Открывая новую тему, скажу: "В наше время, значительно возрос интерес и желание православных прихожан в своем храме на церковные праздники красиво украшать иконы свежими цветами.
Возможно, что среди интересующихся есть и те, кто пока делает в этом направлении свои первые шаги, либо с очень малым опытом такой работы.
Этот раздел нашего форума для вас!
Давайте дружить и знакомиться и вместе решать новичковые проблемы!
Благословение на открытие этой новой темы получено.
Приглашаю всех желающих к участию на нашем форуме!"
+ ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СПАСИ НАС.
Если мне перечислить все, что необходимо знать новичку прежде чем приступить к работе умело и профессионально, то боюсь, что могу вызвать огорчения или смущения от большого количества перечисленного.
Скажу только, что период становления быстрым быть не может и на это требуются годы изучения, как художественных особенностей внутреннего убранства и обустройства храма, иконописи, владения художественно-техническими приемами работы с растительным материалом, так и постановки руки для успешной работы с ним и многое, многое еще другое.
Как-то в разговоре с одной из прихожанок я услышала ее интересное мнение на эту тему: "Надо просто перед работой, помолиться в храме и все Господь управит, даже если и совсем не умеешь!"
Я ответила, что быть может это и возможно, не пробовала так, т.к. на тот момент, когда я 19 августа 1993 г., впервые вошла в храм со своей большой композицией из цветов и фруктов, составленной на оазисе, - как бы мое особое благодарение Богу, то имела уже более 15- летний опыт в этой работе чем и по сей день продолжаю заниматься.
Но сегодня, все обстоит несколько иначе - кругом разнообразные флористические курсы от экспресс ( в несколько часов до несколько дней), выездные курсы- семинары, СМИ, множественные публикации, простые общения об украшениях в храмах, самообразование - все способствует профессиональному росту каждого желающего!
Однако, при всем при этом, без личной практики вся эта внутренняя робость и творческая неуверенность будут какое-то время все еще продолжать волновать любого такого новичка.
Поэтому, надо и даже необходимо выставлять фото своих работ для того, чтобы совместными усилиями участников форума разобрать допущенные в работе ошибки, а также хорошо выносить и свои откровенные мнения, просматривая работы других исполнителей и анализируя допущенные в работах ошибки, - считаю, что это самый верный и ускоренный путь обучения и совершенствования, а значит и повышения, шаг за шагом, своего исполнительского качества в цветочном творчестве.
В начале этого раздела, я совсем не случайно поместила Казанскую икону, которую только сверху над иконой украсила цветами ( т.е. с одной стороны иконы). Советую начинающим последовать такому же и пока еще небольшому размеру украшения, хорошо его освоить, чтобы потом перейти по принципу: от простого к сложному.
Для данной работы можно использовать не целый кирпич оазиса, а его небольшой брусочек, который составит 1/4 часть от стандартного размера кирпичика, если вырезать эту четверть вдоль кирпича еще сухого, св.зеленого оазиса. Но можно взять и еще тоньше, где-то 1/8( либо 1/2 от той 1/4), если возникает проблема минимума цветов.
Поздравляю всех с празднованием ИВЕРСКОЙ иконы Божией Матери!
Дорогие гости этой темы форума!
######Прошло 10 дней с момента открытия этой темы, и как мне показала наша учетная статистика, что на сегодня уже было 104 ее просмотра!
Если взять во внимание название самой темы, то я могу сделать вывод о том, что среди цветочных храмовых украсителей есть действительно такие, которые только начинают осваивать этот вид церковного послушания.
Разумеется, что на самом деле число таких новичков намного больше, т.к. не все имеют комп. или владеют им для общения.
Для тех же, кто такой проблемы не имеет, приглашаю не смущаться и принимать более активное участие в работе темы и форума.
Жду также и различных тематических вопросов, фото ваших работ или даже фоток с какой-то, просто понравившейся в интернете работой либо заинтересовавшей вас и, возможно, возникающих при этом, профессиональных вопросах. Например, такой: "Вот, заметила на фото небычную цветочную композицию на выносной свече, которая мне очень напоминает сидящего павлина с длинным хвостом, согласны?"
Совсем недавно, 15 октября, в нашем Донском храме, что в Перловке, проводила практическое занятие для дежурных по храму.
В обязанности дежурных входит и постоянный присмотр и уход за цветами в вазах, стоящих у икон и приносимых в храм православными.
Мне же приходилось от дежурных слышать сожаления о большой нехватке у них на все порученные работы в храме времени в т.ч. и на цветы, за которыми требуется частый, систематический уход.
И поэтому-то наше занятие было конкретно по теме установки цветов в вазы, но - на оазис, что значительно увеличивает временной период в уходе за цветами, а следовательно разгружает и по времени дежурных.
Оазис - это, как новая, корневая система для срезанных цветов!
Для себя отметила, что при таком вот исполнении получается большая польза: во-первых - время на уход значительно сокращается, цветы дольше сохраняются, вода не загнивает, а во- вторых - в результате работы и дежурными приобретается художественный и практический опыт красивой и легкой расстановки цветов сразу в вазах, на оазисы.
Советую дежурным и в других храмах взять такой вариант с цветами на заметку.
Возможно у кого-то возникнет вопрос о какой практике с цветами я веду речь, советуя другим следовать такому варианту?
Тут, я хочу подробнее рассказать об этом варианте.
Когда срезанные цветы просто поставить в вазу с водой, и особенно погрузив в воду стебели с листьями,то у воды очень быстро
появляется неприятный запах, она портится - надо часто менять соответственно воду, мыть вазы и стебли, перебирать цветы и подрезать заново концы стеблей,
и заниматься потом расстановкой цветов в букеты - сколько времени и работы затрачивается на это!
Но, если взять пока еще сухой кирпичик оазиса и любую вазу, но с широким горлышком, в которую предполагается установить цветы. Далее отрезать нужный р-р оазиса от целого кирпичика, так, чтобы он свободно помещался в вазе. Затем: налить в эту вазу холодной воды, по уровню выше, чем высота отрезанного кусочка оазиса( но можно и до края и только пока без самого оазиса), а потом просто положить на воду этот кусочек оазиса - он начнет впитывать сам очень быстро, за 1-2 мин. воду,погружаясь на дно вазы. На этом первый этап работы завершен.
На втором этапе пытаемся соединить два одновременно проводимых процесса:
формирование самого букета ,т.е.расстановку цветов и осуществление вручную правильной подрезки концов стеблей растений ( не секатором или ножницами(!!!!), а исключительно ножом (!!!!) с тонким и острым лезвием!)
Лично мне нравятся обычные широкие канц.ножи с выдвигаемым и сменным лезвием.
При подрезке надо сохранять полное внимание и технику безопасности от внезапного пореза, т.к. требуется только косой срез конца стебля,а не прямой!!!
Причем, длина самого среза должна быть не менее 2-х см., при среднем размере диаметра стебля, начиная от 3мм.
Процесс подрезки - очень важный этап, для правильной циркуляции воды по капилярным сосудам стебля и длительности жизни растения,т.к. именно этим большим срезом и происходит очень плотное соприкосновение с поверхностью оазиса и фиксированная установка самих цветов.
Сам же и стебель цветка уже фиксируется в оазисе и не будет менять свою ориентацию, как если бы он был просто в вазе, что вне сомнения, очень удобно в пользовании и создании букета.
NB! Надо помнить всегда важное правило: при установке растения на оазис, ни в коем случае нельзя уже назад оттягивать установленное растение, но углублять,т.е.продвигать во внутрь оазиса - можно. Здесь отмечу,что это строгое и обязательное правило только для случая использования цветов на оазисе без вазы с водой, в этом же варианте - такое изменение и перестановки допускаются. Трудность же самой работы на оазисе еще требует и отточенного глазомера, для правильного определения места среза и р-ра длины стебля в общей цветочной композиции.
Когда весь букет будет сформирован, нужно обратить внимание на запас воды в вазе. Уровень воды не должен быть выше поверхности оазиса,а только вровень, либо ниже. Если же получилось выше,то вазу нужно наклонить и лишнее вылить.
Установленные таким образом в вазу цветы, уже не будут требовать частого к себе ухода, но только время от времени надо следить за водой,которую сами цветы пьют и добавлять ее. Кроме того при использовании оазиса можно забыть и о несовместимости видов растений,как то гвоздик и роз.
Вот и получается почти незаметная,но очень полезная и нужная практика!!! Желаю всем успехов!!!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Скоро, 4 ноября, у нас в Русской Православной Церкви, будет празднование иконы Казанской Божией матери и я. в храме преп. Серафима Саровского (г.Юбилейный М.О.) к этому дню, когда-то вот так, несложно, на оазисе и совсем из небольшего кол-ва цветов ( были материальные проблемы в храме из-за строительства) делала украшение. Пометка к фото: сверху просматриваемая роза стоит не в центре,а за ним -позади и входит в общий овал из роз. А в центре -только белые лилии и хризантемы. Такая вот, получилась ошибка при съемке.
Кол-во: роз- 12 шт, по 2 ветки белой и голубой кустовой хризантемы, 4 шт. кустовой св.роз.гвоздики, 1 ветка гипсофиллы, 4 шт. цветков белой лилии( 1 ветка) и листья папортника и 1/2 кирпича оазиса.
Людмила Бондаренко пишет:
В наше время, значительно возрос интерес среди православных к цветочному храмовому украшению и в желании украшения икон своего Храма на Церковные праздники.
Возможно есть и делающие пока только свои первые шаги в этом направлении или с еще малым опытом такой работы.
Этот раздел нашего Форума для Вас!
Давайте дружить и знакомиться и вместе решать новичковые проблемы.
Благословение на открытие этой новой темы получено.
Приглашаю всех желающих к участию на нашем Форуме!
+ ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СПАСИ НАС.
Очень красиво! Хочу, хочу учиться! Бог в помощь Вам в Вашем начинании!
Пропорции композиции задаются правилом золотого сечения, которое универсально для всех видов искусства: «целое относится к своей основной части, как эта основная часть относится к меньшей части». Нельзя ли объяснить более детально это правило.
Золотое сечение в средние века было названо Божественной пропорцией. Его широко применяют в архитектуре, живописи, графике и вообще изобразительном искусстве, математике, ботанике и даже музыке…
Золотое сечение (или закон пропорций) применяется и во флористике для создания гармоничных букетов и композиций. Чаще всего применяют соотношение 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой — пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.
При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.
Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.
Пропорции в работах:
1) По высоте.
Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.
При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.
2) По длине.
Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.
3) По высоте и длине.
Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы.
Это соотношение часто называется закон рычага, т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась".
4) В распределении материала в работе (масса материала).
Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей.
Соблюдать правильные пропорции необходимо и при составлении цветочных корзин, композиций в различных контейнерах из горшечных растений и даже бутоньерок. Правильное соотношение отдельных частей и целого, цветов и аранжировочной зелени придает всей работе гармоничную завершенность.
Золотое сечение - высшее проявление совершенства целого и его частей в науке, искусстве и природе.
Цветы как одно из наиболее признанных и любимых всеми украшений вошли в обычаи и ритуалы древних народов далеко не сразу, по крайней мере, гораздо позже, чем возникла потребность в торжественном погребении умерших.
Обряду, связанному с проводами покойного в последний путь, культура и быт древней старины придавали большое значение. И вместе с тем в качестве атрибутов погребения использовали предметы до известной степени прозаические и даже, говоря современным языком, утилитарные. В саркофаг, гробницу или склеп рядом с усопшим полагали сосуды с напитками и благовониями, яства, мелкую обиходную утварь, которую далеко не всегда можно было расценить как украшение: гребни, пуговицы, монеты, кольца и прочее. Однако такая традиция была не так проста, как это нам кажется сегодня, имела глубокие корни, не только отражала представления наших предков о загробной жизни, но и выявляла их бессознательное стремление передать для вечности вместе с человеком, отошедшим в мир иной, лучшие творения рук своих, в которых воплотились знания и опыт, накопленные человечеством за тысячелетия.
Нельзя сказать, что цветы вообще не находили места в ритуальных обычаях старины. В традициях многих народов, и в том числе славянских, очень рано возникло особое трепетное отношение к этим божественным растениям, оно лежит в основе многих сказок, легенд, поверий.
Цветы привлекли внимание людей редким красочным видом, способствовали миропониманию, что нашло, например, отражение в этимологии общеславянских слов "цветок" и "цвет" (в значении "колер"), в первоначальном значении слова "красный" - то есть "красивый". Таким образом, происхождение этих слов подтверждает, что в сознании славянских народов цветок исстари олицетворял понятие о красоте.
Исследователь русских простонародных праздников и обрядов И.М.Снегирев отмечает, что растительная зелень и цветы с глубокой древности на Руси пользовались большим уважением. Известно, что не только наши предки, но и другие народы в язычестве обожествляли старые деревья, совершали под их сенью празднества, жертвоприношения. Все эти обряды были связаны с идеологическими воззрениями древних, с их понятиями о мироздании, судьбе, жизни и смерти. Древние римляне, например, в мае, на пороге весны и лета, украшали себя и гробницы предков розами, которые у них посвящались усопшим.
Уже в раннем периоде христианское мировоззрение по-особому свято относилось к красоте земной природы - творению Божию, полагая, что именно через прекрасную и мудрую природу проходит путь любви и познания Господа. Зеленью и живыми цветами украшается храм - дом Божий: цветами убирают царские врата, чтимые храмовые иконы, икону праздника, из цветов составляют буквы пасхального приветствия "Христосъ Воскресе!". В убранстве храмов используют самые красивые и благоуханные цветы: розы, пионы, ирисы, георгины, гладиолусы, астры, хризантемы.
По древней традиции, Церковь сохраняет верность глубокой символике цвета в облачении священнослужителей и украшении цветами храмов в определенные праздничные дни. Например, в День Святой Троицы, Духов День надеваются зеленые одежды, в Вознесение и Преображение - белые. В дни чествования Креста Господня цвет риз - фиолетовый или темно-красный, в посты - темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. В праздники Богородицы облачения голубые, а в дни памяти мучеников - красные. Цветы и зелень призваны выразить духовный смысл отмечаемого Церковью события. На Рождество Христово храм украшают пахучими еловыми ветками - вечнозеленая ель стала символом древа жизни и рождения Спасителя. В Вербное воскресение (Цветоносная Неделя, Вход Господень в Иерусалим) православные храмы украшаются веточками цветущей вербы - символом победы Господа над адом и смертью. На четвертой неделе Великого поста, известной в народе под именем Крестопоклонной, в храмах совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню: батюшка выносит из алтаря на траурном в золоте покрове убранный цветами Крест, в композицию вводится красный цвет - знак приближающихся Страстей Христовых. На Страстной неделе в Страстной Пяток плащаницу Спасителя убирают, по обычаю, красными цветами.
Зелень, цветы, растения сопутствуют праздникам седьмой недели после Пасхи - Недели Святых Отцов, праздникам, в которых издавна переплелись древнеславянские обряды с православными христианскими. И скорее всего, именно от этих народных обычаев ведет свое начало православная традиция провожать и поминать усопших цветами и венками. Неделя эта в народе носит название "семиковой", "зеленой", "гряной". Особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица - воскресенье, 50-й день после Пасхи.
Семик открывал сложный древне-славянский комплекс обрядов, связанных с культом мертвых и весенним земледельческим циклом, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем - березкой. На березах завивали венки, пели обрядовые песни, водили хороводы, посещали кладбища. В "Поэтических воззрениях славян на природу" у А.Афанасьева читаем: "В этом день весь народ отправляется в поля и рощи, собирает разные травы, преимущественно благовонные: чабрец, мяту, зорю и калуфер, рубит молодые березки и другие деревья. В то же время по городам и селам стены внутри домов убираются деревянными ветвями, полы устилаются скошенной травою, окна - пахучей зеленью и цветами. По дворам и улицам устанавливаются в землю целые ряды березок, липок, кленов, так что каждый город и деревня превращаются на несколько дней в зеленые сады".
Плетение зелени в виде венков - обычай весьма древний. Почти все народы использовали венки во время приношения жертв. Греки и римляне надевали их себе на голову в дни народных празднеств и общественных торжеств - венок считался эмблемой бессмертия, знамением переселения души на небо и союзом смертью почивших с живыми. Можно предположить, что и зеленый венок на Семик у наших предков отчасти имел ту же символику. Одним словом, народные традиции в его праздновании хорошо стали сочетаться с христианским поминовением умерших, совершаемым на этой же неделе - в Троицкую родительскую субботу.
Знаменательно также соединение православной христианской и народной традиций поминовения усопших в обычае, жившем еще в XIX веке, посещать всем миром раз в году накануне Троицы убогие дома так называемые скудельницы, которых было немало на Руси, особенно в Москве. С крестным ходом, в сопровождении архиереев несли люди для бедных и бездомных гробы и саваны, холсты и полотно, венки и цветы. Цари любили посещать убогие дома и делали в них большие вклады для нищей братии и для поминовения всех от века почивших православных христиан.
Православная Церковь на Святую Троицу также убирает свои храмы разными деревьями и ветками, травами и цветами. Для этого обыкновенно на Руси еще накануне прихожане привозили деревья, расставляли их около перил, столбов, клиросов и по углам храмов, пол усыпали травой, иконы украшали цветами. Утром женщины, девушки и дети приходили к обедне с пучками цветов и пахучих трав. В этот день зелень служит знамением новой духовной жизни, открывшейся с сошествием Святого Духа на апостолов, и выражением веры в Воскресение мертвых, поминаемых под Троицын день. В народе утвердился обычай весь год хранить троицкую зелень, почитая ее целебной при недугах душевных и телесных. А березка получила у нас на Троицу преимущественное значение как символ весны духовной, самой Церкви Христовой, подобно тому, как с древних времен масличная ветвь стала символом мира, лавровая - победы и славы, дубовая - мужества.
Неделя после Троицы и Семика - дни Пятидесятницы издавна посвящались на Руси обычаю, называемому "развиванием" венков и пусканию их на воду. Девицы и парни гадали о брачном союзе, супружеской любви, жизни и смерти. Гадали на венках и другие народы древности, греки также бросали их в воду. Вообще, венок, как свидетельствует известный историограф А.Афанасьев, имел, кроме всего, значение любви и брака (отсюда выражение "идти под венец"), увенчивал избранных.
Венок из лавровых листьев в Древней Греции считался атрибутом олимпийских богов, верховной власти на земле или наградой за высшие достижения. Нимб - сияние в виде венца - был и остается признаком богоизбранности. Таким образом, христианская религия усилила в символическом значении цветов и венков оттенок возвышенного, но не в понимании высокопоставленного, а как духовно высокого, и современная традиция провожать в последний путь покойного с цветами, зеленью и венками сложилась под многовековым взаимовлиянием народной и христианской культур.
Цветы и обряд погребения Православная традиция обряда прощания с усопшим стремилась в цветах и венках выразить надежду на его воскресение и вечную жизнь, а также почтить христианские достоинства умершего. Для погребального украшения выбирались растения сообразно их символическому значению: красные розы знаменовали мученичество; фиалки, лилии и белые розы - нравственную чистоту; барвинок, плющ, мирт, сосна и ель - никогда не прекращающуюся жизнь и не прерывающуюся любовь к умершим; кипарис являл собой знак праведника, утвердившегося в благодати Божией; верба - новую жизнь и воскресение.
Позднее символика растений забылась, в обрядах прощания появилось много светской суеты, далекой от идеалов православия. В связи с этим Святейший Синод в 1889 году вынужден был воспретить ношение при погребальных процессиях венков с надписями и иных знаков и эмблем, не имевших церковного или государственного значения. Тогда же была запрещена светская музыка при погребении.
История помнит пышные похороны погибших героев нашего Отечества во время войны с французами 1812 года - с цветами, венками и гирляндами, со всеми воинскими почестями.
Гирлянды ("венки" в переводе с итальянского) представляли собой листву, цветы или плоды, перевитые лентами и сплетенные в полосы. Их сначала употребляли для украшения зданий во время торжеств, они являлись распространенным декоративным мотивом в античной живописи и скульптуре и до настоящего времени применяются в отделке надгробных сооружений.
В XIX веке в России в обычных похоронах, не связанных с воинской славой либо гражданскими почестями, куда большее значение придавалось все же вечнозеленому можжевельнику с его душистым смолистым запахом, густо устилавшему дорогу перед гробом во время выноса покойного. С годами еловые лапы пришли на смену можжевеловке, и в таком виде этот обычай сохранился и сегодня в провинциальной России. Принадлежностью похорон именитых и состоятельных людей в прошлом веке был серебряный гроб с крестом белого глазета и зеленый венок "лавровый", обернутый белой лентой.
Вот и "первые шаги" у нас появились, а чьи пока секрет. Будем скоро приветствовать автора. На мой взгляд, для первого раза это очень хорошо. Поздравляю.
Я же только помогла автору разместить на форуме фото работы.
Людмила Александровна, благодарю за помощь и добрые слова! Очень понравилось деткам делать цветочные композиции, кажется все делали это впервые, и это был их дар для Матери Божией на праздник ВВедения. Поэтому и получилось так хорошо!
Ивановна,а кто же эти молодые авторы, откуда они, из какого прихода? Вы им рассказали,что их работы смогли увидеть очень многие зрители. Как я поняла,что это Вы с ними занимались составлением цветочного украшения,да?
На фото видно,что Вы использовали отдельные кусочки оазиса ( в пленку его заворачивали от воды?),а потом их скрепляли между собой или просто положили вокруг иконы?
Ответ может очень нужен тем.кто последует такому примеру,как Ваш.