Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
Цветочное убранство к празднику Сретения в храме Андрея Первозванного г. Керчи.
Импульсом к выполненной композиции послужила прошлогодняя, за 2013год, работа Ольги Исаковской, по эскизу Людмилы Бондаренко, к празднику Сретения. Все цветы были закуплены за 4 дня до праздника, поэтому они очень хорошо отпились на воде. Поясню, что первоначально, на левую сторону цветочной композиции задумывала поставить бело-розовые цветы альстромерии. В день же выполнения работы решила вместо альстромерий использовать розы сорта "Спрей". На фотографиях , сделанных после вечерней службы, виден чуть открытый цветок лилии, который полностью открылся к концу литургии. На одном их фото можно заметить и парочку небольших, белых горлиц, тоже включенных в общую композицию цветочного убранства.
К сожалению, следует отметить и то, что на фото сразу хорошо оказалась видна и мною допущенная, в правой стороне композиции, ошибочка - торчащие листья лавро-вишни.((
Об остальных недочётах прошу высказаться всем, кто желает помочь.))
Обновлённая цветочная композиция, 17 февраля. В левой стороне заменила подвявшую розу спрей на альстромерию. В результате чего получилась разная высота сорон композиции. В правой стороне убрала лишние листья лавровишни и добавила свежих хризантем.
Ирина Шандровская пишет: Цветочное убранство к празднику Сретения в храме Андрея Первозванного г. Керчи. Поясню, что первоначально, на левую сторону цветочной композиции задумывала поставить бело-розовые цветы альстромерии. В день же выполнения работы решила вместо альстромерий использовать розы сорта "Спрей". На фотографиях , сделанных после вечерней службы, виден чуть открытый цветок лилии, который полностью открылся к концу литургии. На одном их фото можно заметить и парочку небольших, белых горлиц, тоже включенных в общую композицию цветочного убранства. Поясню, что первоначально, на левую сторону цветочной композиции задумывала поставить бело-розовые цветы альстромерии. В день же выполнения работы решила вместо альстромерий использовать розы сорта "Спрей". На фотографиях , сделанных после вечерней службы, виден чуть открытый цветок лилии, который полностью открылся к концу литургии. На одном их фото можно заметить и парочку небольших, белых горлиц, тоже включенных в общую композицию цветочного убранства. К сожалению, следует отметить и то, что на фото сразу хорошо оказалась видна и мною допущенная, в правой стороне композиции, ошибочка - торчащие листья лавро-вишни. К сожалению, следует отметить и то, что на фото сразу хорошо оказалась видна и мною допущенная, в правой стороне композиции, ошибочка - торчащие листья лавро-вишни.(( Об остальных недочётах прошу высказаться всем, кто желает помочь.))
Ирочка, я всегда, когда смотрю фотографии Ваших работ, отмечаю тот факт, что иконы к основным праздникам у нас в Храмах одинаковые. И как хорошо, что убранства из цветов, несмотря и на одинаковость используемой конструкции - дуги из трубки, всегда совершенно не похожие. Меня очень впечатляет праздничный аналой в Вашем храме, и скажу Вам честно, я каждый раз мысленно себе представляю, как бы мне удалось справиться или нет?
Когда увидела второй вариант Сретенского убранства вокруг уже двух икон, опять с благодарностью вспомнила о Людмиле Бондаренко, благодаря которой появилась эта возможность вот так мобильно, ничего не испортив и не повредив, видоизменить без труда форму дуги. Очень красивые вазы, я так понимаю благодаря использованию гидро-геля, они получились бирюзово-голубые.
Вы пишете, что "первоначально, на левую сторону цветочной композиции задумывала поставить бело-розовые цветы альстромерии. В день же выполнения работы решила вместо альстромерий использовать розы сорта "Спрей". Получается, что первое принятое решение было правильным?
В первоначальном варианте, на мой взгляд, очень "брыжжет солнцем" правая часть композиции - и своим ярким цветом, и пышностью, использованы почти все раскрытые цветки хризантемы, а левая - выполнена из более мелких по размеру роз, заметно проигрывая правой. Может, стоило по-другому разместить цветки хризантем или использовать хотя бы в нижней части более мелкие цветки и бутоны? Как вариант, попробовала все же соединить обе части композиции: может быть, использовала бы как "объединительный" элемент и для той, и для другой сторон белые розочки, а может и немного цветков альстромерии, которые в изобилии присутствуют во втором варианте.
С пожеланиями помощи Божией нам обеим, Ольга
Ольга Исаковская пишет:
Ирочка, я всегда, когда смотрю фотографии Ваших работ, отмечаю тот факт, что иконы к основным праздникам у нас в Храмах одинаковые. И как хорошо, что убранства из цветов, несмотря и на одинаковость используемой конструкции - дуги из трубки, всегда совершенно не похожие. Меня очень впечатляет праздничный аналой в Вашем храме, и скажу Вам честно, я каждый раз мысленно себе представляю, как бы мне удалось справиться или нет?
Когда увидела второй вариант Сретенского убранства вокруг уже двух икон, опять с благодарностью вспомнила о Людмиле Бондаренко, благодаря которой появилась эта возможность вот так мобильно, ничего не испортив и не повредив, видоизменить без труда форму дуги. Очень красивые вазы, я так понимаю благодаря использованию гидро-геля, они получились бирюзово-голубые.
Вы пишете, что "первоначально, на левую сторону цветочной композиции задумывала поставить бело-розовые цветы альстромерии. В день же выполнения работы решила вместо альстромерий использовать розы сорта "Спрей". Получается, что первое принятое решение было правильным?
В первоначальном варианте, на мой взгляд, очень "брыжжет солнцем" правая часть композиции - и своим ярким цветом, и пышностью, использованы почти все раскрытые цветки хризантемы, а левая - выполнена из более мелких по размеру роз, заметно проигрывая правой. Может, стоило по-другому разместить цветки хризантем или использовать хотя бы в нижней части более мелкие цветки и бутоны? Как вариант, попробовала все же соединить обе части композиции: может быть, использовала бы как "объединительный" элемент и для той, и для другой сторон белые розочки, а может и немного цветков альстромерии, которые в изобилии присутствуют во втором варианте.
С пожеланиями помощи Божией нам обеим, Ольга
Дорогая Олечка, спасибо за внимание к моей работе и особено за замечания, которые так важны и необходимы мне. Во время подготовки к работе у меня возникали мысли об объединительном элементе для двух разных сторон композиции. И если бывают моменты, когда в продаже нет цветов, которые хотелось бы применить, то в этот раз закупленных цветов могло хватить на три композиции. Вся проблема оказывается в плохом исполнителе. Но я не унываю, тешу себя сравнением моих начинающих композиций. Вот например работа на Сретение 2013. Судите сами- это последняя работа, которую я выполняла без форума. Навероное к этому фото с моей стороны коментарий не нужен и так всё видно.
Ирина Шандровская пишет: о время подготовки к работе у меня возникали мысли об объединительном элементе для двух разных сторон композиции. И если бывают моменты, когда в продаже нет цветов, которые хотелось бы применить, то в этот раз закупленных цветов могло хватить на три композиции. Вся проблема оказывается в плохом исполнителе. Но я не унываю, тешу себя сравнением моих начинающих композиций. Вот например работа на Сретение 2013. Судите сами- это последняя работа, которую я выполняла без форума. Навероное к этому фото с моей стороны коментарий не нужен и так всё видно.
Ирина, какая фотография получилась красивая! Особенно, если смотришь крупным планом. Дивные альстромерии, как легкие порхающие бабочки!!! Как здорово, что можно сделать фото и потом рассмотреть подробно, учитывать все свои ошибки и промахи. Как сложно бывает в момент работы все увидеть, глаз "замыливается", что-то да и упустишь. Работа Ваша - очень радостная, очень светлая! На то и дано нам такое сегодняшнее благодатное время, что можно и учиться, и много растительного материала, и подсобных материалов, и даже опытом можно друг с другом обменяться, живя в разных уголках!! А унывать никак нельзя - это Вы правильно сказали. Все получится! Слава Богу за все!
Ольга Исаковская пишет:
Ирина, какая фотография получилась красивая! Особенно, если смотришь крупным планом. Дивные альстромерии, как легкие порхающие бабочки!!! Как здорово, что можно сделать фото и потом рассмотреть подробно, учитывать все свои ошибки и промахи. Как сложно бывает в момент работы все увидеть, глаз "замыливается", что-то да и упустишь. Работа Ваша - очень радостная, очень светлая! На то и дано нам такое сегодняшнее благодатное время, что можно и учиться, и много растительного материала, и подсобных материалов, и даже опытом можно друг с другом обменяться, живя в разных уголках!! А унывать никак нельзя - это Вы правильно сказали. Все получится! Слава Богу за все!
Олечка, Вы правильно заметили, работа получилась радостная для всех. И я помню радость, переполняющую меня во время выполнения этой работы. Но ошибки то видны крупным планом. И благодаря форуму, всем участникам, хоть немного, но меньше ошибок в выполненных мною работах.Спасибо , что отозвались на мою просьбу, жалко, что только Вы одна. Хочу выразить благодарность Людмиле Александровне за труды, терпение, советы. Насколько легко и удобно работать с трубкой по совету Людмилы Александровны. Как удобно применять гидрогель для букетов в вазах - тоже по совету Людмилы Александровны.Низкий поклон Вам всем!
"Цветочный венок получился строгим и торжественным одновременно. А как он держится, Ирин?
Это использовано оргстекло или отдельно сделан овал из трубки?
На мой взгляд, цветам, может, стоило бы придать "движение": не просто наколоть смотрящими прямо, а чуть развернув вверх (я имею в виду гвоздички и хризантемы с каждой стороны овала), устремив их к кресту из белых хризантем. Но, быть может, это так просто получилось на фото. Вы, молодчина, думается, что и с цветами в такое непростое время были проблемы?"
В нашем храме вмч. и Победоносца Георгия, что в с.Алешино, поклонный Крест выносится на подносе, покрытым вышитым покровцом из бархата. Цветы ставятся к Распятию просто в вазы. В этом году это были розы.
А в прошлом году на праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября, Крест был положен на оргстекло, обрамленное венком из цветов, который был сделан к празднику Рождества Богородицы, но все цветы были настолько свежими, что разбирать не поднялась рука.
Цветочный венок получился строгим и торжественным одновременно. А как он держится, Ирин?
Это использовано оргстекло или отдельно сделан овал из трубки?
На мой взгляд, цветам, может, стоило бы придать "движение": не просто наколоть смотрящими прямо, а чуть развернув вверх (я имею в виду гвоздички и хризантемы с каждой стороны овала), устремив их к кресту из белых хризантем. Но, быть может, это так просто получилось на фото. Вы, молодчина, думается, что и с цветами в такое непростое время были проблемы?
Мне, честно говоря, тоже бы хотелось украсить поклонный Крест, но в нашем храме уже как несколько лет Крест выносится на подносе, покрытым вышитым покровцом.
Олечка, спасибо за отзыв о моей работе и полезные для меня советы! Сразу скажу, что как раз придавать движение цветам и не умею совсем, хотя каждый раз думаю об этом.С поставкой цветов были проблемы в этот раз, но не всегда удачными получались мои работы, когда и выбор цветов был хороший. А венок выполняла на стекле - 8 мм, думаю, что для батюшки не легко и не удобно, но мне он не озвучивал это. На фото бросается в глаза перекошенный и совершенно не подходящий по размеру, с ненужными оборками аналойник. Понимаю, что надо учиться, а пока- слава Богу за всё!
Ольга Исаковская пишет:
В нашем храме вмч. и Победоносца Георгия, что в с.Алешино, поклонный Крест выносится на подносе, покрытым вышитым покровцом из бархата. Цветы ставятся к Распятию просто в вазы. В этом году это были розы.
Очень красивая, ручная работа, глядя на которую понятно, что больше ничего и не надо. Хотя в фото Воздвижения Креста нежный венок хорошо дополняет красивую вышивку.
"Цветочный венок получился строгим и торжественным одновременно. А как он держится, Ирин?
Это использовано оргстекло или отдельно сделан овал из трубки?
На мой взгляд, цветам, может, стоило бы придать "движение": не просто наколоть смотрящими прямо, а чуть развернув вверх (я имею в виду гвоздички и хризантемы с каждой стороны овала), устремив их к кресту из белых хризантем. Но, быть может, это так просто получилось на фото. Вы, молодчина, думается, что и с цветами в такое непростое время были проблемы?"
Ольга, Вы абсолютно правильно подметили в работе Ирины допущенную ею неточность в расстановке красных гвоздик в венке. Правда, если чуть разворачивая головки цветков, устанавливать их смотрящими вверх, то при этом в данной композиции проявится и третий,- новый зеленый оттенок от чашечек гвоздик. Ирина же с нами о своем творческом замысле пока не поделилась и трудно без нее решить о необходимости включения зеленого цвета в работу. Поэтому, исходя из имеющегося варианта расстановки всех цветов и в т.ч. красных гвоздик я дала пояснения и даже сделала эскизный набросок по поводу этой работы в посте # 211 от 11.04.2014г. в теме:Факультативные практические занятия форума "Цветы и храм" при Духовно-просветительском центре в Перловке.
Просматривая же фото с Крестом в цветочном венке на общем плане в интерьере храма, пожалуй, что тут трудно не заметить и особые, не гармонирующие между собой контрасты:
- так светло-сиреневого цвета аналойник и покрывающий к этому бордового цвета саму поверхность аналоя и при этом только красные гвоздики. (Надо либо к красным цветам доставлять цветочки из близких сирени, либо аналойник совсем не использовать, чтобы сохранить только бордово-красное сочетание)
- если один очень легкий, то другой будет казаться еще более тяжелым или наоборот: нельзя допускать использование с такой воздушностью капроновый аналойник и большой габаритам, крупной резьбы деревянный, аналой;
- хаотичные, небрежные складки на аналойнике и художественная с орнаментом резьба,- тут просто не совместимы!
Быть может, что кому-то из мастеров эти контрасты покажутся мелочами, но если все-таки их постараться убрать, то Красота сама в храме начнет воцаряться, а значит с ней усилиться и молитвенный настрой.
Однако, теперь мы можем еще сравнить эту работу с аналогичной, но еще более ранней и т.о. наглядно оценить уровень роста мастерства у Ирины за этот период времени.
Посмотрела по фотографиям работу к празднику Благовещения, которые Ирина Шандровская разместила в посте# 225 от 07.04.2014года в теме: Фотогалерея "Цветочные убранства в православных храмах и монастырях, созданные участниками форума" Ирина, скажу только одно,- Вы молодец, ведь переживая за последнее время все крымские события, все-таки так успешно справляетесь с цветоукрашением праздничных икон в своем приходе!
Понимаю и все реальные возможности возникновения трудностей и проблем в работе! Слава Богу за все!
Поэтому, сразу же отмечу то заметное художественное и техническое качества, присущие данной работе, наличие всех трех главных степеней от гармоничного, цветового сочетания используемого растительного материала и до его успешного соединения, как с голубым покровцом, рисунком и резьбой на аналое, так и в интерьере храма, новую, особую и реализацию символического образа к празднику Благовещения!
Однако, все-таки, просматриваются и некоторые допущенные неточности и, на мой взгляд, даже и излишества, подобные тем, что развешаны в храме над иконами на иконостасе, но об этом в новом сообщении, т.к. если далее продолжить здесь выкладывать фото с правками, то возможна автоматическая путаница с весами каждого файла и очередность их нарушится.
Итак, Ирина, прежде всего смотрим и разбираем всю схематичную правку и выделенные замечания. Надеюсь, что в данной схеме Вам будет все понятно.
Следуя по ней делаем выводы: При таком формате аналоя нужно не расставлять от него так далеко вазы с букетами. В данном случае, в букеты и выше роз, Вам следовало бы дать, хотя бы по ветке альстромерии, а если возможно, то и гипсофилы, чтобы визуально их еще приподнять и логически, как бы "сроднить" и вписать букеты и композицию на аналое в одну, но уже большую.
Голубой линией отметила примерную границу условного "рассечения" гипсофилой монотонного цветочного массива из альстромерии. Что позволит создать дополнительный и требующийся в данной работе эффект глубины и объема, немного размоет цветность, придаст композиции большую легкость и все это с помощью только выставляемой по внутренней части венка и не особо плотно, гипсофилы.
Особое внимание следует обратить на лилию. В данном варианте, не следует лишать ее коричневых пыльников на тычинках!!! Потому, что именно, в этом целом цветке и проявляется для нас возможность реализации образа смирения и кротости с помощью одного цветка, но лучше еще только с полураскрытой лилией. Наличие же рядом у цветка лилии еще и большого бутона(- ов) лилии общую картину не испортит, но лишь гармонично дополнит. Одновременно, можно заметить на удачное сочетание таких тычинок у лилии и со штришками в жизнерадостной расцветке альстромерий.
Ирина, хорошо и чуть ниже спускать оба края у композиции, даже наезжая на поперечный бордюр на аналое и рассекая т.о. ширину его полосы.
Ах, да! Совсем забыла напомнить и о торчащих в композиции, по разным направлениям и в стороны, листьях альстромерии. Тут их надо ставить и давать более утопленными в цветы.
Вот, Ирина, простите, но на мой взгляд, то на что бы теперь, я постаралась и обратила бы пристальное свое внимание.
p.s. Приближается Страстная неделя, а с ней и иной молитвенный настрой, по сему желаю всем помощи Божией в предстоящих цветочных работах, отключаюсь от компа и до встречи на Светлой седмице!
Владимир Чутора пишет: Плащаница в Свято-Вознесенском храме г.Бобринец Украина. Работа Бабенко Виктории
Христос Воскресе! Владимир и Виктория, радостно, что вы и в этом году на форуме, в посте#254 от 18.04.2014года, в теме: Фотогалерея "Цветочные убранства в православных храмах и монастырях, созданные участниками форума" , выложили фото к светлому празднику Воскресения Христова! Не думайте, что Ваша прошлогодняя работа, Виктория, осталась незамеченной, просто пока ни Вы, ни Владимир больше с тех пор себя не обнаружили ничем, и скорее всего, на это были какие-то причины.
Ну, а если вы снова появились, то с удовольствием приглашаю вас к более активному участию))). Будем вам очень рады. И конечно, хотелось бы немного подробнее узнать о вас и о ваших работах. Вы вместе работаете над украшением цветами в Свято-Вознесенском храме г.Бобринец, или только Виктория?
Может быть есть и еще фотографии работ и вы ими с нами поделитесь? Как давно Вы, Виктория, украшаете Храм цветами?
Очень надеюсь на ответ.
Христос Воскресе!
Дорогие форумчане!Предлагаю на ваше обсуждение свои работы.Очень хотелось бы узнать мнение более опытных коллег. Ваши советы мне необходимы для постоянного совершенствования и понимания допущенных в работах ошибок.
Елена, очень красиво)))...хотя не нравятся мне хризантемы вообще и использую я их в очень крайнем случае...только на Рождество(они звездочки\снежинки напоминают), но тут очень гармонично смотрятся)))
Ольга, присоединяюсь к Анастасии, очень красиво и правда впечатляет . У меня маленький вопрос: оргстекло какой толщины вы используете?
А то у нас провисают края и верх композиций... и не хотелось бы этого.
Ольга Исаковская пишет:
Престольный праздник в храме вмч. и Победоносца Георгия с.Алешино. 2014 г.
Такие произведения можно часами рассматривать. Как гармонично выполненно цветовое решение и расставлены цветы. Интересно смотрятся в акценте солнечные лучистые нарциссы, торжественные каллы в пасхальной композиции как- бы повторяют движение рук Спасителя на иконе, напомтнают нам о Воскресении Христовом – дарованной нам победе, торжестве жизни над смертью и грехом, обновлении всей природы человеческой. Спасибо Олечка, за такие художественные труды!
6 мая с.г., Господь сподобил меня побывать на праздничной Литургии в храме вмч.Георгия Победоносца, с. Алешино и в натуре познакомиться со всеми цветочными убранствами, составленными к Престольному празднику. Цветы в букетах, цветы в небольших композициях, цветочная композиция над иконой Воскресения Христова и, наконец, такая пламенеющая и выразительная - на центральном аналое у иконы вмч.Георгия Победоносца! ))
Поверьте, но выложенные Ольгой Исаковской фотографии так и не смогли передать всю полноту восприятия этого, увиденного мной, праздничного и красочного убранства, да и на фото ведь совсем не понять то, что по наружному диаметру цветочный венок достигал метрового размера! Однако, при этом, всем было удобно, как прикладываться к иконе, так и не было риска в перевесе этой тяжелой цветочной основы в тот момент, когда сама икона бралась на Крестный ход.
Конечно, хорошо было бы Ольге показать работу и с разных сторон съемки, крупными фрагментами, перечислить и количество использованного цветочного материала, затраченным временем, а также познакомить и с сюжетными мотивами, образно воплощенными в работе.
Отвечу на вопрос Елены Исаенко:
Боковые провисание в Вашей работе могли происходит от неверно подобранных соотношений между образовавшимся весом цветов на оазисе и выбранного по площади оргстекла и его толщины. Когда я занималась данным вопросом оптимизации, то на мой взгляд, можно использовать оргстекло 5-6 мм толщиной, при общем диаметре самой основы до метра, а если < метра, то толщина и в 4-5мм должна подходить.
У меня же не было возможности вырезать такую основу, как у Ольги, из целого листа и я изготовила ее, склеив из двух половинок с помощью накладки дополнительных полосок и спец.клея.