Цветы у Креста в православном храме., Новая тема!!! Виды и формы цветочных убранств, составляемые у Крестов в православных храмах. Размышления и мнения по созданию у Креста гармоничного цветочного убранства
Людмила Бондаренко пишет в своем сообщении от 31.03.2016г. : За все прошедшие годы работы нашего форума, а идет уже пятый год, на нем собралось достаточно много различного материала по вопросу составления в православных храмах цветочных убранств у Крестов. Возникла определенная трудность в поиске нужного материала, т.к. он дан частями в разных темах форума, то и назрела необходимость открытия новой темы "Цветы у Креста". Надеюсь на быструю и успешную работу по проведению выборки с нужным материалом из имеющихся тем и продолжения ее дальнейшего развития! Пожелаю всем участникам и нашим гостям помощи Божией в крепости сил для плодотворной работы и творческого вдохновения!
С большим интересом я, зайдя по сноске, познакомилась с материалами раздела "Помогите украсить храм цветами" православного форума "Матушки.ру". Не буду скрывать, что я пришла в некоторое смущение и огорчение от увиденного и прочитанного на нем. Понятно стало только одно, - необходимо грамотное обучение. Без проведения систематического, профессионального всеобуча эта проблема не может быть решена.
С появлением у нас в России западного крепежного материала "оазис", используемого для установки срезанных цветов, сразу стало стихийно работать правило: ВСЕ,- кому не лень, т.е. "кто угодно", "из чего угодно" и "как угодно", совсем не соблюдая, а скорее просто не зная ни о каких принципах построения цветочных композиций и строгого соблюдения всех требований по красоте, технике и других художестванных приемах, с усердием принялись за цветочные украшения праздничных икон! На мой взгляд, обучение этому виду искусства нужно начинать с детского садика или еще раньше, т.к. очень важно понимание и грамотное соотношение видения того, кто со-творил и тех, кто это, со-творенное созерцает.
Сегодня, 4 октября,- отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Для форумчан и наших гостей, - вот фото украшения Креста в нашем храме. Глядя на этот, украшенный цветами Крест, вспомнила, как одна из паломниц, Елена, рассказала о проповеди настоятеля Димитровского монастыря (во Владим. обл.)"...Перед нами - Крест Господень, он украшен цветами. Нам видется, что красивые цветы украшают Крест, на самом деле, - Крест украшает цветы!.." Вот, как оказались цветы возвеличены! Так как же понять и разобраться, - Кто Кого украшает и почему???
"...Перед нами - Крест Господень, он украшен цветами. Нам видится, что красивые цветы украшают Крест, на самом деле, - Крест украшает цветы!.." Вот, как оказались цветы возвеличены!
Людмила Александровна, позволю себе прокомментировать приведенное Вами высказывание.
В данном случае, в словах настоятеля Димитровского монастыря, не цветы оказались возвеличены, а именно Крест. Настоятель обратил внимание присутствующих на то, что мы видим часто красоту внешнюю, например красоту цветов, но нельзя забывать о красоте духовной, которая несоизмеримо выше.
В композиции "Крест, украшенный цветами", которую все мы видим в храмах на праздник Воздвижения, безусловно и без сомнения главным является Крест, а для цветов - честь и особая награда - украшать орудие нашего спасения. Что красивее в духовном смысле: гармоничное сочетание цвета и формы цветка или красота подига Христа, взошедшего за наши грехи на Крест...
К сожалению, в вашем сообщении я не нашла никакой информации о том, каковы же принципы украшения Креста. Ведь, без сомнения, они есть. Думаю, для людей, делающих первые шаги в украшении цветами храма, важно знать главные принципы построения цветочных композиций, украшающих иконы.
Здорово было бы, если бы Вы и Ольга Дмитриевна смогли сформулировать, скажем 5 или 15 главных принципов храмовой флористики.
А проиллюстрировать эти принципы можно было бы на примере украшения Креста. Выкладываю фотографии украшения Креста из архива нашего храма. При беглом взгляде на них можно заметить, что обрамление Креста напоминает форму венка (или тернового венца, возможна ли такая интерпретация?) Основных цветов 2: алый и белый. Допускаются вариации алого цвета - малиновый, бордовый, а также сочетание бордового с близким к нему по тону фиолетовым. В данном случае, насколько я понимаю, белый - символ чистоты и безгрешности Христа, а красный (малиновый, бордовый) - цвет Крови, пролитой на Кресте.
В приводимых фотографиях наблюдается 2 вида расположения цветов: белый и красный переплетаются друг с другом, символизируя то, что подвиг Христа - это проявление безгрешности и жертвенности одновременно, либо красный сосредоточен внизу и постепенно переходит в белый. Второй вариант расположения, скорее всего, объясняется тем, что кровь и страдания - атрибут земной жизни, а чистота и безгрешность - атрибуты души, возводящей ее на Небо.
Поправьте меня, если я не права.
Интересно, что означает композиция из цветов, расположенна справа над Крестом в воздухе на фото 2007 года?
Прежде всего, надо почитать, что есть в "Богослужебных указаниях":
На «Всемирное Воздвижение»: «Для чина Воздвижения рекомендуется особый специально предназначенный Крест, который не бывает в обычном употреблении в другое время года.
Лучше всего, если Крест будет большой по размеру, писанный на дереве или резной деревянный, чтобы самим своим материалом напоминать о “треблаженном Древе, на немже распяся Христос…”
Перед началом Малой вечерни иерей износит из сосудохранилища Честный Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает крест венком из живых цветов» или: «Перед началом бдения, иерей в фелони идет к жертвеннику, где уже приготовлен Честный Крест, украшенный благовонными васильками, или иными цветами, лежащий на блюде, покрытом воздухом».
Основной цвет: фиолетовый.
Символы: воздвизальный деревянный крест – вселенский символ как Древо жизни.
Крест, возносимый в православных храмах на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14 / 27(н. ст.) сентября, называется воздвизальным.
Во время богослужения в день Крестовоздвижения священнослужитель, держа Крест двумя руками высоко над головой, простирает его на четыре стороны света в память того, как это делал Макарий, патриарх Иерусалимский в день обретения царицей Еленой в 351 г. Истинного древа Креста Господня, чтобы все могли поклониться Кресту, на котором был распят Спаситель.
Воздвизальный Крест украшается цветами, во время богослужения вода, которой омывается Крест, собирается в сосуд, также украшенный цветами; можно опустить цветы или лепестки цветов прямо в чашу с водой по всей его поверхности.
Этой водой по окончании богослужения священник окропляет верующих, а освящённые цветы раздаются присутствующим по окончании богослужения. В некоторых храмах имеются специальные ёмкости для воды различных форм с ручками, в которые укладываются цветы, причём нередко составляются из них композиции с крестом из белых цветов.
Но это, если служат чин воздвизальный.
На приходах обычно просто выносят Крест, как на Крестопоклонную.
В службе Воздвижения это поклонение несколько отличается от поклонения, совершаемого на Страстной седмице. Там в центре наших молитвенных созерцаний стоит страдающая Ипостась Богочеловека и Искупительный Подвиг Его Божественной любви.
Крест, как орудие искупления, отходит на второй план, мы видим в нём, прежде всего источник страданий Богочеловека.
Несколько иное отношение к Кресту в службе Воздвижению. Хотя и тут «Крест воздвизаем на нем Вознесенного страсть пречистую пети повелеваем твари всей», поэтому и образ композиции иной.
На Крестопоклонную включаются и красные цветы, а на Воздвижение основной цвет фиолетовый, соответственно и гармонии цвета связаны с этим - доминирующим.
То есть: гармония большого контраста, например, фиолетовый - белый.
Гармония малого контраста, например, "в созвучии", то есть все оттенки фиолетового, от самого тёмного до почти белого (лиловый, сине-фиолетовый и даже лилово-розовый...).
Если есть желание, то можно и зелень немного включить в память о трисоставном древе (кедр, кипарис, сосна), используя кипарис или что-то близкое по форме.
У меня глаз устал от надоевших композиций, когда вокруг зелень, а в центре - цветы, да ещё и форма ломается от этих торчащих метёлок. Главное акцентировать крест, а не увлекаться "собственным произведением".
Все растения должны быть на “втором” плане или уровне, Крест ни в коем случае не должен “утопать” в композиции.
Чин Воздвижения в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре. Крест у них особенный с интересной историей, с которой можно познакомиться на сайте монастыря.
При чине Воздвижения на Воздвизальный Крест льётся вода, которой кропят верующих, а цветыиз ёмкости, в которую эта водичка собирается, в конце богослужения раздают присутствующим на Богослужении.
В некоторых храмах используют тканевую драпировку в том месте композиции, в котором прикладываются прихожане. В этом есть смысл, так как приходится "ремонтировать" украшение после определённого количества лобызания Креста, даже, если оно осторожное.
Это эскизы выпускного проекта одной из слушательниц курсов, которые я вела в течение прошлого года в Воскресенском женском монастыре. Здесь используются гладиолусы.
А я,просто случайно, встретила фото с праздника Крестовоздвижения из Свято-Введенского женского монастыря в г.Иваново от 27 сент.2011г.Сколько всего интересного у нас на форуме сразу появилось,даже не все еще просмотрела! Всем спасибо за материалы.
Ольга Дмитриевна, спасибо за интересную информацию!
Я не знала о существовании чина воздвижения креста в православном богослужении. Очень красиво и торжественно. Подобранные Вами фотографии создают ощущение присутствия рядом с теми, кто совершает этот чин.
Однако у меня снова возник ряд вопросов. Очень жаль, что некоторые вопросы, ранее прозвучавшие в нашей беседе, пока также остались без ответа. Попробую изложить все накопившиеся вопросы по времени их возникновения.
1. Хотелось бы узнать мнение Ольги Дмитриевны и Людмилы Александровны о том, есть ли какое-то свое особое символическое значение у цветов, стоящих в вазе (в стенах храма), в отличие от цветов, украшающих икону, паникадило, стены храма, алтарные свечи?
2. Мною был задан вопрос: что означает композиция из цветов, расположенная справа над Крестом в воздухе на фото 2007 года?
В ответе Ольги Дмитриевны прозвучала очень важная информация:
Шар - это символичная - Божественная форма в Церкви, символ вечной власти. Эта форма присутствует как в храмовой архитектуре, интерьере, так и в иконографии, раскрывая различные образы. Флористический шар на празднике Воздвижения можно интерпретировать следующим образом: Воздвизальный Крест - это орудие и знамя Спасителя - Царя славы и олицетворяет символ Вечной власти Иисуса Христа.
Однако, мне бы хотелось узнать мнение на этот счет самой Людмилы Александровны, которой принадлежит авторство это композиции, тем более, что, как я узнала из общения с ней, этот шар относится не к самому Кресту, а к иконе, лежавшей на аналое рядом с Крестом и не видной на фото. Если шар относится к иконе (к какой именно в данном случае) сохраняется ли его смысл, как символа Вечной власти Иисуса Христа?
3. В ходе знакомства с богослужебными указаниями, любезно предоставленными нам Ольгой Дмитриевной, я у знала, что "на Крестопоклонную в композицию, украшающую Крест, включаются красные цветы, а на Воздвижение основной цвет фиолетовый". Однако на фото из архива Донского храма мы видим красные цветы на Воздвижение. В украшении Креста на Воздвижение в Спасо-Ефросиниевском монастыре используются розовые цветы (фото номер три и номер восемь), как и в украшении Креста в Херсонской епархии, а в Свято-Введенском монастыре г. Иваново и вовсе чайные розы (красновато-оранжевые). В связи с этим вопрос: есть ли какое-то объяснение богослужебным указаниям, предписывающим использовать в украшении Креста на Воздвижение фиолетовый цвет и что он в данном случае символизирует?
4. Ольга Дмитриевна, дайте, пожалуйста, ссылочку на Свято-Ефросиниевский Полоцкий женский монастырь. Есть много информации о нем, но сайт монастыря мне, к сожалению, найти не удалось.
Поэтапное фото украшения Креста.( Вместо оргстекла можно использовать любую основу: толстое стекло, пластик поликарбонат с самоклеющей пленкой, покрашенный оргалит или фанеру и т. п.)
и, далее: перед завершением работы надо, обязательно, подержать некоторое время вертикально основу с Крестом, для проверки на подтеки воды из оазисов и при появлении ее, их устранить с поверхности потому, что
в нашем варианте, Крест требует еще большей и особой сохранности,т.к. отделан перламутром, но с этим все получается пока нормально.
Используя же оргстекло или даже стекло, за счет прозрачности материала получается очень интересный эффект и необыкновенно красиво и трепетно: Священник износит этот Крест из Алтаря высоко поднятым и им благославляет прихожан, при этом сам Крест всем виден, как "стоящим в воздухе" в обрамлении венка Славы!
p.s. На фото с выносом Креста, обратите внимание на цвет облачения у священника - он св.фиолетовый, и теперь представьте себе,и если не брать в рассмотрение и не вникать в само идейное содержание праздника, в результате праздничного-то и не получится.
Крест вынесен! Он на аналое и в венке Славы!
С праздником, православные!
Молодым украсителям же, - помощи Божией в творчестве!
p.s. Лично мне очень нравится украшение Креста с использованием оргстекла. Торжествнно и красиво!
Как часто математики шутят:"Что и требовалось доказать!"
Любовь, спасибо за фотографии!
Как все- таки замечательно, когда сразу и крупно видна работа!
Добавлю-ка и я тоже что-то из своих работ. Отмечу, что во второй работе, мне потребовалось только одних роз 200 шт.,т.к.это была большая работа и даже выше моего роста!
За качество фото, простите, но уж как получилось.
Вот какой сегодня вопрос поступил ко мне на почту:
" Людмила Александровна, доброе утро (день, вечер)! Меня зовут Ольга. Я из Симбирска.
Занимаюсь украшением Храма цветами совсем недавно. Опыта и знаний мало, поэтому Спаси Вас Господь за такую нужную информацию и радушное отношение к каждому участнику форума.
Мне очень понравилась идея украшения Креста на оргстекле. В связи с этим вопрос - а, как сам Крест прикрепляется к оргстеклу, за счет чего держится? На сколько прочна такая конструкция? У меня страх - а вдруг упадет? Спаси Господи."
И ответ на него я даю здесь, возможно,Что будет интересен и для других:
" Дорогая Ольга!
Во-первых, благодарю Вас за то, что нас посещаете и главное, что пополняете уровень своих знаний, очень необходимых для работы в этом виде церковного искусства, т.к. украшая цветами церковные праздники можно и нужно при этом дарить людям истинную душевную радость восприятия прекрасного и красоты, а не от безграмотного,рыночного псевдо-искусства. Рада, что и Вам эта моя новая идея со стеклом понравилась.
Как крепить сам Крест? Все просто.
На подготовленное, с обязательно закругленными углами основание, в центре, приложив на него сам Крест, нужно отметить только 6,но очень важных точек для сверления маленьких отверстий, с диаметром сверла до 1.5-2мм.
По два- на большой перекладине Креста и по обе его стороны, чтобы фиксировать Крест и он не опускался бы вниз и два внизу Креста, также по обе его стороны, для фиксации возможного движения вправо-влево.
По моей фотографии тоже можно понять, точки сверления: там, где стоят вторые красные розы и внизу у основания Креста, после третьих роз.
Потом, убрав Крест, все осторожно сверлите, с тем,чтобы не поломать сверло,т.к. от разогрева стекла будет небольшая вязкость,тормозящая сверлению.Но я, это сделала за минуты.
Далее, укладываете опять на отмеченное место Крест и будет нужна рыболовная, прозрачная, толстая леска - три кусочка , которыми, с лицевой стороны, на Крест ее наложили и пропуская концы лески сквозь отверстия, туго, но с обратной стороны стекла и завязываете их на несколько узлов. Прочность- 100 и более%! Внимательно присмотритесь на фото и все будет понятно.
Хочу еще немного коснуться символического смысла, запечатленного в цветах. Я взяла в этом случае 12 красных роз, по числу Апостолов, земная жизнь которых тоже окончилась мученечески. Внизу венка, сквозь гипсофилу можно заметить и темно-бордовые гвоздики и поверх их одну белую, вот эта часть украшения символически отражает гвоздиками - Голгофу, место где был установлен Крест,а белая - череп Адама.
Аналогичные отверстия я сверлила и по периметру для крепления либо оазиса, либо просто ранее собранного венка. Тут можно использовать множество вариантов на свой вкус и наличный бюджет!
Советую со страхом так поступать, чаще участвовать в обсуждениях, для начала - у нас на форуме, показывать без смущения свои работы, принимать всякие поправки, советы и замечания ото всех и при этом не обижаться. Повышать мастерство, оттачивать владение инструментом и свой глазомер, помнить, что не может в Храме цветочное украшение быть составлено без идейного в нем содержания и смысла, и т. д. и т.п. - вот страх увидет все это и сам убежит от Вас!!!.
Успехов Вам, Ольга и помощи от Господа!
Тут уж, как Вам и нам Бог даст!
Знаете, Ольга, что я не совсем правильно сказала Вам про места сверления!!!! Писала по памяти, т.к. Крест храниться в Алтаре и только сейчас, рассматривая фото обнаружила неточности. Пожалуйста перечитайте все заново, чтобы не сделать Вам ошибки.
Сейчас, также используя оргстекло, можно украшать и Плащаницы.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Сегодня, на вечерней службе, в Храме, я уже украшала Крест Господень.
Бог дал мне творческое настроение и удивительным образом помог в приобретении необходимых для работы цветов, как по сорту,так и по объему.
Я же только благодаря Творца, повторяла: "+ Даждь, Господи, мне, недостойной рабе Твоей и всем православным, души наполнить любовию Креста Твоего и управь меня в этой работе".
p.s.Работа сложная по исполнению, поэтому делала подробную, поэтапную съемку при работе.
Вся работа по украшению Креста заняла у меня 4 часа.
Обращаю внимание, что использовала всего кирпич оазиса и разрезала его на 10 отдельных кусочков,с тем,чтобы потом установить на стекле уже по отдельности, а не соединенными вместе, как я ранее показывала первое украшение Креста.
Такой вариант может значительно изменить форму и дать новый вид в украшении.
1й шаг: нарезаем ленточки и каждую протягиваем сквозь отверстие в стекле,
потом, надо предварительно разложить на стекле уже намоченные и завернутые в пленку кусочки оазиса. Расстанавливаем их.
Далее, с натягом и на угол, крепко привязываем оазисы к стеклу.
Так техническая часть завершается и начинается ее самая интересная часть, - художественная, далее см. по фото:
далее на фото: поместила губку из целлюлозы, которая своей хорошей впитываемостью, отлично и быстро помогает удалять воду ,если после прокола концом стебля пленки, она может рано или поздно ,но обязательно, появиться! Воду собираем сразу же по ходу выполнения работы, а не в конце по завершению работы.
потом: идет в работу "резерв" цветов, у меня это кустовая гвоздика, заранее разломанная на отдельные цветки. Этим запасом корректируем общую сложившуюся форму.( К моему сожалению, комп. все фото расставил на оборот, первая и вторая д.б. последними)
Оставалась неиспользованной еще в украшении гипсофила. С ее установкой и вид окончательно изменился,стал еще более нарядным.( Когда переложили украшенный цветами Крест на аналой, то было интересно заглянуть на это оформление сзади,что видно и на фото).