Цитата |
---|
Дарья пишет:
Людмила Александровна, спасибо за большой и развернутый ответ!
Как правильно заметила Ирина, моей проблемой не было увядание цветов. Я прекрасно понимаю, что пленкой оборачивают для сохранения влаги и препятствия вытекания воды. Секатором я работала лишь в самый первый раз, физически не имея под рукой другого инструмента.
Я много читаю и смотрю фотографии, принимая во внимание свои и чужие ошибки. Я не копирую чужие работы, а запоминаю те, которые мне понравились, и делаю уже свой вариант, опираясь на свой художественный вкус. Простите, я не новичок в храме, и прекрасно понимаю и сюжет, и смысл того или иного праздника. Кроме того, я всегда советуюсь с настоятелем по поводу того или иного решения и не занимаюсь своевольством.
Что касается техники, здесь мне еще придется много трудиться и изучать этот вопрос. Я сделала всего лишь 2 работы, в которых не может не быть технических ошибок, но они нравятся и мне, и прихожанам. Кроме того, я не ставлю своей целью стать флористом-профессионалом, скорее, любителем, знающим азы храмовой флористики. Для начала я хотела бы украшать одну праздничную аналойную икону на двунадесятые и великие праздники. Пока что это единственное, что мне по силам.
К сожалению, я не имею возможности общаться по скайпу, имея разницу с Москвой в 4 часа и большую занятость по дому. |
Матушка
Дария, во славу Божию!
Спаси Господи и Вас за столь оперативный ответ! Принимая во внимание всю Вашу большую занятость, нагрузку и отдаленность, старалась как можно понятнее и подробнее дать словесное описание первых, начальных технических приемов в храмовом искусстве цветоукрасительства, выложила фотоматериалы, специально мною отснятые с последней работы на Крещение и даже, сообщила Скайп при возникающей у Вас какой-то необходимости в визуальной консультации.
Прочитывая Ваше последнее сообщение, скажу откровенно и признаюсь, что Вы меня очень приятно порадовали тем своим усердием, той надлежащей прилежностью к предмету и еще тем, правильно выбранным Вами самим подходом быстрого, но глубокого изучения всего технического процесса,так необходимого в работе и не только начинающего цветоукрасителя.
Именно поэтому, у меня и возникла уверенность Вам открыто сказать, что при таком подходе, живом интересе, стремлении к освоению данного вида искусства в церковном служении, с помощью Божией,- новоначальный этап "первых шагов" у Вас не затянется, как это часто наблюдаю, к моему сожалению, что бывает у других.
Матушка, наверное, было бы странным услышать о том, что самые первые работы цветочного убранства праздничных икон в храме и не порадовали бы и не понравились бы, как Вам, так и прихожанам?
Когда же и мне попадается фото с первой, уже 20-летней давности, своей работы цветочного убранства Плащаницы на Успение, то всякий раз вспоминаю и весь перенесенный мною, за ночь, тяжелый творческий процесс, при этом всегда невольно, но мягко улыбаюсь от количества допущенных в ней и разного характера ошибок. Однако, мне и прихожанам в то время это убранство очень понравилось. Спросите об этом же, к примеру, Ирину Шандровскую, ее впечатление и восприятие прихожанами, как первой работы, так и составленной, вот только недавно, на праздник Крещения.
Суть остается таковой: цветоукраситель, возрастая в данном виде творчества, повышает при этом культурный уровень восприятия и художественной оценки у зрителей. Так, постепенно, будет и в Вашем приходе.
Вы еще пишите:
"Кроме того, я не ставлю своей целью стать
флористом-профессионалом, скорее, любителем, знающим азы
храмовой флористики. Для начала я хотела бы украшать одну праздничную аналойную икону на двунадесятые и великие праздники".
Матушка Дария, я хорошо понимаю Ваш выбор и желания.
Но, давайте, предварительно, по-пробуем вместе разобраться в этих, часто используемых терминах?
Итак, о термине, пришедшем к нам из Европы и мира, мы узнали, что в светском миру,
флорист-профессионал, это тот человек, который прошел специальную подготовку и обучен множественным художественным и техническим приемам с одной, конечной целью:
мах продвижения на рынке сбыта и
успешной реализации цветочной продукции среди населения, предлагаемой ими во всяких формах, всевозможными способами, вариантами, в т.ч. по жизни, обыденных и праздничных обстоятельствах.
Далее, если к слову "флорист" добавить "храмовый", то по определению, получаем и все того же
флориста-профессионала с теми же его обученными светскими приемами и интересами, но теперь не в миру, а уже в храме. Не об этом ли нам свидетельствуют и часто напоминают те светские, откровенно отвлекающие, цветочные перегрузы и приемы в интерьерах храмов, просто захватывающие, сильно искажающие молитвенную атмосферу и поставленные в храме, церковные пространства или же те иконы с Образами Святых, но погруженные и утопающие, теряющиеся в окружаемой их массе цветов?
Отсюда, для любого верующего, православного станет ясным и понятным, что же тогда по своему содержанию и в действительности будет означать и словосочетание
храмовая флористика с ее целенаправленной, коммерческой областью деятельности- опять все та же, без особых изменений и разработанная европейскими школами, внедряемая повсюду в православную, церковную жизнь,- флористика.
Именно по этой причине, мне пришлось внести и изменение в название нашего форума.
Первоначально, было принято название
"Цветы В храме", но потом, проявилась и стала видна, допущенная при этом ошибка, т.к. роль цветов в храме стала выглядеть, словно господствующих в нем, диктующих и устанавливающих свою атмосферу по своим флористическим правилам, на иное -
"Цветы И храм" , напоминающую нашим цветоукрасителям о несении ответственности за разумное использования цветов, выборе степени их влияния и соотношения на сохранение присутствующей в храме молитвенной атмосферы.
В результате, прихожу к выводу, да простят меня все, называющие себя храмовыми флористами, но использование таких терминов, как
храмовый флорист и
храмовая флористика для храма, никак не могут подходить по их определениям.
В раздумьях, задаю себе вопрос: "Почему же надо так, обильно и по-флористически, "украшать" то, что уже само по себе красиво?" Ведь, наша задача в храме и состоит не в том, чтобы продемонстрировать флористические возможности и способности каждого, восхвалить исполнителя и после благодарить его, а с помощью цветов лишь только немного, но с благоговением и разумно оттенить, выделить, как сам святой Образ в день почитания, так и запечатлеть в душах и сердцах прихожан и не более.
Однако, для себя заметила, что сооружая "по-флористически, традиционное", вокруг иконы цветочное "украшение" в виде плотно прилегающей к ней цветочной рамки, среди видов которых мне еще попадались и работы, вообще, без соблюдения требующейся пропорциональности и гармонии цветочного материала по отношению к размерам икон и написанным на них Образах, то отметила и существенное, на мой взгляд, нарушение. Так, например, ломаный, "П" формы цветочный "венок" может быть и красив, и профессионально составлен, как по заказу, а в работе не читается церковный, молитвенный подход и внутренний настрой исполнителя: работа сама по себе выставляется хоть и чисто, но формально, вне соединения с Образом.
Почему же некоторые, именуемые себя храмовыми флористами, так увлеклись лишь составлением цветочной формы и не задумываются над таким важным в православном храме и творческом исполнении, аспектом?
Призывая всех поднять планку качества цветочных работ в православных храмах, я отчетливо понимаю, что это, в первую очередь, относится ко мне, но без активного участия на форуме, взаимной помощи идеями и советами, совместной работе в поиске решений, а также простой, но дружеской поддержке и, конечно же, при Божией помощи, надеюсь, что "мостить дорогу" не потребуется долго!
Матушка Дария, выше изложенное и сформулированные вопросы не обращены лично к Вам, а в поиске ответа и проводимого анализа к пониманию проявляющихся проблем в православном, храмовом цветоукрасительстве настоящего времени, в свете которых мне хотелось бы у Вас подробнее узнать, что же, по-Вашему мнению, может составить для Вас те азы из
х.ф.?