Может быть выскажусь немного резко, но мне показалось, что статья по большому счету ни о чем... некое рассуждение на тему, причем не подкрепленное никакими аргументами.
Во-первых, у нас нет достаточных сведений для того, чтобы реконструировать таксис (чин) византийского богослужения доиконоборческой эпохи. Да, есть мнение что Литургия того времени начиналась с возгласа "мир всем" и восхождения епископа на горнее место, однако какими песнопениями это действие сопровождалось, и сопровождалось ли вообще - мы знать не можем. Некоторые литургисты утверждают, что оно сопровождалось пением неких псалмов (очевидно, приспособленных к той или иной памятной дате или празднику) с припевом - так называемый антифон, и что Трисвятое есть ничто иное, как припев к псалму, потом выделившийся в отдельное песнопение. Однако это лишь догадки.
Во-вторых, как писал Успенский в своей работе "Молитвы евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста", более-менее точно мы можем определить лишь авторство некоторых молитв - прежде всего анафоры. И здесь, пользуясь в том числе и косвенными данными, можно с довольно высокой точностью утверждать что тексты анафор вышеназванных литургий действительно принадлежат Златоусту и Василию. Собственно больше ничего установить мы не можем, так как в отличие от современных служебников, в древних евхологиях давались только молитвы, без описания действий. Да и евхологиев времен святителей до нас не дошло.
Ну, а яркое описание обстановки, в которой проходили проповеди или даже само богослужение той эпохи в данной статье - не больше чем художественный вымысел.
я конечно дико извиняюсь.... я далеко не богослов и уж тем более не литургист.... И не в коем случае не националист! Но! одно то, на каком сайте размещена эта статья - уже говорит о многом....
Не понял, при чем тут национальный вопрос, но статья мне вот например понравилась. Только немного протестантский дух чувствуется. Но это мне так показалось
да эти украинцы вечно что-нибудь придумают!!! то революцию в мирное время, то независимость (непонятно, правда, кого и от кого),то патриарха себе, то еще чего-то...... А уж в вопросе религии - тут они чудотворцы, конечно!!...
НЕТ!!! конечно же я не говорю о ВСЕХ людях везде есть хорошие люди и... испорченные... В любой стране!!!
Насчет Азовского моря не знаю, а вот о чудесах библейских и небиблейских могу сказать следующее.
Значение понятия «чудо», определяется религиозно-философским мировоззрением как нарушение теории причинности, или как явление, не вытекающее из законов природы.
Необъяснимые события сами по себе не являются чудесами, а приобретают характер чудесного лишь при определенном способе их истолкования. Для атеиста всегда остается возможность отрицать чудо ссылкой на неизвестные еще законы природы, психические феномены, галлюцинации и т.п. Наоборот, при соответствующем миросозерцании самое обыкновенное явление в жизни может приобрести статус чуда (например, выздоровление больного ребенка по молитвам родителей).
В христианстве признание реальности чудесного берет начало непосредственно из понятия о Боге, как Творце и Промыслителе мира. В широком смысле сам факт сотворения и бытия вселенной является чудом. Проявление Божественной воли в мире можно пытаться понимать по-разному, при этом необходимо помнить, что наши попытки осмысления тайны чудесных явлений есть лишь условные образы.
При рассмотрении феномена чуда известный философ и богослов прот. Василий Зеньковский допускает его и при сохранении обычного закона причинности (детерминизме). Он прибегает в данном случае к объяснению чуда как «случайности», возникающей при встрече двух независимых друг от друга причинных рядов, усматривая в самом факте их пересечения Божественную волю.С другой стороны, о. Василий говорит о возможности сверхъестественной отмены причинности (детерминизма) (Зеньковский В., прот. Апологетика. – М.: Издательский Дом «Грааль», 2001, с. 29-31).
Можно рассматривать чудо и как замену по Божественной воле в определенные моменты обычного, «законного», привычного нам строя космоса на иной, неведомый для естествознания (возможно – один из бесконечно многих) план-порядок бытия.
Владыка Александр (Милеант) для раскрытия понятий «промысел», «чудо» использует интересную математическую аналогию т.н. комплексных чисел. «Иногда в науке возникают проблемы, которые неразрешимы в плане имеющихся сведений. Необходимо к проблеме подойти совсем по-новому, например, изменив координаты, или увеличив количество измерений, и тогда задача находит решение. Например, уравнение x2 - 1 = 0 легко решается, x=+1 и х=-1, а вот x2 + 1 = 0 нельзя решить реальными числами. Для решения уравнения надо перейти из одномерного пространства обычных чисел, в двухмерное пространство комплексных чисел. Тогда уравнение x2 + 1 = 0 получает решение x=+i и х= -i где i — это мнимая величина. Но мнимой она является условно: она играет кардинальную роль в математике и физике.
Уравнения электромагнитных или тепловых волн, взаимоотношения между временем, пространством и скоростью света и многие другие физические явления ... выводят физика из тисков трехмерного пространства, в четырехмерное пространство релятивных явлений. Подобным образом и проблемы, связанные с возникновением мира, жизни и человека на земле выходят за пределы физических закономерностей. Они разрешимы лишь при условии включения потусторонней разумной Воли.
Действительно, кроме совершенно естественных и логически-объяснимых событий, Священная История и тысячелетний опыт верующих людей свидетельствуют о наличии необъяснимых, сверхъестественных событий, т.е. чудес.
Само возникновение мира с его замечательными законами, предусматривающими развитие жизни — величайшее чудо! Всякое чудо, в силу своего сверхъестественного происхождения, в принципе или необъяснимо или настолько маловероятно, что граничит с невозможностью. Христианская вера зиждется на непрерывном потоке необъяснимых событий, которые в своей совокупности указывают на бытие единого премудрого и благого Бога.
Мнение, что мир всегда существовал, как предполагали ученые и философы прежних времен, опровергается современной космологией. Мир явился во времени... и вместе с ним стало развиваться наше трехмерное пространство и время. О появлении мира во времени однозначно учит Священное Писание. Возможность случайного возникновения мира путем, скажем, квантового колебания вечно существующего вакуума — ничего не объясняет, потому что случайность предполагает наличие чего-то существующего. Например, брошенная монета может показать “орел” или “решку,” но если нет самой монеты, то не случится ни то, ни другое.
Чудо — это вмешательство Бога в естественный ход событий, оно — акт Его всемогущества. До известного момента события развивались по законам необходимости, и вдруг, привели к неожиданному исходу. Ветхозаветная история Израиля и новозаветная история Церкви наполнены чудесными событиями — в особенности период земной жизни Иисуса Христа, Который своим словом исцелял любую болезнь, изгонял демонов, умножал хлебы, воду превратил в вино, ходил по водам, укрощал бурю, воскрешал мертвых, предсказывал будущее ... Его воплощение и воскресение — величайшие чудеса.
И вот парадокс: при всем обилии чудес, которыми насыщена история человечества, нигде не оставлено вещественных доказательств вмешательства божественной воли. Очевидно, Бог скрывает Себя от пытливого взора и не позволяет “проверить” Себя. Он ждет нашей веры» (Александр (Милеант), еп. Опыт согласования библейского повествования с научными открытиями. (Глава VI. Проблема чуда). – Электронный ресурс: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/creation_man_a_mileant.htm#_Toc56492079).
Поэтому "естественные" объяснения библейских чудес, с одной стороны, не отменяют их, а с другой, - не позволяют "поймать Бога за руку". Господь слишком деликатен и любит нас, чтобы механически ставить перед фактом Своего существования свободного человека, не желающего быть с Ним.
Здравствуйте, отец Олег.
Спасибо большое.
Вот нашла на сайте Предание.ру :Протоиерей Н.Соколов в конце лекции "Исход" рассказал о том, что наблюдал отступление воды под действием сильного ветра в заливе пос.Кагальник, под Азовом.
Это только деталь.
Хотя тема(из осторожности, наверное) наталкивает на строки из 1 Кор 1:21-25 "и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости...". Ключом к Библии остается наша вера,прежде всего.
Отец Олег, спасибо за ссылки.
Подскажите еще, пожалуйста, статьи по теме "Особенности экзегетики шести дней творения". Вы нам рассказывали, но может быть есть в печатном виде.
И другой вопрос о переводах Библии(в частности Ветхого Завета) на английский язык. Где можно об этом почитать?