрёл еще одного эрмитажного Рафаэля, «Святого Георгия», за полцены. Третья картина кисти Рафаэля, «Мадонна Конестабиле», из-за крохотных размеров, ранней даты и плохой сохранности была сочтена «сомнительной» и оценена более чем в 10 раз дешевле, чем «Мадонна Альба» (в 245 тыс. руб.); её вывезли за границу, но так и не смогли найти покупателя, так что сегодня, дорогие россияне, эта миниатюра и еще одна ранняя работа мастера, "Мадонна с безбородым Иосифом" — единственные работы кисти Рафаэля, на которые вы можете полюбоваться, не покидая России...

Что же касается «Мадонны Альба», сегодня она оценивается как самое значительное произведение Рафаэля из числа находящихся в США. В России шедевр задержался почти на столетие. Воспитанникам Императорской Академии художеств внушали, что это идеал изобразительного искусства. По воспоминаниям Ф. Бруни, когда он занимался реставрацией полотна, императрица Александра Фёдоровна выразила желание повесить тондо в своём кабинете. Император, хотя и редко в чём ей отказывал, заметил в шутку: «Жирно будет». По его указанию Бруни изготовил для императрицы копию, которая и по сей день экспонируется в Михайловском замке.

Итак, на этом великолепном тондо мы видим три фигуры, широко раскинувшиеся на горизонтальном идеализированном пейзаже римской Кампаньи, — Марию (художнику позировал, как тогда водилось, парень, поэтому лицо у Пречистой немного андрогинно), малыша-Иоанна Крестителя и младенца-Христа. Мария отвлеклась от чтения молитвенника и её взгляд устремился на тростниковый крест, переходящий из рук Иоанна в руки Спасителя. О картине написано немало, так что я расскажу о том, что под ногами: травки-муравки, прорисованные хоть и без ботанической точности, всё же вполне определяемо до рода. Столь тщательная прорисовка этих растений не случайна — каждое из них является христианским символом, понятным прихожанам того времени, — иначе оптическое обожествление просто не работает.

Итак, по низу окружности тондо по часовой стрелке:
Подмаренник настоящий (Galium verum)
Рисунок
Рисунок

Обычно зрители полагают, что эти три «сосенки» нарисованы просто для красоты — ажурненько заполнить пространство. На деле же в изображении проростков этого полевого растения заложен определенный сакральный смысл: по легенде душистые метелки подмаренника вперемежку с соломой служили подстилкой в каменных яслях (кормушке для скота), в которые, согласно евангельскому рассказу, Богородица как в колыбель положила новорожденного Иисуса, «потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:6-7). К этой же легенде восходит и этимология английского названия подмаренника — bedstraw (солома для постели). Помимо общепринятой христианской символики подмаренника три стебля могут служить аллюзией к Святой Троице или к трем распятьям на Голгофе.

Согласно древним травникам, подмаренник настоящий облегчает роды.

Фиалка (Viola)

Фиалка — символ смирения. Святой Бернар называет Деву Марию как "фиалку смирения, лилию целомудрия, розу милосердия...". Цветок нередко ассоциировали и со смирением Сына Божия, * в ипостаси смертного человека.
Рисунок
[img]http://s3.amazonaws.com/flora_photos/pictures/11364/ampliada.jpg?1286248249[/img]
Вероятно изображена Viola alba. Название вида не имеет никакого отношения к испанским герцогам Alba, которым до 1802 года принадлежала «Мадонна» и именем которых она названа. По-латыни alba = белая, однако подвид с фиолетовыми цветками (Viola alba subsp. dehnhardtii) распространен по всему Средиземноморью (картина писалась в Риме).

Подорожник большой (Plantago major)

Рисунок
Рисунок
Подорожник часто изображался художниками Возрождения. Как русское название растения, так и староанглийское (wegbrade = way bread) указывает на тот факт, что подорожник в изобилии встречается вдоль утоптанных дорог и тропинок, ибо мелкие семена его распространяются подошвами и копытами. Посему подорожник ассоциируется с паломничеством, и в более иносказательном смысле — с дорогой к Богу.

Растение из семейства крестоцветных (Cruciferae) типа Cardamine? или ветреница (возможно ветреница апеннинская = Anemone apennina)?

Изображение ботанически почему-то не очень отчетливое. Само по себе латинское название крестоцветных ассоциируется с Crucifixion (Распятием), и четырехлепестные цветки могли служить вполне понятным символом для прихожан того времени. Однако у растений этого семейства цветки крайне редко бывают одиночными. Листья чем-то напоминают ветреницу, которая тоже может иметь белые лепестки (правда их всегда больше четырех). Ветреница на ренессансных полотнах обозначала Воскрешение. Возможно ли, что Рафаэль соединил в одном растении Распятие с Воскрешением или же художник неточно воспроизвел ботанические детали по памяти?..
Рисунок
Рисунок
Справа ветреница апеннинская как она выглядит в природе.
Изменено: Елена Исаенко - 30.05.2014 16:02:17
Щавель кислый (Rumex acetosa) — см. на фрагменте картины выше.

Его копьевидные листья торчат из-под пяты Марии, сразу ниже ступни младенца-Христа. Возможно здесь тот же подтекст, что и с одуванчиком, но мне бросается в глаза сходство листьев с копьями, а копьё, как известно — орудие страстей Христовых. Согласно апокрифическому Евангелию от Никодима такое копье римский воин Лонгин вонзил в подреберье Христа, распятого на Кресте. Вот так выглядит Копьё Лонгина, хранящееся в Вене:Рисунок
Рисунок
Одуванчик (Taraxacum)Рисунок
Рисунок
Одуванчик — один из символов страстей Христовых. Под солнечно-радостными цветками одуванчика всегда можно найти его горькие листья. Под игривостью детей и спокойствием Девы Марии ощущается горький подтекст, связанный с будущей жертвой Христа. Одуванчики часто привносятся в сюжеты Мадонны с ребенком и Распятия.

Цикламен персидский (Cyclamen persicum) х Клевер (Trifolium)

Рисунок
Рисунок
Рисунок
Посередине фото цикламена персидского, справа — листья клевера полевого.
Здесь угадываются цветки цикламена, однако растут три цветка от одного цветоноса, чего не бывает. Листья у цикламена тоже странные — не тройчатые, а сердцевидные. Трудно представить, чтобы наблюдательный Рафаэль мог так сильно ошибиться с формой листьев, тем более что цикламены вездесущи в Италии и листья их красивы формой и рисунком. Разгадка кроется, видимо, в последующей подрисовке клевероподобных листьев за время реставраций. Если присмотреться очень внимательно, у основания цветоноса можно заметить два темно-зеленых, совсем иного оттенка, листа, вполне похожие на цикламеновые. Здесь точный ответ могут дать только специалисты, отследившие последующие реставрации и изучившие рентгеноскопию полотна.

Цикламен издревле являлся символом Девы Марии. Красное пятно у основания белого или розоватого венчика цветка связывали с кровоточащим в скорби сердцем Богородицы.

А вот клевер в искусстве символизирует Святую Троицу. Не случайно клеверный лист стал государственной эмблемой Ирландии — именно это растение демонстрировал Святой Патрик, растолковывая смысл Троицы, когда проповедовал в этих землях.

Незабудка (Myosotis) ?

Рисунок
Изменено: Елена Исаенко - 30.05.2014 16:02:19
Рисунок
Искусствоведы Вашингтонской галереи полагают, что локотком Иоанн Креститель приминает ветреницу. Однако листья изображенного растения ветренице никак не соответствуют. Если внимательно присмотреться, то по этим листьям можно сделать вывод, что и под локтем и над локтевым сгибом малыша изображено одно и то же растение, только внизу оно с бело-розовыми лепестками, а вверху с синими.(Из моих собственных наблюдений, у незабудки ранние соцветия сразу при раскрытии имеют белорозовый оттенок цветка, или яркорозовый, или сразу все эти оттенки на трех\четырех верхних цветках. Затем по мере "созревания" самого цветка цвет его меняется на "берлинский" голубой. Видимо в реальности автор статьи не встречал эти цветы,возможно именно по этому у него и возникают сомнения.)Трудно рассудить в случае полотен старых мастеров, уж очень многое они пережили; может быть, позднее белым подкрасили, а может, краска сошла с подмалёвка... Что же касается ботаники, здесь, вероятно, изображена незабудка, на что указывает желтая середка цветка (как белого, так и синего). Менее вероятна примула. О символике незабудок во времена Рафаэля мне ничего найти не удалось.

Вообще же в христианстве существует такая легенда: однажды малыш-Иисус сидел на коленях у Матери и, залюбовавшись ее глазами, пожелал, чтобы их запомнили в будущих поколениях; он коснулся их рукой, взмахнул ею, и на земле выросли голубоглазые незабудки. Легенда красивая, но когда она вошла в обиход, сказать не могу.

Таким образом, флористический набор художника здесь отнюдь не случаен. Традицию размещать у ног святых тщательно прорисованные флористические символы Христианства Рафаэль перенял у своего учителя Пьетро Перуджино, о проданном шедевре которого повествую далее.

Статья очень большая и дабы не утруждать Вас (читающих) долгим чтением, а меня копированием и переносом оной в тему, то приношу извинения и ссылку на саму статью http://botalex.livejournal.com/126664.html
Изменено: Елена Исаенко - 30.05.2014 16:02:19
Цитата
Елена Исаенко пишет: "Итак, на этом великолепном тондо мы видим три фигуры, широко раскинувшиеся на горизонтальном идеализированном пейзаже римской Кампаньи, — Марию (художнику позировал, как тогда водилось, парень, поэтому лицо у Пречистой немного андрогинно), малыша-Иоанна Крестителя и младенца-Христа. Мария отвлеклась от чтения молитвенника и её взгляд устремился на тростниковый крест, переходящий из рук Иоанна в руки Спасителя. О картине написано немало, так что я расскажу о том, что под ногами: травки-муравки, прорисованные хоть и без ботанической точности, всё же вполне определяемо до рода. Столь тщательная прорисовка этих растений не случайна — каждое из них христианским символом, понятным прихожанам того времени, — иначе оптическое обожествление просто не работает. 

Христос Воскресе! Елена, спасибо за интересный материал и за ссылку. Удивительно, что такие, казалось бы, привычные для нас растения, являются христианскими символами! А я несколько дней подряд все силы прикладывала для искоренения (и это происходит уже не один год) некоторых из них (одуванчика, подорожника, конского щавеля и пр.) из своего огорода smile:oops:smile:o. И даже как-то стало не по себе smile:(... Понятно, что эти растения считаются лекарственными, но причислены из-за своего быстрого размножения к сорнякам, которые обычно принято удалять, а вот про сакральный их смысл меньше всего задумываешься... Вот ведь как, уф-фф....smile:oops:smile:oops:, есть над чем поразмыслить...
Изменено: Ольга Исаковская - 30.05.2014 16:02:19
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Ольга, статья не мояsmile:oops:, там ссылка как раз на автора и саму статью в ЕГО блоге(я откорректирую свой пост)....а насчет растений с христианской символикой, так они несут ее на иконе, а в огороде они сорняки, ну если Вы их только не специально выращиваете как лекарьsmile;). Думаю. что ничего страшного не случится, если Вы его подчистите даже от одуванчиков smile:D, это же не икона.
Цитата
Елена Исаенко пишет:
Ольга, статья не мояsmile:oops:, там ссылка как раз на автора и саму статью в ЕГО блоге(я откорректирую свой пост)....а насчет растений с христианской символикой, так они несут ее на иконе, а в огороде они сорняки, ну если Вы их только не специально выращиваете как лекарьsmile;). Думаю. что ничего страшного не случится, если Вы его подчистите даже от одуванчиков smile:D, это же не икона.

Елена, материал познавательный и нужный для тех, кто наряжает храм живыми цветами, несмотря на то, что не всякая информация имеет практическое применение (обоснованное) в православном храме.
 Дело в том, что в истории христианской флоросимволики необходимо различать растительные символы Священного Писания, католическую символику средних веков, символы в светском искусстве в жанре "Плоды и цветы" и народные традиции в России. И, несмотря на то, что для нас имеет значение первая и последняя, для расширения кругозора, углубления знаний профессиональных (чтобы отличать зёрна от плевел) эти традиции  "от мира и человека" несомненно представляют интерес, так как встречается  присутствие различных растительных символов и в искусстве Православной Церкви.

    Средневековые растительные символы, которые  используются  преимущественно в католическом искусстве.

     Акация: древесина акации очень прочная, и потому дерево считали символом бессмертия души.
     Анемон: символ печали и смерти: красный цвет анемонов означал кровь Христа. Эти цветы часто изображались в сценах распятия. 
     Анютины глазки: числом лепестков этот цветок, как пятиконечная звезда, напоминает человека и символизировал размышления и память.
     Апельсинплоды и цветы считались символами чистоты, невинности и благородства. Часто встречается на полотнах с изображением Девы Марии. Цветами апельсина (флёр-де-оранж) раньше украшали невест. В сценах Рая плод апельсинового дерева иногда заменяет яблоко с Древа познания.            
     Вишня: иногда вишню называют райской ягодой. Её сладость символизировала мягкость натуры доброго человека. Вишня в руках Младенца Христа – знак райских блаженств. 
     Гвоздика: красная символизировала любовь, розовая – брак. 
     Гранат: символ воскресения и объединения верующих под началом Церкви. Также может быть символом целомудрия и изображается рядом с Девой Марией. 
     Груша: символ любви Христа ко всему человечеству. 
     Дуб: символ стойкости и выносливости. Считалось, что это одно из деревьев, давших древесину для креста. 
     Ежевика: символ чистоты Девы Марии, которая породила пламя божественной любви. Символ ветхозаветного богоявления: куст пылающей ежевики стал образом Неопалимой купины. 
     Земляника: символ праведности и трудолюбия. Мадонна иногда изображается украшенной веточками земляники. 
     Ива: символ Евангелия: сколько бы ветвей ни срезали у ивы, она продолжает цвести.
     Ирис: как и лилия, считается символом Девы Марии. Возможно, замена лилии ирисом произошла в некоторых языках из-за путаницы в терминах ботаники. Как символ впервые появляется на картинах фламандских художников, иногда вместе с лилией. 
     Камыш: растёт в изобилии у воды, и потому является символом толпы верующих, которые черпают силу у животворящего христианского источника. 
     Каштан:  символ заботы и мудрости провидения, которое охраняет все вещи. Плод каштана, находящийся в скорлупе, окружён шипами, как бы защищён ими. По этой причине он стал символом целомудрия. 
     Кедр: ливанский за величественный вид это дерево стало символом Христа. Вечнозеленые кедры также обозначают вечную жизнь и потому часто растут на кладбищах. 
     Кипарис: символ смерти за тёмный цвет и то, что дерево не даёт побегов, если его срубить. 
     Клевер: символ Троицы ием и местом их ные символы. и цветами. во – с хвойными деревьями, Вход Господень в Иерусалим – с ветвями пальм  – св. Патрик использовал лист клевера для того, чтобы объяснить неверующим ирландцам фразу «Бог един в трёх лицах». Четырёхлистник – символ четырёх евангелистов.
     Лилия: символ чистоты и непорочности Девы Марии. 
     Лилия в терниях – символ непорочного зачати. Геральдическая лилия ("флер де лис"– символ королевской власти. 
     Мак: означает смертельный сон, безразличие и незнание. Иногда красный мак – символ самопожертвования. 
     Миндаль: символ чистоты Девы Марии и символ бессмертия. 
     Одуванчик: символ горя и страстей Господних. Часто можно встретить на картинах распятия. 
     Осина: по легенде, только осина не склонилась в печали после смерти Христа. За эту гордость листья её обречены вечно дрожать. 
     Пальма: пальмовые ветви – победа над грехом и смертью
     Папоротник: скрывая свою красоту в глубинах леса, это растение символизирует одиночество, искренность и покорность. 
     Плющ: вечнозелёный означает вечную жизнь. Плющ, увивающий череп, – победа воскресения над смертью. 
     Подорожник: в искусстве Ренессанса – символ паломников. 
     Роза: христианский символ с XIII в. представляет рождение Христа, Деву Марию (белая роза) или муки (красная). 
     Ромашка: поздний (XV в.) символ невинности Младенца Иисуса. 
     Тыква: символ воскресения. Изображённая рядом с яблоком, она означает противоядие от зла и смерти, атрибутов «запретного плода».  На картинах тыква-горлянка больше похожа на огурец. 
     Фиалка: символ покорности. 
     Фига: символ похоти и плодовитости, так как содержит много семян. Иногда используется вместо «греховного» яблока. 
     Цикламен: цветок Девы Марии. Красное пятно в центре – печаль, которую она носит в своём сердце. 
     Чертополох: символ печали и проклятия.
     Яблоко: символ греха. Но когда с яблоком в руке изображают Христа, это означает спасение.
 Также яблоко заменяют персиком. Только яблока в книге Бытия нет, есть слово "плод", которое расшифровывают святые отцы по-разному.
Изменено: Ольга Малова - 30.05.2014 16:03:57
Несколько иллюстраций к теме христианской флоросимволики.
Ил. "Христианская флоросимволика"
В процессе подготовки к рождественскому празднику, при покупке цветов обратила внимание на ветки повислой формы, обильно усеянные мелкими голубыми цветочками, который продавцы называли Гениста. Тогда быстро про себя отметила, что Genista - латинское название растения Дрок. Невероятно красивый голубой цвет несколько смутил, он был на редкость естественным, а ведь цветки этого растения в природе не имеют такого цвета: он либо белый, либо желтый, либо розовый. Мы использовали его в букетах (его усыпанные цветами веточки очень грациозно обрамляли букет в самом нижнем ярусе), в центральной части композиции на оргстекле вокруг праздничной иконы Рождества Христова и с помощью этих веточек (использовали целиком) закрывали видимую часть оазиса в убранстве вокруг иконы Пресвятой Богородицы Казанская.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Долгое вступление получилось, простите smile:). Вернулась к определению этого растения спустя несколько дней. Это оказался Метельник метельниковый (Genista raetam) - то самое библейское растение из семейства бобовых - многолетний дикорастущий кустарник, растет на восточной окраине Самарийской пустыни, в песках пустыни и прибрежной полосы. Цветет в январе – феврале, цветение обильное, очень красивое: ветки усыпаны белыми цветами, которые имеют приятный медовый аромат. 

Упоминание можжевельника в Библии связано с событиями из жизни пророка Илии 3-я книга Царств 19:4. В древнееврейском каноне Ветхого Завета, написанном на иврите, Илия сидит под кустом с названием «ротэм». Большинство исследователей Библии идентифицируют куст не с можжевельником (Синод. пер.), а с растением Retama raetam (Genista raetam) — метельником метельниковым. Это самый большой и наиболее заметный кустарник, растущий в Иудейской пустыне преимущественно по руслам ручьев. Поэтому бедуины в своих странствиях всегда выбирали место стоянки там, где росли кусты метельника, днем защищавшие от палящего солнца, а ночью - от холодного ветра и служившие источником корма животным и топливом для костров.

В последние годы ветки метельника часто применяются для украшения букетов. 

Пока искала информацию об этом растении в интернете, нашла очень, на мой взгляд, интересную ссылку о Флоре библейских земель, собственно, ей и хочу поделиться. Материал очень красиво оформлен фотографиями и содержит много познавательной информации. А кому захочется еще узнать о Новом Завете в искусстве, о географии Нового Завета, о фауне библейских земель и т.д., перейдите по ссылке Учебный Новый Завет и, подводя курсор к названию каждой книги, получите желаемое.
L0xZoCaGYRQ.jpg (102.34 КБ) [ Скачать ]
Genista.jpg (71.92 КБ) [ Скачать ]
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Хотелось бы добавить в этот раздел нашего форума материал, на мой взгляд, полезный и интересный, написанный Натальей Марковой, заведующей отделом графики ГМИИ им.Пушкина "О символике цветов в классическом искусстве". Многие, скорее всего, с этим материалом в той или иной степени знакомы, так как он был опубликован в нескольких номерах журнала "Искусство" в 2006 г., а также в интернете.

Вот небольшая выдержка из этой статьи: "Тексты Библии давали пищу христианским мыслителям для построения символических конструкций и аллегорий. В стихах псалмов, в пророчествах Исайи, на страницах Нового Завета повторяются слова, уподобляющие жизнь человеческую траве. “Что до человека, его дни, как трава, он цветет не долее, чем цветок на поле. Ветер прошел над ним — и нет его, и место, где он был, неизвестно” — эти стихи из псалма 103 на многие века стали впечатляющим образом бренности и скоротечности земной жизни. Поскольку слава мирская и блага земной жизни тленны и эфемерны, цветок в христианском искусстве также является символом пустоты (по-латыни vanitas) — пустой суеты в достижении богатства и почестей.

Вместе с тем слова пророка Исайи о ростке от корня древа Иессеева и о цветке, который даст этот побег, истолковывались теологами как пророчество о Деве Марии и Христе. Обычной метафорой у христианских писателей стал образ Христа — прекраснейшего из цветов, и это способствовало оправданию природы и восприятию ее в положительном смысле. Красота цветов становилась подтверждением того, что мир создан Богом"...

О символике цветов в классическом искусстве   (первая часть статьи Н.Марковой)

О символике цветов в классическом искусстве   (окончание)
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Доброго дня всем добрым людям! Предлагаю поразмышлять о цветке лилии. Вернее о ее тычинках))). Как мы знаем и привыкли или нас так приучили/обучили, особенно это касается не произрастания лилий в садах, а использования во всяческих флористических работах, в том числе и для цветочного убранства в храмах, - все тычинки из цветка лилии необходимо безжалостно удалять! Причины тому всякие разные, в том числе есть весьма серьезные:
 
- тычинки могут испачкать одежду и руки/носы; 
- из цветов, которые распустились, необходимо удалять тычинки, тогда они будут дольше цвести. Тычинки сокращают продолжительность жизни цветка, поэтому их отрывают из распустившегося бутона. Следует помнить, что пыльца на верхушках тычинок пачкает пальцы;
-  если в вашем букете есть мужские и женские цветы лилии ( т.е. с тычинками и без) то лучше оставлять! Примечание мое: никогда такого еще не видела!
- если у всех растений семейства Лилейные обрывать тычинки или пестики, они стоят в букетах и растут в саду намного дольше, а в саду этим можно предотвратить переопыление сортов;
- тычинки нужно удалять, чтобы избавиться от сильного запаха, которые многие люди, особенно аллергики, не переносят, головная боль и пр.

Наверное, можно и дальше продолжить этот список. Но ведь без тычинок цветки лилии выглядят ущербными!!! Простите за сравнение, как лицо без глаз! 

В этом году на своих садовых лилиях проводила эксперимент: у некоторых удаляла тычинки, даже зафотографировала. Кстати, на фото очень наглядно видно, каким становится цветок без  тычинок. Делюсь результатами, опять же своих наблюдений: запах, если у растения присутствует, нисколько меньше не становился (заложенности носа во время эксперимента не было); на продолжительности цветения это никак не отразилось. Осталось правдой только то, что если сунуть нос в цветок - он окрашивается; можно испачкать одежду и на ней могут остаться пятна; сам цветок, то есть его лепестки, когда  тычинки "созревают", покрывается этой самой пыльцой и если пальцем провести по ней, лепесток испачкается.
Сразу скажу, что никаких мер к защите от случайного опыления ветром и от самоопыления, для чего отрывают собственные тычинки цветка, не предпринимала. О скрещивании и выведении новых сортов, которое происходит путем опыления одного сорта лилий пыльцой другого сорта, речь здесь не идет. 

А вот эффект выразительности цветка лилии с тычинками налицо! В данном случае рассматриваю вариант использования лилий в цветочных убранствах на аналое к праздникам: количество цветков, как правило, невелико, прислоняться к цветкам какими-либо частями лица или тела вроде бы не приличествует, трясти и размазывать пыльцу тоже вряд ли кто будет 
да и особенно длительное сохранение цветка не всегда требуется. Запах... но ведь тычинки почему-то удаляют и из цветков лилии азиатской, которая считается менее запашистой.  А вот вид у "кастрированных" цветков получается уже неестественный, какой-то стерильный. 

Я и сама методично удаляю все тычинки, сожалея каждый раз, и собираясь поделиться этой проблемой на форуме. Час икс настал - ваше мнение, дорогие форумчане и гости?
31166.jpg (41.25 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Ольга Исаковская - 15.10.2015 14:53:06
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Как интересно про тычинки узнать!
А мне и в голову не приходило, что их удаляют)) Может, оно и к лучшему. Многие знания - многие печали.smile;)

Безусловно, без тычинок лилии смотрятся неестественно. И если мне память не изменяет, то мы на Кипре ничего с этим не делали. Ставили, как есть. Поэтому, цветы были в пыльце, мы - тоже. smile:D А все от того, что знаний не хватало!) 

Что мне не очень нравится в лилиях - это сильный запах, довольно назойливый. И время от времени задавалась вопросом - как-бы его приглушить? 


Подумала - а нет ли какого-то лака или подобного покрытия, чтобы и тычинки остались, и в то же время не пачкали и не давили запахом? Или это из области фантазий?
Цитата
Юлия Кудрявцева пишет:
Как интересно про тычинки узнать!
А мне и в голову не приходило, что их удаляют)) Может, оно и к лучшему. Многие знания - многие печали.smile;)

Безусловно, без тычинок лилии смотрятся неестественно. И если мне память не изменяет, то мы на Кипре ничего с этим не делали. Ставили, как есть. Поэтому, цветы были в пыльце, мы - тоже. smile:D А все от того, что знаний не хватало!)

Что мне не очень нравится в лилиях - это сильный запах, довольно назойливый. И время от времени задавалась вопросом - как-бы его приглушить?


Подумала - а нет ли какого-то лака или подобного покрытия, чтобы и тычинки остались, и в то же время не пачкали и не давили запахом? Или это из области фантазий?
Здравствуйте, дорогие форумчанки.

У нас в храма была певчая, у которай была астма и аллергия на лилии. А без лилий большим зимним букетам сложновато придать благородный объем и выразительную красоту. Я долго старалась обходиться без лилий и даже расстраивалась. А потом на рынке появилась по доступной цене азиатская лилия. Мы стали использовать  её.  Запаха от неё особо нет, да его практически вообще нет. И прихожане перестали жаловаться на аллергию, к моей большо радости.


У лилии все сорта разные, а может хранение разное и срок его разный? Иногда лилия стоит 1,5 недели и особо не осыпается, а иногда уже в только раскрывающемся бутоне активно осыпается пыльца.

В композициях в основном мы используем лилии с тычинками, а пыльцу аккуратно стряхиваем льняным полотенцем (от всего остального пыльца втирается в лепестки). Но бывает по всякому.
Доброго вечера всем гостям и форумчанам!
Ольга, у меня непереносимость запаха лилий, гиацинтов и флоксов -начинаются жуткие головные боли. Поэтому из подаренных мне букетов они всегда удалются(хотя, сейчас уже все знают об этой моей особенности).
Как показал опыт, удаление тычинок ситуацию не спасает! И действительно, встречала не слишком ароматные лилии.
В храме спасает ситуацию большое пространство -нет сильной концентрации запаха и все терпимо. И есть возможность отойти подальше).
Касательно лилий - цветы благородные и очень красивые и всегда украшают цветочную композицию!
Ольга и Елена, спасиБо за поднятый вами вопрос о тычинках на цветках лилий.

В продолжение о цветах лилий, хотелось бы заметить. Не так давно, 10 мая 2016г., на Радоницу, была на ранней службе в храме Новомученников и Исповедников Российских, г.Королева М.О. и в храме заметила несколько букетов, составленных из белых лилий, которые, по всей видимости, судя по степени раскрытости цветов, были составлены еще к Пасхе! 
В этих букетах лепестки у цветов были все абсолютно белоснежными и чистыми, но как же красивы, радостны и грациозны были эти цветы с сохраненными и них коричневыми тычинками! 

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

И уже каким-то ущербными и неживыми, "бледными по здоровью", выглядят на фоне естественных цветов их собратья с удаленными пыльниками-тычинками.smile;)

Если в общей цветочной массе  букета это м.б. не так и актуально, то в отдельно выставляемом цветке-акценте я бы не стала удалять у лилии родные тычинки.smile;)

p.s.Говоря о лилиях, привожу фото букетов на фоне только еще воздвигаемого в отстроенном храме красивого пятиярусного иконостаса.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
А секрет лилий с тычинками прост - ставьте ветки с бутонами и когда они раскроются, то тычинки сохранятся. Удаляют у тех, которые уже распустились. 
Из-за того, что сильно много пыльцы осыпается, я бы тоже удаляла тычинки у раскрывшихся цветов. А эти - они да, как я их поставила на Пасху, так они и стояли, особо никем не тронутые.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)