В Евангелии от Иоанна, глава 12, стих 25, Господь говорит ученикам:" Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную"
Вопросы:
1. В чем выражается любовь к своей душе?...
2. Как любовь к своей душе может погубить ее?...
3. Что значит ненавидеть душу свою?...
4. Как может ненависть к своей душе сохранить ее в жизнь вечную?...
------------------------
Спаси Господи...
######
Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
Так как Господь был близок к страданиям и знал, что ученики исполнятся печали, посему говорит: вы нисколько не должны печалиться о смерти Моей. Ибо если и сами вы не умрете, то для вас не будет никакой пользы. Да и всякий вообще человек, который любит настоящую жизнь и любит свою душу, то есть исполняет ее неуместные пожелания, когда угождает ей больше, чем должно, и не презирает смерти, - погубит ее. А кто ненавидит ее, то есть не служит ей и не преклоняется пред нею, тот сохранит ее в жизнь вечную. Желая показать, сколь строгое отвращение должно иметь к похотениям души, сказал: кто ненавидит. Мы не можем ни видеть лица, ни слышать голоса ненавидимых нами: так же должны относиться и к неразумным пожеланиям души, то есть ненавидеть их совершенною ненавистью. Словами: кто ненавидит душу свою "в мире сем" - показывает временность дела. Заповедь сия казалась убийственною и несообразною с любовью к жизни. Он смягчил ее прибавлением: "в мире сем". Я, говорит, не всегда повелеваю ненавидеть душу; но "в этом мире" неверном отвращайся ее, когда она предписывает тебе "творить неподобное" (Рим.1:28). Прибавляет и пользу: "сохранит ее в жизнь вечную"; возненавидишь на время, а сохранишь живой навеки для жизни божественной. Желая еще более убедить их презирать настоящую жизнь и ободрить против смерти, говорит: "кто Мне служит, Мне да последует", пусть будет готов к смерти так же, как Я. Ибо говорит здесь, о последовании Себе на самом деле. Потом предлагает и утешение: "где Я, там и слуга Мой будет". Где же Христос? На небесах. Ибо небесное и земное противоположны между собой. Кто любит быть на земле, тот не будет на небе, а кто избегает земного и мира сего, тот будет высоко и на небесах. "Кто Мне служит, того почтит Отец Мой". Не сказал: Я почту его, но: "Отец". Сим показывает Свое сродство с Ним. Ибо истинный Отец удостоит его чести, как слугу Своего истинного Сына. Сим вместе показывает и то, что Он не противник Богу. Ибо Бог и Отец не почтил бы того слугу, который противится Ему. Итак, не будем поставлять любовь к душе своей в том, чтобы хранить ее от опасностей за истину и не желать терпеть зла за добро; но, если мы слуги Христовы, отдадим ее в опасности за истину и, без сомнения, будем в том же состоянии, в каком ныне Христос; не говорю в божеском достоинстве, ибо Он по Природе Бог, но в том, чем может украситься природа человеческая; ибо Он - Бог по Естеству, а мы боги - по усыновлению и по благодати.
[JUSTIFY]" Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Матф. 22, 37 - 40).[/JUSTIFY][JUSTIFY]
Вопрос: Что значит "возлюбить...самого себя"?...[/JUSTIFY]
Возлюбить ближнего КАК самого себя, а не самого себя. Себе же мы никогда сознательно не желаем зла.
Приведенное Христом сравнение, говорит о минимуме ветхозаветной любви, как о стартовой точке, потому что по естеству родители, супруги могут любить своих детей и друг друга даже больше, чем самих себя. Это бывает и в дружбе.
Вообще же препарация цитат дело неблагодарное - нужно рассматривать Св. Писание целостно, чтобы было понятно как соотносится любовь к Богу, ближнему и самому себе. Эта правильная иерархия с Бога начинается (т.к. объективно в себе мы носим образ Божий, этот образ есть и в каждом нашем ближнем и дальнем человеке) и Богом венчается.
[JUSTIFY] " Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя ; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" ( Матф. 22, 37 - 40 ). [/JUSTIFY]
Правильно ли разуметь сию заповедь так: прежде, чем возлюбить ближнего, необходимо иметь любовь ко Господу Богу и к самому себе?...
Владимир Уралов пишет:
Правильно ли разуметь сию заповедь так: прежде, чем возлюбить ближнего, необходимо иметь любовь ко Господу Богу и к самому себе?...
Нет, не правильно. Читайте "Душеполезные поучения аввы Дорофея" - про образ: движение точек от окружности по радиусам к ее центру и как следствию - сокращению расстояния как между точками, так и до центра окружности. Бог - центр окружности, сама окружность - начало человеческой жизни, точки - мы, радиусы - жизненный путь, сокращение всех расстояний - возрастание любви к Богу и ближнему, единству с Ним и с ними.
А осознать свое богоподобие, достоинство можно только в Боге, и наоборот.
А еще есть "Троица" преп. Андрея Рублева, где все понятно без слов ...
"Богоугодно любить себя – это значит отвергнуться себя в своем падшем состоянии, взять свой жизненный крест и нести его вслед за Господом Иисусом Христом на свою Голгофу, где распяться для мира сего, а мир сей распять для себя.
Любить себя богоугодно – это значит ненавидеть грех и всячески очищаться о него покаянием.
Любить себя богоугодно – это значит пожалеть себя для вечности и все делать усердно для своего спасения.
Еф.5. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;чтобы представить ее Себе славною Церковью.не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.Так должны мужья любить своих жен, как свои тела:любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,потому что мы члены тела Его, Еф.5:33. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя;
(Блаж.Феофилакт)Впрочем, говорит..... должен каждый любить свою жену и лелеять, как самого себя. И не говори мне, что жена имеет тот или другой недостаток, потому что и в теле твоем много недостатков, например, вывихнутая рука, хромая нога, попорченный глаз – но ты не отсекаешь их, а еще большего удостаиваешь попечения.
Полное толкование этого места тут -
http://azbyka.ru/otechnik/?Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-k-efesjanam=5