Растения вокруг храма
Уже и на подходе к храму благочестивые люди настраиваются на созерцательность и молитвенное стояние в Доме Божием. Наши предки ставили церкви на самом видном месте: на пригорке у изгиба реки, возле рощи, в середине села. В городе, само собою, что ни урочище, то приход во главе с храмом. Богомольцы, притекающие к храму, еще и на подходе к нему должны почувствовать лепоту рукотворную: чем ближе церковная ограда, тем шире дорожка, да и сама ограда не глухая, а в просветах крестов, ежели сложена из кирпича, либо помечена крестами. Вдоль ограды иногда сажают кустарники, чаще всего боярышник, спирею, чубушник-жасмин.
Над святыми вратами высится луковка, увенчанная опять же крестом – символом нашего спасения. Чуть пониже, перед образом, полагается лампаде быть: теплится, мерцает, душу согревает. Перекрестившись у святых врат, прихожане попадают в культовое пространство, окружающее храм. Убранство этого пространства, как земли сакральной, и вовсе благолепное. Колодезь освящен и помечен крестом. Кругом намоленная, церковная земля. Зачастую здесь похоронены священнослужители, храмоздатели, почетные прихожане. Приходские кладбища-скудельницы возле городских храмов перестали существовать с XVIII века. Более поздние захоронения велись только с особого разрешения священноначалия и светских властей. Так что культовое пространство вокруг храма совсем не "мемориально-культурное", как его называют мирские озеленители и архитекторы.
Уже и на подходе к храму благочестивые люди настраиваются на созерцательность и молитвенное стояние в Доме Божием. Наши предки ставили церкви на самом видном месте: на пригорке у изгиба реки, возле рощи, в середине села. В городе, само собою, что ни урочище, то приход во главе с храмом. Богомольцы, притекающие к храму, еще и на подходе к нему должны почувствовать лепоту рукотворную: чем ближе церковная ограда, тем шире дорожка, да и сама ограда не глухая, а в просветах крестов, ежели сложена из кирпича, либо помечена крестами. Вдоль ограды иногда сажают кустарники, чаще всего боярышник, спирею, чубушник-жасмин.
Над святыми вратами высится луковка, увенчанная опять же крестом – символом нашего спасения. Чуть пониже, перед образом, полагается лампаде быть: теплится, мерцает, душу согревает. Перекрестившись у святых врат, прихожане попадают в культовое пространство, окружающее храм. Убранство этого пространства, как земли сакральной, и вовсе благолепное. Колодезь освящен и помечен крестом. Кругом намоленная, церковная земля. Зачастую здесь похоронены священнослужители, храмоздатели, почетные прихожане. Приходские кладбища-скудельницы возле городских храмов перестали существовать с XVIII века. Более поздние захоронения велись только с особого разрешения священноначалия и светских властей. Так что культовое пространство вокруг храма совсем не "мемориально-культурное", как его называют мирские озеленители и архитекторы.