Лепестки 7
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
02.11.2011 15:26:26
|
|
|
|
02.11.2011 15:26:56
Лепестки 8
|
|
|
|
02.11.2011 15:27:31
Лепестки 9
|
|
|
|
02.11.2011 15:29:11
Есть два фото с Плащаницей в Иерусалиме и Чин погребения на Успение - не загружаются, попозже обязательно представлю.
|
|
|
|
02.11.2011 16:11:07
|
|||
|
|
02.11.2011 17:15:27
Ольга, спасибо, что вы обратили на этот момент внимание и указали ошибку. В этом монастыре нет традиции накрывать аналое перед алтарем платом, в будующем учтем это упущение и заполним пустое пространство цветами и растениями. Единственная проблема в том, что весь флористический материал это наши пожертвования и не всегда хватает на самые элементарные флористические принадлежности.
Прочитав сегодняшний форум хочется поделиться статей о монастырях профессора МАрхИ А.Квасова. Он сказал: " Поразить воображение людей, посвятивших себя Богу, - занятие неблагодарное. Их воображение недосягаемо, как вечность. Оно всегда и полностью занято одной идеей, и имя ее - Вера. Это воображение нельзя дополнить или изменить. Ему можно только соответствовать. В этом суть архитектурных канонов всех конфессий. В рамках учебной прграммы работа над проектами реконструкции и благоустройства монастырей велась в режиме постоянного сдерживания творческой фантазии, в итоге приведенной в состояние аскезы. Но как известно, любая регламентация - лучший стимул для творчества.......Предпочтение отдавалось природным материалам, а вся символика сопрягалась с практическими нуждами живущих в обители. Что так же отвечает традициям обустройства православных монастырей. Важно было понять, что догма и канон отнюдь не синонимы. Канон - это образец и понятие временное и предполагает развитие. Догма - неизменна во времени и не учитывает конкретных исторических условий. Канон - это свод правил для трактовки, догма пораждается логикой. Догма вызывает оцепенение, канон интерес к пониманию. Догма агрессивна, канон таинственен. И наконец , догма - вечное пристанище, канон путеводитель. Когда это осознаешь, появляется интерес к проектированию по канонам." журнал " Ландшафтная архитектура 2007, №4 В нашем случае мы старались при минимуме возможностей соблюсти Канон. Символический Вертеп над иконой Рождества, символическая звезда, ветви ели украсили вход в Алтарь. А догмой в данном случае является несоблюдение флористических правил при украшении иконы. К ней можно отнести незакрытый оазис, мишуру и другие мнения. Поэтому хочется научится правилам при минимуме возможностей. Спасибо за информацию о горшечных растениях, полезная и назидательная. Меня волнует такая проблема, когда мало цветов, растений, в каком месте впервую очередь нужно разместить букеты, в том случае когда украшается храм к празднику. Или это на усмотрение благоукрасителя по благословлению настоятеля? Спасибо огромное за общение и содержательный форум. |
|
|
|
02.11.2011 23:06:31
Мир участникам и гостям форума и доброго здоровья! Приношу свои извинения за неправильно подобранное слово, отчего поменялся смысл самой фразы и получилась путаница. Пост 216, цитирую: "Но ведь, согласитесь, не все хорошо, что блестит". Хотела сказать "не все золото, что блестит". Это относится к разговору о гламелии, а не об украшении мишурой. Вношу исправление.
Изменено:
----------------------------------------------
|
|
|
|
03.11.2011 11:08:19
Вам, Ольга, мне кажется, должен быть близок вегетативный стиль во флористике.
Вегетативным стилем называют наиболее естественное представление цветов и растений. При этом флорист (благоукраситель), работая с материалом, должен обращать особое внимание на внешний вид, форму роста и растительное сообщество растений. Для вегетативного стиля наиболее характерна асимметричная расстановка. Работа в вегетативном стиле требует особо тщательного подбора и расположения материала: цветы и растения должны выглядеть натурально, как они растут в природных условиях. Даю несколько иллюстраций (из светской флористики): |
|
|
|
03.11.2011 11:09:01
Из ландышей:
|
|
|
|
03.11.2011 11:11:07
В православных храмах этот стиль ярко представлен на Троицу:
|
|
|
|
03.11.2011 11:11:56
Троица:
|
|
|
|
03.11.2011 11:12:41
В Пюхтицкой обители:
|
|
|
|
03.11.2011 11:13:12
У входа в храм:
|
|
|
|
03.11.2011 11:14:36
Коленопреклоненная молитва на Троицу:
|
|
|
|
03.11.2011 11:16:21
Используются также и элементы вегетативного стиля для украшения, например, икон:
|
|
|
|
03.11.2011 11:17:04
Аранжировка икон:
|
|
|
|
03.11.2011 11:23:14
Думаю, букеты из полевых цветов Вам тоже понравятся (подбирала специально для Вас).
|
|
|
|
03.11.2011 13:47:34
2. В тексте руководителя московских курсов по украшению храма цветами также была обозначена цель присутствия растительных композиций - "удивлять прихожан". Конечно, именно эта цель, поставленная на курсах при монастыре и удивляет! Ни удивлять, ни поражать, ни тешить гордость мастера призвано цветосложение в православном храме, а благоговейно и молитвенно, со смирением и сокрушенным сердцем, преклонив колени, славить Святую Троицу, Царицу Небесную и собор святых. Ни какое творение рук человеческих не сравнится с творением Бога! Это уже на грани ереси:удивлять, значит отвлекать, уводить, мешать, раздражать и т.п. У первых христиан средняя часть храма предназначалась для познания - созерцания Бога в Его творении, что имеет к нашему послушанию прямое отношение, мы привносим в храм жертвенные цветы, но создал их Господь, хотя растения и повреждены после грехопадения, только степень этого повреждения для нас сокрыта: "Цветы - остатки Рая на земле" (Прав. Иоанн Кронштадский), в этом наставляет и преподобный Максим Исповедник: "... на основании мудрого созерцания творения мы постигаем учение о Святой Троице, то есть (учение) об Отце, Сыне и Святом Духе". 3.Какой канон Вы старались соблюсти? Православного флористического канона на сегодня пока не существует, есть Устав Церкви и "Богослужебные указания". Насколько я знаю, про звезду и вертеп таковых нет. Это те самые образы, символы праздника в иконографии, против использования которых так часто восстают те, кто радеет о простоте, поверхностно и однозначно понимая это слово. 4. Следующие Ваши рассуждения мне совершенно не понятны, пожалуйста объясните, прилагала усилия к пониманию, но ничего у меня не получается. "А догмой в данном случае является несоблюдение флористических правил при украшении иконы. К ней можно отнести незакрытый оазис, мишуру и другие мнения. Поэтому хочется научиться правилам при минимуме возможностей". О догматах Церкви беседу проводить лучше священнослужителям, тема основная и должна интересовать каждого православного христианина. Растительным же символом (если интересно!) догматов Церкви является кипарис. Давид жил в доме кедровом ("Цар. 7: 2); Кровли домов наших - кедры, потолки наши - кипарисы (Песн. 1: 16). Дом, где душа человеческая встречается с Богом - это Церковь, которая обладает Благоуханной добродетелью, потолки не гниющие из благовонного дерева - это православные догматы, которые никогда не меняются и издают прекраснейшее благоухание. Содержание догмата – это истина, реально существующая независимо от того, знает её или не знает человек. Но Богооткровенную сущность догмата нужно отличать от способа его выражения. Догматическая формула, в частности православные законы (каноны) христианского искусства, есть зримое и словесное выражение этой истины. Истина (содержание) догмата неизменна, а догматические формулы могут изменяться, и они действительно изменялись в жизни Церкви. Но при всех изменениях более новая формула бывала лишь более совершенной, ни в чём не противореча формуле более ранней или даже её отсутствию, примером может являться и такой жанр христианского искусства, как благолепное цветосложение, присутствующее в интерьерах и экстерьерах современных храмов. Исходя из особенностей и потребностей настоящего времени может быть создан канон присутствия живых цветов в православном храме, но, пока он не создан, мы обязаны руководствоваться канонами символичного христианского искусства и, в первую очередь - иконографии. Поэтому, простите, "несоблюдение правил, неприкрытый оазис, да ещё и мишура..." к догматам никакого отношения не имеют! 5. "Правил при минимуме возможностей" в теории флористики достаточно: используйте бутоньерки, икону украшайте частично (сверху, снизу, по углам...), ставьте букеты в вазах. В тёплое время года предусмотрительно выращивайте цветы в открытом грунте, специально для составления храмовых композиций. 6. Если в руках только один букет, и мы думаем, куда же его поставить? То решение зависит от того, в какой день православного календаря Вы эту проблему решаете. Если Крестопоклонная неделя - то - к Распятию; если двунадесятый, великий или престольный праздник, то - у аналоя в центре средней части храма, у храмовой иконы в иконостасе; если, это день прославления святого или святых, мощи которых присутствуют в данном храме, то - у Раки со святыми мощами и по аналогии далее. Батюшки, возможно меня поправят, но главное место в храме - это Горнее место и престол, то есть алтарь и Царские врата. В средней части - это праздничная икона на аналое, Рака со святыми мощами, святыни, чудотворные и чтимые храмовые иконы. |
|||
|
|
04.11.2011 10:21:43
Делаю поправку: на иллюстрации в посте #237 столик из цветов для священника выполнен не в вегетативном стиле, а в параллельном.
Пример композиции в параллельном стиле: |
|
|
|
04.11.2011 14:49:21
Иерусалим
|
|
|
|
04.11.2011 14:50:13
Лепестки на Успение Пресвятой Богородицы
|
|
|
|
04.11.2011 14:51:54
Иерусалим. Страстная Пятница
|
|
|
|
10.11.2011 15:51:21
Все творения, созданные Богом, не могут не нравится. Божественная Гармония проявляется даже в самом малом тварном создании. У меня возник такой вопрос: а правильно ли, что познания, полученные в сфере мирской флористики, с ее законами, терминологией, и т.п. переносятся так активно в Храмы? Я попробую сформулировать свою мысль: сейчас очень много всевозможных курсов, на которых готовят флористов, флористические приемы так или иначе заимствованы либо от продвинутых (ни в коей мере ни умаляю их авторитета) западных специалистов, либо специалистов из Японии. А может быть благоукрашение в православных храмах должно быть совсем иным, без привнесения всех этих знаний, ведь существует же иконопись с иными законами нежели мирское художественное творчество, или клиросное пение...? Кажется, Апостол Павел (поправьте, если не так) сказал: "все нам можно, но не все полезно..."?
----------------------------------------------
|
|||||
|
|
10.11.2011 18:34:16
Без профессиональных знаний не будет творчества. В светской терминологии также не вижу ничего плохого, а термины православной флористики начинают появляться уже сейчас (на этой странице форума они уже не раз упоминались). Другое дело, что в основе нашего творчества лежит вера и всё начинаться должно именно с неё. Святые отцы говорили: «Сначала нам нужно научиться вере, а потом уже другому ремеслу».
Изменено: |
|||
|
|
11.11.2011 12:01:41
Изменено: |
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 2, пользователей: 0, из них скрытых: 0)