Приветствую всех!
Хотелось бы обсудить тему, заодно услышать мнение наших священников
Вопрос собственно о Великом повечерии в праздник Рождества Христова - точнее накануне.
Как известно, в праздник Рождества Христова и Богоявления Всенощное бдение состоит не как обычно из Великой вечерни с литией, Утрени и Первого часа, а из Великого повечерия, Утрени и Первого часа. Произошло так потому, что Великая вечерня, согласно Уставу, уже служится вечером - на заходе солнца, - и соединяется с Литургией Василия Великого (на практике сейчас вечерня с Литургией служатся утром).
Великое повечерие, как известно, служба постовая, и предназначена для дней строгого поста - как то дни Великого поста, или же Рождественский и Крещенский сочельники. В прочие дни полагается служить Малое повечерие. И, по логике Устава, Великое повечерие накануне Рождества и Крещения является последней службой сочельника, где с момента выхода на литию начинается Бдение по праздничному чину. Однако, сегодня (когда вечерня с Литургией перенесена на утро, а повечерие не служится непосредственно после вечерни с Литургией) Великое повечерие накануне Рождества воспринимается как первая служба уже самого праздника, что полностью не соответствует ее покаянному содержанию. Это несоответствие было замечено еще в 12 веке, и уже в Типиконах 12-14 веков мы встречаем практику сокращения Великого повечерия в этих случаях. Так, сокращаться могли либо первые 6 псалмов до песнопения "С нами Бог" (которое, в таком случае, пелось непосредственно после начала повечерия), либо же вообще до момента выхода на литию (как в современной практике у греков).
В связи с этим возникает вопрос - не целесообразно ли сократить Великое повечерие под праздники Рождества и Крещения на эти 6 псалмов и "С нами Бог" петь сразу после обычного начала, дабы не перегружать праздничное богослужение чтением покаянных псалмов.
Хотелось бы обсудить тему, заодно услышать мнение наших священников
Вопрос собственно о Великом повечерии в праздник Рождества Христова - точнее накануне.
Как известно, в праздник Рождества Христова и Богоявления Всенощное бдение состоит не как обычно из Великой вечерни с литией, Утрени и Первого часа, а из Великого повечерия, Утрени и Первого часа. Произошло так потому, что Великая вечерня, согласно Уставу, уже служится вечером - на заходе солнца, - и соединяется с Литургией Василия Великого (на практике сейчас вечерня с Литургией служатся утром).
Великое повечерие, как известно, служба постовая, и предназначена для дней строгого поста - как то дни Великого поста, или же Рождественский и Крещенский сочельники. В прочие дни полагается служить Малое повечерие. И, по логике Устава, Великое повечерие накануне Рождества и Крещения является последней службой сочельника, где с момента выхода на литию начинается Бдение по праздничному чину. Однако, сегодня (когда вечерня с Литургией перенесена на утро, а повечерие не служится непосредственно после вечерни с Литургией) Великое повечерие накануне Рождества воспринимается как первая служба уже самого праздника, что полностью не соответствует ее покаянному содержанию. Это несоответствие было замечено еще в 12 веке, и уже в Типиконах 12-14 веков мы встречаем практику сокращения Великого повечерия в этих случаях. Так, сокращаться могли либо первые 6 псалмов до песнопения "С нами Бог" (которое, в таком случае, пелось непосредственно после начала повечерия), либо же вообще до момента выхода на литию (как в современной практике у греков).
В связи с этим возникает вопрос - не целесообразно ли сократить Великое повечерие под праздники Рождества и Крещения на эти 6 псалмов и "С нами Бог" петь сразу после обычного начала, дабы не перегружать праздничное богослужение чтением покаянных псалмов.