Цитата |
---|
Людмила Бондаренко пишет:
Ольга Дмитриевна! Примеров светильников и практического использования, в настоящее время, цветочной срезки для декорирования Паникдила Вы привели нам много, но учитывая особенную тематическую направленность данной темы " О роли и значении цветов...", то выводов и заключений от Вас по этому, конкретно рассматриваемому вопросу со светильниками, пока не услышала. В каких же ролях оказываются цветы при таких вариантах их использования, на что нам указывают?
Считаю это актуальным вопросом и ответ на него хорошо бы знать каждому украсителю?
Добавлю еще несколько примеров для большей наглядности. |
Людмила Александровна, Вы считаете, что я вправе говорить «да» или «нет»?
Хорошо загромождать массивными гирляндами паникадило или хорос или неприемлемо?
Выводы исключительно дело времени, так как, как мы видим, в настоящее время согласия нет даже среди священнослужителей. Мнение, конечно, высказать можно, но оно должно быть аргументировано, поэтому постараюсь заручиться поддержкой святых и авторитетных отцов Церкви.
Церковь всегда считала необходимым условием для участия в своём богослужении чистоту веры, “единомыслия” в исповедании у всех его участников, полагая, что во имя Господа Иисуса Христа не могут собираться люди, имеющие о Нём ложные понятия, вносящие ложь в самое существо церковной жизни.
Поэтому, прежде всего, каждому благоукрасителю необходимо усвоить понимание красоты в Церкви, а не земной красивости. Красота не является самоцелью для христианина (и христианина – благоукрасителя), она лишь отблеск Истинной красоты, а потому способствует пониманию приоритета смысла над эстетикой и ведёт к познанию Бога.
Истинная красота – это Бог.
Красота земная только в большей или меньшей степени отражает Первоисточник, она замутнённый образ истинной красоты:
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13: 12). Поэтому в романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского читаем: «Красота – это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая… Тут дьявол с Богом борется». "
… мир сей, получив бытие от Истинной Красоты, в устройстве всех своих частей отражает следы духовной красоты, которые могут возводить нас к невещественным первообразам". Свт. Дионисий Ареопагит.
Земная красота двойственна, а значит, таит в себе угрозу душе, надеющейся на тленное богатство. Понятно, что главная цель – не в массе, не в количестве, не в роскошестве цветочном. Почему и первые христиане отвергали даже венки из живых цветов, слишком памятна была роскошь римская, когда, например, император Гелиогабал с его безобразным потреблением роз, просто умертвил своих гостей количеством цветов и лепестков, которые упали на гостей из раскрывшегося потолка – они задохнулись.
Раннехристианская эстетика стремилась заменить эстетические ценности на нравственные, чтобы эстетические интересы не вытесняли благочестие. Только не надо путать с роскошью золото, как символ и олицетворение Божественного света в искусстве Церкви.
Смысл и ценность иконы и храмовых растительно-цветочных аранжировок не заключаются в их материальной красоте, но в духовной, которую они призваны изображать. "
Цветы сотворил Бог для человека, чтобы душа в твари прославляла Творца и любила Его". Прп. Силуан Афонский.
Святитель Климент Александрийский рассказывает о том, как живописец Апеллес, увидев, что один из его учеников изображает «Золотую Елену» в лучших её нарядах с массой украшений, заметил: «О, юноша, будучи не в силах изобразить Елену прекрасной, ты показал её богатой».
Поэтому композиции, говорящие на языке Церкви, в основе которого заложен символ, и раскрывающие красоту каждого отдельного цветка ценнее роскошных объектов, демонстрирующих богатство. А, если эти объекты ещё и формы образуют, противные духу Церкви, то встаёт вопрос об их неуместности и даже вредности по воздействию на созерцающих.
Если можешь – составь символичную композицию, если не можешь – красивую, а, если не можешь красивую, то – богатую. "
В церкви имеет обширное место символика (образность), христианину надобно её разуметь и проникать умом в сокровенный смысл её". Св. прав. Иоанн Кронштадский.
Внутренняя духовная сущность храма получает своё выражение в той символике, которая присуща храму в целом и отдельным его частям и которая воплощается в свою очередь в архитектурных формах и художественном оформлении.
"
Литургическое действо престаёт как симфония символов в жестах, словах, мелодиях, изображениях, запахах, объёмах и формах". Е. Пилипенко.
И должно всегда помнить, что форма дух бережёт. И, используя различные формы креста, квадрат, овал, круг, шар, полумесяц, цату, арку, звезду, голубя, павлина … делать это обязательно осмысленно на языке Церкви, а не на простом художественном воображении. Следить, чтобы в процессе творчества при образовании какой-либо формы не получалось что-либо, согласное с теми символами, формы которых неприемлемы, как внешнее проявление противоречий по отношению к вероучению.
Конечно, звезда, плетёнка, яблоко, гирлянда традиционной формы (корамысло) имеют своё осмысление в искусстве Церкви, но «массивность» их исполнения не может приветствоваться в храме. Цель здесь одна – удивить грандиозностью и богатством, дизайном и фантазией, но это прямой и необдуманный перенос интерьерной декоративной флористики в храм, где духовные ценности и понимание истинной красоты совсем иного порядка – надмирного.
Главное сделать выбор - образно-символичная или без-образная композиция; прославляющая каждый отдельный цветок, как письмена Божественного откровения, или цветы - лишь средство для достижения пусть благих, но земных целей.