Стили, техники и технологии составления цветочных композиций для церковных праздников, Знакомство с различными стилями, техниками, технологиями, а также делимся своим опытом, полученным из личной практики проведения работ и полезными советами; информируем о различных сопутствующих материалах, аксессуарах, используемых инструментах и т.п.
"Стили, техники и технологии составления цветочных композиций для украшения церковных праздников"- под таким названием открываем новую и очень важную тему.
Все используемые стили,техники и технологии, существующие в благоукрашении православного храма живыми растениями, в настоящие время весьма разнообразны и различны. Многое в выборе той или иной техники и технологии напрямую зависит от условий, поставленных украсителю:
- от временных сроков службы и использования украшения с перемещениями, например, на Крестный Ход,
- от мер предосторожности в сохранности церковного инвентаря( влагостойкости) и возможности допускаемых видов крепления украшений( ввинчивание крючков,шурупов и т.п.),
- от способов установки цветов с использованием предлагаемых флористических материалов( оазиса и пр.)
- от плотности собирающихся прихожан в храме и их желания приложиться без препятствий к Святым Образам,
- от качества, количества и цветовых оттенков уже имеющегося в наличии растительного материала, благословления настоятеля на конкретный оттенок цветов или предоставленных материальных средств на покупку цветов и т.д. и тому подобное.
Поэтому, более глубокое рассмотрение и знакомство с техниками и технологиями в различных ситуациях, позволит повысить художественный уровень и качество составляемых к праздникам цветочных украшений.
Ольга Малова пишет: ..." нужно давать советы нашим цветоукрасителям, сообразно имеющимся достижениям на сегодняшний день у всех народов, но только то, что потребно в православном храме, можно, конечно, и ссылки делать: Восток это или Запад, правда в России цветосложение до XX в. было на таком подъёме, что Европе и не снилось. У нас должен быть синтез и Европы, и Азии, а правильнее сказать, мы должны отделить пшеницу от плевел: выделить из накопленного опыта только то, что Христово".
Полностью с Вами, Ольга Дмитриевна, согласна. Всегда так, и именно так считала и следовала- выбрать лучшее и наиболее для нас подходящее, переложив выбранное или просто его добавив, применительно к нашему культурному уровню и во Славу Божию!
(добавлено: ввиду открытия данной темы и из-за расформирования накопленного материала)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Добрый день! Для тех украсителей, кто мало знаком с особенностями цветочного украшения в храмах, хочется поделиться таким информационным материалом (взят на сайте: www.plantopedia.ru).
Цветы в православном храме не только уместны, но и желательны. Их красота напоминает человеку о совершенстве небесном, о райском саде. Цветочное оформление помогает создать ощущение праздника, подчеркнуть значимость отмечаемого Церковью события. Традиция украшения цветами православных храмов на Руси насчитывает по меньшей мере несколько столетий. Однако формы и приемы цветочного оформления с развитием искусства флористики в последнее десятилетие претерпели значительные изменения.
В наши дни для цветочного оформления применяются современные материалы, позволяющие создавать особенно красивые элементы, идеально гармонирующие со строгим и величественным убранством православного храма. Православная архитектура и декор складывались на протяжении многих веков, и та гармония, которую мы видим, заходя в храм, результат продуманного, сбалансированного решения всех элементов. Цветочное оформление должно органично вписываться в интерьер храма, ни в коем случае не доминируя, а лишь подчеркивая глубокий духовный смысл богослужения.
Православные традиции украшения храма цветами
Существуют определенные традиции цветочного оформления храмов, тесно связанные с православной символикой. Украшение храма приурочивается к традиционным православным праздникам или другим значимым событиям. Цветами обычно оформляют царские врата, чтимые храмовые иконы, икону праздника, плащаницу, выносной крест и выносную свечу. В алтаре обрамляют гирляндой архиерейское кресло и орлец. Иногда цветочные композиции размещают у горнего места или возле престола, но так, чтобы они не мешали церемонии богослужения. К праздничному украшению алтаря в православной церкви относятся строго. В «Настольной книге священнослужителя» говорится, что «алтарь — главная святыня каждого христианского Храма и в различные моменты богослужения знаменует Рай небесный с Древом Жизни, чертог Небесного Царя, Гроб Господень, Сионскую горницу, Скинию завета». Согласно православному канону, женщина не имеет права заходить в алтарь, поэтому его должны оформлять мужчины-флористы. Женщины же могут заниматься украшением этого святейшего места только в особых случаях и со специального благословения священника.
Цветы и зелень призваны подчеркнуть духовный смысл отмечаемого праздника. Что касается выбора растений, то в храме уместны любые цветы, отвечающие благоговению верующих и подчеркивающие красоту икон и других элементов убранства. И здесь тоже решающее значение имеет православная символика. Предпочтение оказывается тем растениям, которые упоминаются в Библии или похожи на стилизованные цветы на иконах, в росписи, орнаменте, изразцах храма. Экзотические цветы, такие как антуриумы, геликонии, стрелитции, протеи, не используются в русском православном храме, поскольку при всей своей красоте они не соответствуют стилю его архитектуры и внутреннего убранства. К вопросу об использовании даже самых прекрасных и дорогих искусственных цветов священнослужители всегда относились с осторожностью, поскольку сама идея искусственных растений не вполне соответствует духу православной церкви. Нежелательно украшать храмы большим количеством цветов с сильным запахом, который перебивает традиционный аромат кадильниц и может вызвать аллергическую реакцию у прихожан.
В церковь стараются не вносить ничего, что напоминает об орудиях пыток Христа, поэтому в оформлении храма избегают колючих растений. Украшая храм, лучше выбирать достаточно простые формы — не стоит, например, делать сложные работы на каркасах или композиции, далеко уходящие от классических пропорций. Даже самые лучшие образцы западноевропейского цветочного дизайна в русской церкви не уместны, поскольку не соответствуют ее духу и архитектурному стилю. Гораздо лучше обратиться к исконно русским формам и традициям. В прежние времена для украшения храма использовались простые симметричные букеты и гирлянды, сплетенные из цветов. Современные техники позволяют создавать пышные элементы с использованием меньшего количества растений, значительно продлить срок их декоративности.
Технология создания цветочных композиций для украшения храма
Для создания цветочных композиций и гирлянд сегодня применяется оазис. Это искусственный пористый материал с капиллярной структурой, прекрасно впитывающий и долго удерживающий влагу. Его можно приобрести во флористических или цветочных магазинах. Существуют специальные готовые формы на пластиковой основе для создания венков и гирлянд, которые значительно облегчают работу над цветочным оформлением и позволяют легко создавать сложные элементы. Традиционный цвет оазиса, предназначенного для составления композиций из живых цветов, — темно-зеленый. Это делает кусок оазиса практически незаметным под растениями. На оазисе можно создавать напольные композиции для размещения при входе в храм, возле иконы праздника, по обеим сторонам от царских врат или в алтаре. Специальные пластиковые формы, заполненные оазисом, удобны для наиболее простого выполнения гирлянд, обрамляющих царские врата, иконы и другие элементы декора храма.
Работать с оазисом очень просто и удобно. Для того чтобы пропитать оазис, его кладут на поверхность воды, налитой в плоский, но достаточно глубокий сосуд. По мере насыщения влагой оазис постепенно погружается в воду. Не рекомендуется поливать флористическую пену водой сверху или надавливать на нее, чтобы ускорить погружение. Повторное использование оазиса для живых цветов также нежелательно, поскольку отверстия от стеблей образуют в нем пустоты, которые будут препятствовать обеспечению новых растений влагой. Увлажненный оазис помещается в сосуд, предназначенный для композиции (например для гирлянды; кстати, в отличие от самого оазиса, пластиковые формы можно использовать многократно), или в специальную форму. Если оазис ставится в глубокий сосуд, например для создания напольной композиции в высокой вазе, то он просто вырезается строго по размеру емкости. В других случаях оазис необходимо закрепить в сосуде. Для этой цели наиболее часто используется специальная липкая лента «анкор», наклеивающаяся крестообразно поверх куска оазиса и фиксирующаяся на краях вазы. Затем следует подготовка выбранных для композиции растений: удаляются лишние листья и шипы, подрезается на необходимую длину стебель.
В предварительной обработке нуждаются практически все растения. Основная ее цель — создать условия, обеспечивающие максимальный срок жизни срезанных цветов. Срез делается под косым углом, в качестве инструмента предпочтителен острый нож. Чем больше площадь среза, тем свободнее растение сможет поглощать влагу и соответственно сохранять свою свежесть. Чтобы получить ровную поверхность, цветы подрезаются одинаково, в случае сложной ступенчатой композиции длина стеблей зависит от местоположения цветка. Следует помнить, что срезанные цветы боятся сквозняков, прямых солнечных лучей, повышенной температуры и сухости воздуха, резких перепадов температуры. Все эти факторы могут неблагоприятно сказаться на их стойкости. Очередность постановки цветов определяется по принципу — сперва более крупные, затем мелкие. В получившейся композиции не должно быть выраженных пустот.
Перед тем как поместить в оазис цветы, его декорируют зеленью. Для этой цели подойдет практически любая декоративная зелень, наиболее часто используются аспарагус, рускус, листья галакса. Прежде чем приступить к работе над созданием композиции, рекомендуется выполнить на бумаге предварительный рисунок — эскиз. Это позволяет наиболее четко представить внешний вид будущей аранжировки, оценить ее достоинства и избежать многих ошибок при ее выполнении. Пропорции композиции задаются правилом золотого сечения, которое универсально для всех видов искусства: «целое относится к своей основной части, как эта основная часть относится к меньшей части». Руководствуясь этим несложным правилом, легко вычислить, например, необходимую высоту композиции, исходя из параметров вазы. Затем выбирается форма композиции. Это одна из ключевых характеристик, оказывающая огромное влияние на общий вид и впечатление от цветочной аранжировки. Форма композиции определяется ее назначением, характером цветов, формой сосуда.
В оформлении храмов обычно используются классические круглые или вертикальные формы. Круглая форма хороша в тех случаях, когда нужно, чтобы композиция хорошо смотрелась со всех сторон, например при размещении возле аналоя или у входа в алтарь. Такие композиции, как правило, симметричны, но это не означает, что они однообразны. Материал должен быть распределен так, чтобы букет был красивым со всех сторон, но при этом он может быть необычным и оригинальным. Вертикальную форму можно создать, используя соцветия в виде колоса. Высокие вертикальные композиции хорошо смотрятся возле входа в храм, около икон или по обеим сторонам царских врат. Практически каждый значимый православный праздник имеет свои традиции цветочного оформления.
Остановимся подробно на некоторых отдельных элементах цветочного оформления, наиболее характерных для украшения православных праздников. На Рождество Христово храм убирается еловыми ветвями. Традиционные елочки можно заменить конусообразными композициями из цветов. Они выглядят очень красиво и торжественно, подчеркивая величие и значимость этого светлого и радостного праздника. В качестве основы для таких композиций применяют специальную конструкцию, состоящую из колец оазиса на металлическом стержне. В пропитанный водой оазис помещаются цветы таким образом, чтобы полностью скрыть конструкцию. В рождественском оформлении наиболее часто используется белый цвет — самый светлый, чистый, парадный и торжественный. Белые лилии, хризантемы и гипсофила с добавлением зелени — прекрасное сочетание для Рождества. В разных пропорциях они могут присутствовать в обрамлении царских врат, иконы праздника и других местах, выбранных для украшения праздника. Белый цвет — символ чистоты, поэтому он обычно выбирается в качестве основного тона оформления православного храма и на Крещение. Крещение Господне — один из великих и самых древних христианских праздников. Все убранство храма в этот день должно напоминать прихожанам об очищении, обновлении, возрождении. Гирлянды из белых лилий, роз, хризантем, гипсофилы и других растений размещают над царскими вратами, ими обрамляют икону праздника на аналое.
На Вербное воскресение церкви украшаются веточками пушистой вербы, заменяющими в средней полосе ветви финиковой пальмы. Из храма христиане несут освященную вербу домой и украшают ею иконы. Вербу можно поставить в воду и, когда веточки дадут корешки, высадить в почву. После Крестопоклонной недели в знак приближающихся Страстей Христовых в растительных композициях доминируют цветы красных оттенков — розы, гвоздики. В Страстную пятницу плащаницу Спасителя по традиции обычно убирают белоснежными цветами. Белые же цветы украшают храм и особенно икону праздника на Преображение Господне. Цветы светлых тонов сочетаются и с Богородичными иконами. На Богородичные праздники используются также растения, имеющие соцветия голубых и синих оттенков, на Благовещенье — белые лилии как символ этого праздника, их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают и плащаницу на Успение Богородицы. Вместе с гирляндой, украшающей икону праздника, можно выполнить напольную композицию из тех же цветов и установить ее таким образом, чтобы не затруднять подход к иконе.
Светлое Воскресение Христово — важнейший из праздников православной церкви. Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день. Одним из основных элементов пасхальной символики служит яйцо. Композиции в виде яйца на Пасху могут располагаться симметрично по обеим сторонам царских врат, возле иконы праздника или у входа в алтарь. Яйцеобразную форму можно вырезать из куска оазиса и задекорировать цветами (о том, как это сделать, подробно рассказано чуть ниже) или сделать из папье-маше, а затем обклеить лепестками цветов. Последний вариант требует особого терпения и аккуратности. Крупные лепестки, роз, например, подбираются по размеру и затем наклеиваются на заранее подготовленную основу при помощи флористического клея (его тоже можно приобрести в специализированном магазине). Лепестки накладываются друг на друга в шахматном порядке, в результате получается красивая фактура, по структуре похожая на рыбью чешую. Кроме того, часто на Пасху приветствие «Христос Воскресе!» при входе в храм выкладывается из цветов, помещенных в оазис.
Троица — один из главных праздников православного христианского календаря. Флористическое оформление этого праздника может быть пышным и многоцветным. На Троицу все иконы в храме обрамляются зеленью, разнообразными цветами, в том числе и полевыми, иногда даже пол устилается скошенной луговой травой. Гирлянды, украшающие икону праздника на аналое, царские врата и алтарь, выполняются на оазисе и составляются из самых разных цветов и зелени. Традиционным элементом оформления этого праздника считаются ветки березы, которые еще в давние времена в этот день приносили в храм прихожане. Они не только радуют глаз нежной зеленью, но и распространяют в храме аромат свежести.
В честь особо значимых православных праздников или событий декорируют паникадило. В качестве элементов украшения могут использоваться гирлянды и цветочный шар, подвешенный по центру светильника. Для создания шара используется кусок оазиса соответствующей формы (его не обязательно вырезать самостоятельно, шарообразный оазис имеется в продаже). Наполненный влагой оазис с цветами достаточно тяжел, поэтому необходимо обеспечить надежное крепление. Оазис оборачивают тонкой полиэтиленовой пленкой и помещают в специальную флористическую сетку, которую впоследствии проволокой или бечевкой прикрепляют к центральному элементу паникадила. Цветы и зелень подрезаются на одинаковую длину (коротко, в некоторых случаях почти под самые головки), и ставятся в оазис очень плотно, чтобы получилась сплошная равномерная фактура. Чем короче стебли растений, тем проще получить ровную красивую поверхность. Подобным же образом можно создать цветочное пасхальное яйцо.
На храмовый, или престольный, праздник пространство храма должно оформляться особенно нарядно и торжественно. Например, одним из основных украшений Троицкого собора Данилова монастыря к престольному празднику стало покрывало на подставку для ковчега с мощами. Покрывало было выполнено из веточек аспарагуса, пришитых на плотную ткань. Обрамление и рисунок на покрывале — из лепестков гвоздики и цветов хризантемы. Пришивание зелени и цветов на ткань — кропотливая, но не очень сложная работа, таким образом можно выполнить, например, праздничное покрывало под икону для аналоя.
Выполненное на высоком профессиональном уровне, флористическое оформление гармонирует со всеми элементами декора храма и подчеркивает торжественность события.
Ольга! Вот, как обрадуются теперь многие наши цветоукрасители такому большому и познавательному для них - материалу! И и еще более почувствуют нашу любовь и заботу о них! Спасибо Вам!
Здравствуйте! Я только начинаю делать первые шаги в цветочном оформлении, вопросов море. Сейчас думаю над тем, как закрепить оазис над царскими вратами, буду очень благодарна, если кто подскажет.
Светлана Стельмашенко пишет:
Здравствуйте! Я только начинаю делать первые шаги в Храмовой флористике, вопросов море. Сейчас думаю над тем, как закрепить оазис над царскими вратами, буду очень благодарна, если кто подскажет.
Светлана, способов несколько, можно и без оазиса. Имеет значение и какой формы Царские врата, а также возможности закрепления композиции, чтобы не повредить резьбу, иконопись и т.д. Можно сделать твёрдое основание (рамку) по форме композиции, которая напрямую зависит от стиля Царских врат, и использовать обычную сетку или для ловли рыбы - для закрепления оазиса, а также деревянные гвоздики или держатель "лягушку". Имеются также готовые оазисы с основанием, например, для подвесных композиций или венка. Решение подобных технических вопросов зависит и от массы, то есть веса - количества используемых растений.
Ух, ты! Здорово! Я и подумать не могла о таком, особенно Технические особенности 3. А вот насчет Технические особенности 1 и 5 - совсем не понимаю, как их использовать, просветите пожалуйста! Огромное спасибо! Спаси Вас Господи!!!
Светлана Стельмашенко пишет:
Ух, ты! Здорово! Я и подумать не могла о таком, особенно Технические особенности 3. А вот насчет Технические особенности 1 и 5 - совсем не понимаю, как их использовать, просветите пожалуйста! Огромное спасибо! Спаси Вас Господи!!!
Светлана,рада Вас приветствовать на нашем форуме!
Хорошо,что на Ваш вопрос сразу получен и ответ.
Заданные Вами вопросы сложные и в техническом и в декоративном исполнении и их надо, обязательно, рассматривать! Творческих Вам успехов и помощи Божией!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Дорогая Ивановна - добро пожаловать на форум,тем более,что Вы всегда здесь!
Давайте знакомиться! Какая у Вас красивая горит на ладони свеча на аватаре! А для всех покажите?
Дорогая Ивановна - добро пожаловать на форум,тем более,что Вы всегда здесь!
Давайте знакомиться! Какая у Вас красивая горит на ладони свеча на аватаре! А для всех покажите?
Спасибо за добрые слова! Увы, в компьютере я такой же специалист, как и во флористике... Думала аватарка будет видна всем? Если получится - исправлю
Прошли Великие Господские праздники и я с большим интересом ожидаю результатов от украсителей о Рождественских и Крещенских украшениях.
Кто-то, возможно, использовал для украшения икон и флористическую губку - оазис, а кто-то, как и я обошлись иначе.
Хочу поделиться простым,но оказавшимся неожиданно интересным и красивым решением украшения праздничной иконы Богоявления или Крещения Господня.
Для начала скажу,что в предварительной идее, кроме цветов гипсофилы другие виды цветов у меня на этот раз не "просматривались" и кроме того, праздничную новописанную икону алтарники поместили в глубокий, т. коричневого цвета киот, под стекло, что составило некоторые трудности в поиске художественной идеи!
Но,Слава Богу, Его промыслом все устроилось!
С помощью использования именно высокого киота и стекла получился удивительный эффект, представляющийся тем, что каждый прикладывающийся к иконе, как бы здесь, в Храме ,"погружал свое лицо в Святые воды Иордана", где Крестился Господь, а белые, воздушные цветки гипсофилы и о Святости повествовали и о Чистом белом снеге зимнего праздника! Поверхность же стекла давала еще и блики, какие бывают и на поверхности воды!
Для мерцания - вокруг иконы, на цветки гипсофилы я редко положила немного ниток синего и серебристого очень тонкого елочного дождика. Присутствие же фигурки голубя, изготовленного из перьев, понятна всем.
Я была очень рада, что пришла такая идея и я смогла ее воплотить, используя только гипсофилу, а прихожане понравившемуся украшению на праздник!
Теперь, когда в общем виде я показала работу,то далее расскажу по-порядку крепление и установку цветов на данном киоте. В первую очередь, необходимо по периметру установленной в киоте раме заполнить небольшими веточками гипсофилы всю его внутреннюю часть, т.е. между стеклом и иконой, потом на 2-этапе, надо установить по периметру гипсофилу,но над стеклом (на всех фотографиях показаны ракурсы только 2-х этапов), а потом, на 3-м этапе установить с внешних сторон киота более длинные веточки гипсофилы, просто "на сухую", без использования оазиса.