Знакомство с православным храмом, богослужебной утварью, одеянием духовенства и т.д., Всем, практическим деятелям Церкви, для своей работы нужны и полезны знания от изучения данных материалов.
Огромное спасибо модераторам форума за помощь в авторизации. За время технических неполадок успела с большим интересом ознакомиться с этим православным цветочным форумом, в этом деле я новичок и только учусь...
Думаю, что храмовым цветоукрасителям просто необходимо изучать все что связано с жизнью церкви, ее убранством, службой и уметь объяснить в первую очередь себе зачем и почему необходимо приносить цветы в храм.
Но мне эта тема близка и в процессе работы появляется много вопросов не только практического характера, но и духовного, повторение и изучение нового материала по православию, взаимосвязи элементов православного храма с внутренним миром православного человека. В украшении храма цветами видимо сказываются большие проблемы с потерей знаний о значении цветов в храме.
Огромное спасибо за возможность очередной раз задуматься над этим вопросом и поделиться свими рассуждениями.
Людмила Александровна задала очень интересный вопрос: есть ли какое-то свое особое символическое значение у цветов, стоящих в вазе? . Попробую ответить, ответ может быть не полным но ход мыслей попытаюсь раскрыть. Первое упоминание о цветах дается в Ветхом Завете:БЫТИЕ глава 1-11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; Господь дал все человеку для жизни, растения несут в себе не только материальное значение как удовлетворение потребности организма в необходимых микроэлементах, но и эстетическое восприятие: 12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. Так появились на земле растения, цветы, об этом написано в Библии. Что-же написано в Библии о первом храме для Господа на земле. Об этом событии упоминается в третьей Книги Царств, глава 6: В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. (2 Пар. 3, 1. Деян. 7, 47.)
18 На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было.
.
29 И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов,внутри и вне. (Иез. 40, 16.)
.
32 На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветыи обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы. (Иез. 41, 18.)
35 И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе.
38 А на одиннадцатом году, в месяце Буле, - это месяц восьмой, - он окончил храм со всеми принадлежностями его и по всем предначертаниям его; строил его семь лет. (Исх. 12, 2; 13, 4. 3 Цар. 9, 10.)
Следовательно украшать храм цветами это ветхозаветная традиция и корнями она уходит в Древний Египет. ......Как правило, цветы приносили богам в жертву. Эти букеты цветов вставляли в держатели, которые имели форму петли жизни. Считалось, что в цветах присутствовали боги, аромат цветов отождествлялся с благоуханием богов. Слово «жизнь», имело в египетском языке такое же звучание, как слово «цветок». Изображения букетов цветов в местах погребения указывают на то, что усопший ушел в вечную весну.
Цветы — это символы развития жизни. Лотос был первым цветком, который появился из первозданных вод. Многие божества изображены на рисунках с цветами......Почему-же "цветок" является началом жизни икак это изображается и описывается у египтян...... Цветок Жизни – символ всех религий Цветок Жизни можно найти во всех мировых религиях. В Египте, откуда вышли все монотеистические религии, Цветок Жизни можно увидеть в древнем храме в Абидосе. В Израиле он встречается в древних синагогах в Галилее и Масаде. Цветок Жизни содержит в себе схемы творения, возникшие из Великой Пустоты. Все в мире создано из мысли Творца......Сотворение Цветка Жизни
После создания Семени Жизни (см. статью о Семени Жизни) то же спиральное движение было продолжено, создавая следующую структуру, известную как Яйцо Жизни (см. диаграмму . Его трехмерная форма показана на диаграмме 4. Эта структура лежит в основе музыки, так как расстояние между сферами равно расстоянию между тонами и полутонами в музыке......Плод Жизни внутри Цветка Жизни. Цветок Жизни содержит в себе тайный символ, возникающий при совмещении 13-ти кругов, как показано на диаграмме 8b. Это самая важная и священная структура во вселенной, источник всего сущего – Плод Жизни. В нем заключены 13 информационных систем. Каждая из них объясняет другой аспект реальности. Эти системы могут дать нам доступ ко всему, начиная с человеческого тела и кончая галактиками. Например, первая система позволяет создать любую молекулярную или клеточную структуру, существующую во вселенной – то есть любое живое существо......(http://www.ka-gold-jewelry.com/russian/p-articles/flower-of-life.php).... Приносить цветы в жертву. изображать цветы на стенах храмов и жилищ древнейшая традиция уходящая в глубь веков. Но вопрос был о символическом значении вазы. Что мы знаем об истории вазы ее предназачении? Сейчас попробую разобраться.... Древние сосуды употреблялись для хранения хозяйственных припасов, как сыпучих, так и жидких, а также для смешивания напитков, для черпания, питья и просто для украшения помещений. На Крите во второй половине XVI века до н.э. оливковое масло и зерно хранили в больших амфорах с сужающимся острым дном: ставить их не было необходимости, так как они хранились в специальных кладовых с глубокими ямами, в которые и устанавливались. Все они были из глины; глиняными были и все прочие сосуды.....Культура острова Крит известна своим поклонением священному быку. Ритуальные сосуды, принимавшие участие в религиозных действах, изготавливались из камня, которому придавалась форма головы быка. В знаменитом огромном критском дворце в Кноссе, вероятном прообразе мифического критского лабиринта, найдены великолепные образцы работы древних камнерезов. Одна из таких работ – ваза в виде головы быка из черного стеатита с деревянными рогами, обложенными золотыми листами ит.д. БИБЛИЯ.Ветхий Завет: 1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне.
9 все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте. 29 сделай также для него блюдо, кадильницы, чаши и кружки, чтобы возливать ими: из золота чистого сделай их 31 И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него;
32 шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его;
33 три чашечки наподобие миндального цветк а , с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви , и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на всех шести ветвях, выходящих из светильника;
34 а на стебле светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами;
35 у шести ветвей, выходящих из стебля светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под третьими двумя ветвями его и на светильнике четыре чашечки, наподобие миндального цветка;
36 яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь должен быть чеканный, цельный, из чистого золота.
40 Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе. Из Священного писания можно понять, что все сосуды в храме заповеданы нам по образцу от Господа и приносятся в храм как жертва, цветы также приносятся как жертва. Жертва может быть в виде денег на которые храм приобретет нужное колличество сосудов и цветов. По цветовой гамме сосуды должны быть желтого, золотого цвета, по форме в виде чаши (яблоко).....это только мои рассуждения.....вот еще интнресное рассуждение с сайта о вазах.... Но самое загадочное в вазе – ее древний символизм: это утроба богини-матери и в то же время драгоценный сосуд, источник процветания, здоровья и долгой жизни. Ваза в виде чаши обладает древним магическим значением во многих культурах. В ирландских легендах в магических чашах на пирах никогда не кончалась пища; кельтский волшебный котел дарует плодородие и изобилие, а знаменитая чаша священного Грааля дает бессмертие, отпущение грехов и прочие блага. Одновременно с этим чаша – это судьба человека («да минует меня чаша сия»), чаша жизни, из которой мы пьем. У вазы есть и другое значение: ее часто сравнивают с душой человека или его сердцем, проводя аналогии «разбитая ваза – разбитое сердце». В стихотворении известного французского поэта XIX века Армана Сюлли-Прюдома «Разбитая ваза» тоже есть это сравнение:
…А вазе уж грозит нежданная беда!
Увял ее цветок, ушла ее вода...
Не тронь ее: она разбита.
Так сердца моего коснулась ты рукой…
От всех его страданье скрыто,
Но рана глубока и каждый день растет...
Не тронь его: оно разбито. Простите меня за длинное рассуждение... С уважением Елена. Ваза как источник жизни для цветка
Дорогая Елена!
Очень радостно, что об интересе к теме форума свидетельствует не только посещение, но и участие.
Вы затронули важную тему, с которой и надо начинать введение в специальность, то есть благоукрашение интерьера и экстерьера православного храма. Это сосуды в православном храме, их история, формы, предназначение, так как визуальное восприятие этих явно неслучайных форм, настраивает на создание композиций в творчестве, в том числе и на выбор ваз, как по цвету, так и по форме. Но мы как-то привыкли обсуждать составление композиций внутри храма, а Богослужение предполагает не так уж мало задач для аранжировщиков и на открытом воздухе. Но в Ваших материалах имеется, для нас православных, некий "информационный шум", то есть надо отделить пшеницу от плевел. Материалы Ветхого Завета должны браться нами на вооружение, так как являются прообразами, а языческие толкования всегда сомнительны и стоит ли углубляться в эти запутанные диаграммы, ведущие известно куда. Полезнее изучать богатое и спасительное духовное наследие Русской Православной Церкви. Главное для нас - Новый Завет. Когда я читала Ваш текст, думала, что Вы придёте к Евангелию, иконографии, гимнографии, но он закончился светским текстом. Конечно и Скиния, и Иерусалимский храм важны для нас своей богатейшей растительной символикой и самим устроением, но только как тени - прообразы Новозаветного храма.
Ваше сообщение приоткрывает ещё один ракурс основной темы нашей страницы - флора в Священном Писании, за что Вас благодарю сердечно. Вот и будем потихоньку и глубже узнавать как велика роль растений в познании спасительного учения Церкви.
Церковные сосуды важны в аранжировке не только для изучения их формы и функциональных особенностей, но ещё и потому, что некоторые из них могут являться и объектами для составления композиций, например, сосуды для водосвятия и крещальная купель.
Не располагаю сведениями о храме, изображённом на фото, возможно кто-то нам подскажет, это очень важно для нас не только потому, что присутствуют цветочные композиции! Обратите внимание на резьбу Царских врат! Вазы с цветами, как образ Рая!
Елена Герасименко! Поздравляю с выходом на форум и за приведенный с подробными рассуждениями Ваш ответ!!!
Дорогие Ольга Дмитриевна и Елена Герасименко!
Когда просмотрела и прочла ваши, почти одновременно написанные сообщения, то вдруг увидела в них ответ на интересовавший меня вопрос, возникший еще более 25 лет назад и связанный с истоками возникновения цветочного украшения!
Первая мысль - ну и чудеса Промысла Божия, - в один день, сразу от двоих и спустя столько лет!!!
Благодарю за сообщения и доставленную мне радость!
Добрый вечер, дорогие братья и сестры!
Ольга Дмитриевна, спасибо вам за Ваши замечания, ведь в цветочном ремесле я новичок, многое приходится познавать, что называется на ходу и порой понимаешь, что необходимо изучать все на что Господь дает силы и возможности.
Мой приход в храм был неслучайным и промыслительным для меня и моих близких.
Первое с чем я столкнулась это с недостатком средств в храме на цветочное украшение, с такой проблемой сталкиваются многие и многие храмы. Как украсить храм к празднику не введя во грех и себя и тех кто видит всю эту красоту которую создает благоукраситель.
Первая моя мысль была о том, чтобы собрать деньги к Престольному празднику как пожертвование.
Мне тут же задали вопрос: Зачем тратиться на цветы, если эти деньги можно потратить на больных, на восстановление храма. Цветы это излишество в храме и расточительство. ....об этом мне говорил человек не бедный с высшим образованием крещеный.
Честно сказать я и сама не знала почему люди приносят в храм цветы. Зачем украшаются иконы, царские врата. Я знала технику работы с цветами и как вести себя в храме в той или иной ситуации.
Когда приходишь в Большие храмы, монастыри и видишь всю красоту цветочного убранства, то многих переполняет чувство восхищения, но не многие могут объяснить почему в храме столько цветов и зачем потрачено столько средств на это украшение.
Я не хочу сейчас приводить изречения невоцерковленных людей как они расценивают подобную ситуацию. Поэтому чтобы быть спокойным и не впадать во гнев необходимо изучать все что связано с жизнью церкви, ее убранством, службой и уметь объяснить в первую очередь себе зачем и почему необходимо приносить цветы в храм.
Спасибо Вам за методику обучения, замечательные фотографии сосудов. Некоторые я вижу впервые. Надеюсь что на форуме нам всем хватит мудрости и терпения в изучении многих православных тем в свете Евангиелевского учения.
Вернусь к теме о сосудах.
Если я правильно поняла, то для цветов специального сосуда нет.
Цветы в храме должны возлагаться в виде венка, оформляться цветочной композицией на аналое, обрамлять Царские врата, Паникадило.....откуда пришла традиция соствлять букеты и ставить их в вазоны в храме?
Почему меня волнует этот вопрос, потому, что вижу что многие сосуды под цветы являются случайными в храме. Если обратить внимание, то букеты стоят в вазах порой разного стиля, формы, и т.п.
Хотелось бы надеяться, что нашим, православным цветочным украсителям , как практическим деятелям Церкви, для своей работы нужны будут и полезны знания от изучения материалов "Настольной книги священно-церковно-служителя".
Так, например, все мы, цветочные украсители, согласно "Настольной книге священно-церковно-служителя", относимся к первому чину мирян, а вообще, миряне в Церкви разделяются на три основных чина.
Миряне первого чина, это лица, участвующие в богослужении, но не в совершении таинств, среди которых есть особо посвященные чтецы и иподиаконы, имеющие право прислуживать в алтаре священнослужителям, читать и петь богослужебные тексты, певчие и прочие участвующие в богослужении.
Предпринимая новое издание "Настольной книги священнослужителя", Издательство Московской Патриархии использует богатое духовное наследие Русской Православной Церкви, которая сохраняет лучший опыт своей многосторонней жизни и деятельности на протяжении почти тысячелетия.
В основу настоящего издания положено творчество древних отцов Церкви, русских богословов и церковных писателей, указания Высшей церковной власти Русской Православной Церкви и опыт работы ее духовных школ, в которых готовилось и продолжает готовиться новое пополнение пастырей и богословов под непосредственным руководством ее Предстоятеля Святейшего Патриарха Алексия II.
Русская богословская библиотека имеет немало книг с аналогичным названием и содержанием. Но эти книги издавались давно, и многое в них, соответствовавшее жизни Русской Православной Церкви в синодальный период, утратило свое значение.
Настоящая книга обращена прежде всего к священнослужителям и церковнослужителям, а также к практическим деятелям Церкви. В этом и последующих томах составители хотели бы отразить многообразие духовного опыта и богословских знаний, получаемых священнослужителями при прохождении соответствующих программ духовных школ.
Вот ссылка на одну из глав:"Православный храм, богослужебная утварь и одеяния духовенства" православный храм, богослужебная утварь, одечния духовенства
и символика цвета в облачениях, что то же самое относится к настенным росписям, убранству храмов :
Православная Церковь с древнейших времен хранила богооткровенное знание как, в каком виде и в какие формах следует изображать небесное и Божественное, чтобы богооткровенное знание, соответствуя всей глубине догматов Православной Церкви давало верное представление об истине.
Откровение Божие явило эту истину Церкви Христовой в учении святых апостолов, семи Вселенских Соборов и святоотеческих наставлениях.
И это - основополагающий догмат православной литургики и жизни. Поэтому человеческое воображение не должно прибегать в Церкви к произвольному символотворчеству.
Вследствие греховной поврежденности верующему человеку часто бывает затруднительно понять значение церковных символов. Одна из основных причин затруднений заключается в том что земное, вещественное нередко так отягощает человеческое сознание, что человек не может воспринять внешнее в его неразрывном единстве с внутренним, духовным.
Познакомившись с оглавлением и выбирая интересующие главы, надеюсь, что здесь можно будет получить много ответов на вопросы при выборе вариантов,сюжетов и способов цветочного украшения в храмах, с тем, чтобы избегать своеволий в украшениях и главное, не разрушать неумелым использованием растительного материала либо авторскими флористическими идеями, уже созданной храмовыми архитекторами гармонии в Доме Божием.