Как всё-таки скучно читать антицерковные статьи или комментарии, написанные атеистами!
Ни слова о главном, ни слова о важном - ну, просто ни малейшего!
Что я имею в виду? Ну, если бы кто-то попытался доказать, что Бога нет – это был бы разговор о главном. Или если бы кто-то пытался опровергнуть веру христиан в то, что Иисус Христос – Бог, явившийся во плоти (1. Тим. 3, 16) – это тоже было бы о главном.
Но вместо этого атеисты далдонят одно и то же – в Церкви берут деньги, в Церкви берут деньги, в Церкви деньги берут!.. И только об этом – по сто раз подряд.
Давайте разберемся – если я зашел в Храм и положил в ящик для пожертвований гривну, то кому я ее пожертвовал? Богу. Нуждается ли Бог в моей гривне? Нет – Бог ни в чем не нуждается. У Него в избытке и могущества и любви, и от этого избытка Он дарит каждому из нас жизнь и все нужное для нее. Но вот в чем дело – в этом пожертвовании нуждаюсь я, ведь так я могу выразить свою любовь к Богу и что-то подарить Ему!
Когда-то в книге митрополита Антония Сурожского я нашел поразительные слова, которые хочу привести полностью:
«В еврейском фольклоре есть сказание о жизни Моисея, и в нем – замечательное место. Моисей встретил в пустыне пастуха. Он проводит с ним весь день и помогает ему доить овец, а к вечеру видит, как пастух собрал лучшее молоко в деревянную миску и поставил в отдалении на плоский камень. Моисей спрашивает его, зачем он это делает, и пастух отвечает: “Это Божье молоко”. Моисей озадачен и спрашивает, что он имеет в виду. И пастух отвечает: “Из всего молока я всегда собираю лучшее и приношу его в дар Богу”. Моисей, куда более изощренный умом и утонченный, чем пастух с его наивной верой, спрашивает: “И Бог пьет молоко?” – “Да, – отвечает пастух, – пьет”. Чувствуя, что надо просветить бедного пастуха, Моисей объясняет ему, что Бог – чистый Дух и молока не пьет; но пастух уверен, что Он молоко выпивает. У них происходит спор, в заключение которого Моисей говорит пастуху, чтобы тот спрятался в кустах и посмотрел, действительно ли Бог приходит пить молоко, – после чего удаляется в пустыню на молитву. Пастух притаился в кустах, ночь наступила, и при лунном свете пастух видит лисичку, которая бежит из пустыни, оглядывается направо, оглядывается налево и, подбежав к миске, быстро лакает молоко, а потом снова убегает в пустыню. На следующее утро Моисей находит пастуха печальным и подавленным. “В чем дело?” – спрашивает Моисей. “Ты был прав, Бог – чистый Дух и Ему не нужно мое молоко”. Моисей удивлен и говорит: “Ты должен радоваться, теперь ты знаешь о Боге больше, чем знал раньше!” – “Да, – говорит пастух, – но единственного, чем я мог выразить Ему свою любовь, я лишился”. Тут Моисей что-то прозревает; он уходит в пустыню и начинает усердно молиться. Ночью, в видении, Бог к нему обращается и говорит: “Моисей, ты ошибся! Действительно, Я – чистый Дух. Но Я всегда принимал с благодарностью молоко, которое пастух приносил Мне в дар как выражение своей любви; но поскольку Мне, как чистому Духу, молоко не нужно, Я делился им с этой лисичкой, которая молоко очень любит” (митрополит Антоний Сурожский. Школа молитвы).
Очень хорошая история, ведь нормальные отношения человека и Бога это любовь, а взаимные подарки - неотъемлемая часть отношений любви.
Бог принимает мой подарок, но поскольку Ему нет нужды что-то на мою гривну (рубль, евро, фунт, доллар) покупать, Он делится ею с теми, кому она необходима. На пожертвования прихожан живет семья священника, а так же прибившиеся к Храму нищие; на эти деньги Храмы строятся, отапливаются, ремонтируются и т.п. Возможно, противникам Церкви было бы приятнее, если бы пожертвования прихожан сжигались, топились в море или выстреливались из пушки в небо. Но Бог рассудил иначе. Даже в ветхозаветные времена было принято сжигать только часть жертвы, остальное шло на обеспечение нужд священников и служителей Храма.
Но вот наступают новозаветные времена – Бог становится Человеком и живет среди нас. Да, Христос говорил, что главное в Законе не жертвы, а милость, вера и справедливый суд. Но о том, что пожертвования на Храм вообще не нужны, Он не говорил никогда! Не поленитесь открыть Евангелие от Марка, главу 12 – там описывается, как однажды одна бедная вдова пожертвовала на Храм две лепты – все свое пропитание. Происходило это в присутствии Иисуса Христа. И Господь похвалил вдову!
А жертвовал ли Он сам деньги на Храм? Да! Об этом говориться в 17 главе Евангелия от Матфея. Причем Господь ясно объяснил апостолу Петру, что если Он не даст пожертвования, то это будет плохим примером для других.
В общем, нравится вам или нет, а пожертвования на Храм (с которых испокон веков живут служители Храма), есть нормальная, древнейшая, самим Богом установленная практика.
Но главное не это. Главное то, что если человек не хочет жить жизнью Церкви – деньги тут вовсе не причем!
Когда я слышу от невоцерковленного человека, что его смущает хождение в Храмах денежных знаков, я отвечаю ему, что основным таинством Церкви является святое Причастие и его бесплатность гарантирована канонами Церкви (правило 23 Трулльского собора). А затем говорю, что если препятствием к воцерковлению является лишь денежный вопрос, то преодолеть его проще простого! Для этого моему собеседнику нужно в ближайший выходной зайти в ближайший Храм и поговорить со священником – минут 10, не больше. Нужно быть честным и сказать – знаете, я вам не доверяю. Мне кажется – ваша деятельность просто выкачка денег и все. С другой стороны – а вдруг нет?! Все-таки я не хотел бы ошибиться и пройти мимо Бога... В общем – можно я буду ходить в этот Храм, но денег не принесу ни копейки? Ну, по крайней мере, пока не пойму, что в Церкви всё всерьез? Если священник скажет «нельзя» - надо попрощаться и идти с этой просьбой в другой Храм. Если же ответ будет «можно» - значит, надо попросить этого человека стать вашим духовником – то есть тем, кто поможет влиться в жизнь Церкви.
Простой эксперимент, правда? Но никто и никогда не согласился на него! Почему? Потому, что дело вовсе не в деньгах!
А еще мне приходилось слышать, что у людей аллергия на богатых священников. На это я отвечаю, что священники – люди, а люди бывают разные. Есть люди умные и не так, чтобы очень - и священники есть умные и не очень. Есть люди бедные и богатые. И священники есть и бедные и богатые. Вам не нравятся богатые священники? Я знаю бедных! Мы много лет дружим семьями, и я свидетельствую – эти люди точно не богачи! Хотите ходить в их приходы? Я скажу – в какие именно!
Нет, не хотят... А почему? Потому, что дело вовсе не в том, богат священник или беден. Это просто отговорка.
Тогда - в чем же дело? Почему люди не хотят вливаться в жизнь Церкви?
Если разговаривать с человеком долго, то рано или поздно он назовет настоящую причину.
Один человек сказал мне: «Знаешь, если бы мне было 50 лет, я принял бы твое мировозрение, принял бы его полностью. Но не сейчас. Я люблю женщин»... Вот это – настоящая причина. Человек решил не идти к Богу не из-за денег, а просто потому, что не захотел исполнять заповеди! Ведь и в христианстве мужчине не возбраняется любить женщину, только для этого нужно взять на себя ответственность – жениться...
Другой сказал: «Знаешь, мне это не нужно. Я не хочу меняться!» И это тоже – настоящая причина! Человек боится покаяния. Дело в том, что «покаяться» - это значит «измениться». А человек иной раз так влюблен в себя, что ему не хочется перерастать свои грешки. И лень. Человек не хочет работать над собой, но понимает – в христианстве без этого нельзя. Христианин в идеале не только не убивает и не ворует, но и не завидует, не мстит, не сплетничает... Людям лень этому учиться и потому они не идут в Церковь.
И тут я слышу насмешливый вопрос из лагеря атеистов– да неужто вы и вправду такие? Не завидуете, не сплетничаете? Врете – вы ничуть не лучше нас! У вас попы на мерседесах! И Бруно вы сожгли! Вот!
Что тут сказать? Я стал верующим в 25 лет и потому могу сравнивать жизнь воцерковленных людей и невоцерковленных. Свидетельствую – люди, разделяющие жизнь Церкви, все же больше похожи на апостолов и на святых, чем люди, всю жизнь прожившие вне Церкви!
Хотя конечно – моральный и духовный уровень среднего прихода не дотягивает до Евангельского идеала. Почему? Потому, что в любом приходе есть люди разных духовных возрастов. Христос говорил, что «Царство Божие внутри вас» и сравнивал это Царство с горчичным зерном. А зерно растет, но растет постепенно!
Вот один человек – он в православии уже лет 30 и кое-чему научился. Не то, чтобы с него хоть сейчас икону пиши, но знакомые уже и не вспомнят, когда он сказал о ком-то дурное слово. Душевное устройство этого человека много выше, чем у любого невоцерковленного человека.
А вот другой человек – он в православии недавно. Он очень старается, но привычки прошлой жизни вне Церкви еще сильны в нем. Если он в хорошем расположении духа, то говорит и действует вполне по-христиански, но стоит задеть в нем какую-то чувствительную струнку, как следует гнев, крики...
Атеисты смеются над ним – какой ты после этого христианин?!
А действительно – какой он христианин? А обычный христианин в процессе становления. И для того, чтобы все получилось, ему нужны просто настойчивость, терпение и время.
А вот третья группа – они почти ничего не выносят из Церкви, просто потому, что пришли туда не ради Бога. К примеру – принесли причащать младенца, чтобы тот не болел. Конечно – хорошо, если младенец не болеет, но вообще-то идти в Церковь только за этим - это все равно, что использовать подъемный кран для того, чтобы поднять с земли спичечный коробок... Такие люди почти ничем не отличаются от невоцерковленных, но и они не безнадежны – благодаря частому соприкосновению с Церковью они могут постепенно дорасти до того, чтобы начать искать Бога ради Самого Бога.
Ну, а как все-таки быть с сожженным Бруно?
Да, конечно – история знает многих людей, у которых не получилось стать хорошими христианами. Некоторые из них оставили о себе недобрую память.
Но подумайте - неужели в Церкви кого-то учат брать пример с плохих христиан?!
Зайдите в любую церковную лавку и присмотритесь к предлагаемой литературе – вы увидите много житий святых. В них вы прочтете о мучениках и бессеребренниках, о молитвениках и нищелюбцах... Вот это – те примеры, следовать которым вас призывает Церковь. А инструкции о том, как получше приготовить костер под Бруно, в церковной лавке нет! К тому же не стоит забывать – советская атеистическая школа была, конечно, предвзятой. И потому историю о Бруно слышали все, а вот история о том, как настоятель Студийского монастыря Феодор в 812 году спас от смерти тысячи павликиан (убедив византийского императора Михаила Первого отменить за-кон, карающий смертью за принадлежность к этой секте) известна не многим. Но обратите внимание – именно Феодора Студита (а не убийц Бруно) Церковь считает святым!
Кстати, а знал ли Христос о том, что у Него будут плохие, недостойные ученики? Знал, конечно. Не поленитесь, прочтите главу 7 Евангелия от Матфея, где описывается грядущая картина Божьего Суда. Смысл прост – тому, кто только назывался христианином, но по-христиански не жил, рассчитывать на благую вечность не приходится. Но обратите внимание, на то, как начинается этот рассказ. «Не всякий, кто говорит мне «Господи! Господи!» (то есть – не каждый христианин) войдет в Царство Небесное» - говорит Христос (Мф. 7, 21). Но те, кто не говорят Христу «Господи, Господи» (то есть – не христиане) в этом отрывке вообще не упоминаются!
Почему так? В своем учении о спасении Церковь исходит из убеждения в том, что вечен только Бог. Отсюда вывод – для того, чтобы нам, людям, иметь жизнь вечную, нам необходимо стать «причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1, 4), то есть участвовать в жизни Бога. Господь и Бог Иисус Христос дает нам такую возможность – именно для этого Он и стал Человеком, претерпел смерть на кресте и воскрес из мертвых. Эта возможность мистически реализуется в Его Церкви - в церковных таинствах.
Хотите подробнее? Зайдите в ближайший православный Храм и спросите. У священника спросите, именно у него. И он объяснит.
Человек, не живущий жизнью Церкви, «к Богу не прилепляется», а потому на благую вечность рассчитывать не может. Так, к примеру, киевлянин не может рассчитывать просто так, ничего не делая, оказаться в Монреале или Сиднее. Ему как минимум надо купить билет и сесть в самолет!
Возникает вопрос – а если человек просто не мог стать христианином? Ну, скажем – родился в доколумбовой Америке, и просто не мог услышать о Христе, но жил по совести и, не зная Бога, любил и искал Его – может ли Бог своим всемогуществом восполнить то, чего этому человеку не хватает для вечности? Да – может! Мы ведь почитаем святыми ветхозаветных праведников, хотя они и не крестились, и не причащались, но лишь стремились к Богу всеми силами своей души!
Вот только сдается мне, это не должно как-то обнадеживать современного невоцерковленного россиянина, украинца или белоруса.
Согласитесь - любой, читающий эти строки, живет в стране, где для воцерковления нет никаких препятствий... Храмы открыты, гонений нет.
В общем, не нужно обольщаться – выбор такого человека жить вне Церкви есть выбор осознанный, ни о каких «так сложились обстоятельства» здесь и речи быть не может! Поэтому – готовьтесь к последствиям того, что вы осознанно сказали Христу и Его Церкви - «нет». Или спешите сказать Богу - «да», спешите разделить Его жизнь, пока есть возможность, пока вы сами еще здесь, еще живы, еще имеете возможность выбирать! За гробом выбора нет. Там – воздаяние, и что-то менять уже поздно. Кто не верит – внимательно прочтите евангельскую притчу о богаче и Лазаре.
Будем заканчивать. Я всех вас зову в Церковь, в Православную Церковь, потому что она и есть та Церковь, которую основал Иисус Христос. Я призываю всех стать христианами.
Да, в истории были плохие и христиане. Но лично мне они симпатичнее, чем просто неверы. Да, плохие христиане проиграли бой с собственными грехами, но они проиграли его как воины, вышедшие на бой и павшие в этом бою.
Неверы тоже проиграли этот бой, но проиграли как лентяи, которые поленились изменить свою жизнь.
Как слепцы, которые не заметили самого главного в жизни.