Дорогой, Константин!
Прочитала Ваше сообщение и хотя редко реагирую на то, что пишут на форуме, просто не смогла не ответить. Я тоже испытываю особые ощущения на исповеди в нашем храме, но другие. Однако начну не со своих ощущений, а с ответа на Ваши вопросы.
1.
В нашем храме накануне воскресной и праздничных Литургий всегда, как Вы и предлагаете, накануне вечером совершается исповедь. Причем начинается она в конце вечерней службы и продолжается довольно долго, так что порой и через час после окончания службы, батюшки еще остаются в храме. И многие действительно исповедуются вечером. Как правило, это те счастливые люди, которые смогли и на вечернюю службу выбраться, да еще и каноны и правило ко Причастию перед этим прочитать. Вот недавно один из наших священников, служивший в воскресенье раннюю Литургию, как раз делился со мной тем, что причастников было много, а исповедников на удивление мало. "Вероятно, - совершенно справедливо заметил он, - большинство исповедовались накануне вечером".
2.
В воскресные и праздничные дни исповедь действительно начинается в за полчаса до начала поздней Литургии, в 9.30 , и исповедующие священники порой даже строго так напоминают исповедникам, что приходить надо именно к началу исповеди, а не к началу Богослужения, чтобы успеть выслушать положенные перед исповедью молитвы, читаемые священником и предполагающие подготовку к Таинству.
3. А вот на третий момент Вы, на мой взгляд, указали справедливо.
В расписании, действительно не сложно указать, в какие дни после вечернего Богослужения предполагается исповедь, и во скольно начинается она в воскресные и праздничные дни. Посмотрим, как отнесутся к Вашему предложению наши батюшки.
А теперь - впечатления и ощущения
Мне показалось, исходя из названных Вами дат, что
вы ходите на Литургию по субботам. Вероятно, это связано с Вашим графиком работы или какими-то еще личными причинами. Именно поэтому Вы и не знаете о том, что бывает исповедь вечером и утром до Литургии. Вполне можно объяснить и то, отчего по будням такая практика предварительной исповеди не проводится. На буднях обычно бывает значительно меньше людей. Приходя в храм в среду-четверг, я редко заставала на богослужении больше 15-20 человек. Конечно, бывает по-разному. Вот в субботу утром не помню когда была. Разве что в тех случаях, когда праздник приходится на субботу. Не знаю о количестве исповедников конкретно в этот день недели.
Поскольку исповедников мало, второй священник выходит действительно в середине богослужения, а порой даже после "Верую" и, как правило, успевает всех исповедовать...
Но... не в этом собственно дело. А
решилась я написать потому, что меня удивили Ваши ощущения, но подумав, я вдруг поняла, что так, возможно чувствуют многие.
Прекрасно понимаю Ваше желание причаститься именно в этот день. Иногда действительно кажется, что и праздник будет не праздник, если не причастишься, и будешь себя чувствовать словно провинившийся школьник, которого лишили главного приза (простите за сравнение).
Но тут, во-первых, надо положиться на волю Божию и думать уж конечно не о том, успеет ли выйти священник и дойдет ли до тебя очередь... Ведь исповедь - это не аудиенция у начальника, который, когда рабочий день заканчивается, встает, хлопает дверью и уходит домой, не обращая внимания на длинную очередь в коридоре.
Исповедь - это наше покаянное чувство, с которым мы идем к Богу. И какими мы бы ни исповедовались: первыми, до начала Богослужения или даже накануне или самыми последними, Господь смотрит в наше сердце, и все остальное для него не Важно. Поверьте, если Господу угодно принять Ваше раскаяние и изъявление сердечной любви к нему, Он примет его, даже если Литургия уже кончилась, и Святые Дары останутся специально для Вас. Бояться надо другого: что на исповеди ты не будешь достаточно искренен, не будешь испытывать покаянного чувства, называя свои грехи священнику, будешь продолжать думать о ком-то плохо, сердиться и раздражаться... Вот что намного страшнее. А еще бояться того, что выслушав, священник может и не допустить до причастия (что вполне возможно и действительно случается). Вот это будет настоящее горе: отлучение от возможности приобщиться благодати Божией...
Я далеко не пример в этом смысле. Но для меня возможность постоять в длинной очереди на исповедь - настоящее счастье. И я всегда стараюсь исповедоваться намного позже, часто уже тогда, когда начинается причастие. "Стояние в очереди", о котором Вы пишете, для меня почти всегда, к сожалению, единственная возможность действительно глубоко заглянуть в себя, постараться увидеть причину того, отчего так тяжело, с таким трудом и такими маленькими шагами я приближаюсь к тому образу Божию, который где-то там во мне заключен. А порой на этом пути бывают и падения, и возвращение далеко назад... И... снова ужасный стыд оттого, что ты понимаешь, какой нужно быть, видишь достойные примеры, можешь дать кучу советов, но сам... в сотый и тысячный раз наступаешь на одни и те же грабли. И снова и снова стремишься к тому состоянию, когда проснувшись, ты можешь улыбнуться и искренне, с радостью, сказать: "Се день, его же созда Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!"
Знаете, читая Ваше сообщение, я поймала себя на мысли о том, что в те дни, когда исповедуюсь, я действительно больше бываю с Богом, чем на прочих Литургиях. Да, в прочие дни я стою впереди, слева от алтаря, мне все прекрасно видно и слышно, но мысли мои... порой очень далеко, иногда я даже думаю о том, как я не выспалась или что у меня болит, или что кто-то такой сякой плохой и даже во время пения "остави нам долги наша,якоже и мы оставляем должником нашим" тоже могу так думать. Могу болтать с рядом стоящими, так как богослужение, к сожалению, единственная возможность увидеться... По-разному бывает.
Но когда стоишь на исповеди, тебе кажется, что время бежит молниеносно, ты максимально сосредоточен, и руки холодеют от страха, что сейчас уже надо будет идти, а раскаиваюсь ли я на самом деле, а хочу ли я исправиться, а вижу ли я свои грехи или только буду произность что-то положенное для того, чтобы меня допустили к Причастию? И Евангелие и Апостол в эти дни, кажется, читают именно для тебя, и "Господи помилуй!" поют как-то по особенному и все стоящие рядом кажутся лучше тебя самого... Потому что нет того покаяния, которое очищает сердце и душу и делает возможным невозможное.
Так что, Константин, приходите на исповедь в субботу вечером или в воскресенье в 9.30, а если для Вас это неудобно - положитесь на волю Божию, и Он Вас никогда не оставит. И тогда каждый раз ваши друзья и родные смогут встречать Вас приветствием "С причастием Святых Христовых Таин!"