Мученица Людмила Чешская, княгиняКРАТКОЕ ЖИТИЕ МУЧЕНИЦЫ ЛЮДМИЛЫ, КНЯГИНИ ЧЕШСКОЙ

Свя­тая му­че­ни­ца Люд­ми­ла, кня­ги­ня Чеш­ская, бы­ла вы­да­на за­муж за Чеш­ско­го кня­зя Бо­ри­воя. Су­пру­ги при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние от свя­ти­те­ля Ме­фо­дия, ар­хи­епи­ско­па Мо­рав­ско­го, про­све­ти­те­ля сла­вян. Став хри­сти­а­на­ми, они про­яви­ли за­бо­ту о про­све­ще­нии све­том ис­тин­ной ве­ры сво­их под­дан­ных, стро­и­ли церк­ви и при­гла­ша­ли свя­щен­ни­ков для со­вер­ше­ния в них Бо­го­слу­же­ний. Князь Бо­ри­вой умер ра­но, 36-ти лет. Свя­тая Люд­ми­ла, остав­шись вдо­вой, ве­ла стро­гую, бла­го­че­сти­вую жизнь и про­дол­жа­ла за­бо­тить­ся о Церк­ви в прав­ле­ние ее сы­на Вра­ти­сла­ва, ко­то­рое про­дол­жа­лось 33 го­да. Вра­ти­слав был же­нат на Дра­го­мире, от нее имел сы­на Вя­че­сла­ва. По­сле смер­ти Вра­ти­сла­ва на пре­стол всту­пил 18-лет­ний Вя­че­слав. Поль­зу­ясь неопыт­но­стью и мо­ло­до­стью сво­е­го сы­на, Дра­го­мира на­ча­ла на­саж­дать в стране язы­че­ские обы­чаи и нра­вы. Свя­тая Люд­ми­ла вос­про­ти­ви­лась это­му. Дра­го­мира воз­не­на­ви­де­ла свою све­кровь и пы­та­лась по­гу­бить ее. Ко­гда свя­тая Люд­ми­ла уда­ли­лась в г. Те­чин, то Дра­го­мира по­до­сла­ла к ней двух бо­яр для убий­ства. В то вре­мя, ко­гда свя­тая Люд­ми­ла мо­ли­лась, убий­цы во­шли в дом и ис­пол­ни­ли по­ве­ле­ние Дра­го­миры. Мо­щи свя­той му­че­ни­цы Люд­ми­лы бы­ли по­гре­бе­ны в Те­чине у го­род­ской сте­ны. От ее гро­ба ста­ли со­вер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния. Князь Вя­че­слав пе­ре­нес те­ло свя­той Люд­ми­лы в Пра­гу и по­ло­жил его в церк­ви свя­то­го Ге­ор­гия.

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ МУЧЕНИЦЫ ЛЮДМИЛЫ, КНЯГИНИ ЧЕШСКОЙ

Бла­жен­ная Люд­ми­ла бы­ла ро­дом из Сер­бии, дочь Серб­ско­го кня­зя. Ее от­да­ли в за­му­же­ство Чеш­ско­му кня­зю Бо­ри­вою. В то вре­мя чеш­ский на­род еще не был кре­щен; сам князь Бо­ри­вой и его мо­ло­дая су­пру­га бы­ли языч­ни­ка­ми. По­сле сво­е­го бра­ка они уве­ро­ва­ли во Хри­ста и кре­сти­лись во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха; по­стро­и­ли церк­ви и по­ста­ви­ли при них свя­щен­ни­ков. У них бы­ли три сы­на и од­на дочь. Трид­ца­ти ше­сти лет от ро­ду Бо­ри­вой умер. Бла­жен­ная Люд­ми­ла пе­ре­но­си­ла свою пе­чаль с пол­ною пре­дан­но­стью во­ле Бо­жи­ей и всё свое иму­ще­ство раз­да­ва­ла ни­щим. Сын ее Вра­ти­слав всту­пил на пре­стол по­сле от­ца сво­е­го и пра­вил сво­им на­ро­дом трид­цать три го­да, по­сле че­го так­же скон­чал­ся. Власть взял в свои ру­ки Вя­че­слав, внук Люд­ми­лы. То­гда мать Вя­че­сла­ва воз­не­на­ви­де­ла све­кровь свою Люд­ми­лу и вся­че­ски ста­ра­лась по­гу­бить ее. Узнав о сем, Люд­ми­ла уда­ли­лась в го­род Те­чин. Сно­ха ее под­го­во­ри­ла двух бо­яр и по­сла­ла их в Те­чин, чтобы убить бла­жен­ную Люд­ми­лу. Эти два зло­дея, при­шед­ши ту­да, со­бра­ли во­круг се­бя мно­гих дру­гих по­доб­ных се­бе злых лю­дей. Ко­гда на­стал ве­чер, они окру­жи­ли двор и са­мый дво­рец, где на­хо­ди­лась бла­жен­ная Люд­ми­ла, раз­ло­ма­ли две­ри и во­шли внутрь двор­ца. Схва­тив св. кня­ги­ню, они на­бро­си­ли ве­рев­ку на ее шею и уда­ви­ли ее. Та­ко­вым об­ра­зом бла­жен­ная Люд­ми­ла, уго­див Бо­гу, по­стра­да­ла му­че­ни­че­ски; это слу­чи­лось в суб­бо­ту, в пер­вом ча­су но­чи; ей бы­ло то­гда от ро­ду шесть­де­сят один год. Бог про­сла­вил мно­ги­ми чу­де­са­ми ме­сто ее по­гре­бе­ния (она по­гре­бе­на бы­ла не в церк­ви, а под го­род­скою сте­ною): каж­дую ночь над тем ме­стом яв­ля­лись го­ря­щие све­чи; один сле­пец про­зрел, ко­гда при­кос­нул­ся зем­ли с мо­ги­лы св. Люд­ми­лы. Услы­шав о та­ко­вых чу­дес­ных зна­ме­ни­ях, внук ее Вя­че­слав со­вер­шил пе­ре­не­се­ние ее мо­щей в го­род Пра­гу и по­ло­жил их в церк­ви св. Ге­ор­гия, где и ныне они ис­то­ча­ют мно­го зна­ме­ний и чу­дес. Ока­ян­ная же мать Вя­че­сла­ва по­гиб­ла злою смер­тью[1].


При­ме­ча­ния

[1] Бла­жен­ная Люд­ми­ла, су­пру­га хри­сти­ан­ско­го кня­зя Че­хии Бо­ри­воя, жи­ла в кон­це IX и на­ча­ле X ве­ка. Она бы­ла баб­кою св. кня­зя Вя­че­сла­ва (926–935 гг., сын гер­цо­га Вра­ти­сла­ва и языч­ни­цы Дра­го­миры: был свя­той жиз­ни, лю­бим на­ро­дом и по смер­ти стал по­чи­тать­ся па­тро­ном стра­ны); Свя­тое Кре­ще­ние при­ня­ла вме­сте с сво­им су­пру­гом от св. рав­ноап­о­столь­но­го Ме­фо­дия, быв­ше­го то­гда ар­хи­епи­ско­пом со­сед­ствен­ной с Бо­ге­ми­ей Мо­ра­вии; по смер­ти су­пру­га, жи­вя в сто­ли­це Че­хии Пра­ге, тща­тель­но вос­пи­ты­ва­ла в ис­ти­нах ве­ры вну­ка сво­е­го кн. Вя­че­сла­ва. Му­че­ни­че­скую кон­чи­ну св. Люд­ми­ла при­я­ла по на­ве­там невест­ки сво­ей Дра­го­миры, воз­вра­тив­шей­ся к язы­че­ству, в 927 го­ду. При гроб­ни­це ее со­вер­ша­лись зна­ме­ния и чу­де­са; мол­ва о них по­ну­ди­ла кня­зя Вя­че­сла­ва тор­же­ствен­но пе­ре­не­сти нетлен­ное те­ло ее в Пра­гу в со­ору­жен­ную его от­цом цер­ковь св. ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. Вско­ре по­сле се­го она бы­ла ка­но­ни­зи­ро­ва­на и с тех пор счи­та­ет­ся по­кро­ви­тель­ни­цею Че­хии.

Материал взят с сайта Азбука веры


Возврат к списку